Общество  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Проблемные аспекты проведения этических бесед как метода нравственного воспитания

Актуальность выбранной темы продиктована временем и вытекает из потребности в совершенствовании воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей. На современном этапе, когда на первый план выходит активизация человеческого фактора, как одного из условий дальнейшего человеческого прогресса, гуманизации общества придается большое значение. И перед обществом ставится задача не просто подготовки ответственного гражданина, но и человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности. Сегодня многих удивляет то, что в школе изучают большое число разнообразных наук и предметов, но нет ни одной дисциплины или обстоятельного раздела в каком-либо предмете о законах правильных, добрых взаимоотношений людей друг с другом, человека с обществом и обретения мира в душе. Поэтому цель данной исследовательской работы - показать один из методов воспитания высоконравственных и достойных людей, а именно метод этической беседы на основе притч о жизни. Бесспорное влияние этических бесед с использованием притч на развитие человека доказано, но всесторонне не изучено. Изменения, происходящие в 21 веке, потребовали выявления роли этической беседы как важного условия в формировании духовно-нравственных ценностей.

Объектом являются методы нравственного воспитания.

Предметом выступает этическая беседа с использованием притчевого начала как метод формирования убеждения (нравственного сознания и поведения).

Гипотеза - я предполагаю, что эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей будет более плодотворной, если использовать в системе этические беседы, основанные на обсуждении притч о жизни, как один из методов воспитания высоконравственных и достойных людей, способствующий формированию нравственного сознания и поведения людей.

Задачи.

1. Изучить научно-теоретические основы духовно-нравственного воспитания, систематизировать способы воздействия на формирование духовно-нравственных ценностей.

2. Выявить влияние этической беседы с использованием притч о жизни на формирование духовно-нравственных ценностей и описать содержательную сторону работы педагога или психолога в воспитательном процессе

3. Провести опытно-педагогическую работу исследовательского характера с целью обосновать и доказать необходимость изучения притч для духовно-нравственного воспитания детей

4. Подбор материала для методических разработок элективных курсов, разработать рекомендательный список для использования притч на классных часах и для занятий психолога с детьми.

5. создать наглядный материал в виде брошюр для распространения среди учащихся школы с целью привлечения внимания к жанру притч. Изготовление другой наглядности для использования в педагогической практике.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что особое внимание уделено обобщённому опыту формирования нравственно целостной личности в педагогике, основанный на понятиях и идеях, составляющих систему духовно-нравственного воспитания; рассмотрены некоторые эффективные методы в виде этической беседы с применением притчевого начала, которые возможно использовать с целью педагогического воздействия, социализации личности в процессе усвоения норм социально-этических отношений, включают побуждение к деятельности, индивидуализацию нравственного воспитания, развитие у людей самодеятельности и самостоятельности.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические положения и выводы, подобранные рекомендации, разработки элективных курсов и факультативных занятий, подборка текстов притч с психоанализом могут быть использованы в практике работы современной школы, явиться основой спецкурсов или классных часов, в деятельности учителей и классных руководителей по повышению уровня нравственного воспитания современной молодёжи. Разработанные и собранные из источников рекомендации предусматривают вооружение учителя опытом пропаганды идей духовно-нравственного воспитания среди родителей учащихся, всего населения. Исследование даёт возможность обогатить содержание образования по предметам культурологического цикла.

Теоретико-методологическими основами исследования (база НИР) являются научная литература по психологии и педагогике, педагогические журналы, пособия по педагогике и психологии для студентов вузов, межвузовские сборники научных трудов по проблеме духовно-нравственного воспитания.

Результаты исследования - для успешного осуществления духовно-нравственного воспитания человека необходимо в работе педагога, психолога учитывать все дидактически возможности словесных методов, в частности этические беседы с применением притч, которые являются прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения.

Рекомендации: использовать все возможности современного для формирования духовно-нравственных ценностей - включить внешкольную информацию в систему формируемых в школе знаний, использовать эти знания при восприятии и критическом осмыслении информации. Сформировать умение интерпретировать информацию, понимать ее суть, принимать личностную позицию по отношению к скрытому смыслу; находить требуемую информацию в различных источниках; систематизировать ее по заданным признакам; визуальную информацию переводить в вербальную знаковую систему; аргументировать собственные высказывания; находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению; воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы за и против каждой из них и др.

Притчи - это рассказы, освежающие разум и удаляющие из сердца горе и печаль.

Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного.

Абуль-Фарадж

О духовно-нравственном воспитании

Теоретические основы к пониманию духовно-нравственных ценностей

Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что воспитанию духовности было уделено немало внимания. Многие из этих исследований были выполнены давно, что свидетельствует о том, что эта проблема всегда считалась важной при воспитании каждого гражданина.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. <<Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом). >>

В. И. Даль толковал слово мораль как <<нравственное ученье, правила для воли, совести человека>>. Он считал: <<Нравственный - противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.>> <<Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести>>.

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С. И <<Нравственность -это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами>>.

Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: <<Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства. Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека>>.

А Ницше считал: <<Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю>>. <<Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ>>.

В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответ-ствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства, мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не <<ударив лицом в грязь>>.

А что же говорить о детях? Еще В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить <<умению чувствовать человека>>.

Василий Андреевич говорил: <<Никто не учит маленького человека: <<Будь равнодушным к людям, ломай деревья, попирай красоту, выше всего ставь свое личное>>. Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания. Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать>>.

Сухомлинский считал, что <<незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает>>.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, учатся следовать им в различных ситуациях.

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса - единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения.

Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени, его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс.

Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий. Важнейшими компонентами структуры процесса воспитания, как указывает А. Н. Леонтьев, являются процессы, идущие как бы навстречу друг другу. "Один из них, - подчеркивает он, - есть процесс воздействия объекта на живую систему, другой - активность самой системы по отношению к воздействующему объекту".

Качественная сторона педагогических действий в процессе нравственного воспитания выражается в их силе и стойкости, а качественная сторона изменений в облике и характере личности проявляется в степени ее убежденности, которая реализуется в различных видах деятельности, формах отношения и поведения. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование. Эффективность процесса воспитания, как говорила Н. К. Крупская, "зависит от знания каждым преподавателем того живого материала, с которым он имеет дело; он должен знать, что ему необходимо внимательно изучать этого ученика и знать его близко".

Из этого следует, что суть нравственно воспитанной личности состоит не только в усвоенных ее знаниях, идеях, опыте общественного поведения, но и в совокупности выработанных личностью отношений к окружающей действительности. При организации процесса нравственного воспитания следует отдать предпочтение объективным отношениям, в которые включаются учащиеся в различных видах деятельности и общения. Эти отношения составляют истинный объект педагогической деятельности.

