Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Природа новгородского края в поэзии и прозе

«Есть на свете чудесный озерный край. К нему вплотную подступают леса Онеги, его овевают ветры Ладоги, раскинулся он у светлых вод Ильменя. Это край темных вековых боров и белых березовых рощ, летних утренних туманов и зимних радуг, яблоневых садов и дикого белого клевера», - так писал М. И. Жестов о нашем крае.

Своеобразная красота новгородчины привлекала и привлекает многих прозаиков и поэтов. Ей посвятили свои строки Некрасов и Радищев, Есенин и Пришвин, Кочетов и Жестов, Всеволод Рождественский и новгородские писатели – Василий Соколов, Павел Шубин, Игорь Таяновский, Владимир Кулагин и другие. В стихах и прозе нашли отражение наши реки и озера, леса и луга, картины природы в разные сезоны года.

В настоящей работе приводится небольшая подборка художественных описаний природы.

В 1957 году Анатолий Субботин в зарисовках «Господин Великий Новгород» писал: «От моря Варяжского и от земли Лопи до гор Каменного пояса простирается Новгородская земля. Богата она пашнями и лугами, реками многоводными, лесами дремучими, ловищами звериными и рыбными. Меха, воск, мед, лен тонкопрядый, железо кричное, жемчуг речной, рыбий зуб — всем богата земля».

Около тысячи больших и маленьких рек, около 900 озер насчитывается в нашей области. Все вместе они представляют «зеркало» общей площадью более 167 тыс. га. Поэтому не случайно В. Соколов писал:

Ластится солнце и к злаку и к стеблю

Блещет озер чешуя

Край приозерный,

Край мой приречный

Мир избяной.

«Ластится солнце и к злаку и к стеблю».

Особенно много посвящено стихотворных строк озеру Ильмень. В них нашли отражение и положение озера, и его нрав, и его хозяйственное значение. Вся характеристика озера может быть выражена в стихах:

Где рек и ручьев изобилие

Овеяно ветром лесным,

Колышется Озеро Ильмень

И чайки взлетают над ним.

В. Соколов «Колышется озеро Ильмень»

И открылся раздольный Ильмень,

Ильмень,

Полный туманов воглых,

Туч лиловых,

Где зреет ливень.

Н. Пирогов «Почему не замерзает Волхов»

Как известно, озеро за свою величину у древних славян называлось «Словенское море». За свое коварство и бурливый нрав оно получило название «Илмер», что значит «бурный». Называют его и «Ильмень-море»:

Тучи тяжелея тащатся с заката,

Полосами небо над волной узоря.

До чего же ветрами здесь земля богата,

Но еще богаче ими Ильмень-море.

Поднимает волны, рассыпаясь пеной,

Опадает тяжко, непокорно дышит

Всеволод Рождественский «Ильмень»

Здесь носит имя ветер всяк,

Который парус клонит:

Есть северняк, земляк, моряк,

Есть меженец-шелонник.

П. Сукнов «Четыре ветра»

Сильные ветры делают его бурным. Коварны и опасны волны в такую погоду:

к моим ногам собакою цепною волна несется выпенив язык

И. Таяновский «На Ильмень – озере»

Марк Костров так описывает озеро: «Сквозь ветки куски неба синеют. Это если кверху смотреть. А прямо передо мною озеро наше — Ильмень. Оно еще синее, чем небо.

Вот где простор.

Берега у озера луговые, низкие. От этого оно кажется бесконечным.

Озеро наше всегда в движении, вечно в работе.

Зимой, чуть "грянут первые декабрьские морозы, подернется черным, в белых языках снега ледком, вроде уснет, но спит недолго. Уже к Новому году, какая б ни была стужа, клубится пар над огромной, постепенно уходящей в Волхов полыньей.

Всю зиму поит Ильмень ненасытный Волхов, устает, мелеет. Но весною река не остается в долгу. Как только вскроется Волхов, будто приостановится: льдины начинают двигаться вспять. И неделю, а то и больше трудится Волхов — поит Ильмень-озеро, наполняет его до краев.

Михаил Пришвин заметил, что с древних времен люди научились по поведению озера предсказывать погоду. «Прислушался к погоде: бунтует озеро и гукает, - есть такая примета на Ильмене: гукает озеро, не быть благодатной погоде вплоть до морозов». (Из книги «Писатели на Новгородской земле»)

Одно из удивительных явлений природы, которое встречается на территории Новгородской области, также нашло отражения в стихах.

Вновь вода из озера сбежала,

Майским солнцем дно озарено.

Вижу холм высокий, а бывало,

Остров был – зеленое пятно

Сусанна Лунева «На озере сухом»

В художественных произведениях можно встретить описание зарождения реки.

