Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Пётр I. Реформатор или тиран

Мною была выбрана эта тема реферата потому, что личность Петра I интересна, неоднозначна в оценках историков и простых людей. Пётр не только «прорубил окно в Европу» ,но и сделал всё, чтобы Россия из боярской и невежественной стала европейской страной. Н. И. Костомаров пишет в своем труде «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». « Петр, как историческая личность, представляет своеобразное явление не только в истории России, но в истории всего человечества всех веков и народов. В Петре не гений художника, понимающий смысл человеческой натуры, а сама натура создала обратный тип - человека с неудержимою и неутомимою волею, у которого всякая мысль тотчас обращалась в дело. "Я так хочу, потому что так считаю хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть", - таков был девиз всей деятельности этого человека.

Преобразования Петра. Строительство флота.

Два с половиной столетия историки, философы, писатели спорят о значении Петровских преобразований. Действительно, их можно оценивать по-разному. Но все согласны в одном: Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России. Всю её можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. Знаменитый историк С. М. Соловьев писал: «Различие взглядовпроисходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела ; чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее на себе его влияние». Известный русский историк Костомаров Н. Н. в своей книге «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелях» писал: «. Все, что он ни узнавал, стремился применить к России, с тем, чтобы преобразовать ее в сильное европейское государство».

Положительную оценку преобразований в России дает Б. Г. Пашков в книге «Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений событий 862-1917 гг. » так описывает начало петровских преобразований : «Пётр окреп. Потехи уже не могли удовлетворять его потребностей. Белое море показалось ему мало. Пётр стал мечтать о Балтике, но выход к морю преграждали шведы. Наконец он остановился на плане выхода к Чёрному морю. На начало 1695 г. был назначен поход на Азов. Пётр понимал, что именно этот город даёт выход к морю на юге страны. 29 июня 1695 г. войско приблизилось к Азову. 8 июля начала действовать русская батарея, но турки постоянно получали подкрепление с моря. Пётр понял, что Азов это не игра. Два штурма города не удались. 27 сентября решили отступить от Азова и готовиться к новому походу ».

М. Аксенова в энциклопедии для детей «История России» в разделе «Азовские походы», по- моему мнению, не раскрывает причины неудачного первого похода , как и А. А. Данилов, Л. Г. Косулина « История России» .

Более полный анализ, я считаю, дает Н. И. Костомаров в «Русской истории». Анализируя причины неудач Петра, он пишет об изменниках а так же «главною причиною было и то, что военачальники, не завися друг от друга, действовали самостоятельно, и поэтому в их распоряжениях недоставало необходимого единства. Первая неудача не повергла Петра в уныние. Он велел строить на Дону гребной флот для удобного перевоза войска, для действия против турок с моря, для сношения с донскими казаками и доставки им хлебных запасов. Постройка судов шла с большими затруднениями». «Петр выдумал средство, чтобы создать флот в самое короткое время. 4 ноября 1696 года в Преображенском селе государь собрал думу, в которую приглашены были и иностранцы. Эта дума постановила такой приговор: всем жителям Московского государства участвовать в постройке кораблей. Вотчинники, гости и торговые люди должны были строить корабли, а мелкопоместные помогать взносом денег».

С. Ф. Платонов так описывает подготовку ко второму Азовскому походу. « Недовольство в народе против иноземцев, которым приписывали неудачу, было очень велико. Петр не падал духом, не прогнал иноземцев и не оставил предприятия. Впервые показал он здесь всю силу своей энергии и в одну зиму, с помощью иноземцев, построил на Дону, в устье реки Воронежа, целый флот морских и речных судов. Много препятствий и неудач преодолел царь, ставший в это время единодержавным государем. В мае из Воронежа Доном двинулось русское войско к Азову и вторично осадило его. На этот раз осада была полной, ибо флот Петра не допускал к Азову турецких кораблей. Петр сам присутствовал в войске (в чине капитана) и, наконец, дождался счастливой минуты: 18 июля Азов сдался на капитуляцию. Как тяжела была раньше неудача, так велика была радость в Москве при получении известия о победе. Радовался и сам Петр: в успехе он видел оправдание своей предшествовавшей деятельности, своих "потех". Победа была отпразднована торжественным вступлением войск в Москву, празднествами и большими наградами. Торжественно были извещены и союзники о русской победе. В Польше и на Западе не ждали такого успеха Петра и были им поражены».