Духовно-нравственное состояние души человека

Несколько слов хочется сказать о том, что же такое духовно-нравственное состояние человека. Есть разные понимания. Атеисты считают духовным человека, если тот начитан, соблюдает внешние рамки приличия, моральные нормы. Христианство дает очень простое определение: есть Дух Божий, благодать Святого Духа, та, которая преображает человека качественно. Он становится способен любить врага, ему дается необычайная радость бытия. Есть вещи, для светского человека совершенно непонятные. Например, старец Никон Беляев, один из последних старцев Оптиной пустыни, пережил расцвет обители, ее разорение, последние дни доживал в лагере среди шпаны уголовной, болея тяжелой формой туберкулеза. Что может человек в таком положении в таком месте писать в своем письме? Он пишет: "Радости моей нет предела. Я понял, что такое: Царствие Божие внутри вас есть". Это состояние духовного человека, когда душа восходит на высоты Духа, любовь неизреченная и радость неизреченная присутствуют в человеке независимо оттого, где он находится, в каких условиях. Так вот, когда идет речь о духовно-нравственном воспитании детей, мы говорим о том, чтобы у детей была вот такая душа. Не то чтобы они изучили какие-то предметы, получили знания в области, скажем, архитектуры храмов или истории Православия, а чтобы у человека была душа здоровая. В таком состоянии можно обучать и всему остальному.

Этическая беседа как один из эффективных методов духовно-нравственного воспитания

Этическая беседа является одним из словесных методов воспитания. В педагогике есть несколько методов воспитания, но самым эффективным, действующим на сознание человека, является метод формирования сознания, убеждения. Чтобы достичь желаемого результата - правильного культурного поведения - важное значение имеют твердо сформированные убеждения.

В современной школе почти полностью отказались от использования традиционных воспитательных средств, заменив их прямыми, упрощенными, не требующими размышлений способами морализования. Эффективность таких методов оказалась низкой: бесконечные указания принесли воспитанию мало пользы. Нынешние наставники все больше включают в арсенал методов убеждения забытые библейские притчи, эзоповы и крыловские басни, нарекательные рассказы К. Д. Ушинского и А. Н. Толстого, усматривая в них средства возрождения духовных начал воспитания. Широко практикуются также рассказы на этические темы, объяснения, разъяснения лекции, этические беседы, увещевания, внушения, инструктажи, диспуты, доклады, примеры.

В работе с учащимися различных возрастных групп широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон - воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы - углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа - метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам. Обсуждая ситуации, конкретные поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.

Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда важных условий:

- Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.

- Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответов. Нужно учить детей с уважением относиться к мнениям других, терпеливо и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.

-Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, воспитанники слушают. Лишь откровенно высказанные мнения и сомнения позволяют воспитателю направить беседу так, чтобы ребята сами пришли к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

- Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.

- В ходе беседы важно выявить и сопоставить все точки зрения. Ничье мнение не может быть проигнорировано, это важно со всех точек зрения - объективности, справедливости, культуры общения.

- Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к правильному выводу. Для этого воспитателю нужно уметь смотреть на события или поступки глазами воспитанника, понимать его позицию и связанные с ней чувства.

Применяются они системно, в комплексе с другими методами.

Слово педагога, несущее знание, т. е. правило, должно заложиться в сознании человека путем приведения примеров норм поведения из рассказов, ситуаций. Какой эмоциональный отклик на это правило возникнет у ребенка (положительный или отрицательный) зависит от умения педагога объяснить всю ценность этого правила.

В итоге размышлений об этом правиле у ребенка формируется твердое убеждение и от этого убеждения зависит и дальнейшее поведение школьника.

Поведение - есть привычные действия. Через поведение у человека формируются отношения, которые имеют направленность: к обществу, к природе, коллективу, к самому себе. Эти отношения помогают распознать в человеке такие качества как честность, общительность, бережливость, скромность и т. д. А такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, смелость, дисциплинированность являются волевыми качествами, т. е. эти качества помогают преодолевать препятствия на пути к поставленной цели, а слабоволие не будет являться ценным качеством личности. Все эти качества воспитываются разными словесными методами этической беседы, в том числе методами нравственного воспитания.

Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Сегодня я хочу заострить ваше внимание на методе этической беседы с использованием притч.

Выводы по первой главе. Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств - тема, которую изучают ученые уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о морали и моральном поведении человека. Вопрос оставался в том, как сформировать нравственное поведение человека. Целью нравственного воспитания является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте. Последнее предполагает: 1. Выработку понимания жизненной важности морали;

2. Установку на выработку нравственного самосознания (совесть);

3. Выработку стимулов дальнейшего нравственного развития;

4. Выработку моральной стойкости, желание и умения сопротивляться злу, искушению и соблазну самооправдания при нарушении моральных требований;

5. Милосердие и любовь к людям.

Роль этических бесед, основанных на использовании разнообразных притч, в формировании духовно-нравственных ценностей

Притчи о жизни как условие духовно-нравственного воспитания человека

Что такое притча? Словарь Даля определяет ее как <<поучение на примере>>. Аристотель определял притчу как <<иллюстративное сравнение>>. Литературоведческий словарь дает следующее определение: <<Притча - дидактико-аллегорический жанр литературы, в основных чертах близкий басне. В отличие от нее форма притчи 1) возникает в некотором контексте, в связи с чем она 2) допускает отсутствие развитого сюжетного движения и может редуцироваться до простого сравнения, сохраняющего, однако, символическую наполненность; 3) с содержательной стороны отличается тяготением к глубинной <<премудрости>> религиозного или моралистического порядка.>>

Притча - небольшой рассказ аллегорический по форме и нравственно-дидактический по цели. Притча (словарное определение) - это иносказательный рассказ с нравоучением. Притча (по диакону А. Кураеву) - это аллегория, в которой слушатель должен узнать себя.

Притчи - это поучения из жизни. Они создавались народами различных религий для объяснения религиозного учения в простой и доступной форме и вместе с тем в них заключена мудрость великих людей. Притчи очень распространены у восточных народов, у индусов, арабов, евреев, откуда любовь к ним перешла и к древнерусским книжникам, которые развивали заимствованные Притчи и пытались создать самостоятельные.

Притчи - это не просто литература, это литература для души. Как говорится, не познаешь душу - не познаешь мир.

Притча - это способ сказать некоторую истину потрясающей важности. Притча и проста, и очень сложна. На поверхности она - рассказ; внутри ее - тайна. Притча прекрасна: она дает вам ровно столько, сколько вы можете взять.

Притчи - концентрат опыта мудрости и культуры. Это посыл предыдущих поколений, который позволяет нам принимать, интерпретировать и проживать свою жизнь с усмешкой.

Притчи - это не просто тексты, не просто рассказы. Это в первую очередь повествование о реальных событиях. Притчи из поколения в поколение передавались из уст в уста, дополняясь подробностями, но при этом не утратили своей мудрости и простоты.

