Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

А. С. Пушкин и Л. Е. Улицкая: вечные темы и неожиданные открытия

В наше время трудно найти хорошие произведения, так как меняется эпоха, меняются люди, язык. Поэтому возникает вопрос: что же читать молодому поколению? Можно читать классические произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя Но из современных писателей тоже можно назвать известных и читаемых авторов. В творчестве Л. Е. Улицкой, например, можно встретить рассказы «Пиковая дама», «Генеле-сумочница», в которых поднимаются те же темы, что и в классике. Так возникла идея сравнить произведения, написанные в разные века, выделив в них «вечные» темы и проблемы.

Для себя мы поставили цель: выявить общее и изменившееся в образах и содержании произведений двух писателей: Александра Сергеевича Пушкина и Людмилы Евгеньевны Улицкой.

Задача: сопоставить произведения А. С. Пушкина «Пиковая дама», «Скупой рыцарь» и Л. Е. Улицкой «Пиковая дама», «Генеле-сумочница».

В этих произведениях есть «вечные» темы:

✓ эгоизм;

✓ унижение слабых;

✓ власть денег;

✓ скупость.

В своём исследовании мы будем придерживаться этого плана.

Данную работу считаем актуальной, потому что многие литературоведы уже обращались к творчеству Пушкина, это С. М. Бонди, Ю. Лотман, Г. П. Макогоненко, Г. А. Гуковский и многие другие. Рассказы Улицкой уже о современном мире, в них показаны проблемы нашего времени. В одном из своих интервью Л. Улицкая сказала: «Каждый раз, когда ты что-то маленькое пишешь, это полностью лишено смысла, если там нет твоего личного открытия. Какое-то внутреннее открытие должно произойти». Поэтому мы поставили перед собой ещё одну задачу: выяснить, какие открытия в «вечных» темах сделала современная писательница.

«Гений эгоизма»

Оставь герою сердце! Что же

Он будет без него? Тиран.

А. С. Пушкин «Герой»

В творчестве А. С. Пушкина раскрываются многие «вечные» темы: любовь, власть, скупость, равнодушие, жестокость, эгоизм Его произведения стали основой для многих других писателей нашего времени, и мы встречаем одноимённое произведение Л. Е. Улицкой «Пиковая дама».

В этих произведениях, в первую очередь, проявляется эгоизм. В исследовании мы проведём сравнение двух героинь: графини из «Пиковой дамы» Пушкина и Мур из рассказа Улицкой. В обоих произведениях показана история жизни героини, дамы более чем преклонного возраста. Их истории во многом похожи: в молодости красота, власть над мужчинами, бурная светская жизнь, в старости – бесконечные воспоминания и полное равнодушие к окружающим. А ещё желание повелевать и добиваться исполнения всех капризов. Графиня повелевала своей воспитанницей Лизаветой Ивановной, а Мур – своей родной дочерью Анной Федоровной.

Графиня Анна Федотовна Томская – это старуха, от которой Германн добивался раскрытия тайны трёх карт. Анне Федотовне восемьдесят лет. Интерьер её комнаты многое может рассказать о ней. Автор называет предметы её туалета: банка румян, коробка со шпильками, чепец с лентами и множество других вещей. Обилие дамских безделушек свидетельствует о светской жизни, о стремлении следить за модой, заставить уважать себя. Интерьер раскрывает нам сущность графини: с одной стороны богатой светской дамы, с другой – отживающей свой век гордой старухи. В покоях графини стены обиты китайскими обоями, стоят штофные диваны и кресла, золотая лампада.

Интерьер Мур своеобразен. Комнату Мур Улицкая называет будуаром. Будуар – гостиная хозяйки в богатом доме для неофициальных приёмов. Хотя и жила Мур в простой квартире, но очень похожа на графиню, которая любила шик.

Мы уже заметили, что графиня любила подчинять себе тех, кто ниже её, слабее душевно. В рассказе Людмилы Улицкой «Пиковая дама», мы видим Мур, которая ничем не уступала графине. Это такая же противная старуха, любящая быть в центре внимания, в молодости у неё было много любовников. Графиня Томская, мы знаем, также имела большой успех у противоположного пола. В Париже за ней волочился Ришелье, и как графиня уверяла, чуть было не застрелился от её жестокости.

