Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Проблемы подростков, отраженные в современной литературе и в жизни

Во взрослом мире принято считать, что детство должно быть счастливым. Однако в жизни приходится наблюдать эпизоды, которые очень далеки от благополучия и счастья. Всерьёз я задумался над проблемой моих сверстников, когда прочитал книгу Е. Мурашовой «Класс коррекции». Конечно, в современном обществе эта тема, касающаяся проблем подростков, не новая. Сейчас она представляется мне особенно актуальной. Её поднимают в телепередачах, на радио, в газетных публикациях.

Цель данной статьи - сделать анализ проблем подростков, отраженных в современной литературе и в жизни (на примере одного учебного учреждения).

Задачи:

-познакомить с содержанием книги Е. В. Мурашовой «Класс коррекции» и сведениями об авторе;

-изучить характеры героев повести, мотивы их поступков;

-выявить сложные ситуации в мире персонажей повести и причины их возникновения;

-проанализировать анкеты учащихся 7-8 классов вечернего обучения одной из школ;

-обобщить проблемы в жизни подростков.

В подготовке реферата были использованы материалы Интернета, «Литературной газеты» № 37 2008 года и телепередачи от 13 декабря «Громкое дело». («Маленькие бродяги, или куда приводит детство»)

Среди учащихся 7-8 классов вечерней школы проведено анкетирование , и результаты использованы в работе. Главным же источником, на основании которого готовился реферат, является повесть для детей среднего и старшего школьного возраста «Класс коррекции». Она отмечена наградами :

-2005 год- Вторая премия Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А. Н. Толстого.

-2005 год-Диплом «Учительской газеты»- «За отстаивание нравственных ценностей».

-2006 год- Национальная детская литературная премия «Трудный разговор».

Автор повести - Екатерина Владимировна Мурашова. Она психолог по образованию (специальность «Возрастная психология»). Работала в Институте экспериментальной медицины по программе «Врачи мира» с детьми из социально неблагополучных семей. Екатерина Мурашова пишет о детях, с которыми сталкивается по роду занятий, и в основном это дети «с проблемами». Действие повести «Класс коррекции» происходит в школе. Школа красивая, новая, из стекла и бетона, с картинками про счастливое детство на стенах, огромная, в ней 300 учителей и 1500 учеников. Очень по-разному живется детям в этой школе. Первые два класса в каждой параллели – А и Б – гимназические. В классах В и Г, по словам одного из героев книги, «учатся те, у кого все более-менее тип-топ и в голове, и в семьях». В Д классах учатся дети «с криминальным уклоном». Ребята с физическими, психическими отклонениями или просто из неблагополучных семей – в «классах коррекции», то есть в классах Е. Главные герои повести – ученики 7 класса Е. С появлением нового ученика жизнь «ешек» меняется. Дети попадают в некий «другой мир», где они здоровы, любимы и отважны. А в реальности им приходится решать совсем не детские задачи. Например одна из девочек посреди учебного года оказывается с семимесячным ребенком на руках. , потому что его мать куда-то пропала. С бедами эти дети стараются справиться сами, не ожидая помощи от взрослых.

Сюжет книги полуфантастический. Но повесть нельзя отнести к фэнтэзи. Это всё-таки реалистическая проза. И жизнь подтверждает это.

Во взрослом мире принято считать, что детство должно быть счастливым. Наверное, такое оно и есть у большинства людей. Однако в жизни приходится наблюдать эпизоды, которые очень далеки от благополучия и счастья. На вокзалах, в вагонах электричек, на улице дети просят подаяние или «зарабатывают» пением, игрой на музыкальных инструментах. Часто можно слышать сквернословие из уст детей, подростков. Видеть их курящими и даже нетрезвыми. Они не хотят или не могут учиться, бросают школу. Порой им даже негде и нечего есть. Многие из так называемых «неблагополучных семей».

Всерьёз я задумался над проблемой моих сверстников, когда прочитал книгу Е. Мурашовой «Класс коррекции». Конечно, в современном обществе эта тема, касающаяся проблем подростков, не новая. Сейчас она представляется мне особенно актуальной. Её поднимают в телепередачах, на радио, в газетных публикациях.

Цель данной работы - сделать анализ проблем подростков, отраженных в современной литературе и в жизни (на примере одного учебного учреждения).

