Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Пророботка Лермонтовым персонажа Мцыри

Романтизм возник в русской литературе позднее, чем в западноевропейской. Это обусловило ряд его особенностей, в частности, критическое отношение к идеалу. Уже в творчестве Евгения Баратынского (поэма «Эда», например), раннего Александра Пушкина («Кавказский пленник», «Алеко») видны попытки критически посмотреть на ценности, столь дорогие сердцам английских, немецких, французских представителей романтизма.

Особенно заметны проявления кризиса этого литературного направления у Лермонтова. Его Демон терпит сокрушительное поражение в единоборстве с Богом за душу Тамары. Мольба трех пальм о своем высоком предназначении заканчивается катастрофой для них и всего оазиса. Арбенин собственными руками уничтожает совершенный дар жизни и любви, воплощенный в его молодой супруге.

Это разрушение и переоценка возвышенных начал особенно ярко проявляется в поэме «Мцыри». В ней Лермонтов пытается понять, к чему приводит романтического героя его одержимость идеалом. При этом сам автор не сливается с героем в его устремлениях к свободе, не сочувствует ему в полной мере, а будто наблюдает за героем за рамками поэмы. А это весьма характерно для романтизма в целом.

Для указания ошибок Мцыри, Лермонтов использует ряд художественных средств, главное из которых – символические значения образов монастыря, природы, барса, сада. Для Мцыри эти образы имеют традиционные для романтизма значения. Лермонтов же придает им иные смыслы. Это позволяет автору здраво рассуждать, нужны ли Мцыри эти ценности, которые так влекут его.

Главная из таких ценностей свобода. А Мцыри очень одержим ею. Ведь главный герой поэмы не просто жертва военной кампании на Кавказе. Он дважды пленник: русского генерала и уклада монастыря. Ограничена не только его физическая свобода, но и духовная. Монастырь для Мцыри – двойная тюрьма. А желание покинуть его обострено близостью Кавказских гор, образами родных и друзей, что хранит память разлученного с семьей подростка. Это отчетливо выражено в монологе Мцыри: «Я мало жил, и жил в плену. / Я знал одной лишь думы власть, / Одну – но пламенную страсть Она мечты мои звала/ От келий душных и молитв/ В тот чудный мир тревог и битв/ Увы! теперь мечтанья те/ Погибли в полной красоте,/ И я, как жил, в земле чужой/ Умру рабом и сиротой».

Формируя эти значения образа монастыря, Лермонтов не спешит выразить собственный, авторский, взгляд на ситуацию плена, острого желания героя обрести свободу. Позиция писателя начинает косвенно угадываться лишь тогда, когда Мцыри проходит испытание обретенным идеалом. Как кавказский пленник Пушкина, герой Лермонтовкой поэмы, получает то, к чему так стремились романтические персонажи: духовную и физическую свободу, единение с природой, возможность обрести любовь (образ младой грузинки с кувшином). Персонаж поэмы Пушкина сам отказывается от этих ценностей, которые сохраняют для него привкус плена. Лермонтовский же герой, на первый взгляд, обретает полную свободу. Его тайной пособницей предстает гроза. Так автор намекает, что сама природа сочувствует устремлениям Мцыри.

Но оказавшись за стенами монастыря, Мцыри почему-то никуда не спешит, как будто забыл о своем желании вернуться на родину. Потрясенный роскошью природы, он как бы застыл в созерцании ее красот. Скрытые значения такого слияния с природой обнаруживаются в ярком эпизоде боя с барсом. Открытое уподобление Мцыри свирепому животному позволяет угадать мысль автора о том, к какому неожиданному последствию привела обретенная свобода. Оказалось, что всего за три дня главный герой превратился в подобие животного («Я пламенел, визжал, как он» и т. д. ).

Оказывается, монастырь был не только тюрьмой, но и убежищем для Мцыри. Это духовное убежище от тех сил, что всегда таились в главном герое. А теперь их обнажило единение с природой. Барс становится символическим воплощением животного начала Мцыри, а его убийство обретает глубинные смыслы. Ведь персонаж убивает не только свою животную сущность. Он тем самым разрушает связь с природой. Его поступок не отвечает ее тайным намерениям высвободить звериную часть натуры. Вместо того чтобы уничтожить противника силой рук, ловкостью, жестокостью и яростью, Мцыри поступает еще и как человек, расподобляется барсу. В схватке он использует подобие орудия первобытного человека: рогатый сук. Дважды повернув его в горле барса, Мцыри тем самым убивает не только свое «звериное» я, но и тайные надежды природы разорвать связи юноши с миром людей, монастыря, сделав тем самым его абсолютно свободным (как дикие звери).

Эти скрытые значения боя с барсом наиболее отчетливо проступают в описании странного состояния Мцыри на следующее утро. Природа, бывшая до схватки с барсом подобием рая, стремится, как будто уничтожить непокорное создание. «Палил меня/ Огонь безжалостного дня/И в лицо огнем/ Сама земля дышала мне».

