Культура  ->  Музеи  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Прошлому нет цены

Я уже третий год посещаю кружок «Юная рукодельница». За это время мы познакомились со многими мастерицами не только нашего села, но и из близ лежащих деревень. Знакомясь с вышивальщицами, вязальщицами, мы узнали, что в наших деревнях занимались еще и ткачеством, а в соседней деревне Козлова жил, известный на всю округу, пимокат, валенки которого до сих пор носят его потомки. В данное время этими видами ремесел никто не занимается в наших селах. Если ткацкий станок еще можно увидеть в музеях, то о том, как валялись валенки, узнать нет возможности. Поэтому, я поставила перед собой цель: собрать и исследовать материал о ткачихах нашего села и о пимокате Домнином Д. Г. Материал обработать и оформить отдел в школьном музее «Мастера родного края».

Посетив школьную и сельскую библиотеки, я обнаружила, что литературы по данному вопросу практически нет. Скудными источниками информации стал журнал «Народное творчество» и Альбом – справочник « Народное декоративно – прикладное творчество. Мастера». Из журналов «Народное творчество» я узнала, что на домашних ткацких станках ткали не только половики из дранок, как я думала, но и дерюги, рушники, холсты из конопли.

А альбом помог мне узнать, какие виды декоративно – прикладного искусства и ремесел пользуются наибольшей популярностью в нашем районе в данное время.

Самыми ценными источниками для моей работы, я считаю встречи с потомками мастеров- ремесленников. Это:

- дочь известного на всю округу пимоката Домнина Дмитрия Григорьевича- Кондратьева Людмила Дмитриевна. Она не только поделилась воспоминаниями, но и подарила нам для музея пару старых валенок, и колодки, применяемые для изготовления валенок;

-невестка ткачихи Уваровой Александры Федоровны – Уварова Галина Константиновна;

- дочь ткачихи Бояркиной Устиньи Васильевны – Ильина Мария Климентьевна;

-дочь ткачихи Матыциной Федосьи Радионовны – Кулакова Лидия Петровна.

Из их рассказов я узнала подробно технологию ткачества, где и как применялись вытканные полотна. А так же, с их помощью пополнился экспонатами наш музей.

Посетив музеи, я увидела настоящие ткацкие станки в рабочем состоянии, а так же многие инструменты и приспособления, имеющие отношение к ткачеству. Это помогло мне воссоздать полную картину технологии ткачества.

Таким образом, буквально по крупицам собранный материал, дал возможность открыть отдел «Мастера родного края» в нашем школьном музее. Это даст возможность учащимся нашей школы лучше узнать историю своей малой Родины, знать традиции родного края, гордиться земляками, их мастерством.

Традиционные ремесла Черемховского района

Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною,

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа.

Свою работу, по изучению данной темы, я решила начать с изучения литературы. Посетив школьную и сельскую библиотеки, я обнаружила, что информации по данным вопросам (ткачество и пимокатство) в наших библиотеках нет. Тогда я обратилась в наш сельский Дом Культуры, где мне предложили несколько журналов «Народное творчество» и Альбом – справочник « Народное декоративно – прикладное творчество Иркутской области. Мастера».

Из материалов журнала «Народное творчество», я узнала, что на домашних ткацких станках ткали не только половики из дранок, какие я встречала не раз во многих домах нашего села, но и узорчатые рушники и полотенца, а так же холсты изо льна и конопли.

В нашей области большое внимание общественности уделяется проблемам сохранения и развития традиционных ремесел. Альбом – справочник «Народное декоративно – прикладное творчество Иркутской области. Мастера» представляет собой сборник информации о мастерах и творческих объединениях всех городов и районов Иркутской области. На основе информации о Черемховском районе, видно, что наибольшей популярностью в районе пользуются такие виды декоративно – прикладного искусства как вышивка крестом и гладью, бисероплетение, вязание на спицах и крючком, художественная резьба по дереву, соломка, работа с берестой.

Но самый распространенный в нашем районе – вышивка крестом и гладью. И каждое село славится своими мастерами вышивки. В поселке Михайловка – это А. М. Барыкина, М. С. Садырина, М. В. Котова. В селе Бельск – И. Ф. Лохова, В. П. Зенина. В селе Рысьево – Л. И. Миниханова. В нашем селе – Уварова Г. К. В селе Алехино – Н. М. Астанкова. Изделия этих мастеров: скатерти, занавески, украшенная вышивкой одежда.