Задачи:

-познакомить с содержанием книги Е. В. Мурашовой «Класс коррекции» и сведениями об авторе;

-изучить характеры героев повести, мотивы их поступков;

-выявить сложные ситуации в мире персонажей повести и причины их возникновения;

-проанализировать анкеты учащихся 7-8 классов вечернего обучения одной из школ;

-обобщить проблемы в жизни подростков.

В подготовке реферата были использованы материалы Интернета, «Литературной газеты» № 37 2008 года и телепередачи от 13 декабря «Громкое дело». («Маленькие бродяги, или куда приводит детство»)

Среди учащихся 7-8 классов вечерней школы проведено анкетирование , и результаты использованы в работе. Главным же источником, на основании которого готовился реферат, является повесть для детей среднего и старшего школьного возраста «Класс коррекции». Она отмечена наградами :

-2005 год- Вторая премия Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А. Н. Толстого.

-2005 год-Диплом «Учительской газеты»- «За отстаивание нравственных ценностей».

-2006 год- Национальная детская литературная премия «Трудный разговор».

Автор повести - Екатерина Владимировна Мурашова. Она психолог по образованию (специальность «Возрастная психология»). Работала в Институте экспериментальной медицины по программе «Врачи мира» с детьми из социально неблагополучных семей.

В настоящее время преподает в Санкт- Петербургском университете культуры и работает семейным психологом в детской поликлинике.

С проблемами становления и самоутверждения знакома очень хорошо.

Общая характеристика повести, основное содержание

Екатерина Мурашова пишет о детях, с которыми сталкивается по роду занятий, и в основном это дети «с проблемами». Название повести – «Класс коррекции» - по-взрослому конкретное и честное, название – предупреждение: разговор будет трудным, о больном и нерадостном. Разговор о детях отторгаемых обществом, социально неблагополучных, - о детях-инвалидах, в том числе умственно неполноценных. Действие повести происходит в школе. Школа красивая, новая, из стекла и бетона, с картинками про счастливое детство на стенах, огромная, в ней 300 учителей и 1500 учеников. Очень по-разному живется детям в этой школе. Первые два класса в каждой параллели – А и Б – гимназические. У них лучшие учителя, три иностранных языка, риторика, история искусства. Здесь учатся отличники, спортсмены и дети спонсоров. Директор говорит, что из А и Б классов готовят культурную элиту ХХI века. В классах В и Г, по словам одного из героев книги, «учатся те, у кого все более-менее тип-топ и в голове, и в семьях». В Д классах учатся дети «с криминальным уклоном».

Ребята с физическими, психическими отклонениями или просто из неблагополучных семей – в «классах коррекции», то есть в классах Е. Главные герои повести – ученики 7 класса Е. В классе 19 человек. Это Антон, от имени которого ведется повествование, Виталик Тараканов, Ванька Горохов, Витька и Митька Слуцкие, Пашка Зорин и другие. У каждого из них трудная биография. Седьмой Е класс школы – «бельмо на глазу». Проходит учебный год, и он будет расформирован. Администрация школы ждет–не дождется этого часа. В этот переломный момент в класс приходит новый ученик. Точнее, не приходит, а въезжает на инвалидной коляске. Это Юра Мальков, мальчик с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) с рождения. Он смотрел на всех и улыбался. Улыбка у него была спокойная и обаятельная. Парень умный, мог и в классе А учиться, если бы не трудности с письмом. Никогда не употреблял матерных слов, умел шутить над собой. К своим неудачам относился спокойно. Родители его, как заметили «ешки», ездят на ржавых «жигулях», одеты нормально но без шика. Одноклассники недоумевали, почему Юра оказался в Е классе. Юра спокойно объяснил: «Я же уродЭкстерьер для А класса у меня вид неподходящий». Он пригласил всех к себе не вечеринку. Приглашения отпечатали на компьютере. Смешной мальчишка на костылях и текст: «Юрий Мальков имеет честь пригласить». Этот вечер в семье Мальковых для многих семиклассников оказался чем-то вроде шока. Юра весел и жизнелюбив. Кое-кто из «дефективных» семиклассников догадывается: у нового товарища есть «что-то», помогающее не обижаться на поддразнивания и сносить боль с улыбкой. И не ошибается: это «что-то» - сказочный мир, попасть в который может каждый. Там есть город с фонтаном и земляничная поляна. Там сбываются желания. Увечные получают здоровые глаза, руки и ноги. Тоскующие по теплу - уютный дом. У «ешек» начинается новая жизнь со всякими приключениями. Дети попадают в некий «другой мир», где они здоровы, любимы и отважны. А в реальности им приходится решать совсем не детские задачи. Например одна из девочек посреди учебного года оказывается с семимесячным ребенком на руках. , потому что его мать куда-то пропала. А всего детей то ли пятеро, то ли шестеро. (Остальные чуть постарше). И девочки седьмого Е устанавливают дежурство при малышке, чтобы их подруга могла учиться и спать хотя бы иногда. С бедами эти дети стараются справиться сами, не ожидая помощи от взрослых. Сюжет книги полуфантастический. Но повесть нельзя отнести к фэнтэзи. Это всё-таки реалистическая проза. И автор не стремится никого утешить, а приглашает к сопереживанию и раздумьям.

