Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Преемственность русских традиций, обычаев, обрядовых действий Кузнецкого края

Отечественной войны, его родители знались почти целое лето, перед тем как ему свататься за неё.

Свадебный чин начинался со сватовства и сговора. Сватам нередко приходилось делать по два – три захода, пока не откроются ворота невес- тиного дома, и не состоится знакомство родственников жениха и невес – ты. Сватом, как правило, был отец. Сватали обычно вечером, пробира – лись к дому невесты задворками, не разговаривали, боялись неудачи.

В доме невесты сваты вели себя так, как предписывал обряд: не захо – дили на матицу, не проходили к столу без приглашения. Говорили: «Нам нужна не рожь и не пшеница, а красная девица», «У вас товар – у нас ку – пец».

Из рассказа Лагутина Василия Фёдоровича мы узнали, что родите – лям невесты (её звали Люба) жених (Фёдор) понравился. Самовар нагре – ли. Сначала поили сватов, а затем звали невесту.

Если хотели отказать, намекали на молодость невесты, не приглашали к столу, клали в сани сватов веник и другие предметы – символы отказа.

Во время сватовства невеста начинала причитать, а девушки пели песни:

Отдадут тебя замуж

Во деревню большую

Во деревню большую

Совершенно чужую.

Родители Василия Фёдоровича были верующими людьми, они хра – нили традиции своих предков. После просватанья через день – два не – веста (Люба) с родственниками осматривала хозяйство жениха (Фёдора).

Родители Фёдора к этому дню приносили утварь, приводили скот, созда – вая картину полного благополучия, ведь жили бедно.

Сговор (запоручивание) проходил в доме невесты: готовили уго – щение, зажигали свечи, все молились потом сваты били друг друга по рукам. После запоручивания покрывали невесту платком, что считали окончанием договора.

Во многих русских деревнях, особенно северных, перед девични – ком топили баню. Со слов Василия Фёдоровича, «в доме невесты собира- лись гости. Невесту наряжали в рубашку длинную. Приходило время ей косу расплетать. Покрытую «от сглаза» платком невесту вели в баню, а после бани она угощала девушек чаем и одаривала их лентами. Не – веста (Любаша) оставалась с распущенными волосами до самого венца».

Для жениха тоже устраивался последний вечер – парневик, на ко – тором собирались его друзья и родственники. Для жениха тоже топили баню, благословляли.

Девичником и парневиком заканчивались предсвадебные обряды, наполненные песнями, величаниями, причитаниями.

Лагутин Василий Фёдорович вспоминает рассказ мамы о свадьбе, которая проходила в начале 20-х гг. XX в. в селе Хмелёво. К сожалению фотография родителей не сохранилась, да и некоторые детали свадьбы уже стёрлись из памяти. Вот как он описывает свадебный день.

«Утром в доме жениха собирались родственники и соседи. Жениха благословляли родители. Дружку опоясывали полотенцем, вручали кнут, хлеб и образ – и он становился распорядителем дальнейших действий.

Свадебному поезду по дороге устраивали заслоны, требуя выкупа, зажигали костры, а свахи разбрасывали льняное семя.

Утро в доме невесты начиналось с «бужения невесты» причита – ниями. Затем девушки помогали невесте одеться, заплетали косу.

До приезда жениха невесту благословляли: она опускалась коле – нями на расстеленную мехом вверх шубу, и родители трижды по солнцу обносили икону и хлеб над головой».

После обряда узнавания невесты следовал «выкуп невесты».

«Невеста (Люба) сидела на лавке за столом, а рядом с ней девочки на подушках. Дружки говорили: «Дайте нам невесту!» А девушки отвеча – ли: «Выкупите!» Надо купить невесту и подушки. Потом невесту и жениха сажали за стол на шубу, они брали правую руку друг друга. Затем вместе жениха и невесту благословляли невестины родители.

В доме и во дворе совершались многочисленные обряды: сваха разметала веником дорогу, свадебные сани обрызгивали водой, осма – тривали их – нет ли порчи: клочьев собачьей шерсти, стручков гороха, сломанных иголок.

После отъезда молодых замужние родственницы невесты везли в дом жениха приданое невесты: сундук с рукоделием невесты, домаш – нюю утварь. Всё это вручали родителям жениха. В сундук с приданым для оберега и богатства клали чеснок, овёс, рожь, льняное семя».

