Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Пути решения проблем в молодёжной среде

Сегодня существует целый комплекс противоречивых проблем, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом. В век информатизации и компьютеризации люди все меньше и меньше общаются друг с другом. Общаются при помощи сотовых телефонов, Интернета. Но это все не сможет заменить «живого» общения. Все чаще люди становятся одинокими, замыкаются в себе, перестают общаться, отсюда и неуверенность в себе, а чем дальше, тем больше. Одиночество - страшная штука. И эти проблемы мы решаем, как можем. Одни действительно выходят из ситуации, другие находят утешение в алкогольных напитках, в наркотиках, а третьи решают свои проблемы весьма странным способом ― самоубийством

Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Что это может привести к разным последствиям.

Молодежь решает свои проблемы при помощи алкоголя, никотина, наркотиков, суицида.

Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.

О проблеме курения и его вреде сказано немало. Однако беспокойство ученых, педагогов и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Проблема наркоманий достигла глобальных масштабов, имеет многогранный характер, включает экономический, медицинский, социальный, правовой, воспитательный аспекты. Распространение наркомании в России представляет глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

Тема самодеструктивного поведения, то есть поведения, направленного на физическое уничтожение своего организма, достаточно серьезна и требует серьезных раздумий о реальных причинах, толкающих людей на самоубийство. Несмотря на возрастающее сегодня общественное внимание к проблемам семьи, детско-родительским отношениям и просто к проблемам общения и взаимоотношений, современная ситуация в этом плане еще во многом далека от идеала. Профессиональные и другие проблемы родителей, отсутствие достаточного времени в силу различных социально-экономических причин зачастую приводят к формальному воспитанию детей или перекладыванию этой функции на школу или вообще неизвестно на кого, что и вызывает девиантное поведение.

Я провела исследование, выявила причины проблем молодёжи и сделала вывод, что причинами трудностей проблем молодёжи, можно считать, индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные. Профилактическая работа должна начинаться с младшего школьного возраста. Коррекционная работа по профилактике и преодолению проблем молодёжи должна оказывать положительное влияние на повышение уровня здорового образа жизни. Я считаю, что молодежь должна вести здоровый образ жизни, что в каждом учебном заведении должен быть практический психолог и служба «телефона доверия», чтобы подростки могли туда обращаться.

Всё это – предпосылки здоровья личности, которой для решения своих проблем уже не понадобится обращаться к психоактивным веществам или лишаться жизни. Общество должно формировать такую личность, которая успешно сможет противостоять негативным влияниям и реализовать свои жизненные цели.

Сегодня существует целый комплекс противоречивых проблем, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом. В век информатизации и компьютеризации люди все меньше и меньше общаются друг с другом. Общаются при помощи сотовых телефонов, Интернета. Но это все не сможет заменить «живого» общения. Все чаще люди становятся одинокими, замыкаются в себе, перестают общаться, отсюда и неуверенность в себе, а чем дальше, тем больше. Одиночество - страшная штука. И эти проблемы мы решаем, как можем. Одни действительно выходят из ситуации, другие находят утешение в алкогольных напитках, в наркотиках, а третьи решают свои проблемы весьма странным способом ― самоубийством

Я много думала о том, как молодые люди могут убить себя, самовольно прервав жизнь, именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начаться. До того момента, пока не столкнулась с проблемой девиантного поведения в своей жизни. А это случилось с жителем нашей деревни, 15-летним парнем, он повесился. Никто не мог предположить, что такой жизнерадостный, весёлый, мечтающий о будущем, молодой человек так распрощается с жизнью. Что толкнуло его на этот поступок? Семья, друзья, или Никто не знает

Мне стало интересно, почему люди так делают, убивают себя, и каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у молодежи, и насколько существенны они сегодня в нашем обществе? И я поставила перед собой цель – узнать проблемы, которые касаются молодёжи в нашем современном мире и как их решает современная молодежь.

Проблемы, стоящие перед молодёжью в современном обществе

Порывшись в Интернете, я обнаружила одну интересную информацию, где поднимались проблемы молодежи в Москве и в Московской области. Я решила исследовать эту проблему в нашей республике. Объектом исследования я взяла учащихся старших классов нашей школы и учащихся старших классов МОУ СОШ № 62 г. Чебоксар – столицы нашей республики. С этой школой мы давно сотрудничаем.