Во многих селах района занимаются художественной обработкой дерева. Эти мастера не только строят дома и украшают их, но делают мебель и сани. В селе Жмурово –А. И. Бабкин, в селе Тальники – Г. Ю. Базунов, в Новогромово – О. Г. Опарин, В. Чепурной, Е. М. Диденко.

Оказывается, есть у нас в районе уникальный мастер – лодочник, живущий в таежном селе Тальники – Толмачев Иван Иванович. Свое мастерство он перенял от своего отца. Лодку из сосны или кедра делает за три дня, их он изготовил около сотни. Его лодка может выдержать до тонны груза. Свой опыт передает сыновьям.

Здесь же я прочитала о том, что в нашем районе, в поселке Михайловка, проживает Помогаева Мария Николаевна основным ремеслом которой является ковроткачество. Она создает оригинальные сюжеты и орнаменты. Использует яркие по цветовой гамме нити. М. Н. Пономарева – участница многочисленных выставок и вечеров, посвященных народным умельцам.

О пимокатстве, как о ремесле, в литературе я ничего не нашла.

Изучив материалы Альбома – справочника я поняла, что хоть и мало, но есть у нас в области и районе рукодельницы, ремесленники, которые бережно хранят традиции русского народа и передают из поколения в поколение секреты мастерства многих видов народно- прикладного творчества и разных ремесел: это и вязание, вышивание, лоскутное шитье, работа с берестой, лозоплетение, макраме, шитье. Свои изделия народные мастера ежегодно выставляют на районных выставках: «Живут на селе мастера», «Рукам работа – душе праздник», «Красота спасет мир».

А вот ткацкие станки и людей, занимающихся ткачеством в наше время, можно встретить только в музеях.

Итак, мы видим, что ткачество, и особенно, пимокатство забыто. Поэтому мы должны вспомнить об этом и по мере возможности воссоздать и сохранить в памяти потомков хотя бы имена мастеров – ремесленников и технологию их ремесел.

Ткачихи с. Верхний Булай

Встреча с Ильиной Марией Климентьевной

Что бы узнать, занимались ли в нашем селе ткачеством, я обратилась к старейшей жительнице нашего села, Заикиной Марии Никитовне (1925 года рождения). К моему удивлению, она назвала немало женщин, занимавшихся в свое время ткачеством. К сожалению, сами они уже ушли из жизни, но остались их потомки, родственники с которыми я решила встретиться.

Первая встреча состоялась с Ильиной Марией Климентьевной. Узнав о причине моего визита, она с готовностью согласилась поделиться своими воспоминаниями. Она рассказала, что ткачеством занималась её мама – Бояркина Устинья Васильевна 1901 года рождения. Ткала она половики, дерюги, холсты.

Мария Климентьевна вспоминает: «Ткацкий станок называли «красна». Ставили его посреди горницы, и стоял он у нас почти круглый год. Чтобы соткать половики или дерюги сначала надо было надрать дранки. Собирали все старые тряпки, изношенную одежду и резали ее на узкие ровные полоски. Потом эти полоски сшивали между собой и получалась как бы длинная нитка. Для того, чтобы она стала ровной, не лохматой и крепче, ее ссучивали веретеном. Потом ее наматывали на цевку, вставляли в челнок и ткали. Нить дранки – это был уток, а основа была из ниток. Ткали больше долгими зимними вечерами. Дорожки у нас в доме лежат до сих пор.

Еще она рассказала о том, что ткали холсты из конопли. Сначала пряли нитки из конопли, а потом ткали холсты. Из толстых ниток получался и холст грубый, из него шили мешки для хозяйских нужд. Для одежды, столового белья нитки ткали тонкие, так как они были серого цвета, то холсты отбеливали иногда красили. Краску покупали у тряпичников, которые ездили по деревням и скупали утиль. С той дальней поры, у нее сохранился клубок ниток – спряденный из конопли. Не смотря на то, что она бережно хранит его до сих пор, с удовольствием отмотала нам для музея небольшой клубочек.

