Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Рафаэль. История жизни и картины

Начало пути

История, о которой пойдет речь, происходила в Италии. Это было очень давно.

Время, о котором пойдет речь, называлась эпохой Возрождения.

500 лет назад в Италии можно было увидеть много прекрасных строений, соборов, церквей и просто домов. Люди стремились к изысканности и окружали себя красивыми вещами.

Маленький город Урбино. Звонят колокола. Когда в городе слышен перезвон церковных колоколов, значит что-то случилось. Сегодня 6 апреля веселье и праздник. Город пополнился еще одним жителем. В семье Джовании Санти родился сын.

«Вы не знаете, почему звонят?» - спрашивали уличные торговки у проходящих мимо. «Этой ночью у Джовании Санти, у нашего замечательного Санти, родился сын». Джовании Санти знал весь город, потому что он был известным человеком и хорошим художником. У него была мастерская и маленькая школа живописи. Вообще-то он выполнял самые разные работы: рисовал иконы, фрески, участвовал в оформлении церквей, от заказов не было отбоя.

Поэтому в небольшом городке Урбино его знали все, и радовались за него многие. Вокруг только можно было и слышать. «Теперь сеньор Санти – счастливый отец». « Говорят, ребенок необыкновенно хорош собой». «Да-да, вылитый ангелочек». «Ничего удивительного, ведь у него такие красивые родители». «А вы знаете, какое имя выбрали малышу?». «Его хотят назвать Рафаэлем».

Разговоры о рождении наследника в семье Санти еще долго можно было слышать в маленьком Урбино. Одни уже пророчили Рафаэлю такую же карьеру как его отцу, другие поговаривали, что он займется торговлей, как многие из семейства Санти. Но тогда еще никто не знал, кем станет сын Джовании.

ДЕТСТВО

Между тем время шло, мальчик подрастал. Он жил в окружении добрых и искренних людей, которые любили его. Да и как было не любить малыша. Красивого, спокойного, послушного. Заметив желание Рафаэля учиться, отец отдал его в латинскую школу. А живописи учиться решил он сам. Рафаэлю очень нравилось рисовать и занимался этим, как только выдавалась возможность. Отец, заметив это увлечение, не стал мешать сыну. Часто, работая в своей мастерской, Джовании размышлял: «Наверное, Рафаэль пойдет по моей дороге и закончит то, что я начал. Он должен получить хорошее образование».

А Рафаэль в это время мечтал о больших работах: «Я хочу делать многое так, как делает отец. Только я не хочу, чтобы мелкие работы отвлекали меня от картин. Я буду живописцем».

Первую серьезную работу, которую задумал юных художник в детском возрасте, была связана с самыми печальными событиями и воспоминаниями. Он хотел написать портрет любимой матушки. И даже начал работать. Только завершить ему это не удалось. Красавица Маджик, так звали маму Рафаэля, умерла. Рафаэль смутно запомнил это событие, но очень долго переживал. Тогда он впервые почувствовал себя одиноким, хотя отец много делал, для того, чтобы облегчить сыну жизнь и много времени проводил с ним.

С каждым днем Рафаэль все больше привязывался к своему отцу, который был, пожалуй, его единственным другом.

Прошло еще какое-то время, и вот однажды Джовании пригласил сына к себе и сообщил о том, что женится.

Через несколько недель после этого разговора в дом пришла новая хозяйка, которая стала Джовании женой, а Рафаэлю матерью. Мальчик принял ее приветливо, только вот она была равнодушна к Рафаэлю и не замечала его. Не прошло и нескольких лет после этой женитьбы, как Джовании начал болеть. Он постепенно слабел, и скоро выяснилось, что дни его сочтены. Отец Рафаэля умер. Одиннадцатилетний Рафаэль остался круглой сиротой. Он привык к ласке и вниманию, но теперь об этом пришлось забыть. Жить в доме стало невыносимо. Особенно, когда в дом въехали говорливые и придирчивые сестры мачехи. Рафаэль все чаще уходил из дома подолгу бывал у своего учителя.