По старинным традициям после венчания сваха в церкви запле – тала невесте волосы в две косы, накладывала повойник, а сверху ещё покрывала платком. Эти данные Василий Фёдорович не припоминает.

«Обряд встречи молодых происходил следующим образом:

Любаша и Фёдор въезжали во двор, к самому крыльцу, где их ждали родители. Они держали в руках хлеб и икону для благословления. Моло – дых благословляли на расстеленной шубе, осыпая овсом, кормили мё – дом, заставляли откусывать хлеб».

Издавна существовал обряд золотой чарки. Молодые обходили всех гостей и каждому с поклоном подносили рюмку вина, а в ответ гости дарили супругам вещи или деньги. Затем следовал обряд испытания молодых. Ряженые друзья начинали в шутку бить горшки, заставляя мо – лодых убирать мусор и т. д. Зажигали две брачных свечи, а как разгора – лись – сплетали их в одну. Спать молодых отправляли в пустую холодную комнату. С собою им заворачивали в скатерть курицу, древний русский символ плодородия и обновления жизни.

Послесвадебный этап начинался с бужения молодых. Как вспо – минает В. Ф. Лагутин: « Утром Фёдора и Любу будили, горшки об дверь

6 били, вёдрами гремели».

Невесту посылали за водой. Ей мешали, выливали воду, требуя угощения. Сваха раздавала присутствующим пироги, а молодая «выку – пала ключ – бросала деньги в воду.

Существовал обычай водить молодых в баню. А к вечеру они отправлялись в дом молодой на отводной стол (отводины, хлебины).

В избу набивался народ посмотреть, как молодой будет благо – дарить тёщу. Мать молодой подавала яичницу (блины, пирог). Если же – на оказывалась не целомудренна, то муж выедал середину яичницы

(блина, пирога), и всё было понятно без слов.

Свадьба Фёдора и Любаши была небогатой, а семейная жизнь – недолгой. Фёдор пропал без вести во время Великой Отечественной войны, Любаша несколько лет назад умерла. А память об их свадьбе

(из воспоминаний мамы) лежит в сердце В. Ф. Лагутина (1927 г. рожд. ).

Калашникова Нина Алексеевна, вспоминая те далёкие времена, поведала нам песню, которую пели перед выкупом

Довольно веночку на стенке висеть,

Хватит тебе, Нина, в девушках сидеть.

Собрала тут Нина всех подруг,

Сама села Нина вперёд всех,

Задумала думушку крепче всех.

Дума, моя думушка – крепкая.

Родимая мамочка, как в людях жить?

Родимая доченька, не как у меня,

Почти свекровь – матушку лучше меня.

Родимый мой батюшка, как в людях жить?

Родимая доченька, не как у меня,

Почти свёкра – батюшку лучше меня.

Как пошла она с высокого терема,

Как пошла и слёзно всплакнула.

И её матушка уговаривала,

Свет родимый восстанавливала.

Воротися, моя дитятка, назад,

Позабыла хлеб и золото взять,

Позабыла волю батюшкину,

Позабыла негу матушкину.

Нина Алексеевна считает, что раньше молодые вступали в брак на долгие лета, так как крепки были традиции, складывающиеся веками.

В 2000 году семья Калашниковых отметила золотой юбилей.

7 С нами любезно поделилась своими воспоминаниями о свадьбе Латыпова Райха Атриповна. Её свадьба проходила в городе Ленинске-Кузнецком 17 мая 1950 года.

Р. А. Латыпова утверждает, что перед свадьбой иногда проводили игру. Брали отцовский солдатский ремень и им били по ладоням жениха 10 раз, приговаривая: «Не выдавай невесту!» Если жениху было не больно, он говорил: «Ещё!» Тогда ему по ладоням били ещё раз. Если жених не мог терпеть боль, то произносил имя невесты. Увидев слабость жениха, девушка убегала со слезами на глазах, сгорая от стыда. По преданию жених, который не выдавал свою невесту до стольких ударов, сколько ей лет, обязательно поженится на ней. Так произошло и с Райхой. Её жених оказался на редкость выносливым, и они вскоре поженились.