Семейные проблемы и суровая школьная реальность у героев повести Е. Мурашовой

Проблемы каждого героя книги начинаются с семьи, а порою с её отсутствия. Главный повествователь – Антон – живёт в одной комнате коммунальной квартиры с мамой. Мама постоянно на работе, сын относится к ней по-доброму, однако не может быть с нею откровенным, рассказать о своих проблемах. В детстве у него была мечта.

«Когда я был маленьким, я часто «выбирал» себе богатых, красивых и добрых родителей и мечтал о том, как они меня усыновят и мы будем счастливо жить вместе, а я буду таким хорошим-хорошим, и они будут мной гордиться и никогда не пожалеют, что меня взяли».

Неполная семья и у Мишани. У него очень слабое зрение. Заботится о нём только мама. Это она пытается определить сына в специальный интернат для слабовидящих детей, но все её усилия – напрасны.

Витька – на самом деле девочка Вита, Виктория. О ней известно, что родители её потерялись, или спились, или в тюрьме. Она жила со старшей сестрой, училась, а потом сестра вышла замуж, родила ребёнка и сказала Витьке: «Уходи». Витька и ушла. У них там рядом трасса была Вот и проездили они с дальнобойщиками два года. Изломана у девочки судьба с раннего детства.

У Виталика Тараканова, казалось бы, семья есть, родители (и отец, и мать). Но Виталик каждый день видит отца пьяным, буйным. Однажды он бросился на жену с кухонным ножом. Виталик вступился за маму и укусил отца за руку. Тот нож уронил, но досталось Виталику так, что в больницу угодил. «После выписки из больницы как с цепи сорвался, глаза белые, драться лезет».

Пашка Зорин, «могучий Пашка», на всех смотрит с тупой злобой, кулаки у него с детскую головку, многим доставалось от него. Может, это потому, что ни от кого он доброго слова не слышал, « У него дома никто никогда о нём не беспокоился».

Не беспокоится о сыне и мать Митьки Слуцкого. Детей пятеро или шестеро, мал-мала меньше, а матери – не до них.

«Тётя Нина, Митьки, Мишки и остальных мать, - женщина неплохая и очень добрая. Она им иногда и книжки читает, и стирает, и даже ёлку новогоднюю делает. А иногда её как выключает кто. Лежит и не делает ничего. Не пьёт, не курит. Как Митькиного отца посадили, так и живёт непонятно как. Иногда уходит куда-то. Потом возвращается».

Изломана жизнь красивой девочки Стеши. Вот у неё-то родители были непьющие. Отец – военный. Но мать оставила их и уехала за границу. Переехал отец с девочкой в Петербург. Стеша училась в гимназии с третьего класса. Потом вернулась мать, предъявила свои права на дочь. Начались скандалы. Главное - понятно было, что Стеша ей и не нужна, у неё другие интересы были. У отца случился нервный срыв. Он заперся в квартире, отстреливался. Забрали его в психиатрическую больницу. А Стеше трое суток пряталась в тумбочке, в опечатанной квартире. Спасли её, но на некоторое время она вообще говорить перестала, потом речь вернулась, но стала красивая девочка Стеше аутисткой.

Можно представить себе, с каким чувством пришли все эти ребята в семью Юры Малькова. Нерешительность , растерянность, любопытство. В первый раз они увидели , в каких человеческих условиях можно жить.

«Они сначала просто ходили по квартире, как на экскурсии. Смотрели, вопросы задавали»

Они просто смотрели как всё может быть устроено. Обои на стенах, бельё на кроватях, скатерть на столе, салфеточки, картины на стенах, папа, мама «живьём, понимаешь? Их же в приличные дома не пускают Все люди разные. Мы – уроды, отбросы. Это всегда есть, всегда было».