Притча, это <<чемодан с двойным дном>>. Помимо явного (зачастую иррационального и фантастического) содержания, притча заключает в себе скрытый смысл, духовную, эзотерическую начинку. Чем древнее та или иная сказка или легенда, тем она мудрее, тем больше вероятность того, что она является притчей в вышеозначенном смысле этого слова. В стародавние времена не было у человека ни компьютера, ни телевизора, ни автомобиля; он не ходил на работу каждый день, и жизнь напоминала затянувшийся отпуск. Чем занимались люди в долгие часы досуга (если принять, что в общем и целом они были не глупее нас)? Они думали о душе и мироздании; то есть о том, на что у современного человека никогда - никогда не хватает времени; ибо жизнь современного человека - это бег без оглядки. Притчами изобилует <<Ветхий завет>>; легенды и сказания всех народов мира. Большая половина духовного знания древнего мира заключена в притчах. Но почему мудрецы скрывали духовное знание (и от кого)? Почему они избрали иносказательную форму повествования? Может быть потому, что они не знали, как им иначе рассказать о том, что по определению лежит за гранью вербального, словесного? Или же дело в том, что в те времена еще не были придуманы соответствующие специальные слова, <<научные термины>>; не был разработан понятийный аппарат? А может быть они полагали, что эзотерический смысл должен быть понятен лишь узкому кругу посвященных? Ибо если духовное знание станет доступным всем и каждому; люди отвергнут традиции, и обрушиться материалистическая цивилизация? Это очень интересный вопрос.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ - облегчённый, потому что притчи - это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.

Абуль-Фарадж называл притчи рассказами, освежающими разум и удаляющими из сердца горе и печаль. <<Пусть они послужат утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для любящих наставления и лучшим другом для ценителей смешного>>, - писал он.

Притчи - это косвенные указания, намеки, которые проникают в сердца подобно семенам. В определенное время или сезон, они прорастут и дадут всходы. На первый взгляд может показаться, что притча не несёт никакой полезной информации, но это только на первый взгляд. Если притча не понравилась, показалась непонятной, глупой или бессмысленной - это не означает, что притча плоха. Просто вы может быть не достаточно подготовлены для понимания этой притчи. Перечитывая притчи, каждый раз можно найти в них что-то новое.

В притче все обладают одинаковым голосом, и немой камень может сказать не меньше, чем разговорчивый попугай, а крохотный муравей может нести большую мысль, чем целый караван верблюдов.

Так и в жизни - самые незначительные события говорят порой не меньше, чем выдающиеся, и даже отсутствие событий непременно о чем-то говорит.

И, подобно тому, как травинка в притче, не сходя с места, может сказать не меньше, чем орел, облетевший свет, - так и простые события простой жизни могут сказать о чем-то совсем не простом. Потому что жизнь - весьма непростая вещь, как бы просто она ни выглядела.

Каждый из нас рано или поздно начинает искать себя. И, однажды встав на путь духовного поиска, мы движемся вперед - кто медленно, кто быстро, кто спотыкаясь, кто пролетая мимо всех препятствий. Иногда наш путь озаряет безмерная любовь ко всему сущему, иногда нас преследует одиночество. Мы ищем: пробуем, трогаем, прислушиваемся. Но иногда нас отвлекают от этого - быт, работа, мелочные и тяжелые отношения, - и мы забываем о том, что действительно важно.

Познай себя. Этот принцип лежит в основе многих разновидностей духовной практики. Ибо человек, его сознание, это одна из величайших загадок во вселенной; и - возможно - ключ к пониманию этой самой вселенной.

Существует старинная восточная притча. Жил был дракон. Это был нехороший дракон. Он приносил людям страдания. Он жил в мрачной пещере, откуда редко выходил. Правда, в его пещере было много серебра и золота, ковров и камней драгоценных. Но вот нашелся юноша, который решил убить дракона. Юноше не нужны были ни серебро, ни золото. Он хотел убить дракона для того, чтобы тот больше не мучил людей. Он пришел к пещере, сразился с драконом и убил его. Но когда, спустя некоторое время, он посмотрел на свое отражение в серебряном блюде, то увидел, что сам превратился в дракона. Таким образом, дракон остался жив. Затем дракону бросил вызов другой воин, и все повторилось.

Притчи - это не просто тексты, не просто рассказы.

Какими бы не были интересными люди и народы, но самыми популярными притчами (или рассказами) остаются притчи о любви и о дружбе, притчи о жизни и о счастье, библейские притчи и притчи о сыне.

Привлечение библейских притч к духовно-нравственному нравственному воспитанию детей

Особое место в этических беседах на нравственные темы играют библейские притчи. Евангельские притчи - это не просто житейские иллюстрации некоторых нравственных истин, а обращение к совести человека: понимаешь ли ты, что происходит с тобой?

Основой христианского вероучения является Библия. Текст Библии в целом неоднороден. В ней есть простые места, понятные всякому разумному человеку, есть места, требующие разъяснения и толкования. Осмысливать и постигать Библию следует не только умом, а в первую очередь духом - сердцем, подсознанием, интуицией. Евангелия, повествуя об учении Иисуса Христа, большое значение отводят притчам. Фактически, в притчах преподана 1/3 Его учения. Слово притча в синоптических Евангелиях встречается около 50 раз и это говорит о том, что притчи были одним из любимых приемов Христа. Наверняка большая часть христиан знает многие притчи наизусть, они часто используются как во время богослужения, так и в обыденной жизни.

Самыми популярными библейскими притчами являются нескольких притч : притча о милосердном самарянине, притча о блудном сыне, притча о талантах, а также выявленные в них поучения в иносказательной форме. Притча о милосердном самарянине (Ев. от Луки, гл. 10, 29-37), кроме прямого и ясного смысла - о любви ко всякому ближнему, - имеет еще и другой иносказательный, глубокий и таинственный смысл. Притча о блудном сыне (Ев. от Луки, гл. 15, 11-32) (прямой смысл) рассказывает о безграничной и всепрощающей любви родителей по отношению к своим детям, даже неблагодарным и непослушным. Притча о талантах (Ев. от Матфея, гл. 25, 14-30; от Луки, гл. 19, 11-28) (прямой смысл) направлена против человеческой лености и небрежности. Данные притчи служат источником христианского (нравственного) воспитания, а также могут быть использованы в учебном процессе. В книге Л. В. Суровой "Православная школа сегодня" представлены методические разработки уроков, включающих в себя и евангельские притчи

Библейские притчи - это действительно один из способов нравственного воспитания детей. Для их использования в учебном процессе, прежде всего, должны быть готовы сами учителя, а также необходима четко продуманная программа спецкурса, и должна быть четко подобрана литература, которую можно использовать при подготовке к занятиям.

Необходимо также помнить, что воспитание - процесс медленный, непростой, требующий комплексного, системного подхода. Итогом христианского (нравственного) воспитания нужно считать обретение внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни человека.

О ведических притчах

Корни ведического знания уходят в далёкое прошлое. Его исток - это начало духовного восхождения человечества после Вселенского потопа, времени, когда люди <<не искали, но ведали богов>> (Ригведа). Самые древние сведения об основах ведического учения мы обнаруживаем в священных книгах Индии (Ригведа) и Ирана (Авеста). Известно, что древне-ведическое учение существовало в Ариаие (Иране) уже в IV тыс. до н. э. Ригведа была записана индоарьями в 14 в. до н. э. Она состоит из 1017 священных гимнов, каждый из которых содержит в среднем 10 строф.

