Дом  ->  Мода и красота  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Проблема красоты в рассказах В. М. Шукшина

Задача художника – обнаружить, находить прекрасное в человеке, открывать прекрасное в жизни и идти с этим к людям.

В. М. Шукшин

Проблема красоты традиционна для русской литературы. Обращается к ней и В. М. Шукшин, размышляя над вопросом: «Что есть подлинная красота?». Ответ он ищет вместе со своими героями.

Но говоря о проблеме красоты в творчестве В. М. Шукшина, мы должны помнить, что понимание писателем прекрасного основано прежде всего на народном представлении об идеале.

В народных сказках, былинах внешняя красота всегда соответствует внутренней. Постоянные эпитеты «красная девица», «красный молодец» выражают народную мудрость, которая утверждает, что красота внешняя - отражение внутреннего мира: духовного света, доброты, трудолюбия, талантливости.

Герои сказок получают свою красоту в награду за самоотверженность, любовь, преданность, терпение, скромность. В этом смысле показателен образ Василисы Премудрой. В некоторых сказках её называют Василисой Прекрасной, хотя важны прежде всего её душевные качества.

В былине «Вольга и Микула Селянинович» народ создал образ землепашца, которого считает подлинным героем. Желая выразить своё уважение к его тяжкому труду, народ поэтизирует образ крестьянина. Оратай предстает перед нами красивым и нарядным: «А у оратая кудри качаются, / Что не скачен ли жемчуг рассыпаются. / У оратая глаза да ясна сокола, / А брови у него да черна соболя/ У оратая сапожки зелен сафьян/ У оратая шляпа пуховая, / А кафтанчик у него черна бархата».

В «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», созданной А. С. Пушкиным на основе устного народного творчества, красива и царица, и царевна. Но истинная красота непременно обнаруживается в их чувствах и поступках. На вопрос злой мачехи зеркальце отвечает: «Ты прекрасна , спору нет; / Но живет без всякой славы, / Средь зеленыя дубравы, / У семи богатырей / Та, что всё ж тебя милей». Слова «прекрасна» и «милей» имеют разное значение. «Прекрасная» царица «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Царевна «милей» потому, что её красота – в её скромности, трудолюбии («дочка царская»!), доброте, верности и любви.

Картины родной стороны, вызывающие восхищение и удивление, даны древними сказителями с высоты народного видения и выражают духовную суть национального характера. «Ясное небо» - символ доброго и любовного отношения к миру, «красное солнышко» - символ жизни и благодати, «чистое поле» - символ трепетного отношения к родной земле.

Следуя народному представлению о прекрасном, Шукшин утверждает, что красота стоит в одном ряду с такими жизненными ценностями, как: дом, родина, любовь, душа, свобода, человек, добро. Поэтому красота – это понятие нравственное. Шукшин судит героев и их поступки, исходя из народных представлений о добре и зле, о духовности и бездуховности, о подлинных и мнимых ценностях жизни.

Любимые герои Шукшина чувствуют неповторимость окружающего мира, гармонию с природой. Они прекрасны в труде, в любви к женщине и уважении к старикам, в добром внимании и сострадании к людям, в творчестве и в поиске смысла жизни.

Его герои – это люди его родной деревни, крестьяне, живущие простой, обычной жизнью. Сам Шукшин вспоминал: «Я запомнил образ жизни русского крестьянства, нравственный уклад этой жизни, более того, у меня с годами окрепло убеждение, что он, этот уклад, прекрасен, начиная с языка, жилья».

Шукшин не раз на страницах своих книг признается в любви к родине: «И прекрасна моя родина – Алтай: как бываю там, так вроде поднимаюсь несколько к небесам. Горы, горы, а простор такой, что душу ломит. Какая-то редкая первозданная красота. Описывать её бесполезно, ею и надышаться-то нельзя: все мало, все смотрел бы и дышал бы этим простором» («Рыжий»).

