Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Прошлое людей

Историческая справка

Краткий анализ источников информации по теме позволяет выявить сходные по характеру и отличные друг от друга мнения историков и археологов. Так древний историк Геродот сообщает, что савроматы живут по соседству с сигиннами (народ, который производил себя от мидян). Плиний же утверждал, что савроматы никакие не соседи, а родственный мидянам народ. Более поздний географ Помпей Мела, отмечает, что они по наружному виду и вооружению ближе всего к парфянам.

Сходства сведений древних историков позволяет отнести савроматов к иранской группе арийских народов.

Наш современник, очевидец найденной находки А. В. Кривошеев, в интервью корреспонденту местной газеты «Степные зори» Т. Асанову говорит о том, что савроматы – степные жители, имеющие прекрасное искусство, умеющие работать и торговать со всем миром. Я думаю, что он утверждает об этом на основании обнаруженных находок: изделия, выполненные в «зверином стиле» у села Веселый №1.

В процессе исследования нужно выявить главенствующую точку зрения и соотнести ее с краеведческой информацией.

Савроматы. Краеведческий аспект.

Историческая справка о савроматах

Археология - очень интересная и кропотливая наука, требующая много сил и терпения. Археология – наука, изучающая быт и культуру древних народов по сохранившимся вещественным памятникам.

Россия богата археологическими памятниками, но в нашей стране, почему-то, мало придают значения археологической науке, чем в других станах мира, например, в Египте. В этой стране развит туристический бизнес именно благодаря находкам из земли. Может быть и в нашей стране когда-нибудь будет развит туристический бизнес, но это, наверное, только в будущем.

Наше Оренбуржье не менее богато в отношении археологических находок. Благодаря своему географическому положению и богатым природным ресурсам во все времена привлекало сюда людей. Именно здесь, начиная с эпохи энеолита (V – IV тыс. до н. э) проходили пути различных кочевых народов. Одними из них являлись савроматы.

Савроматы – группа ираноязычных кочевых племен, живших в середине 1-го тысячелетия до н. э. в задонских и поволжско - уральских степях. Савроматы генетически связаны с андроновской срубной эпохи бронзы. Древний историк Геродот описывает савроматов как племя, родственное скифам и говорящие «на скифском языке», но издревле искаженном.

На протяжении всей своей истории савроматы занимались кочевым скотоводством. Предпочтение при этом отдавалось разведению овец и коней – животных, способных преодолевать большие пространства. Скотоводство обеспечивало население разнообразной продукцией: мехами, шерстью, кожей, войлоком. Излишки обменивались на зерно, пушнину, древесину, ремесленные изделия. Обыкновенной пищей савроматов были конина и месиво из муки с молоком и конской кровью. Мужчины - савроматы одевались в плащи без рукавов и шаровары, голову покрывали зимой высокой остроконечной шапкой, почти закрывающей глаза; женщины носили род рубахи поверх длинного, просторного платья без рукавов, а на голове имели заостренную повязку. Мы сочли возможным составить образное представление об одежде в авторском видении.

Античные авторы показывают значительные пережитки матриархата у савроматов, а Псевдо – Скилак называл их «управляемые женщинами». Женщины играли важную роль в обществе савроматов, они были охотницами, воинами, жрицами. Эти сообщения подтверждены археологически: найдены женские погребения с оружием, алтарями. Не смотря на то, что другие античные авторы в целом подтверждают вывод о высоком положении женщины в сарматском обществе, и даже сообщают о случаях, когда женщина возглавляла род или даже целое племя. Однако широко распространенное в нашей научной литературе заключения о матрилинейном счете родства у савроматов, и о господстве у них первобытно – общинных отношений сегодня пересматриваются.

С конца V века – IV века до н. э. савроматы начинают переходить на левый берег реки Дон и теснить скифов. Древний историк Геродот об этом писал: «За Доном начинается уже не скифская земля, а там живут савроматы и сарматы». С этого времен савроматы выступают под боле распространенным названием сарматов. Тождество савроматов и сарматов ныне окончательно доказано.

В процессе тысячелетнего исторического развития сарматских племен совершенствовалась материальная культура, менялись формы общественного устройства, обогащалась духовная жизнь. Сообразно этим изменениям история савромат и сармат делится на четыре крупных этапа.

