Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Православные святыни Ярославля

Православие составляет основу нашей русской культуры. Все наши духовные ценности пронизаны христианскими идеями. И возрождение православия в России является важнейшим и необходимым процессом.

При этом особо важно формировать духовность и нравственность с самого раннего возраста.

По инициативе Губернатора Ярославской области Сергея Вахрукова, наш регион вошел в российскую экспериментальную программу, в рамках которой в школах страны будут вводиться ряд новых предметов по духовно-нравственному воспитанию. В рамках этого курса планируют сделать три модуля: история и основы культуры одной из традиционных религий (православие, ислам, буддизм, иудаизм); история основных мировых религий; основы светской этики. Школьники смогут сами выбрать, по какому из трех модулей будут проходить обучение.

Я считаю, что такие нововведения необходимы современным школьникам, ученики должны иметь возможности познакомиться с самыми различными мировоззрениями, существующими в России и в мире. А тем более - с нравственными нормами и культурным содержанием традиционных религий. Эти нормы и культурные основы формировали страну - и без их освоения невозможно понять ни нашу историю, ни наш менталитет, ни то, почему мы такие, какие мы есть.

Однако для знакомства с нашей православной культурой и её историей необходимо собрать материалы, которые позволят дать представление о наших духовных традициях и проиллюстрируют историю и современность Ярославской церкви. Именно этим определяется актуальность моего реферата, в котором я постаралась собрать сведения о долгой истории развития Ярославской епархии, и о современном положении церкви в Ярославской области.

Задача реферата – кратко осветить историю Ярославской епархии в её соотношении с отечественной историей и рассказать о некоторых святынях Ярославской земли, которые хранятся в Толгском монастыре.

Итак, что мы знаем о нашей Ярославской епархии?

В октябре 2006 года Ярославской епархии исполнилось1015 лет со времен ее основания. И все эти века, годы, приняв веру христианскую, молился православный люд. В больших, поднебесных храмах и в самых маленьких домишках, все вместе и в одиночестве. Зажигали свечи и творили молитву. И еще трудились, много, изо дня в день, созидая каждый в малом. Создавали величественные храмы и монастыри, писали невиданной красоты иконы, и лики на них казались сошедшими с небес, лили звонкие колокола. Переживали лютые времена вражеских нашествий и годы отчаяния и холодного атеизма. И снова молились. О здравии самых родных и близких, о Родине и благоденствии. Растили детей и провожали в последний путь стариков. Отпевали, святили куличи и несли свою лепту в храм Божий. И так все повторялось за веком век. И так будет всегда, как каменщик выкладывает каждый кирпичик к кирпичику - выстраивали свою жизнь. Те, кто жил с верой, тем было легче. Брались с молитвой за любые дела, а уж Господь помогал - может быть, поэтому так много здесь величественных храмов.

И так сильна была вера, что родила, взрастила Ярославская земля своих святых. Составили они целым сонмом* славу земную и славу небесную. Значит, жива вера.

Сонм - сход, съезд, собор, собрание, сборище, сходбище; либо толпа, куча народа. Народное сонмище, вече, сходка. Христос учил на сонмищах, где люди сходились; или сонмище, храм, синагога, жидовская школа. Сонм ангелов. Народ пришел всем сонмом.

Утверждение православия на Ярославской земле

В нашей стране строительство государственности было неразрывно связано с утверждением Православия. С первых десятилетий распространения христианства на Руси равноапостольными проповедниками веры выступали великие князья. Древняя летопись сообщает о том, что святой Владимир повелел приводить к крещению людей по всем градам и весям.

Население нашего края крестилось сразу после Киева и Новгорода. В X в. административным и торговым центром обширной территории от верховьев Волги до Белоозера был Ростов. Сюда в 991 г. с проповедью Евангелия прибыл святитель митрополит Михаил (988-992) с Добрынею, дядей великого кн. Владимира, Анастасом, корсунским священником, и еще четырьмя священниками, среди которых был Феодор, родом из Греции. Именно он, приняв сан епископа, возглавил учрежденную тогда же в Ростове Великом кафедру. Благовестительная миссия митрополита и его спутников сопровождалась крещением «бесчисленного множества людей», созданием церквей, рукоположением пресвитеров* и диаконов*, устройством клира*. Воскресенская летопись повествует об этом так: « Того ж(991) лета поставлена в Ростове церковь дубовая Успения Богородицы первым епископом Федором гречином»». Первая церковь простояла 168 лет до пожара 1160 г.

