Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Происхождение, эволюция и закономерности происхождения имен

Меня давно начал интересовать один важный вопрос: почему в нашем поселке Карлук, который является пригородом областного города Иркутска, так много бытует прозвищ? Удивляет их странное звучание и то, что они порой совершенно не подходят, не соответствует тем людям, к которым имеют отношение, например: Люстра, Фанера, Огурец, Бризар и т. д. Как и когда они возникли, почему?

В поселке очень много жителей с одинаковой фамилией, самые распространенные – Беляевы, Борисовы, Дядькины.

В школе же учились и учатся в данное время учащиеся с непривычными и редкими фамилиями: Адамия, Вечора, Сорока, Жорник, Халоша, Пирог, Худайкулиев. Каково их происхождение? В связи с какими условиями и когда они появились? Рядом с привычными именами: Татьяна, Вера, Ольга - звучат сегодня в школе редкие имена девочек: Диана, Лада, Сюзанна.

Отсюда окрепло желание узнать больше об этих антропонимах, их этимологии.

Цель нашей статьи – проследить, какие имена, фамилии и прозвища носят учащиеся и жители п. Карлук и как эти антропонимы влияют на судьбы их носителей.

Данная цель определила задачи:

1. Изучить литературу о происхождении, эволюции и закономерностях в системе имен, фамилий и прозвищ людей.

2. Произвести отбор антропонимов из школьной «Алфавитной книги записей фамилий, имен учащихся».

3. Исследовать характерные признаки появления прозвищ как дополнительных наименований.

4. О результатах исследования информировать учащихся школы, педагогов и родителей.

Объектом исследования является школьная алфавитная книга и картотека собранных прозвищ.

Предмет исследования – собственно антропонимы: имя личное, фамилии, прозвища учащихся МОУ «Карлукской средней школы» и отдельных взрослых жителей нашего села.

Выдвинута следующая рабочая гипотеза: для современного русского человека более естественно двухкомпонентное именование: имя + отчество (Сергей Иванович); имя + фамилия (Беляева Екатерина). Прозвища могут быть допустимы лишь необидного характера, без отрицательного или унижающего человеческое достоинство значения.

В процессе работы выявлен стойкий интерес к данной теме со стороны СМИ, что свидетельствует об актуальности и востребованности в современном обществе давать детям традиционные христианские имена в соответствии с православными традициями.

Древнерусские имена и христианские

Антропонимика (греч. ‘человек’ + ‘имя’), раздел ономастики, изучающий имена людей (антропонимы), их функционирование. Антропонимом называется любое имя собственное, которым зовется человек: имя личное (Сергей, Татьяна), (Сережа, Таня); отчество (Петрович, Иванович (Иваныч)); фамилия (Белов, Беляев, Беляевский); прозвище (Пышка, Агроном, Овечка); псевдонимы Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), Николай Щедрин (М. Е. Салтыков).

Отношение членов языкового коллектива к своим именам постепенно изменялось на протяжении многих веков, поэтому перестраивались антропонимические системы. Для современного русского человека наиболее естественно сложившееся двухкомпонентное именование: имя + отчество, имя + фамилия, имя + прозвище. С 1990–х годов в России в деловых и политических кругах стало распространяться двухкомпонентное именование, состоящее из полной формы имени и фамилии: Борис Ельцин, Сергей Иванов, в предшествующие времена такой способ именования использовался лишь в артистической среде: Аркадий Райкин, Алла Пугачева.

В древнейший период, до принятия христианства, русские люди воспринимали свои имена, как и второе “Я”(alter ego). Из–за боязни произнесения со злым умыслом имени чужим, недобрым человеком (что могло навлечь беды, болезни и смерти), а также как следствие скрыть истинное имя, «настоящее» имя человека держалось втайне. Его знали только самые близкие люди. Для того, чтобы как–то звать человека, древние создали второе, обиходное имя, часто оно обозначало малоценную вещь: Горшок, Жбан. Эти предметы не вызывали зависти; среди обиходных имен выделялись имена–обереги, то есть оберегающие от дурного сглаза, напастей. Они должны отпугивать злую силу, потому что носили отрицательную оценку: Безпут, Безум, Несмеян - часто отличались неблагозвучием. Создавались имена с одинаковыми, похожими начальными или конечными элементами, что способствовало системности при показе родства.

