Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Проблема правды в автобиографическом цикле В. П. Астафьева «Последний поклон» (по рассказам первой книги)

Правда из воды, из огня спасает.

Пословица

Проблема правды всегда была важна для русского человека, и это отразилось и в устном народном творчестве, и в литературе. В сказках, в былинах народ выражает свое понимание правды. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Урок в том, что добро побеждает зло, что правда – это любовь к своей земле, честный труд, бескорыстное служение людям.

Два отношения к миру сталкиваются в сознании народа. Подтверждение этому мы находим в словаре В. И. Даля, в котором встречаем пословицы, противоположные по своему значению: «Сладкая ложь лучше горькой правды», «На правде далеко не уедешь: либо затянешься, либо надорвешься», «Свет спокон веку неправдой стоит» - «Ложь на тараканьих ножках, того гляди подломятся», «Без правды не живут люди, а только маются», «Деньги смогут много, а правда всё».

Проблема правды важна и для современного человека. Это понимал В. П. Астафьев и хотел поделиться своими раздумьями в книге «Последний поклон». Писатель уверен, что в мире невозможно прожить без любви и сострадания, если человек живет по законам правды, он твердо стоит на ногах, его не сломят несчастья, если человек заботится о других, то спасает не только их, но и спасается сам.

«Последний поклон» – это живая память о детстве, о бабушке и дедушке, которые несли в себе свет правды. Катерина Петровна и Илья Евграфович не только помогли внуку выжить в голодное время, но и всей своей жизнью научили любить, сострадать, прощать и верить в добро и справедливость.

Их правда в общности с людьми. Катерина Петровна говорила, что «деревья растут для всех», так и сама бабушка жила для людей. «Её всегда тянуло к людям, она всегда в гуще всех событий и в курсе всех деревенских дел». За всех беспокоилась, волновалась, потому что иначе жить не умела.

Управившись с делами, Катерина Петровна следовала по селу проведать своих многочисленных родичей, где чего указать, где в дела вмешаться, кому совет дать, кого побранить, кого похвалить. Ей казалось, «что без неё в селе, как без командира на войне – разброд, смятение, неразбериха, все сбилось с шагу, и надо направлять скорее строй и дисциплину». И близкие в шутку и всерьез называют её генералом. Бабушкина «родня в коленах глубокая и широкая», и Катерина Петровна объединяет родственников, учит их заботиться друг о друге.

В рассказе «Монах в новых штанах» описываются дни болезни бабушки. Мы видим всеобщее уважение людей к этой мудрой и доброй женщине. «В эти дни бабушкиной болезни я обнаружил, как много родни у бабашки и как много людей, и не родных, тоже приходят пожалеть её и посочувствовать ей. И только теперь, хотя и смутно, я почувствовал, что бабушка моя, казавшаяся мне всегда обыкновенной бабушкой – очень уважаемый на селе человек ». Легко объяснить, почему так происходит. Катерина Петровна не делит окружающих её людей на своих и чужих, всем она помогает.

Бабушка давала тетке Васене из «запасу» на черный день, корила Левонтьиху за то, что она легкомысленно обращалась с деньгами. Тетка Васеня, отдавая долг, считала невнимательно и передавала, чем и вызывала недовольство бабушки. Катерина Петровна не берет лишнего, да ещё, удивляясь беспечности соседки, напускается на неё: «Мне рупь, другому рупь! Что же это получится?». Ту же тетку Васеню бабушка привечает до утра, когда Левонтий, совсем охмелев, «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел» («Конь с розовой гривой»).

Правда Катерины Петровны и Ильи Евграфовича в каждодневном труде. Бабушка знает, что труд – основа жизни. Сама она была изворотливой в хозяйстве, предприимчивой в делах. Катерина Петровна никогда не сидела без дела, и всех своих детей наделила бабушка «трудолюбивой песенной душой». Умение трудиться спасает семью в голодное время. В тридцать третьем году Кольча-младший уехал наниматься на молотьбу. Он умел обращаться с молотилкой и, как утверждала бабушка, равных ему по ловкости и сноровке возле барабана не могло сыскаться».