«Пиковую даму» Александр Сергеевич Пушкин читал своему другу П. В. Нащокину, который впоследствии рассказывал, что «главная завязка не вымышлена. Старуха графиня – это Наталья Петровна Голицына, действительно жившая в Париже, в том роде, как описал Пушкин. Внук её, Голицын, рассказывал Пушкину, что однажды он проигрался и пришёл к бабке просить денег. Денег она ему не дала, а сказала три карты, назначенные ей в Париже Сен-Жерменом, алхимиком и знаменитым авантюристом ХVIII века. «Попробуй!» - сказала бабушка. Внучек поставил карты и отыгрался. Нащокин заметил Пушкину, что графиня не похожа на Голицыну, но что в ней больше сходства с Н. К. Загряжскою, другою старухою. Пушкин согласился с этим замечанием и отвечал, что ему легче было изобразить Голицыну, чем Загряжскую, у которой характер и привычки более сложны».

Мы видим, что художественный образ графини Томской глубоко содержателем – он открывает исторические и национально конкретные черты и особенности русской аристократии, даёт представление о её жизни, идеалах, обычаях.

Кто же был прототипом Мур? Прототипом Мур, похоже, была графиня Пушкина, не случайно они так похожи во всём. Даже Марек, зять Мур, говорит о своей тёще: «Пушкин «Пиковую даму» с Мур писал».

Мур о своих любовниках любила упоминать при любом удобном случае, даже гордясь этим. «Имя этим любовникам был легион». Сначала Маецкий, как она упоминает, она его увела у какой-то Лилечки, затем известный режиссёр, далее авиатор, испытатель, красавец. Потом архитектор, бурный роман с тайным генералом, «шашни» с мужниным секретарём, с мужем любимой подруги, каким-то биологическим академиком, и ещё, и ещё. «Немало бумаги было измарано в честь её бледных локонов и неизречённых тайн души лучшими перьями, а по её портретам, хранящимся в музеях и частных собраниях, можно было изучать художественные течения начала века».

И всё же Пушкин как будто добрее, снисходительнее к своей героине: «Графиня, конечно, не имела злой души. Но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм» А старуха Мур Улицкой, по словам её бывшего зятя, человека умного и проницательного, «чудовище, гений эгоизма, Пиковая дама, всех уничтожила, всех похоронила»

Графиня Томская решила судьбу Германа: он оказывается в сумасшедшем доме. Мур же своей жестокостью, холодностью, своим полным равнодушием, можно сказать, убивает Анну Фёдоровну, свою дочь. И всё равно остаётся верной собственному эгоизму.

Поразительное сходство между этими старухами навело нас на размышления о вечных проблемах, существующих в обществе. Для Пиковых дам и в одном, и в другом произведении остаётся вечной страсть к наживе, к богатству, к деньгам. Время никак не изменило их, какая Пиковая дама была в XIX веке, такая она осталась и в XX веке. Только обстановка меняется, меняются ситуации, в которых они показаны, а главное то, что свою сущность, свой деспотический характер они пронесли через года. И всё же современная Пиковая дама помогла понять пушкинскую героиню. Открытием Улицкой стало то, что таким людям безразлично, кого они обижают, кто перед ними: дочь или прислуга. Эти люди тешат своё властолюбие, капризничают, привередничают, они равнодушны к собственным детям, внукам, живут только для себя, являясь символом крайнего эгоизма.

Домашние мученицы

«И вот моя жизнь», - подумала

Лизавета Ивановна.

(А. С. Пушкин «Пиковая дама»)

«Да нет, это жизнь», - вздохнула

Анна Фёдоровна.

(Л. Е. Улицкая «Пиковая дама»)

Почему же люди, живущие рядом, позволяют так поступать с ними? Почему терпят капризы и обиды, даже если «зло» исходит от родного человека – матери, т. е. Мур? В пушкинской повести всё ясно: бессловесная Лизавета Ивановна – «домашняя мученица», воспитанница, которая «вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора, она сопровождала графиню в ее прогулках и отвечала за погоду и за мостовую».