Первостепенное значение в ведах придаётся молитве, формуле призыва; великая вера в призывную и созидательную силу Слова подкрепляется могучим движением души или сильным порывом воли. Гимны вед написаны особым метрическим стихом, который превращается при богослужении в песню-молитву. Песнопения во время богослужения приводят человека в состояние благости и вдохновения, в результате чего происходит трансформация всего человеческого существа и слияние его с энергиями любви, добра и благоденствия.

В Ригведе, среди жертвенных песен и молитв к Агни, Индре, Варуне, Соме, Савитару, Сурье и Арьяману (самым почитаемым ведическим богам или божественным началам) есть гимн, посвящённый Единому Богу-Отцу Праджапати - Создателю Вселенной, <<единственному владыке всего движущегося>>: Этот гимн свидетельствует о чистоте понимания Единого сущего.

Какие же качества Единого сущего более всего почитались в ведическую эпоху? Большинство гимнов в Ригведе посвящено Индре - <<царю вселенной>> (корень слова на санскрите означает <<сила>>, <<плодородие>>). Его эпитеты: <<асура>>, <<добрый>>, <<даритель>>, <<щедрый>>. Индра порождает солнце, небо, повелевает потоками. Главная его заслуга - победа над Вритрой, в сакральном смысле означающая победу космического динамического начала над костным хаосом; результатом этой победы явилось устроение ведийского (просвещённого) мира на широких пространствах. По отношению к ариям (<<благородным>>) Индра дружелюбен, щедр и всегда готов прийти на помощь.

Важное место в Ригведе отводится Варуне - охранителю Истины и справедливости. Он - воплощение мирового порядка, истины, хранитель высшего закона и гарант законносоответствия в мире. Примечательно, что только Индру и Варуну называют <<вседержителями>>, теми, кто <<сотворил мир и удерживает его>> (Ригведа IV 42,3 VIII 41,5).

Одним из богов, упоминаемых в Ригведе, является Митра (авест. <<договор>>). Чаще всего он образует пару с Варуной - <<охранителем истины и справедливости>>, которая рассматривается как нечто единое. Митра <<заполняет воздушное пространство, удерживает небо и землю, охраняет оба мира и карает за грехи>> (Ригведа IV 15,2; III 59,8). Основная его функция - объединение людей в особую социальную структуру и установление договора с ними, который соотносится с универсальным космическим законом. Позднее Митра вошёл в авестийский пантеон богов как покровитель мирных, доброжелательных отношений между людьми.

Так какому же богу поклонялись наши предки? Какие божественные качества ценили и проповедовали более всего?

Опираясь на духовное учение, принесённое ариями в Индию и Иран, можно сделать вывод, что поклонялись они Единому Сущему Богу, ведая о духе святом, который идентифицировался со священным живым огнём. Руководствовались же они Высшим Божественным Законом, который предписывал чистоту помыслов, просвещённость, устремлённость, мудрость, справедливость, дружественность, провидение и единство.

Самая популярная по просмотру на Интернет - сайтах является ведическая притча <<О благославениях>>. Суть ее такова: <<Один святой раздавал свои благословения разным людям. Первым он повстречал мальчика-принца. Он сказал ему: <<Раджа Путра, мой дорогой царевич, Чаранджива - не умирай никогда, живи вечно>>. Затем он увидел одного брахмачария, ученика Ду и сказал ему: <<Ма Джива Муни Путрака - ты ученик святого человека - не живи, сейчас же умри>>.

Следующего, кого он встретил, был святой, и он дал ему благословение: <<Джива Ва Мара Ва Садхо. Садху - значит святой - ты можешь жить или умереть - как тебе захочется>>. И он также встретил мясника и сказал ему: <<Ма Джива Ма Мара, или - ты не живи и не умирай>>.

Что же означают эти благословения? Царевич получил благословения жить вечно, поскольку его счастье жить в роскоши будет продолжаться лишь в этой жизни. Следующая жизнь его будет ужасной.

Что касается брахмачария, сына Муни, он совершает аскезы, постится и живёт простой жизнью, не очень-то удобной и приятной. Мудрец ему сказал - умри, потому что благодаря своему благочестию он возвысил себя, и если он умрёт, то сразу отправится на Вайкунтху. Поэтому чем скорее он умрёт, тем лучше. Святому вайшнаву он сказал - живёшь ты или нет - всё едино. Ты служишь Кришне в этой жизни, и когда ты умрёшь, ты будешь служить Кришне непосредственно.

Что же касается мясника, - не живи и не умирай; ты живёшь в таких отвратительных условиях, ты убиваешь каждый день, это просто невыносимая жизнь, но если ты умрёшь - то отправишься в темнейшие области ада. Так что живёшь ли ты или умираешь - для тебя всё ужасно. Не живи и не умирай.

О еврейских притчах

В основе иудаизма лежит глубокая религиозность и этическая идея. Её исходная точка - единство человеческого рода, поэтому все отдельные индивиды в нравственном отношении равны между собой. Не раса и не происхождение обуславливают различия между людьми и народами, а участие нравственных сил в их жизни. Строго последовательный монотеизм приводит к признанию единства всего мироздания, которое обязано своим существованием воле Бога. Вместе с единством Бога иудаизм подчёркивает и Его бестелесность. Бог не в природе, то есть не является одной из её сил, Он над природой - как её создатель, хранитель и властитель.

Иудаизм - это религия еврейского народа. Откровение, в результате которого Моисей получил Закон (Завет) на горе Синай около 1250 г. до н. э. , является продолжением Союза, заключённого Богом с Авраамом несколькими столетиями ранее (около 1850 г. до н. э. ). Иудаизм неотделим от Истории, которая выступает как движение человечества, направляемое Богом. История есть не что иное, как реализация Божественного плана Творения: согласно иудаизму, человек должен своими действиями очистить мир, чтобы Бог мог присутствовать в нём.

Доктрина иудаизма заключается в том, что Бог един, всемогущ и вечен. Он создал мир. Человек не способен познать Бога, кроме как в той мере, в какой Бог являет Себя. Или, точнее, воля Божья проявляется, когда Он вдохновляет других людей, которые говорят от Его имени и являются Его пророками. Таким образом, Бог руководит бесконечным движением человечества, однако Он оставляет каждому человеку свободу воли. Божий Закон не насаждается силой, но тот, кто не соблюдает его, понесёт наказание за это. В этот закон святости включены принципы нравственности и религиозной чистоты: уважение к родителям, почитание субботнего отдыха, отрицание идолопоклонства, забота обо всех неимущих, для чего оставляется известная часть полевых продуктов, уважение к чужой собственности. Сюда же относится воздержание от лжи, в особенности от ложной клятвы; запрещение проклинать кого бы то ни было, даже если он и не может слышать этого; запрещение ставить западню кому бы то ни было; строгое и справедливое применение закона по отношению к бедным. Запрещается порочить людей, оставаться пассивным, если кому-нибудь угрожает опасность, таить вражду на ближнего и так далее.