Н. И. Костомаров пишет о дальнейших планах Петра и его вере в то, что быть флоту на Руси : «Любимая до страсти Петром мысль о кораблестроении последовательно увлекала его к теснейшему сближению с западной Европой. Постройка судов, таким образом, как она совершалась в Воронеже, не могла быть прочным делом на будущее время. Надобно было приготовить знающих русских мастеров. С тою целью Петр отправил за границу пятьдесят молодых людей стольников и при каждом по солдату. Целью посылки было специальное обучение корабельному искусству и архитектуре, а поэтому они отправлены в такие страны, где в то время процветало мореплавание: в Голландию, Англию и Италию, преимущественно в Венецию. Мера эта возбудила сильный ропот: в России, жившей столько веков в отчуждении от Запада, постоянно господствовала боязнь, чтобы русские, усваивая знания от иноверных народов, не потеряли чистоты своей веры; духовенство толковало, что русским православным людям, не следует сообщаться с иноплеменникам.

Оказавшихся виновными в таких толках наказали кнутом и ссылали, но неудовольствие не прекращалось. Петр не смотрел ни на что; преданный до страсти своему делу, он решился ободрить и увлечь подданных собственным примером. Он сознавался перед боярами, что, не получив надлежащего образования, не способен еще совершать дела, которые считал полезными для своего государства, и не видит иного средства, как, сложивши на время для видимости корону, отправиться в просвещенные европейские страны учиться. Подобного примера еще не было в истории русских царей. Приверженцы неподвижной старины с негодованием встретили это намерение. Петр был в свите посольства, под именем капитана Петра Михайлова. Посольство отправилось в марте 1697 года к шведскому рубежу».

О Великом посольстве С. Ф. Платонов " Полный курс лекций по русской истории" пишет и показывает нам Петра, как целеустремленную личность: « Для самого Петра путешествие было последним актом самообразования. Сознавая превосходство Запада, он решился приблизить к нему свое государство путем реформы. Смело можно сказать, что Петр как реформатор созрел за границей. Петра завлекали морское и военное дело, культура и промышленность, но сравнительно весьма мало занимало общественное устройство и управление Запада. По возвращении в Москву, Петр немедленно начинает "реформы", окончательно порывает со старыми традициями.

Преобразования Петра. Новые явления в образе жизни людей.

Вернувшись из-за границы, Петр начал новые преобразования.

Костомаров Н. И. пишет, что преобразования Петра в русской жизни, которые проводились без снисхождения, естественно, должны были вызвать вражду, противодействие. « Началом преобразований было изменение внешних признаков, рознивших русскую жизнь от европейской. Петр, на другой же день после прибытия своего в Москву, 26-го августа, в Преображенском дворце, собственноручно начал отрезать бороды. Бородобритие и перемена одежды с первого раза возбуждали ужас и показывали, что Петр не будет оказывать снисхождения обычаям древней русской жизни, принявшим религиозное значение».

Авторы истории России А. А. Данилов, Л. Г. Косулина так дают оценку значения культурного наследия Петровской эпохи : «Главными чертами развития культуры в эпоху Петра I стали, усиление ее светских начал и активное проникновение и даже

насаждение западноевропейских образцов. На основе грандиозных перемен Петровского времени зародилась и развивалась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная культура не только последующих десятилетий XVIII века, но и века XIX». Авторы пишут о том, что культурные достижения, вводимые Петром, приняты и поняты не всем населением России. «Однако культура Петровского времени носила ещё переходный характер. Она соединяла в себе новации Петра и традиции прежней Руси. Более того, все эти новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоёв населения огромной страны. Основная же его часть воспринимала новые черты жизни, появившейся при Петре, не более как чудачества самого царя и господ». « В конце 1699 года Петр изменяет способ летосчисления. Петр предписал 1 января этого 7208 года отпраздновать как Новый год и этот январь считать первым месяцем 1700 г. от Рождества Христова».