В древнейшие времена человек воспринимал себя как частицу Вселенной и пытался найти в ней свое место. Люди верили в свое происхождение от растений, животных, стихийных явлений, и это отразилось в их именах. Дед: Данило Васильевич Блин Монастырев; отец: Лев Васильевич Оладья–Блинов; сын: Пирог Оладьев (15 -16 вв все эти имена связаны с хлебными изделиями. ) Помимо древнерусских после принятия христианства появился новый тип имен: античные, восходящие к языкам древних греков и римлян, например: Георгий – земледелец, Афродита – возникла из морской пены, ее святилищам дарили разные драгоценности. Так появятся имена, связанные с именем Афродита: Марина – морская, Пелагея – море. От Афины – Афиноген, Парфений. От других имен богов – Август, Феодор, Фекла. Эпитеты изгнанных языческих богов продолжали свою жизнь при именовании христиан. Вследствие этого ряд имен изменил свое звучание: Леонида – Нелида, Диомид – Демид.

Древнерусские имена обладали богатой словообразовательной системой, что было важно для показа родственных отношений в семье при отсутствии строгой документации: Ворон – Воронко, Воронец, Вороненок. Адаптируясь к системе русского языка, христианские имена стали образовывать аналогичные формы: Иван – Иванко, Иванок, Иванец, Иваненок; Федор – Федорко, Федорец, Федоренок. Имя Федоренок обозначало внука или самого младшего сына.

Приняв христианство, русские познакомились с принципиально новым типом имен – агионимами, т. е. именами святых. Их главное отличие – не образуют уменьшительных форм и не меняют своей формы. Христианские имена присоединились к хорошо разработанной системе древнерусских имен и хорошо прижились в русскоязычной среде.

В 14 веке появилось такое направление, чтобы в официальных случаях люди звались только церковными именами. Древнерусские же имена идут на убыль, но не уходят из жизни. Ранние христиане испытывали жестокие гонения, многие погибли за веру. Их имена увековечены в мартирологии – повествовании о мучениках. Наряду с мартирологами составлялись диптихи – синодики, куда вписывались имена святых мучеников, епископов, императоров. Они станут подобием календарей святцев. Чтобы увековечить, не забыть первых христиан, предлагалось новорожденным давать имена из синодиков. Характерная особенность, отличающая христианские имена от большинства древнерусских имен , заключается в том, что они легко подвергаются разного рода усечениям: Иван – Ваня, Федор – Федя. От этих усеченных можно образовать новые уменьшительные: Ваня – Ванько, Ванек. Помимо ласкательных суффиксов могут быть суффиксы увеличительного или пренебрежительного значения: Иванище, Марьяшка, Петрушка.

С развитием документации продолжается упорядочение четких границ обязательного законного именования князей, их приближенных и лиц более низкого звания.

Развитие официальной системы фамилий и неофициальных наименований

Фамилия – это наследуемое официальное наименование, указывающее на принадлежность человека или группы людей к определенной семье. Фамилия переходит от поколения к поколению. Основное значение слова – обозначить семейное имя, которое называет самых близких родных: Журавлевы, Медведевы и др.

В качестве наименований всей семьи исходным было имя главы семьи: Кузьма Максимов сын Беляев, т. е. Кузьма, сын Максима Беляева. Максим – глава семьи, Беляй – родоначальник. Второй и третий компонент еще не отчество, а скорее патроним – то, от чего образуются современные отчества и фамилии. Многие русские фамилии донесли до нас слова, забытые, утраченные языком, например, Дворников от слова дворник – «содержатель постоялого двора, хозяин заезжего дома».

В нашей работе можно выделить следующие группы фамилий по происхождению:

1. Фамилии, образованные от мужских и женских крестильных имен: Иванов, Павлов, Петров.

2. Фамилии, образованные от названия профессий: Звонарев, Кузнецов, Перевозников.

3. Фамилии, образованные от географических названий: Дубровский – от Дубров, Елецкий – от Елец.

4. Фамилии, образованные от прозвищ: Тучков – «жирный», Зубаков – «большезубый».

Эти фамилии сложились в результате естественного исторического процесса. Но существуют фамилии иного, искусственного происхождения. К ним относятся фамилии, принятые в среде русского духовенства, они давались ученикам, ранее не имевшим фамилий. Такими фамилиями являются те, что давались незаконнорожденным детям от имени матери, от усеченной фамилии отца: Бецкой – от Трубецкой; Лицын – от Голицын. Искусственными являются фамилии, придуманные для себя писателями; псевдонимы: Алтайский – вместо Горелов (по месту жительства).

