Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Православные Храмы города Карасука

Вот строится дом, школа, магазин. В данном случае есть заказчик, сроки строительства, смета. А в случае с возведением храма. Кто решает вопрос о возведении храма, разрабатывает проект здания, из каких фондов выделяются средства, и какую роль играет храм в социуме города? Я при выполнении работы решала следующие задачи:

1. Ознакомиться с отношением к религиозному наследию в разные исторические периоды. 2. Изучить процесс от решения о строительстве Храма до его открытия. 3Рассмотреть роль подвижников в восстановлении православных традиций в городе и районе. В период подготовки материала для работы я пришла к выводу: что Возведение Храмов, сохранение Духовного наследия дело не только меценатов, сподвижников, прихожан и священников. Представители местной власти, высокопоставленные чиновники, избранники народные – депутаты должны понять, что Храм- это центры единения, культуры, своеобразные аккумуляторы народного духа Я считаю, что решением проблемы восстановления и строительства Храмов осуществляется патриотическое воспитание подрастающего поколения и духовное возрождение россиян.

В юбилейный год 85-летия Карасукского района,55-летия города Карасука, мою работу можно использовать на внеклассных мероприятиях, уроках Культуры народов Сибири. По материалам работы проводятся уроки в Воскресной школе при Храме во имя Святого Апостола Андрея Первозванного.

В основу моей работы легли архивные видеосъемки Карасук ТВ, интервью со священником о. Алексеем, информационный материал, собранный послушником храма святого Апостола Андрея Первозванного Александром, фактический материал районного Краеведческого музея.

Результаты исследования приведены в мультимедийной презентации, видео- ролике.

Историческая справка

Крещение Руси

Мне говорят: Россия погибает,

Но не погибнет Русь моя вовек,

Пока из пепла храмы поднимает

Великий русский человек.

Крещение Киева, а за ним остальной Руси, открывает новую жизнь для восточных славян и делается исходным, пунктом их славной истории. Церковь оказала величайшее влияние на объединение Руси в одно государство. Не только славянские, но и другие племена, жившие в Восточной Европе, с распространением среди них православия, сливались во едино с русским народом. Умиротворяющее воздействуя во время междоусобий, Церковь в то же время внушала сознание, что русский народ есть, един и посему должен составлять во всем одно целое. Духовными же центрами ее были монастыри, церкви. Религией была проникнута вся русская культура, материальное и духовное наследие многих поколений. Митрополит, позже патриарх всея Руси, был вторым лицом в стране после государя. В бой, русские полки шли под православными знаменами с изображениями Святого Спаса. Несмотря на жесточайшие преследования, церковь оставалась духовным центром единения народа.

Распространение православия в Сибири

Русское православие в Сибири берет свое начало со времен появления в ней казаков-землепроходцев из европейской части России, представлявших собой дружину Ермака, покорившего Сибирь в 16 веке. Имеются исторические данные о том, что в походной часовне Ермака имелись иконы Николая Чудотворца - покровителя путешествующих, и Архангела Михаила, защитника и покровителя православного воинства. Одним из девизов освоения Сибири был и просвещение коренных народов светом православной веры. Поэтому с собой казаки-первопроходцы также привезли икону Крещения. «Оттоле осияв Солнце немеркнущее Евангельское, землю Сибирскую, и псаломский гром огласи и быть в Сибирской земле вера христианская, и поставишася церкви в городах» писал сибирский писатель Савва Есипов.

В городах и острогах стали строить храмы, а в устье реки Тобол появился первый в Сибири православный Тобольский Знаменский монастырь, положивший начало монашескому подвигу в Сибири. На долгие годы Тобольск становится христианским центром всей Сибири и к началу XVIII века сибирская митрополия объединяла более 200 церквей и 38 монастырей.

