Учеба  ->  Высшее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Пожизненная исповедь труду

Человек в истории

Когда учительница предложила мне участвовать в конкурсе, я задумалась, о ком бы я могла рассказать. И вдруг мне в голову пришла идея - мой прадед! Замечательный человек с необыкновенной судьбой. Он прошел тяжелый путь от простого деревенского юноши до вице - президента Всесоюзного общества СССР - Великобритания. Его имя - Алексей Сергеевич Радов (см. Приложение №4). Он всю жизнь был патриотом, любил свою Родину и свой народ. Все его труды были направлены на помощь своей стране и людям, живущим на этой земле. И в холод, и в зной он был верен своему делу. Алексей Сергеевич пережил и пламя революций, и страшные времена Великой Отечественной Войны.

Мне было очень интересно узнать своем родственнике, поэтому я решила узнать поподробнее о его жизни.

Ведущим методом моего исследования является анализ, так как в основу работы легли автобиографические документы А. С. Радова и рассказы моей бабушки и мамы. Полученные данные мне пришлось изучить и систематизировать. Также пришлось ознакомиться с некоторыми научными терминами, опрелделения которых я взяла из Википедии - свободной энциклопедии

Начало пути

Алексей Сергеевич Радов родился в большой крестьянской семье в совхозе Лотошино Волоколамского уезда Московской губернии. В семье его отца было 13 человек детей, трое из них умерли в младенчестве от болезней. Старшие дети были вынуждены помогать родителям дома и в поле, чтобы не умереть с голода. С 14 лет Алексею Сергеевичу пришлось в сезон летних сельскохозяйственных работ трудиться поденно в совхозе. Затем его привлекли на пасеку помощником пчеловода, а через год он уже ею заведовал. Пасека имела 60 пчелиных семей. Тем не менее, работа не помешала ему закончить семилетку. В 1926 г. Алексей Сергеевич окончил уездную среднюю девятилетнюю школу города Волоколамска и поступил по конкурсу на агрономический факультет Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева.

Тимирязевка

Первые два года учебы в Тимирязевке моему прадеду приходилось совмещать с работой в качестве грузчика, так как на первых курсах стипендия была довольно небольшой.

На первом курсе они получали в месяц 19 рулей, из которых 9 рублей стоили обеденные талоны на целый месяц. В студенческой столовой можно было только один раз пообедать, а завтракать и ужинать приходилось в комнате общежития. Такие завтраки ограничивались большей частью кружкой кипяченой воды с сахаром и хлебом. И даже при таком скромном питании стипендии всегда не хватало и приходилось подрабатывать на железнодорожных станциях или вокзалах на разгрузке и загрузке вагонов.

Учеба в студенческие года проходила так: посещение лекций было необязательно, учета посещаемости не вели. Но для большинства студентов лекции являлись необходимыми и нужными, их посещали с огромным удовольствием. Аудитории не всегда вмещали желающих послушать лекции, которые оставляли неизгладимое впечатление в памяти студентов, к тому же их проводили уважаемые всеми профессора. Мой прадед, Алексей Сергеевич Радов даже не мог предполагать тогда, что когда-нибудь станет одним из них. Лекции раскрывали тайны наук, на них познавались законы земледелия, величие человека в преобразовании природы, сложность сельскохозяйственного производства, секреты получения высоких урожаев, перспективы развития нашей страны и зарубежных государств.

Алексей Сергеевич с удовлетворением вспоминал интереснейшие лекции профессоров и академиков: Талиева по ботанике, Кульмана по физике, Кулагина по зоологии и пчеловодству, Каблукова по неорганической химии, Орлова по геодезии, Болдырева по вредителям сельского хозяйства, Демьянова по органической химии, Вильямса по почвоведению, Леонтовича по физиологии животных, Худяхова по физиологии растений, Буткевича по микробиологии, Багданова по общей зоотехнии, Лискуна по частной зоотехнии, Дояренко по общему земледелию и опытному делу,

Примечание: Зоотехния (от греч. zoon - животное, живое существои греч. téchnē - искусство, мастерство) - наука о разведении, кормлении, содержании и правильном использовании сельскохозяйственных животных для получения от них возможно большего количества высококачественной продукции при наименьших затратах труда и средств.

