Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Православные храмы родного края

Читая книгу о Н. И. Троицком, я нашёл упоминания о приходе на территории Ленинского района. Это меня заинтересовало, и я решил узнать побольше о жизни этого прихода в 19 веке.

В настоящее время на этом месте нет ни церкви, ни деревень, только едва различимые фундаменты, сильно заросшие травой и действующий погост.

Церковь называлась Рождество Пресвятой Богородицы.

О ней дважды упоминает в работе «Сто лет бытия Тульской епархии»- тульский историк и богослов Н. И. Троицкий.

Как член Императорского Московского Археологического общества, он занимался поиском памятников истории по Тульской губернии. С этой целью в конце 19 века он и побывал в селе Семёновском Тульского уезда.

Описывая быт сельских священников, в качестве примера приводит описание жизни священника этой церкви.

Н. И. Троицкий отличает простую, даже упрошенную бытовую обстановку, в которой, жил отец Михаил.

«Небольшой домик в три окна, необходимые постройки вокруг него. Незатейливая каждодневная пища. Строгая церковная жизнь: речь с постоянным употреблением церковно-славянских слов, пение псалмов, строгое соблюдение церковных уставов».

«В страдную пору священник выходил на луг с косой. Особая черта сельских священников - поучать не только словом, но и делом». Он имел своё хозяйство.

Говоря о благотворительности во имя Христа - он упоминает церковь Семёновского прихода, которая была построена на частное пожертвование.

«Строительство храмов, украшение их - это возложение своей малой лепты на алтарь Божий, как прихожан, так и священнослужителей и помещиков»

Упоминания о маленькой (в сравнении с церквями села Яковлева, она имела неприметный внешний вид) сельской церкви, он подчёркивает о неразделимости обыденности и возвышенности, типичности и святости.

Место расположения

Село Семёновское находилось на территории сегодняшнего Ленинского района. В церковный приход входило три деревни: д. Бурково, д. Кутепово, д. Сальково. Деревни и село располагались вдоль старой дороги Тула - Алексин, которая была оживлённой до 80 годов 19 века.

А затем её значение стало падать, в Алексин стали ездить по новому шоссе. Деревни располагались с левой стороны, а Семеновское с правой стороны. Недалеко протекала речка Нюховка и проходила железная дорога из Тулы в Алексин.

Кто строил церковь

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы была построена в 1809 году.

В «Истории Тульской епархии» указывается, что новый храм был построен взамен старого деревянного, который разобрали из-за ветхости. Обычно храм строился на самом видном месте, и старались использовать «намоленное место» на фундаментах старых.

Деньги на постройку пожертвовал помещик М. Н. Хвощинский. В приходе жили его крепостные крестьяне, а в селе дворовые.

Построена она была быстро, за два года. Освящена в сентябре 1809 года. Строителями били крестьяне, а руководил работами мастер из Тулы.

Семья Хвощинских была довольно известна в уезде и в губернском городе. Сыновья помещика были участниками войны 1812 года. А после войны активно участвовали в общественной жизни: входили в попечительский совет богоугодных заведений Тульского уезда.

Как складывалось отношение между крепостными крестьянами и помещиком не известно. Но духовное состояние и воспитание крестьян в его деятельности стояло не на последнем месте.

Расположение храма

В очерке «Сто лет бытия Тульской епархии» Н. И. Троицкий упоминает о месте расположения храма, как очень удачном и красивом.

«По склону холма располагалось оно. Дома дворовых, которые сбегали с косогора прямо к дороге. В высшей точке стояла церковь. Деревья скрывали часть здания, но купол выглядывал из-за них, блестел на солнце крест. Всё это божественная красота на фоне природы».

Архитектура

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – небольшая, она не выделялась архитектурным стилем, внешними и внутренними украшениями. Стены сложены из кирпича и оштукатурены. Форма кубическая.

Крыша скатная с луковичной главкой - покрытой железом и покрашенной в синий цвет.

При ней не было колокольни, она была летней и зимой не открывалась. Перед входом - паперть, которая поднималась на три порожка. Вокруг простая деревянная ограда.

Приход состоял из двух человек: священника и псаломщика. Земли при ней имелось: усадебной – три десятины, пахотной - пять десятин, шесть десятин под кустарником. В приходе хоронили священнослужителей.

Внутреннее убранство храма

В церкви был один придел, посвящённый Рождеству Пресвятой Богородицы.

Главная икона – Богоматерь Казанская, самая любимая и чтимая в народе. Все иконы этого типа считаются чудотворными.

Были ещё несколько икон, посвящённых богородническому культу. Это - Владимирская, «Введение во храм Богородицы», «Благовещение», плащаница с изображением Богородицы в гробу: 21 сентября в приходе был особо чтимый престольный праздник- это праздник Рождества Пресвятой Богородицы, или Малая пречистая.

Богоматерь считалась покровительницей женщин, поэтому особенно много было в это день женщин и девушек, детей.

Церковно-приходская школа

При церкви была школа. Священник обучал детей грамоте, письму. Занятия проходили в церковной сторожке. Дети учились только в зимнее время. За это время одолевали кириллицу, начинали читать Псалтырь. По епархиальному уставу учить детей была обязанность священника.

Приобщать к божьему слову без чтения священных слов было нельзя.

Так что церковь Рождества была ещё и местом приобщения к духовности, распространения грамотности, формирования мировоззрения.

Церковь простояла без малого почти сто лет. Но население прихода стало уменьшаться. Прихожане стали уезжать в город, переселятся ближе к железной дороге, предприятиям. В 1900 году приход был закрыт, церковь опечатана и также закрыта. Иконы и церковная утварь из неё была вывезена в город Алексин, а уже в 30 годы 20 века была разобрана на хозяйственные нужды ближайших колхозов.

По определённым предметам можно определить место расположение церковного здания.

Маленькая, скромная сельская церковь, именно этим привлёкшая внимание Н. И. Троицкого, долгое время являлась источником простоты и величия Божественного. И даже воспоминание о ней рождает особое почтение и смирение.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)