Казалось бы, при таких проблемах в семье к этим детям отношение в школе должно быть понимающим, человечным. Однако, суровая школьная реальность оборачивается дополнительными проблемами и для педагогов, и для учеников. Многие учителя отказываются от них.

«Старая географичка отказалась от нас ещё в конце прошлого года. Теперь где-то нашли нового учителя, молодого. Естественно, его сразу же прислали к нам. Наш класс, да ещё «дэшки», - это для молодых учителей что-то вроде боевого крещения. Некоторые сбегают сразу же после первого урока. Другие держатся месяца два-три.

Тех, кто выдержал полгода или тем более год, считают прошедшими испытание и переводят к более приличным классам. Поэтому учителя у нас часто меняются. Особенно по географии, биологии, истории и другим, вспомогательным предметам. »

За короткое время в классе поменялось пять учителей географии.

Нелегко, конечно, учителям работать в таких классах. Эпизоды уроков, описанные в книге, вызывают чувство недоумения. Например, классный руководитель Клавдия Николаевна (25 лет стаж работы), заходя в класс, «начинала истошно орать». Домашнего задания в классе почти ни у кого нет. К доске вызван ученик выполнять упражнение – «остальные болваны открыли тетради, внимательно слушают и записывают»

Конечно, с такими ребятами работать нелегко. И это понимает новый учитель географии Сергей Анатольевич. Он предлагает: « Перемешать классы! Сделать как раньше. Тогда на каждый класс будет по 3-4 таких ребёнка, с ними можно будет работать, ездить на экскурсии». Однако аргументы завуча – против, потому что не захотят спонсоры, чтобы их дети учились с такими, как Паша Зорин. Но думается, что прав молодой географ. Отец его – геолог-полевик, будущему учителю привил любовь к родной земле. Сергей Анатольевич признаётся: «Я хочу учить детей, открывать для них чудесную планету, на которой мы все вместе живём Я люблю детей» И тут же смущается, что хорошие слова в наше время звучат как-то нелепо.

Проблемы, связанные со здоровьем

Самая серьёзная проблема у этих детей связана со здоровьем.

В класс Е многие из них попали из-за серьёзных заболеваний. Так, например, у Мити Слуцкого ограниченные умственные способности, он даже в классе коррекции не справлялся. По нему «плачет спецшкола».

Стеша страдает аутизмом, не врождённым, а приобретённым в «семейной обстановке».

Большое сочувствие вызывает Мишаня: «Он слепой почти. У него зрение -20. В специальные школы его не берут. Мишаня ещё и не слышит почти ничего. А у них программы для слышащих. В интернат возьмут только тогда, когда совсем ослепнет или оглохнет».

Антон учится хорошо, но он неврологически нездоров. У него бывают припадки неконтролируемых эмоций. Последствия родовой травмы. Во время припадков он не терял сознание, но становился как бы диким. Мог сказать или сделать «что- нибудь ужасное, социально недопустимое».

С рождения страдает детским церебральным параличом Юра Мальков. После гриппа он получил осложнение на сердце. Шансов поправиться у него не было. «Все возможности коррекции исчерпаны, так врач в Москве сказал», - с грустью говорит Юра.

Пашку Зорина называют «Пашка – дурачок» или «Зоренька». У него очень слабая память, учиться он практически не способен. Кроме матерных слов и двух-трёх стишков, что в первом классе заучил , ничего не знал.

4. Сложность отношений с окружающими.

Проблемы, связанные со здоровьем, семейное неблагополучие сказываются не лучшим образом на поведении героев повести. Очень непросто складываются у них отношения с окружающим миром, особенно со взрослыми.

В школе классы «Д» и «Е» директор и учителя ласково называют «наш Гарлем». И не напрасно. « Во дворе универсама находилось отделение милиции, в котором половина нашего класса и три четверти класса «Д» стояли на учёте у инспектора по делам несовершеннолетних». Они курят; бранные слова, мат – обычное явление в их речи.

«Девочкиматерились почище пацанов». А многие ещё и пьют.