В Суздальском крае, входившем тогда в состав Ростовской области, проповедь Евангелия прозвучало из уст самого великого князя Владимира в 992 г. Первые русские князья-христиане строили храмы на свои средства. Так, Ярослав Мудрый, покорив своей волей язычников, живших в месте слияния Волги и Которосли, в 1010 году основал город Ярославль, первым строением которого стал деревянный храм во имя Пророка Илии. Многие историки Русской Церкви признавали, что в то время в Ростовской земле проповедовали и другие подвижники христианства, среди которых выделялся преподобный Авраамий Ростовский.

Пресви́тер( от греч. «старейшина, глава общины») - древнейшееканоническое(то есть усвоенное древним церковным законодательством - правиламиапостолов, вселенских и поместных соборов) название второй степени христианского таинствасвященства.

Диа́кон(разг. дья́кон ;от греч. - служитель)- лицо, проходящее церковноеслужение на первой, низшей степенисвященства.

Клир(от греч. - жребий) - вхристианстве- духовенство, как особое сословие отличное от мирян.

Кафедра- вхристианскойцеркви почётное местоепископа, также символ епископской власти.

Их духовные подвиги сопровождались явлением чудес, что убеждало местных жителей в истинности православия. Так, преподобный Авраамий, сам от рождения будучи язычником получил по молитве Христу исцеление от тяжкой болезни, уверовал и крестился, а затем обратил в истинную веру чудь, проживавшую у озера Неро и поклонявшуюся «скотьему богу Велесу». По своим молитвам он удостоился ведения святого евангелиста Иоанна Богослова, который вручил ему жезл для сокрушения идола. По благословлению ростовского епископа Феодора преподобный поставил на месте явление святого Иона Богослова церковь во имя Апостола и Евангелиста, а на месте сокрушенного идола устроил церковь во имя Богоявления и общежительную обитель при ней. Преподобный Авраамий был возведен в сан архимандрита уже вторым ростовским епископом Илларионом после того, как обитель подверглась разорению и поджогу со стороны язычников, но выстояла и приумножилась иконами. Позднее Авраамиев монастырь признавался не только одним из древнейших, но и высшим по своему духовному значению в северо-восточной Руси.

По преданию, в XVI веке, отправляясь походом на Казань, Иоанн Грозный побывал в Ростове и взял жезл, которым был сокрушен языческий идол. Одержав победу над Казанью, царь в благодарность заложил в Авраамиевом монастыре храм Богоявления, существующий до сих пор.

Трудности, с которыми встретились первые ростовские епископы и проповедники, выражались в упорном сопротивлении неславянских племен истиной вере.

Так, языческое население края, изгнавшее двух первых епископов, Феодора и Иллариона, не хотела принимать и третьего – Леонтия, первого поставленного на Ростовскую кафедру в 1054 году монаха Киево-Печерского монастыря, проходившего послушания под духовным руководством преподобных Антония и Феодосия. Новый епископ был изгнан из Ростова, но проявил терпение и кротость; поселился загородом, построил небольшой деревянный храм во имя Архангела Михаила и продолжал проповедовать Веру Христову. В «Сказании о Леонтии Ростовском» так описывается деятельность просветителя и апостола Ростовской земли: Он убеждал людей ласково, как младенцев, отказаться от идольского наваждения и уверовать, поклоняться Святой Троице. Старики же, закоснев в своем неверии, не внимали его поучениям». Тогда он стал учить молодых, собирать в церковь детей, наставлять их в Православной Вере и крестить. Родители — язычники чинили препятствия, даже подвергали побоям и мучениям святителя. Однажды они собрались толпой и, вооружившись, направились к собору, чтобы убить миссионера. В полном святительском облачении, с крестом в руках, в окружении причта св. Леонтий вышел навстречу язычникам. Его твердость и спокойствие перед лицом смерти возымели действие, возбужденная толпа стихла и стала слушать благодатное слово. Многие приняли крещение.

