Развлечения  ->  Социальные сети  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Ранее становление личности

В жизни человека всегда наступает такой момент, когда он становится личностью, заявляет о своём «я», т. е. начинает осознавать себя, других людей и пространство вокруг. Ребёнок познаёт мир, и какой он будет, прекрасный или не очень, зависит от ёго родителей, а позже от социума, который ограничивает ребёнка рамками добра и зла, допустимого и недопустимого. Мир прививает ему принципы, ценности; он оценивает ребёнка. На основе этого у последнего развивается самооценка и самосознание. Ребёнок становится полноправным представителем человеческой общности, только овладев эталонами оценивания и самооценивания, способами и формами самосознания.

С каждым годом его сознание расширяется, растут его интересы и возможности.

Став личностью, человек начинает сам влиять на общество, но он не может развиваться сам по себе, для его всестороннего развития нужно постоянное взаимодействие с окружающим миром.

Тема нашего реферата «Становление самосознания как фактор социализации личности», потому что нас волнует проблема нравственно-духовного оздоровления общества.

Целью нашей статьи является:

1)изучение ценностных ориентаций выпускника школы;

2)Обозначит проблему поиска цели и смысла жизни для личности (в частности для выпускника, чтобы во взрослой жизни он не чувствовал себя одиноким и брошенным. )

Для реализации поставленных целей необходимо было решить ряд задач.

1. Произвести отбор информации через обзор специализированной литературы.

2. Проанализировать и рассмотреть формирование ценностных ориентаций выпускника.

Становление самосознания

Самые ранние проявления самосознания наблюдаются в конце младенчества, когда ребёнок начинает выделять своё тело из окружающего пространства. Важнейший этап в развитии самосознания наступает на третьем году жизни, когда формируется личностное новообразование – 2гордость за собственные достижения». Оно говорит о том, что ребёнок начинает сознавать свои желания, действия, осознавать себя субъектом деятельности и отделять действие от предмета, с которым оно было связано.

Ядром самосознания является самооценка, которая развивается в дошкольном возрасте по трём направлениям:

1. возрастает число качеств личности и видов деятельности, которая оценивает ребёнка;

2. самооценка от общей переходит к дифференцированной;

3. возникает оценка себя во времени.

Анализируя теорию развития ребёнка в дошкольном возрасте, построенную Леонтьевым, Эльконин выделяет ряд её положений как существенно значимых.

Каждая стадия психического развития ребёнка характеризуется определённым, ведущим её на данном этапе, отношением ребёнка к действительности, определённым ведущим типом деятельности. Признаком перехода от одной стадии развития до другой являются изменения ведущего типа деятельности.

Деятельность ребёнка побуждается не набором изолируемых конфликтующих мотивов, а системой взаимосвязанных и соподчинённых друг другу мотивов, т. е. фактически деятельность определяется смыслом, которым ребёнок наполняет её.

Смена первого типа деятельности другим связана с возникновением новых мотивов.

Главным достижением дошкольного возраста является чёткая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка, обеспечивающая готовность ребёнка к обучению в школе.

Стать школьником очень важно для маленького человека. Этот момент всегда сильно переживается им. Школа также становится своеобразным институтом жизни, у ребёнка появляется ещё один способ взаимодействия с миром – учебная деятельность. С поступлением ребёнка в первый класс в его жизни происходят существенные изменения. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма, возрастает подвижность нервных процессов, отмечается больше, чем у дошкольников, равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют. В целом, можно сказать, что у детей 6-9 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов у взрослых людей. Вместе с тем эти свойства у отдельных детей ещё очень неустойчивы, поэтому многие физиологи считают, что говорить о типе нервной системы у младших школьников можно лишь условно.

В этом возрасте происходят изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие физическую выносливость ребёнка.

Всё это создаёт благоприятные физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

Подростковый возраст – чрезвычайно важный период в становлении личности человека. Одним из важнейших новообразований подросткового возраста является формирование чувства взрослости и, связанные с этим, процессы изменения самосознания и самооценки. В этот момент необходимо, чтобы взрослые признавали ребёнка взрослым и руководили содержательной стороной этого процесса, помогая подростку обрести свою личность. Окружающие должны видеть, учитывать возросший уровень способностей ребёнка и вовремя откликаться на его требования по изменению границ своей самостоятельности.

Именно в это время заканчивается активное формирование ценностных ориентаций у человека.

Под ценностными ориентациями принято понимать социально детерминированную и зафиксированную в психике индивида направленность личности на цели и средства деятельности. Ценностные ориентации отражают отношение человека к социальной действительности и в этом своём качестве определяют широкую мотивации. его поведения. В основе функционирования ценностных ориентаций лежит ценностный подход, согласно которому все явления окружающей действительности (включая поступки людей) – ценности, т. е. отражаются в сознании индивида с точки зрения их возможности удовлетворить его потребности и интересы. Каждого человека характеризует неповторимое сочетание потребностей, ценностей. У каждого может существовать своя система ценностей, структурированная в определённую иерархию. Однако индивидуальные системы ценностей являются таковыми лишь постольку, поскольку индивидуальное сознание отражает сознание общественное. Потому, с точки зрения ценностного подхода, формирование личности школьника в процессе воспитания можно рассматривать как интерифизацию общественных отношений, превращения их в систему личностных ценностей, на которые индивид ориентируется в своей жизнедеятельности.

