Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Проблема синтеза городской среды на примере памятника Федору Мухину архитектора Б. Т. Горлача

«Памятники - это наша история»

«Пусть что хотят, то и делают.

И самое главное, чтобы не опозорились, потому что история свое скажет»

Зураб Церетели

В формировании внешнего облика любого города играют далеко не последнюю роль памятники и скульптуры, а также различные малые архитектурные формы, использованные как в ландшафтной архитектуре парков и скверов, так и на улицах городов. Значительное место в культурной жизни любого города занимают работы скульпторов, художников-монументалистов и декораторов по оформлению города. Благовещенск не стал исключением. Взаимоотношение «художник-город» за последнее время становится все теснее, и степень прочности наглядно проявляется в организации жилой и общественно-производственной среды города и области. Причастность художников к жизни города обнаруживается в самых разнообразных формах. В первую очередь это архитектура, ландшафт города, оформление улиц и площадей. Мы обнаружили, что за последние 10 лет в нашем городе установлено немалое количество объектов. Несмотря на это любой горожанин может смело сказать, что город по-прежнему испытывает дефицит качественных объектов, обогащающих городскую среду города Благовещенска. Среди появившихся за это время объектов следует отметить памятник В. Приемыхову в сквере ДК «Профсоюзов», памятник Святителю Иннокентию, так же «Пограничник с собакой», памятник предпринимателям возле Амурской ярмарки, ставшие визитными карточками города.

Для развития инфраструктуры туристического центра города Благовещенска большую роль играют достопримечательности, расположенные в нем. Но мы мало что можем показать гостям города. Поэтому актуальность нашей работы прослеживается в том, что необходим комплексный подход к вопросу установки и поддержания в должном виде различных объектов города, т. к. современный человек активно преобразует окружающий мир, изменяя его внешний облик в зависимости от своих представлений о гармонии.

Исходя из этого определился предмет исследования - гармонизация городской среды на примере памятника Ф. Мухину, работы Б. Т. Горлача.

Благовещенск давно известен как один из старейших дальневосточных городов, ставший родиной многих художников, мастеров, работающих в других городах нашей страны, но начинавших свой творческий путь именно в Благовещенске. Художественная жизнь Приамурья не так богата традициями, но все же имеет свою историю. А началась она с деятельности Петра Сергеевича Евстафьева в 20-е годы XX века - замечательного художника и педагога, яркого представителя русской художественной культуры начала XX века, окончившего Петербургскую Академию художеств по классу живописи у знаменитого И. Е. Репина. По воле судьбы Евстафьев оказался в Благовещенске. Здесь с его именем связано основание первого на Дальнем Востоке художественно - промышленного училища, с его именем связаны и многие творческие биографии художников, скульпторов нашего родного края. Преподаватели этого училища «учили рисовать, как Боги». Среди его учеников был и Борис Трофимович Горлач – замечательный скульптор, член союза художников СССР. (слайд). Это наш земляк, т. к. родился и творил в городе Благовещенске. Он относится «к тому поколению людей, у которых непоказной патриотизм и самозабвенная преданность вчерашней нашей истории сочетаются со смятенностью чувств, вызванных беспощадной сталинской эпохой. Так как Б. Т. был участником войны, то в его творчестве нашла отражение и военная тема. Особый интерес вызывают картины, зарисовки, портреты, выполненные карандашом. Самая большая ценность которых, заключается в их реалистичности. На них изображены реальные люди, окружавшие художника в военное время, реальные события, которые происходили в то время в нашей стране и непосредственно с мастером. Но, к сожалению, не все работы сохранились.

Среди этих произведений видное место занимает памятник одному из самых активных деятелей революционного движения в Приамурье, Ф. И. Мухину.

Предложение по поводу создания этой скульптуры поступило Б. Т. Горлачу через 6 лет после окончания им с красным дипломом института живописи его скульптурного отделения, где Борис Трофимович был единственным на курсе сталинским стипендиатом.