В последние годы, в результате отсутствия в стране четкой государственной концепции развития общества, социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Интересно проследить содержательную сторону этих изменений.

Для себя я выделила несколько проблем, стоящих перед молодежью: приобретение интересной профессии, личные денежные трудности, денежные трудности семьи, отношения с родителями, отношения между родителями, отношения со сверстниками, конфликты с педагогами, трудности усвоения школьного материала, чем заняться в свободное время, личная жизнь, здоровье членов семьи, отсутствие фирменных вещей, будущее.

Вот интересно, что 72% детей с. Батырево больше задумываются о будущем, и это в 3 раза выше показателя г. Москвы, и намного выше Подмосковья и в 2 раза выше показателей г. Чебоксары. Это объясняется тем, что одной из проблем наши подростки ставят трудность усвоения школьного материала. Наша школа является одним из шести ресурсных центров Батыревского района. Дети, обучающиеся в нашей школе, собраны из 24 деревень. Уровень преподавания во всех школах района разный. Дети, до прихода в образовательный центр, занимаются по разным образовательным программам и по разным учебникам. Проходит длительный адаптационный период. Учителя, чтобы подготовить нас к ЕГЭ, снижают «планку» к уровню изложения предмета. Не секрет, что некоторые ученики приходят в десятый класс не по собственной воле, а по желанию родителей и им вдвойне приходиться тяжелее. Ведь учебный материал средней школы намного сложнее, чем материал основной, они не хотят учиться и одновременно они вынуждены выдерживать давление со стороны родителей и учителей, чтобы они занимались.

Третье место среди проблем старшеклассников занимает озабоченность личными интимными переживаниями, что традиционно связано с возрастными особенностями подростков.

Представляет интерес достаточно устойчивый четвертый по значимости фактор - обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких. Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для семьи.

Следующее место в ряду своих проблем, подростки считают конфликтные отношения с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой позиции сравнительно невелика. Сегодня в России в связи со сменой политической и экономической ориентации государства, основные традиционные агенты социализации находятся в кризисе. Средняя российская семья не способна качественно выполнять свою социализирующую роль, наблюдается резкое падение ее воспитательных функций.

Среди учащихся с. Батырево было проведено анкетирование по жизненным ценностям.

Результаты анкетирования показали, что наши старшеклассники часто задумываются о здоровье, т. к. я считаю, что ухудшение здоровья нации и снижение продолжительности жизни связано с ухудшением экологии и освещении этой информации в СМИ. Среднемесячная заработанная плата низкая, что сказывается на нерациональном питании населения, что опять вызывает различные заболевания.

Одной из важных проблем ребята выдвигают дружную семью. В современном обществе семья утратила свой смысл. Очень много неполных семей. Гоняясь за благополучием для своей семьи, многие из родителей работают на «выезде», при этом дети остаются одни. Детям не хватает родительской опеки, любви и заботы.

Роль семьи в процессе социализации подростков

Одним из основных звеньев социализации детей и подростков является семья, хотя и отмечается некоторое падение ее воспитательной роли в связи с происходящими в семье коренными изменениями. Российская семья сегодня переживает ситуацию, когда изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные происходят не плавно, а скачкообразно. Такая ситуация вызывает естественную в подобных случае растерянность населения, озабоченного поиском своего места в новой общественно-экономической структуре.

Переход от традиционной патриархальной семьи к современной, основанной на равенстве супругов, привел к снижению авторитета отца, утрате согласованности воспитательных воздействий родителей. Распространены стали также семьи с одним-двумя детьми, для которых характерен детоцентризм, а отсюда - эгоцентризм детей.

Одна из крупнейших и острейших проблем семьи - проблема разводов. Наряду с неполными семьями, велико число нестабильных, конфликтных семей. В целом по стране из-за разводов каждый год свыше 700 тыс. детей остается без одного родителя, 500 тыс. рождается вне брака (эти цифры неуклонно растут). Во многих семьях раздоры порождают цинизм, полную безответственность. Около 60% детей в таких семьях - сироты при обоих родителях. Каждый шестой хронический алкоголик из почти пятимиллионного их состава - женщина, 80% детей, содержащихся в детдомах, - это сироты при живых родителях.