Воспоминания Кулаковой Лидии Петровны

Следующая встреча состоялась с Кулаковой Л. П. – это дочь знаменитой местной ткачихи – Матыциной Федосьи Радионовны 1900 года рождения. Из ее рассказа я узнала, что в Сибирь они приехали из Воронежской области в 1940 году в качестве переселенцев. Вместе со всем прочим хозяйским скарбом семья Матыцыных привезла с собой и ткацкий станок и даже корову. Для переселенцев выделяли целые товарные вагоны для этих целей. В те годы в нашем селе был колхоз «Искра», где засеивались целые поля конопли для производства холста. И когда председатель узнал, что у Матыцыных есть ткацкий станок, а Федосья Радионовна умеет ткать, он предложил ей работу – ткать холсты из конопли для колхоза, для пошива хозяйских мешков.

Лидия Петровна вспоминает: - « Весной поля засевали коноплей, а осенью убирали. Связывали коноплю в снопы и сушили. Из сушеной конопли получали поскань, которую дальше молотили, мяли мялкой, толкли в специальной ступе, трепали, чесали специальными приспособлениями. Часть конопли возили на тележках на речку Булайка и вымачивали ее где-то с неделю. Только после этого начинали ее обрабатывать.

Бывало, не успевали обработать до снега, и оставляли коноплю под снегом до весны. После так же мяли, трепали, толкли, чесали и получали кудель, из которой при помощи прялки и веретена пряли пряжу. Пряли все: взрослые и дети. Для девочек делали детские маленькие прялки. Из поскани нить получалась тоньше, поэтому из нее ткали холсты для одежды, полотенец. Холсты из конопли получались серые и грубые. Для того чтобы они стали мягче и белее, их клали в большой чугун, заливали горячей водой, добавляли туда древесную золу и ставили в печь кипятить. После отбеливания из них шили рубахи, юбки. Из грубого холста шили мешки. Холсты ткали раньше, в 40-х, начало 50-х годов. Потом уж появилась ткань в магазинах. В 60-х – 70-х годах, теперь уж прошлого века, мама ткала только половики. Готовили дранки, ссучивали их веретеном, чтоб не лохматыми были и крепче и из ткали. Моя мама больше ткала квадратами, для этого основу она делала двухцветную. Нитки брала черные и белые. Наткала она половиков немерено, старалась для нас и наших детей. Да вот беда, не модны нынче самотканые половички-то, лежат новые в рулонах, а внуки её и правнуки и глядеть-то на них не хотят. И мне еще привезли магазинных дорожек. Но я их все равно не стелю, мне больше по душе мамины половички. Только их и стелю всегда».

Интервью с Уваровой Галиной Константиновной

Очень интересно прошла встреча с Уваровоу Г. К. Она рассказала о своей свекрови- Уваровой Александре Федоровне 1903 года рождения. Когда Галина Константиновна пришла жить в их семью, баба Саня, так звали ее домашние, ткала только половики. Но до этого она, как и все, ткала холсты и даже рушники с узором. Один из рушников до сих пор берегут в доме Уваровых как святую реликвию, которую будут передавать из поколение в поколение. Рушник этот сероватого цвета с красным узором, вытканный так же из конопли. Сама баба Саня была единственная портниха в деревне, поэтому обшивала всю округу. Поэтому у них всегда было много дранок.

«Но однажды –вспоминает Галина Константиновна- баба Саня задумала выткать необычные половики, не из дранок, а из шерсти. А уж если что задумает, бывало, непременно исполнит. Так и тут. Мы тогда держали в своем хозяйстве много овец, поэтому и шерсти было много. Натеребили мы шерсти, баба Саня пряла ее, а я красила в разные цвета. И когда приготовили достаточно пряжи, начали ткать. Ткали зимой, когда было меньше крестьянской работы. Дорожки получились очень даже красивые, яркие, теплые, потому что шерстяные, не то, что нынешняя синтетика. Эти дорожки до сих пор лежат у нас в доме как новые, ничего им не делается, крепкие». Показывая, шерстяные половики, лежащие на полу, Галина Константиновна показала рулоны новых половиков, вытканные из ярких, новых дранок. Это младшая дочь Александры Федоровны – Наталья, работая на Усольской швейной фабрике, возила новые, яркие лоскутья на дранки. И вот лежат новые красивые, экологически чистые, половики «невостребованными», как и у Матыцыных. А причина всему – мода на все искусственное и в основном иностранного, а теперь дешового Китайского производства.