В 1834 году была образована Томская епархия, в состав которой входили храмы, расположенные на территории современной Новосибирской области, Томской области, Алтая. Православная вера всегда была неотъемлемой частью жизни русского народа, поэтому абсолютное большинство приезжих были крещеными людьми. В каждом доме, каждой семье имелись иконы, народ придерживался традиционных обычаев, совершал христианские праздники. Постепенно возникла необходимость строительства церквей. Храмы являлись единственными духовными и культурными очагами в селах. При них образовывались первые церковно-приходские школы, где обучались грамоте дети и взрослые. К сожалению, до нас не дошли данные о том, где точно был, воздвигнут первый в районе Божий Храм.

На сегодняшний день установлено, что старейшей являлась Свято - Троицкая церковь в селе Благодатное. Большинство церквей действовали еще в 20 – х годах прошлого века, пережили Гражданскую войну и были закрыты в 1930-х годах. Некоторые священнослужители подверглись репрессиям.

Власть и Церковь к 90г XX в

До 1993 года на территории района не имелось ни одного храма. Первые Божественные Литургии, после многих десятилетий были проведены в г. Карасуке, в частном доме по ул. Котовского.

Карасук, как населенный пункт был основан в 1912 году. Из истории известно, что развитие и рост Карасука во многом определило строительство железной дороги в направлении южных районов Западной Сибири. В 1905 году был рассмотрен проект строительства дороги, а с 1913 года в здешних местах начали проводиться изыскательные работы. Летом 1916 года первый поезд огласил своим гудком степные просторы. На станции Карасук до революции проживало не более 400 человек. Церкви и молитвенного дома здесь не было. А после революции и Гражданской войны как мы знаем, новые церкви уже не строились. Кроме того, к концу 30 – х годов прошлого столетия все ранее существовавшие церкви на территории района были закрыты. 3 июня 1954 года Карасук получил статус города районного подчинения. Город быстро рос и строился, постепенно становясь крупным транспортным узлом в Западной Сибири. К началу 90 – х годов население Карасука достигло 30 тысяч человек. А храма все не было Многие десятилетия верующие, а это были в основном старушки, молились дома, собираясь по большим православным праздникам на чьей – нибудь квартире.

Начало 90-хгодов ознаменовалось коренным изменениями в отношениях государственной власти и Церкви. Возобновились богослужения в храмах Московского Кремля, восстанавливается Храм Христа Спасителя, активно открываются новые епархии, приходы, монастыри. К 2003году на территории РФ действовало 161955 приходов,614 монастырей,5духовных академий, 2православных университета, 32 семинарии.

Свято-Владимирская церковь в г. Карасуке

Православная община.

До 1993 года в г. Карасуке не имелось здания церкви. Православным верующим приходилось чаще всего ездить на церковные службы, а также креститься в храмах г. Славгорода, либо Новосибирска. В 80-х, начале 90-х годов люди также собирались для молитвы по воскресным и праздничным дням, в частном доме. Это происходило на ул. Котовского, 90 у Анастасии Сысоевны Гусаковой. Именно там постепенно формировалась будущая православная община. Верующие вели сбор подписей с просьбой в Новосибирское Епархиальное Управление о выделении хотя бы временного священника. В 1991 году из Новосибирска был прислан священник Владимир Николаевич Луговой. Приезжал он по выходным дням для совершения церковных служб и треб и являлся временно окормляющим православной общины. 15 марта 1991 года приходское собрание Свято-Владимирской общины г. Карасука единогласно приняло Устав православного Свято-Владимирского прихода Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Было образовано религиозное объединение и передано заявление начальнику отдела юстиции Новосибирского облисполкома об официальной регистрации. Также верующие направили прошение Преосвященнейшему Епископу Новосибирскому и Барнаульскому Тихону, в котором смиренно просили Владыку взять общину в состав церквей Московского Патриархата и назначить постоянного священника для Карасука. 25 марта Епископ Тихон подписал указ об образовании нового прихода в составе Новосибирской епархии Русской Православной Церкви. А уже 27 марта Исполнительный комитет Карасукского районного Совета народных депутатов принял решение о регистрации Свято – Владимирской церкви в г. Карасуке. В г. Карасуке с трудом удалось получить помещение бывшей телевизионной мастерской, ветхое здание 1924 года постройки, по адресу Луначарского, 4, в центре города. Уже в День Святой Троицы о. Алексий прибыл в город. Началось проводиться регулярное Богослужение в г. Карасуке и прикрепленных для временного окормления православных общин Баганского и Краснозерского районов. Совершались Богослужения, освящения и прочие требы, параллельно проводилась работа с руководством администраций районов о выделении помещений под церкви жилья для священника.