Н. И. Костомаров так описывает: « Новый 1700-ый год праздновался в Москве по царскому приказанию целых семь дней. Царь приказал, чтоб на свадьбах и всяких общественных увеселениях женщины находились вместе с мужчинами, а не особо, как делалось прежде, и чтобы также на подобных сборищах была музыка и танцы. Те, которые добровольно не хотели веселиться на иноземный образец, должны были исполнять волю царя; упрямые наказывались пенею. Петр отменил древний обычай - совершать браки по воле родителей, без всякого участия их детей, вступавших в брачный союз. Царь должен был бороться со многими чертами дикости нравов своего времени: так, в феврале было запрещено продавать остроконечные ножи, которые обыкновенно русские носили при себе и нередко дрались ими до смерти; постигло наказание невежд, которые, не зная медицинских наук, брались лечить больных и делали вред». Появилась светская школа и была ликвидирована монополия духовенства на образование. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), школа математико-навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей - кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. С 1703 выходила первая русская печатная газета - "Ведомости" в 1708-10 вместо полуустава был введён близкий к современному "гражданский" шрифт. В 1725 открыта Петербургская академия наук с гимназией и университетом. В эпоху Петра I было возведено много зданий для государственных и культурных учреждений, архитектурный ансамбль Петергофа (Петродворца). Строились крепости (Кронштадт, Петропавловская крепость и др. ). Было положено начало планировке городов (Петербург), возведению жилых домов по типовым проектам. Петр I поощрял деятельность учёных, инженеров, художников и др. Все реформы в области культуры характеризовались развитием связей с западноевропейской культурой и были тесно связаны с задачами укрепления абсолютистского государства.

С Ф. Платонов пишет о тяжелой внутренней борьбе Петра при введении нового в жизнь людей, показывает его тираном:

« В обществе слышался ропот на жестокости, на новшества Петра, на иностранцев, сбивших Петра с пути. На голос общественного неудовольствия Петр отвечал репрессиями: он не уступал ни шагу на новом пути, без пощады рвал всякую связь с прошлым, жил сам и других заставлял жить по-новому. Петр чувствовал себя неспокойно, раздражался, терял самообладание».

Н. И. Костомаров считает, что новшества Петра принесли вред России в последующее время, т. к. при проведении реформ он пренебрегал нравственными понятиями.

« Русский народ видел в своем царе противника благочестия и доброй нравственности; русский царь досадовал на свой народ, но настойчиво хотел заставить его силою идти по указанной им дороге. Одно давало ему надежду на успех: старинная покорность царской власти, рабский страх и терпение, изумлявшее всех иноземцев, то терпение, с которым русский народ в прошедшие века выносил и татарское иго, и произвол всяких деспотов. Петр понимал это и говорил: "С другими европейскими народами можно достигать цели человеколюбивыми способами, а с русскими не так: если б я не употреблял строгости, то бы уже давно не владел русским государством и никогда не сделал бы его таковым, каково оно теперь. Я имею дело не с людьми, а с животными, которых хочу переделать в людей". Он пренебрегал не только религиозными предрассудками, но и более существенными нравственными понятиями».

Далее он продолжает: «все распоряжения тогдашнего времени, касавшиеся внешней стороны жизни, столько же раздражали современников Петра, сколько принесли вреда России в последующее время. Они-то приучили русских бросаться на внешние признаки образованности, часто с ущербом и невниманием к внутреннему содержанию. Между усвоившими европейскую наружность и остальным народом образовалась пропасть, а между тем в русском человеке, покрытом европейским лоском, долго удерживались все внутренние признаки невежества, грубости и лени. Это печальное свойство укоренилось в русском обществе и продолжает господствовать до сих пор; его внедрил в русские нравы Петр Великий. Русский народ вовсе не так был неприязнен к знакомству со знаниями, как к чужеземным приемам жизни, которые ему навязывали насильно. Можно было, вовсе не заботясь о внешности, вести дело внутреннего преобразования и народного просвещения, а внешность изменилась бы сама собою».

Я не согласен с мнением автора и считаю, что, если бы в России появился Петр I много раньше, то Россия могла быть на сегодняшний день в числе самых прогрессивных и благополучных стран.