В период возвышения Московского княжества канцелярии сами определяли, кого и как «писать», так произошло разделение фамилий на официальные и неофициальные. Писцы по своему усмотрению прибавляли к семейным прозваниям суффиксы – ов, - ин (Попов, Воронин), усекали древний патронимический суффикс – ич, - ович в семейных именованиях (Федорович - Федоров). Московские образцы рассылали по всей стране, что способствовало стандартизации документальных записей.

Некоторые семейные прозвания не попали под обработку и остались в том виде, что в 15 – 17 веке: Вяземский, Долгово, Сухой, Живаго, Веселый.

Структурные типы современных фамилий сохранились с давних времен: преобладают фамилии на – ов, - ев, немного меньше на – ин, - ын. Еще меньше на – енко. Имеется ограниченное количество фамилий на – ич, - ович (более типично для Белоруссии). Немного фамилий в форме прилагательного, (Красный, Добрый). В качестве фамилий остались просто неблагозвучные или неоформленные имена существительные (Крыса, Кот, Русак).

Широко употребительны фамилии на – ский в параллели с суффиксами – ов, - ый / - ин, - овый.

Сегодня в Карлукской средней школе 318 учащихся. Из них фамилии встречаются чаще на – ин, – ев, – енко, –ич, – ович,– ский.

Встречаются «застывшие» формы фамилий: Жук: Гамм, Трумба, Эгго, Ткач, Филь, Козик, Пискун, Маркутис.

Более употребляемые - Дядькины, Беляевы, самые распространенные сегодня - Борисовы, Бахматовы, Алабугины, Петровы, Ивановы, Кутищевы, Баяновы.

Менее употребляемые - Волковы, Марченко, Копыловы, Медведевы, Алексеенко, Замятины, Гладковы.

Редкие фамилии – Адамия, Бубон, Бевзя.

Экзотические – Аи, Щокот, Наджи, Подопригора, Эгго, Акперов.

Неблагозвучные – Худайкулиев, Верега.

Фамилия Гамм, например, объединяет потомков немцев, вынужденных переселенцев согласно сталинской политике, осуществляемой накануне военных действий со стороны Германии.

Изучение антропонимов Карлука

Наряду с официальной системой в России до сих пор существует живая система неофициального именования, унаследованная из далекого прошлого. Часто родовое прозвание передавалось от поколения к поколению, образуя современные прозвища. С принятием христианства церковные имена оказались втянутыми в ту же систему. Так от православного имени главы семьи Василий имя жены сопровождалось с суффиксом – иха: Василиха. Если мужа назвать Василий, тогда жена - Василина (- ина), детей звали Васько, Иванко, Степанко, Васек, а внука – Василенок. Это не соответствует стандарту, но перечисленные формы можно услышать в современных прозвищах.

Интересным оказалось изучение прозвищ в п. Карлук, опрос проводился среди учащихся Карлукской средней школы. Всего в нем участвовало 211 школьников с 5 по 11 класс. Больше половины учащихся имеют прозвища, а у некоторых – даже по два или три. Проанализировав собранные прозвища, мы пришли к выводу, что среди школьников можно выделить следующие группы в зависимости от способа и принципа образования.

1) по внешним признакам человека: Децл, Малой (маленький), Пышка («упитанный»), Лиса (по цвету волос).

2) от личных имен носителей прозвищ: Дэн (Денис), Кэс (Костя), Кока (Николай), Кристя (Кристина).

3) по особенностям характера, поведения, привычек человека: Тараторка (много говорит), Пушкин (сходство с писателем), Зайчик (всего боится).

4) образованные от фамилии носителей: Миля (Милехин), Белка (Беляева), Петька (Петрюк).

5) по какому-то поступку, событию в жизни: Зебра (ходил в полосатой кофте), Агроном, Завгар (родители когда–то были агрономами).

6) прозвища, сложенные в рифму: Надька – казать-ка, Афанас – ананас.

Нас, школьников, изучающих прозвища, интересовал вопрос: - Пользуешься ли ты в жизни прозвищем? С какой целью? Многие ответили положительно, объясняя это так:

- Для краткости.

- Интереснее общаться.

- По привычке.

Заслуживают внимания и некоторые другие замеченные факты. Например, то, что у одних учащихся прозвищ нет и никогда их не было, а у других остаются неизменными на протяжении нескольких лет. Оказывается, что придумать удачное прозвище – большое искусство: здесь необходимы и смекалка, и наблюдательность, и фантазия. А есть и такие достойные учащиеся, к которым прозвища просто не приемлемы.

