Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Произведения А. С. Пушкина в лицейский период

Пушкин – это величайший поэт России, Пушкин – несравненный гений поэтической формы. Именно его стихи заставляют нас плакать, смеяться, переживать вместе с поэтом. Его неповторимая простота понятна каждому.

Творческая жизнь Пушкина складывается из двух частей, на первый взгляд, противоположных друг другу, с такой силой, как будто речь идёт о двух разных людях. С возрастной точки зрения – это юность и зрелость.

Юность поэта – время раннего ухода из родного дома, время быта вне дома – это лицейские годы поэта. Девятнадцатого октября 1811 года состоялось открытие Царскосельского Лицея, с этого момента Пушкин стал лицеистом и учился в Царскосельском Лицее на протяжении шести лет. Там Пушкин встретил своих друзей-поэтов - это были А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев.

Ещё, будучи лицеистом, Пушкин писал стихотворения о Лицее и послания своим друзьям, но и после окончания учебного заведения он не раз обращался к теме Лицея

Лицейский и послелицейский период творчества А. С. Пушкина рассматривался в работах Б. В. Томашевского, Я. К. Грота, В. П. Гаевского, мы же, опираясь на известные исследования, более подробно проанализируем язык поэта в произведениях указанных периодов.

В стихотворениях нашли отражение и события жизни поэта. Но автобиографический затекст стихотворения не может полностью объяснить это, для этого требуется анализ текста.

Будем обращать внимание на то, в какое время и при каких жизненных обстоятельствах написано то или иное стихотворение.

Выразительные средства помогают автору выразить свои чувства и эмоции. Пушкин использует символы, включает в свои произведения много мифологических образов.

Именно художественные средства помогают автору словесно нарисовать картину происходящего и выразить свои мысли и чувства.

Пушкин ещё и сам свободно переплетал слова и выражения, которые ранее рассматривались как принадлежащие к разным стилям.

При разборе стихотворений мы попытаемся понять то, что хотел сказать поэт, научимся читать подтекст.

Обратимся к словарю Русского языка С. И. Ожегова, и посмотрим значение слова автобиография. Автобиография – описание своей жизни.

Анализ стихотворений мы будем делать, опираясь на выразительные средства, используемые поэтом. Тропы – оборот речи, возникший как результат переносного употребления слова с целью создания образной речи. Сочетание прямого и переносного значения – главный источник выразительности. Тропы расширяют знание человека о мире, дают возможность получателю информации ощутить удовольствие от речи, это творческая ига со словом. В основе создания тропа – эффект неожиданности, новизны. Все тропы создаются на основе двух видов переноса: метафорического (перенос по сходству) и метонимического (перенос по смежности). К тропам относятся эпитет, сравнение, метафора и олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, перифраз, ирония. Фигуры – использование синтаксической структуры с целью создания экспрессии. Это преднамеренное отступление от нейтрального способы выражения мысли. Если троп – явление лексико-семантическое, то фигура – семантико-семантическое. Они нередко совмещаются в одном высказывании. К фигурам относятся градация, антитеза, риторический вопрос, инверсия, оксюморон, параллелизм, анафора, эпифора, умолчание, эллипсис.

Отражение в тексте действительности предполагает наличие затекста — фрагмента действительности, описанного в тексте. Затекст присутствует в тексте неявно — как отсылка к реальным событиям или явлениям. Как правило, затекст — это реальные события. В художественной литературе затекст является вымышленным.

«Текст — это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда особых единиц (сверхфразовых единств), объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую направленность и прагматическую установку».

Подтекст — скрытая информация, извлекаемая из текста. Это происходит благодаря ассоциативности его единиц и их способности к приращению смыслов.

Подтекст в художественном тексте основан на принципиальной невозможности текста включить в себя в полной мере личностное отношение автора ко всем описываемым аспектам действительности.

Царскосельский лицей

Действительно, колыбелью юной поэзии Пушкина был Лицей. Об этом неоднократно говорил и сам Пушкин в своих стихах, и это, по-видимому, не поэтический вымысел, а исторический факт. Именно Лицей в какой-то мере стимулировал литературные занятия Пушкина.

1811г. ознаменован перепалкой между двумя литературными лагерями – шишковистами и карамзинистами (Пушкин относился к последним).