Герои Шукшина так же остро чувствуют красоту родной земли, им дороги знакомые с детства звуки и запахи: «Леньке вспомнилась родная далекая деревня – там вечерами пахнет полынью и дымом», «Ленька сидел на теплой траве, смотрел на горизонт и рассказывал, какая у них в Сибири степь весной по вечерам, когда в небе догорает заря. А над землей такая тишина! Такая стоит тишина!. Кажется, если громко хлопнуть в ладоши, небо вздрогнет и зазвенит» («Ленька»), «И в тополях, у речки, что-то звонко лопается с тихим ликующим звуком: пи-у» («Степка»), «Листья на березах в околках пообсохли, но еще берегли умытую молодую нежность — жарко блестели. Огромную тишину утра тонко просвистывали невидимые птицы. Все теплей становится. Тепло стекает с косогоров в волглые еще долины; земля одуряюще пахнет обилием зеленых своих сил» («Земляки»), «Речечка течет себе по песочечку, пташки разные чирикают Теплынь. В рощице у воды настоялся крепкий тополиный дух» («Воскресная тоска»).

Видеть красоту родной земли можно сердцем, навсегда запечатлев её в своей душе. Слепой старик приходит к реке и смотрит на заходящее солнце: «Солнце-то какое!. А вода какаяРовно крови подбавили».

Герои, способные воспринимать прекрасное в окружающем мире, сами живут по законам красоты и добра.

Главный герой рассказа «Чудик», глядя из иллюминатора на горы облаков, не мог сказать, красиво это или нет, поэтому не мог разделить всеобщего восхищения. «Он только ощутил вдруг глупейшее желание: упасть в них, в облака, как в вату». Эта неземная, холодная красота не рождала в душе радость. Свет и тепло - в обычной, родной с детства деревенской природе. Защищая деревню перед теми, кто ничего не знает о людях, живущей в ней, а ещё хуже – отказывается помнить свое родство с ними, Чудик проникновенно скажет: «Деревня, видите ли!. Да там один воздух чего стоит! Утром окно откроешь – как, скажи, обмоет тебя всего. Хоть пей его – до того свежий да запашистый, травами разными пахнет, цветами разными».

Такая поэтическая душа остро чувствует добро и зло. Герой недоумевает: «Почему люди стали злые?», - и хочет победить нелюбовь снохи, разрисовывая детскую коляску. Он убежден, что её сердце непременно откликнется на красоту, когда она увидит «журавликов – стайку уголком, по низу – цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток».

И хотя старания героя оказались напрасными, он не разочаровался в гармонии земного бытия. «Домой Чудик приехал, когда шел рясный парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле - в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и пел громко:

Тополя-а-а, тополя-а-а.

С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, шлепал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри».

Крестьянский труд кровными узами связан с землею. Он учит человека любви и вниманию ко всему живому, рождает в сердце чувство благодарности за то, что дарит ему родная земля. «Нет милее работы – косьбы Сочно, посвистывая, сечет коса; вздрагивает, никнет трава Хорошо! Господи, как хорошо!. » («Земляки»).

В отношении к труду раскрывается нравственная красота человека. Любимые герои Шукшина выбирают работу по душе, ту, которая помогает проявить им свое творческое начало. Они не стремятся к сытой и комфортной жизни, им не нужен авторитет, основанный на материальном благополучии или социальном положении. Им свойственны природная скромность и совестливость

Главный герой рассказа «Мастер» - непревзойденный столяр. «Руки у Семки не комкастые, не бугристые, они – ровные от плеча до лапы, словно литые, красивые руки. Топорик в них – игрушечный. Кажется, не знать таким рукам усталости». Семка Рысь мог бы кататься как сыр в масле, но он не хочет, чтобы его талант стал средством обогащения. Обеспокоенный красотой и тайной талицкой церкви, Семка мечтает продолжить дело древнего мастера.

В труде проявляется понимание человеком своего предназначения на земле.