Отвергнутый природой, ненавидящий по-прежнему монастырь-тюрьму, Мцыри готов обрести последний оплот свободы – смерть. У нее также возникают оттенки романтического идеала, поскольку в пении рыбки слиты образы воды, музыки, любви, что придает всему эпизоду возвышенно-манящие и гармоничные оттенки.

Но Мцыри, по замыслу автора, не прошел еще всех испытаний. Очередным этапом становится возвращение в монастырь. Пройдя искушение природой, опасностью превратиться в подобие зверя, Мцыри должен бы теперь иначе воспринимать монастырь: не как тюрьму и плен, а как убежище от природы, убежище от звериного начала в самом себе. Поэтому монастырь обретает в свете авторской позиции символический оттенок духовного начала Мцыри, его собственно человеческой сущности, которую герой теперь должен осознать и с благодарностью принять. В свете этого оттенка значений бегство из монастыря приобретает скрытые смыслы. Возможно, монастырь сам отпускает одержимого свободой послушника на волю. Пройдя испытание, поняв, что стремление к мечте приведет к утрате духовного, Мцыри захочет сам вернуться, с благодарностью примет защиту монастыря

Но главный персонаж не усвоил уроков свободы и испытаний, уготованных монастырем и природой. Осознанию тайного высокого смысла таких «уроков» мешает одержимость идеалом свободы. «Увы! – за несколько минут/ Между крутых и темных скал,/ Я б рай и вечность променял». Смерть мнится герою избавлением от последней земной тюрьмы. Но и после смерти он будет стремиться душой к горам, родным лицам. Его просьба похоронить тело в монастырском саду, в первую очередь, мотивирована тем, что «оттуда виден и Кавказ!/ И близ меня перед концом/ Родной опять раздастся звук!». Песня золотой рыбки, обещающая гармонию в смерти, теперь превращается в подобие песни «про милую страну».

Гармония этой песни слита с образами природы: цветущих акаций, густой травы и свежестью воздуха, «сияньем голубого дня». Но для героя в этой последней мечте о гармонии и свободе (хотя бы в смерти) нет монастыря. Этот образ лишь намечен мрачной тенью в последней фразе Мцыри, что если исполнят его наказ, то он «заснет» и никого не проклянет Так Лермонтовым сохранена и подчеркнута последняя черта романтического героя: он неизменно верен идеалу, даже в смерти.

Но авторская позиция в финале поэмы вновь оказывается шире и сложнее, чем позиция героя. Мечтающий о гармонии последнего приюта Мцыри почему-то не просит похоронить его за стенами монастыря-тюрьмы. Он видит свою могилу в монастырском саду, где природа и монастырь утрачивают противостояние. Так образ сада становится символом, в котором обретают гармонию природное и духовное в человеке, а также земное и небесное, далекое и близкое, чужое и родное, жизнь и смерть. Сам Мцыри не понимает этого. Его выбор продиктован интуицией, во многом случаен. Для автора же этот выбор чрезвычайно важен, наполнен особым тайным смыслом. Не случайно он переживается Лермонтовым как совершенная гармония, примиряющая Мцыри с самим собой, с миром, со смертью, даже с монастырем.

Так автору удается передать сложное и противоречивое чувство по отношению к персонажу. В этом чувстве слито как сострадание к Мцыри, к его тоске о так и не обретенной мечте, так и угадывается сожаление о неспособности героя постичь всю полноту жизни, ее суровые и мудрые уроки.

Таким образом, благодаря скрытым значениям символических образов Лермонтову удается сохранить не только дистанцию по отношению к главному герою, его романтически окрашенным ценностям. В философических оттенках этих образов угадывается оттенок критического восприятия Мцыри, его неспособности видеть глубину и тайную мудрость уроков жизни.

уроков жизни.

Но автор и герой не только противопоставлены в отношении к идеалу. У романтиков было очень сложное, многогранное представление о том, что можно считать идеальным. Свобода – не единственная ценность, хотя и чрезвычайно важная для романтизма. Были и другие ценности, например, возвышенная любовь, преданная дружба, творчество, природа, красота. Представление М. Ю. Лермонтова об идеале, наверное, тоже не ограничивалось только свободой. В поэме «Мцыри» есть довольно значительные фрагменты, в которых чувствуется особенно трепетное отношение автора к тому, что он описывает. Например, картины кавказской природы, образ грузинки, песня золотой рыбки. Эти фрагменты сопровождаются яркими переживаниями и автора, и героя, отмечены особой напевностью, красотой стиха. Рассмотрим эти эпизоды.

Главный герой, оказавшись на воле, обретает много больше, чем возможность вернуться в родной аул, к семье. Свобода оказывается только причиной для встречи Мцыри с самыми разными ценностями, важными для романтиков.