Первую группу составляют ценности – цели (терминальные ценности), вторую – ценности – средства (инструментальные). Терминальные ценности (Т- ценности) – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремиться сейчас и в будущем. Т- ценности как бы определяют смысл жизни человека, указывают, что для него особенно важно, значимо, ценно. Как известно, умение определить свои цели, т. е. найти самого себя и своё место в жизни, - очень важный показатель личностной зрелости.

Инструментальные ценности (И – ценности) отражают средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать Т – ценности. Подобное деление ценностей достаточно условно, ибо на определённых, особенно ранних этапах формирования личности, в период активного самовоспитания, И ценности, выражающие в основном качества личности, могут выступать как цели жизни, играя роль терминальных.

Адекватная Я – концепция – как необходимый фактор развития личности

Стремление гарантировать каждому человеку реальное право на достойное существование в социальной среде побуждает психологов ставить вопрос о соответствии социальных, воспитательных ситуаций и процесса социализации в целом закономерностям формирования и адаптированным ресурсам личности. Практика социально- психологической работы показывает, что существует значительная когорта подростков, в отношении которых традиционные методы социализации оказываются недостаточно эффективны. Попадая в ситуацию социального отчуждения, такие подростки проходят путь психологического отчуждения с формированием установки «Мы – Они» по отношению к системам- носителям социальных норм, а не редко ко всей культуре в целом.

Профилактика девиантного поведения основывается на мерах социального контроля и наказания в этом случае оказывается малоэффективной, особенно в последние годы, когда произошли заметные изменения в представлении о девиациях и отказ от жестокой регламентации поведения человека.

Социально-психологическая дезадаптация, невозможность удовлетворить социальные потребности, общественно приветствуемые способом, приводят к формированию защитной средовой диспозиции и блокируют расширенно воспроизводство личности подростка.

Для того чтобы направить энергию Я на развитие личности, необходимо снять психологическое отчуждение подростка от значимых микросред и расширить социально- психологическое пространство его жизнедеятельности до границ, в рамках которых он мог бы ощущать себя социально-адаптированным.

Подростки, для которых требуется расширение границ социально- психологического пространства, определяются по двум основным параметрам: по наличию обстоятельств, способствующих девиантному развитию личности и по тем последствиям, которые наступили вследствие стечения этих обстоятельств. В первом случае говорят о носителях фактора риска, во втором – о трудновоспитуемости как о недостаточной адаптации к условиям обучения и воспитания. Очевидно, что носителями «факторов риска», попадая в ситуацию, благоприятную для развития могут быть вполне адаптированными. Дети же, потребности которых при в противоречие с возможностью реализовать их в системе ожиданий среды и вынужденные тратить значительную часть своих сил на психологическую защиту вместо строительства личности, нередко дезадаптируются.

Важнейшую роль в достижении внутренней согласованности личности социальной адаптации играет Я – концепция, на формирование которой оказывает влияние, как индивидуальные факторы, так и значимая среда. В случае, когда давление среды вынуждает подростка прибегать к защитным формам реагирования, изменяется ситуация и формирования Я – концепции, изменяется её структура и отдельные элементы, а следовательно нарушается система интерпретации опыта, саморегулирования и личностного роста. По существу, к подростковому возрасту источником дезадаптации становится не столько отдельный элемент индивидуально-психического склада несовершеннолетнего, но дисгармоничность складывающейся Я – концепции в целом.

Взяв за основу представления о психической средовой адаптации как необходимом условии взаимодействия человека с миром и развития его я – концепции, обеспечивающем в дальнейшем состояние социально-психологической адаптации, мы исследовали осознаваемые и неосознаваемые элементы Я – концепции Ии особенности психического склада у подростков в процессе становления и провели сравнительный анализ когорт, выделенных по признакам глубины объективной дезадаптации.

Любое социально-психологическое явление возникает в результате взаимодействия индивидуумов и общностей, будучи по своей природе объективно-субъективным становится социально-психологическим фактором развития личности и самопроявления сущностного начала человека.

Развитие личности, включенный в социальные группы, происходит в соответствии с характером и требованиями общественных и групповых целей. Однако эти цели задают лишь общее направление, общий характер и рамки формирования человека как представителя социума. Необходимо срабатывание сложных социальных и психологических условий в социально-психологические факторы становления личности человека, развития его самосознания для того, чтобы две противоположные тенденции – индивидуализация и типизация равноценно участвовали становлении целостной индивидуальности, рефлексирующей себя в Я – концепции.