Вряд ли молодой Пушкин усвоил все тонкости взаимоотношений шишковистов и карамзинистов, но ему было понятно, что судьба русской поэзии связана с расколом на две партии. Шишковисты рисовались мракобесами, противниками «просвещения». В понятие «просвещение» вкладывалось всё связанное с передовой культурой, с новыми идеями, защитниками которых являлись Карамзин и его соратники. Впоследствии значение слова «просвещение» наполнилось для Пушкина новым содержанием. Шишковисты – это было сборище «безграмотных» славян, сторонников застоя, собрание бездарностей, свирепо преследующих всё молодое и талантливое. С такими представлениями Пушкин вступил в стены Царскосельского лицея.

Царскосельский лицей создал для Пушкина особую, своеобразную среду.

Идея лицея возникла ещё в 1808 г. Это было учебное заведение, в котором, по замыслу, должны были воспитываться младшие братья Александра I – Николай (род. в 1796г. ) и Михаил (род. в 1798г. ) Возрастом великих князей определялся и возрастной подбор учащихся. Идея совместного обучения великих князей с принятыми воспитанниками Лицея отпала лишь в конце 1811 г. , то есть почти в дни его открытия.

Устав лицея вырабатывался в результате сотрудничества многих лиц. Последняя реакция принадлежала Сперанскому. В организации Лицея ближайшая участие принимал министр народного просвещения Разумовский. При нём, в 1810г. , опубликовано и «Постановление о Лицее».

В «Постановлении о Лицее» мы читаем:

«п. 1. учреждение Лицея имеет целию образования юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной».

«п. 14. Лицей в правах и преимуществах своих совершенно равняется с российскими университетами»

«п. 22. предметы учения в Лицее разделяются на два курса, из коих первый называется начальным, второй окончательным. Каждый совершается три года».

В этой программе обращает на себя внимание её пёстрый энциклопедизм, и притом преобладание гуманитарных дисциплин, составляющих основу того, что признавалось «необходимым в общежитии».

Например, вовсе не считалось необходимым, чтобы учащийся овладел всеми преподаваемыми предметами. Достаточно, если он чему-нибудь научился. Ещё одной особенностью таких школ было поощрение литературных знаний воспитанников.

В выпускном дипломе Пушкина только два литературных предмета (да ещё фехтование) оценены высшей отметкой. Третий литературный предмет и политическая экономия оценены средней отметкой. Прочие предметы, в том числе почти все преподававшиеся Куницыным, получили низшую отметку. Наконец, все предметы, преподававшиеся Карцевым, Кайдановым и Гауеншильдом, просто не удостоились отметки. Успехи Пушкина по этим предметам были ниже самого снисходительного уровня требований. Понятны теперь стихи «Евгения Онегина»:

Мы все учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь.

Лицей и Отечественная война

Пущин, в своих записках так определил связь лицейской жизни с историческими событиями того времени:

«Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея; мы всегда были тут, при их появлении выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечной молитвой, обнимались с родными и знакомыми4усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестом. Не одна слеза тут не пролита!»

Сыны Бородина, о кульмские герои!

Я видел, как на брань летели ваши строи;

Душой восторженной за братьями летел.

«Лицейский дух»

Из Лицея Пушкин вынес своеобразный культ дружбы. В стихотворениях его, посвященных лицейским годовщинам, тема дружбы, тема лицейской семьи получила полное выражение.

«Друзья мои, прекрасен наш союз!. »

И неоднократно Пушкин возвращается к теме о лицейской дружбе, особенно когда говорит о неверной «дружбе новой» и о «небратском привете» «минутной младости минутных друзей». Шестилетнее пребывание в стенах закрытого учебного заведения сплотило лицеистов в единый союз. В первые годы по окончании Лицея такой тесной группой друзей являлись лицейские поэты: Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер. Они составляли «Союз поэтов» (к ним примыкал ещё Баратынский). С этим союзом связывалось представление о молодой передовой поэзии, и он неоднократно подвергался нападению со стороны литературных и политических староверов.

Среди лицеистов «поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск – предмет любви и внимания, - всё это создавало особую атмосферу. Дух независимости, уважения к собственному достоинству культивировался и среди лицеистов. Кроме передовых идей они усваивали определенный тип поведения: отвращение к холопству и раболепному чинопочитанию, независимость суждений и поступков. Дружба – её здесь не просто ценят, но, можно сказать, боготворят, ставят на первое место из первых, намного выше карьеры, удачи, даже любви. »

Характерной чертой для Пушкина было неумение в официальной обстановке обнаружить свои знания, и он проявил себя менее подготовленным, чем было на самом деле. В конце 1813г. его поэтическое дарование было замечено. Чириков, в ведомости о «свойствах» воспитанников, подданной 30 сентября 1813г. , о Пушкине пишет: «Легкомыслен, ветрен, неопрятен, нерадив; впрочем, добродушен, усерден, учтив, имеет особенную страсть к поэзии».