Прянишникова по агрономии и частному земледелию, Шулова по прядильным культурам, Дмитриева по луговодству, Эдельштейна по овощеводству, Фабританта по агропомощи, Чаянова А. В. по организации сельского хозяйства, Жегалова по селекции и некоторых других. Ведь каждый из лекторов имел свои особенности при чтении лекций, свою своеобразную методику изложения и сопровождаемую иллюстрацию своей дисциплины. В их лекциях отображался большой практический опыт, они зажигали интерес к агрономическим наукам, теория и практика казалась неотделимой, они заставляли агрономически мыслить, вызывали размышления о будущей роли агронома. Лекции заряжали будущей профессией агронома. Прадед вспоминал, что в юности он мечтал быть лесоводом, подавал заявление на лесное отделение. Прослушанные лекции заставили забыть его неосознанное тяготение к лесной специальности, она оказалась в тени специальности агронома. А. С. Радов захотел не просто быть агрономом - быть пытливым человеком, научиться искать новое, изучать многие вопросы, которые ставили перед ними на лекциях его незабываемые учителя.

Научные студенческие кружки

Интерес к агрономии дополнялся работой в научных студенческих кружках на кафедрах. На первом курсе Алексей Сергеевич с большим интересом работал в кружке естествознания, руководимом профессором В. И. Талиевым.

В. И. Талиев неоднакратно бывал у нас в области, проводил свои исследования на Дону, по Хопру, иловле, в междуречье Волги и Иловли. Его особенно интересовала флора меловых обнажений юга европейской чавсти России, которой он посвятил специальную работу Растительность меловых обнажений Южной России.

Агроно́м - специалист сельского хозяйства с высшим образованием, обладающий всесторонними знаниями в области агрономии.

Агроно́мия - наука сельскохозяйственного производства, представляет собой комплекс разнообразных наук и занимается исследованием всех явлений, имеющих значение в сельском хозяйстве.

Студенты прослушали много лекций, из которых черпали дополнительные знания по эволюции растительного мира. Осталась незабываемой экскурсия вместе с профессором Талиевым в пойму р. Оки, за Серпуховым. Там, в течение недели, участники кружка познавали многообразную флору этой живописной долины, собрали гербарии и тем самым обогатили свои знания. По его же совету группа кружковцев в количестве 15 человек после окончания первого курса совершила экскурсию в Крым и прошла пешим порядком в течение июня месяца 1927 года маршрут от Севастополя до Гурзуфа, знакомясь с прибрежной флорой того живописного края, наблюдая за работой в плодовых садах и на виноградных плантациях.

На первом же курсе прадед факультативно прослушал курсы по пчеловодству, на которых лекции читал профессор Н. М. Кулагин. С ним же совершили экскурсию на Тульскую опытную станцию по пчеловодству, которая находилась недалеко от Ясной Поляны усадьбы Л. Н. Толстого. После лекций сдавали экзамен по пчеловодству, на основании чего получили удостоверение инструктора.

На втором курсе Алексей Сергеевич перешел в кружок агропомощи населению, которым руководил профессор Фабрикант. В этом кружке они познавали многообразие агрономической работы. Помимо заседания кружка, обычно по воскресным дням, организовывали экскурсии ознакомления с подмосковными агроучастками, лучшими фермами, совхозами, посещали опытные научно-исследовательские станции (Долгопрудное опытное поле, Люберецкое опытное поле, Грибовскую опытную станцию, опытное поле по картофелю и другие. )

Многие работы Кулагина посвящены вопросам прикладной энтомологии, делу защиты растений от вредных насекомых. Кулагин был также крупным общественным деятелем в области пчеловодства. В продолжение многих лет он заведовал пасекой Тимирязевской сельскохозяйственной академии, состоял редактором <<Русского пчеловодного листка>> и был участником пчеловодных съездов и конференций, в том числе Всеславянских съездов по пчеловодству.