Митька Слуцкий на вечеринке у Юры «не удержался , на кухне коньяк выпил». Дима Димура из 7-го «Д» класса «так щедро разбавлял свою речь матерными словами, что трудно уловить смысл высказываний»

Обычное дело для них – курить за сараем «косяк» - сигарету с анашой. Герой повести объясняет, что это лёгкий наркотик, «когда курят, часто смеются». Каждый по-своему выживает в этой жизни. Одни ребята способны думать, и им не нравится их образ жизни, поведение. Другим – всё равно. «Отморозки вроде Димуры вообще думать не умеют. У нихчто-то вроде инстинктов, как у зверей. Территория, жратва, моё, не моё, кто сильнее меня, кто слабее»

Их и на экскурсии не берут, потому что они себя плохо ведут. Новый географ не знал этого и хотел организовать экскурсию, но завуч возражала: «Вне стен школы этих детей просто невозможно удержать вместе. Они разбегаются, ведут себя антиобщественно, пристают к прохожим Мы за них не отвечаем У нас обширная экскурсионная программа для гимназических классов» И действительно эпизод поездки младших классов в Эрмитаж запоминается. Когда Юра на своей коляске хочет вдруг поехать с ними в музей, возражает учительница, возмущаются сопровождающие мамы. Причина понятна: дети из приличных семей , а тут – инвалид в коляске.

Учительницу можно понять. Она несёт ответственность за ребят своего класса, и связываться с незнакомым подростком-инвалидом, брать дополнительную ответственность она не может.

Все взрослые в этом эпизоде выглядят не лучшим образом, а малыши, ещё не испорченные спонсорством родителей, устраивают демонстрацию , требуя Юру взять.

Какими станут эти малыши в старших классах? Возможно, сволочами. Увы, но среди классов «А» и «Б»хороших людей практически нет. Например, несколько богатеньких старшеклассников обманом заманивают Стешу в квартиру с гнусными целями. А ведь это элитный дом с охраной. Родители этих старшеклассников воинственно отстаивают своих чад, дружно выступают против тех, кто из класса коррекции. Им, очевидно, неведомы понятия сочувствия, справедливости, милосердия.

Особенности взаимоотношения друг с другом

Слово «милосердие» вызывает недоумение у многих из класса «Е».

Начало повести. В класс входит Клавдия Николаевна:

« - Дети, сегодня я прошу вспомнить о таком понятии, как милосердие!

В ответ на эту просьбу половина нашего класса весело заржала. Другая половина, та, у которой сохранились мозги, насторожилась» И было отчего. Слово «милосердие» прозвучало впервые за семь лет, проведённых в школе. Может, и не задумывались эти дети над смыслом слова, но ведут они себя по отношению друг к другу порядочно, по-человечески.

Пашка Зорин предложил инвалиду Юре место рядом с собой. Наверное, он первый если не понял, то почувствовал беду человека. Опыт у него был. У его предыдущего соседа Эдика прямо на уроках случались эпилептические припадки. Он взял над Юрой шефство, катал его на коляске по коридору на переменах, оберегал от чужих шуток. В классе над инвалидом «никто не гмыкал, не ржал, не свистел, не показывал пальцем, не отпускал идиотских шуточек». Юра не ругался матом и переживал, когда ругались при нём. Пашка «потребовал, чтобы в Юркином присутствии не матерились». Это он-то, который без бранных слов обойтись не мог. («Я пробовать буду»).

Постепенно в классе мата поменьше стало. Ребят это удивило, а потом даже понравилось. Юра помогал Паше учиться. У того стали лучше оценки, а « в глазах рассеялась муть». Учителя говорили, что у Зорина прогресс. Чужую беду понимал не один Паша Зорин. Глядя, как тяжело стоять Юре, Виталик Тараканов серьёзно предлагает: «хочешь, стул принесём?» Рассказчик попутно замечает: «Он у нас чувственный».

Так получилось, что с Юрой все в классе подружились. Антон сказал: «Сочувствовать чужим несчастьям – просто. Особенно если у самого в это время всё более-менее нормально. Искренне радоваться чужим удачам или успехам почти невозможноЗа Юру я радовался по-настоящему»

Когда Антон заболел, Мишаня принёс ему тетради с конспектами по физике, биологии, географии. Искренне хотел помочь.

После того, как пропала Митькина мама, Мишаня, Пашка, Витька и Лёха ухаживали за маленькой Милкой, кормили её, заботились о ней.

Хоть Антон и говорит, что «жалеть людей нельзя, никому от этого пользы нет», однако Пашку ему жалко, да и в квартире инвалида Юры он не может понять: зачем в ванной портрет Шварценеггера?

Суровая реальность хорошо известна этим ребятам. Пашка говорит о Стеше: «Всё равно ей пропадать, если не поправится». Однако вместе со всеми он бросается спасать её. Разве можно после этого поверить словам Клавдии Николаевны о том, что в «Гарлеме» атрофируются все человеческие потребности, кроме самых простых и примитивных? Есть, правда, и такие как Дима Димура, лидер «дэшек». «Садист. Кошек мучает и убивает для удовольствия. Деньги всегда есть Отец у него сидит за убийство Учителя его не трогают». Он не способен к сочувствию, помощи. Но к остальным проникаешься настоящим уважением.