Пушкин рисует, используя лексику и стилистику сентиментализма, портрет девушки обаятельный в своей святой простоте. «Лизавета Ивановна в сто раз милее наглых и холодных невест. » Автор показывает её существование полностью подчинённым капризному произволу графини, подчёркивает ту «жалкую» роль, которую играет в свете «бедная воспитанница знатной старухи». Причина ее покорности – бедность, зависимость от благодетельницы.

А что же заставляет известного профессора, искусного хирурга, шестидесятилетнюю Анну Фёдоровну потакать капризам Мур? Это очень непростой вопрос, на который сама она отвечает кратко: «Я её боюсь. И есть долг. И есть жалость». В этих словах, тоже присутствует характер только другой – совестливый, сострадательный и мягкий.

В жизни Анны Федоровны не всё так просто. Ей шестьдесят лет, она хирург и к тому же известный профессор. У неё двое детей Лена и Катя и внук Гриша. Жизнь Анны Фёдоровны не сложилась. Когда Катя спрашивает у Анны Фёдоровны: «А почему вы всё-таки развелись?» - завязывается, как пишет Улицкая, «запоздалое расследование».

Когда Анна Фёдоровна и Марек поженились, они сняли комнату в Останкино. Там родилась Катя. Жили они там четыре года. В это время Мур жила с сёстрами. «Эва в городе, Беата на даче. Тётя Эва всю жизнь её обслуживала, блузки крахмалила. Старая дева, тайная католичка, строга была необыкновенно, никому ничего не спускала, а Мур боготворила. Умерла внезапно, ей и шестидесяти не было». И Мур затребовала Анну Фёдоровну: «чужой прислуги не терпела».

- А почему ты ей не сказала «нет»? – резко вскинулась Катя.

- Да ей было под семьдесят и диагноз этот поставили. Не могла же я бросить умирающего человека.

- Но ведь она же не умерла.

- Марек тогда сказал, что она бессмертна, как марксистко-ленинская теория.

-. Какая всё это глупость. – прошептала Катя снисходительно и погладила мать по виску.

- Да нет, это жизнь, - вздохнула Анна Фёдоровна. Но осадок после разговора остался неприятный: Катя, кажется, дала её понять, что она неправильно живёт.

Прежде такого она не замечала».

Мы видим, как Мур повлияла на судьбу Анны Фёдоровны. Даже Катя, её дочь, не во всём понимала поступки матери. Переехав, Анна Фёдоровна должна была выполнять все прихоти. Когда Мур захотелось шоколада в четыре часа утра, Анна Фёдоровна «вытащила из буфета непочатую коробку, торопливо вспорола хрусткий целлофан, высыпала горсть конфет и столовым ножом стала отделять толстенькие подошвы конфет от никчёмной начинки». После такой находчивости и труда Мур меняет свою прихоть на «просто молоко, безо всякого твоего шоколада».

Трудно жить с таким тираном, но Анна Фёдоровна не сдаётся. Она даже придумала, как её не сорваться на мать. Просто надо сосчитать до десяти. «В детстве она замирала перед её дверью, как пловец перед прыжком в воду. Ставши взрослой, она, как боксёр перед встречей с сильнейшим противником, настраивалась не на победу, а на достойное поражение». «Сорок лет тому назад Анне Фёдоровне хотелось её ударить стулом. Тридцать – вцепиться в волосы. А теперь она с душевной простотой и брезгливостью пропускала мимо ушей хвастливыё монологи и с грустью думала о том, что утро, столь много обещающее, у неё пропало».

Итак, Лизавета Ивановна и Анна Фёдоровна попали под власть эгоизма. И, к сожалению, по сложившимся ситуациям они вынуждены подчиняться. Вот только судьба их сложилась по-разному. У Пушкина «домашняя мученица» после смерти графини удачно вышла замуж. А в современном мире, показанном Улицкой, «домашняя мученица» превращается в «вечную мученицу», так как оказывается в подчинении с юных лет до самой смерти.