После окончания второго курса в 1928 году члены кружка агропомощи населению совершали экскурсию по маршруту: Ярославль - Вологда - Пермь - Свердловск - Омск - Новосибирск - Самара - Нижний Новгород - Москва. Они посещали опытные сельскохозяйственные станции, сельскохозяйственные институты (Вологодский, Пермский, Омский, Кинельский), агроучастки, фермы и совхозы. Эта экскурсия обогатила знания молодых людей, и они ясно представили многообразие сельского хозяйства того времени. Особенно на них произвело большое впечатление сельское хозяйство Западной Сибири, ее просторы, богатство черноземных почв, трудолюбие крестьян, их стремление создать новую кооперативную форму хозяйств типа <<Коммуна>>. Студенты также побывали в крупных, только что организованных в то время, зерновых совхозах.

На третьем курсе их увлек своими лекциями профессор А. Г. Дояренко, и молодые люди стали дополнительно заниматься под его руководством в кружке опытного дела. Сборы всегда проходили на опытном поле по субботам. Весной, как только можно было ходить по полям, Алексей Григорьевич сразу вел участников кружка на опытное поле, показывая и рассказывая о способах обработки почв, об аналитических и синтетических полевых опытах, демонстрируя все это в натуре. Такие занятия всегда затягивались до поздней ночи.

Практика

После третьего курса А. С. Радов сезонную практику проходил на льняной опытной станции, руководимой профессором И. Л. Шуловым и старшим ассистентом А. Н. Клечетовым. В первых числах сентября 1933 года, после уборки, группа сезонных и годовых практикантов организовала экскурсию в Северную Азию, Закавказье, Северный Кавказ. Ими был осуществлен следующий маршрут: Ташкент - Самарканд - Бухара - Полторацк (Ашхабад) и их окрестности. Посещали все опытные учреждения, где знакомились с возделыванием хлопчатника и новых лубяных (кенафа, кендыря) и других южных культур.

Дальше их путь лежал через Красноводск - Баку - Кировобад - Тбилиси - Батуми - Зеленый мыс. Обратный путь проходил по Военно-Грузинской дороге - Владикавказ - Меральные воды - Пятигорск - Железноводск - Ростов-на-Дону - Харьков - Москва.

Маршрут был исключительно интересен и разнообразен, он позволил участникам похода ознакомиться со своеобразием сельского хозяйства и памятниками древней культуры Средней Азии, с районами субтропиков Черноморского Побережья Закавказья, с природой и достопримечательностями всего Кавказа. Экскурсия оставила неизгладимое впечатление.

Последний четвертый курс прерывался поездками в Ленинградскую и Ярославскую область, для проведения так называемой <<сплошной коллективизации>> и оказания помощи молодым, вновь организуемым колхозам.