Сам станок ткацкий у Уваровых не сохранился, а вот отдельные приспособления уцелели. Для нашего музея нам достались: скальня, цевки,челноки, бердо.

Подводя итог всем рассказам очивидцев, можно сделать вывод: были в нашем селе настоящие ткачихи, и у каждой была своя изюминка, свои секреты мастерства, поэтому и работы их отличались друг от друга, спутать чьих рук дело, было невозможно.

Знаменитый пимокат Домнин Дмитрий Григорьевич

В прошлом столетии в соседней деревне Козлова, жил известный на всю округу пимокат Домнин Дмитрий Григорьевич. Слава о его валенках долетела даже до областного центра, т. к. о нем писала газета «Сельская молодежь». Встречаясь со старожилами нашего села, они не могли больше припомнить никого, кто бы еще катал валенки. Поэтому я решила встретиться с его средней дочерью, Кондратьевой Людмилой Дмитриевной. Из её рассказа я узнала, что отец Дмитрия Григорьевича родился и жил на западе, а в Сибирь приехал в 30–х годах, сразу после Армии. Приехав в деревню, сразу же пошел в подмастерья к какому-то человеку катать валенки. Вскоре научился катать сам, и стал работать самостоятельно. Со временем подросли три сына, двое из них, в том числе и Дмитрий, переняли от отца ремесло катать валенки. Труд этот очень трудоемкий и сложный, поэтому не каждый мог им заниматься. Людмила Дмитриевна вспоминает: - « Когда отец занимался пимокатством, мы с сестрами были детьми и подростками и в суть самого процесса катания валенок мы не вникали. Он никогда не разрешал нам не только помогать, но и даже находиться рядом. Помогала ему только мама. Но я помню, что для изготовления валенок требовалась зимняя шерсть овец. Сначала её очищали от отрепьев и грязи, затем взбивали её, специально натянутой на стену кожаной струной, в пух. Потом эту шерсть раскладывали на холщевую тряпку в виде буквы «Т», затем складывали пополам, получалось подобие валенка. Эту заготовку пересыпали ржаной мукой, осторожно помещали в большой чугун и ставили кипятить. Это все был подготовительный этап. После этого валенок надевали на колодку и начиналось самое трудное: нужно было очень аккуратно свалять швы валенка, здесь требовалось очень много силы и сноровки, т. к. валенок били, колотили, шлепали, катали вальком. Чем больше валенок били-колотили тем меньше он становился. Готовый валенок сушили, затирали пемзой. Для особо «модных» заказчиков валенки еще и красили».

И хотя она уже давно не живет в родительском доме, и давно нет в живых отца, валенки до сих пор имеются у них в дому. Две новые, не ношенные пары валенок – мужские и женские хранятся как память об отце, дедушке и теперь уже прадедушке, мастере своего дела. Очень сожалеет Людмила Дмитриевна о том, что Дмитрию Григорьевичу не кому было передать свой опыт т. к. у него было пятеро дочерей, а зятья не захотели постигать эту науку, о чем сейчас очень сожалеют.

Со слов Людмилы Дмитриевны я записала такую историю: - « Когда видишь, как ловко человек справляется с работой, кажется , что это легко и просто, каждому под силу. И вот однажды к отцу пришла старушка – соседка с парой новых валенок и просит, что бы тот подсказал, как сделать голяшку поуже. Не хотелось ей платить мастеру за «столь простую» работу. Он ей и подсказал: -«Вставь в голяшку полешки, сколько тебе надо, намочи валенок в горячей воде и высуши. Все легко и просто». Старушка ушла, а отец ждет, вернется ведь скоро. Так оно и вышло. Приходит через три дня со слезами и говорит:-«Помоги, Григорьевич, совсем испортила валенки, покоробило их». Пришлось выручать соседку, а заодно и напомнить, что «Каждый сверчок должен знать свой шесток».

Для нашего музея Людмила Дмитриевна подарила пару старых валенок, и хотя им, как говорит она, не один десяток лет, они не потеряли своей формы, до сих пор держат свой «фасон». Еще она подарила нам колодки, которыми пользовался Дмитрий Григорьевич.