Современники о Пушкине

Через год Чириков характеризовал Пушкина так: « Легкомыслен, ветрен и иногда вспыльчив; впрочем, весьма обходителен, остроумен и бережлив. К стихотворству имеет особенную склонность. Подает надежду к исправлениям». Характеристика писанная Кошанским,: «Александр Пушкин больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания; почему малое затруднение может остановить его, но не удержит; ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством собственной пользы, желает сравниться с первыми питомцами. Успехи его в латинском хороши; в русском не столько тверды, сколько блистательны». Вскоре Пушкин получил признание остальных Лицеистов. К этой славе Пушкин был чувствителен. По-видимому, совершенно верна его характеристика, данная им себе самому в строфе «19 октября» 1825г. , посвященной Антону Дельвигу:

С младенчества дух песен в нас горел,

И дивное волненье мы познали;

С младенчества две музы к нам летали,

И сладок был их лаской наш удел;

Ноя любил уже рукоплескания,

Ты, гордый, пел для муз и для души;

Свой дар, как жизнь, я тратил без вниманья,

Ты гений свой воспитывал в тиши.

Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радует мечты

Сочинения Пушкина>

а) НЕДОШЕДШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Мы имеем ряд свидетельств, называющие другие его произведения, нам не известные. Так под датой 10 декабря 1815года мы читаем в дневнике Пушкина перечень его поэтических замыслов: «Вчера написал я третью главу Фатама или разума человеческого: тушил свечки и лампы в зале. Прекрасное занятие для философа! – поутру читал «Жизнь Вольтера»:

Начал я комедию – не знаю, кончу ли её.

Третьего дня хотел я начать историческую поэму: Игорь и Ольга, а написал эпиграмму на Шаховского, Шихматова и Шишкова, - вот она:

Угрюмых тройка есть певцов-

Шихматов, Шаховской, Шишков.

Уму есть тройка супостатов –

Шишков наш, Шаховской, Шихматов.

Но кто глупей из тройки злой?

Шишков, Шихматов, Шаховской.

Летом напишу я Картину Царского Села.

1. Картина сада.

2. Дворец. День в Царском Селе.

3. Утреннее гулянье.

4. Полуденное гулянье.

5. Вечернее гулянье.

6. жители Царского Села».

От этих произведений и замыслов Пушкина до нас ничего не дошло.

б) КРУПНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

Можно усомниться вообще в том, что известные нам лицейские стихи Пушкина дают полное и верное представление о его раннем творчестве. В самом деле, из 130 стихотворений Пушкина лицейской поры, известны ныне, около 14 имеют источником поздние публикации и около 18 – автографы поэта, сохранившиеся в его бумагах.

Лишь незначительная часть дошла до нас окольными путями в форме позднего разысканного списка или автографа. Значительные произведения лицейской поры не проникали ни в лицейские сборники, ни в печать. Мы видим, как мало было шансов у стихотворения, не одобренного лицейской или общей цензурой, дойти до нас.

Сохранились главным образом те стихи Пушкина, которые отвечали вкусам его товарищей, а также вкусам редактора «Вестника Европы» и «Российского музеума».

К числу фрагментов больших замыслов можно было бы отнести и большое

Стихотворение 1816г. « Сон», так как оно имеет подзаголовок «отрывок». Отрывок этот может быть отнесён к шутливой разновидности диалектических поэм. В списке лицейских стихотворений, составленном Пушкином, значится «Оправданная лень». Вероятно, это и есть «Сон», в котором имеются следующие строки:

Приди, о Лень! Приди в мою пустыню.

Тебя зовут прохлада и покой;

В одной тебе я зрю свою богиню;

Готово всё для гостьи молодой.

По собственному свидетельству Пушкина, ещё в Лицее начал он писать «Руслан и Людмила». Очевидно, это и был следующий за «Бовой» эпический замысел Пушкина, на этот раз доведенный до конца. Но вся поэма в целом уже принадлежит петербургскому периоду. И те части, которые были написаны в Лицее, по-видимому, подверглись решительной переработки, так как с первых строк в поэме заметны впечатления 1818г.

