Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Применение элементов ландшафтного дизайна в оформлении учебно-опытного участка Кружилинской школы Шолоховского района Ростовской

В эпоху научно-технического прогресса природа неизбежно подвергается мощному воздействию антропогенного фактора – деятельности человека. Для того, чтобы она не носила разрушительного характера, необходимо уделять большое внимание воспитанию людей, повышать уровень экологического образования. А начинать воспитание нужно с детства. Именно в это время формируется у людей чувство прекрасного. Пришкольный участок может помочь в этом. Ухоженные грядки и стильные цветники - предмет гордости учеников. А ребенок, полюбивший создавать красоту, будет в той или иной форме делать это во взрослой жизни. Именно поэтому изучение приёмов и методов ландшафтного дизайна, так актуально в наше время. Для придания учебно-опытному участку своеобразия решили переформировать цветочно-декоративный отдел и создать рядом с существующим водоёмом каменистую горку. Так была поставлена цель нашей работы.

Элементы ландшафтного дизайна. Существуют основные и вспомогательные элементы ландшафтного дизайна. К основным относятся дорожки, цветники, газоны, к дополнительным – скульптуры, архитектурные сооружения и все те предметы, которые украшают участок. Например, вышедшие из употребления предметы домашнего обихода могут стать изюминкой сада, придать ему индивидуальность.

Дорожки. Дорожки являются жизненно важным элементом сада. Они подразделяются по ширине, форме и покрытию. Главная дорожка должна быть шириной около полутора метров. Для второстепенных - достаточно около метра. Ширина дорожек между грядками - около 50 сантиметров. Тропинки и дорожки на садовом участке имеют не только функциональное, но и эстетическое значение. Строгие геометрические формы придают участку аккуратность. Они уместны на огороде и некоторых видах цветников. Дорожки свободной формы придают саду романтичность. Покрытие может быть разнообразным: от природных материалов до различных искусственных. Его выбор должен сочетаться со стилем всего сада.

Цветники. Все виды цветочного оформления разделяются на несколько видов.

из цветов одного вида (розарий, флоксарий и другие).

Методика исследования

В нашей школе уже стало хорошей традицией проводить конкурс на лучшую композицию в школьном дворе. Для благоустройства школьного двора принимают участие ученики с 1-го по 11-ый классы. Этот конкурс не оставляет равнодушными никого: ни учителей, ни учеников, ни их родителей.

Моей непосредственной задачей было описание оформления цветочно-декоративного отдела пришкольного участка.

Первым этапом работы было визуальное обследование участка. При осмотре была определена площадь участка, видовой и количественный состав существующих растений. Путем наблюдений выяснена освещённость участка, почвенные характеристики. В процессе обследования было установлено следующее.

1. Участок1 – центральные клумбы. Освещены весь день.

2. Участок 2- неправильной формы, освещён во второй половине дня. На нем находится горка справа и водоём слева.

3. Участок 3 - восточная сторона, освещён до полудня.

Как только входишь во двор школы, в глаза бросаются клумбы, разбитые по обе стороны центральной аллеи. Клумбы пестрят разноцветными цветами.

Первыми были высажены анютины глазки, т. к. они более устойчивы к неблагоприятным погодным условиям. Следующими были георгины, петунии разных сортов, астры, циния, капуста декоративная, агератум, сальвия, бальзамин розоцветный. Из многолетников: водосбор, бархатцы, космея.

Слева от центральной аллеи расположен памятник М. А. Шолохову.

. По внутреннему контуру дорожки к памятнику М. А. Шолохова был сформирован бордюр из низкорослых бархатцев. Никакие другие цветы не могут соперничать с бархатцами в неприхотливости. Где их только не сажают: в клумбах, вазонах подвесных корзинах. То в одном, то в другом цветнике или композиции их яркая солнечная реплика повторяется в более крупных соцветиях гелениума. Получается любопытный эффект, цветники словно подсвечиваются изнутри, отражают солнечные лучи или играют ими. На лучевидных клумбах ученики младших классов высадили высокорослые бархатцы, циннии, рудбекию, сальвию. Весь цветник был обрамлён бордюром из петуний и агератума и серебристой цинерарии.