«Утром свадебного дня украшался дом. На стены вывешивали плакаты: «Муж и жена – одна сатана», «Семья – единое целое», «Совет да любовь», «Тили – тили тесто, жених и невеста.

После «выкупа невесты» и поездки в ЗАГС начинался свадебный пир. Всем будущим невестам раздавали по половинке яблока так, чтобы не видела невеста. Затем Райха кидала свою половинку яблока. Та девушка, которая поймала, действительно нашла свою вторую половину.

Вот что рассказала нам Пчелинцева Надежда Александровна о своей свадьбе: «Я вышла замуж 10 июля 1954года. Свадьба проходи – ла в городе Белово. Ещё перед свадьбой (на Пасху) мы пекли куличи, клали в тесто монетку, обменивались ими. Однажды в куличе мне по – палась та самая монетка, и я вскоре вышла замуж.

Выкуп проходил в шуточной форме. Меня родители спрятали в шкафу. Жених начинал искать, но родители специально указывали ему другие места, требуя выкуп. Наконец ему удалось отыскать невесту.

Он донёс меня на руках до машины, не задевая других предметов, и мы направились в ЗАГС.

После церемонии бракосочетания мы сфотографировались.

Затем я попросила незамужних девушек встать перед лестницей. Повер – нувшись к ним спиной, кинула высоко вверх свой букет. По преданию та, которая поймала букет, и должна была выйти замуж в скором времени.

Затем муж донёс меня до машины на руках, и мы отправились к свадеб – ному столу.

Машина подъехала к парадному входу, мы прошли через

«свадебные ворота», устроенные гостями. Они осыпали нас полевыми цветами, зерном. Родители подавали хлеб – соль, целовали, поздрав – ляли нас. Затем мы по очереди кусали каравай. Мне удалось откусить больший кусок, поэтому дружка провозгласил меня главой семьи на 1 день. Началось свадебное застолье. Нас посадили во главе стола, рядом с нами расположились свидетели, родители. Каждый из гостей произносил

8 сил пожелания, наставления новобрачным, преподносил дары. Затем устраивали конкурсы: распиливали берёзовое полено, пеленали куклу, отвечали на вопросы – шутки и т. д. Свадебный вечер заканчивался рас – питием чая со сладким тортом и проводами новобрачных.

На второй день к нам пришли самые близкие друзья, род – ственники. По старому обычаю у порога разбрасывали сено, куда со – бравшиеся бросали деньги («мусор»). Считалось, кто больше соберёт денег, тот будет в семье более хозяйственным. Затем все приглашались к столу. Застолье продолжалось до самого вечера».

Проанализировав свадебные обряды разных поколений, можно сделать вывод: семейные обряды, проделав сложный путь развития, существенно изменились, а некоторые из них – смотрины невесты, осмотр дома жениха, величальный обряд, обряд снимания венка, утратили свою актуальность. По традиции невесту нужно было выкупать, хотя на совре – менных свадьбах этому обычаю следуют далеко не всегда. В ЗАГСе, во Дворце Бракосочетания сложился и прочно утвердился определённый церемониал регистрации брака. Все эти ритуалы следуют в строгой ло – гической последовательности, придавая обряду особую торжественность.

Утвердился славный обычай – после регистрации возлагать цветы к Веч – ному огню, к могиле неизвестного солдата. И хотя многие свадебные обряды изменились, они не утратили своей сущности, подтверждая не – разрывную связь поколений.

Святки. Святочные гадания.

Святки (т. е. святые дни) праздновались в течение 12 дней после

Рождества Христова. К христианским святкам было примешано много языческого, унаследованного ещё нашими предками славянами. К свя – точным причудам относятся обычаи рядиться, надевать личины и «окру – ты», «играть козу», чествовать «тура» (быка), гадать на бобах, на прути – ках, подслушивать под окнами соседей, петь особые «колядки», устраи – вать катание на санях с гор и пляски, разжигать костры.

Первый день Рождества у чалдонов, старожилов Кузнецкого края, как и по всей Руси, сопровождался «славлением» Христа:

Рождество Твоё Христе, Боже наш

Воссияй мира и свет Разума,

Тебе кланяемся, солнцу – правда,

И Тебе виде с высот, с востока

Господи, слава Тебе!