в) ЛИЦЕЙСКИЕ ПОСЛАНИЯ:

В списке лицейских стихотворений, составленном Пушкиным в конце 1816г. и представлявшем собою план предполагавшегося издания, все произведения разбиты на отделы: «Послания», «Лирические», «Элегии» и входящие в один раздел мелкие «Эпиграммы и надписи». Подобное разделение – след классического учения о стихотворных жанрах.

«ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ» (1814 года).

Стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» - первое произведение, появившееся в печати за полной подписью А. С. Пушкина (В «Русском музеуме», 1815 г. ).

О происхождении стихотворения Пушкин записал в своём дневнике 17 марта 1834г. по поводу встречи с Галичем, когда-то заменявшем в Лицее длительно болевшего Кошанского: «Он заставил меня написать для экзамена 1814 года мои Воспоминания о царском Селе».

Картина чтения стихов нарисована самим Пушкиным в его известных воспоминаниях о Державине: « Я прочёл мои Воспоминания в царском Селе, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояние души моей: когда дошёл я до стихов где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески звенел, а сердце забилось с упоительным восторгом. е помню, как я кончил своё чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли»

ВОСПОМИНАНИЯ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ (1814 г. )

Анализ стихотворения

Эпитеты

«седом тумане»

«угрюмой нощи»

«тихая луна»

«лебедь величавый»

«сребристых облаках»

«бисерной рекой»

«тихом озере»

«ленивой волной»

«времена златые»

«счастливая Россия»

«злачными берегами»

«блестящей пене»

«памятник простой»

«громкий век»

«кровавый меч»

«грозная заря»

«русский меч»

«бранного певца»

Олицетворение

«ветерок, уснувший на листах»

«почили дол и рощи»

Метафора

«Навис покров угрюмой нощи

На своде дремлющих небес» -

«Протекшие леса мелькают пред очами,

И в тихом восхищенье дух» - гордость за историческое прошлое страны

«Блеснул кровавый меч в неукротимой длани

Коварством, дерзостью венчанного царя;

Восстал вселенной бич – и вскоре новой брани

Зарделась грозная заря» - война, развязанная Наполеоном

Перифраза

«Минервы росской» - Екатерина II

«воитель поседелый» - М. И. Кутузов

«О скальд России вдохновенный» - В. А. Жуковский

«Где, льва сразив, почил орел России мощный» - о подвиге П. А. Румянцева (1775 г. )

(детали, связанные с пейзажем Царскосельского парка)

«Аллеи древних лип» - липовые аллеи

«в тихом озере» - большой пруд

«огромные чертоги» - Екатерининский дворец с примыкающей Камероновой галереей

«Он видит, окружён волнами» - Чесменская колонна

«памятник простой» - Кагульский обелиск

Сравнение синтаксическое

«Москва в унынии, как степь в полнощной мгле»

«тихая луна, как лебедь величавый»

Гипербола

«кровь не перестанет в снегах реками течь»

Умолчание:

«Вотще лишь гневом дух пылал!. »

«Увы» на башнях галл Кремля. »

«Звучат кольчуги и мечи!. »

«Но клики раздались!. »

Риторические вопросы

1. Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

2. Не се ль Минервы росской храм?

3. Не се ль Элизиум полнощный,

Прекрасный Царскосельский сад,

Где, льва сразив, почил орел России мощный

На лоне мира и отрад?

4. Где ты, любимый сын и счастья и Беллоны,

Презревший правды глас, и веру, и закон,

В гордыне возмечтав мечом низвергнуть троны?

Риторические восклицания

1. Промчались навсегда те времена златые,

Когда под скипетром великия жены

Венчалась славою счастливая Россия,

Цветя под кровом тишины!

2. И славен родине драгой!

3. Сразились. – Русский победитель!

4. О страх! О грозны времена!

Художественные обращения (придают торжественность)

1. «О, громкий век военных споров,

Свидетель славы россиян»

2. «о рать иноплеменных»

3. «Вострепещи, тиран!»

4. О скальд России вдохновенный,

Греми на арфе золотой!

Ключевые слова:

Ночь, тихий (тишина), война, слава, Россия, память, воспоминание, Москва.

Эмоциональный оттенок выразительных средств – спокойствие, умиротворение, мощь, сила, могущество.

Общее настроение стихотворения – спокойное, торжественное, связанное с воспоминаниями войны, гордость за Россию, русский народ, Москву и величие полководца М. И. Кутузова. За «Минерву русскую», за великую Екатерину.