Тихий плес воды придает романтичность любому пейзажу, создает ощущение безмятежности и покоя. Пруды, ручьи, фонтаны с древних времен были важнейшими элементами участка, поэтому и мы решили сделать небольшой пруд, украсить его лилиями, а вокруг обложили его камнями. Для обрамления водоема посадили декоративную капусту и хризантемы. Когда пожелтели и начали облетать листья, и даже самые стойкие из цветов утратили свой шик, ты неожиданно для себя вдруг с изумлением открываешь самые поздние, самые милые, с горьковатым запахом предстоящей разлуки цветы – корейские хризантемы. Низкорослые садовые хризантемы используются в основном для оформления участка. Они прекрасно смотрятся на клумбах, в рокариях, группами на газонах, радуя своим цветением вплоть до первого снега.

Рядом с одной из клумб расположена каменистая горка. Альпийская горка – это настоящий островок дикой природы в миниатюре, это кусочек горного ландшафта. Правильно размещенный и грамотно заложенный, он привлекателен в любое время года. Перед началом строительства горки тщательно удалили сорняки и их корни. Затем насыпали дренаж из не гниющих материалов, придавая ему форму будущей горки. Следующим был слой песка. Верхним был слой плодородной земли. На поверхности горки разместили камни. Мелкие просто разложили, крупные заглубляли в землю. На таких горках хорошо разрастаются такие выносливые виды растений, как очитки, камнеломки, молодила. Ползучие растения образуют цветочные ковры с ранней весны до поздней осени. Согретые солнцем камни зовут прикоснуться к себе, получше разглядеть поселившиеся на ней цветы. Две горки, сложенные тортом, созданы при входе в школу. Их разделяет сруб, имитирующий колодец с журавлем, и плетень.

Необходимо помнить, что на маленькой альпийской горке и растения должны быть небольшие. А главное, чтобы эта среда соответствовала природным условиям.

Современные тенденции в ландшафтном дизайне все больше смещаются в сторону малых скульптурных форм. На вершине моды сейчас работы, сделанные своими руками. Разнообразие стилей и форм огромно. Некоторые идеи по созданию малых архитектурных форм мы использовали на своем участке.

Сады создают не только из живых материалов: цветов, трав, кустарников и деревьев. Содержание и облик зеленых пространств дополняют различные сооружения, которые принято называть малыми архитектурными формами.

Они насыщают собой пространство, придают участку уют, без них сад имел бы незаконченный вид. Такие детали обретают тем большую привлекательность, чем правильнее они расставлены по участку. Их грамотное расположение позволяет разделить всю территорию на определенные зоны, каждая из которых имеет свое назначение.

Большинство садовых сооружений строят главным образом из дерева, его экологичность, пластичность, интересная структура – неоспоримые достоинства этого строительного материала. Дерево легко вписывается в любой стиль – от кантри до классики.

Беседка вот уже несколько веков является самым распространенным садовым сооружением. В ней можно отдохнуть от полуденного зноя, переждать дождь, просто полюбоваться красотой своего двора. Поэтому ее располагают в той части, откуда открывается самый лучший вид на окружающую местность и самые живописные уголки участка.

Старая, ржавая железная бочка, служившая для полива долгие годы прохудилась. Поэтому мы превратили ее в сказочный паровозик. Покрасили в яркие цвета бочки, нарисовали забавные мордашки, заполнили их землей и посадили цветы. Теперь эти бочки украшают детскую площадку.

На территории школы в роще поселились соловьи, которые радуют всех своим сказочным пением.

Все архитектурные сооружения должны быть пропорциональны и соразмерны территории участка и гармонично вписываться в окружающий ландшафт.

Результаты и анализ работы. Посмотрим на наш участок в конце лета. При декорировании пришкольного участка, были использованы следующие элементы ландшафтного дизайна:

- Каменистые горки

- Водоём

- Дорожки разных видов

- Цветники

- Малые архитектурные формы

Было высажено около 10 видов однолетних цветов, 3 вида многолетних. Был сооружён плетень, задекорирована бочка. Цветник преобразился, его композиционное решение стало более выразительным. Комнатные растения прошли реабилитацию, и в отличном состоянии вернулись в школьные кабинеты. Цветник доставлял эстетическое наслаждение посетителям пришкольного участка всё лето.

Подведём итоги. За весенне-летний период была проделана большая работа по выращиванию рассады, подготовке почвы, посадке и уходу за растениями. Но главное – это исследовательская и творческая работа. Мы познакомились с методами ландшафтного дизайна, узнали много нового о различных растениях. Места творчеству в этой работе было очень много.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)