Более шестнадцати лет возглавлял св. Леонтий Ростовскую кафедру и 1073 году в ходе восстания, вспыхнувшего в Ростовской земле под предводительством двух волхвов*, он принял мученическую кончину. Нетленные мощи епископа были обретены спустя почти 100 лет в 1164 году.

О современной жизни Ярославской епархии можно сказать следующее: ее богатое духовное прошлое не служит обузой для видения, как раз наоборот, в Ярославской епархии остро ощущаешь, что подвиг равноапостольного Леонтия, преодоление невежества и язычеств, просвещение молодежи, детей близок и понятен современному духовенству. Словом, на каждый вопрос, который ставит нам современность, мы можем найти ответ в богатом духовном опыте Ярославской и Ростовской епархии.

В сонме 93 архиереев, правивших епархией на протяжении более чем 1000-летней истории, небесной славой сияют имена 24 святителей и многих видных иерархов Церкви, среди которых святитель Феодор, племянник преподобного Сергия, святитель Димитрий Ростовский, святитель Арсений (Мацеевич), святитель Филарет (Дроздов), митрополит Филарет (Амфитеатров), архиепископ Ионафан (Руднев) и многие другие. Из Ярославской земли три архипастыря были призваны к Патриаршему служению: св. Патриарх Иов, Патриарх Филарет (Романов) и св. Патриарх Тихон.

Они все разные. Каждый по-разному управлял обширной епархией, выбирал свои приоритеты, каждый был велик и прост. Каждый жил жизнью, принадлежащей Церкви. И каждый внес свой вклад в историю Ярославской епархии.

Сегодня Ярославская епархия насчитывает в своем составе около 300 приходов и 18 монастырей, 11 подворий и скит, Духовную семинарию, 5 православных гимназий, школу звонарей, иконописную и регентскую школы. При педагогическом университете открыто отделение теологии. В настоящий момент Ярославской епархией управляет 93-й архиерей, архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Он был назначен на кафедру в октябре 2002года. На примере этого краткого экскурса в историю Ярославской епархии мы видим, что судьба нашей ярославской церкви тесно сплелась с историей всего русского православия и неразрывно связана с исторической судьбой России. Ярославская земля дала нашей стране и святых, и праведников. И сейчас, когда православие в нашей стране возрождается, Ярославская земля оказывается одним из тех регионов, где возрождение православной культуры и христианских традиций происходит с наибольшей активностью и воодушевлением.

Волхвы(древнерусск. «кудесники», «волшебники», «гадатели»)— мудрецы, илимаги, пользовавшиеся большим влиянием в древности. Мудростьисилаих заключалась в приписываемых им знаниях различных тайн, недоступных обыкновенным людям.

Экскурсия по дому Богородицы на Волге

Свято - Введенский Толгский монастырь в своей истории насчитывает без малого семь веков. Явление чудотворной иконы Богоматери положило начало его основанию в 1314 году. Прошлому и настоящему славной обители и посвящена эта глава.

Произнесите ВОЛ – ГА, ТОЛ – ГА. Слышите, как будто медленно набегает на берег волна, устроенная подплывающим теплоходом. Это особая песня реки, часто не слышимая людьми. Теплоходик приплывает к Толге – так называется его очередная остановка. Сошедшая на берег толпа сразу рассеивается: кто-то поворачивает на свою дачу, кто-то отправляется в монастырь. Людская вереница тянется к обители. Раньше многие в монастырь попадали водным путем, теперь по-разному, чаще по асфальтовой дороге. За окном автомобиля красивый среднерусский пейзаж. Вдалеке виден белый храм. Поворот. И до монастыря недалеко. Но раскинувшимися вокруг просторами, лучше любоваться с реки.

Волга шумит как это было много столетий назад, монотонно повторяя свою песню. А Толгу не слышно стало. Толга – речушка гораздо меньше матушки Волги (их и сравнить - то нельзя), известная тем, что имя иконе Божией Матери и монастырю дала.

Уже 690 лет украшает землю русскую Свято – Введенский Толгский монастырь. Царица небесная никогда не оставляла его, подавая инокам одобрение и утешение. В дали времени обитель, основанная за один день, была мужской. Но с 1987 года, когда монастырь, один из первых в бывшем Советском Союзе, передали после семидесятилетнего запустения Русской Православной Церкви, возрождать иноческую жизнь в древних стенах и начинать все сначала стали женщины. Может, потому, что в женщинах более сохранилась вера, несмотря на гонения на религию в годы Советской власти.