В сочельник подавалась постная кутья из зёрен пшеницы с до – бавлением молотой черёмухи. На праздничный стол ставили студень, запечённого целиком поросёнка или гуся, разнообразные пироги, шаньги, хворост. Веселясь, пили пиво, медовуху.

По ночам, начиная с новогодней и до Крещения, по улицам Брю – ханова ходила ряженая молодёжь – шулюканы в масках медведей, коз, стариков, чертей и обязательно с гармошками, балалайками, ухватами, сковородками, заслонками, дурачась и сопровождая свои походы громкой музыкой, криками и стуком. Войдя в дом, шулюканы иногда разбрасывали зёрна пшеницы, ячменя, овса, сопровождая это словесными пожеланиями всех благ хозяевам:

Как у дядюшки Вавилы

Хороша жена – разумница.

У тебя ль, сударин Пётр,

Не жена, а ясно солнышко –

Раскрасавица Степанидушка,

Дочь умница – разумница.

У тебя казна несчётная,

Вороные кони борзые.

Век тебе, государь, не стариться,

Ни о чём век не печалиться.

Неласковый приём шулюканов разражается над хозяином злою насмешкою. Шулюканы поют:

Ты седая борода,

Отворяй ворота!

Старый хрыч,

Подай пирога!

Не подашь пирога –

Изрублю ворота!

Анна Григорьевна Лагутина рассказала нам о гаданиях в крещенский сочельник.

«В ночь под Новый год и крещенский сочельник девки обычно гадали в банях, на перекрёстках дорог».

Мария Степановна (мать Анны) рассказывала Анне о том, как на сочельник девушки пряли. Они делали себе кудельку. Затем выносили её на улицу, чтоб она инеем взялась. Если иней (куржак) на кудельке – быть богатому жениху, а если нет – бедному.

«Ещё вот так гадали. Если баня рядом с рекой, то с каменки брали три камня: один – свёкор, другой – свекровь, третий – муж. Если какой камень с шумом в прорубь падает, тот человек будет сварливым.

Петухом и курицей ещё ворожили. Принесут их в избу, возьмёт девка их в руки, к груди прижмёт и выпустит на пол. Если петух и курица идут рядом, то девица будет дружно жить с мужем.

Раньше на святки гадали с кольцом. «Брали стакан с водой не – питой и ставили на тарелочку белую. В стакан клали кольцо серебряное, венчальное. Свечу зажигали, её ставили справа. Смотрели в кольцо, ждали появления суженого».

В простонародье праздник Крещения известен ещё под име – нем Иордань, по аналогии с именем священной реки, где крестился спа – ситель. Этим праздником завершались святки. Ещё с языческих времён сохранился обычай в этот день, несмотря на холод, купаться в прорубях рек, особенно тем людям, кто на святках переряжались, гадали, припи – сывая такому купанию очистительную силу от грехов. В Брюханове в этот освещения воды настоятелем Троицкой церкви, в проруби купались больные и шулюканы для очищения от хвори и грехов. В Кузнецком уезде во время купания для этих же целей стреляли в воздух из ружей, а на дверях, окнах и матицах углём ставили кресты.

Пчелинцева Надежда Александровна вспоминает, что на святки они ходили колядовать. Брали с собой немножко пшена и посы – пали возле изб на урожай.

В настоящее время, как утверждают старожилы, начинают возрождаться народные традиции. Молодые гадают на свою судьбу, а некоторые смельчаки на крещение купаются в проруби. В деревнях всё чаще молодёжь выходит колядовать, распевая колядки. Ведь такие обрядовые действия нужны. Они делаю людей добрее, вселяют веру в будущее.

Масленица

Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до

Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. Её повсюду ожидали с нетерпением. Начиная печь заранее блины, хозяй – ка посылала мальчика 8 – 10 лет «встречать Масленицу»: давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду.

Маслёнка касьминских чалдонов отмечалась с особым весельем.

Она увязывалась с началом Великого поста, а не с проводами зимы. За – годя готовили сани, кошевы, лотки, чинили качели.

С субботы начинали праздновать «малую маслёнку». Ребятишки бегали по деревне и собирали лапти, потом встречали возвращавшихся с покупками из города или с базара с вопросом: «Везёшь ли Маслёнку?»