Власть денег, или «маленькие Наполеоны»

Деньги, - вот чего алкала его душа!

А. С. Пушкин «Пиковая дама»

И вольный гений мне поработится.

Мне всё послушно, я же – ничему.

А. С. Пушкин «Скупой рыцарь»

Что даёт одним людям такую власть над другими людьми? Её могут дать деньги или другие ценности, поэтому в своей повести «Пиковая дама» А. С. Пушкин рассказывает, в первую очередь, о том, как людей меняет жажда власти. Ярким примером этому является Германн – главный герой повести.

Покажем Германна глазами разных персонажей. Вот что он говорит о себе: «. я не в состоянии жертвовать необходимым в надежде приобрести излишнее». Его приятель Томский о нём сказал так: «. Германн немец: он расчётлив, вот и всё!» А вот слова самого автора: «Герман был сын обрусевшего немца, оставившего ему маленький капитал. Будучи твёрдо убеждён в необходимости упрочить свою независимость, Германн не касался и процентов, жил одним жалованием, не позволял себе малейшей прихоти. Впрочем, он был скрытен и честолюбив, и товарищи его редко имели случай посмеяться над его излишней бережливостью. Он имел сильные страсти и огненное воображение. »

Пушкин даёт психологический портрет героя. В одном человеке совместились расчётливость и сильные страсти. Таким образом, видно, что Германн – это тип нового буржуазного героя, хищника-стяжателя, который стал возникать в тридцатые годы ХІХ века в русской действительности. Германн скрытен, азартен в душе, но расчётлив и бережлив. Для Германна деньги – это путь наверх, средство выдвижения из неизвестности.

Свои страсти герой скрывает, но их не могут не почувствовать окружающие. «У него профиль Наполеона и душа Мефистофеля», - приоткроет завесу тайной, внутренней жизни Германна Томский.

По мнению литературоведа Г. А. Гуковского, «Германн – романтик, окаменевший душою, отвергший все нормы зла и добра ради единственного блага – торжества своего «я», его эгоизм приобретает черты маниакальной власти денег». В самой натуре Германна заложено стремление обманом достичь власти, приобрести богатство.

Из-за своей прихоти Германн пренебрёг бедной Лизаветой Ивановной. Это его первая жертва. Ему удалось внушить ей чувство любви, и тем ужаснее открывается истина: «. эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, всё это было не любовь». Германн совершил преступление против Бога, преступил через клятву, предал самое святое чувство – любовь.

Второй его жертвой была графиня.

Третьей жертвой был сам Германн. Он погубил в себе всё человеческое. Маниакальная идея обогащения убивает в его душе человеческие чувства: угрызения совести, сомнения, раскаяние, жалость и сострадание, - что и приводит его к гибели. Мечтавший о покое, он оказывается в больнице для душевнобольных и беспокойно повторяет: «Тройка, семёрка, туз! Тройка, семёрка, дама!. »

Повесть «Пиковая дама» пользовалась большим успехом у читателей, свидетельством тому служит запись Пушкина в дневнике от 7 апреля 1834 года: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза. »

Что же скрывается под сочетанием открывшихся Германну трёх карт? Можно это сочетание связать с программой Германна: «. вот что утроит, усемерит мой капитал». Интересное и резонное объяснение, основанное на том, что «содержание повести вытекает из самой игры», даёт Л. В. Чхаидзе. "Ставку можно было удвоить («пароли»), учетверить («пароли-пе»), удвоенные «пароли-пе» - это увеличенные ставки в восемь раз. Поскольку одна ставка своя, чистый выигрыш соответственно – три ставки при «пароли-пе», семь ставок при двойном «пароли-пе»". Германн очень внимательно следит за игрой и рассуждает как игрок, отлично знающий условия игры. «Тройка» и «семёрка» врезаются в его сознание.

Что касается туза, то, во-первых, это самая старшая карта в колоде, а во-вторых, в столицах тузами звались знатные, уважаемые люди. Вспомним слова Фамусова из комедии А. С. Грибоедова: «Что за тузы в Москве живут и умирают!»

