Общество  ->  Законы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Проблемы адаптации мигрантов из ближнего зарубежья в России

В данной статье особое внимание уделяется проблемам адаптации мигрантов в России на примере Иркутской области. Рассматриваются такие вопросы, как принятие гражданства, получение жилья и трудоустройства, взаимоотношения с местным населением. Так же в работе анализируются законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Даётся анализ опроса местного населения по вопросу об отношении к приезжим. Приводятся мнения и тенденции описания этих проблем в средствах массовой информации. В ходе работы были проанализированы законы о беженцах и вынужденных переселенцев, был проведён опрос беженцев и вынужденных переселенцев. Обращено внимание на некоторые пункты закона, где написано, что беженцам предоставляется временное жильё, единовременное пособие и работа. Проанализировано становление и развитие миграционной службы в Иркутской области. Исходя из целей и задач проведено анкетирование разных социальных и возрастных групп населения по вопросу отношения к приезжим. Использован квалиметрический метод обработки анкет, составлены диаграммы и проведён их анализ. Исследования показали, что тема является остро актуальной в настоящее время и требует привлечения внимания общественности.

После распада СССР люди стали потоками уезжать в другие страны. В Таджикистане, Киргизии и других республиках бывшего СССР начались гражданские войны, межнациональные конфликты и первые признаки глубокого экономического кризиса. Люди уезжали в Россию в поисках лучшей жизни, работы, жилья. Некоторые семьи были разделены. Часть семьи уезжала, чтобы освоиться и устроиться в России, а часть ждала того времени, когда можно будет снова воссоединиться.

Как люди адаптировались в России? Какие условия им предоставили? Чем помогло им государство? Как к ним относились люди? И, наконец, удалось ли им здесь найти приют от бед, которые заставили их сменить место жительства, поменять родину фактическую на родину историческую?

В России много мигрантов с 1991 года. И у них были, есть и, наверное, будут проблемы с адаптацией. Статистика показывает, что люди мигрировали тысячами, селились на разных территориях, но трудности у них были одинаковые. Проблема адаптации коснулась многих, в том числе моих знакомых и родственников. Из их рассказов стало понятно, что мигрантам зачастую очень тяжело осваиваться.

За рубежом осталось много наших соотечественников, желающих вернуться в Россию. Но их останавливают те проблемы, с которыми столкнулись бывшие мигранты.

Судьбы беженцев и переселенцев

Для того, чтобы узнать как сложились судьбы беженцев и переселенцев была разработана анкета для опроса приезжих Из рассказов родственников, знакомых, проживающих в Иркутске, Усолье - Сибирском, с. Бельск, д. Ключи Черемховекого р - на, г. Зиме, а также примеров взятых из Интернета мы видим, что люди испытывали одни и те же трудности: при приобретении гражданства, при получении и приобретении жилья , трудоустройстве, при продолжении образования, при взаимоотношениях с местными жителями. Очень часто эти проблемы были связанны с отсутствием документов у беженцев, т. к. многие из них уезжали из горячих точек в спешке. Из - за смены денег и отсутствия таковых беженцы не могли приобрести жильё. Причина отсутствия денег была в том, что люди не могли продать жильё и не могли привести вещи т. к. была нехватка контейнеров, и люди вынуждены были в спешке продавать всё, цена, конечно же, была ничтожной, и в России этих денег ни на что не хватало. Временно -предоставляемого жилья не было, так как миграционная служба была слабо развита и не представляла проблем беженцев и вынужденных переселенцев. Из - за нехватки жилья приезжие селились в сёла и деревни, где сталкивались с недоброжелательным отношением местных жителей. Причина такого отношения была в том, что колхозы разваливались, работы на всех не хватало, и местные жители думали, что приезжие приехали занимать их рабочие места.