В рассказе «Солнце, старик и девушка» молодая художница вместо красивой природы рисует портрет старика. Девушка критично думает о себе, что не бог весть как даровита. Но автор утверждает, что настоящий талант в умении понять человека, увидеть его истинную красоту.

Старик прожил длинную трудовую жизнь, потерял на войне четырех сыновей, ослеп, сын и сноха, у которых он коротает последние дни, всегда чем-то недовольны, дома они молчат. Но старик не гневается на Бога, не держит ни на кого зла, удивляя девушку своим странным спокойствием и умиротворенностью. Глядя на его руки, «коричневые, сухие, в ужасных морщинах», девушка думает: «Надо работать, работать, работать».

Встреча со слепым стариком помогла девушке почувствовала «какой-то более глубокий смысл и тайну человеческой жизни и подвига». Этот смысл в любви к миру, в каждодневном труде не ради обогащения, а для того, чтобы принести радость людям.

Витька из рассказа «Племянник главбуха» подчиняется решению дяди и уходит из дома, чтобы учиться на счетовода. Еще раньше мать умоляла его: «Учись ты ради Христа, учись, сынок! Ты видишь, какая теперь жизнь пошла: ученые шибко уж хорошо живут». Но Витьке не хотелось походить на сытого врача, которого мать ставила ему в пример.

Дядя убеждал подростка: « У нас в родне все в люди вышли, авторитетом пользуются, а ты». Но в конторе объединенного колхоза Витьке не понравилось. «Много шумели, спорили и, главное, целыми днями сидели на месте». Дядя выходил из своего кабинета озабоченным, строго смотрел и требовал «балансовый отчет» или «платежную ведомость».

Витька не хотел целыми днями перемножать «скучное число на число еще более скучное, получать скучнейший результат». Ему нравилась жизнь «вольная». «Нравились большие сильные мужики, которые легко поднимали на плечо мешок муки. Очень хотелось быть таким же – ездить на мельницу, перегонять косяки лошадей на дальние пастбища, в горы, спать в степи».

Профессия в рассказах Шукшина определяет характер героя и помогает понять авторское отношение к нему. Герой рассказа «Охота жить» старый охотник Никитич «очень любил учителей», и поэтому в забредшем в охотничью избушку красивом парне ему видится учитель. Учитель в рассказах Шукшина – это символ истинной интеллигентности и служения людям. В рассказе «Крепкий мужик» молодой учитель становится на защиту церкви: «Учитель вдруг сорвался с места, забежал с той стороны церкви, куда она должна упасть, стал под стеной».

Героев с расчетливой и сухой душой Шукшин наделяет профессией бухгалтера. В рассказе «Вянет, пропадает» бухгалтер дядя Володя живет так же аккуратно и обстоятельно, как складывает дни в месяцы, месяцы в кварталы. Он так же обстоятельно считает, гордясь собою: «У меня счас без вычетов на руки выходит сто двадцать. И все целенькие. Площадь – тридцать восемь метров, обстановкаСервант недавно купил за девяносто шесть рублей – любо глядеть». По-мнению дяди Володи, из всего надо извлекать практическую пользу. Он поучает играющего на баяне Славку: «В жизни пригодится. Вот пойдешь в армию: все будут строевой шаг отрабатывать, а ты в красном уголке на баяне тренироваться».

Дядя Володя равнодушен к чужому переживанию: «Мать смотрела на дядю Володю с таким выражением, как будто ждала, что он вот-вот возьмет и скажет что-то не про телевизор, не про софу, не про медвежью шкуру – что-то другое». «Вянет, пропадает» не только надежда Славкиной матери на счастливую жизнь, но и душа героя рассказа. Его черствая и эгоистичная душа лишена нравственной красоты, поэтому не может любить и сострадать. «Правда что Гусь-Хрустальный», - с досадой скажет мать Славки, повторив слова сына.