Кто отвечал: «Нет», того били лаптями. В этот же день ребята катались с гор. Существовала примета – кто дальше прокатится, у того лён уродится длиннее.

Каждый день Масленицы имел своё название, за каждым за – креплены были определённые действия, правила поведения.

Понедельник – «встреча», гостей встречали, и Масленицу тоже.

Девушки и парни на горы встречать Масленицу. Девушки приносили с со – бою блины, которые клали на голову, когда пели песни Масленице. Эти блины парни брали у девушек и съедали. В первый день все поздравляли друг друга с «широкою масленицей».

Лагутина Анна Григорьевна вспоминает песни, которые пели в первый день масленицы.

О, мы масленицу устречали,

Устречали, лёли, устречали,

Мы сыр с масельцем починали,

Починали, лёли, починали.

Мы блинкам гору устилали,

Устилали, лёли, устилали.

Сверху маслицем поливали,

Поливали, душа, поливали.

Как от сыра гора крута,

Гора крута, лёли, гора крута,

А от масла гора ясна

Гора ясна, лёли, гора ясна.

А на горушке снега сыплют,

Снега сыплют, лёли, снега сыплют.

Вторник – «заигрыши», в этот день начинаются самые весё - лые игры.

Среда – «лакомка», готовили самые вкусные блюда и, конеч – но блины. Во многих семьях (зажиточных) блины начинали печь с поне – дельника.

Кадочникова Екатерина Григорьевна (1931 г. рожд. ), которая проживает в посёлке Никитинка 2, вспоминает: «Накануне вечером, когда появятся звёзды, старшая в семье женщина выходила на реку или к ко – лодцу потихоньку от прочих и призывала месяц выглянуть в окно и подуть на опару».

Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие – во всю сковороду или маленькие – с чайное блюдце, тонкие и лёгкие. К ним подавалась приправа: сметана, яйца, икра и др.

В среду (в других местах – в четверг и даже в воскресенье) тёщи угощали зятьёв блинами. Молодые, обвенчавшиеся незадолго до масленицы, не приезжают к родне жены до этого праздника.

Вот как описывает Кадочникова Е. Г. обычай приёма молодых:

«Отец молодой сажает новобрачных за стол и кладёт перед зятем хлеб и нож. Если зять отрежет хлеба от середины, это означает, что он доволен своей молодой женой; если же отрежет от края, то это знак недоволь – ствия ею.

Четверг – «широкий» и «перелом». С него начинались вы – езды верхом на лошадях или весёлыми компаниями в разукрашенных кошевах с блинами, орехами, рыбными пирогами, с песнями гармошку:

«Маслёна, Маслёнка, погулёна Маслёнка. Ой, ладушки – ладу, погулёна

Маслёнка!»

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодёжи найти себе пару. Если в среду зятья гостили у своих тёщ, то в пятницу зятья устра – ивали «тёщины вечёрки», приглашали на блины. Являлся и дружка, ко – торый играл ту же роль, как и на свадьбе, и получал за свои хлопоты по – дарок. Званая тёща обязана была принести с вечера всё необходимое для печенья блинов: сковороду, половник, кадушку для опары, а тесть присылал мешок гречневой крупы и коровье молоко.

С широкого четверга начинались колядование, пение, ка – тание на санях. С утра до вечера тешился народ кулачным боем – всту – пал в свои права «масленичный разгул».

Лагутина Анна Григорьевна рассказала нам, что дети ходи – ли под окнами с мешочками, торбочками и корзинками и пели:

Ах ты, Домнушка,

Красно солнышко.

Вставай с печи,

Гляди в печь:

Не пора ли

Блины печь.

Если хозяйка скупа подаёт плохо, ребята уходят из избы с криком:

Паршивые блины

По аршину длины!

Иногда ряженые дети носили соломенную куклу с лентами и пели:

Сисинка, яисинка,

Желанная, бескарманная.

У тебя в кармане – то горошинка,

Сама ты хорошенька.

Подай, тётенька!

Если не подашь –

Родишь цыганёночка!

А если подашь –

Родишь хорошенького!

Подай тётенька!

За это им подавали и блины, и деньги, кто что может.

Суббота – «золовкины посиделки» - навещали всех род – ственников.