Взаимодействие Бога с человеческой историей изложено в Библии (Ветхом Завете) - книге, написанной людьми самых разных эпох, но вдохновлённых Самим Богом. Первая её часть, составляющая ядро, есть собственно Завет. Она включает в себя пять книг (отсюда и название - Пятикнижие) и была непосредственно продиктована Моисею Богом. Тора - это договор между Богом и еврейским народом, определяющий взаимные обязательства.

Наиболее известным и наиболее важным местом в Ветхом Завете являются <<Десять заповедей>>. Они даны в 20 главе Исхода - второй книги Пятикнижия:

1.<<Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов пред линем Моим>>.

2.<<Не делай себе кумира. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель, наказывающий. ненавидящих меня и творящий милость. любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои>>.

3. <<Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно>>.

4.<<Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день шестой - суббота - Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, пи рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой отдыхал. Посему благословил Господь день субботний и освятил его>>.

5. <<Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.>>

6. <<Не убивай>>.

7. <<Не прелюбодействуй>>.

8. <<Не кради>>.

9. <<Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего>>.

10.<<Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего>>.

О суфийских притчах

Суфии (<<суф>> - чистый сердцем) представляют собой древнее духовное братство, происхождение которого не было точно установлено или датировано.

Это течение приобрело <<восточный>> оттенок, так как долгое время пребывало в рамках ислама. Однако корни его уходят вглубь веков, к зороастризму и далее, к ведической культуре.

Центром суфизма считается центр Азии, земля, где на протяжении тысячелетий соприкасались великие культуры запада и востока - византийская, персидская, индийская, китайская, арабская. Суфизм распространился на огромной территории - от Северной Африки до Индии, где переплелись между собой традиции вед, зороастризма, буддизма, манихейства, митраизма, мусульманства. На этой благодатной почве и развивался суфизм, как духовный поток, впитавший в себя крупицы самого высокого понимания Истины, являющейся ядром каждой из этих религий.

На вопрос, где и когда зародился суфийский образ мышления, люди Пути отвечают: <<Место суфизма внутри человечества, место суфийского образа мышления - внутри человека, за семью долинами>>. Подлинное же начало и источник этой традиции следует искать в извечном стремлении души человека к Богу. Последовательно преодолевая семь долин, ученик приходит к истинному пониманию:

- Долина Поиска. Здесь путника подстерегают всевозможные опасности. Он должен отказаться от своих желаний.

- Долина Любви. Это безграничный океан, где искатель полностью поглощён поисками Возлюбленной.

- Долина Интуитивного Знания. Сердце непосредственно воспринимает Свет Истины и начинает познавать Бога.

- Долина Отделения. Путник освобождается от мирских желаний (отделяет себя от них) и зависимости.

- Долина Объединения. Искатель осознаёт Единство всех идей и вещей.

- Долина Восхищения. Приходит понимание, что всякое знание условно. Его заменяет любовь.

- Долина Смерти. Здесь идущий постигает тайну того, как отдельная капля поглощается океаном и, тем не менее, сохраняет себя. Он нашёл своё истинное место.

Перед учеником ставится лишь одно условие - пройти семь долин с радостью: <<Прежде, чем насладиться пятой чашей, необходимо выпить первые четыре, каждая из которых - восхитительна!>> О себе суфии говорят: <<Без вина пьян, без еды сыт; обезумивший, забывший о еде и сне; король, одевший простую одежду; клад в развалинах; безбрежное море. Мудрость его взята не из книг, истина сделала его мудрым>> (Дж. Руми)

Один из современных писателей, живший среди последователей Пути Любви, сказал: <<Совершенный суфий велик, возвышен, чист. С помощью любви, практики и гармонии он достиг высшей степени мастерства. Для него не существует тайн, вся его сущность пронизана волшебным блеском. Он - руководитель и странник, идущий Путём беспредельной красоты, любви, знаний, могущества, завершённости. Он - страж Древней Мудрости, он - прокладывающий дорогу к высшим тайнам, он - возлюбленный друг, само бытие которого опьяняет нас, придавая новый смысл духу человеколюбия>>.

Суфии полагают, что люди способны к бесконечному совершенствованию, и оно приходит к тем, кто устремляется к гармонии бытия, воплощая в каждом мгновении своей жизни божественную триаду Авесты: <<благие слова, благие мысли, благие дела>>.

Физическая и духовная формы жизни соприкасаются только в том случае, если между ними устанавливается полное равновесие. Системы, призывающие к уходу от мира, считаются несбалансированными. Основное условия для ученика - способность освобождать мышление от <<груза обусловленности>>. Из мира иллюзии человек делает шаг в мир жизни. Доказательством истинности этого шага может быть только сам человек: если его вера истинна, она будет питать, укреплять, поможет расправить крылья, и тогда человек сольётся с Высшим Я, с Единым.

Учение людей Пути опирается на два основных столпа: божественную любовь и незапятнанную честь.

Путь суфия - это путь пылкого влюблённого. Его возлюбленная - сама жизнь во всех её проявлениях, воспетая суфийскими мастерами в восточной лирике VII-XV в. н. э. Каждое такое произведение несёт в себе зашифрованное знание о пути и становится понятным, если знать, что красота возлюбленной - это красота Истины; вино - поток божественных откровений; виночерпий - сам Владыка Небес; кувшин - источник вдохновения; роза - сердце человека; жемчуг - крупицы Истинного знания.

Суфии знают, что погружение в мысли о любви приводят к экстазу. Но если индуистские и буддийские мистики считают, что экстаз - это единение с Богом и, следовательно, вершина религиозных достижений, суфии признают ценность экстаза только в том случае, если человек, достигший этого состояния, может вернуться в мир и жить в нём в соответствии с приобретённым опытом.

Красота ума суфия - это отточенное перо, которым они писали от сердца в Книге Бытия о животворящей, изменяющейся, пульсирующей Истине, проявленной во всех сферах жизни.

Суфизм нельзя назвать сектой или религией, так как он не связывает себя никакими религиозными догмами. Суфизм и дзэн уникальны. В них бьётся пульс утончённой передовой мысли. Они оказали огромное влияние на культуру и искусство, на духовное развитие всего человечества.

Опираясь на непрерывную передачу истинных знаний с незапамятных времён и, приспосабливая свои теории к потребностям общества, суфийские мастера создавали произведения, которым суждено было стать классическим наследием мировой цивилизации, ибо они были пронизаны серой в духовное развитие общество.

В суфийскую традицию нас посвящают бессметные произведения таких Мастеров <<отточенного слова>>, как Авицеброн (<<Источник жизни>>), Руми (<<Маснави>>), аль-Газали (<<Опровержение философов>> и <<Алхимия счастья>>), Худжвири (<<Раскрытие скрытого>>), Саади (<<Рассказы и стихи Гулистана>>) и др. , в которых изложена Суть Поиска Истины.

Притчи о Насреддине

Короткие истории-притчи о Мулле Насреддине принадлежат к особой школе суфизма. Хотя и считается, что школ в суфизме столько, сколько суфиев, но остроумные притчи, близкие по жанру к анекдоту, тем не менее, представляют собой уникальное явление.