Так как приезжие по большей части были квалифицированными рабочим, специалистами и быстро продвигались по служебной лестнице или начинали собственное дело, что также вызывало неприязнь и раздражение со стороны местного населения. Такое отношение заставляло приезжих объединяться в диаспоры по принципу землячества. С одной стороны эта тенденция имела положительную сторону: людям легче было выживать, осваиваться, помогая друг другу. С другой стороны некоторые землячества, особенно в городах приобретали явно преступный характер, например, Азербайджанская группировка в Иркутске. Между различными национальными группировками началась борьба за сферы влияния, часто имеющая грубый, кровавый и ужасающий характер, наводящий страх на людей, что тоже привело к усилению неприязни со стороны местных жителей.

Одна из главных проблем мигрантов - это проблема получения вида на жительство и гражданства. Своеобразие этой проблемы в том, что она напоминает замкнутый круг: нет гражданства - пет работы, нет работы - нет денег, нет денег -нег гражданства. Это при том, что но закону затраты минимальны, но на дела для многих семей оформление гражданства растянулось на десяток лет. Из этого вытекает проблема взаимоотношений с чиновниками, продолжение обучения и т. д. Например мои родители оформляли гражданство 12 лет, мои родственники проживающие в с. Бельск - 8 лег, мои родственники из г. Иркутска - 5 лег. Даже в Подмосковье бывали случаи, когда люди не могли оформить гражданство, прожив на территории РФ более 10 - 15 лег.

С совершенствованием миграционной службы проблема получения жилья мигрантами стала улучшаться, их стали ставить на очереди для получения жилья, кредитов на жильё. Но для того, чтобы получить жильё или кредит нужно было собрать множество справок, которые быстро устаревали, и сбор справок превращался в хождение по кругу. Так семья из Зимы долгое время не могла получить льготное жильё, и в конечном итоге купили жильё на свои деньги. Именно тут на поверхность показывается проблема взаимоотношений с чиновниками, которые не могут и не хотят вникать в проблемы мигрантов и проблема несоответствия законов и жизни.

Часто мигранты прибывают в ситуации ненужности государству и обществу. Некоторые проживают в России до тех пор, пока нужны. Примером такого отношения к переселенцам является история Николая Маркеловича Черняева, приехавшего в Самару из Украины. С декабря 1996 года он работал ассистентом на кафедре «Основы медицинских знаний» СГПУ. В январе 1998 его выбрали на должность старшего преподавателя кафедры сроком на пять лет. Предоставили комнату в общежитии № 5. В 2000 году кафедру закрыли, работников уволили. Но Николай Маркелович имел право остаться в общежитии до 17 января того же года, пока не истёк срок регистрации. По истечении этого срока он остался без жилья. По истечении срока он обратился с заявлением о продлении срока регистрации к ректору. Но ему сказали, что общежитие № 5 для переселенцев не предназначено. Он обращался во многие инстанции, но нигде ему помочь не могли, хотя по их словам очень хотели. И это только один из миллионов случаев.

Часто люди сталкиваются с проблемой полного игнорирования их проблем со стороны правосудия, проблемой беззащитности и уязвимости перед чиновниками и властями. Мигрантов незаслуженно засуживают, не предоставляют юридической помощи, заминают дела со случаями уголовно - наказуемых преступлений в отношении мигрантов, гастарбайтеров. Можно привести несколько ярких примеров: летом 2004 года в одном из сел Черемховского р-на произошла авария со смертельным исходом, т. к. виновниками происшествия были местные жители, дело постарались замять, и погибший переселенец из потерпевшего превратился в обвиняемого. Весной 2008 года в том же селе произошло убийство гаетарбайтера подростками и молодыми людьми, тело убитого было отправлено на родину, а суда до сих пор не было. Летом 2008 года в Зиминском р - оне совершенно нападение на приезжего, переселенца из Киргизии, нанесено ножевое ранение на почве неприязненного отношения, дело долго не открывали и пытались замять в течение полугода.

Кто знает, что ещё ждёт беженцев и переселенцев? Рассмотрев судьбы беженцев и переселенцев, мы можем сказать, что за редким исключением все приезжие в Россию испытывали очень большие трудности, и период адаптации растягивался па десятки лет. Чтобы почувствовать себя россиянами и ассимилироваться с местным населением, мигрантам нужно прожить в России как минимум 15 лет.