Н. М. Карамзин в «История государства Российского», осуждает Петра, сравнивает Россию после Петровских преобразований с недостроенным зданием : «Потомство воздало усердную хвалу сему бессмертному Государю Но мы, Россияне, скажем ли, что Петр есть Творец нашего величия Государственного? Умолчим о пороках личных ; но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нём грани благоразумия. Пётр не хотел вникнуть в истину , что дух народный составляет нравственное могущество Государства, подобно физическому, нужное для их твёрдости. Сей дух и вера спасли Россию во время Самозванцев. Государь России унижал Россиян в собственном их сердце. Русская одежда, пища, борода не мешали заведению школ. Два Государства могут стоять на одной степени гражданского просвещения, имея нравы различные. Государство может заимствовать от другого полезные сведения, не следуя ему в обычаях. Пусть сии обычаи естественно изменяются, но приписывать им Уставы есть насилие, беззаконное и для монаха самодержавного. В течение веков народ обвык чтить Бояр, как мужей, ознаменованных величием: поклонялся им с истинным уничижением. Пётр уничтожил достоинство бояр: ему надобны были Министры, Канцлеры, Президенты! Россиянки перестали краснеть от нескромного взгляда мужчин, и Европейская вольность заступила место Азиатского принуждения». Платонов С. Ф. даёт комментарий взглядом Н. М. Карамзина на роль Петра: «Петру как деятелю Карамзин предпочитал другого исторического деятеля — Ивана III. Этот последний сделал свое княжество сильным государством и познакомил Русь с западной Европой безо всякой ломки и насильственных мер. Петр же насиловал русскую природу и резко ломал старый быт. Карамзин думал, что можно было бы обойтись и без этого. Своими взглядами Карамзин стал в некоторую связь с критическими воззрениями на Петра. Он не показал исторической необходимости петровских реформ, но он уже намекал, что необходимость реформы чувствовалась и ранее Петра». Мне близки мысли С. Ф. Платонова. Личность Ивана Грозного, его методы в проведении реформ многими историками и людьми оценивались неоднозначно. Иван III- великий правитель, сделавший свое государство сильным. Но Петр-реформатор был уже необходим. Я считаю, Петра I великим реформатором и его жесткие меры были необходимы для просвещения и культурного развития России. И, если бы у Петра I было больше сторонников и единомышленников, возможно, удалось бы избежать человеческих жертв и насилия при проведении реформ.

Преобразования Петра. Военная реформа.

Военная реформа Петра связана с войной за выход к морям: Черному и Балтийскому.

С. Ф. Платонов в своем труде «Полный курс лекций по русской истории», часть 3 пишет: «конецформыначалоформыС 1700 г. Петр начал шведскую войну.

конецформыначалоформыМожно с достоверностью сказать, что при самом начале войны со Швецией у Петра была единственная цель — завладеть берегом Финского залива, приобрести море с удобной гаванью.

конецформыначалоформы Петр начал кампанию под осень, погода мешала военным операциям, бездорожье оставляло войско без хлеба и фуража. Недостатки военной организации давали себя знать: хотя войска, стоявшие под Нарвой, были регулярные, нового строя, но сам Петр сознавался, что они были "не обучены". Кроме того, офицерами в большинстве были иностранцы, не любимые солдатами, плохо знавшие русский язык, а над всей армией не было одной власти». Нарвское поражение показало слабую боеспособность русских войск и необходимость ускорения реформы русской армии. С. Ф. Платонов, исследуя причины Нарвского поражения, указывает : « конецформыначалоформыПетр считал дело под Нарвой проигранным и уехал готовить государство к обороне от шведского нашествия. конецформыначаОн оставил на свою долю трудное дело организации государственной защиты и военных сил. конецформыначалоформыВесной 1703 г. , после поездки в Воронеж, Петр снова явился на Неве с войсками Шереметева, взял укрепление Ниеншанц (вблизи от устьев Невы) и основал при море укрепленную гавань Петербург (в мае 1703 г. ). Петр очень дорожил новой гаванью, и все дальнейшие военные операции на севере направлялись к тому, чтобы обеспечить обладание Петербургом. С этой целью шло систематическое завоевание южного берега Финского залива. « 27 июня 1709 г. произошло знаменитое сражение при Полтаве. Эта генеральная битва кончилась полным бегством шведов на юг».

Н. И. Костомаров описывает победу русских войск :

«Полтавская битва получила в русской истории такое значение, какого не имела перед тем никакая другая. Шведская сила была надломлена; Швеция , занимавшая первоклассное место в ряду европейских держав, потеряла его навсегда, уступивши России.