Сама передача монастыря происходила в канун 1000-летия крещения Руси. По традиции, юбилеи в России примиряют самые сложные конфликты и противоречия. Круглая дата в России больше, чем просто юбилей.

Зимой в Толгском монастыре тихо и спокойно – как скованная льдами Волга, погружается он в дремоту. Мерно идет там жизнь день за днем. Мало что нарушает привычные монастырские будни и строгий распорядок. Рано утром будят колокола, и начинается круговорот забот. Ближе к ночи он всегда останавливается. Другие скорости вступают в силу летом, жизнь движется быстрее, количество послушаний у сестер увеличивается в несколько раз. Многочисленные цветы на территории надо обиходить и сено в дождливое лето убрать.

Теплица, огород, грядки, нескончаемая стройка и реставрация, к этому прибавляется поток туристов и паломников – все ложится на плечи сестер во главе с матушкой настоятельницей.

Игумению Варвару (Александра Ильинична Третьяк) за глаза называют электростанцией, она всегда в движении, умеет всех захватить идеей, зажечь. Ни себе не даст спуску, ни другим. Мать Варвара – пример молитвенного горения духа к Богу, всегда посещает все церковные службы. Очень любит красивое церковное пение, часто сама поет. Строго следит за исполнением богослужебного устава.

В конце июня травы уже подошли, косить надо. Сестры все устали за долгие рабочие будни. Матушка – настоятельница занималась весь день делами, совершила визит в Переславль, под вечер попала в свою обитель. Переоделась, взяла косу и вместе со всеми отправилась сено убирать. Все уставшие воодушевились.

Полагаются в обители на волю Божию да на помощь Царицы Небесной. А сена в этом году много заготовили. Скотина голодной не останется. В селе Введенском Ярославской области открыто подворье Толгского монастыря. На протяжении десятилетия монахини налаживают хозяйство: скотный двор, птичник

Прошло уже больше пятнадцати лет, как обитель передана Церкви. Конечно, развалины уже в прошлом. Не верится сейчас, что Крестовоздвиженский храм представлял собой одни руины галерея, соединяющая его с Введенским собором, отсутствовала вовсе. Но дел по восстановлению монастыря у матушки с сестрами все равно много.

Людской ручеек к Толге не прекращается никогда. Приезжают и по Волге, и автотранспортом, доходят пешком. В несколько раз увеличивается количество паломников, туристов в летние месяцы.

Рассказывает монахиня Смарагда: «Летом просто с ног сбиваемся, экскурсии проводить некому. Но всегда справляемся. Господь помогает». В монастыре специально разработана экскурсионная программа. У десяти насельниц монастыря есть особые послушания – они экскурсоводы. Встречают, принимают паломников и туристов. Не торопясь, начинают рассказ о далеком прошлом здешних мест, о становлении обители, о ее славных и скорбных годах. Экскурсия начинается традиционно, строго, как однажды в 1314 году местный владыка Трифон, объезжая епархию, остановился на ночлег на правом берегу Волги, напротив устья Толги. В полночь владыку разбудил яркий свет. Он поднялся, взял свой архиерейский посох и, обойдя спящую безмятежным сном стражу, вышел из шатра. Его взору предстала удивительная картина: за рекой, над лесом возвышался огненный столп, а через реку был перекинут мост, которого не было несколько часов назад. Благоговейно помолившись, святитель вступил на чудесный мост. Приблизившись к столпу, он увидел на воздухе в ореоле света, над верхушками деревьев, образ Пресвятой Богородицы с Богомладенцем на руках. Долго со слезами молился владыка перед дивным образом, а потом по чудесному мостику вернулся в свой шатер. По своему глубокому смирению он решил оставить в тайне бывшее с ним чудо. Однако утром, собираясь в дорогу, слуги обнаружили, что исчез архиерейский посох. Когда об этом сказали святителю, он вспомнил, что посох свой оставил ночью на противоположном берегу реки. Уразумев промысел Божий, он смиренно открыл клиру бывшее с ним чудо. Тогда, взяв лодки, все переправились через Волгу и в лесу, между деревьями, нашли архиерейский посох, а рядом с ним стоящую на земле икону Матери Божией. Это предание знают все бывавшие в Толгском монастыре»