Первое Богослужение в этом помещении было совершено на праздник Сретения Господня в 1993 году. Внутреннее благоукрашение и устроение делалось за счет общины. Приходилось обращаться к руководителям местных предприятий и организаций за спонсорской поддержкой. Усилиями священника и прихожан в церковной ограде была сооружена колокольня. 29 июля 1997 года металлическая конструкция колокольни была установлена, в фундамент залито 10 куб. метров бетона. А 2 августа, в день памяти Божия Илии, жители города впервые услышал колокольный звон.

В сентябре 1997 года из учителей Карасукской музыкальной школы организовался новый клирос, были приобретены ноты, улучшилось благолепие церковных служб. Люди жертвовали старинные иконы, которые в течение десятилетий хранились по домам и квартирам верующих.

5 июня 1992 г. Архиепископ Новосибирский и Барнаульский Тихон подписал указ о назначении священника Алексия Тюменцева настоятелем Князь – Владимирской церкви города Карасук.

Священник Алексей Нестерович Тюменцев

Родился 26 марта 1945 г. в городе Новосибирске.

В семидесятые годы Алексей Нестерович окончил Московский Университет искусств, отделение изобразительного искусства, факультет станковой живописи и графики. Работал художником, оформляя различные заказы для организаций и предприятий города Новосибирска, и с начала сознательной жизни он стал посещать церковные службы, учился читать и жить по-церковному. Алексей являлся послушником в Вознесенском Кафедральном Соборе и Александра – Невском Соборе г. Новосибирска. Дослужился до иподиакона, однако художественная специальность не давала спокойно служить в Божьем Храме. Очень часто и на длительные сроки отвлекали военкомат и другие предприятия, на которых требовалась художественно – оформительская работа.

В марте 1992 года Епископ Новосибирский и Томский Тихон рукоположил Алексея сначала в диакона. После трех недель, в Великий Четверток 23 апреля диакон Алексий был рукоположен в сан иерея и через месяц направлен настоятелем Прихода во имя святого князя Владимира в город Карасук. Одновременно на него возлагается окормление православных общин Баганского и Краснозерского районов с целью организации подготовки приезда молодых священников, выделения помещений для приходов, где могли бы совершаться Богослужения.

Церковь - культурно просветительский центр города

Налаживалось взаимодействие между церковью и районной администрацией, отделами образования, культуры, начали совершаться встречи-беседы с учащимися, рабочими и служащими города и района. Организовано посещения Детского дома и Дома ветеранов в Карасуке. В 1998 году о. Алексий с хором певчих организовали поездки по селам и деревням района. Помощь в предоставлении автобуса оказали глава администрации и отдел культуры. В течение двух месяцев в районе проводился Духовный концерт, в котором использовались церковные песнопения. Также были отслужены молебны, панихиды, совершалось крещение желающих и другие требы. А 26 апреля в Карасукском краеведческом музее был проведен вечер «Русской иконы» с выступлением хора певчих и беседой о русской иконе. После многих лет атеизма на карасукской земле возрождалась церковная жизнь и православная вера. Тысячи людей (свыше 8,5 тысяч человек), в период с 1993 по октябрь 2006 года приняли в Свято – Владимирском приходе Святое Крещение.

С 1992 года в Карасуке начала свою работу воскресная школа. В виду отсутствия помещения, занятия, которые посещали вначале от 10 до 15 человек, проводились в детской школе искусств. После передачи здания бывшей телемастерской в собственность православного Прихода, занятия стали регулярно проходить в помещении храма. 24 мая 2002 года Новосибирская епархия возглавила общероссийские торжества, посвящение Дню славянской письменности и культуры. В столицу Сибири прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В городе Карасуке в этот день служились Молебны славянским учителям, святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, был проведен Крестный ход от церкви к учреждениям краеведческого музея и районной библиотеке.