Особенности обучения

Заслуживают внимания лабораторные занятия, организованные в то время по принципу самостоятельного их выполнения, особенно по аналитической химии (качественный и количественный анализ), органической и агрономической химии, вне расписания. Согласно очереди студенты получали в химической лаборатории место на лабораторном столе, с набором реактивов и посуды. Самостоятельно готовились к выполнению заданий. Готовность к выполнению заданий проверял прикрепленный преподаватель. Выполнив лабораторную работу, получали новое задание. Учащиеся работали в лабораториях в отдельные дни с 8 часов утра и до 1 часа ночи, с перерывом на обед и ужин, если в эти дни не было лекционных и других занятий. Алексею Сергеевичу пришлось качественный анализ выполнять в течение четырех месяцев, количественный и другие анализы не менее чем по 2 месяца. После выполнения всех заданий обычно преподаватель проводил отчетную беседу по всем работам, после чего проставлялся зачет в экзаменационной книжке. В те годы учебы не было специальных экзаменационных сессий. Экзамены принимались после окончания чтения лекций и выполнения лабораторного практикума, в течение всего учебного года, один раз в неделю. Запись на сдачу экзаменов проводилась в деканате не раньше, как за две недели до сдачи экзаменов. При провале экзамена разрешалась повторная сдача, но не раньше как после двух недель. Для перехода на следующий курс требовалось сдать минимум экзаменов. Несколько экзаменов разрешалось сдавать в начале нового учебного года. Многие студенты стремились сдать максимум экзаменов в тот же учебный год, чтоб не было задолженности и спокойно можно было уезжать на летние каникулы или на практику. Вышеуказанная система организации всей учебной работы их вполне удовлетворяла, она воспитывала и вырабатывала методы самостоятельной работы в познании агрономических дисциплин, носила творческий характер, приучала к организованности, дисциплине, настойчивости, развивала пытливость и стремление быть творческим специалистом сельского хозяйства.

В общественной жизни студенчества большую роль играли партийная, комсомольская и профсоюзная организации Тимирязевки. Это были подлинные штабы общественной жизни. Активность чувствовалась во всех этих организациях, они дополняли друг друга при руководящей роли парткома. Назначение на стипендию, организация культурного отдыха, активизация и вовлечение всех студентов в общественную жизнь, вовлечение в научные кружки, организация экскурсий, выдвижение кандидатов на сезонную и годовую практику в опытные учреждения академии, в предметные комиссии, назначение старост групп - все это проходило при самом активном участии этих трех общественных организаций.

Тимирязевка для будущей деятельности моего прадеда дала все, что способствовало его дальнейшему росту в научной и педагогической деятельности. Где бы он не работал, какие бы не выполнял поручения, всегда оправдывал доверие, которым его наградила Тимирязевка.

Трудовая деятельность

Перед окончанием академии Алексея Сергеевича приказом с 1 апреля 1930 года назначили годовым практикантом на льняную опытную станцию. В конце 1930 года на базе льняной опытной станции был создан Всесоюзной научно-исследовательский институт льна, куда всех сотрудников станции зачислили в должности младших или старших научных сотрудников. В этом же 1930 году Алексей Сергеевич женился на девушке из крестьянской семьи Татьяне Сергеевне Королевой. В 1931 году институт льна был переведен в г. Торжок Калининской области, где родилась первая дочь Галина, в 1935 году там же родилась вторая дочь Ольга, моя бабушка.

Проработав один год в качестве научного сотрудника, А. С. Радову поступил в аспирантуру по агрохимии в том же институте. В те годы аспирантура была 2-х годичная. После окончания (в 1933 году) он был зачислен старшим научным сотрудником по внедрению и изучению систем удобрения в льняных севооборотах.

Изучение систем удобрения мой прадед организовал как на опытном поле института в стационарных условиях 8-ми польного севооборота, так и по всей опытной сети (Смоленской, Псковской, Кировской, Пермской, Новосибирской и Томской опытных станциях и опорных пунктах). Одновременно он осуществлял на базе льноводных совхозов и колхозов изучение и внедрение сплошной химизации.

Результаты изучения и внедрения системы удобрения на базе сплошной химизации колхоза <<Знамя Труда>> Торжокского района Калининской области в течение 1934 -36 годов позволило Алексею Сергеевичу оформить диссертацию на соискание ученой степени кандидата сельскохозяйственных наук и успешно ее защитить в 1937 году на ученом совете факультета агрохимии и почвоведения Московской сельскохозяйственной академии имени Тимирязева.

Примечание: Севооборо́т - научно обоснованное чередование сельскохозяйственных культур и паров во времени и на территории или только во времени.