В глазах всей Европы Россия, до сих пор презираемая, показала, что она уже в состоянии, по своим средствам и военному образованию, бороться с европейскими державами и, следовательно, имела право, чтобы другие державы обращались с нею, как с равною ».

Н. И. Костомаров так же связывает реформы армии с ведением войны :« Петр, получив известие о поражении, не упал духом, а напротив, сознавал, что иначе быть не могло, приписывал несчастье недостатку обучения и порядка в войске и с большей кипучей деятельностью принялся за меры улучшений. В ожидании нападения неприятеля, в близких к границе городах Петр приказал наскоро делать укрепления, высылал на работу не только солдат и жителей мужского пола, но даже женщин, священников и причетников, так что несколько времени в церквах, кроме соборов, не было богослужения. Приказано к весне набирать новые полки ,приготовить новые орудия и отбирать у церквей и монастырей колокола для переливки на пушки. Обычная русская лень много мешала скорому производству работы, зато Петр жестоко наказывал всякое неповиновение и уклонение от его воли: приказывал бить кнутом за неявку к работам, вешать. При таких мерах, в течении года после нарвской битвы, царь имел уже более трехсот новых приготовленных орудий. »

С. Ф. Платонов наиболее подробно освещает военную реформу Петра, который, по его словам, в первую очередь учитывает национальные интересы России и достигает в результате блестящий результат хотя: « Войну со Швецией он предпринял с глубоким пониманием национальных интересов и в победах искал не личной славы, а лучших условий для культурного и экономического преуспеяния Руси, — и внутреннюю деятельность свою Петр направлял к достижению народного блага. Но когда шведская война стала главным делом Петра и потребовала громадных усилий, тогда Петр поневоле отдался ей, и внутренняя деятельность его сама собой стала в зависимость от военных потребностей. Война требовала войск: Петр искал средств, для лучшей организации военных сил, и это повело к реформе военной и к реформе дворянских служб. Война требовала средств: Петр искал путей, которыми бы можно было поднять платежные силы государства, и это повело к податной реформе, к поощрению промышленности и торговли, в которых Петр всегда видел могущественный источник народного благосостояния. Петр видоизменил организацию войск. Он сделал регулярные полки господствующим, даже исключительным типом военной организации. Он иначе, чем прежде, стал пополнять войска. Только в этом отношении он и может считаться творцом новой русской армии. Петр привязал солдата исключительно к службе, оторвав его от дома и промысла. Воинская повинность легла теперь на все классы общества, кроме духовенства и граждан. В 1715 г. Сенат постановил, как норму для наборов, брать одного рекрута с 75 дворов владельческих крестьян и холопов. Рекруты из податных классов в войсках становились на одинаковом положении с солдатами-дворянами, усваивали одинаковую военную технику, и вся масса служащего люда составляла однородное войско, не уступавшее своими боевыми качествами лучшим европейским войскам. В конце царствования Петра русская регулярная армия состояла из 210 000 человек». Основой новой армии стали «потешные» полки – Семеновский и Преображенский. Не менее важно было создать собственную военную экономику. Ее начало было положено передачей царем Никите Демидову казённого Невьянского завода на Урале. В 1701-1704 гг. заводчиками Демидовыми были построены первые в стране крупные металлургические заводы. Создавались казённые мануфактуры по выпуску пороха, стрелкового оружия, а также сукна для обмундирования. В 1716 году царь Пётр принял «Устав воинский», обобщивший 15-летний опыт военных действий. Россия превратилась в одну из великих военных и морских держав Европы».

С. Ф. Платонов описывает значение мира для России и становление Всероссийской Империи :« Пконецформыначалоформыётр сумел воспользоваться плодами победы. Естественным образом, он перенес военные операции к Балтийскому морю и в 1710 г. взял Выборг, Ригу и Ревель. Русские стали твердой ногой на Балтийском побережье, существование Петербурга обеспечивалось. 30 августа 1721 г. в Ништаде был заключен мир. Россия становилась главной державой на севере Европы, окончательно входила в круг европейских государств, связывала себя с ними общими политическими интересами и получала возможность свободного сообщения со всем Западом посредством новоприобретенных границ. Во время торжественного празднования мира 22 октября 1721 г. Сенат поднес Петру титул Императора, Отца отечества и Великого. Петр принял титул Императора. Московское государство, таким образом, стало Всероссийской Империей, и эта перемена послужила внешним знаком перелома, совершившегося в исторической жизни Руси».

