Общество  ->  Религия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Проведение обряда «Дэважин»

Социальная роль религии связана с религиозными обычаями и представлениями. Религиозные обычаи существуют потому, что в них есть потребность, которая создается материальными и социальными условиями жизнедеятельности народа.

Сопоставление бытовых обрядов местного происхождения и обрядов, уже давно введенных в культовую систему ламаизма, подвергшихся более глубокой и длительной переработке, выявляет отличие традиционного идейного содержания религиозных обрядов этноса. Порядок ритуальных действий обуславливается содержанием и характером религиозных представлений. Одним из таких ритуалов является проведение обряда «Дэважин».

Актуальность. Обряд «Дэважин» проводят только некоторые семьи по своим умершим. Данный обряд заинтересовал меня, так как все, кто проводит этот обряд, советуются с моим дедом, Доржиевым Нимбу Доржиевичем (1924 года рождения). Даже молодые ламы по проведению этого обряда советуются с ним. Заинтересовавшись этим вопросом, я начала изучать буддийскую духовную литературу, опросила старейшин и пришла к выводу, что описания данного обряда нет в буддийской литературе. Поэтому, я считаю практически значимым его описание со слов старейшин, знающих смысл и правила проведения данного обряда.

«Дэважин» - «чистая Земля Богов»

Существуют множество обрядов буддийских народов, такие как родильные обряды, свадебные обряды, обряды заупокойного цикла и так далее.

Судя по теме, мы будем говорить об обряде заупокойного цикла, связанный с потусторонним миром, населенном душами умерших, и взаимоотношениях, которые могут существовать между миром живых людей и загробным миром.

С древнейших времен у всех народов существует убеждение о том, что поведение духов умерших людей зависит от того, как они умерли и как были похоронены и в этом случае проводили и проводят многочисленные обряды и ритуалы, жертвоприношения для обеспечения душе покойного лучшего перерождения.

Живя, у бабушки и дедушки я, узнала, что одним из таких обрядов является проведение обряда «Дэважэн».

В результате наблюдения я пришла к выводу, что только некоторые семьи проводят этот обряд и меня заинтересовало история возникновения и цель проведения этого ритуала.

С этой целью ознакомилась с литературой: «Ламаизм в Бурятии 18 - начала 19 века» под редакцией В. В. Мантатова и «Дождь цветов» - Бурятские буддийские притчи.

«Дэважин» в переводе на русский означает «чистая Земля Богов» ли попроще «рай», где душа умершего приобретает покой.

В книге «Дождь из цветов» из собранного материала на территории республики Бурятия и Агинского автономного округа в 2002 – 2003 года писателем Игорем Мухановым дается определение «Дэважин» (Сукхавати) – Западный рай, особенно популярный у буддистов. Находится на чрезвычайно далеком расстоянии от нашего мира (между Дэважином и нашим миром – целые мириады миров). Почва и вода в Дэважине благородны, все постройки выполнены из золота, серебра, кораллов и драгоценных камней. Все обитатели Дэважина – бодхисатвы, которые там же достигают Нирваны. В этом же учебнике дано определение Нирваны.

Нирвана – это состояние абсолютного просветления. Будучи связана с абсолютными категориями существования. Нирвана непостижима мыслью и невыразима словом. Человек, достигший Нирваны. Навсегда освобождается от круговорота смертей и новых рождений. Есть мнение, что туда попадают умершие, которые при жизни делали только добро и прожившие жизнь с чистой душой.

Чтобы наши умершие попали в рай Дэважин, оставшие на Земле их родственники стараются проводить обряд чтения текста Дэважин. Но в литературе я не нашла материала о проведении и подготовке этого обряда и поэтому опросила своего деда Доржиева Нимбу Доржиевича, родившегося в 1924 году, проживающего в селе Сосново – Озерское и с его слов провела данную исследовательскую работу.

«Дэважин» - один из обрядов заупокойного цикла

Буддисты трактуют понятие «жизнь» как непрестанную череду рождений, смертей и новых рождений в состояниях богов, людей, животных, и ненасытных духов и обитателей ада. Считается, что для духовного совершенствования лучше всего родиться человеком. И чтобы человек мог совершенствоваться по буддийски, необходимо «благоприятное рождение». С этой целью, оставшиеся и проводят ритуал «Дэважин».