В стихотворении создан образ войны, оставшейся в памяти поэта и всего русского народа. Пушкин при помощи «сильных» эпитетов смог воссоздать картину битв и войны в целом. В стихотворении он показал мощность российского государства. В этом стихотворении просматривается биография Пушкина. Пушкин – подросток и его друзья были свидетелями того, как солдаты шли на войну 1812г. Лицеисты могли видеть в этой толпе своих знакомых, родственников, обняться с ними, пожелать победы. Пушкин и его друзья с завистью смотрят на воинов, и все происходящее у лицеистов вызывает восхищение.

Эмоциональный оттенок стихотворения – спокойствие, возможно, это уверенность в победе, вера в справедливость войны.

Тот же Царскосельский сад, где гуляли лицеисты, является воплощением гордости Русских побед, поэтому так горячо желание лицеистов принять участие в боях 1812г.

В итоге жизнь лицеистов проходит рядом с жизнью всей страны, с жизнью политической.

Об этом же упоминал в своих воспоминаниях и Иван Пущин, лицейский друг-декабрист А. С. Пушкина: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года Эти события сильно отразились на нашем детстве».

К ПУЩИНУ

(4 мая 1815г. )

Выразительные средства

Эпитеты:

«доброго певца»

«чистые желания»

«сердечной простоты»

«спокойствии златом»

Метафора

«старик крылатый» - время

«ума светильник» - разум

Ключевые слова: друг, беспечный, открытый душой, веселье, кубок.

Эмоциональный оттенок выразительных средств – спокойствие, доброта, открытость и искренность отношений, радость встреч.

Общее настроение стихотворения – веселье, дружеское отношенье к другу-лицеисту.

В стихотворении создан образ дружбы двух певцов, их отношение друг к другу. Их общие надежды на прекрасное будущее.

МОЕ ЗАВЕЩАНИЕ ДРУЗЬЯМ (1815г. )

Выразительные средства:

Эпитеты:

«мир волшебный»

«тихий берег»

«веселой тенью»

«сонных вод»

«игровой толпой»

«узорной беленой»

«тихого лучей рассвета»

«мечтаний сладостных»

«белый топол»

«грустный берег»

«счастливой ленью»

Олицетворение

«веселье прибежит, махая резвою гремушкой»

Метафора

«тихий праздник» - похороны

Ключевые слова:

Берег, друзья, музы

Эмоциональный оттенок выразительных средств – радость

Это стихотворение отражает праздную, молодую, беззаботную жизнь Пушкина, его хорошие отношения с друзьями. Жизнь здесь как праздник весёлый, который в конце приходит к тихому празднику – празднику погребенья. Поэта не страшит смерть и это он подтверждает словами, что он веселой тенью отлетит.

К ДЕЛЬВИГУ (1815г. )

Выразительные средства:

Эпитеты:

«луковый духовник»

«грешный лик»

«милою мечтой»

«беспечный дух»

Ключевые слова:

Берег, друзья, музы

Эмоциональный оттенок выразительных средств – оттенок насмешки, лёгкой иронии,

Общее настроение стихотворения – легкость

Стихотворение написано Пушкиным к своему лицейскому другу Дельвигу. Это ответ на напечатанное в «Российском музеуме» послание А. А. Дельвига «Пушкину». Дельвиг написал своё послание после того, как прочитал стихотворение Пушкина «Воспоминание в Царском Селе». В этом стихотворении Пушкин хотел сказать своему другу, что он поэт «сосватанный» с музами. Пушкин спрашивает у друга, в чем польза его послания? Ведь у поэта, стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» было первое за полной его подписью. Он не был доволен лицейской и государственной цензурой. Он как бы просит время для отдыха, но знает что придут заботы и он будет принужден «с журналами сражаться, с газетой торговаться»

ДЕЛЬВИГУ (1817г. )

Выразительные средства:

Эпитеты:

« бури злые»

«промысел высокий и святой»

«младенческая грудь»

«взор кровавый»

Сравнение

«легкий дар как дым»

Ключевые слова:

Друг, музы.

Эмоциональный оттенок выр. средств – возвышенность

Общее настроение стихотворения – спокойствие

Стихотворение написано Пушкиным своему лучшему другу А. А. Дельвигу. В этом стихотворении Пушкин объясняет суть жизни поэта- это его творчество. Что значит для поэта труд, слёзы вдохновенья, настоящего поэта постоянно тревожат сердца жар и его уделом является лира.