В Ленинграде он изготовил работу в гипсе, потом на заводе «Монументскульптура» ее вылили из бронзы и в ноябре 1957г. памятник Ф. Мухину был установлен в сквере на центральной площади г. Благовещенска. Борис Трофимович часто приходил на площадь посмотреть на свое творение. Осматривал со всех сторон, все пытался найти недостатки. Но это было невозможно. Скульптура по праву принадлежит к тем работам, которые выполнены без единого изъяна, по всем канонам создания скульптуры, выдержаны все пропорции. Бюст Ф. Н. Мухина установлен на высоком пьедестале из полированного гранита, широком у основания и сужающимся к вершине. Цоколь отделен от пьедестала пояском из изящных архитектурных профилей. Памятник выполнен на основе контраста - нежный розовый мрамор и темная бронза. Памятник Ф. Мухину камерный, но несет в себе черты монументальности благодаря постаменту.

Данный памятник находится в гармонии с городским ландшафтом, окружающей ее архитектурой. Нужно удачно выбрать место, соблюдать и уметь чувствовать гармонию. Дома, расположенные по улице Ленина – Пионерской – Шевченко являются украшением нашего города, потому что органично вливаются в окружающую их среду. Этого очень сложно добиться. Работа Горлача является идеальным примером синтеза, а так же образцом для создания скульптур и памятников нашего города.

Первый и основной принцип при установке скульптуры - соблюдение пропорций. Форма данной скульптуры вылеплена тщательно, подробная, приближена к натуре. Часто натурализм скульптуру портит, но иногда есть примеры, когда предмет, изображенный в натуральном виде, удачно обыгран мастером. Памятник удался благодаря мастерству архитектора и скульптора.

Но, кроме этой скульптуры, у Бориса Трофимовича есть множество других не менее интересных работ, которые были выполнены художником в разное время, когда он жил и работал в других городах.

В последние годы жизни Борис Трофимович уже редко соглашался на встречи, но нам довелось пообщаться с мастером по телефону. Из разговора с этим удивительным человеком, полным больших планов на будущее мы узнали, что он подарил музею все свои картины и картины своей жены, (изучать творчество художника гораздо интереснее по ряду его работ, нежели по отдельным каким-то работам. Думаем творчество этого художника со временем будет оценено по достоинству. ) Он готовит выставку работ, посвященных своим друзьям-однополчанам. (которую можно было увидеть в краеведческом музее города), говорил о том, что очень сожалеет, что не все работы сохранились, что власти города не всегда внимательны к культуре нашего города. Но, несмотря на все эти сетования, голос Бориса Трофимовича был достаточно бодрым, полным оптимизма. И мы рады тому, что в нашей школе училась Катерина Горлач, внучатая племянница Б. Т. Горлача, которая поделилась своими впечатлениями о Борисе Трофимовиче.

Все работы Б. Т. Горлача- это связь того времени с настоящим. Его работы внесли огромный вклад в историю развития культурной жизни нашего города.

Заканчивая нашу работу, мы отправились в центр города, чтобы посмотреть насколько адекватно скульптура отвечает современным городским условиям. Проанализировав памятники, расположенные в центральной части нашего города, мы пришли к выводу, что исторических памятников достаточное количество. А вот жанровая городская скульптура представлена в малом количестве. Главная ее особенность, как раз и заключается, в органическом вхождении в городскую среду и ее оживление. Подобные скульптуры апеллируют к чувству юмора и в ряде случаев демонстрируют иронию и сарказм по поводу общих, взятых из повседневной жизни тем. К примеру, во многих городах можно встретить скульптуры простых людей, иногда чудаковатых, но запомнившихся многим поколениям горожан. Возможно, если на улицах нашего города, в парках или скверах появятся новые жанровые скульптуры, то город обретет в дополнение к историческим и свои новые традиции. Но не стоит забывать о поддержании в должном виде различных исторических объектов, потому что «история свое скажет».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)