Становление и развитие миграционной службы в Иркутской области

Становление и развитие миграционной службы Иркутской области прошло через четыре этапа.

Первый этап начался в 1993 году, а кончился в 1998 году. Это был самый большой этап в истории развития миграционной службы Иркутской области. В это время было создано очень много законов и постановлений. Был создан территориальный орган Федеральной миграционной службы Иркутской области. Первоначально в региональном подразделении миграционной службы работало три специалиста помимо руководителя. Двое сотрудников занимались беженцами и вынужденными переселенцами, а один - внешней трудовой миграцией. В Иркутске был образован Пост иммиграционного контроля «Иркутск-Аэропорт». Кроме того, в миграционной службе появился секретариат и два отдела: по делам и беженцев и вынужденных переселенцев и отдел внешней трудовой миграции. В каждом работало по 5 человек. Поскольку в России не было института подготовки кадров для работы с мигрантами, в миграционную службу пришли служащие с разными профессиональным уровнем подготовки. Первыми служащими миграционной службы были: педагоги, экономисты, железнодорожники, инженеры-химики, военные, геологи. Они работали не только в Иркутске, но и районных центрах.

Второй этап начался в 1998 году, а закончился в 2000 году. В это время ФМС Иркутской области стала самостоятельной. С того момента она подчинялась только ФМС России. Структура службы также видоизменилась. С 1994 по 1998 она состояла из руководителя службы, начальника ПИКа, заместителя руководителя службы, отдела внешней трудовой миграции, отдела по делам беженцев, вынужденных переселенцев и обустройству финансовой группы. С 1998 года должность начальника ПИКа и заместителя руководителя разделили. После реорганизации у Федеральной миграционной службы Иркутской области появилась новая функция: «выступать в качестве истца, ответчика, третьего лица, в судах общей юрисдикции, арбитражных третейских судах». Этот этап был самым важным в истории становления миграционной службы Иркутской области. Потому что именно в этом этапе миграционная служба получила право самостоятельно принимать решения.

Третий этап начался в 2000 году, а кончился в 2002 году. Региональная миграционная служба вновь потеряла свой статус и стала территориальным органом министерства в Иркутской области. Кроме ликвидации института региональных представителей, никаких изменений в штатном составе не произошло. Этот этап был самым малозначительным за период становления миграционной службы Иркутской области.

Четвёртый этап начался в 2002 году, а кончился в 2004 году. Территориальный орган Министерства по делам федерации и национальной политики в Иркутской области был передан в ведение МВД и стал называться Управлением по делам миграции управления внутренних дел Иркутской области. После перехода миграционной службы в систему МВД в законодательстве произошли значительные изменения. Так как служба вошла в состав МВД, расширились её связи с другими подразделениями, службами. Функции Управления по делам миграции с переходом в новую систему не изменились. В правах появился новый пункт, благодаря которому УДМ УВД Иркутской области и ВС УВДТ в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. В 2002 году произошли и определённые изменения в структуре регионального подразделения. Отдел финансового контроля и обустройство был разделён на финансовую группу и отдел по делам беженцев, вынужденных переселенцев и обустройство. Появились новации в кадровой работе миграционной службы. С 2002 г. началось сотрудничество с Восточно-Сибирским институтом МВД России, в котором сотрудники УДМ УВД Иркутской области не только прошли стажировку, но и приняли участие в формировании, кодификации и публикации ряда служебных, нормативных документов. Этот период был очень важен в становлении миграционной службы Иркутской области. Это был один из основных этапов. Он был последним.

Становление и развитие миграционной службы Иркутской области шло долгое время, 9 лет. Оно прошло через многие этапы. Происходило много реорганизаций много серьёзных изменений и не всегда они шли на пользу. Например, во втором этапе Региональная миграционная служба Иркутской области получила независимость и стала подчиняться только ФМС России. А в третьем этапе она потеряла независимость. Самыми значительными были первый этап - когда ФМС Иркутской области только зарождалось, и второй когда ФМС Иркутской области получила независимость.