В конце нашей встречи, она вдруг вспомнила, что где-то в старом альбоме есть вырезка из газеты, где была опубликована статья об отце и его ремесле. Но когда она нашла эту вырезку, оказалось, что читать то там нечего, так как это был всего лишь клочок статьи да фотографии.

К счастью, на обратной стороне листочка сохранилась часть названия газеты и дата её выпуска. Это была «Сельская молодежь» от 13 декабря 1991 года.

Это помогло младшей дочери Дмитрия Григорьевича –Елене Дмитриевне, разыскать в архиве областной библиотеки (краеведческий отдел) газету со статьёй, сфотографировать её и передать в дар нашему музею.

Таким образом, мы видим, что катать валенки дело очень трудоемкое и хитрое, не каждому желающему оно под силу, поэтому и мастеров этого дела было мало.

Музеи – хранилища старины

Первый музей, который я посетила – это наш сельский музей при ДК «Победа». Здесь я увидела ткацкий станок, к сожалению в нерабочем состоянии. В экспозиции музея есть и другие экспонаты, относящиеся к ткацкому делу. Это: простые прялки и веретена, самопрялки, цевки, челноки. Есть ступа для того, что бы толочь коноплю. Так же здесь мы увидели образец половика, вытканного узором «Елочка». Это еще одна особенность индивидуального самобытного ткачества.

Побывали мы и в архитектурно-этнографическом музее «Тальцы». Там есть ткацкая мастерская, где находится много экспонатов, имеющих отношение к ткачеству, в том числе ткацкий станок в рабочем состоянии. Начинается экспозиция с показа высушенного льна и конопли. Дальше идут приспособления для первичной обработки льна и конопли: трепало, мялки, гребни, ступа. Дальше прялки и веретена, самопрялка, кудели из конопля и шерсти. Это говорит о том, что ткали не только из конопли, но и из шерсти тоже. Имеются большие мотки пряжи разной толщины, как крашеной так и не крашеной. Дальше идет экспозиция приспособлений для сматывания и наматывания мотков пряжи. Это – вьюшка, мотоло. Следующий этап работы – наматывания пряжи или дранок на цевку. Для этого используется скальня – это такой деревянный ящик с колесом на деревянном стержне. В ящике хранились мотки дранок, шерсти. А на острый конец стержня надевали цевку и наматывали на нее с помощью колеса дранку или нитку, вставляли ее в челнок, который тоже есть в экспозиции, и ткали. Завершает экспозицию ткацкий станок в рабочем состоянии.

Ткацкий станок в рабочем состоянии хранится и в Доме народного творчества в селе Бельск. Дом Народного творчества поддерживает тесную связь с мастерами ковроткачества Т. И. Слюсаревой, И. Ф. Лоховой. Они восстановили ткацкий «красна» и обучают детей приемам ткачества.

И так, мы видим, что в музеях можно встретить и ткацкие станки, и все то, что нужно для сопутствующей ткачеству работе и познакомиться с технологией ткачества.

Работая над над этой темой, я убедилась, что действительно «Прошлому нет цены». Все, что люди изготавливали своими руками, с любовью, вкладывая всю свою душу в любимое дело, люди были добрее, ведь они старались для родных и близких им людях. Ведь не для одного поколения они заготавливали и дорожки, и валенки, надеялись и верили, что потомки долго будут пользоваться их результатами труда. Откуда им было знать, что придет время прогресса и ручной труд окажется «не в моде». И только спустя много лет, когда все обычаи и традиции русского народа будут утрачены и забыты, люди вдруг поймут, что не хватает чего то в жизни: любви и внимания близких, заботы, доброты. Многие не знают своих корней, своей родословной. И очень отрадно становиться на душе, видя, что народ осознает свои ошибки и пытается восстановить и сохранить то малое, что осталось не утраченным, не потерянным. В это благое дело и я внесла свою лепту, оформила в школьном музее отдел «Мастера родного края» ». Я надеюсь, что этот материал поможет нашим учащимся ближе познакомиться с историей нашего села, с народно-прикладным творчеством наших селян и возродит чувство гордости за наших земляков.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)