Германн – «игрок». Не картёжник, тешащий самолюбие победами за карточным столом, не раб карт, а игрок. Игрок, умеющий выждать и сесть за стол только тогда, когда решается судьба, и поставить на карту всё, вплоть до жизни.

Остановимся подробнее на эпизодах, рассказывающих о взаимоотношениях Германна и Лизаветы Ивановны. Во время самой первой их встречи Лизавета Ивановна видит молодого инженера, «стоящего неподвижно и устремившего глаза к её окошку». Чёрные глаза, которые сверкали из-под шляпы, постоянство офицера, стоящего на прежнем месте, поселяют в её душе «трепет неизъяснимый». Письмо же с признанием в любви (слово в слово, взятое Германном из немецкого романа), за которым последовали другие, заставили Лизавету Ивановну поверить в лучшие намерения молодого незнакомца. Тем более что Германн – немец, поэтому пишет «вдохновлённый страстью», он «трепещет, как тигр, ожидая назначенного времени».

Это только позднее Лизавета Ивановна поймёт, что за страсть заставила трепетать Германна. Только потом она ощутит себя «слепой помощницей разбойника» и заплачет в «позднем, мучительном своём раскаянии». А, заглянув в его холодную душу, она сможет точно определить суть Германна: «Чудовище!»

Игра-афера, затеянная Германном с графиней, не менее цинична: «подбиться в её милость, – пожалуй, сделаться её любовником». Принимая это решение, молодой офицер не слишком колеблется, его смущает лишь одно: «. но на это всё требуется время – а ей восемьдесят семь лет, - она может умереть через неделю».

Германн воспользовался чувствами Лизаветы Ивановны и так оказался в спальне графини. Он просчитал все свои ходы, в какой час подойти к дому графини, по каким лестницам и в какие комнаты подняться. В этом проявляется его немецкая расчётливость и честолюбие. Но графиня всё же не раскрывает тайну. Это и понятно. «У ней было четверо сыновей, по уверению Томского, и ни одному не открыла она своей тайны». Но мольбы Германна не стались безответными, старуха произносит одну фразу: «Это была шутка, клянусь вам! Это была шутка!» Старый человек клянётся дважды, дважды после этого автор отметит: «графиня молчала». Ей нечего было выдавать – тайны не было. Таким образом, тайна существовала лишь для Германна, для Томского и его друзей. «Ум графини формировался в скептическом ХVІІІ веке, в 1770-е годы в России было распространено вольтерьянство, и появившаяся в Париже молодая графиня, конечно, была настроена в духе времени». Она, по меткому определению Г. П. Макогоненко, «клятвой рассеяла чад легенды. Ей не поверили, и она замолчала».

Для удовлетворения своего честолюбия Германн готов даже заключить сделку с дьяволом: «. откройте мне вашу тайну! – что вам в ней!. Может быть, она сопряжена с ужасным грехом, с пагубою вечного блаженства, с дьявольским договором. Я готов взять грех ваш на свою душу».

Посмотрим состояние героя до встречи с графиней и после. До: «Он был спокоен, сердце его билось ровно, как у человека, решившего что-то опасное, но необходимое. В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызения совести и снова умолкло. Он окаменел». После: «. сердце его также терзалось, но ни слёзы бедной девушки, ни удивительная прелесть её гордости не тревожили суровой души его. Он не чувствовал угрызения совести при мысли о мёртвой старухе. Одно его ужасало: невозвратимая потеря тайны, от которой ожидал обогащения». Навязчивая идея – узнать тайну трёх карт – не отпускает героя. Мёртвая графиня не даёт Германну покоя, он гонит её из своих мыслей, но не в силах этого сделать. Видение, приход графини к Германну, объясняется в тексте расстроенным его воображением: «Целый день Герман был чрезвычайно расстроен». Попытка «заглушить внутреннее волнение вином» не удаётся: оно ещё более горячит его воображение.