Также исследовали деревенские прозвища в самом поселке Карлук; узнали, что у некоторых жителей кличек нет, а у других их по несколько. Также мы пришли к выводу, что их можно классифицировать на группы:

1. Образованные от фамилий носителей: Белый (Белянушкин), Кузя (Кузнецов).

2. По внешним признакам: Бу-Бу (в детстве был полным), Лысый (мало волос на голове), Булочки (все в семье отличались полнотой).

3. По особенностям характера, поведения, привычкам человека: Шатай (все время ходил по классу во время урока), Огурец (ходил чистенький, как огурчик).

Самое интересное – это то, что этимология некоторых прозвищ осталась необъяснимой: Мухомор, Кукарача, Люстра, Фанера.

Так как в поселке Карлук очень много семей с одинаковой фамилией, например: Беляевы, Дядькины, Борисовы, требуется много времени при объяснении, о ком идет речь. Быстрее получается добиться понимания, если есть возможность употребить прозвище. Только в таком случае уместно и необходимо использовать прозвища.

Интересным оказалось и изучение личных имен учащихся нашей Карлукской школы. Всего в школе обучается 318 человек; в школьной картотеке же 87 имен. Самые распространенные девичьи имена: Анна (13), Екатерина (12), Наташа (12), Татьяна (10), а юношеские: Александр (16), Сергей (13), Алексей (8). Также в Карлукской школе можно отметить имена редкие и экзотические. К редким относятся Валера, Геннадий, Руслан, Даниил, Ярослав, Степан, Захар, Станислав, Сталина, Полина, Вера, Инна, Тася, Соня, Тамара, Клава, Кира, Алина, Рита, Лиза, Алла. Их появление – скорее дань моде. А экзотическими можно считать следующие: Гадир, Марат, Сахиб, Георгий, Алим, Нура. Появление таких имен в Карлуке – следствие вынужденной миграции родителей из Азербайджана и Средней Азии в Иркутскую область, Иркутский район.

В прошлые времена в деревне Карлук проживали люди одних и тех же фамилий. В связи с развитием села, строительством птицефабрики в 60-х годах появилось много приезжих, а значит – много различных фамилий. И надобность многих прозвищ в настоящее время отпадает, но некоторые клички от дедов и прадедов перешли к отдельным членам семьи. Другие же вовсе утратились, и тем не менее в настоящее время продолжают появляться современные клички: Бризар, Глюча, Сава, Урий.

Этимологию данных прозвищ установить не удалось.

Антропонимы наших дней

Заметное вмешательство в развитие русских имен произошло после 1917 года, когда в обществе изменилось отношение к имени. После отделения церкви от государства всячески пропагандировался атеизм. В рабочих коммунах, колхозах и фабриках ребенку невозможно было дать традиционное церковное имя. Странные имена: Мартен, Вилена, Электрофикация, Ревдит не прижились. Из-за отсутствия пособий, в которых бы объяснялись имена, их происхождение, в 1950–1970 годы круг имен, активно употребляемых в России, сузился. Небывалой частотности достигли имена Александр, Алексей, Андрей, Елена, Ирина, Наталья, Ольга, Светлана, Татьяна, как имена, проверенные временем, устоявшиеся в литературе, на экранах кинофильмов. Каждое время по-своему приспосабливает к своей системе календарные имена. В настоящий период отчетливо просматривается стремление многих родителей давать детям имена в соответствии с русскими православными традициями. Ориентир на осознанный выбор правильного имени ребенка должен сочетаться с пониманием правильного его воспитания. Далеко не однозначным является сегодня отношение к неофициальным прозвищным наименованиям детей и взрослых. Необходимо помнить важный факт, что прозвища не должны указывать на физические недостатки, заболевания, унижать человеческое достоинство.

Исследование фамилий, имен позволяет прикоснуться к неисчерпаемым богатствам и сокровенным тайнам русского языка, позволяет многое узнать из жизни наших далеких предков, их быте, занятиях, а, следовательно, из истории нашей родины, нашей культуры. Необходим самый тщательный подход к выбору имени для ребенка, так как имя определяет судьбу человека, влияет на возможности выбора им тех или иных жизненных ориентиров. Человек должен гордиться своим именем, принадлежностью его к предыдущим носителям, таким личностям, что оставили о себе благородную память благодаря замечательным деяниям и поступкам.

Наличие разнообразных антропонимов в Карлукской языковой среде свидетельствует обо всех исторических и политических событиях и изменениях (например, вынужденных миграциях, переселениях немцев и навязанной им родине), нашедших отражение в жизни большого сибирского села.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)