Преобразования Петра. Строительство Петербурга.

«В 1703г. 16 мая на острове, который назывался Янни-Саари и переименован был Петром Люст-Эйландом (т. е. Веселым островом), в день Св. Троицы Петр заложил город. В ноябре 1703 года прибыл в только что заложенный Петром город первый голландский купеческий корабль. Петр лично провел его в гавань. В это время царь говорил своим вельможам замечательную речь, которой смысл был таков: "Никому из вас, братцы, и во сне не снилось, лет тридцать тому назад, что мы будем здесь плотничать, носить немецкую одежду, воздвигнем город в завоеванной нами стране, доживем до того, что увидим и русских храбрых солдат и матросов, и множество иноземных художников, и своих сынов, воротившихся из чужих краев смышлеными, доживем до того, что меня и вас станут уважать чужие государи. Будем надеяться, что, может быть, на нашем веку мы пристыдим другие образованные страны и вознесем русское имя на высшую степень славы". Такой взгляд имел Петр на будущую судьбу России, и, по его предположению, Петербург был основанием новой России. Любимым эпитетом своему творению у Петра было слово "парадиз". Вся Россия должна была работать для строения и населения этого парадиза. После победы над шведами, Петр, считая свой любимый Петербург уже крепким за Россией, принялся за устройство его более энергическим образом, а это послужило поводом к такому отягощению народа, с каким едва могли сравниться все другие меры. В 1708 году выслано было в Петербург сорок тысяч рабочих. В 1709 года велено было собрать такое же число - 40000 человек и пригнать на работу в Петербург. В июне 1714 года указано было разного звания людям строиться в Петербурге дворами. Они должны были построиться в течение лета и осени 1714 года. В течение трех лет, с 1718-1721 г. , правительство обращало большое внимание на благоустройство и благочиние нового города. Одним из признаков общественной жизни в новом городе было учреждение ассамблей. 26 ноября 1718 года Петр дал об этом указ. "Ассамблея", по толкованию этого указа, "есть слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно, но обстоятельно сказать - вольное, где собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела, где можно друг друга видеть и переговорить или слышать, что делается". Государь продолжал заботиться о заселении любимого Петербурга. В марте 1722 года приказано взять на житье в Петербург из разных северных городов и уездов 350 плотников с их семьями. Все они обязаны были приехать к будущей зиме и, под страхом лишения всего движимого и недвижимого, начать постройку. Каждый дом должен быть готов к 1726 году, под страхом конфискации половины имения. Петр возымел желание дать своему Петербургу местного патрона и избрал для этой цели святого князя Александра Невского. 4 июня 1723 года государь приказал перевезти его мощи из Владимира в Александро-Невский монастырь. Мощи были встречены за несколько верст от Петербурга самим царем и доставлены на судне в Александро-Невский монастырь».

Н. М. Карамзин в своем труде «История государства Российского» называет строительство Петербурга большой ошибкой Петра, повлекшей гибель людей: «Утаим ли от себя ещё одну блестящую ошибку Петра великого? Разумею основание новой столицы на северном крае Государства, среди зыбей болотных, в местах осуждённых природой на безплодие и недостаток. Ещё не имея ни Риги, ни Ревеля, он мог заложить на берегах Невы купеческий город для ввоза и вывоза товаров; но мысль утвердить там пребывание наших Государей была, есть и будет вредною. Сколько людей погибло, сколько миллионов употреблено для приведения в действие сего намерения? Можно сказать, что Петербург основан на слезах и трупах. Преобразованная Россия казалась тогда величественным недостроенным зданием».

Преобразование Петра. Общественное переустройство России.

С. Ф. Платонов в своих лекциях оправдывает бессистемность мероприятий Петра в общественном переустройстве России : «Лишь в последние годы царствования, когда война уже не требовала чрезмерных усилий и средств, Петр пристальнее взглянул на внутреннее устройство и стремился привести в систему ряд разновременных отдельных мероприятий. Можно ли было при этом условии предаться систематической реформе, когда военные нужды обусловливали собой всю внутреннюю деятельность правительства?