Первый этап, савроматский, охватывает VII – V века до н. э. В это время культура савроматов по многим признакам, особенно по типам оружия, конской упряжи и орнамента («звериный» стиль), близка скифской. Хотя еще достаточно сильны пережитки родового строя, но уже отчетливо проявляются признаки социального и имущественного расслоения.

Второй этап, раннесарматский (IV – II века до н. э. ), иначе называется «прохоровским», поскольку характерные памятники этого времени впервые были раскопаны у села Прохоровка. На этом этапе существенно изменяется погребальный обряд, появляются новые виды оружия и бытовых предметов. Видимо, это связанно с влиянием зауральских и азиатских племен и вхождением в среду савромат новых этносов, о чем свидетельствует распространение круглодонной керамики, по своей форме и технологии производства близкой гончарным традициям зауральского населения. Наряду с короткими мечами скифского типа, широко распространяются длинные мечи с прямым перекрестием и серповидным навершием на рукоятке, что позволяло вести бой с коня. Это дало больше преимущества сарматскому войску в его движении на Запад в ходе завоевания скифских территорий, начавшегося в конце прохоровского периода.

Расширяются торговые и политические связи с государствами Средней Азии. Формируется военно-иерархическая раннеклассовая организация общества.

Третий этап, среднесарматский, самый длительный: II век до н. э. – II век н. э. Сарматы захватывают большие скифские земли, расселяются в Предкавказье и по всей южнорусской степи.

В материальной и духовной культуре, а также в общественной жизни происходят новые изменения. Большую роль теперь в торговле играют греческие и римские рынки. В военном деле появляется тяжеловооруженная конница, типичными становятся длинные мечи и кинжалы с кольцевыми навершиями на рукоятках. Сарматское господство и влияние сарматской культуры на все степные народы, а также на население более северных территорий лесостепей и лесной зоны значительно выросло.

Четвертый этап, позднесарматский (аланский), датируется II – IV веками н. э. Территория расселения сармат на этом этапе сокращается. В материальной культуре становится заметным сильное влияние восточных, гуннских племен, что сказывается в распространении длинных гуннских луков с костяными обкладками в деформации черепов. С другой стороны, ощутимо римское влияние: фибулы – заколки, бусы, украшения с вставками из драгоценных камней позднеримского типа.

В последние века сарматской истории особенно усилились аланы (их прямыми потомками в настоящее время являются современные осетины). Аммиан Марцеллин (IV век по Р. Хр. ) так описывает кочевой быт алан: «Они не имеют вовсе домов и не занимаются хлебопашеством, кормятся только мясом и еще чаще молоком. В повозках, крытых лыком, они беспрестанно переходят с места на место по беспредельным равнинам. Где найдут место, пригодное для корма скота, там растравляют в круг свои повозки и кормятся, как дикие звери. Как только пастбище истощится, они кочуют далее со своими передвижными городами повозок, в которых родятся и воспитываются их дети, совершаются браки и все иные житейские дела. Куда бы не толкнула их судьба, они везде у себя дома, гоня перед собою стада крупного и мелкого скота и больше всего заботятся о лошадях Слабые по возрасту или полу сидят возле повозок и исполняют домашние работы, а люди возрастные и здоровые всегда на коне. Сарматы с детства привычные к верховой езде, они почитают бесчестие для себя ходить пешком».

После нашествия гуннов некоторые сарматские племена осели в северокавказских степях, позднее составив значительную часть населения Хазарского каганата, другие с началом эпохи Великого переселения народов были вытеснены на запад. Судьбы их различны, но, как считают ученые, влияние савроматов и их культуры сказались на истории многих европейских народов, в том числе и на славянах.

Савроматы и Оренбуржье

Самые первые и самые значительные в науке курганы савромат были раскопаны в 1911 году крестьянами у села Прохоровка Оренбургского уезда (ныне – Шарлыкский район). Раскопки, как установили ученые, носили грабительский характер, несмотря на их скорое вмешательство, спасти удалось немного.

Во всех четырех раскопанных курганах содержались богатые захоронения воинов и женщин – жриц. При них найдены наглядно украшенные золотыми пластинами железные кинжалы, мечи, бронзовые наконечники стрел, керамика, гривны (особого типа шейные украшения), две серебряные чаши, что свидетельствует о знатности погребенных.