Проблема средств существования. Бедность. Нищета

Один из главных героев, рассказчик Антон говорит: «Я всегда хочу есть Столько, сколько себя помню» Он быстро растёт. «Голые запястья торчат из рукавов куртки. Куртка снова мала. Мать снова будет ругаться». Ему необходимо нормальное питание. Но где взять, если мать работает на двух работах, а он бы и рад устроиться на работу курьером, да не берут, пока паспорта нет. А подрабатывать приходится почти всем в классе, «если это, конечно, можно так назвать; по горькому замечанию Антона: « У Пантелея свой «бизнес». Ванька с братьями иномарки «раздевает», а потом сбывает добычу на Варшавском рынке

Таракан с Игорем на проспекте с тряпками суетятся Пашка на рынке что-то таскает, Маринка как-то сезон проработала «Красной Шапочкой» Я конечно, тоже работаю – за мать по утрам газеты разношу»

Понятно, что добыть средства к существованию – это жизненно важная для этих ребят проблема. Все они живут в бедности, а то и в нищете. Неудивительно, что в гостях у Юры они удивлялись, как всё может быть устроено. Обои на стенах, бельё на кроватях, скатерть на столе, салфеточки, картины на стенах» Да и того, что было на столе у Юры, многие ребята не видели: «три бутылки дорогой пепси-колы, клюквенный морс, салат оливье, бутерброды с сыром и колбасой, солёные огурцы, маринованные грибы, селёдка «под шубой» и какой-то рыбный салат с рисом. Потом ещё подали горячую картошку и мясные рулетики». Это был один из немногих счастливых дней в жизни героев повести, когда всем было тепло, уютно и сытно.

Противоречие между грубостью жизни и стремлением к возвышенному

Многое отняла жизнь у подростков из книги Мурашовой: настоящую семью, здоровье, сытную еду, «школьные годы чудесные».

Но даже в грубых жизненных условиях дети не просто выживают, в них открываются удивительные черты: талантливость, умение понимать, чувствовать и создавать красоту. С одной стороны, пошлый анекдот на уроке географии, а с другой стороны – «понравилось, когда мата меньше стало, хотя некоторые чувства трудно выразить литературным языком. » Есть среди них умные ребята. Если бы не болезнь , Юра мог бы и в «А» классе учиться. Он понимает, что и Антону в «Е» классе не место. Он умный, начитанный.

О многих сложилось мнение, что они уроды. Они привыкли к этому и сами стали себя считать уродами.

Однако внешность их не была безобразной. Напротив. У Юры, например, «глаза голубые, волосы кудрявые, на вид мягкие, пальцы – тонкие и длинные. Обаятельная и спокойная улыбка». У Стеши «прекрасные глаза». Она очень красивая. Новый учитель географии «цепенеет» от её красоты. Может, многого она и не понимала, и блаженно улыбалась. Но ведь это она заметила что снег – чёрный (на фоне светло-серого неба так и было). Она удивилась: «Почему?» Наверное, потому, что жизнь готовила ей чёрные испытания.

Удивительно талантлив полуслепой Мишаня. Память у него феноменальная. В младших классах стихи на память читал, пока учительница не остановит. А ещё он умел рисовать. На полях тетрадей и между строчками нарисовал он портрет девочки, похожей на Стешу. Только один раз он с ней разговаривал (в другом мире), не знает, как её зовут, но уже, по выражению Юры, «вляпался». Конспекты Мишани напоминали рукописи Пушкина.

Девочка Вита («Витька») стремится к лучшему, думает о том, что когда-нибудь у неё будет семья, дети. Она даже курить бросила больше года назад после лекции о вреде курения и о том, как это влияет на будущих детей.

Приглашение в гости – это для всех ребят было неожиданной радостью. Каждый из них принарядился, соблюдали, как могли, правила поведения. А Антон интересовался ещё раньше вопросами этикета. Эти знания ему теперь пригодились. Очень хотелось этим ребятам быть лучше. Однако, реальность по отношению к ним сурова.