Против самодовольства и духовной черствости выступает Шукшин в своих произведениях. По мнению писателя, человек должен уметь радоваться жизни и радовать других. Герой рассказа «Мастер» Семка Рысь хочет отремонтировать церковь, чтобы она радовала людей своей красотой. Степка думает о древнем мастере: «Как песню спел человек, и спел хорошо. И ушел. Зачем надо было? Он сам не знал. Так просила душа», - и понимает: «Умеешь радоваться – радуйся, умеешь радовать – радуй».

Такое желание пришло и к герою рассказа «Сапожки» Сергею Духанину. Увидев в магазине красивые сапожки, Сергей потерял покой: «захотелось купить такие жене». Сергей не сразу решается на такой шаг. «Красивые, конечно, сапожки, но не по карману. Привезешь, а она же первая заругает. Скажет, на кой они мне, такие дорогие! Лучше бы девчонкам чего-нибудь взял, пальтишечки какие-нибудь». Кому-то покажется, что случай ничем не примечательный, но Сергей в эту минуту серьезно размышляет о жизни: «Вот так живешь — сорок пять лет уже — все думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идет. И так и подойдешь к этой самой ямке, в которую надо ложиться,— а всю жизнь чего-то ждал. Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки — возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет больше такой возможности. ».

Купив Клавдии подарок, Сергей счастливым возвращается на автобазу, ему хочется, чтобы мужики увидели красивые сапожки и тоже порадовались. Но «свои» удивились: «Грязь по колено, а он – сапожки за шестьдесят пять рублей». Сергей, поддавшись общему настроению, уже сам стал сожалеть о своей покупке: «Половина мотороллера». От прежней радости не осталось и следа. Возвращаясь домой, он даже подумал, что если жена «начнет косоротится», скажет – дорого, то бросит сапожки в колодец.

Но можно ли было устоять Клавдии перед красотой сапожек? «Клавдя извлекала из чемодана коробку, из коробки выглянули сапожки При электрическом свете они были еще красивей. Они прямо смеялись в коробке. Дочери повскакивали из-за стола Заахали, заохали». И хотя «городской сапожок смело полез на крепкую, крестьянскую ногу», но все же «застрял». Когда Сергей увидел слезы в глазах жены, он почувствовал, как в сердце толкнулась жалость и слегка забытая любовь. Отозвалась душа Клавдии на внимание мужа, вспомнились ей дни молодости.

Счастливые минуты пережили герои, «постигая нечаянный, большой смысл» покупки сапожек, и поняли, как важно сохранить в себе красоту чувств, любовь и нежность друг к другу.

В рассказах В. М. Шукшина встречаются герои «поразительно красивые». Но к такой красоте Шукшин относится осторожно, присматривается к человеку. Не напрасно ли ему дана красота? Может ли он радовать людей, или красота его - это только привлекательная оболочка, за которой бездушие и эгоизм?

Героя рассказа «Охота жить» старого охотника Никитича поразила красота молодого, сильного парня, который бежит из тюрьмы. Жаль ему стало «его молодость, и красоту, и силу. Сцапают – и всё: никому от его красоты ни жарко ни холодно. Зачем же она была?». Никитич уверен, что красивые люди должны жить, чтобы совершать добрые поступки. Старый охотник дает возможность красивому парню начать другую жизнь: скрывает его от милиции, отдает самую дорогую вещь для охотника – ружье, часть патронов, указывает в тайге верную дорогу. И совсем не ожидал Никитич такого вероломства. «Он уж почти прошел её всю, просеку И услышал: как будто над самим ухом оглушительно треснул сук. И в то же мгновение сзади, в спину и в затылок, как в несколько кулаков, сильно толкнули вперед. Он упал лицом в снег. И ничего больше не слышал и не чувствовал». Молодой, красивый, сильный парень прямо идет к своей цели: получить от жизни всё, даже ценою чьей-то смерти.