«. Тропа то убегала в еловую чащобу, то вилась в березовом редколестье, то крутилась среди густых зарослей ольхи, ивняка, черемушника. Потом сбегала по крутому берегу оврага, на дне которого среди огромных валунов сердито ворчал безымянный ручей»

Виталий Гарновский «Звонкий бор»

А. А. Навроцкий в стихотворении Новгород (Из сборника «Сказания минувшего») характеризовал реку Волхов:

Широкой, могучей волною

Катилася мерно река

И в этих рокочущих звуках

Свободно бегущей волны,

Мне сказывал дедушка-Волхов

Заветные думы свои.

Но вдруг, словно в гневном порыве,

Встряхнул он седой головой

И брызнул в лицо мне внезапно

Своею холодной волной.

Аполлон Коринфский так же отмечает величие Волхова в своем стихотворении:

Расходился старый Волхов,-

Так и ходит-ходенем,-

Пенит волны – водометы,

Гул и рев плывут кругом

«Волхов»

Природа все реки

В низовья влечет.

А Волхов, бывает,

Обратно течет.

Обратно, где плещется

Ильмень былинный,

Качаясь, плывут

Удивленные льдины.

И, смотришь, плывут

Через день или два

Обратной цепочкой

И лед, и дрова

Василий Соколов «Половодье»

Неторопливо, спокойно несет свои воды река Волхов из озера Ильмень в Ладожское озеро. Не отстает от нее и маленький Волховец:

Как волчонок скользит по запаху

На тропу, где прошел отец,

Так сквозь хвою, почуяв Ладогу,

Жмется к Волхову Волховец.

П. Шубин «На Волховских рубежах»

Невзрачны берега боярина-Волхова, нет сочных, ярких красок. Но, может быть, и в этом есть «диковина русской природы»?

На поречье увидишь не санок разбег,

А диковину русской природы –

Средь студеной зимы тихо падает снег

В незамерзшие Волхова воды.

Здесь исток

Ниже к Ладоге лед.

В. Соколов «Поречье»

Волхов называют рекой легенд и историй, так как у него зарождалась наша национальная культура, на его берегах рос и строился Великий Новгород:

Ты шуми, певунный Волхов, шуми,

Разбуди Садко с Буслаем на торгаш,

Выше, выше, вихорь тучи подыми!

Ой, ты Новгород, родимый наш!

С. Есенин Баллада «Марфа Посадница»

Река Мста – одна из красивейших в области. Живописны ее берега, причудливы обнажения девонских глин, коварны «боровицкие пороги». «Боровицкие пороги», кто не слыхал о них! Сколько неприятностей доставляли они для судоходства. Н. А. Некрасов так описывает это явление природы на реке Мсте: «Издали уже был слышен глухой шум воды, разбивающейся об каменья. Мрачно взъерошенная поверхность ее на порогах резко отделялась от предшествовавшей спокойной поверхности. Барка взошла на пороги и страшно треща, понеслась по ним как стрела. Кругом нее вода волновалась, крутилась, клокотала и яростно билась между преграждающими ей путь каменьями»

Из книги «Три страны света»

Всего на реке Мсте 50 порогов и 30 из них находится на участке Боровичи- Опеченский Посад. Это и есть «Боровицкие пороги», на которой за сезон навигации терпело крушение свыше 100 судов.

Обежав пол-области попутно,

К озеру выходит речка Мста-

Как-то по особому уютна,

Как-то по особому чиста.

Изогнулась круто как подкова,

А под ней поют, гудят ветра.

Дочь меньшая Ильменя седого,

Волхова былинного сестра.

П. Иванов

Поэтесса Надежда Михайловна Полякова показывает и воспевает своеобразную природу Боровичского края. В ее сборнике «Земные плоды» есть стихотворение «Мста».

Называется Мста

Мстой - рекой неспроста.

То ли ворогу мстила,

То ли гонки мостила.

То ли норовом крута

Шла в сосновые места.

Среди сосен, среди ржи

Проносила силу.

Била гонки, баржи,

Челны била.

На порогах — шум, гром,

Брызги над рекою.

Нет ни ночью, ни днем

От реки покоя.

Лидия Коновалова в сборнике «Взгорья» передала краски, звуки и ароматы природы примстинской долины:

Ильмень, ты второе мое сердце!

Тридцать рек сливаются с тобой

А Шелонь зимой – как полотенце,

Летом – при косынке голубой

Иван Ленькин «Сестра Шелонь»

«Мне полюбились нетронутые охотничьи угодья, чудесная красота мест. Все здесь напоминало Новгородскую древнюю Русь: древние жальники-курганы, светлая гладь озера, отражавшая летние, высокие облака, старинная деревянная часовенка на берегу лесного озера, проселочные, заросшие муравой дороги. Недаром в эти места, на родину известного самородка петровской эпохи Посошкова, приезжал некогда писать свои этюды знаменитый художник Н. К. Рерих, изображавший древнюю русскую старину», - эту поэтическую характеристику северо-восточной части Новгородской области дал известный русский писатель Иван Сергеевич Соколов-Микитов, автор книги «Давние встречи».