Безысходность существования

Антон, герой повести, отзывался о своём классе так: «Перспективы у нашего класса коррекции далеко не блестящие. Скорее всего нас расформируют, не дожидаясь конца года. После седьмого класса исчезают и «дэшки», и мы, «ешки». Последний восьмой класс – 8Г. Про нас много говорят , пугают, решают, куда и как распределять. «Дэшки» исчезают бесшумно, как бы сами собой. Растворяются в пространстве, «яко тать в нощи». Куда они деваются. Ничтожное количество оказывается в «В» и «Г» классах. А остальные?. Никому не хочется об этом думать».

«Часть учеников пойдут в школу для дебилов из которой выхода нет никакого – только на улицу или в интернат для хроников».

В одном разговоре с Клавдией Николаевной географ спросил, правда ли, что собираются исключить Тараканова из школы? Куда же он пойдёт? На что она ему ответила: «Тараканов, скорее всего , действительно окажется на улице, потом в криминале. Тогда им займётся милиция. Но мы должны, обязаны охранить от него тех ребят, которые могут и хоть сколько-то хотят учиться. Когда ничего другого сделать нельзя»

Таракан – психологически неуравновешенный, все учителя от него просто стонали. «Вышвырнули, как собачонку паршивую и до меня никому дела нету», - кричал он, когда встретил ребят около школы.

Эти слова были криком безысходности и отчаяния.

Герои повести чувствуют себя отверженными в обществе.

Параллельный мир как единственная возможность чувствовать себя человеком

Мотив исчезновения в книге развёрнут дважды. В реальном плане в школе после седьмого класса «Е» все дети пропадают куда-то, не до конца ясно куда. Ребята находят путь к исчезновению настоящему. Юра показывает Антону способ уйти в некий параллельный мир. Постепенно практически все герои обретают умение уходить туда. Из разговора героев мы представляем себе этот мир. Он разный, в зависимости от жизненного опыта и воображения героев.

Город обычный, но странный. Большинство домов одноэтажные в глубине садов. Улочки петляют. Несколько Петербургских серых квадратных домов, помойный бак с отбросами. В центре города – рынок, похожий на барахолку. Здесь всегда весна-лето. За городом – лето.

Антон: «Лес как лес, поляна как поляна. Цветочки какие-то растут, птички порхают. Деревья старые, толстые. Значит, и лес не вчера вырос. Куда же это нас занесло – это чего – параллельный мир?»

Юра: «Может, параллельный, а, может, и перпендикулярный. Я в этом не очень – то разобрался.

Я не уверен, что здешний мир существует всегда».

Юра уводит своих друзей в эту ирреальность, где всем хорошо, где никто не говорит о мире, из которого пришел, о несчастьях из той жизни.

От своих страданий и безысходности дети уходят в сказочный параллельный мир, где сбываются все желания. Мир «вечной весны», где есть земляничная поляна, фонтаны и замок принцессы. Витька отдыхает в гамаке, Милка – в коляске. Всем спокойно и уютно.

Увечные получают здоровые глаза, руки, ноги. Тоскующие по теплу – уютный дом. Все получают то, о чём мечтали. Юра там нормально ходит. А вот мрачный и агрессивный мальчик превращается в щекастого пятилетнего малыша, который сидит за столом в саду, под деревьями и мкма кормит его вкусненьким и называет ласково.

Кого – то иная реальность отторгает, кому – то дарует спасение и убежище, но и там и здесь ребятам приходится бороться, выживать и помогать друг другу. И когда одноклассница – красавица Стефания – попадает в беду, они сражаются за неё и в нашем, и в параллельном мире.

По - разному можно понимать этот придуманный автором параллельный мир. Несомненно, одно: у этих детей удивительные души – чистые, верные, крепкие.

Заканчивается повесть трогательной сценой у крыльца Юриного дома, когда дети говорят родителям Юры, что он не умер, а просто ушёл в тот мир и там ему хорошо. А родители удочеряют младшую девочку из проблемной семьи. Мы понимаем, что не так просто решаются трудные жизненные вопросы. Но хочется верить в то, что взрослые смогут помочь детям справиться с проблемами и стать счастливыми.

Результаты анкетирования учащихся одной школы

Проблемы моих ровесников, описанные в книге Е. Мурашовой, находят подтверждение в жизни.

В нашей школе нет классов коррекции, однако во вторую смену учатся ребята, которые испытали в жизни немало трудностей. Это так называемые «вечерние классы».

Неблагополучные семьи, неустроенность в жизни, недостаток чуткого отношения, большие материальные проблемы – вот мир подростков из наших вечерних классов.