Центральной фигурой всё же оказывалась сама Масле – ница – кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали в сани и везли в гору с песня – ми.

Лагутин Василий Фёдорович так описывает последний день масленицы: «На центральной улице устанавливали столб, который был очень скользкий. Он обвешивался вениками, сковородами, блинами и другими вещами. Тот, кому удавалось добраться до верху, мог в на – граду получить ту вещь, которую удалось оторвать.

Парни и девушки надевали лучшие одежды и отправля – лись кататься на санях. Катание сопровождалось песнями, шумом. Гривы лошадей, сбрую украшали лентами, подвязывали бубенчики. Когда ка – тающиеся приезжали в другую деревню, мальчишки, поджидающие их, устраивали какие – либо преграды: снежную стену посреди дороги, зажи – гали вороха соломы. Переехать через такую преграду считалось верхом удальства. В этот день устраивались состязания в беге лошадей».

Кадочникова Екатерина Григорьевна вспоминает, что в воскресенье (прощёный день) все ходили друг к другу в гости, где просили прощения и целовались. « Вечером за деревней у катальных гор жгли костры и водили хоровод вокруг соломенного чучела, называемого

Масленицей. Под финал веселья чучело сжигали. Сожжению Масленицы придавалось такое значение: через это сожжение сжигались на весь пост всякие удовольствия и развлечения».

Чтобы подготовить маленьких ребятишек к долгому посту, бабки и матери говорили им, показывая на летящие от костра искры: «Вот молочко – то, гля, летит – горит, вот молочко – то горит. Глядите, завтра

14 уж не дадут. Вот сейчас придём, уж заговеется, уж завтра не дадут. Вот оно сгорело!»

Все затеи и веселье продолжалось только до вечера

«прощёного» воскресенья. Как только звонили к вечерне, веселье в толпе быстро сменялось «постным» настроением. После вечерни начиналось прощение грехов друг другу. Старики заходили на могилы родных и там, поклонившись до земли, говорили: «Простите меня грешного!» Потом шли к соседям и просили у них прощения. В это же «прощёное» воскресенье ели много и часто, до тех пор ели, пока не съедали всё; иногда вставали ночью и доедали остатки. Со стола после ужина не убирали и иногда на – рочно оставляли пищу, чтобы ночью могли поесть умершие родственники.

В настоящее время многие из перечисленных обыча – ев и традиций со временем разрушились или переосмыслялись. Но этот праздник не утратил своей актуальности. На масленицу мы печём блины, участвуем в весёлом празднике, сжигаем чучело, прощаясь со злой и надоедливой зимой.

Пасха

Пасха по сравнению с маслёнкой отмечалась у чалдонов на - много скромнее. К пасхе готовились заранее. В частности, накапливали яйца, которые в четверг перед этим праздником красили в луковой ше – лухе. Окрашивали по 100 – 200 яиц. В течение пасхи их раздавали при – ходящим «христосоваться» детям, а также в первый день праздника разговлялись всей семьёй. Старшее поколение, придя с Всенощной, разговлялись обильными яствами, а кто помоложе ходили по гостям, об – менивались при встрече крашеными яйцами и тут же, стукаясь ими, за – гадывали желания. На пасху катали яйца в лотке по желобку. Этой забаве предавались и взрослые, и дети. Каждый норовил при катании разбить яйцо своего противника, после чего оно переходило в собственность хо – зяина уцелевшего яйца.

В первый день пасхи по деревням попы ходят с молебном. Сначала молебен служат в отдельных избах. Перед «приходом икон» хозяева постилают на лавках переднего угла солому и ставят на неё се – валки с рожью, овсом, льном.

По окончании молебствия священник сеет по избе горсть взятого с севалки овса, который потом подбирают куры. Освещённые се – мена берегутся до посева: ими начинают сев в первый день.

После окончания молебна по избам, в некоторых деревнях начинается молебен по овинам. В гумно приносят иконы, хозяин прячется под лаз овина и на троекратный возглас священника: «Христос воскре – се!» - отвечает: «Воистину воскрес!»

Спрятавшийся крестьянин изображает овинника (духа, жи – вущего в овине). После этого считается, что овинник не будет хозяину вредить.