9 мая 2005 года приход принимал участие в торжествах по случаю 60 - летия Победы в Великой Отечественной войне. Уже сложилась многолетняя традиция, по которой ежегодно в День Победы, в Храме утром служится панихида по убиенным воинам, жизнь свою за Веру, Отечество и народ положивших в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. После заупокойной службы прихожане и церковнослужители, во главе со священником участвуют в митинге на центральной площади и шествии к Мемориалу Славы, у которого батюшка поет «Вечную память» усопшим воинам, после чего объявляется минута молчания. В 2003 г. был освящен памятник и мемориальные доски с именами павших в годы войны жителей с. Кучугур, а в 2008 году – отреставрированный памятник воинам в центре Карасука. Также начинает складываться традиция совершать «Вечную память» 15 февраля у памятника воинам – интернационалистам, погибшим во время войны в Афганистане и в Чеченской трагедии.

Ежегодно с 2000 г. , в конце мая совместно с пограничниками совершается Крестный ход вдоль границе с Республикой Казахстан. В нём принимают участие священники и церковнослужители Юго-Западного благочинного округа епархии во главе с благочинным игуменом Феодосием. Во время Крестного хода посещаются заставы, комендатуры и контрольно-пропускные пункты.

Храм во имя Святого Апостола Андрея Первозванного

Решение вопроса о возведении Храма

Начало 1999 года ознаменовалось инициативой строительства нового Храма. О. Алексий провел несколько встреч с руководителями предприятий, имеющих возможность оказать посильную помощь в строительстве. Получив от них поддержку батюшка, в начале февраля направил письмо в Администрацию района, в котором просил выделить участок под строительство, с учетом мнения прихожан и жителей города. Было предложено два участка, один из которых, в центре города, за памятником расстрелянным во время Гражданской войны, хорошо подходил для строительства, так как имел заложенный фундамент. Однако здесь разгорелись споры. В районной газете «Наша Жизнь» появились многочисленные статьи как сторонников строительства Храма в центре города, так и тех, кто хотел видеть на этом месте Дом культуры или карусели, а церковь построить вообще на окраине. Было собрано более 600 подписей за выделение этого участка. 19 сессия городского Совета депутатов большинством голосов приняла решение направить письмо к главе Администрации с этой просьбой. Глава муниципального образования П. Г. Парыгин распорядился создать рабочую комиссию по выбору земельного участка

Моральное и материальное участие жителей города в возведении Храма

Во время предвыборной компании в Государственную Думу 1999 года, батюшке удалось встретиться и познакомиться с кандидатом в депутаты, Президентом фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного Мельником Александром Владимировичем, который пообещал оказать поддержку в строительстве нового храма, в случае его названия в честь Апостола Андрея Первозванного.

В 1999 году руководство отделения железной дороги приняло решение выделить место для церкви, по улице Союзной, в микрорайоне «Черемушки». Там было совершено освящение, заложен камень, поставлен закладной Крест. Но через некоторое время оказалось, что по проекту на этом месте намечено строительство нового спортивного комплекса «Молодость», который и был открыт в 2004 году.

В этом же году приход попытался своими силами, с помощью спонсоров начать строительство нового Храма. Однако дело двигалось медленно, а заложенный фундамент архитектурно-планировочное бюро признало не пригодным для возведения здания церкви. 24 августа 2005 года священник Алексий Тюменцев направил письмо Президенту фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного Мельнику А. В. , в котором уведомил его о присвоении, согласно ранее достигнутой договоренности, названия Храму в честь Всехвального Апостола Андрея Первозванного.

В октябре того же года постановлением Главы района Александра Павловича Гофмана был образован попечительский совет по организации строительства церкви. В него вошли руководители местных органов власти, предприятий и организаций, совета ветеранов, некоторые частные предприниматели. В состав совета от православной общественности был включен отец Алексий.