Кто же такой Мулла Насреддин? Это персонаж, хорошо известный и любимый в Турции, Средиземноморье, на Балканах и в Закавказье, в Крыму и в Индии, в Греции и, с некоторых пор, в Америке. Разные народы знают его под различными именами: узбеки и турки - как Ходжу (Ходже) Насреддина, афганцы - как Насреддина Афанди, азербайджанцы и чеченцы - как Муллу (Моллу) Насреддина. Однако все эти <<Ходжа>>, <<Афанди>>, <<Мулла>> вовсе не означают духовного сана - просто на востоке в старину всех наиболее уважаемых образованных людей принято было так называть. И именуя Насреддина Муллой или Ходжой, народ тем самым подчёркивал прежде всего его образованность, почтенность, а также то, что он был мудрым наставником, учителем.

Существует ряд гипотез по поводу того, является ли Насреддин лицом историческим.

Одни утверждают, что настоящий Насреддин родился в Турции в городе Акшехире в 605 г. х. (1206 г), получил образование в Конье, жил в Кастамону и умер в Акшехире в 683 г. х. (1284-1285), причём дата смерти была установлена весьма оригинальным способом. В Акшехире действительно находится гробница, считающаяся гробницей Насреддина, однако на могильном камне высечена дата: 386. Исследователи, сочтя такую датировку очередной шуткой Насреддина. решили прочесть её в обратном порядке и считать датой смерти Насреддина 683 год.

Сторонники другой гипотезы считают, что Мулла Насреддин жил при дворе арабского халифа Гарун-аль-Рашида и был выдающимся учёным своего времени. Но поскольку проповедуемое им учение подвергалось нападкам, он, спасая свою жизнь, притворился шутом и получил возможность свободно говорить то, что думал.

Т ретьи полагают, что сейчас уже невозможно с полной уверенностью установить, является ли Насреддин лицом историческим, в какое время и в какой стране он жил и к какому народу принадлежал, а в качестве подтверждения ссыпаются опять-таки на дату 386, соответствующую в буквенном выражении арабскому корню <<шуф>>, от которого происходит олово <<шауаф>> с многозначительным смыслом: <<показывать что-либо; заставлять кого-либо смотреть>>. Так или иначе, но одно остаётся несомненным: истории, связанные с именем Насреддина, являются классическими примерами для изображения определённых состояний ума.

Насреддин, который является истинным суфием, часто использует особую дервишскую технику, заключающуюся в том, что он играет роль обывателя, непосвящённого человека (суфии называют это <<путём упрёка>>), чтобы человек смог отразиться в ситуации, как в зеркале, и получить нужный урок.

Примеры хитрости Муллы Насреддина, применяемой для того, чтобы проскользнуть сквозь ячейки сети неповоротливого ума, можно найти в любой его истории. А его кажущиеся ненормальность и эксцентричность являются лишь маской, служащей для привлечения и фиксации внимания. Характерно, что как истинный суфий, демонстрируя неистощимую находчивость и непобедимость духа, Мулла Насреддин умеет выходить победителем из всех, даже самых сложных, жизненных ситуаций.

У народов востока существует интересная традиция: тот, кто произносит имя Муллы, должен рассказать семь историй, а в ответ на это каждый слушатель также рассказывает семь историй. Считается, что семь насреддиновских историй, изложенных в определённой последовательности, способны привести человека к озарению и мгновенному постижению истины.

Выводы по второй главе. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то поучительный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Многие люди при принятии ответственных решений, ищут ответ в притчах и поучительных историях, дошедших до наших дней. Легенды и притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и общения. Посредством притч можно получить облегчённый доступ к знанию законов объёмного мира, потому что притчи - это искусство слов попадать прямо в сердце, это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно. Почему мы любим притчи? Наверное, потому, что они говорят с нами о самом важном - о счастье, любви, дружбе, о предназначении человека и смысле жизни. Но не поучают, а лишь намекают, оставляя нам свободу самим искать смысл их ярких, неожиданных образов.

Содержание опытно-педагогической работы экспериментального характера по выявлению воздействия притч на духовно-нравственное развитие человека

Чтобы проверить гипотезу, я провела анкетирование среди разных возрастных групп населения:

1. С целью выявления мнения о необходимости применения в жизненных ситуациях притч я провела Интернет-голосование на следующие темы: Какое влияние оказывает на вас знакомство с притчами?

Всего было опрошено 235 человек. Результаты опроса следующие:

57 человека (24%) ответили, что , прочитав ту или иную притчу, нашли подтверждение своим мыслям.

55 человек (23 %) ответили, что начали задумываться над тем, что раньше считали обыденным.

52 (опрошенных 22%) ответили, что просто получают удовольствие от чтения.

41 человек (17%) в нужный момент жизни получили подсказку.

29 человек (12%) поняли то, что раньше не понимали.

1 человек (1%) из 235 опрошенных считает, что притча - бесполезный рассказ.

Вывод по Интернет-опросу: большинство респондентов считают, что знакомство с притчами помогает им найти выход из тяжелой жизненной ситуации, утвердиться в своих мыслях, заставляет задуматься над жизнью, некоторые поняли то, чему ранее не придавали особого значения.

Анкета №2. Всего было опрошено 165 человек. Был проведён опрос среди взрослого населения следующего содержания:

1. Знаете ли вы, что такое притча?

128 человек (78%) ответили, что знают про притчу; 27 человек (16%) -имеют общее представление; 10 человек (6%) -не знают про притчи ничего.

2. Какие притчи вы знаете?

76 человек (46%) сказали, что знают притчи о жизни; 51 человек (31%) -о любви, о природе; 28 человек (17%) -о правильном воспитании; 10 человек (6%)-никакие притчи не знают;.

3. Где вы используете в жизненной практике известные вам притчи?

99 человек (60%) - для принятия правильных решений; 48человек (29%) - для совета; 8 человек (4%)-по-разному, в зависимости от жизненной ситуации; 10 человек (6%) - нигде.

4. Помогают ли вам притчи в принятии правильного решения?

96 человек (58%) - да, помогает; 47 человек (28%) - иногда; 12 человек (7 %) -нет. 10 человек (6 %) - никак не считают;

5. Что по вашему мнению лучше для воспитания: нотации или философский рассказ в виде притчи?

68 человек (41%) - чтение нотаций; 70 человек (42%) - беседа с помощью притч; 17 человек (10%) - на современных детей не действует ни то, ни то другое; 10 человек (6 %) -не знают.

Выводы по анкете №2. Опрос среди взрослого населения показал, что большинство знают, что такое притча, особенно их привлекают притчи о жизни, потому что они помогают принять правильное решение, используют в целях воспитания и чтение нотаций и мораль с помощью философских рассказов.

Анкета №3. Эти же вопросы (см. анкету №2) были заданы педагогам нашей школы (всего было опрошено 23 человека), но ответы были другими, отличающимися от предыдущих :

На первый вопрос 18 человек (78%) сказали, что знают, что такое притча; 5 человек (22%) - имеют представление.

На второй вопрос большинство (13 человек) ответило, что больше всего знают притч о жизни; 6 педагогов-о любви; 3 человека - о добре и зле ; 1-о природе.