Видение – осуществление желания Германна и проявление голоса его совести. Это не сон, не мистическое вмешательство неба в его судьбу. Каждое слово графини подготовлено его опытом. Герман постоянно думает о том, как утроить, усемерить свой капитал и обрести независимость, всевластие, то есть на карточном жаргоне стать тузом. До видения эти слова (тройка, семёрка, туз, независимость) постоянно повторяются в тексте, они неотлучны от сознания Германна. Германну хотелось, чтобы его вина была прощена. И прощение приходит: Герман чувствует свою вину перед Лизаветой Ивановной, и призрак графини велит жениться на воспитаннице. Герман помнит, как холодно-черства была графиня, равнодушная к его судьбе, и потому раскрытие тайны не может приписать её сердцу. Её слова: «Я пришла к тебе против своей воли, но мне велено исполнить твою просьбу».

Видение графини – призрак самого Германна, освобождающий его от упрёков совести и позволяющий действовать. «Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе, так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место. Тройка, семёрка, туз – скоро заслонили в воображении Германна образ мёртвой графини», - пишет Пушкин.

Герман начинает играть и добивается выигрыша, но голос совести в нём оказывается непобедимым. Сцена похорон повторяется в сцене проигрыша. Там Герман «оступился», здесь «обдёрнулся». И как тогда мёртвая старуха «прищуривала одним глазом», так и теперь «пиковая дама прищурилась и усмехнулась. Необыкновенное сходство поразило его. »

Сходство ситуаций этих двух эпизодов в композиции повести подчёркивает неотвратимость внутреннего суда человека над самим собой. Мёртвая старуха и «Пиковая дама» насмешливо смотрят на попытки Германна разом вырваться из колеи унизительной жизни и переломить натуру, которая не сводится к холодному расчёту и не прощает преступлений. Графиня, как судьба, преследует Германна.

Итак, из-за своей маниакальной идеи обогатиться, приобрести власть над людьми всё заканчивается безумием самого Германна.

В «Пиковой даме» Л. Е. Улицкой нет темы, отражающей власть денег. Но возникает вопрос о роли Марека. Из-за чего же он уезжает за границу? Чтобы ухаживать за старухами? Но ведь когда-то Марек просто ненавидел Мур. Улицкая называет Марека «хитрой бестией», когда тот спрашивает Мур о сталинской премии. «И Мур пустилась в приятные воспоминания». Однако он научился угождать старухам в «своём Иоханнесбурге». «Опыт, - объясняет он. – У меня в клинике 80 % пациентов старше восьмидесяти, все богатые и капризные. Пять лет учился с ними ладить».

Значит, неожиданное открытие писательницы: «власть денег» теперь приобретает новые формы. Она становится частью современной жизни. А «маленькие Наполеоны» не стремятся к власти, они просто пытаются устроить свою жизнь.

Скупой рыцарь – скупое сердце

Мы жадно бережём в груди остаток чувства –

Зарытый скупостью и бесполезный клад.

М. Ю. Лермонтов «Дума»

Скупость – это человеческий порок. Значение слова «скупость» трактуется по-разному. Во-первых, это чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий расходов человек. Это скупость материальная. Во-вторых, это недостаточность, умеренность, сдержанность по отношению не только к близким, окружающим, но и к себе. Это скупость душевная. Мы решили посмотреть, какое значение имеет слово «скупость» в маленькой трагедии А. С. Пушкина «Скупой рыцарь» (Барон) и в рассказе Л. Е. Улицкой «Генеле-сумочница» (Генеле).

Барона и Генеле многое объединяет. Это и возраст, и одиночество, и образ жизни, и смысл жизни, и даже смерть. Рассмотрим эти общие моменты.

Главный смысл их жизни – оберегать свои сокровища. Барон стережёт свои сундуки, а Генеле – сумочку.

Из-за своей любви к золоту, которая переросла в страсть, Барон забывает о своём сыне Альбере. Он только думает о том, как пополнить сундуки:

В шестой сундук (в сундук ещё неполный)

Горсть золота накопленного всыпать.

Немного, кажется, но понемногу

Сокровища растут.

Барон думает и том, кому же достанутся его сундуки:

Я царствую. но кто вослед за мной

Примет власть над нею? Мой наследник!