О предвоенных годах в нашем крае Иван Сергеевич вспоминал с большой теплотой: «В лесных, почти не тронутых охотничьих угодьях Новгородчины, на берегах тихой реки Увери и глухих Чуховских озерах, не одно лето бродили мы, сиживали у потрескивавших охотничьих костров, вели задушевные разговоры. Не раз мы встречали и провожали в лесу солнце, отдыхали на берегу тихой реки. »

После войны Соколову-Микитову довелось еще раз посетить новгородский край. Отражение его новгородских впечатлений следует искать в рассказах и очерках, посвященных российскому Северо-Западу (Соколов-Микитов редко указывал в своих произведениях конкретное место событий) и написанных не ранее 1939 года, когда он впервые посетил Новгородчину, в сборнике «Наша охота» («На медвежьей охоте», «По волчьему следу», «Зайцы» и других. ) Исполненные красками богатейшей словесной палитры картины природы в этих произведениях проникнуты свойственным писателю гуманизмом.

Подлинный певец родной природы, Соколов-Микитов считал самым важным и привлекательным в охоте, «возможность оставаться наедине с природой, подслушивать ее сокровенные движения и звуки». Природа в произведениях Ивана Сергеевича Соколова-Микитова олицетворяет саму жизнь.

На берегах озера Боровно любил отдыхать и творить замечательный писатель Виталий Бианки, который не переставал восхищаться красотами новгородчины. Это ему принадлежат слова: «Тут у нас на что ни обрати свое внимание – пристальное и вдумчивое – все удивительно, ужасно интересно, а уж красоты тутТакой тут красоты природа – родной, русской, с детства милой сердцу красоты, что право, иной раз забудешься на лесной лужайке, на озере, у тихо пробирающейся в кустах речушки, на узкой тропке в поле, где рожь выше твоей головы, - и чудится, что ты все еще маленький мальчик и живешь в сказке»

На основе впечатлений о природе Боровичского края писатель создал повести «Оранжевое горлышко», «Егоркины заботы», «Клуб Колумбов», рассказы « В разлив с лодки», «С сеттером и спаниелями», «Облава на медведя», сказки «Заяц-всезнаец» и многие другие. В основном на новгородском материале написана и «Лесная газета». Повести, рассказы и сказки В. Бианки пополняют знания читателя о природе, пробуждают стремление к активному познанию ее и бережному отношению и охране.

Марк Костров в своих очерках и рассказах повествует о богатой истории и сегодняшнем дне Новгородского края. Так в книгу «Рдейский край» включены произведения, повествующие об удивительной, малоизвестной широкому кругу читателей части Новгородчины.

« я хорошо успел разглядеть на замшевой поверхности болот, луговин, редколесья и черные решетки монастыря, и реки, вытекающие из болот на все четыре стороны света, шапки островов, больших и малых на Рдейском озере щука с атомную лодку, ягоды всякой без ограничения».

С какой любовью характеризует Марк Костров острова в Холмском районе «И снова встают на пути острова: то крутые, высокие, как старинные островерхие колпаки, то круглые или овальные. Позднеосенние, колючие, словно стайки плывущих вполводы окуней. Огромные, в триста – четыреста гектаров, хоть самолеты на них сажай, и совсем маленькие, сосновые, похожие на уснувших ежиков. Длинные, вьещиеся, как змейки, светлые, радостные от сбежавшихся со всех сторон на них березок, или мрачноватые еловые – все разбросаны по мшинистой Рдейщине. »

Марк Костров любовался утренней зарей Рдейских болот:

«. часов этак в пять глянешь на небо, а оно уже не черное, а синее, и звезды только поверху его купола рассыпаны. Начинает разгораться. Зеленеть, пухнуть восток, засветятся розово макушки берез, красным светом кроны сосен, малахитом – позеленевшие стволы осин И я шагаю, шагаю через эту земную временную красоту. Болото сменяется болотом, камыш камышами»

Поэты и писатели постоянно отражают в своих произведениях живую природу, в которых главными действующими лицами становятся наши растения и животные: это и Ива у Владимира Рощупкина:

Склонилась роскошная Ива

Над плавно бегущей рекой,

Похлопал ее я игриво

Своей непутевой рукой.

Ну, как ты тут, Ива зеленая,

Одна шелестишь на ветру,

Рекой от подруг отделенная

Встречаешь восход по утру?