В 1960 году К. Ф. Смирнов произвел раскопки нескольких курганов (так называемых Пятимаров) в Соль – Илекском районе. По находкам они были отнесены к первому, савроматскому, этапу. В курганах находились захоронения военных вождей и женщин – жриц. Они сопровождались погребениями лошадей в нарядной сбруе, оружием, ювелирными украшениями, богатейшей керамикой и другими ценными вещами.

А в 1986 году раскопан еще один курган, оказавшийся поистине уникальным, под руководством А. Х. Пшеничнюка у села Филипповка в Илекском районе. Под восьмиметровой земляной насыпью, диаметром около ста метров, скрывался целый дом из толстых бревен, выстроенный над огромной ямой. В тайниках обнаружилось множество украшений из различных металлов, большую часть которых представляют шедевры ювелирного искусства того времени, выполненные в «зверином» стиле.

В 1994 – 1995 годах у села Бердянка в Оренбургском районе были раскопаны курганы, но не самые крупные из известных курганов сармат. В одном кургане находилось погребение женщины с богатым набором украшений из золота, янтаря и бронзы, серебряным зеркалом и «импортной» керамикой. В другом – погребении воина – мужчины с полным арсеналом тогдашнего военного снаряжения: стрелами и дротиками с железными наконечниками, тяжелым копьем, длинным мечом и кинжалом.

В 2000 – 2002гг. проводились раскопки у села Шумаево, Ташлинского района, там находилось родовое кладбище, были погребены наряду с мужчинами и женщинами даже дети. В погребении находились: глиняная посуда, украшения. Так же у многих женщин встречалось оружие.

В 2003г. у села Буланово, Октябрьского района был раскопан курган (см. приложение №7). Там находилось погребение женщин с треугольным отверстием в голове. Так же в погребении находилось два сосуда: глиняный горшок и рюмочка. Трепанация черепа была сделана для того, что если болит какая – либо часть тела делали треугольное отверстие в голове, вставляли туда инородное тело и били. Чаще всего люди от трепанации умирали. Но как установили ученые эта женщина после трепанации черепа прожила еще 2 года. Ей было примерно 30 лет.

Но чаще всего в степи встречаются некрополи рядовых представителей сарматской культуры обычных людей. Курганы с их захоронениями не отличаются ни размерами, ни сложностью погребальных ям, ни богатством ритуального инвентаря. Тем не менее, именно такие памятники дают наиболее важные исторические сведения для изучения простых культур.

Так большую научную ценность имели раскопки курганных групп, включавших около сорока курганов, у сел Кардаилово и Краснохолм в Илекском районе, Герасимовка в Новосергеевском районе, Новокурмакских курганов под Орском и других. В этих курганах, уже едва заметных на поверхности земли, похоронены рядовые воины, пастухи и другие представители основной части населения.

После завоевания Скифии сарматами население приуральских степей значительно сократилось. Памятники позднего периода сарматской культуры в нашей области многочисленны. Большой курганный могильник предгунского периода был раскопан у села Студеное (Красный Яр) в Илекском районе в 80 – е годы XX века башкирскими археологами, в 90 – е годы – экспедицией ОГПУ.

Личный исследовательский опыт

В 10 классе я целенаправленно изучала культуру сарматов на территории Оренбургской области и Акбулакского района. Исследовательская работа «Савроматы. Краеведческий аспект» была представлена на районной конференции «Дети – творцы XXI века» и областной студенческой конференции Оренбургского Государственного Университета. После участия в областном археологическом конкурсе, я получила приглашение от Российского Союза Молодёжи Оренбургской области участвовать в областной археологической экспедиции. Она проходила в Октябрьском районе у села Буланово (с 5 по 14 июля). Наш лагерь расположился неподалёку от речки Салмыш, куда после обеда мы ходили купаться. День наш начинался с подъёма в 8 часов, затем зарядка под музыку (Гимн РСМ). После завтрака мы слушали лекции по археологии. Лично для себя я узнала много нового и интересного, например, как делают углеродный анализ (С-14) для определения возраста находки или о забытых культурах. Затем мы отправлялись на раскоп, он находился в двух километрах от лагеря. И до обеда, под палящим солнцем, мы трудились, можно сказать, не покладая рук и лопат. По ходу нашей работы студентки – археологи рассказывали нам о том, что в прошлом году было найдено в этих погребениях. Также мы ходили на экскурсию к курганам сарматской культуры, посетили Берёзовую гору. Интересно то, что вблизи горы не было ни одной берёзки, а на её вершине раскинулась берёзовая роща. Посетили мы и Каменную гору, добираться до которой пришлось вброд.