Все это крайне отрицательно сказывается на социализации подростков.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.

Анализируя возможные последствия возвращение семей к традиционному распределению ролей между супругами. Прежде всего можно предположить позитивный эффект такого процесса на осуществление семьей воспитательной функции: повышается социальный контроль за детьми, они растут более здоровыми, ухоженными, мать уделяет больше внимания их образованию и воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней среде сужает ее кругозор, замыкает ее интересы на домашних делах. В результате она перестает быть авторитетом для детей, которые не будут обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать компетентные рекомендации.

Как показывают исследование, сегодня авторитет матери как советчицы очень велик: 71% подростков Подмосковья, 66% москвичей, 40%чебоксарцев и 39% батыревцев советуются именно с матерью по важным для себя вопросам. Нет оснований предполагать, что эту нишу, возникающую в связи со снижением авторитета матери, займет отец. С таким же успехом эту роль будет играть в жизни ребенка любой другой авторитетный в его глазах субъект, что снижает роль семьи как института социализации ребенка.

Как выяснилось, фактором повышения авторитета родителей для детей является их занятость коммерческой деятельностью. Дети с большей готовностью полагаются на их советы, справедливо считая своих родителей более адаптированными к новым условиям жизни, трезво оценивающую реальную жизненную ситуацию.

Следует также обратить внимание на весьма высокий процент детей, предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя. Причем в Москве таких детей значительно больше, чем в Подмосковье, разрыв составляет 13%, а по сравнению с Батыревом почти 10 раз, с Чебоксарами – 3 раза. И учитывая, что Москва город с ограниченной возможностью социального контроля над детьми, такая высокая самостоятельность подростков - москвичей свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности их более частого попадания в критические ситуации.

Столь же рискованным является очень популярное среди подростков обращение за советом к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников также могут привести подростка к рискованным поступкам. Интересно, что родители недооценивают роль товарищей своих детей, полностью исключив их из состава возможных советчиков, в то время как по признании 37% детей, они пользуются услугами друзей для этой цели.

<

По исследованиям видно, что, не смотря на высокий авторитет матери в качестве советчика, лишь 14% детей Батырева выбирают ее образцом для собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 52% детей отвергают обоих родителей как пример для подражания, можно предположить, что в данном случае идет речь о социально-проблемных семьях. В среднем лишь 23% детей хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере. Только в этом случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.

Семья в новых для России социально-экономических условиях продолжает оставаться основным агентом социализации подростков. Однако отмечается не достаточная эффективность выполнения ею своей функции. Этот результат связан с резким изменением социального положения в государстве.

Пути решения проблем в молодёжной среде

Алкоголизм

Алкоголизм – хроническое заболевание, развивающееся в результате систематического употребления спиртных напитков, проявляющееся в физической и психической зависимости от алкоголя, ведущее к социальной и психологической деградации личности.

Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор неблагополучия микросоциальной среды. Этим и определяется постоянный интерес к изучению проблемы распространенности и характера ранней алкоголизации.

К ранней алкоголизации относится знакомство с опьяняющими дозами алкоголя в возрасте до 16 лет. О раннем (подростковом) алкоголизме следует говорить при появлении его первых признаков в возрасте до 18 лет.

Рассмотрим главные причины ранней алкоголизации подростков, указываемые большинством исследователей этой проблемы.

Социологические исследования подтверждают, что первым фактором, провоцирующим пьянство детей, является окружение, которое составляют прежде всего пьющие ближайшие родственники: отец, реже мать, иногда оба родителя. К ним могут присоединиться старшие братья и сестры.

Родителям необходимо помнить об ответственности за антиалкогольное воспитание детей начиная с первых лет их жизни а в соответствии с современными рекомендациями – даже с эмбрионального периода), не ограничиваясь высказываниями о вреде алкоголя, а демонстрируя преимущества трезвого образа жизни собственным примером. Мировая статистика свидетельствует о прямой зависимости между уровнем потребления алкоголя родителями и злоупотреблениями спиртными изделиями их детей.

Вторая причина – усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя представляется им символом самостоятельности, мужества, средством самоутверждения.