В органы управления обращаются со своими делами ежедневно миллионы людей. Органы управления разрешают различные споры, принимают меры государственного принуждения к широкому кругу лиц. Вот почему так важны хорошие, но без излишнего усложнения и педантизма процедуры. Такие процедуры способствуют обеспечению четкого действия и взаимодействия звеньев аппарата управления. К сожалению, опрос и анкетирование показали, что процедуры у нас отнюдь не просты, а часто перегружены и усложнены сбором большого количества документации.

Анализ законов «О беженцах», «О вынужденных переселенцах»

Напрашивается вопрос: «Почему людям гак тяжело освоиться в России, может всё дело в законах?»

Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» - это официально утверждённые документы, включающие полный перечень прав и обязанностей беженцев и вынужденных переселенцев.

Закон определяет беженца, как лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования, находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может, пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой зашитой вследствие каких-то опасений; или, не имея определённого гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие каких-то опасений.

В этих статьях правильно то, что государство защищает человека в независимости от его цвета кожи или национальной принадлежности. Человек, совершивший пресгупление против мира или другое тяжкое преступление не может признаваться беженцем, потому что если человек совершил преступление на территории одного государства, то нет гарантий, что он не совершит такое же преступление на территории другого государства. Но с другой стороны любой человек имеет право на ошибку и ему необходимо дать шанс исправиться. Ещё неправильно то, что человека приехавшего на территорию РФ вследствие ЧС природного характера не может признаваться беженцем. Ведь землятресение или другая ЧС тоже является веской причиной сменить местожительства. Часто при землетрясениях, селях и др. стихийных бедствиях люди теряют все свое имущество и жилье и поэтому вынуждены переселяться. Человека ещё не признанного вынужденным переселенцем государство не оставляет без внимания. Все предоставленные перечни услуг позволяют человеку не быть стеснённым. Человек имеет право выбрать местожительства. Обязанности и нрав беженца позволяют ему быть полноценным гражданином РФ. Гарантии позволяют человеку не бояться, что ею могут депортировать из страны. Ещё правильно то, что когда беженцу дают постоянное место жительства, то он автоматически теряет временное жильё, ведь в это время другому беженцу может не быть временного жилья.

Беженец и вынужденный переселенец различаются только в том, что беженец не является гражданином РФ, а вынужденный переселенец является. Права и обязанности у них почти одинаковые.

Получается, что законы продуманные, чёткие, не ущемляющие нрав человека, но думается, что всё же следует в отдельных статьях закона предусмотреть ответственность за различные действия должностных лиц, ответственность за исполнение ими своих обязанностей.

А ещё лучше, если бы эта ответственность (которая иногда предусматривается в некоторых законах, касающихся гражданства и деятельности должностных лиц) была бы зафиксирована в отдельном законе, а не в различных законах, то это принесло бы более эффективный результат в регулировании деятельности должностных лиц, касающейся выдачи паспортов и присвоения гражданства. А так же следовало бы установить ответственность должностных лиц за порядок постановки в очередь на жильё и неукоснительного исполнения процедуры оказания помощи в приобретении жилья в каждом, отдельно взятом случае.

Отношение местного населения к мигрантам

В ходе исследования выявлено, что проблема толерантности наиболее остро стоит перед мигрантами. Настороженность, откровенная неприязнь - способны отравить жизнь любому человеку, чем более, если этот человек уже подавлен резкой сменой обстановки, привычного ритма жизни, разрывом всех старых связей, контактов. Получается, что кроме материальных проблем, мигранты имеют и массу проблем моральных. В чём корень этих проблем? Это мы пытались выяснить через анкетирование населения, взяв разные возрастные группы, разные социальные группы, попытались выяснить - каково отношение местного населения к приезжим. Результаты анкетирования показали, что на мнение, а следственно и на поступки детей сильно влияет мнение родителей. Если мы посмотрим диаграммы , составленные на основе анкетирования, то увидим, что в младших классах родители пе обсуждают при детях своего отношения к приезжим, следственно и дети не имеют чётко выраженного негативного отношения к приезжим. Но чем старше становиться ребёнок (6-7кл. ), тем чаще родители высказывают своё мнение о приезжих при нём. На диаграмме видно, что появляется чётко выраженное негативное мнение к приезжим. Именно в этот момент школа может повлиять на мнение школьников. Что видно на диаграммах старших классов, здесь динамика ответов улучшается, т. к. формируется собственное мнение подростков. Если в своё время школа успеет поймать тот момент, когда у школьника устанавливается личное мнение на окружающую его среду и сумеет объяснить, что нужно терпимо относиться к людям и в особенности к приезжим, то в будущем будет происходить всё меньше и меньше случаев нападения но причине национальной и расовой неприязни.