РАЗЛУКА (1817г. )

Выразительные средства:

Эпитеты:

«верный круг»

«родимого ручья»

«мирных берегах»

«счастливой тишине»

«смертной битвы»

Ключевые слова:

Эмоциональный оттенок выразительных средств - спокойствие

Общее настроение стихотворения - грусть, надежда на лучшее

В этом стихотворении Пушкин пишет о разлуке с Царскосельским Лицеем. С тем прекрасным, юным временем, где Пушкин раскрыл себя как поэта. Он в Лицее обрёл для себя «святое братство», с которым было тяжело расставаться после шести лет учебы.

19 ОКТЯБРЯ (1825г. )

Выразительные средства:

Эпитеты:

«багряный убор»

« гитарой сладкогласной»

«русскою могилой»

«дружеский резец»

«привет унылый»

«блуждающей судьбе»

« дивные волненья»

«волшебного рассказа»

Метафоры

«пылай, камин, в моей пустынной келье» - одиночество

«холодный свет» - загробный мир

Ключевые слова:

Друзья, Лицей, музы, младенчество, царь.

Эмоциональный оттенок выр. средств – волнение.

Общее настроение стихотворения – волнение, грусть, чувство одиночества, радость прежних встреч.

Стихотворение написано Пушкиным в ссылке в Михайловском. В этом стихотворении Александр Сергеевич вспоминает т своих товарищах, вспоминает он и царя Александра, который и подверг Пушкина гонениям, но поэт готов простить гонения, т. к. Александр был основателем Царскосельского Лицея. Пушкин в этом стихотворении начинает рассказ о судьбах друзей-лицеистов. Он описывает и природу, это описание звучит торжественно и красочно.

Горе лирического героя этого произведения рождено одиночеством, разлукой с друзьями – это одиночество поэт не в состоянии преодолеть даже силой воображения. Своей волей поэт свободно воскрешает мир прошлого, переносит друзей в лицейское прошлое и приводит на пир тех, кто в действительности далеко от празднующих. Он как бы отменяет саму смерть: на пир приходят все его товарищи, а значит, среди них будут и те, кого уже нет. Это стихотворение можно назвать некой победой воображения. Поэтическим даром лирический герой преображает и мир вокруг, и собственные мысли, и чувства. Воображение торжествует над разлукой и одиночеством. Поэт переживает милый его сердцу день дважды: сначала наяву – в одиночестве, в окружении печальной и пасмурной осенней природы; затем – в радостном мире вымысла, соединяющего «затворника опального» с товарищами-лицеистами.

19 ОКТЯБРЯ 1827

Выразительные средства:

Эпитеты:

« разгульной дружбы»

Ключевые слова:

Друзья, жизнь, чужбина.

Эмоциональный оттенок выр. средств – грустная радость

Общее настроение стихотворения – искренняя любовь к друзьям, преданность

В этом стихотворении поэт заключил в прекрасной поэтической форме большое содержание. Два одинаково построенных четверостишья резко противоположны по тону и настроению. В первом – веселье, шутливые пожелания успеха в жизни, службе, в любви. Во второй строфе тон становится серьезным, грустным и под конец трагическим: здесь упоминается о «бурях» и горестях жизни, о товарищах, не попавших на праздник.

И. И. ПУЩИНУ (1826г. )

Выразительные средства:

Эпитеты:

«двор уединенный»

«печальным снегом»

«ясных дней»

Ключевые слова:

Эмоциональный оттенок выр. средств – радость встречи

Общее настроение стихотворения – воодушевленье, радость, благодарность

Вывод: В этом произведении Пушкин с благодарностью вспоминает о том, как в январе 1825 года Пущин не побоялся навестить своего друга в ссылке, в селе Михайловском.

ЧЕМ ЧАЩЕ ПРАЗДНУЕТ ЛИЦЕЙ.

Выразительные средства:

Эпитеты:

«святую годовщину»

« юности живой»

«юности унылой»

«песен молодых»

«чистых помышлений»

«теней родных»

Ключевые слова:

Друзья, юность, песни, круг, Лицей

Общее настроение стихотворения – ностальгия, грусть, воспоминания

Стихи написаны к двадцатилетию открытия Лицея. Грустный тон всего стихотворения и мысли прежде всего об умерших за эти годы шести товарищах связаны, вероятно, с недавней потерей: в январе 1831 года неожиданно умер поэт Дельвиг, один из самых близких и любимых друзей Пушкина.

Во второй строфе говорится об исторических событиях происходивших в то время.

Заканчивает свое стихотворение поэт надеждами на более светлое, счастливое будущее.