Еще одна причина подросткового пьянства – пример сверстников. Отсутствие душевной близости с родителями и контактов с детьми из семей благополучных, некоммуникабельность приводят к поиску «уличной», «дворовой» компании, в которой обязательным элементом общения и времяпрепровождения является выпивка. В такой компании, часто неоднородной по возрасту, пьющие подростки имеют реальные возможности для самоутверждения, проникаются самоуважением, чего не в состоянии добиться ни в семье, ни в школе.

В последние годы выявлен еще один фактор влечения подростков к алкоголю. Наблюдается она у детей, о благополучии которых чрезмерно заботятся близкие. Попытки оградить свое чадо от неизбежных забот и обязанностей приводят к формированию у подростка комплекса таких черт, как безволие, зависимость, безответственность, неподготовленность к жизни. В хорошем коллективе они могут стать хорошими людьми, учениками и работниками, а в компании асоциальных подростков легко спиваются. Их будущее зависит от окружения, в котором им придется жить и работать.

Попытаемся описать характер влияния алкоголя на психику подростка. В целом клиническая картина выраженного опьянения подростка выглядит в большинстве случаев так:

• кратковременное возбуждение сменяется затем общим угнетением;

• оглушенностью;

• нарастающей сонливостью;

• вялостью;

• замедленной бессвязной речью;

• потерей ориентации.

Пожалуй, не надо обладать особенным воображением, чтобы представить себе урон, который способно вызвать у подростка хотя бы однократное употребление вина или даже пива. Современные исследования позволяют обоснованно утверждать, что в теле человека нет таких органов и тканей, которые не поражались бы алкоголем. Попав в организм, он достаточно медленно (со скоростью 0,1 г на 1 кг массы тела в час) расщепляется в печени. И только 10 процентов от общего количества принятого алкоголя выводится из организма в неизменном виде. Оставшийся алкоголь циркулирует вместе с кровью по всему организму, пока не расщепится весь. Высокая проницаемость «молодых» тканей, их насыщенность водой позволяет алкоголю быстро распространяться по растущему организму.

Неоднократное или частое употребление алкоголя оказывает буквально опустошающее воздействие на психику подростка. При этом задерживается не только развитие высших форм мышления, выработка этических и нравственных категорий и эстетических понятий, но и утрачиваются уже развившиеся способности. Подросток, что называется «тупеет» и интеллектуально, и эмоционально, и нравственно.

Алкоголь ослабляет организм, тормозит формирование и созревание его органов и систем, а в некоторых случаях, например при злоупотреблении, и вовсе останавливает развитие некоторых функций высшей нервной системы. Чем моложе организм, тем губительнее действует на него алкоголь. Кроме того, употребление алкогольных напитков подростками значительно быстрее, чем у взрослых, ведет к формированию у них алкоголизма.

Поэтому проблема ранней алкоголизации стоит в нашем обществе также остро, как и проблема курения, и наркомании среди учащихся. Среди старшеклассников было проведено анкетирование.

Анкета по проблеме алкоголизма

1. Откуда Вы получаете информацию об алкоголе?

2. Как Вы думаете, через какое время может возникнуть алкогольная зависимость?

3. Сколько в среднем может прожить человек, регулярно употребляя алкогольные вещества?

4. Правильно ли и делить алкогольную продукцию на легкую (пиво) и тяжелую (водка)?

5. Я думаю, употребление алкогольной продукции – это признак:

6. Что Вы предпримите, если близкий Вами человек начнет употреблять алкоголь?

7. Я встречал (а) людей, употребляющих алкогольную продукцию, это

8. Как Вы думаете, какими словами можно описать состояние человека, употребившего алкогольную продукцию?

9. Насколько для Вас важна проблема алкоголизма

10. Употребляли ли Вы лично алкогольные вещества и если да, то где и по какой причине?

Почти все старшеклассники ответили, что пробовали алкогольные напитки, дома , в кругу семьи или у друзей на Днях рожденьях, на природе в компаниях. Все отметили важность этой проблемы, население спивается и деградирует. Юношеский максимализм считает, что прием алкоголя является показателем взрослости, независимости, а пиво считается не алкогольным напитком.

Курение

Курить – втягивать в себя дым измельченного тлеющего табака как возбуждающее средство; иметь соответствующую привычку.

О проблеме курения и его вреде сказано немало. Однако беспокойство ученых, педагогов и врачей, вызванное распространением этой пагубной привычки, растет, так как пока еще значительное число людей не считает курение вредным для здоровья.