Безумец, расточитель молодой,

Развратников разгульных собеседник!

Как становится ясно из слов Барона, в своём сыне он достойного наследника не видит.

Едва умру, он, он! сойдёт сюда

Под эти мирные, немые своды

С толпой ласкателей, придворных, жадных.

Украв ключи у трупа моего,

Он сундуки со смехом отопрёт,

И потекут сокровища мои

В атласные дырявые карманы.

Все мысли Барона только о своих сундуках, золоте, а про будущее своего сына он не думает.

Подобно тому, как зорко стережёт свои сундуки Барон, так и Генеле бережёт свою сумочку: «Под левым локтем у неё плотно сидела большая дамская сумка, с которой она никогда не расставалась. Драгоценную свою сумочку Генеле прилюдно никогда не раскрывала». Улицкая подробно рассказывает историю сумки: состоятельная гостья привезла её из Швейцарии ещё до Первой мировой войны. «Изначально сумка была коричневого цвета, с богатым лиловым оттенком и шёлковым блеском. С годами она сначала темнела, стала почти чёрной, а потом вместе с хозяйкой начала седеть и приобрела неописуемо изысканный желтовато-серый цвет. Сумка несколько раз входила в моду и выходила из неё. » Сумка и её хозяйка давно уже похожи друг на друга: «На замке растительно и вяло извивались линии умирающего модерна, тонкие угловатые пальчики хозяйки легко вплетались в этот узор, изношенная кожа обеих, казалось, происходила от одного и того же вымершего животного». Из-за этой сумочки Генеле и получила своё прозвище – Сумочница.

Таким образом, Генеле в своём роде тот же Скупой рыцарь. Ведь она прячет в сумочке, как считает её брат Наум, бабушкины серьги: «Вот такие бриллианты! (Размером с грецкий орех. ) Испанской огранки. Непревзойдённые!» Но мы так до конца рассказа и не узнаем, были ли на самом деле эти бриллианты у Генеле. А вот Барон часто любовался своими сокровищами:

Хочу сегодня пир устроить:

Зажгу свечу пред каждым сундуком,

И все их отопру, и стану сам

Средь них глядеть на блещущие груды.

Объединяет героев и преклонный возраст. В «Скупом рыцаре» Герцог упоминает, что Барон Филипп был другом его деду, далее, обратившись к нему, называет его «стариком несчастным». Да и сам Барон признаётся: «Стар, государь, я нынче».

Генеле в рассказе Улицкой предстаёт старухой «на кривеньких костяных ногах». Жизнь героев близится к концу, они много пережили и испытали, многое для них осталось в прошлом.

Барон принадлежит к французскому рыцарству. Генеле же «по темпераменту была общественным деятелем», однако «крупные задачи в жизни ей не подвернулись и по необходимости она занималась проблемами относительно мелкими». Так, она следит за чистотой скверика, пытается приучить прохожих бросать окурки в урну, а голубей – делить по справедливости разложенный для них хлеб, мастерски выбирает продукты на рынке, с завидной изобретательностью готовит десяток блюд из одной курицы и т. д. » Но во всех жизненных ситуациях Генеле остаётся непонятной, и её энтузиазм наталкивается на абсолютное равнодушие даже близких людей.

Старый Барон одинок, в его окружении остались только сундуки. Но и Генеле, несмотря на большое количество родственников, остаётся «независимо одинока». Ведь её просто не понимают окружающие. Племянницы с ужасом вспоминают поход на рынок, где тётушка пыталась обучить их искусству выбирать товар: «. морковь надо выбирать только с круглым кончиком,. чистый мёд впитывается весь, без остатка, а если остаток, значит, нечистый,. огурцы. с пипырышками».

По определению С. М. Бонди, «. скупость Барона является. страстью, болезненным аффектом, а не сухим расчётом». Ю. М. Лотман придерживается другой точки зрения: «Барон в пьесе следует принципу накопительства. Жажда денег, жадность для него – не физиологическая страсть, а принцип, от которого он не отступается. Этот принцип ужасен, и следование ему приводит Барона к чудовищным поступкам. И всё же неуклонность в служении своему принципу придаёт ему черты дьявольского величия». Но Альбер считает своего отца не хозяином своего богатства, властвующим человеком, а рабом:

О! Мой отец не слуг и не друзей

В них видит, а господ; и сам им служит.