А. С. Радов в своих научных работах писал, что колхоз <<Знамя Труда>>, освоив травопольно-льняной севооборот и систему удобрения за 2 года добился в 2-3 раза более высоких урожаев льна (до 8 центнеров с гектара льноволокна), озимой ржи (до 25 центнеров с гектара ), клевера (50 центнеров сена с гектара), картофеля (250 центнеров с гектара) и других культур. В 1939 году колхоз был достойным участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Впервые в этом колхозе на площади 1,7 гектаров получено 11 центнеров льноволокна с одного гектара.

В 1939 году Алексей Сергеевич был избран по конкурсу и. о. заведующего кафедрой агрохимии вновь организованного в 1936 г. Новосибирского СХИ, а в 1940 г. утвержден в научном звании доцента. В этом же институте проработал 8 лет в качестве зав. кафедрой агрохимии, при одновременном выполнении в течение 2 лет обязанностей декана агрономического факультета и 6-ти лет зам. директора по учебной и научной работе. В Новосибирском институте научная работа продолжалась по изучению питания и удобрения льна-долгунца, сахарной свеклы с учетом почвенно-климатических условий Западной Сибири.

В 1947 г. А. С. Радов был переведен в Кировский СХИ на должность зав. кафедрой агрохимии и почвоведения и по совместительству деканом агрономического факультета. Научная работа продолжалась по изучению питания и удобрений льна-долгунца в условиях Северо-востока европейской части СССР. В этом же году родилась третья дочь Лидия.

В Кировском СХИ по данным 20-ти летних исследований была завершена его диссертация на соискание ученой степени доктора с. х. науки по вопросу << О системе удобрения в травопольных севооборотах льняной водной зоны СССР в связи с особенностями питания льна-долгунца>>, которая успешно была защищена в 1952 г. в Латвийской с. х. академии.

Примечание: Лен -долгунец - травянистое однолетнее растение. Стебель его прямой, голый, в верхней части ветвистый. Цветы собранны в верхушечную метелку, венчик из пяти синих обратнояйцевидных лепестков. Плод - сферическая коробочка, которая раскрывается пятью швами. Семена сплющено-яйцевидные, светло-коричневые, с блеском. Цветет в начале лета. Растет в культуре по всей территории Украины, Белоруссии, большей части России. Культивируется как важное масляное и волокнистое растение.

В звании профессора Алексей Сергеевич был утвержден в 1953 г.

Приказом по Министерству культуры мой прадед в 1953 г. был назначен директором Сталинградского СХИ и заведующим кафедрой агрохимии. На должности директора и ректора СХИ он находился до декабря 1961 г.

Если до 1953 г. его научная работа протекала в основном в зонах нечерноземья, то с 1954 года она была продолжена в зоне Юго-Востока Нижнего Поволжья, где агрохимия была в зачаточном состоянии.

Это был еще более творческий период научной деятельности, сочетающийся с большой административной работой, с выполнением партийных и общественно-государственных (депутат горсовета и Облсовета) обязанностей. Здесь Алексею Сергеевичу пришлось заново начинать работу по изучению агрохимических свойств черноземов, каштановых и солонцовых почв, их отзывчивости на удобрения, питательный режим, удобрения отдельных культур, систем удобрения в севооборотах, а так же изучать отходы промышленности в качестве удобрений, химическую мелиорацию солонцовых почв и устанавливать биохимические провинции по потребности в микроэлементах.

Издание научной литературы

Одновременно было уделено большое внимание разработке методических вопросов по агрохимии. Был издан <<практикум по агрохимии>>, который рекомендован Главкому в качестве учебного пособия для агрохимических специальностей с. х. вузов, журнал по разработке системы удобрения в севооборотах для выполнения курсовой работы, рабочая тетрадь для выполнения заданий лабораторного практикума по агрохимии,

Примечание: Мелиора́ция (лат. melioratio) - комплекс организационно-хозяйственных и технических мероприятий по улучшению гидрологических, почвенных и агроклиматических условий с целью повышения эффективности использования земельных и водных ресурсов для получения высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур. Мелиорация отличается от обычных агротехнических приёмов длительным и более интенсивным воздействием на объекты мелиорации. Основные виды мелиорации: гидротехническая, химическая, агролесомелиорация, культуртехнические работы. Выбор вида мелиорации зависит от природно-хозяйственных условий территории; как правило, применяют комплекс мелиоративных мероприятий учебное пособие для слушателей факультета повышения квалификации << Теоретические основы агрохимии и особенности применения удобрений в Нижнем Поволжье>>.