Почему люди начинают курить? В чем причина такого широкого распространения курения в раннем возрасте?

Начнем с того, что курение – такой же естественный процесс, как потребление воды и пищи. Курение у них ассоциируется с общепринятой нормой поведения.

В самом раннем возрасте – с 5-6 до 10 лет – дети пробуют закурить из любопытства. По данным многочисленных опросов. В таком возрастном интервале из любопытства пробуют курить примерно 25% детей. Одновременно материалы анкет свидетельствуют: началу раннего курения способствует подражание взрослым, причем это фактор воздействует не только на детей из семей курильщиков, но и из семей некурящих. В последнем варианте дети подражают курящим товарищам или дворовым «авторитетам», а также киногероям, не выпускающим сигареты изо рта в течении всего фильма.

Характерно, что в семье курящих в раннем возрасте приобщаются к курению 50% детей и более, а в некурящих семьях – не более 25%.

В 11-14 лет подростки начинают курить чаще всего из-за стремления не отстать от моды, самоутвердиться, иногда чтобы похудеть. В этом же возрасте они могут начать курить в результате своеобразного принуждения со стороны курящих одноклассников, чтобы избежать причислениям к трусам, «маменькиным сынкам», не способным принимать собственные решения.

В 15-18 лет мотивы приобщения к курению могут остаться теми же, что и в предыдущих возрастных периодах, но нередко сам процесс курения превращается в форму защиты от личных неприятностей и переживаний. Об отрицательном влиянии курения на здоровье в этом возрасте не задумываются.

В приобщении к табакокурению весьма заметную роль играет посещение компаний, вечеринок, дискотек – самых распространенных форм досуга старшеклассников и студентов. К этому времени потребность вдохнуть поглубже табачный дым возникает у молодых курильщиков все чаще.

В связи с небывалым ростом числа молодых курильщиц – старшеклассниц и студенток – были выявлены (путем анкетных опросов) основные мотивы их приобщения к курению.

Анализ ответов показал, что основным стимулом началом курения явилась мода. На вопрос, почему девочки начали курить, 60% их них ответили, что это «красиво», «это модно». Были и другие ответы: «курят, потому что хотят понравиться», «хотят привлечь к себе внимание», «лучше смотрятся», «выглядят самостоятельно» и т. д.

Психологию тяги девушек к курению Е. И. Руденко дополняет такими данными: девушку интересует не только сам акт курения, сколько вся процедура курения, имеющая характер своеобразного ритуала.

Сравнивая стимулы приобщения к курению у мужской и женской части подростков и молодежи, легко выявить их существенное несовпадение. Если причинами начала курения у юных мужчин являются стремление подражания взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то у девушек начало курения связано со следованием моде, с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам.

Однако главное последствие курения – возникшая наркозависимость от никотина – не различает курильщиков ни по возрасту, ни по полу.

Курение отрицательно влияет на успеваемость школьника. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих.

Курение школьников замедляет их физическое и психическое развитие. Состояние здоровья, подорванное курением, не позволяет выбрать род занятий по душе, добиться успеха.

Курение и школьник не совместимы. Школьные годы - это годы роста как физического, так и умственного. Организму нужно много сил, чтобы справиться со всеми нагрузками. Как известно, навыки, привычки, усвоенные в школьном возрасте, самые прочные. Это относиться не только к полезным, но и к вредным привычкам. Чем раньше дети, подростки, юноши, девушки познакомятся с курением и начнут курить, тем быстрее привыкнут к нему, и в дальнейшем отказаться от курения будет очень трудно.

Мы провели анкетирование среди испытуемых учащихся. И выяснилось, что 12% опрошенных пробовали курить, а 88% не курят. Рассмотрим три самые популярные ответы на очень заманчивые вопросы. Ценности, наиболее важные для человека, по их мнению, это: крепкое здоровье(94%), хорошая дружная семья(87%) и близкие друзья(49%). 50% опрошенных считает, что курят в основном под влиянием друзей, но отказ от курения не означает отказ от друзей, 36% согласны с утверждением, что многие взрослые хотят бросить курить и платят за это большие деньги, некурящие люди имеют право на свежий воздух и реклама курения – это чьи-то доходы растут за счёт здоровья курильщиков (по32%). На вопрос, что в первую очередь подталкивают к курению подростков, по мнению детей, это курящая компания(88%),на 2-ом месте – любопытство, интерес, на 3-ем – мода, реклама.