А дальше мать Смарагда продолжает неторопливо рассказ, как в один день была устроена обитель, сразу назначен игумен монастыря, и как сам епископ Трифон, вдохновленный небесным знамением, взялся за топор, сам стал рубить бревна и с помощью своих спутников и ярославских горожан за день выстроил «обыденный» храм. Владыка осветил его в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы и благоговейно внес икону Матери Божией. Явленная чудесным образом икона получила название Толгской, по имени протекающей неподалеку речки Толги.

Надо же, какая вера у предков была, за один день монастырь основали, долго не думали, не сомневались. Древний Толгский монастырь старше Валаама, Соловецкого монастыря, Троице – Сергиевой Лавры. Основал в год рождения Преподобного Сергея Радонежского. Это были трудные для Руси времена татаро-монгольского нашествия. Но в самые тяжкие годы монастыри основывались в большом количестве, укрепляя православных в вере и молясь о каждом из них. Именно тогда иноки удалялись в пустынные места, чтобы возносить сугубые молитвы к Богу, и рождались по всей нашей земле новые обители.

Монастырь был (и есть) светильником веры, убеждающем о том, что душа русского православного человека не угасала в вере Бога, но оставалась всегда живой и способной на великое деяние – обновление своей жизни.

Кругом тишина. Группа паломников бредет по монастырским дорожкам. Сначала все интересно. Каждый клочок земли, каждый камушек хранит столько тайн, историй. Сколько людей проходило по этим дорожкам, пытаясь заглянуть в глубь веков. Ощущение, что время здесь ненадолго остановилось, замедлило свой бег. Сколько за семисотлетнюю историю помнят монастырские стены! Приезжал на Толгу Иоанн Грозный, молился усердно перед образом Божией Матери. Как гласит предание, излечился царь от тяжелой болезни ног. Впоследствии царь Иоанн Грозный часто жертвовал на благоукрашение обители. И кедровая роща была посажена на его средства. Кедровник до сих пор сохранился. На сегодняшний день вековых кедров не много, около 30. Каждый год в Толгин день кедровую рощу совершается крестный ход с чудотворным образом иконы Божией Матери. Во время пожара XV века, когда от стен монастыря практически ничего не осталось, икона Толгской Божией Матери по воле Божией была спасена. И обнаружили ее иноки на ветках кедра. С тех времен к деревьям этим в Толгском монастыре особое отношение, трепетное. К кедрам – великанам солидного возраста подтягиваются молодая поросль. Так же, как и раньше, шумят кедры, колышет их ветви ветер. Что он им нашептывает?. Недавно была воссоздана часовня в память о спасенной в огненной стихии иконе. 30 мая она была освящена архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом. Именно в эти последние майские дни на Толге на протяжении нескольких столетий поминают имена 15 монахов и 31 послушников обители, которые защищали монастырь и погибли.

В годы смуты в начале XVII века обитель подверглась полному разорению. Ворвавшись в монастырь, поляки подожгли ограду, кельи и храм, где в это время находились монахи. 46 человек братии отказались покинуть обитель и были убиты.

Посещали обитель неоднократно русские монархи. Жертвовали немалые средства на восстановление монастыря.

У матушки Смарагды экскурсия уже отработанная. За день её приходится проводить по несколько раз. Иногда в день бывает до пятнадцати групп только у одного экскурсовода. « Но от этого не устаешь, - говорит она. – Мы стараемся рассказывать не только о стенах, но и о вере. И сложно даже словами передать, как меняются люди в течение экскурсии, как действует на душу слово о Боге. За столько лет кто только наш монастырь не посещал». И тут матушка Смарагда подводит к стенду с фотографиями на снимках запечатлена история монастыря совсем недавнего времени, конца века двадцатого. Только на фотографиям можно увидеть былую трагедию обители и понять, что совершен великий подвиг ее возрождения. На черно-белых снимках – в руинах все кругом. А прошло каких-то пятнадцать лет. И странно, как удалось совершить это чудо. Из страшного разорения, запустения вновь поднялись белые монастырские стены. Восстановлены храмы, игуменский жилой дом, жилые корпуса, кельи.