Для проведения этого обряда, в первую очередь хозяева дома очищают от пыли, освобождают стены от ковров, картин и других бытовых вещей. На стену вешают красочный коврик, сшитый из пяти цветов, где сочетаются красный, черный, зеленый, синий и желтый цвета. Желательно шелковую с изображением красивых цветков. На потолке вешают «Лабари», который шьют из пяти цветов ткани в определенной последовательности: синий (в центре – в виде квадрата), что означает синее небо; по кругу обшивают зеленой тканью, что означает зеленую траву; второй круг желтого цвета, что означает луну; третий - белая полоска, что означает светлая душа; завершается красной полоской, что означает красное солнце.

Но в этой последовательности не должны идти рядом желтый и красный цвета, так как солнце и луна сменяются в круговороте дневного цикла.

Под «Лабари» вешаются изображения пяти будд в последовательности.

1. Будда (Бурхан Багша) – в центре

2. Абида бурхан (Амитабха) – владыка рая

3. Арьяа Бала (Авалокитешвара) – бог сострадания

4. Дэважин Шангад – бог рая

5. Отошо (Оточи) – бог медицины.

На палец ниже этих пяти будд вывешивают сахюусаны - «Защитники учения» - божества, входящие в категорию докшитов – гневных проявлений будд.

Сахюусаны вешаются ниже, так как они не относятся к небесным божествам, они хозяева дома. Этими сахюусанами являются Хама сахюусан и Яман Даги.

По бокам от «Лабари» вывешивают «Жалсан» – что означает знак победителя над злыми духами, и «Бадан».

Затем вывешивают хадаки пяти цветов. Цвет каждого из которых имеет свое значение. Их вывешивают в следующей последовательности:

1. Желтый – означает луна

2. Синее – что означает небо

3. Белый – что означает светлая душа

4. Зеленый – трава

5. Красный – солнце

После украшения стены под ними ставят стол, покрывают красивой скатеркой и выставляют в определенной последовательности изображения бурханов в маленьких рамочках: Белая Тара (Саган Дара Эхэ) и Зеленая Тара (Ногоон Дара Эхэ).

Перед бурханами ставятся угощения для будд:

1. Тарелка с мучными продуктами

2. Тарелка с разнообразными фруктами

3. Тарелка с бараниной, куда входят лучшие куски: лопатка. Грудина и т. д.

4. Тарелка с головой забитого барана.

Перед этими угощениями ставят 7 чашек – «сугсэ», которые наполнены: три – водой; три – чистой пшеницей, куда вставляют: в одну – красивый цветок, во вторую - хужэ (благоухающие свечи) в количестве трех штук; в третью – печенье с кусочком масла, поверх кусочек сахара; 1 – лампада, наполненная топленым маслом. Рядом с этими чашечками ставят «Хурдэ» - что означает колесо жизни. На этом завершается оформление уголка.

Затем готовят место для ламы-священнослужителя. Ставится столик, на который ставят:

1. «Бумбэ» - сосуд с аршаном,

2. «Толи» - бронзовое круглое зеркало

3. «Колокольчик»

4. «Дэнчик»– музыкальные тарелочки.

5. «Хужэ» – благоухающие свечки.

На большой стол ставят вазы с красивыми цветущими цветковыми растениями или вазы с искусственными цветами, т. к. каждый присутствующий на этом молебне должен держать в руках цветки, чтобы их умерший родился в красивом месте. Также в период чтения текста во второй руке держат хужэ - благоухающие свечи.

На этот же стол ставят поднос с «баранжа», который готовят из прожаренной пшеничной муки. Баранжу стряпают по особому рецепту, в состав которого входят: густой черный чай с сахаром и с топленым маслом, измельченное до мучного состояния печенье, песочник, сухари, сушеный творог и прожаренная по особой технологии пшеничная мука.

Из этой массы лепят конусообразную фигуру и украшают цветными конфетами-драже в виде разнообразных ромба, кружка и цветков. Данную фигуру ставят в центре, ив круговую ставят такие же фигуры маленьких размеров и пространство между ними наполняют шоколадными конфетами в красивых обертках.

К завершению этого обряда хозяева дарят мешочки, наполненные пищевыми продуктами, что означает знак благодарности и по цветку.

Изучив духовную буддийскую литературу, опросив старейшин своего села, я узнала, что один из обычаев нашего народа – обряд «Дэважин» не описан в литературе. Правила подготовки к проведению обряда передаются только «из уст в уста».

Подготовка к обряду «Дэважин» требует очень большой подготовки и чрезвычайно сложна.

В нашем селе Сосново – Озерское суть проведения этого обряда знает мой дедушка Доржиев Нимбу Доржиевич, да еще трое – четверо бабушек.

Поэтому, я считаю, что моя работа будет чрезвычайно полезна людям, которые хотят провести этот обряд, но не знают правила подготовки к нему.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)