На третий вопрос 15 человек (65%) используют притчи для принятия правильных решений в жизни, 6 педагогов (26%) - для воспитания морально-нравственных качеств в себе и в своих воспитанниках.

На четвертый вопрос 17 учителей ответили, что притчи помогают в принятии правильного решения; 6 человек, что это - зависит от ситуации и умения человека применять в жизни свои знания в области притч.

На пятый вопрос 14 педагогов ответили, что предпочли бы в качестве воспитания своего ребёнка беседу с использованием притч; 7 учителей ответили, что на их детей большее влияние оказывают нотации; 2 учителя признались, что все зависит от случая.

Вывод по анкете №3. Анкетирование среди педагогов школы показало, что нет резких расхождений в ответах среди учителей и взрослых людей, не имеющих педагогического образования. Педагоги тоже убеждены, что этические беседы, основанные на использовании притч, эффективны, помогают в жизни.

Анкета №4. Опрос среди обучающихся МОУ СОШ 336. Всего опрошено 102 ученика.

Знаете ли вы, что такое притча?

Какие притчи вы знаете?

Помогают ли вам притчи в принятии правильного решения?

Рассказывают ли вам притчи дома, в школе?

Хотели бы вы, чтобы притчи рассказывали на классных часах?

Знают-70; 18-имеют общее представление; 14- не знают;

29- о жизни; 14-никакие; 39-о любви; 14-о добре и зле; о природе-5

Не помогают ни в чём - 14; 59- помогают; 29- зависит от обстоятельств.

Рассказывают часто -45; не рассказывают вообще -43; затрудняются ответить-14.

Да хотели-81; 14 - не могут дать ответа; 7-нет, не хотели бы.

Вывод по анкете №4. Результаты показали, что большинство детей хотели бы, чтобы в школе чаще рассказывали притчи, отрадно то, что многие знают, что такое притча, потому что обращаются к ним в трудных ситуациях или для принятия решения. Но настораживает тот факт, что дома и в школе мало ведется бесед на философские темы.

Общий вывод из констатирующего эксперимента:

Большинство опрошенных респондентов имеют представление о том, что такое притчи, иногда используют их для жизненных ситуаций, видят то, что каждая притча может что-то дать, научить чему-то, что в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Многие люди при принятии ответственных решений ищут ответ в притчах и поучительных историях, дошедших до наших дней. Но парадокс в том, что несмотря на все вышесказанное, в школах и дома мало ведется бесед на философские темы, недостаточно используется этот эффективный метод духовно-нравственного воспитания.

Формирующий эксперимент

формирование отношения у школьников к притчам, услышанным во время классного часа

Учитывая ответов на вопрос №5 в анкете №3 , я обратилась к классным руководителям 5 и 10 классов с просьбой помочь мне провести классные часы, на которых о важных воспитательных моментах я хотела бы поговорить с помощью притч. Мне пошли навстречу, и разговор состоялся. Для классного часа на тему <<Умеешь ли ты учиться?>> в 5 классе я использовала следующие притчи: сначала я предложила задуматься над смыслом известной китайской притчи <<Скажи мне - и я забуду; Покажи мне - и я запомню;

Дай сделать - и я пойму>>, которая учит нас самостоятельно добывать знания, и эти знания являются самыми прочными. Затем была предложена для осмысления притча << Добро и зло>>:

В детстве бабушка открыла мне одну жизненную истину:

В каждом человеке живет добро и зло, На левом плече - черт, на правом - ангел, между ними идет вечная борьба.

Проникнувшись словами бабушки, я задумалась и спросила:

- А кто же побеждает? Черт или ангел?

- Всегда побеждает тот, кому ты сама помогаешь своими поступками, делами.

После рассуждений на предложенную тему, мы пришли к выводу, что эта притча учит ставить жизненные цели, осознавать свое предназначение и отвечать за собственное поведение.

Ребятам очень понравилось обсуждать жизненные ситуации и они попросили рассказать еще притчи. Я рассказала башкирскую притчу <<Как печку маслом смазали>>.

Заходит однажды Сиракан по делу к соседу. Видит, что невестка соседа так хорошо прибралась в избе, что все блестит.

- Какая ты, девица, ловкая да проворная! Все у тебя хорошо, только вот ты печку маслом забыла помазать. Взяла бы кусок сала да помазала бы печурку - она бы у тебя и засияла! - учит он ее.

Невестка послушалась совета, печка заблестела. А через некоторое время печку затопили, та давай дымить. Изба быстро наполнилась дымом. Тут только невестка опомнилась и поняла, что поступила глупо. Не зря ведь исстари в народе говорится:

- Слушайся чужого совета, да сам не плошай.

В результате обсуждения мы пришли к выводу, человек несет ответственность за свою жизнь прежде всего сам, не надо надеяться на кого-либо, это не приносит удачи. Помня совет, в следующий раз можно проконтролировать ситуацию самому, чувствуя ответственность только в себе, и в следующий раз результаты его трудов становятся действительно лучше прежних.

Данная притча помогает осознать свою ответственность, скрытые возможности и творческие ресурсы, благодаря чему человек сам способен строить свою жизнь по своей воле.

В заключение я посоветовала чаще обращаться к притчам, рассказала, где можно с ними познакомиться, рассказала о своей исследовательской работе. Пятиклассники выразили пожелание собраться ещё раз и послушать новые притчи, что работа им показалась интересной.

На часе общения в своем родном 10 классе я взяла тему <<Твой нравственный выбор>>. Вначале я познакомила своих одноклассников со своей исследовательской работой. Для ознакомления и обсуждения предложила несколько притч:

1. Змейка

Однажды некий человек был приглашён в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную пиалу чая, ему показалось, что он видит внутри чаши маленького джилана, змеёныша. Не желая обидеть хозяина привлечением внимания к этому обстоятельству, он мужественно осушил пиалу. Вернувшись домой, он почувствовал страшные боли в желудке. Было испробовано множество лекарств, но всё оказалось тщетным, и человек, теперь серьёзно больной, чувствовал, что умирает.

Его друг, прослышав о состоянии больного, ещё раз позвал его в свой дом. Усадив своего друга на то же место, он снова предложил ему пиалу чая, сказав, что в ней-лекарство. Когда страждущий поднял пиалу, он опять увидел в ней змеёныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина. Без единого слова хозяин показал на потолок юрты над головой гостя, где висел лук. Больной тут же понял, что змеёныш был только отражением висящего лука. Оба человека посмотрели друг на друга и рассмеялись. Боль гостя мгновенно прошла, и он поправился.

В результате обсуждения мы пришли к выводу, что описанная ситуация имеет место в жизни в случаях, когда человек, обладающий высоким уровнем интеллектуального развития, способен самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но не убеждённые в том, что у них действительно есть силы для решения проблемы самостоятельно. Притча может быть использована, когда у человека выражена сильная тревожность, при неуверенности в себе, при необоснованных страхах, а также при проблемах недостаточного осознания самого себя.

2. Как стать богатым?