Каждый день мы отправлялись на поиски дров для костра, даже если мы собирали много дров, и они оставались на завтра, то мы и на следующий день должны обязательно за ними идти, т. к. это традиция, которую нельзя нарушать!

А по вечерам у нас были различные конкурсы, игры, соревнования и КВН. Так же была игра «Последний герой». Соревновались три племени: красные, желтые и зелёные. Я оказалась в племени зелёных. Сначала племена боролись между собой, потом каждый за себя. Но стать «последним героем» мне не удалось, т. к. была сильная и упорная борьба, да и соревнования становились всё сложнее и сложнее.

В последний день пребывания в лагере у нас был праздничный ужин, концерт и костёр. Эти десять дней в археологическом лагере пролетели очень быстро. И я поняла, что профессия археолога очень трудная и кропотливая, требующая много сил и терпения: приходится жить почти в «первобытных» условиях и много работать физически. Но, не смотря на всё это, она очень интересная и актуальная: ведь всегда важно узнать о прошлом своих предков и постараться донести это знание потомкам.

Определение возраста находки

Анализ Углерод 14 (С-14).

Метод датировки с помощью С-14 один из самых плодотворных в археологии. Он очень полезен для датировки угля, древесины, костей, растений и раковин. Все живое – люди, животные и растения – содержат некоторое количество радиоактивного углерода, который называется С-14. С-14 производится в атмосфере и поглощается растениями. Далее вместе с растительной пищей он попадает в организмы животных и человека. После их гибели С-14 начинает распадаться, т. е. исчезать. Ученые сумели узнать скорость этого распада: через 5730 лет распадается половина С-14 и так далее. Возраст археологического объекта можно определить, измерив содержащееся в нем количество С-14 и проделав обратный отсчет времени от сегодняшнего дня. Археологи могут использовать С-14, чтобы произвести датировку объектов, возраст которых доходит даже до 50000 лет. За такой промежуток времени этот радиоактивный элемент большей частью уже распадается так, что для датировки объектов с возрастом свыше 50000 лет радиоуглеродный метод уже не пригоден.

Калий – аргоновый метод (K – Ar).

Этот метод позволяет определить возраст горных пород, которые образовались более 100000 лет назад.

Термомалинесцентный метод (ТЛ)

ТЛ – датировка применима к объектам с возрастом до 80000 лет.

Свидетельства пребывания савроматов на территории Акбулакского района.

Немало археологических экспедиций проводилось, непосредственно, на территории Акбулакского района. В них были найдены экземпляры савроматского искусства VI века до н. э. Одними из первых находок были элементы конского снаряжения. Обнаружены они были случайно акбулакчанином А. В. Кривошеевым в 1970 году. Тогда он работал скреперистом на строительстве дороги на Новоуспеновку. Рядом с грейдером был курган, и он задел скрепером уголок кургана. Тогда и увидел там лошадиные кости и остатки конской уздечки, из которых уцелело несколько металлических фрагментов, в том числе так называемые псалмы, которыми крепят удила. Они оказались золотыми и выполненные в виде двух кошачьих хищников. Специалисты отнесли эти находки к VI веку до н. э. савроматов, живших в то время на Илеке. Эти находки переданы в Акбулакский музей.

А летом 2004 года экспедиция педагогического университета впервые провела более углубленные археологические работы в Акбулакском районе. До сих пор в нашем районе проводились лишь разведочные работы и картографирование археологических памятников.

Для раскопок были выбраны два кургана у села Акоба. Один из курганов представлял собой «братскую могилу». В двух больших ямах находилось сразу несколько скелетов, многие кости которых были порублены, в некоторых застряли бронзовые и железные наконечники стрел. Не удивительно и то, что в могиле были поставлены красивые глиняные сосуды с водой и пищей. Ведь савроматы были суеверным народом, веривший в загробный мир.