В споре с охотником парень зло утверждает, что на земле нет добрых людей. «Я бы сейчас нового Христа выдумал: чтоб он по морде учил бить». С горечью отмечает автор: «дико и нелепо звучал в теплой тишине избушки свирепый голос безнадежно избитого судьбой человека с таким хорошим, с таким прекрасным лицом». «Охота жить» обернулась охотой на человека. «Стылая», бездуховная красота может погубить ещё не одну жизнь.

Но такой жестокости и душевной опустошенности противостоит вера Никитича и самого автора: не было бы добрых людей, жизнь бы давно остановилась. «Сожрали бы друг друга или перерезались». И в подтверждение своей правоты Шукшин рисует характеры, способные на добрые и самоотверженные поступки.

Скромный деревенский парень, главный герой рассказа «Ленька», спасает от неминуемой гибели незнакомую девушку. Свой поступок Ленька не считает подвигом.

Внешне ничем не примечательный герой наделен поэтичной и красивой душой. Ленька скучает по родной деревне. После работы он уходит за город, в поле. «У него болела душа: он любил чистое поле, любил смотреть на горизонт, а в городе не было горизонта». Ленька помнит своих земляков: «Они хорошо поют. Они очень добрые».

Полюбив Тамару, Ленька несет в себе «свое огромное счастье» и мечтает вместе с Тамарой вернуться в деревню. Но девушка предпочтет другого. Ленька при встрече отметит такую деталь: «На молодом человеке красиво струился белый дорогой плащ».

Шукшин уважает своего героя за способность любить и страдать: «один раз стало так больно, что он закусил зубами угол подушки и заплакал – тихонько, чтобы не слышали товарищи по комнате», «Ленька чуть не вскрикнул – так больно подпрыгнуло сердце».

Глубина и красота человеческой души выражается и в отношении к матери, в преклонении перед её любовью. В рассказе «Боря» Шукшин так скажет о спасительной материнской любви: «Что же жизнь — комедия или трагедия?» Несколько красиво написалось, но мысль по-серьезному уперлась сюда: комедия или тихая, жуткая трагедия, в которой все мы — от Наполеона до Бори — неуклюжие, тупые актеры, особенно Наполеон со скрещенными руками и треуголкой. Зря все-таки воскликнули: «Не жалеть надо человека!. ». Это тоже — от неловкой, весьма горделивой позы. Уважать — да. Только ведь уважение — это дело наживное, приходит с культурой. Жалость — это выше нас, мудрее наших библиотек. Мать — самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное — вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра — много всякого, но неизменно, всю жизнь — жалеет. Тут природа распорядилась за нас. Отними-ка у нее жалость, оставь ей высшее образование, умение воспитывать, уважение. Оставь ей все, а отними жалость, и жизнь в три недели превратится во всесветный бардак. Отчего народ поднимается весь в гневе, когда на пороге враг? Оттого, что всем жалко всех матерей, детей, родную землю».

Четырнадцатилетний Витька, герой рассказа «Племянник главбуха», перенял от матери любовь к родной земле и своему дому. «Он вспомнил, как мать разговаривает с предметами – с дорогой, с дождиком, с печкой» В минуту нестерпимой грусти он попросит: «Матушка степь, помоги мне, пожалуйста».

Когда Витька узнает, что мать решила выйти замуж, пустить в дом «чужого мужчину», он решает вернуться домой и стать матери настоящей опорой. Витька по-мужски скупо старается приласкать мать. В его словах чувствуется ответственность за судьбу самого дорого человека.

Художественная особенность рассказов Шукшина - открытый финал. Писатель хотел, чтобы читатель сомневался, страдал вместе с его героями, размышляя над вопросами, определяющими нашу духовность: как прожить жизнь? В чем ее смысл? Что же такое счастье и как же оно достигается? Что дает человеку честный труд?

Составляя в 1974 году книгу рассказов и повестей, В. М. Шукшин написал обращение к читателю, и не только к тогдашнему: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами — стоит ли отдавать его за некий трескучий, так называемый "городской язык", коим владеют все те же ловкие люди, что и жить как будто умеют, и насквозь фальшивы. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания — не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)