Отец и сын возвращались с работы в родной аул. По дороге сын увидел коня и сказал отцу: <<Посмотри, какой красивый и сильный конь! Через год, когда бай выдаст мне плату за работу, я куплю такого же большого коня, вспашу землю, посажу пшеницу, на вырученные деньги построю дом, женюсь, найму работников, стану богатым баем.>>. Так продолжал рассуждать сын, пока отец не сказал ему: <<На неоседланной лошади на охоту не ездят>>.

Порой бывает так, что люди предаются мечтам, забывая о реальности. Все свои желания, интересы, потребности представляют и претворяют в жизнь в выдуманном мире, забывая о том, что реальность требует усердия, трудолюбия и выдержки, адекватной самооценки своих сил и возможностей. Данная притча может быть использована в тех случаях, когда человек, в процессе претворения в жизнь выбранной цели, не учитывает развитие и формирование таких сущностных сил как <<могу>> и <<имею>>. Не осознавая их как необходимые элементы самосозидания, самоопределения, человек может столкнуться с такими внутриличностными конфликтами, как конфликт нереализованного желания " между <<хочу>> и <<могу>> и неадекватной самооценки " между <<могу>> и <<могу>>.

3. Рука помощи

Однажды Насреддин проезжая мимо Иртыша увидел, что один бай тонет. Возле этого бая собралось много людей, но помочь ему выбраться из воды они никак не могли. Подойдя ближе, он услышал, что все кричали <<Дай>> и протягивали ему руки. Тогда хитрый Насреддин подбежал к тонущему баю, протянул ему свою руку и сказал <<На!>> Только тогда обессилевший бай протянул в ответ ему свою руку и смог вылезти из воды.

Данная притча может применяться при сопротивлении, которое является верным признаком конфликта и исходит из тех же высших слоев и систем психики, кои в свое время произвели вытеснение.

Это сопротивление в процессе терапии создает неосознаваемое противодействие клиента врачу и выздоровлению. Такое сопротивление формируется под влиянием Я, не желающего прекратить вытеснения, отказаться от замещающего удовлетворения, пока не будет уверено, что реальный мир даст что-то лучшее.

Для того, чтобы клиент осознал сопротивление нужно его продемонстрировать. Притча служит стартовой ступенью перед глубоким анализом сопротивления.

В заключении я вновь рассказала о том, где можно познакомиться подробно с текстами притч, десятиклассники выразили сожаление, что на классных часах такие интересные моменты обсуждались редко. На вопрос о том, нужно ли обращаться к такому методу воздействия как этические беседы с использованием притч, ответ был единогласным: нужно.

Применение иносказаний в консультировании психологами

В целях изучения данного вопрос для профессионального самоопределения, я нашла официальный сайт журнала "Психология. Пермь", интернет-версию ежемесячного научно познавательного журнала для психологов и педагогов, на страницах которого активно обсуждается тема <<Притчи, применение иносказаний в консультировании>>. Известные психологи, кандидаты психологических наук, профессора кафедры психологии институтов размышляют о применении притч в психологической практике и приходят к выводу, что это самый эффективный метод психологической коррекции. Знание притч помогает не только в консультировании, но и в личной жизни. Так, к примеру, когда требуется совет от психолога, то посредством притч можно решить несколько задач. Во первых - соблюдать главное правило консультирования - не перекладывать ответственность за выход из сложившейся ситуации с плеч клиента на свои. Во - вторых, притча сразу дает мощнейший удар по подходу и ожиданиям к психологу, как <<специалисту>>. И в - третьих, притча, прорвав все психологические защиты клиента, самостоятельно разворачивается в его голове в виде готового решения или совета.

Так чем же обусловлен такой успех притч при беседах? Все дело в том, что притча и сам процесс рассказа, вынуждает изменить состояние сознания клиента: клиент погружается в себя, представляет ход мыслей гусеницы, старца или глупца, таким образом, полностью овладевает сознанием клиента.

И еще один момент - наличие нескольких уровней осознания притчи. В некоторых притчах их до 8-9. За счет этого, притчи понятны и взрослым и детям. Воздействие при этом немного разное по осознанности, но однотипное для действия.

Притчу можно использовать в психологической работе при наличии конфликтов между родителями и детьми, а также при необходимости увидеть в человеке положительное. Положительные результаты дает использование притчи в тех случаях, когда клиент:

  • не распознает истинную ценность человека за его прямолинейность, требовательность и т. п.
  • при завышенной и заниженной самооценке;
  • при сопротивлении обучению и воспитанию;
  • при отсутствии ответственности за свои слова и действия.

Чтобы оказать помощь своему школьному психологу, я использовала некоторые притчи и советы по применению данного иносказания при выпуске брошюры на тему <<Притчи, которые помогают жить>>

1. Общий вывод из констатирующего эксперимента позволяет прийти к мнению, что большинство опрошенных респондентов имеют представление о том, что такое притчи, иногда используют их для жизненных ситуаций, видят то, что каждая притча может что-то дать, научить чему-то, что в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём. Многие люди при принятии ответственных решений ищут ответ в притчах и поучительных историях, дошедших до наших дней. Но парадокс в том, что несмотря на все вышесказанное, в школах и дома мало ведется бесед на философские темы, недостаточно используется этот эффективный метод духовно-нравственного воспитания.

2. Результат формирующего эксперимента порадовал, потому что я убедилась в своих предположениях о том, что эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей будет более плодотворной, если использовать в системе этические беседы, основанные на обсуждении притч о жизни, как одного из методов воспитания высоконравственных и достойных людей, способствующих формированию нравственного сознания и поведения людей, подтвердились, а значит, моя гипотеза верна.

Кто-то из мудрых сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб, народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад, народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение. Все взрослые желают детям добра. Им необходимо уберечь нас от всего, что не чисто, от всего, что дурно. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и с ним отношения, но тем не менее необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы в формировании личности ребёнка преобладали духовно-нравственные качества: доброта, любовь, гуманность, милосердие, чуткость, толерантность. Многие родители, учителя прилагают усилия к должному воспитанию, но не используют предназначенный для этого духовно-нравственный закон. Нравственное воспитание малоэффективно, если в человеке не пробуждаются и не возрастают обостренная совесть и стыд. Значит, педагогу следует сделать так, чтобы ребенок хорошо и правильно поступал по отношению к людям, природе, к животным. Но как это сделать? Учителя считают необходимым введение специального курса "Основы православной культуры", в который была бы включена работа с библейскими или другими притчами как основой нравственного воспитания школьников. Так многие учителя используют в своей работе библейские сюжеты, ссылки на Библию, но очень редко, причем чаще всего на уроках истории или литературы при изучении художественных произведений. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в школе проводится работа по повышению уровня нравственности школьников, но притчи как основа нравственного воспитания используются крайне редко или чаще всего не используются вообще. Но настала время думать о здоровье нации и прежде всего о ее здоровой ДУШЕ.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза подтвердилась: притчи охватывают все сферы человеческой жизни, и одна из них - учебный процесс, именно поэтому их нужно использовать в целях духовно-нравственного воспитания детей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)