Наверное, ждешь, что с рассветом

Когда-нибудь чудо придет;

И рядом с тобой теплым летом

Подружка Лозой прорастет?

«Плакучая Ива»

Это и вяз у Василия Соколова:

Чернеет чубом старый вяз

Среди сугробов, словно веха.

Ссутулился,

В снегу увяз,

И то сказать — ровесник века!

Собою горд,

А людям дорог

Тем, что он в дождь — широкий зонт.

А в знойный час — прохладный полог

Это и дуб у Евдокима Русакова:

Дуб стоит на кургане,

Доставая до туч,

Словно русский крестьянин,

Он собою могуч.

Он живуч и дороден,

Злым ветрам не согнуть,

Гром ударит - не дрогнет

Богатырская грудь.

О животных новгородского края мы можем узнать из произведений Е. Русакова, В. Гарновского, В. Кулагина и других поэтов и писателей:

На зоре к болоту

Я иду не зря

Вызван на охоту

Песней глухаря.

Вглядываюсь зорко,

Не тревожу бор,

Косача с тетеркой

Слышу разговор.

Чую: песня леса

Родилась в груди,

Защемило душу

Радостью птенцов

Евдоким Русаков «На глухаря»

«. Любопытная белка спустилась до самой земли, поводила дрожащим носиком. Что-то ей не понравилось, цикнула и метнулась опять по сосне под самую крону. Из бора доносились невнятные шумы и шорох. Все светлее и радостней становилось »

Виталий Гарновский «Звонкий бор»

Лось ко мне подбежал ненароком

И с испуга как вкопанный встал,

Молодой, озорной, крутобокий

Чуть рога запрокинув назад.

А глаза у него с поволокой

Дружелюбно и нежно глядят

Владимир Кулагин

В сердце каждого из нас с детства остаются нежные и щемящие воспоминания: узкая тропинка в лесу, пронизанном особым светом, наполненном звуками и запахами; тихий пруд с зелеными берегами и голубым отражением небес.

Я в лес войду, и мне расскажет хвоя

На языке певучем и простом

О том, что все вокруг живое,

Как выдох, как блаженный стон,

О том, что ветви – это крылья леса,

И с каждым взмахом больше высота,

А ствол могучий не имеет веса,

Когда трепещет перышко листа.

Вадим Осипов

Осень. Хмурится небо, клубятся, наползая друг на друга, серые лохматые тучи, льются частые дожди. Но именно осенью является столь щедрым на угощения, яркость красок и обилие контрастов в природе, усиливающих восприятие окружающего мира.

Когда еще можно увидеть пылающую, как свеча, желтую березку на фоне ярко-голубого неба, услышать прощальный крики журавлей, побродить по шуршащим под ногами листьями.

Слетает золото с берез,

А осень шепчет, что так надо.

Не прячет осень своих слез

И даже в пору листопада.

Слетает золото с рябин,

С ним ветерок шутя играет.

И журавлей последний клин,

Курлыча, в небе пролетает

Владимир Рощупкин «Осенние ожидание»

У Владимира Рощупкина есть целый цикл стихов посвященных новгородской осени: «Времена листопада», «Осенние ожидание», «Я Вам принадлежу» и другие.

Вот и лето на исходе,

Осень бродит у ворот,

Все поспело в огороде,

Урожайный нынче год.

Скоро станет золотою

Изумрудная трава,

Закружит над головою

Тихо желтая листва.

Снова будет ветер в моде,

Дождь унылый, листопад.

Владимир Рощупкин «Времена листопада»

Еще одним подтверждением красоты природы Новгородского края мы находим в «Похвальной природе» Василия Соколова.

Шел я берегом, волховским берегом,

Ивняком шел, березняком, ельником.

Вышел в поле к шатровому дубу.

Дуб высокую думает думу.

Сел под ним я на камень валунный,

Кинул пальцы на тонкие струны.

И покорные струны запели.

Ой, спасибо вам, сосны и ели,

Я, наверно бы, статным не стал,

Если б сызмала вас не видал.

Ой, спасибо березам-белянам,

Что, качаясь, растут по полянам.

Я, наверно б, негнушился рос,

Если б гибких не видел берез.

Ой, горюньи-печальницы ивы,

Словно сестры родные, добры вы.

Я б неласковым, знаю, остался,

Если б вашей листвы не касался.

Солнцу в небе спасибо высокому,

Ветру в поле — пролетному соколу,

Щедро сеянным утренним росам,

Острым молниям, ливневым грозам.

Звонких гуслей яворчатых струны—

Это Волхова светлые струи.

У меня полыхают во взоре

Искрометные Волхова зори.

Мать-природа,

Всем радостям дня

Благодарная песня моя!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)