Первой из таких ценностей стала природа. Лермонтов создает ее образ как череду картин (6 глава). То это «пышные поля», то «холмы, покрытые венцом дерев», то «груды темных скал», то «горные хребты, причудливые, как мечты», то облака Быстрая смена этих образов, наверное, передает движение жадного до впечатлений взгляда Мцыри. Его глаза выхватывают разные картины. Но сквозь хаотичность угадывается и скрытое присутствие Лермонтова-художника. Он, в отличие от Мцыри, стремится внести некоторый порядок в описание красот Кавказа. Например, все случайные впечатления своего персонажа он выстраивает по контрасту: поля – холмы; деревья, похожие на пляшущих братьев, – неподвижные «груды темных скал», которые не сойдутся никогда, разделенные водным потоком; горные хребты – легкие облака; туман – «в снегах, горящих, как алмаз, / Седой, незыблемый Кавказ». Эти контрастные образы объединены чувством величественного, возвышенного. Это чувство придает каждому образу природы оттенок отдельной законченной картины, которую автор не только создает, но и любуется ею, искренне восхищается.

Эти оттенки чувств можно угадать и в образе холмов, которые как будто увенчаны деревьями (царственность, величие). Деревья уподоблены танцующим братьям, что придает всей картине чувство веселья, беззаботности. Застывшие в стремлении друг к другу скалы создают образ остановившегося времени («Но дни бегут, бегут года – / Им не сойтися никогда!»). Сравнивая горные хребты с мечтами, алтарями, Лермонтов придает им черты святыни. Кульминацией всех эмоций становится уподобление Кавказа алмазу, застывшему в «снегах горящих». Этот оксюморон, образ, который он создает, как бы собирает все ранее возникшие оттенки чувств автора: и радость, и царственность, и ощущение вечности, и любование красотой, преклонение перед ней, как перед святыней

Чувство героя проще. «И было сердцу моему / Легко, не знаю почему». Оно рождается как бы из описания автором картин Кавказа, но и противоречит чувства Лермонтова. Они богаче, ярче, чем просто «легкость» на сердце у героя. Но это чувство персонажа рождает у него воспоминание еще об одной ценности, столь важной для романтиков, – о родине, родном крае.

Воспоминания Мцыри о доме, ауле, стариках, отце, сестрах лишено яркости, «картинности», которые были характерны для описания природы. Зато в этих воспоминаниях есть очень личное чувство, где смешаны и любовь, и восхищение, и умиление, и тихая радость, и сожаление об утраченном. Воспоминания опять быстро сменяют друг друга, как и в описании картин Кавказа. Эти воспоминания напоминают шумный поток, к которому Мцыри ходил играть ребенком.

Это детские впечатления из прошлого вновь расподобляют автора и героя. У автора нет такого непосредственного и естественного чувства близости с Кавказом, его природой, людьми. Герою же это дано от рождения, идет от души, а не от созерцания, рождает чувства легкости и простоты, а не возвышенного любования. Главный персонаж поэмы слит с идеальным, погружен в него, а не созерцает прекрасное и возвышенное со стороны.

Такое «переживание идеала» героем продолжено в 11 главе. Вырвавшись на волю, он оказывается на лоне природы. Мцыри видит ее красоту, находясь в самой «картинке». Его переживание лишено всякой созерцательности и отстраненности. В 11 главе автор как бы передает свой восторженный голос герою, наделяет его чувства своим поэтическим мастерством и вдохновением.

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов;

И грозды полные на них,

Серег подобье дорогих,

Висели пышно, и порой

К ним птиц летал пугливый рой.

В этом отрывке есть и олицетворение (кудри виноградных лоз), и метафора (следы небесных слез), и эпитеты (растений радужный наряд), и сравнения (серег подобье дорогих). Но все это вложено в уста Мцыри. Он как бы обретает поэтический дар, оказавшись в «божьем саду», воспевая его буйную и гармоническую красоту. Герой даже переживает состояние, похожее на поэтическое вдохновение.

Все, что я чувствовал тогда,

Те думы – им уж нет следа;

Но я б желал их рассказать,

Ценности, что обретает Мцыри, окруженный «божьим садом», для романтиков абсолютны. Это и красота дикой природы, и поэтическое вдохновение, и возвышенные мечты, и стремление к высшему (образы неба, ангелов).

Но Лермонтов как автор опять видит события шире, глубже, придает им черты философских размышлений. Сделано это благодаря библейским ассоциациям. Они возникают из уподобления природы «божьему саду», связаны с образом «грозящей бездны», в которую был низвержен «злой дух»:

Мне стало страшно; на краю

Грозящей бездны я лежал,

Где выл, крутясь, сердитый вал;

Туда вели ступени скал;

Но лишь злой дух по ним шагал,

Когда, низверженный с небес,

В подземной пропасти исчез.