БЫЛА ПОРА: НАШ ПРАЗДНИК МОЛОДОЙ.

Выразительные средства:

Эпитеты:

« праздник молодой»

«беспечные надежды»

«разгульный праздник»

«таинственной игры

«смущенные народы»

«заревом московским»

Ключевые слова:

Праздник, Лицей, царь, Русь

Общее настроение стихотворения – ностальгия, грусть

Неоконченное стихотворение, написанное к празднику двадцатипятилетнего основания Лицея 19 октября 1836 года.

Это были последние месяцы жизни Пушкина: через три месяца с небольшим он был убит. В стихах поэт оглядывается на прошлое, вспоминает события за двадцать пять лет и раньше». Завидуя тому, кто умирать «шел мимо нас», - точное описание психологических переживаний лицеистов. Трудно представить себе, как заканчивалось бы это стихотворение, если бы Пушкин дописал его до конца. Удалось ли бы ему завершить его добрыми, оптимистическими строками, как он делал во всех стихотворениях, посвященных лицейской годовщине? Уж очень тяжелым, мрачным было его настроение в то время.

В лицейском периоде творчества Пушкина, наиболее характерными для него образами являются образы друзей, муз, и берега. Действительно, юный Пушкин на протяжении шести лет в Лицее, был окружен своими лучшими друзьями, друзьями, которые будут рядом с ним всю жизнь. Естественно упустить в своих стихотворениях состояние души в тот момент для Пушкина было невозможным, и он обращается к друзьям практически в каждом своем произведении. Для молодого поэта очень важно вдохновенье, другими словами музы для творчества. В юности поэта происходило огромное множество событий, как в жизни Лицея, так и в жизни страны в целом. Все это способствовало душевным переживаниям поэта и впоследствии новым вдохновенным произведениям.

Но почему же на фоне дружбы и творческого подъема появляется образ берега (загробного мира)? Уже тогда совсем еще юный поэт задумывался над непростыми философскими вопросами. И уже на четвертом году обучения в шестнадцатилетнем возрасте он пишет стихотворение с названием «Мое завещание друзьям», в этом произведении поэт осмысливает свою жизнь, веселую и праздную, но его совсем не страшит смерть, это он подтверждает словами «веселой тенью» отлетит. Похороны он скрывает в умелой метафоре «тихий праздник».

В своем творческом пути после Лицея Пушкин обращается к разным темам. Пушкин писал много и на разные темы, но он не забывал Лицей, часто возвращался к этой теме, он буквально жил воспоминаниями о тех временах, когда все друзья, сам Лицей были всегда рядом.

Пушкин всегда старался быть рядом со своими друзьями. И они, в свою очередь, не забывали своего друга, даже когда он находился в ссылке в Михайловское, подтверждением тому стал приезд И. Пущина к поэту в Михайловское. Все это не могло не отразится на бумаге. Но помимо друзей и Лицея Пушкин часто упоминает о царе. Но зачем ему вспоминать Александра, после того как тот сослал его в Михайловское. Пушкин вспоминает царя в связи с многочисленными историческими событиями, происходившими при этом правители. Ведь Пушкин нередко в свои стихотворения включал исторические события. Пушкин даже готов простить царя, так как Александр открыл Царскосельский Лицей.

Сравнивая два этапа в творчестве поэта можно сделать вывод о том, что его становлению, конечно же, способствовал Лицей, но не только он являлся главным этапом в его жизни. Лицей – один из звеньев в развитии Пушкина как поэта. Можно сказать, что есть связующая нить между этими двумя этапами: это тема, которая была вместе с Пушкиным на протяжении всей его жизни - это тема дружбы. Два этапа в его жизни различаются по эмоциональной окраске, в первом - это легкость, юность, праздность, а во втором - грусть, печаль, воспоминания и, самое страшное, - это одиночество. Этот эмоциональный окрас нам дают эпитеты, присутствующие в двух периодах творчества, следует заметить, что эпитеты различны по своим эмоциональным оттенкам. В лицейском периоде нам встречаются такие эпитеты как: «счастливой тишине», «беспечный дух», «счастливая Россия», «родимого ручья» и др. И уже совершенно «другие» эпитеты после Лицейского периода творчества: «юности унылой», «смущенные народы», «печальным снегом». Но Пушкин - прежде всего человек, и в своем втором творческом пути он переживает много событий. Эти события меняют его настроения, чувства, его мировоззрение.