По вершинам водораздела рек Илек и Хобда от границ Казахстана и до берегов Урала протянулась цепь из больших курганов сарматской эпохи. В этой цепи находятся знаменитые «Пятимары» и Филиповка. У села Акоба расположилось несколько таких групп. На одной из них, состоящих из двух курганов, начались раскопки. Еще в древности такие курганы, а их иногда называли «царскими», грабили. По этому надежды у археологов на то, что захоронения не были разграблены ранее, почти не было. И в самом деле, в ходе разработки и изучения насыпи были прослежены три грабительских ямы, одна из которых разрушила центральную могилу. Однако значительный интерес представляла собой сама насыпь кургана. Подобного «архитектурного» сооружения ученым до сих пор не приходилось наблюдать.

Вначале устроителями кургана была выбрана ровная площадка с выходами глины, обильно содержавшая мелкий галечник. Диаметр площадки составил, примерно, около 20 метров. Границу площадки обозначили валом сложенным из дерновых блоков и коричневой глины, смешанной с разноцветной галькой. В центре круга вырыли яму прямоугольной формы, в которую был помещен умершей. Затем яму накрыли толстыми деревянными плахами в несколько слоев. Настил подожгли, сопровождая этот обряд поклонению огню жертвоприношениями (рядом с настилом были обнаружены кости лошадей). Дерево не успело догореть полностью, так как дальше, беря послойно грунт вокруг подкурганной площадки, настил накрыли слоем ярко-красной глины, затем слоем белой глины, а по склонам желтой глиной.

Разрушив, практически полностью основное погребение грабители прошли мимо впускного погребения, совершенного несколько позднее. Яма для него прорезала склон насыпи и глубоко уходила в подстилающую курган весьма твердую, с галькой почву. Эта могила оказалось не потревоженной. В ней был обнаружен воин с колчаном, сшитым из кожи мехом вовнутрь.

В нем находилось около 40 стрел с бронзовыми наконечниками на деревянных древках и остатки деревянного лука. В один из кармашков были помещены зерна какого-то растения. Что это за растение определяют специалисты. Вероятно всего это конопля, так как ранее ученые уже находили подобные зерна в колчане из сарматского кургана у села Шумаево в Ташлинском районе.

Проведенное нами исследование позволило сделать вывод о том, что действительно роль савроматов в развитии Руси была велика. Так, например, в хозяйстве – ведение кочевого скотоводства, с последующим одомашниванием этих животных. Савроматы являлись великолепными, искусными воинами. Их изобретение, меча с длинным наконечником, позволяло вести бой, не слезая с коня. Такая тактика боя позднее встречается у славян. Военно-политическое превосходство савроматов стало возможным из-за нахождения неподалеку от урало-мугоджарской металлургической базы.

Хорошо у савроматов была развита и культура, об этом свидетельствуют археологические находки. Найдены различные предметы, выполненные в «зверином стиле», серебряные зеркала, фигурки животных. Искусно сделанные для тех времен, из золота, серебра, бронзы, железа.

Краеведческий аспект исследования убеждает нас в постоянно развивающемся характере жизни савроматов. Так появление “импортной” керамики, найденной у села Акоба, свидетельствует о хороших торговых отношениях с другими народами. Так в быту у савромат появляются закругленные у основания глиняные сосуды, характерные для традиций заурального населения, то это является доказательством не только самостоятельно развивающегося характера культуры савроматов, но и о взаимствованной у других народов.

По изученным материалам мы пришли к тому, что проживание савроматов на территории Акбулакского района – бесспорный факт. Многочисленные археологические раскопки тому свидетельство. Так же нами был найден материал, подтверждающий тождество между савроматами и сарматами.

Степи Акбулакского района являются археологическим достоянием области и страны. Акбулакская степь- это часть евроазиатской степи, являющейся местом контакта между Европой и Азией. Поэтому здесь прослеживается пребывание не только савроматов, но и других народов, например скифов. Если сравнить материальные находки с письменными источниками, то можно прийти к выводу, что Акбулакский район был родиной первых скифских царей. (“История Геродота”). Берега Илека, Малой Хобды и других рек были зимниками древних кочевников.

Наше исследование будут продолжено изучением исторических источников о скифах и других кочевых народах на территории Оренбуржья.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)