Бабушка не могла без горечи смотреть на неустроенное житье семьи Левонтия. Катерина Петровна сокрушалась оттого, что дети Левонтия росли ленивыми, безответственными, они с легкостью могли обмануть, украсть.

Правда же семьи Катерины Петровны в ответственности друг перед другом и перед собой. Витя говорит о бабушке: «Разобьется в лепешку, но сошьет – такой она человек».

В семье бабушки каждый занимался своим делом, у каждого были свои обязанности. Бабушка хотела, чтобы Витя вырос ответственным и трудолюбивым. Она обещает купить пряник, если внук наберет туесок земляники («Конь с розовой гривой»), «посулилась на вырученные деньги купить мануфактуры и сшить новые штаны с карманом» («Монах в новых штанах»). Благодаря бабушке, Витя понимает, что совесть и труд рядом идут, что легкого пути в жизни искать – можно заблудиться.

В рассказе «Конь с розовой гривой» Витя поступает не по совести, когда обманывает бабушку. По совету Саньки мальчик натолкал в туес травы, а сверху положил ягоды. Поддавшись вседозволенности и безрассудству, Витя хвастается: «Я еще у бабушки калач украду!». Но, не привыкший ко лжи, мальчик понимает, какой проступок он совершил, и искренне раскаивается: «приготовился к каре за содеянное злодейство», «покой не снисходил на мою варначью душу».

И стыдно было Вите, когда «срамила» его бабушка. Ничего хорошего в такой ситуации он не ждет, но когда Витя поднял голову, то увидел: «по скобленному кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой». Так бабушка научила внука самому главному – умению прощать.

В рассказе «Монах в новых штанах» Витя передвигает брюквы, чтобы скорее закончить работу, он жалеет себя. Но сам он понимает, что работает «не зазря». И хочется Вите сказать, что заболел он, но тут же мысль «Кто и за что купит мне штаны?» заставляет быстрей перебирать картофель. Когда одна гнилая картофелина в добрую картошку попала, мальчик, вспоминая уроки бабушки, рассуждает: «Убрать её! Нельзя надувать покупателя. С земляникой вон надул – чего хорошего получилось? Срам и стыд! Попадись вот гнилая картошка – он, покупатель, сбрындит! Не возьмет картошку, значит, ни денег, ни товару, и штанов, стало быть, не получишь!».

После случая на заимке Витя не о новых штанах сожалеет, которые после стирки «поблекли, увяли, будто цветы, сорванные с земли», а вздыхает от жалости к Саньке, который и был причиной несчастья. Но знает Витя, что и Саньке сейчас несладко.

Правда жизни, по мнению автора, в доброте и сострадании.

Весело и интересно было Вите с левонтьевской ордой, не надо было делать выбор, что хорошо, а что плохо. Вместе с левонтьевскими мальчик совершает недобрые дела. « Мы растерзали пищуженца на берегу за некрасивый вид. Потом пуляли камни в пролетающих птичек, подшибли белобрюшку. Мы отпаивали ласточку водой, но она пускала в речку кровь, воды проглотить не могла и умерла, уронив головку». И все же слова «умерла, уронив головку», «похоронили беленькую, как цветочек, птичку» говорят о том, что мальчику жалко ни в чем не повинную ласточку.

Детей в семье Левонтия не учили заботиться друг о друге и о тех, кто их окружает. Старшие обижают младших: «С Санькой не больно турусы разведешь, он, чуть чего, и навтыкает Отогрелись и упали в еще низкую траву, чтоб не видеть, как Санька жарит рыбу, теперь уж себе, теперь его черед, и тут уж проси не проси – могила. Не даст, потому как сам пожрать любит пуще всех».