Его воспитание и жизнь не могли выработать в нем наклонности к отвлеченному мышлению: по всему своему складу он был практическим деятелем, не любившим ничего абстрактного.

Здравый смысл преобразователя удержал его от пересадки на русскую почву совершенно чуждых ей доктрин. Если Петр и перенес на Русь коллегиальное устройство административных органов, то это потому, что везде на Западе он видел эту форму управления и считал ее единственной нормальной и пригодной».

Н. И. Костомаров в своем классическом труде «История России» подчеркивает, что только безграничная, абсолютная монархия дала возможность Петру провести реформы.

«Петр был самодержавен, а в такой момент истории, в какой тогда вступила Россия, только самодержавие и могло быть пригодным. Свободный республиканский строй никуда не годится в то время, когда нужно бывает изменять судьбу страны и дух ее народа, вырывать с корнем вон старое и насаждать новое. Только там, где самодержавие безгранично, смелый владыка может отважиться на ломку и перестройку всего государственного и общественного здания. Много новых учреждений и жизненных приемов внес преобразователь в Россию; новой души он не мог в нее вдохнуть; здесь его могущество оказалось бессильно. Нового человека в России могло создать только духовное воспитание общества, этим мы обязаны уж никак не Петру». « Пытки Преображенского приказа и тайной канцелярии, мучительные смертные казни, тюрьмы, каторги, кнуты, рвание ноздрей, шпионство, поощрение наградами за доносничество. Петр такими путями не мог привить в России ни гражданского мужества, ни чувства долга, ни той любви к своим ближним, которые выше всяких материальных и умственных сил и могущественнее самого знания; одним словом, натворивши множество учреждений, создавая новый политический строй для Руси, Петр все-таки не мог создать живой, новой Руси».

Преобразования Петра. Церковная реформа.

Учреждением Синода Петр вышел из того затруднения, в каком стоял много лет. Его церковно-административная реформа сохранила в русской церкви авторитетную власть, но лишила эту власть того политического влияния, с каким могли действовать патриархи. Вопрос об отношении церкви и государства был решен в пользу последнего. С. Ф. Платонов в своих «Лекциях» указывает, что при Петре I завершился процесс превращения церкви в одно из важнейших государственных учреждений, полностью подчиненных высшей светской власти. «Более двадцати лет (1700—1721) продолжался временный беспорядок, при котором русская церковь управлялась без патриарха. Наконец, 14 февраля 1721 г. совершилось открытие "Святейшего Правительствующего Синода". Эта духовная коллегия навсегда заменила собой патриаршую власть. В Духовном регламенте откровенно указывалось на несовершенство единоличного управления патриарха и на политические неудобства, проистекающие от преувеличения авторитета патриаршей власти в делах государственных. Состав Синода был аналогичен с составом светских коллегий. Политическое значение Синода никогда не поднималось так высоко, как высоко стоял авторитет патриархов.

В конце царствования Петр высказал свой взгляд на общественное значение монастырей в "Объявлении о монашестве" (1724). Монастыри должны иметь назначение благотворительное и должны были служить к приготовлению людей к высшим духовным должностям. Всей своей деятельностью относительно монастырей Петр и стремился поставить их в соответствие с указанными целями.

В 1721 г. Синод издал важное постановление о допущении браков православных с неправославными. Политическими мотивами руководился отчасти Петр и по отношению к русскому расколу. Во вторую половину царствования Петра репрессии шли рядом с веротерпимостью: раскольников преследовали как гражданских противников господствующей церкви; в конце же царствования и религиозная терпимость как будто бы уменьшилась и последовало ограничение гражданских прав всех без исключения раскольников. В 1722 г. раскольникам дан был даже определенный наряд, в особенностях которого видна была как бы насмешка над расколом». Церковная реформа окончательно превратила церковь в опору российского абсолютизма.

Преобразования Петра. Реформы центрального и местного управления.

А. А. Данилов, Л. Г. Косулина в «История России» пишут : «Наметившаяся ещё в XVII веке тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти в условиях Северной войны. В 1699 году Боярская дума была заменена царём Ближней канцелярией, переименованной в 1708 году в « консилию министров».