Мцыри, окруженный цветущей природой, похож на Адама в эдемском саду. Поэтому у образа грузинки с кувшином возникает скрытое сходство с Евой, а также со змеем («она скользила меж камней») и даже со злым духом (описание соблазнительной и полной тайн красоты). Ведь встреча с ней происходит в ущелье, которое навеяло Мцыри воспоминание о падшем и низвергнутом в бездну демоне. Но и сам Мцыри ему отчасти уподобляется, так как мучимый жаждой начинает спускаться к гудящему в пропасти потоку. Так возникает еще одна ассоциация – с Орфеем, спустившимся в Аид за Эвридикой

Используя эти ассоциации, Лермонтов придает образу Мцыри новые значения. Герой за три дня свободы проживает не просто прекрасные мгновения. Он проживает целые жизни, сходные с судьбами Адама, Орфея, Демона (или сатаны), обычного смертного, который мог обрести любовь, дом, счастье и покой (желание последовать за грузинкой в саклю). Так Лермонтову удается передать удивительную полноту жизни, которая открылась Мцыри. За краткие мгновения он переживает как будто несколько возможных жизней, полных испытаний, любви, подвигов, безмерных страданий, утрат

Но не только к полноте жизни приобщается Мцыри. Ему открывается еще одна ценность: влекущая красота и гармония смерти. Ее воплощением становится песня золотой рыбки. Умирающий Мцыри в бреду видит себя на дне глубокой речки. Он смотрит на солнце сквозь воды, испытывает чувство тихой радости. И предчувствие смерти лишено для него всякого страха. Напротив, это чувство почти волшебное, сказочное, так как образ и голос рыбки больше напоминает русалку: «взор зеленых глаз», она созовет сестер, которые «пляской круговой» развеселят «дитя». В пении рыбки слиты не только волшебство, гармония, стихия воды, но и образ матери («дитя мое»), образ возлюбленной («о милый мой!»), а также образ смерти, которая сродни волшебному сну (как в стихотворении «Выхожу один я на дорогу»). А еще в пении рыбки угадываются те таинственные шепоты и голоса, что чудились Мцыри, когда он был окружен природой.

Так Лермонтов показывает, что за три коротких дня его герой приобщается к самым высоким и таинственным ценностям: природе, любви, страданию, красоте, полноте жизни и гармонии смерти

Все эти ценности соединяются в едином гармоническом «аккорде» в финале поэмы, в его просьбе (упокоиться в монастырском саду). В обращении к священнику есть и воспоминание о родине («прощай, отец»), и легкий намек на возвращение Адама в эдемский сад («пускай в раю/ Мой дух найдет себе приют»), и отголоски вечного проклятия «злому духу» («за несколько минут / Между крутых и темных скал, / Где я в ребячестве играл, / Я б рай и вечность променял»). Вновь возникает образ Кавказа, его возвышенной красоты. У Кавказа появляется подобие голоса, напоминающее то ли пение сестер, то ли призыв рыбки:

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет,

Пришлет с прохладным ветерком

И близ меня перед концом

Родной опять раздастся звук!

Трагизм смерти почти исчезает благодаря интонациям колыбельной песни, которую поет «друг иль брат», «родной» голос. Этот голос напоминает не только о родине, но и о «милой стране» С этим заключительным образом связаны воспоминания о смерти («кончины хладный пот»), о голосе рыбки, утоленной жажде (вода), речном дне (низвергнутый в пропасть ангел/демон) «Милая страна» становится еще одним воплощением таинственного и влекущего идеала, где исчезнут страдания, метания души, где сольются в гармонии все ценности, которыми не смогла насладиться на земле душа Мцыри. Это идеал, существующий за пределами реального, манящий и прекрасный, как образы поэзии Жуковского

Таким образом, Лермонтову удалось передать и выразить сложное и противоречивое отношение к герою своей поэмы. С одной стороны, ему удается сохранить дистанцию. Скрытые значения символических образов позволяют читателю угадать разное видение свободы у автора и героя. Мцыри оказался не способен видеть глубину и тайную мудрость уроков жизни. Идеал, стремление к нему ограничивает главного героя, препятствует самопознанию.

С другой стороны, Лермонтову удается выразить мысль о том, что даже краткие миги свободы дают герою удивительное ощущение полноты жизни. Они открывают возможности пережить подобие чужих судеб, позволяют заглянуть в тайны природы, божьего замысла, в тайны смерти. Все это облагораживает душу героя, сближает его с автором, позволяет им сообща пережить красоту и гармонию идеальных начал.

Такая сторона, которую принимает автор, говорит о таких отличиях позднего романтизма, как отдаление автора от главного героя, попытки рассмотреть сцену с философской глубиной и т. п.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)