На другой день пасхи устраиваются качели. Постановка их лежит на обязанности тех парней, которые имеют взрослых или подрост – ковых сестёр. Материал для качелей всегда артельный: кто даёт брёвна, кто верёвку, кто доску; другие помогают ставить «козлы», верёвки вешать.

В деревушке довольствовались одной качелей, а в сёлах ставили - 2 – 3. На них катались решительно все. Как нам поведала Ка – дочникова Екатерина Григорьевна: « В деревне в конце улицы парни устраивали качели, возле них образовывали нечто вроде деревенского клуба: девушки с подсолнухами, бабы с ребятишками, мужики и парни с гармошками толпились здесь с утра до ночи. Девушки катались без уста – ли с парнями. Качаясь, приговаривали:

Подкачнуся высоко,

Увижу далеко,

Где мой братка гуляет,

Червонное яйко катает.

На пасху обязательно приглашали кумовьёв и сватов. Во время обеда жениха и невесту сажали рядом. Обычай требовал при этом,

16 чтобы жених ухаживал за невестой, называл её на «вы», по имени – от – честву, сгребал руками сласти с тарелки и потчевал ими девицу. Затем молодые отправлялись кататься на санях по деревне. Обычай требовал, чтобы жених и невеста непременно катались, обнявшись за талию: он её, а она его».

Екатерина и Фёдор Кадочниковы прожили долгую совместную жизнь, имеют трёх дочерей. Они вспоминают, что на пасху молодёжь собиралась на горе, пела песни, играла в лапту, в чехарду, в разлуку, в третий лишний, в бабки. «Особый интерес вызывала у молодых игра «Бояране». Девушки стояли с одной стороны, а парни – с другой. Попеременно наступали и пели, вроде бояране как сваты, а парень себе девушку выбирает. Вот идут девушки:

- Бояране, покажите жаниха!

Идут парни к девушкам:

- Бояране, покажите невесту!

- Бояране, вам которая люба?

- Бояране, нам от эта люба.

Молодые, нам от эта хороша!

- Бояране, приходите свататься!

Потом все друг за друга держались и пели, водили хоровод против солн – ца».

Надежда, дочь Екатерины, в настоящее время работает заведующей клубом в посёлке Никитинка 2. Она утверждает: «Некоторые игры дожили до наших дней. Молодые с интересом играют в фанты, колечко, ленты, распевают весёлые круговые песни с плясками под гармошку. Парни, образуя круг, выбирают по очереди девушек и танцуют внутри круга парами. На пасху мы также красим яйца, говорим другу: «Христос воскрес!» - отвечаем: «Во истину воскрес!» Однако забыли русские народные игры и забавы, проводимые на следующий день после пасхи».

Троица

Великий двунадесятый праздник у сибирских крестьян – ста – рожилов именовался «Троицын день», так как с явлением Святого Ду – ха всем открывалось таинство Святой Троицы – Бога Отца, пославшего

Святого Духа, Бога Сына Иисуса Христа и Бога Святого Духа, сошедшего на апостолов.

Праздник великий, три дня идёт: первый – Троица; второй –

Духов день: ухаживают за землёй, копать нельзя её, можно только поли – вать; третий – вода – именинница: нельзя стираться и поливать, пить можно.

К Троицыну дню готовились за неделю, наводя чистоту в домах, настаивая пиво и запасаясь обильными яствами. Так в Сибири

Троица по древнерусской традиции считалась «девичьим праздником», то накануне в четверг девчата небольшими группами убегали в лес, где заплетали ветви молодым берёзкам, приговаривая при этом: «Если за – муж выйду – завянь моя коса, если не выйду – зелёненькой будь». После этого на полянке трапезничали, угощая друг друга варёными яйцами, окрашенными в зелёный цвет, пили пиво.

Вокруг берёзки водили хороводы, устраивали игры, пели песни. Ещё одним семиковским обычаем было кумление: девушки, раз – делившись на пары, целовались через венок под пение коротких песен, в которых клялись в долгой и верной дружбе. При этом обменивались бусами, кольцами или крестиками. Девушки решали, которая должна быть старшею кумою (у кого выше взлетит подброшенный платок). Же – лание каждой быть старшею происходит, вероятно, от ожидания лучшего жребия в будущем. Затем девушки возвращались в село.