Результаты научных исследований докладывались на научных конференциях института, на региональных совещаниях Поволжья, ЧЦО и Северного Кавказа, на сессиях ВАСХНИЛ и АН СССР, на Всесоюзных съездах почвоведов (Харьков, Тарту, Алма-Ата), на специальных Всесоюзных совещаниях в Омске, Москве, Куйбышеве, Горьком, Днепротровске, Уфе, Ташкенте, Ленинграде и широко публиковались в периодической печати - в журналах: <<Агрохимия>>, <<Почвоведение>>, <<Земледелие>>, <<Степные просторы>>, <<Кукуруза>>, <<Овощи и картофель>>, <<Вестник с. х. науки>>, <<Химия в с. х.>>, в газете <<Сельская жизнь>>, <<Волгоградская правда>>, а так же в трудах институтов, ВАСХНИЛ и отдельных сборниках, издавались отдельные брошюры и монографии.

Всего за годы многолетнего труда было издано 280 научных работ, трудов и статей. В течение всей научно-педагогической деятельности было подготовлено 30 кандидатов и четыре доктора наук.

В 1968 году Алексею Сергеевичу Радову присвоили звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

Его успешная научно-педагогическая деятельность неразрывно была связана с большой общественной работой, начиная с двадцатых годов с момента в поступления в комсомол (1922г. )

Работая в вузах, прадед избирался членом партбюро, членом парткома, райкома, в течение 10 лет был членом Волгоградского Обкома КПСС, депутатом Горсовета, пять созывов избирался делегатом Волгоградского Облсовета и председателем с. х. комиссии при Облисполкоме.

Примечание: ВАСХНИЛ (акроним, произносится <<васхни́л>>) - Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени Ленина. Высшее научное сельскохозяйственное учреждение СССР, основана в 1929, в 1992 прекратила свое существование в связи с распадом СССР. В соответствии с указом президента РФ от 30 января 1992 года <<О Российской Академии сельскохозяйственных наук>> была создана новая Российская академия сельскохозяйственных наук на базе уже имеющейся Всероссийской академии сельхознаук и ВАСХНИЛ. ВАСХНИЛ провела свою последнюю сессию 4 февраля 1992 года, просуществовав 62 года, 7 месяцев и 10 дней.

Многие годы был Вице-президентом Всесоюзного и председателем областного общества СССР - Великобритания, зам. председателя областного отделения общества <<Знание>>, членом Центрального Совета Всесоюзного и председателем областного отделения общества почвоведов.

В 1956 году был избран делегатом ХХ съезда КПСС.

Также являлся членом проблемного Совета по микроэлементам АН СССР, членом проблемного Совета по изучению и внедрению систем удобрения ВИУА, членом секции агрохимии при отделении химизации и земледелия ВАСХНИЛ.

Награды

За научно-педагогическую и общественную работу правительство наградило А. С. Радова двумя орденами <<Трудового Красного Знамени>>, орденом << Знак Почета>>, четырьмя медалями (<<За доблестный Труд>>, <<За освоение целины>>, << В ознаменование 100-летия со дня рождения Ленина>>, <<30 лет Победы над фашистской Германией>>).

Министерство сельского хозяйства СССР наградило двумя значками <<Отличник сельского хозяйства>>.

Министерство Высшего образования СССР - медалью <<Мичурина>> и нагрудным знаком <<Отличник Высшей школы>>.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)