Среди этих ребят (7, 8, 9 классы) была проведена анкета. Ответы на её вопросы дают представление о том, как понимается ими дружба, милосердие, радость, несчастье. В анкетировании участвовало 40 человек. 32 человека на вопрос о курении ответили, что пробовали курить несколько раз или курят постоянно. 19 человек употребляют спиртные напитки. Почти все пользуются в речи нецензурными словами. Ребятам приходится подрабатывать грузчиками, разнорабочими, обслуживать аттракционы, уборщицами в кафе.

На вопрос: «Есть ли у тебя друзья» все ответили утвердительно. По мнению большинства, друг должен быть преданным, надёжным, верным. Что же связывает друзей? Ответы заставляют задуматься:

«Выходим вместе курить» - 14 чел.

«Гуляем вместе, ходим в кино, на дискотеки» - 12 чел.

«Не знаю» - 9 чел.

«Спорт» - 3 чел.

Большинство опрошенных представляют себя в будущем успешными людьми, материально обеспеченными, имеющими хорошую работу, известными, создавшими хорошую семью. Семья, по их мнению, должна быть счастливой, жить в достатке, дружной. В семье растут дети, которых хорошо воспитывают. Многие мечтают о хорошей семье. Из 40 опрошенных 6 человек считает, что семью иметь не обязательно.

Слово «милосердие» ребята понимают почти так же, как герои книги «Класс коррекции».

«Не понимаю» - 11 человек

«Не убивать» - 9 человек

«Ходить в церковь» - 6 человек

«Не давать в обиду, жалеть» - 6 человек

«Помогать» - 7 человек.

Хотя понимание слова «милосердие» своеобразно, 22 человека утверждают, что им приходилось совершать милосердные поступки.

Самым понятным пунктом в анкете оказался вопрос: «Что такое несчастье?»

«Болезнь и смерть родных» - 12 человек

«Поссориться с близкими» - 8 человек

«Пьянство, наркомания» - 6 человек

«Когда ты никому не нужен, душевная боль» - 7 человек

Действительно, многие ребята очень одиноки, и утверждают, что у них есть друзья.

Среди ответов на вопрос: «Как ты понимаешь радость в жизни» поразил ответ: «Радость – это когда все живы и есть что поесть». И хотя такое утверждение единственное, оно грустное и очень напоминает размышления героев повести Мурашовой, как и ответ: «не понимаю». Так мог сказать человек, которому не довелось испытать радостных минут в жизни.

Некоторые из опрошенных утверждают, что радость – это когда есть любимый человек, верные друзья, когда совершаешь хорошие поступки и даже – когда идёт снег.

Обработка анкет, размышления над ними – это как будто вторая часть повести «Класс коррекции». Герои книжные, ребята в жизни – они так похожи, и так похожи их проблемы. О них я не думал всерьёз, пока не прочитал книгу Мурашовой. Она заставляет размышлять о себе и о жизни всех людей.

Александр Васильев, автор статьи в «Литературной газете», считает, что у Мурашовой получилось произведение жизнелюбивое, оптимистическое. Мне трудно с этим согласиться.

В книге мало оптимизма и очень много зла. И ещё: создаётся впечатление, что дети несчастны, и от них ничего не зависит. Не хотелось бы так думать. Согласен с мыслью учителя географии из повести, что не надо создавать специальные классы – «классы коррекции».

От этого детям не лучше.

Их проблемы неотделимы от проблем взрослых, от проблем всего нашего общества. И жизнь подтверждает это.

В декабре 2008 года пришлось посмотреть телепередачу «Маленькие бродяги, или куда приводит детство». Поразили прозвучавшие цифры: 5000 000 беспризорных детей в настоящее время в России!

И это условная цифра. Из этих детей могут «вылепить» киллера, вора, наркомана.

6000 детей в год выгоняют из дома, около 3000 детей ежегодно погибает. Страшные цифры! Поэтому, думается, книга Мурашовой о проблемах становления и самоутверждения подростков появилась очень вовремя. Она не только для детей, но и для взрослых: для тех, кто работает в школах, кто растит детей в семьях, кто принимает законы и обеспечивает их выполнение. Автор книги побуждает не только размышлять, но и действовать.

Недавно появилась ещё одна книга у Екатерины Мурашовой – новый роман «Гвардия тревоги». Он уже успел получить награду: Всероссийскую детскую литературную премию «Заветная мечта» 2008 года. Писательница признаётся: «Каждый день ко мне приходят четыре полновесных романа». Это – о её работе психолога, о жизни, которая даёт материал книгам.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)