В субботу в лес ходили замужние женщины. Они срубали по несколько молодых берёзок, которые втыкали в землю перед крыль – цом, у окна или в воротах. Берёзовыми ветками украшали внутри избы и горницы. В субботний полдень все взрослые поминали умерших родите – лей на кладбище, также украшали могилы берёзовыми ветками и цвета – ми. Здесь же устраивали поминальные трапезы, оставляя на могилах родственников блины и крашеные яйца.

В день Святой Троицы утром в село Брюханово начинали съезжаться родственники со всей округи. После утренней службы в церк – ви гости разъезжались по домам родственников, где их с почестями встречали, провожали в горницу, где усаживали за стол, уставленный яствами. Отведав угощения, гости шли дальше, стараясь обойти до ве – чера дома всех родственников.

В день Троицы девушки вновь уходили в лес «развивать берёзку» и посмотреть, что стало с заплетённой каждой из них косой. За – тем вили из трав и зелени венки, опять водили у берёзки хороводы, игра – ли, пели. В конце праздника срубали дерево. Берёзку полностью одева – ли. В обряде участвовала девочка лет 10 – 12, которая была пошустрее.

Она подлезала берёзе под юбку, брала её за ствол и двигалась впереди

18 хоровода. Казалось, что берёзка идёт и пляшет сама. Так обходили всю деревню. Перед домом девицы разыгрывалась сцена приглашения:

«Белая берёзонька, милости просим к нам, не побрезгуй нашим хлебом – солью! Красны девицы, добры молодцы, заходите!» Берёзку ставили в передний угол перед накрытым столом, и хозяйка приглашала девушек

«попить, поесть, чем бог послал». Так обходили всех девушек, у послед – ней берёзку оставляли до вечера. А вечером девушки в венках собира – лись «отпевать берёзку». Процессия с грустными песнями двигалась к реке, где берёзку раздевали, и девочка бросала её в воду, заклинала дождь.

Пчелинцева Надежда Александровна поведала нам, как ко – лядовали на дождь: «Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще –

Расти трава гуще!»

Латыпова Райха Атриповна рассказала нам, что на Троицын день девушки плели венки из цветов и бросали их в реку, заклиная:

«Плыви мой венок, куда прибьёшься, туда и замуж пойду». Или загады – вали: «Если потонет – умру, поплывёт – замуж пойду, на месте будет кружить – в девках останусь».

Многие обряды Троицына дня остались в прошлом (напри – мер, кумление, «завивание берёзки», «развивание берёзки» и др. ), но полностью связь не потеряна, так как обычаи этого праздника заставляют нас быть чище, уважительно относиться к старшему поколению, дела – ют нас ближе к природе.

Исследовав данную проблему, мы узнали много интересного и по – знавательного о народных традициях и обрядах.

Свадебные обряды проделали сложный путь развития. До нас дошли обряды позднего периода. Нам удалось выявить особенности свадебных обрядов и ритуальных действий. Так современная свадьба имеет ряд отличий в обрядах и ритуалах. Ведь жизнь меняется, меняется мировоззрение людей.

Хочется отменить, что наша жизнь не отделена от жизни наших предков. Однако некоторые тексты забылись, а другие превратились из важного занятия в праздную забаву. Но всё – таки многие старожилы да и современники уважительно относятся к традициям, к фольклорному тексту как к особому языку. Ведь дошедший до нас фольклор сформи – ровался под влиянием самых различных эпох и культурных традиций.

В наше время всё больший интерес вызывают материальные цен – ности. Но, проведя опрос среди населения, понимаешь, что начинают возрождаться культурные традиции не только в нашем крае, но и по всей

России. В школах, музеях проводятся фольклорные праздники, на ко – торых царит атмосфера добра и понимания.

Можно сделать вывод, что преемственность русских традиций и обычаев в Кузнецком крае сохраняется. И нам нужно дорожить обычаями народа как своим достоянием.

Наша работа не остановится на достигнутом, так как многие празд – ники с их обрядовыми действиями ещё предстоит изучить. Так интересна беседа с простыми людьми, живущими рядом, которые, вспоминая празд- ники, вспоминают свою жизнь. Ведь неразрывна связь прошлого с настоя- щим и будущим.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)