Рассмотрим диаграммы опроса местного населения. По сравнению с рассказами беженцев и переселенцев по отношению к ним 10 - 15 лет назад, в данное время заметна положительная тенденция: лишь один человек из 14 неприязненно относится к приезжим. Это обнадёживает. Если и в дальнейшем люди перестанут плохо относиться к приезжим, то скоро людям, приезжающим в Россию будет легче освоиться в стране.

Средства массовой информации о проблемах миграции

Анализируя различную информацию из газет и журналов (Журнал «Социос» и газеты «Экономика и жизнь» и «Пятница» за период с 2006 по 2008 гг. ) становится понятно, что прессу больше всего волновали нелегальные рабочие или временные мигранты. Люди из ближнего зарубежья в поисках работы приезжают в большие города России. Не получив вида на жительство, не имея гражданства, без денег и без соответствующих документов, а, следовательно, и без официальной работы они остаются брошенными на произвол судьбы в большом и незнакомом городе. В это время, каким - то странным образом, вокруг них появляется огромное количество мошенников, предлагающих «перспективную и высокооплачиваемую работу». Чаще всего человек попадает в плен. Его заставляют работать и не платят за это деньги. К сожалению, проблема мигрантов, желающих постоянно жить в России, их трудности прессу не волнует. А почему? На наш взгляд, если бы средства массовой информации всесторонне рассматривали эти проблемы, показывали не только негативную, но и положительную сторону процесса миграции, то и у местного населения формировалось бы положительное мнение о мигрантах. К примеру, возьмём недавние публикации в газетах «Черемховские новости» и «Комсомольская правда» за 2008 год, где поднимался вопрос о том, какие последствия для жителей Иркутской области будет иметь переселение на территорию области русскоязычных мигрантов из Таджикистана. В статьях рассказывается о том, что планируется переселить высококвалифицированные кадры, обеспечить их жильём и работой. Но продуманна ли их моральная адаптация? Гарантирует ли государство, что их примут с «распростёртыми объятьями» чиновники и обыватели? Не наступят ли люди на те же «грабли», что и предыдущие мигранты?

Таким образом, делаем вывод: миграция - это очень важная проблема в каждой стране, а в России особенно. Проанализировав правовые проблемы беженцев и переселенцев, становится понятно, что проблема миграции - далеко не самая решённая проблема России. Законы по миграции разработаны, существуют, но, как и все другие законы, требуют дальнейшей доработки

Законы «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах» не ущемляет ни прав беженцев и вынужденных переселенцев, ни интересов РФ. Но, к сожалению, эти законы исполняются не в полной мере.

На наш взгляд необходимо жёстко контролировать то, как органы ФМС РФ исполняют законы, все ли права мигрантов реализуются.

Чиновников, не соблюдающих права беженцев и вынужденных переселенцев, необходимо строго наказывать.

Желательно строить больше многоквартирных жилых домов для временного размещения ходатайствующих о признании беженцами и вынужденными переселенцами.

Возможно, в ФМС должны принимать на работу бывших беженцев и переселенцев, т. к. они лучше смогут понять проблемы и нужды мигрантов.

Данная работа была направлена на то, чтобы обратить внимание общественности на проблемы мигрантов. Может быть, стоит чаще рассматривать в СМИ разные аспекты адаптации мигрантов, и формировать положительное отношение к переселенцам как к своим соотечественникам. Такую же активную позицию должны занимать педагоги в школе и родители в семье при воспитании толерантности, терпимости, доброго отношения к людям со стороны подрастающего поколения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)