В семье Катерины Петровны жили в мире, доверяли и сочувствовали друг другу. «Самую большую, выпуклую корку мы отложили бабушке. Вернулась бабушка, принесла на дне подойницы молока и первым делом плеснула щенку. Затем она вынула чугунок из печи, налила всем кипятку и забелила его молоком. Мы макали корки в чай. Ел дедушка, ела бабушка, ел я, ел лохматый щенок».

Вернувшийся с заработка Кольча-младший, видя уцелевшего мальчика, с радостью прижимает к себе племянника, говоря: «Витенька! Живой! Вот и ладно! А я тебе гостинец привез!».

В рассказе «Ангел-хранитель» Астафьев показывает, какое горе постигло семью. На последние деньги покупает бабушка в городе каравай хлеба и оказывается, что её обманули. Но обида на несправедливость людей недолго живет в её сердце, бабушка верит в высшую справедливость: «Кто бедного обижат, тот гибель себе накликат». Вот уже она успокаивает дедушку и внука и отвлекает их от горьких мыслей, доставая из-за пазухи щенка. «Каждой божьей твари жить надобно. Ничего, мужики, ничего, крута гора, да зыбывчива, лиха беда, но избывчива. Выкарабкаемся». Этот замерзающий голодный щенок напомнил её горемычного Витьку. Запомнились мальчику добрые слова бабушки:

« И человека, и животину жалеть надо, батюшко, потому как у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит. Мы вот Шарика отогрели, покормили. Множко ли ему и надо-то? А в доме сразу легшее сделалось». И этот щенок выжил не столько от еды, сколько от тепла и заботы. И в награду за бабушкину жалость посылает судьба им спасение: возвращается с заработка Кольча-младший. И получается, что ангелом – хранителем в жизни мальчика явилась бабушка: и от смерти голодной спасала, и от лихорадки и ревматизма лечила.

Катерина Петровна умела забывать о невзгодах и замечать радости « в простой своей нелегкой жизни». Никогда она не гневилась на судьбу, хотя «надсаженная» и «изработанная» с детства, потеряла дочь, не видела вдоволь хлеба, не знала отдыха от забот. « Выходило по её рассказам так, что радостей в её жизни было куда больше, чем невзгод Дети родились – радость. Болели дети, но она их травками да кореньями спасала, и ни один не помер – тоже радость. Обновка себе или детям – радость. Урожай на хлеб хороший – радость. Рыбалка была добычливой – радость. Руку однажды выставила себе на пашне, сама же и вправила, страда как раз была, хлеб убирали, одной рукой жала и косоручкой не сделалась – это ли не радость?». Её терпение основано на вере, без которой душа человека пуста.

Душевная стойкость бабушки помогала жить всем, кто был рядом с нею. Она и внука своего наставляла: «Носи платье, не складывай, терпи горе, не сказывай»

Дедушка был для Вити другом, поддерживал внука в трудные минуты, ободрял, утешал. «В кладовку завернул дедушка, вытянул из-под меня кожаные вожжи и подмигнул: «Ничего, дескать, терпи и не робей!», да еще и по голове меня погладил Так долго копившиеся слезы хлынули из моих глаз, и не было им никакого удержу.

- Ну, што ты, што ты? – успокаивал меня дед, обирая большой рукой слезы с моего лица, - Чего голоднай-то лежишь? Попроси прошенья ступай, ступай, - легонько подтолкнул меня дед в спину» («Конь с розовой гривой). Таким отношением к мальчику дед учит его доброте.

Дедушка верит Вите и понимает его. Когда Санька надсмехался над Витей, увидев принесенные им цветы, дедушка окоротил его: «Не цепляй парня. Раз у него душа к цветку лежит, значит, такая его душа. Значит, ему в этом свой смысл есть, значенье свое, нам непонятное» («Монах в новых штанах»).