Наркомания

Наркотик – сильнодействующее вещество, преимущественно растительного происхождения, вызывающее возбудительное состояние и парализующее центральную нервную систему.

Проблема наркоманий достигла глобальных масштабов, имеет многогранный характер, включает экономический, медицинский, социальный, правовой, воспитательный аспекты. Распространение наркомании в России представляет глобальную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.

Проблема наркомании особенно остро становится перед населением.

Так по данным Российского СПИД - центра на вопрос, где начали употреблять наркотики, 62,7% опрошенных наркоманов ответили, что начали принимать наркотики в школе, 6% - в вузе, 4% - в тюрьме, 1% - в армии, 23% - в другом месте, 4% - -не ответили. Причем возраст юных наркоманов удивительно и устрашающе мал.

Токсикоманией, в первую очередь, оказываются задетыми низшие слои общества. Дети из малообеспеченных, пьющих семей, находящиеся без присмотра родителей, начинают в раннем возрасте употреблять алкогольные напитки, нюхают бензин, клей «Момент» и «Резиновый», затем переходят на анашу, маковую соломку, «балуются» паркопаном, кетамином. Потом уже пробуют тяжелые наркотики, такие, как винт и «подсаживаются». И если для них это способ уйти от окружающей их «грязной» действительности, то отпрыски богатых родителей начинают принимать наркотики ради «крутизны». Запретный плод - сладок. Как ни странно, для них низший слой является неким олицетворением свободы и безнаказанности, и они по-своему ему завидуют. Они невольно повторяют их действия и пытаются таким образом выделиться перед сверстниками. Богатые начинают с паркопана, анаши, экстази, затем переходят на героин, кокаин.

Как уже было сказано, для приобщения подростков к наркотикам самое большое значение имеет пример сверстников. В профилактической литературе стало общим местом описание т. н. «асоциальных», «уличных» детей, которым нечем заняться, и они собираются в группы (гнездящиеся, как правило, на чердаках и в подворотнях) и там, пробуют наркотики, после чего делаются неуправляемыми и враждебными взрослому миру.

Однако не только уличные дети или ПТУ-шная шпана может стать источником знакомства с наркотиком. В наше время многие дети из «благополучных» семей употребляют наркотики, потому что они освящены для них модой, молодежной культурой. Именно мода обеспечивает эпидемические масштабы наркомании, вовлекая все большие круги молодежи, хотя далеко не все из пробовавших наркотики становятся наркоманами. В историй контр культуры некоторые наркотические препараты несколько раз становились прямо-таки символами движений, а приобщение к ним своего рода причастием к данной субкультуре.

В результате анкетирования мы пришли к выводу, что подростки теоретически знакомы с наркотическими средствами, могут назвать десятки названий препаратов, знают последствия воздействия наркотиков, но на практике они их не применяют, т. к. мы живём в с. Батырево Батыревского района Чувашской Республики и стараемся вести здоровый образ жизни.

Самоубийство

Самоубийство – это самосозна тельное лишение себя жизни.

Тема самодеструктивного поведения, то есть поведения, направленного на физическое уничтожение своего организма, достаточно серьезна и требует серьезных раздумий о реальных причинах, толкающих людей на самоубийство.

Мы не будем оперировать статистическими данными по самоубийствам в России не из-за недоступности такой информации. Просто у нас пока отсутствует отлаженная процедура сбора подобного рода данных и поэтому нет уверенности в достоверности имеющихся цифр. Но суицидологическая ситуация в Чувашской Республике долгие годы остается напряжённой. Чувашской Республике относится к регионам с высоким уровнем завершённых суицидов. Если в 1995г. показатель смертности от самоубийства (СУ) в Чувашской Республике составил 34,6 на 100 тыс. населения, то к 2002г. он вырос до 60,8. На фоне общероссийской тенденции к снижению в Чувашской Республике снижение числа завершённых суицидов наблюдается только за последние 3 года.