Неторопливо заходим в храм. Экскурсия ненадолго прекращается. Многие приехали в первую очередь для того, чтобы помолиться и поклониться главной святыне Толгского монастыря – иконе Божией Матери. В храме пустынно и тихо. Только как-то необычно – в храме встретили туристов сотрудники охраны в форме. После первого, с непривычки, испуга идемм к святыне, в одностолпной палате Крестовоздвиженской церкви полумрак. У образа Божией матери много свечей. Паломники со священным трепетом прикладываются к иконе, а потом кладут земные поклоны. У каждого своя молитва к Богородице. А она тихи и ласково смотрит из своей временной дали. И говорить уже ни о чем не хочется. У иконы читают акафист Божией Матери Толгской.

Радуйся, алавастре драгоценный, Христова благоухания исполненный; радуйся, мирохранилище исцелений, никогда же оскудевающее.

Почти восемьдесят лет одна из главных святынь Ярославля – Толгская икона – являлась музейным экспонатом. Благодаря своей художественной ценности, она не была уничтожена большевиками. Музей хранил ее до наших дней. В 90-х годах, когда верующим стали возвращать отобранные святыни, стал вопрос о передачи Толгской иконы. На согласование, рассуждения, переговоры ушло более десяти лет. Главный аргумент – нет должных условий хранения. Для хранения иконы был изготовлен специальный стационарный киот с бронированным стеклом, приобретен монастырем прибор, предназначены для измерения в помещении микроклимата. В августе 2003 года Толгская икона Божией Матери торжественно была передана из Ярославского художественного музея в монастырь сроком на один год.

За это время музейные работники претензий по поводу условий хранения, состояния иконы не предъявили, и стало возможным продление договора.

Каждый желающий с самого раннего утра и до позднего вечера может придти помолиться Матери Божией.

В 2010 Толгский монастырь обогатился ещё одной святыней. Сюда привезён был фрагмент гвоздя – одного из тех четырёх, которыми Иисус Христос был приколочен к кресту. Фрагмент заключён в футляр, имитирующий форму настоящего гвоздя. Данный фрагмент первоначально хранился в Цистерцианском монастыре в Риме. К священной реликвии прилагается сертификат, напечатанный на латыни – языке Римской католической церкви, который удостоверяет подлинность фрагмента. Документ удостоверен печатью монастыря и подписью аббата. Ксерокопия данного документа помещена в приложении к реферату.

Новая реликвия выставлена на поклонение в Толгском монастыре и сразу же привлекла к себе множество верующих православных граждан Ярославля и соседних регионов.

Славная история у Толгской обители. Словно светочь веры она, что зажёгся на берегах нашей великой реки и горит, освещая сердца и души людей. Через все испытания, выпавшие на долю русского народа, прошёл Толгский монастырь. И так же репрессирован был он в годы Советской власти, а затем воскрес, как постепенно воскресает для истинных ценностей и весь русский народ. И снова сияет обитель на берегах Волги русским людям и хранит множество бесценных реликвий, священных для каждого православного человека.

Ярославская иконопись

Впервые летописи сообщают о развитии культуры в Ярославле под 1212 годом. В истории культуры средневекового Ярославля отчетливо прослеживаются три значительных периода подъема. Первый из них относится ко времени существования удельного Ярославского княжества (1212–1220 и 1314–1330 годы), когда церковное строительство в городе предпринималось преимущественно по воле князей и высшего духовенства. Второй период охватывает XVI столетие. В это время город превращается в крупнейший центр торговли, стоящий на пути из Москвы к Белому морю, а по Волге — к странам Востока. Возникает местная школа живописи. Поистине "золотым веком" в истории города было XVII столетие. На деньги посадских людей строится много церквей. Среди разнообразных созданий художественной культуры средневекового Ярославля особое место принадлежит иконописи. В истории искусства Древней Руси ярославские иконы занимают столь же видное место, как и творения иконописцев Новгорода, Пскова, Москвы. До нас дошли произведения ярославских мастеров начала XIII века, известны работы XIV века, а по количеству сохранившихся памятников живописи XVI и XVII веков ярославская школа иконописи не уступает другим древнерусским художественным школам.