УЧЕНИЧЕСТВО

Однажды Рафаэль в своей мастерской познакомился с Тимотео Делавитэ. Когда-то давно он учился живописи у Джовании Санти. Тимотео был неунывающим и веселым человеком. Заметив, что Рафаэль часто бывает один, он пытался больше времени проводить с ним. Он рассказывал увлекательные истории о том, что видел и слышал, что-то сочинял сам. Скоро Тимотео стал другом и учителем Рафаэля, которому тогда было пятнадцать. Когда прошло еще два года, Тимотео стал подумывать, что мальчику следовало бы продолжить учебу у настоящих мастеров.

И вот однажды, пригласив Рафаэля в мастерскую, сказал; «Всему, что я умел, я научил тебя. Теперь тебе нужно учиться дальше. Ты очень талантлив. У тебя твердая рука, зоркий глаз, ты не просто видишь, ты чувствуешь красоту».

Тимотео долго думал, кто бы стал бы лучшим наставником для Рафаэля. Выбор учителя пал на знаменитого художника Пьетро Ваннучи по прозванию Перуджино. Это прозвище появилось потому, что город, где он жил назывался Перуджи.

Перуджи был изумительным городом. Тут росли необыкновенной красоты деревья, многие дома были расписаны снаружи и внутри фресками. Изящные улицы, которые то подымались в гору, то спускались по склонам, украшены виноградниками и садами. А в центре города, посреди площади, высился знаменитый фонтан. Рафаэль был в восторге. Он подолгу бродил по городу, любуясь его красотой. Но он приехал учиться.

В мастерской Перуджино Рафаэля приняли тепло. Сам мастер и его ученики очень полюбили нового товарища. Он был всегда со всеми приветлив и никогда никому не отказывал в совете и помощи. Здесь, в Перуджи, Рафаэль много и с удовольствием работал.

«Воскресение». 1501 год. Эту картину долгое время считали совместной работой Перуджино и Рафаэля, потому что в этой работе чувствовалось влияние учителя.

Однако мастерство Рафаэля совершенствовалось с каждым днем. В Пируджи Рафаэль написал много красивых работ. «Мадонна Конестабиле». Первая икона «Обручение Марии с Иосифом». Кстати, икона так понравилась самому Рафаэлю, что он впервые подписал свое имя. До этого Рафаэль не считал свои работы очень хорошими и поэтому никогда не подписывал.

ВО ФЛОРЕНЦИИ

Перуджино мог быть спокоен за своего ученика. Оставив своего ученика, сам мастер направился во Флоренцию, где в это время собирались многие талантливые художники.

Когда любимый учитель уехал, Рафаэль тоже решил долго не задерживаться и через год вернулся на родину, в Урбино.

За те четыре года, которые Рафаэль провел вдали от дома, на родине многое изменилось. Друзей осталось мало, знакомых тоже. Этот город казался чужим. В доме по-прежнему жила мачеха, которой было хорошо известно об успехах Рафаэля. В родном Урбино Рафаэль проработал совсем немного, и как только представилась возможность, отправился во Флоренцию.

Здесь было много известных людей и художников тоже, поэтому работать было намного сложнее. Когда Рафаэль жил в Перуджи, его мастерская была завалена заказами, которые он едва успевал выполнять. Но Флоренция не хотела признавать его. В то время там работало много известных мастеров. Флорентийцы восхищались творениями Леонардо да Винчи и Микеланджело.

В ВАТИКАНЕ

Не признанным Рафаэль оставался бы и дальше, если бы не случай. В 1505 году в сентябре Папа Юлий Второй приехал в Урбино и во Дворце герцога увидел очень красивую роспись на стенах. Этими картинами нельзя было не восхититься. Папа очень долго и обстоятельно расспрашивал герцога о человеке, который пишет настолько красивые картины.

По возвращении Папа Юлий Второй отправил гонца с известием для Рафаэля. В нем сообщалось, что художник Рафаэль из Урбино, урожденный Рафаэль Санти, должен незамедлительно прибыть в Ватикан, чтобы наряду с лучшими известными художниками Италии работать на украшением Рима.