Дедушка любил крестьянский труд. Он «никогда и ни на кого не шумел, работал неторопливо, но очень уемисто и податливо». Витя хотел походить на своего деда. «Перешел на размеренный шаг, несуетливый, крестьянский, каким всегда ходил дедушка»

И на всех хватало доброты бабушки и дедушки. В трудное время они давали приют родственникам. «Снова пришел к нам жить еще один «мужик» - Алёшка». Дедушка брал с собой на заимку Саньку, учил его пахать и боронить, приучал его к работе на земле. Бабушка удивлялась тому, что дед с Санькой уживались и были довольны друг другом. Немногословный дедушка заботился о Саньке: « Приехал Санька верхом на коне, загорелый, подстриженный дедушкой, в заштопанных штанах и рубахе, как я догадался по размашистой стежке – тоже починенных дедушкой». После того, как Санька, завидуя Вите, заманил его в бочажину, дедушка Саньку выводил из–под намеченного возмездия: «Он то наряжал Саньку в ночное – пасти скотину, то отсылал в лес с задельем».

Санька менялся под влиянием дедушки, становился добрее и совестливее. Когда Витя заболел, Санька чувствует свою вину и заботится о мальчике: не разрешает вставать, делится серой и даже приносит цветы. Санька стесняется и не признается, что нарвал огромный букет алых горных саранок. Витя понимает, кто принес цветы, но делает вид, что не догадывается, кто сделал ему такой подарок.

Правда дедушки – в любви к родной земле. « И напоминал дед российского богатыря во времена похода, сделавшего передышку – остановился богатырь озреть родную землю, подышать её целительным воздухом». Чувством любви к родным местам охвачена и душа мальчика, когда идя на заимку, останавливается он на отвесном склоне и смотрит с высоты на слияние двух рек - Енисея и Манны, на лес, пашни. И никак не может оторвать взгляда от красоты родных просторов.

Любовь к природе унаследовал Витя и от бабушки. В рассказе «Зорькина песня» описывается раннее летнее утро, когда бабушка и внук идут на увал за земляникой. Мальчик весь мир видит одушевленным: «ромашки приморщили белые ресницы на желтых зрачках», « в распадке уютно дремал туман». И все происходящее вокруг объединяет взрослого и ребенка: «Бабушка держала меня за руку и все крепче, крепче сжимала её, будто боялась, что я могу вдруг исчезнуть, провалиться в эту волокнисто-белую тишину. А я боязливо прижимался к ней, к моей живой и теплой бабушке».

В рассказе «Монах в новых штанах» Астафьев показывает, как мальчик, оставшись наедине с природой, воспринимает своим чутким сердцем жизнь окружающего мира: «Дерево – это целый мир! В стволе его дырки, продолбленные дятлами, в каждой дырке кто-нибудь живет, трюкает: то жук какой, то птичка, то ящерка, а выше – летучие мыши. В травке, в сплетении корней позапрятаны гнезда. Мышиные, сусликовые норки уходят под дерево. Муравейник привален к стволу. Я залез в угольное нутро лиственницы, сел на твердый, как камень, гриб-губу, выперший из прелого ствола. В дереве трубно гудит, поскрипывает. Чудится – жалуется оно мне деревянным, нескончаемо длинным плачем, идущим по корням из земли Долго ещё звучал во мне деревянный стон, слышный только в дупле лиственницы. Теперь я знаю, дерево тоже умеет стонать и плакать нутряным, безутешным голосом».

Таким чутким к людям и миру был В. П. Астафьев на протяжении всей своей жизни. Вспоминал писатель, как волна любви к родному и до «стоноты» близкому человеку накатывала на него в детстве и он прижимался к бабушке. «В этом порыве моем была благодарность ей за то, что она живая осталась, что мы оба есть на свете, и все-все вокруг нас живое и доброе». Через всю жизнь пронес чувство любви к бабушке и дедушке и к своим землякам, благодарность бабушке за её доброту, любовь, заботу. Но при этом не покидает его осознание вины за то, что не смог выполнить последнюю просьбу самого дорогого человека.

Книга «Последний поклон» - это попытка воскресить бабушку в памяти, «поведать о ней другим людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они её, и была бы её жизнь беспредельна и вечна, как вечна сама человеческая доброта».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)