Анализ показателей суицидов по районам и городам республики показал его неоднородность. Так, за период с 1992 по 2005гг. (14л. ) среднереспубликанский показатель составил 45,7 на 100 тыс. чел. Наиболее низкий показатель отмечен в 1995г. (34,6), наиболее высокий – в 2002г. (60,). При этом даже самый низкий показатель в 1995г. был значительно выше критического уровня -20. В РФ наиболее низкий показатель наблюдался в 1999г. (26,4 на 100 тыс. нас. ), наиболее высокий в 1997г. (42,8)

Среди сельского и городского населения отдельно также можно отметить свои особенности: наиболее низкий показатели СУ в городах и наиболее высокий – в сельских районах. Так, средний показатель СУ (за 14 лет ) для городского населения составил 29,2 на 100 тыс. нас. , для сельского – 63,2, т. е. сельские жители республики более чем в 2 раза чаще совершают СУ, чем городские.

На первый взгляд, может быть, звучит, это антигуманистично, но отказ от жизни в пожилом или даже в зрелом возрасте все же является иногда более естественным и причинно обусловленным, чем самовольное прерывание жизни именно в то время, когда она собственно и должна в полной мере начинаться, и ответственность за это несут все члены общества в гораздо большей степени.

Каковы основные факторы, способствующие попыткам суицида у молодежи, и насколько существенны они сегодня в нашем обществе? На первом месте из проблем, характерных для подростков с суицидальным поведением, находятся, конечно, отношения с родителями (примерно в 70 % случаев эти проблемы непосредственно связаны с суицидом), на втором месте - трудности, связанные со школой, на третьем - проблемы взаимоотношений с друзьями, в основном противоположного пола.

Отношения родителей с детьми зачастую не строятся на том фундаменте открытых, полностью искренних эмоционально-теплых отношений, которые являются надежной защитой от многих, иногда суровых испытаний, с которыми встречается подрастающее поколение. И не случайно, что многие попытки суицида у молодых рассматриваются психологами как отчаянный призыв о помощи, как последняя попытка привлечь внимание родителей к своим проблемам, пробить стену непонимания между младшим и старшим поколениями. Существенную роль в суицидах играет сохранность семьи в целом - ведь около половины подростков, совершивших попытки самоубийств, выросли в семьях в которых один из родителей или умер, или покинул семью.

Школьные проблемы обычно связаны с неуспеваемостью или плохими отношениями с учителями и администрацией школы, реже с взаимоотношениями в классе. В наших школах, в отличие, например, от японских, где перед каждой экзаменационной сессией происходят десятки самоубийств школьников. Эти проблемы обычно не являются непосредственной причиной самоубийств, но приводят к понижению общей самооценки учеников, появлению ощущения незначимости своей личности, к резкому снижению сопротивляемости стрессам и незащищенности от негативного влияния окружающей обстановки.

Одним из основных психологических объяснений проблем, связанных со сверстниками, особенно противоположного пола, является чрезмерная зависимость от другого человека, что возникает, обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из-за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. В этом случае часто бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что любое охлаждение в привязанности, а тем более измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. При этом иногда, при отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят "ситуативные самоубийства" - импульсивные, неподготовленные и собственно несвязанные с осознанным намерением лишить себя жизни.

Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, сами подростки и эксперты-психологи указывают на различные способы таким образом оказать влияние на других людей. "Дать понять человеку, в каком ты отчаянии" - около 40% случаев. "Заставить сожалеть о человеке, который плохо с тобой обращался" - около 30% случаев. "Показать, как ты любишь другого" и "выяснить, любит ли тебя действительно другой" – 25%. "Повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение" – 25%. 18% случаев "призыв, чтобы пришла помощь от другого" (мотивов может быть, естественно, у каждой жертвы суицида несколько).

Несмотря на возрастающее сегодня общественное внимание к проблемам семьи, детско-родительским отношениям и просто к проблемам общения и взаимоотношений, современная ситуация в этом плане еще во многом далека от идеала. Профессиональные и другие проблемы родителей, отсутствие достаточного времени в силу различных социально-экономических причин зачастую приводят к формальному воспитанию детей или перекладыванию этой функции на школу или вообще неизвестно на кого.

Кроме того, в современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами (усиливается процесс "дифференциации") - это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды и ряда других причин.