О такой чести мечтал любой мастер, а Рафаэль был счастлив и посему немедленно отправился в Ватикан. Тогда ему было двадцать пять лет.

Перед тем как приступить к ответственной работе, Рафаэль был вызван к Папе, который сказал: «Ты знаешь, зачем приехал. Отныне твои силы и твое дарование принадлежит нам. У нас для всех достойных найдется дело. Всякий же ленивый навлечет на себя гнев».

Не сказав ни слова, Рафаэль молча удалился из зала. Он уже обдумывал свою работу. А ее предстояло выполнить в месте, которое называлось зала делла Сеньятура. В этой огромной комнате подписывались самые важные документы, поэтому работать здесь, было очень почетно.

Папа очень внимательно наблюдал за тем, что делают художники. Он восхищался работой Рафаэля и становился строже по отношению к другим.

Когда работа была завершена, Папа пришел в восторг. «Я знал, что должно было получиться хорошо, но даже не мог представить, что такой молодой художник, как ты, окажешься настолько талантливым. Я доволен твоей работой».

ИЗВЕСТНОСТЬ

Спустя несколько дней Рим разом заговорил о фресках деллы Сеньятуры, как о чем-то неслыханном. Все, от вельмож и богатых купцов до прославленных ремесленников и бедняков спешили в Ватикан. О Рафаэле говорили теперь повсюду. Стоило ему появиться на людной улице, как тут же его окружала толпа.

К этому времени у мастера уже появились свои ученики. Они были еще надежными друзьями и хорошей поддержкой для Рафаэля. Их было всего четверо. Они помогали мастеру расписывать галереи и лоджии. Причем настолько талантливо, что нельзя было отличить работу мастера от работы учеников.

По-прежнему Рафаэль предпочитал проводить время в одиночестве, гуляя по улицам города, любуясь его красотой и погружаясь в свои мысли. Больше всего ему нравилось наблюдать обыденную жизнь и окружающих его людей.

Не смотря на то, что Рафаэлем восхищались, не все у него было гладко. Были и враги, которые завидовали его славе и распространяли слух о том, что, мол, мастер высокомерен и тщеславен. Недаром же он мог войти в расположение Папы. Эти люди не хотели знать о том, что став уже известным Рафаэль оставался таким же простым и сердечным человеком.

Враги не однажды пытались настроит Папу против Рафаэля, но это им не удавалось. Миролюбивый художник не мог ни с кем поссориться.

Постепенно количество работ Рафаэля увеличивалось. Уже и другие залы Ватикана были украшены росписями Рафаэля. По имени его фресок «Изгнание Элиадора» и «Пожар в Борго» получили название залы д`Элиадоро, а другой – зала Пожара. Итальянское же слово станца (комната) установилась как общее название всех этих залов.

На протяжении всей своей жизни Рафаэль писал мадонн. Все они были посвящены своей любимой маме, портрет которой он не успел написать. Наверное, в каждой картине с изображением мадонны можно найти черты мамы Рафаэля.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Заказов, как всегда, было много. Жизнь Рафаэля казалась безмятежной. Так продолжалось недолго. Папа Юлий Второй умер, и на его место был выбран Лев Десятый. Этого человека интересовали только развлечения и веселье. Он был похож на капризного ребенка, которому трудно было угодить. Рафаэля он буквально завалил работой, дав ему столько заказов, сколько не под силу было выполнить.

Когда Рафаэль потребовал только заикнуться, что не справиться с работой, Папа ничего не хотел слышать.

А Рафаэлю становилось все тяжелее и тяжелее.

В 30 лет он был известным мастером, работы которого любили, но это уже не радовало художника. Безмерное количество забот надломило его силы. Он выполнял множество работ, от которых не получал удовлетворения, а времени на отдых не оставалось вовсе.

Так прошло 7 лет, которыми для Рафаэля были последними.

Утром 6 апреля его не стало. Рим был потрясен. Каждому было жаль молодого художника, ведь Рафаэлю было всего 37.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)