Традиции ярославской иконописи продолжаются и в наше время. В Ярославле существует иконописная мастерская «Ковчег», созданная в 1994 году. Её основатели – Антон и Юлия Беловы, которые являются выпускниками Ярославского художественного училища, членами Союза художников и Союза иконописцев Росси. Древний купеческий город на Волге с куполами и шатрами многочисленных церквей, колоколен, фресковой живописью и иконами, тончайшим узорчьем драгоценных металлов и камней в произведениях прикладного искусства становится для молодых художников неисчерпаемым источником вдохновения.

Храмы и музеи города открывают им богатое наследие древнерусского искусства. Иконопись Ярославля XVII-XVIII веков становится для них настоящей школой постижения мастерства. Перенимая у реставраторов технологические приемы нанесения левкаса, золочения, покрытия лаком. Художники создают списки с музейных образцов, вникают в особенности письма разных школ.

Антон и Юлия понимают, что, следуя по пути продолжения традиций ярославской иконописи, нельзя обойтись без разделения труда. Для создания таких икон нужны специалисты – знаменщики, которые разрабатывают общую композицию, художники – доличники, специализирующиеся на виртуозном написании фантастически причудливых пейзажей, архитектуры и прочего стаффажа, и личники – мастера личного письма. Так Беловы начинают возрождение традиционного артельного принципа работы древнерусских иконописцев. Сегодня, после десяти лет подбора, обучения и организации коллектива, в «Ковчеге» работают около двадцати талантливых иконописцев.

Высокий профессиональный уровень иконописцев «Ковчега» уже с самого начала деятельности мастерской привлекает внимание московских специалистов. В 1999 году, к 70- летию Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, художники выполняют икону «Собор 70 апостолов», которая позволяет «Ковчегу» войти в объединение «Патриаршие мастерские». Это дает Беловым возможность выполнять заказы для Патриархии, участвовать в выставках современного православного искусства, знакомиться и перенимать опыт у московских художников – иконописцев.

На иконописание мастерская «Ковчег» получила благословление Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Все работы иконописной артели «Ковчег» Беловых исполнены атмосферой радости и ликования. Икона как праздник – так одним словом можно охарактеризовать концепцию их творчества.

Ярославия – уникальная по своей красоте древняя Русская земля. Недаром именно она стала родиной Святого Благоверного князя Александра Невского, Преподобного Сергия Радонежского, Святого Праведного война – адмирала Федора Ушакова, преподобного Серафима Вырицкого и многих других угодников Божиих. Здесь повсюду следы их великих деяний.

Ярославская земля – уникальный край нашего Отечества, исток Христианства на Руси. Более тысячи лет в этих удивительных местах звучит Слово Божие, и следы этой проникновенной исповеди видны, зримы, реально ощутимы по всей Ярославии, а если быть точной, по всей России и даже по всему миру. Никогда на протяжении долгих столетий не прекращались богослужения в Воскресенском соборе. Дивный храм Ильи Пророка украшающий центр Ярославля, не может оставить никого равнодушным. В Ярославской епархии существуют обители, созданные еще в домонгольскую эпоху. Такое богатство есть не в каждом регионе нашей страны.

Каждый русский не может не знать и не видеть, не ощутить своего богатства, той красоты, того величия и простоты, которые слились воедино на Ярославской земле! Без веры – нет Росси, нет нашего мировосприятия. Мы должны знать историю нашей церкви, духовных исканий, жития великих мучеников, родителей духовной жизни.

Ярославская земля – летопись великой истории Святой Руси. В стенах монастырских обителей веют ветры далекого прошлого, а в каждом храме чувствуются дыхание минувших далеких эпох: не всегда это был только ратный подвиг наших предков, но и не прекращался в этом уголке земли Русской тихий шепот молитв заступников Божиих. Порой они были незаметны миру, но так ему необходимы. И до сих пор святые Ярославской земли молятся и предстательствуют перед Господом Богом за всех живущих в этой славной земле.

Все это лишь малая, видимая часть, которая сегодня питает и утешает души нашего народа. Но самое прекрасное – в нашем настоящем, как это и было всегда, - множество добрых людей, живущих на нашей земле и несущих свой подвиг служения Отечеству и народу.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)