В своей работе мы подтвердили выдвинутую гипотезу: произведения А. С. Пушкина, созданные в лицейский и послелицейский периоды, но тематически связанные с Лицеем, являются отражением событий, переживаний, проходящих через всё творчество поэта. У Пушкина со временем изменяется мировоззрение, звучит иная интонация в стихотворениях, меняется язык, но одно остается с ним на протяжении всей творческой жизни - это тема Лицея, лицейской дружбы.

Изменение в системе поэтического мышления всегда тесно связаны со временем, в которое жил и творил художник слова, философией и историей, эволюцией литературных жанров и направлений.

Список имён, упоминаемых в статье

1. Вольтер (1694 -1778) – знаменитый французский просветитель, драматург, поэт, мыслитель и историк Франсуа Мари Аруэ известен под псевдонимом Вольтер. Его взгляды сложились под влиянием Локка и других английских мыслителей. Некоторое время Вольтер жил в Англии. Литературное наследие философа весьма обширно.

2. Антон Антонович Дельвиг (1798 – 1831) - поэт, современник Пушкина. Происходил из старинного рода прибалтийских баронов. Родился в Москве, первоначальное образование получил в частном пансионате, а затем обучался в Лицее. По окончании Лицея Дельвиг служил в разных ведомствах и вскоре стал заметной фигурой в литературных кругах.

3. Карамзин Николай Михайлович (1766-1826) – писатель, журналист, историк. Образование получил в Московском пансионе профессора Шадена. Автор «Истории государства Российского».

4. Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797 – 1846) – поэт, лицейский друг Пушкина. Обучался в Лицее. После окончания Лицея Кюхельбекер служил в Министерстве народного просвещения, продолжал писать стихи и вскоре был принят в «Вольное общество любителей российской словесности». В 1825 году вступил в тайное Северное общество. Во время восстания 14 декабря на Сенатской площади вел себя решительно и смело, был признан одним из самых опасных заговорщиков и присужден к смертной казни, замененной двадцатилетней каторгой.

5. Пущин Иван Иванович (1798-1859) –поэт, известный деятель декабристского движения. Вошел в историю России близким другом Пушкина. Тридцать один год провел в тюрьме, на каторге, в ссылке. Учился в Лицее, учился Пущин прекрасно. По окончании лицея Пущин был определен офицером в гвардию, но в 1823 г. подал в отставку и поступил в Московский надворный суд.

6. Рылеев Кондратий Федорович (1795-126) – поэт, декабрист. В 1814 г. Рылеев получил чин прапорщика в составе резервной артиллерийской бригады, принял участие в заграничных походах русской армии.

7. Сперанский Михаил Михайлович ( 1772-1839) – видный государственный деятель первой трети XIX в. , статс – секретарь, вдохновитель реформ по усовершенствованию государственного аппарата России в эпоху Александра I. Выслан из Петербурга в 1812г. Сперанский был причастен к составлению Устава Царскосельского лицея.

8. Чириков Сергей Гаврилович (1776-1 85) – гувернер и преподаватель рисования в Царскосельском Лицее.

9. Шаховский Александр Александрович ( 1777-1846) – князь, драматург, поэт, член «Беседы любителей русского слова» и Российской Академии, режиссер, начальник репертуарной части петербургских императорских театров.

10. Шишков Александр Семенович (1754-1841) –поэт, критик, адмирал, министр народного просвещения, президент Российской Академии наук. Обучался в Морском кадетском корпусе. Совершил ряд морских путешествий.

Терминологический словарь тропов и фигур

Сравнение - толкование происходит через сопоставление одного явления другому на основе общего, сходного признака или нескольких признаков.

Метафора - (от греч. – перенос) – троп, перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства.

Эпитет – ( от греч. –приложенное, приложение) –слово или словосочетание, называющее какой-то признак предмета или явления и тем самым выделяющее, подчеркивающее этот признак.

Гипербола – ( от греч. –преувеличение) – преувеличение свойств, особенностей предметов, явлений с целью усиления выразительности и образности художественной речи.

Перифраза - (от греч. – вокруг, около) – замена названия предмета описанием его признаков.

Умолчание – поэтическая фигура: внезапное прерывание высказывания, которое предоставляет читателю догадываться, о чем могла идти речь. С умолчанием обычно связана пауза.

Риторический вопрос - ( от греч. – ораторский) – одна из поэтических фигур: утверждение в форме вопроса.

Риторическое восклицание – ( от греч: - ораторский) – одна из поэтических фигур: восклицание, которое служит усилению эмоциональности высказывания.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)