Следующим шагом стало создание в 1711 году Правительствующего сената, ставшего высшим правительствующим учреждением. В состав Сената царь назначил 9 человек. В 1722 году был назначен генерал-прокурор, которого называли оком государевым в Сенате. Реформа 1718-1720 годов упразднила громоздкие и неповоротливые приказы и ввела коллегии. Первоначально их было 11. Каждую коллегию возглавляли президент, вице-президент, несколько советников. Для руководства деятельностью коллегий были изданы Генеральный парламент и регламенты каждой коллегии. Делами о государственных преступлениях ведал Преображенский приказ, а затем и Тайная канцелярия. Они находились в ведении самого императора.

В 1708 году для усиления местного аппарата власти и повышения её авторитета и роли в управления страна была разделена на восемь губерний (позднее их число увеличилось. Во главе их стояли губернаторы, назначаемые царём и обладавшие административной, военной и судебной властью. Губернии были поделены уезды, а позднее - на провинции».

Н. И. Костомаров подчеркивает, что Петр при реформировании управления стремился поставить во главе всего царскую власть : «5-го февраля 1722 года был издан новый закон о престолонаследии, который, можно сказать, уничтожал в этом вопросе всякое значение родового права. Всякий царствующий государь, сообразно этому закону, мог, по своему произволу, назначить себе преемника. "Кому оный хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменить".

Так как Петр желал поставить государственную службу выше предрассудков породы, то и другие, последовавшие затем, узаконения Петра носили тот же характер. С. Ф. Платонов указывает, что в административных реформах Петра осталась старая сущность : «учреждения Петра все-таки стали очень популярны на Руси в XVI II в. В администрации Петра "старая Россия вся сказалась в преобразовательных учреждениях". Основания административной системы остались прежние: Петр оставил все управление России в руках почти исключительно дворянских, а дворянство и в XVII веке несло на себе всю администрацию; Петр смешал в администрации коллегиальное начало с единоличным, как было и раньше; Петр, как прежде, управлял "системою поручений", приказав администрацию Сенату, с генерал-прокурором. Так при новых формах осталась старая сущность». 5-го февраля 1722 года был издан новый закон о престолонаследии, который, можно сказать, уничтожал в этом вопросе всякое значение родового права».

Преобразования Петра. Последние события.

« В августе 1723 г. , Петр обозревал в Кронштадте флот и любовался своим делом, совершенным им с любовью в течение всей своей жизни. Весь флот в 1723 году состоял из 24 кораблей и 5 фрегатов, на нем было 1730 орудий и до 12500 человек экипажа. Кажется, тогда уже у Петра блеснула мысль передать после себя престол жене своей Екатерине. Правда, этого нигде не высказал Петр прямо, но такое предположение можно удобно вывести из его тогдашних поступков. Весною 1724 года Петр задумал короновать ее; она носила уже титул императрицы, но только по мужу. Петр захотел дать этот титул ее особе, независимо от брака. 7 мая 1724 года совершилось в московском Успенском соборе коронование государыни с большим торжеством. Петр собственноручно возложил на Екатерину корону».

«Этот закон Петра после его смерти не раз подвергал колебаниям судьбу русского престола, а сам Петр им не воспользовался. Он не назначил себе преемника; косвенным же образом, как думали, Петр указал на свою жену как на избранную наследницу»,- так писал об этом событии С. Ф. Платонов.

«27-го января Петр изъявил желание написать распоряжение о преемстве престола. Ему подали бумаги; государь стал писать и успел написать только два слова: "отдайте все" - и более писать был не в силах, а велел позвать дочь свою Анну Петровну, с тем, чтобы она писала с его слов, но когда явилась молодая цесаревна, Петр уже не мог произнести ни одного слова. На следующие сутки, в четвертом часу пополуночи, Петр скончался.

Размышляя над личностью Петра, над его реформами, я иногда невольно переносил себя в те петровские времена, как бы примеряя на себя то, что испытывали люди. И, восхищаясь личностью Петра, считая его одним из величайший политических деятелей России, считаю, что многие поступки Петра невозможно оправдать никакой исторической необходимостью. Все-таки идея государственности не может быть выше человеческой жизни и свободы личности.

Работая над рефератом, я значительно расширил свои знания по истории России. Думаю, что над этой темой буду продолжать работать и дальше.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)