Строительство Храма

С 10 января 2006 года началась работа по закладке фундамента Храма. Спонсорскую поддержку оказывали многие организации, предприятия, школы, детские сады, частные предприниматели, население города и района. По инициативе священника Алексия Тюменцева в церкви проводился сбор пожертвований на «кирпичики». Люди могли внести свой вклад в святое дело строительства нового Храма, внося определенную сумму на «кирпичик». Каждому выдавался памятный бланк с изображением Храма и святого Апостола Андрея на лицевой стороне, а на обратной стороне изображался кирпич, на котором записывалось имя жертвователя. После этого церковнослужители на строительной площадке подписывали кирпичи, и они вкладывались в церковные стены. Так были вложены свыше 1000 «кирпичиков». Многие совершали свой вклад семьями. Для кого-то может показаться это необычным, но пожертвования на строительство православной церкви вносили даже мусульмане и те люди, которые еще недавно казались безразличные к вере

Большую и неоценимую помощь в возведении нового Храма внесли Западно-Сибирская железная дорога и Фонд Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного. Долгожданная церковь, о которой много лет мечтали карасукские верующие, была построена в рекордно короткие сроки – за 9 месяцев.

Утром 10 октября 2006 года состоялось освящение куполов, крестов и колоколов, которые были установлены на Храм 11 октября.

Открытие Храма Святого Апостола Андрея Первозванного

26 октября 2006 года новый Храм был открыт и освящен Архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном. На открытии присутствовали священники, представители Администрации Новосибирской области, Карасукского района, Западно-Сибирской Железной дороги, Фонда Святого Всехвального Апостола Андрея Первозванного и множество народа.

. Редко какое событие у нас происходит при таком скоплении народа – уже к 10 часам утра Храм был полностью заполнен горожанами. Не все желающие смогли поместиться внутри церкви, но первое Богослужение они увидели: на улице был установлен большой телевизор. Его Высокопреосвященство, Архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона, встречали хлебом – солью. Владыка совершил освящение и выступил с продолжительной речью, в которой поздравил всех с открытием великолепного Храма, а также отметил вклад каждого в святое дело строительства. «Пусть такая же красота будет у вас в душе» - вот его пожелание жителям Карасука.

Храм во имя Святого Апостола Андрея Первозванного становится местом сосредоточения духовной жизни города Карасука и всего района. В нем проводятся многочисленные экскурсии с учащимися школ и других учебных заведений, детским домом, условно осужденными несовершеннолетними. Происходит взаимодействие с отделами образования и культуры, краеведческим музеем.

Причтовый дом при Храме во имя Святого Апостола Андрея Первозванного

Решение о строительстве Причтового дома было принято попечительским Советом по строительству Храма во имя Святого Апостола Андрея Первозванного в г. Карасуке, в 2006 году. Руководство попечительского Совета и Приходского Совета Свято – Владимирской церкви обратилось через средства массовой информации к населению города и района с просьбой об оказании посильной помощи в строительстве Причтового дома. Сотни людей откликнулись на это предложение. 20 февраля 2008 г. Губернатором Новосибирской области В. А. Толоконским при новом Храме было открыто здание Причтового дома, в котором разместились кабинет священника, класс Воскресной школы, бухгалтерия, трапезная (столовая для служащих церкви, учащихся Воскресной школы и голодных нищих) и другие подсобные хозяйственные помещения.

Воскресная школа является церковным учебным заведением, занимающимся духовно-просветительской деятельностью. Здесь преподаются Закон Божий (Священная история Ветхого и Нового Заветов, история Церкви) Православная культура, Литургика (изучение Богослужений) и церковно-славянский язык. Занятия проходят по воскресеньям с 13 ч. Основной контингент учащихся составляют дети 10 - 14 лет, приходят и взрослые. По мере возможности ученики обеспечиваются учебниками и другой духовной литературой. Воспитание подрастающего поколения на основе отечественных христианских традиций особенно актуально в наше нелегкое время.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)