И как же служит? как алжирский раб,

Как пёс цепной.

На Генеле обладание неведомым богатством также откладывает свой отпечаток. Она может с достоинством аристократки обходить по очереди дома своих родственников, принося им различные дары. Хотя с другой стороны, она ещё и помогает не потерять связи между членами своей большой семьи. Ведь, в отличие от Барона, Генеле верит в вечные ценности.

Среди отмеченных нами сходств героев присутствуют и различия. Барон является разрушителем в своей семье, для него важно только его богатство. Генеле же считает, что она выполняет «функции некоего цемента, не позволяющего семье окончательно распасться». Свои визиты Генеле считает «главным жизненным долгом».

Истории смертей также различаются. Гибель Барона обусловлена его жизненными принципами, его страстью к деньгам, непоколебимым властолюбием и конфликтом между Филиппом и Альбером. Барон, умирая, лишается своих сокровищ, но он также теряет свою видимую власть над миром. Старый Барон умирает не как рыцарь, а как скупец, и в последний миг думая только об утраченном богатстве: «Где ключи? Ключи, ключи мои!. »

В смерти Генеле нет ничего необычного. Генеле, отправляясь к брату с традиционным пасхальным угощением, внезапно почувствовала себя плохо, упала на улице. «Один считал, что имеет место кровоизлияние в ствол, второй полагал, что кровоизлияния нет вообще, а произошёл сильный сосудистый спазм с нарушением мозгового кровообращения». И старуха умирает, даже не приходя в сознание. Однако так же, как и Барон, Генеле помнит о своём «сокровище», и она кричит: «Сумка! Сумка!»

Итак, Барону присуща как материальная, так и душевная скупость. Душевная скупость проявляется в отношении к его сыну Альберу, а материальная – в отношении к сундукам. Генеле тоже подвластна скупости как душевной, так и материальной.

В рассказе Улицкой нет заметного контраста, так же как нет чётко выраженной конфликтной ситуации, - всё сглажено, покрыто некой тайной. Маленькая старушка оказалась «хитрее» Скупого рыцаря. Никто так и не догадался, какие сокровища «спрятаны» в потрёпанной сумке Генеле. А ведь именно Барон мечтал, чтоб золото уснуло на дне его сундуков, «как боги спят в глубоких небесах». Сам Барон желал бы выйти из могилы и «сторожевою тенью сидеть на сундуке и от живых сокровища хранить».

И только московская старушка ХХ века смогла достичь того, что так желал средневековый Скупой рыцарь. «Развеялся серый дымок над трубой Донского крематория, и пошла себе по небесной дорожке суетливой походочкой. ветхая Генеле, прижимая к левому боку тень сумочки, в которой на вечные времена хранились тени бриллиантов, окончательно убережённые ею от властей и от родственников. »

Заключение

Таким образом, в своём исследовании мы убедились, что произведения А. С. Пушкина и Л. Е. Улицкой во многом перекликаются. Это видно в сходстве тем, поставленных в них проблемах, общих мотивах. В раскрытии «вечных» тем Пушкин показывает, что путь к власти чреват сделками человека со своей совестью, утратой души. Поэтому С. Бонди отмечает: «Основная тема [произведений Пушкина] – анализ человеческой души, человеческих страстей, аффектов».

Говоря про свои произведения, Л. Улицкая не раз употребляет слово «открытия». Эти открытия можно сделать на основе её рассказов «Пиковая дама» и «Генеле-сумочница»:

✓ в современном мире остаются те же «вечные» темы: стремление к власти, унижение слабых;

✓ современные «гении эгоизма» тешат своё властолюбие, капризничают, привередничают, они равнодушны к собственным детям, внукам, живут только для себя;

✓ «власть денег» теперь приобретает новые формы. Она становится частью современной жизни.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)