Все это приводит к тому, что проблема "отцов и детей" может быть, как никогда, остро стоит именно сегодня и от ее решения зависит успех диалога между подростками и взрослыми и ценность реальной помощи молодым. Пока что попытки взрослых наладить контакт с молодежью зачастую сводятся к метаниям между анархистскими лозунгами "полную свободу молодежи" и стародавними призывами "надо уважать и слушаться старших".

С другой стороны, будем оптимистами, ведь молодые являются поколением, которое находится в наилучшем положении в современной ситуации, так как имеет гораздо больше других потенциальных возможностей использовать преимущества, связанные с тенденциями перестройки общества.

Формирования отрицательного отношения к девиантному поведению Принципы ведения профилактической работы и содержание мероприятий профилактической программы для детей разного возраста должно строиться с учетом накопленных ими знаний о табаке, алкоголе и наркотиках и формирования отрицательного отношения к ним.

Школа, как социальный институт, обладает рядом уникальных возможностей для их успешной реализации:

• Возможность привития навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроль над их усвоением.

• Влияние на уровень притязаний и самооценку.

• Свободный доступ к семье подростка для анализа и контроля ситуации.

• Возможность привлечения специалистов по профилактике.

Для построения профилактических программ в школе необходимо придерживаться ряда правил:

1. Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.

2. Просветительские программы должны вестись на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, начинаться в младших классах и продолжаться до выпуска. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

3. Информация должна быть уместной и предоставлять знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и на формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики или "приблизиться" к ним в моменты стресса, изоляции или жизненных неудач.

4. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (пола, возраста и убеждений).

5. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотического просвещения.

6. Для оценки эффективности любой профилактической программы необходимы регулярные социологические исследования, проводимые независимыми экспертами.

7. Необходимо научить говорить ребят НЕТ

Не следует допускать, работая в области антинаркотического просвещения:

• Использования тактики запугивания: неэффективность такой тактики доказана.

• Искажения и преувеличения негативных последствий злоупотребления наркотиками при описании их воздействия.

• Разового характера действий, направленных на профилактику. Такой подход не дает возможности подросткам развивать навыки противостояния наркотикам.

• Ложной информации. Даже после однократной ее подачи вся дальнейшая информация будет отторгаться подростками, которые сегодня достаточно хорошо информированы.

• Упоминания о культурных предпосылках употребления наркотиков.

• Оправдания употребления наркотиков, какими бы то ни было причинами.

Как приобрести навыки неагрессивного настаивания на своём? Как сказать нет? На классных часах, проводимых в рамках внедрения программы «Обучение здоровью», с детьми проводим тренинги, разбирая различные ситуации.

Как же предотвратить у детей самоубийство. Что необходимо предпринять при появлении у подростков склонности к суициду? При высказывании подростком суицидальных мыслей, намерении, наличии действий в этом направлении, взрослые обязаны:

1. обеспечить постоянное наблюдение за ребёнком, сделать недоступными для него предметы и вещества (например, лекарства), с помощью которых он может осуществить свой суицидный замысел до тех пор, пока врач-психиатр не даст свои рекомендации;

2. успокоить подростка беседой и (по согласованию с медиком) с помощью лекарств дать возможность ему выговорится (катарсис);

3. организовать обследование у врача-психиатра в психиатрическом диспансере по месту жительства.

В результате научной исследовательской работы, я пришла к выводу, что:

1. Причинами трудностей проблем молодёжи, можно считать, индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные.

2. Профилактическая работа должна начинаться с младшего школьного возраста.

3. Коррекционная работа по профилактике и преодолению проблем молодёжи должна оказывать положительное влияние на повышение уровня здорового образа жизни.

4. Результаты полученных данных показали, что при устранении причин у испытуемых понижается уровень девиантного поведения.

5. Полученные данные позволяют разработать конкретную коррекционно-развивающую программу по профилактике и преодолению трудностей в подростковом возрасте.

6. Я считаю, что в каждом учебном заведении должен быть практический психолог и служба «телефона доверия», чтобы подростки могли туда обращаться.

Всё это – предпосылки здоровья личности, которой для решения своих проблем уже не понадобится обращаться к психоактивным веществам или лишаться жизни. Общество должно формировать такую личность, которая успешно сможет противостоять негативным влияниям и реализовать свои жизненные цели.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)