Социально-психологическая адаптация позволяет возникнуть взаимопроникновения, «стыковке» двух систем: социальных отношений и связей, организующих и системообразующих человеческие сообщества и личностного «ансамбля взаимоотношений», мотивообразующих линий Я субъекта этих отношений. Состояние социально-психологической адаптации интегрирует человека в сообщества, позволяет самореализовывать себя в этих сообществах, переносить в них своё Я и трансформировать их.

В современных подходах социально-психологическая адаптация поднимается как процесс активного приспособления индивида к условиям среды и результат этого процесса или уравновешивание социальной действительности и социального в человеке.

Однако, можно рассмотреть адаптацию как способ уравновешивания форм проявления субъектности («самости») и способов организации жизни субъекта в макро – и микроотношениях. Единство ролевого и субъектного в процессе адаптации выступает как динамическая форма субъектно-ролевого единства: становления субъектности ролью и снятия роли субъективности.

Социально-психологическая адаптация осуществляется посредством усвоения норм и ценностей данного общества в широком социальном клане и в ближайшем микросоциальном окружении и активном проявлении своего Я, «проращивании» в пространстве, ограниченном индивидуальными и социальными рамками. Основные проявления социально-психологической адаптации – взаимодействие и общение человека с окружающими людьми, принятие норм и ценностей микро – и макро групп, влияние на окружение, представленность в нём, трансформация внутреннего мира других людей и система взаимодействия в целом.

Возможны четыре варианта социально-психолгической адаптации: индивид адаптирован субъективно и объективно, только социально-психологическая дезадаптация является трансформацией поведения, девиантного формирования Я – концепции, формирует систему саморегуляции. Состояние адаптации является основой процесса развития личности подростка, институализации, активного самовоспроизводства и гармоничного построения Я – концепции.

Становления адекватной Я – концепции, создание у несовершеннолетнего чувства определённости самотождественности возможны лишь при условии принятия требований и оценок среды в качестве элементов Я – образа, а в последствии построения Я – концепции.

В целом Я-концепция представляет собой установочную систему. Установка обладает тремя компонентами: когнитивным, аффективным и производным от первых двух – поведенческим (готовность к действиям в отношении объекта). Нижний уровень Я – концепции составляют неосознанное, представленные только в переживании установки; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и, наконец, сам этот образ вписывается в общую систему ценностных ориентаций, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей.

Для представителей гуманистической психологии основой в формировании Я – концепции является процесс активной самоактуализации субъекта, воплощающего основные бытийные ценности. Самоактуализация как «рост изнутри» является внутренним движением, которое блокирует социальная среда и противоречия между её требованиями и требованиями экзистенциального Я.

Возникновение и развитие самосознания через вхождение в человеческую культуру является одним из базовых представлений о формировании Я – концепции. Влияние со стороны окружения на формирование Я- концепции ребёнка осуществляется благодаря действию четырех механизмов: интериоризации, усвоению оценок других людей, социальному сравнению; самоотрибуции; смысловой интеграции жизненных переживаний. Встречный прогресс со стороны ребёнка, с помощью которого он уподобляет себя другим, связан с феноменом идентификации, которая происходит как осознанно, так и неосознанно.

Биосоциальное развитие в среде формирует у ребёнка две важнейшие динамические структуры Я – концепции: мотивационную и целевую. Мотивационный компонент или уровень реального Я выступает как условие по отношению к самому себе на осознаваемом уровне в виде реального когнитивно-эмоционально-осознаваемого, а на неосознаваемом уровне в виде самооценки. Целевой компонент или уровень притязаний формируется на осознаваемом уровне как идеальное осознаваемое Я, к которому человек стремиться, считая его достижимым, а на неосознаваемом уровне как устойчивая личностная характеристика – «потребность в достижении». По-существу, это желаемый уровень самооценки личности.

Я – концепция активно защищается личностью. Существуют механизмы смягчения рассогласования в системе Я, которые побуждают человека либо регулировать поведение в направлении стабилизации системы, либо выстраивают защиту на различных уровнях. В случае, когда социально-психологическая адаптация не позволяет ребёнку соотносить своё Я со средой , механизмы влияния социума включаются, а мотивы, побуждающие ребёнка действовать во имя своих представлений о себе, построение положительной Я – концепции переориентирует его на защитную диспозицию или другую социальную группу.

Проблема рассогласования между элементами я может быть рассмотрена в трёх направлениях:

1) раскол на две составляющие Я: внешнее Я – защитно-идеализированное и глубинное Я – неразвитое;

2) расхождение между осознаваемыми и неосознаваемыми компонентами Я;

3) разрыв между мотивационными и целевыми компонентами Я.

Расхождения между притязаниями и реальными возможностями, притязаниями и самооценкой, реальным и идеальным Я являются источниками психологического саморегулирования несовершеннолетнего, его личностного роста до тех пор, пока система сбалансирована, т. е. Я – концепция гармонизирована. Однако рассогласование в системе не может превышать границ, очерчиваемых индивидуальными возможностями ребёнка и реальными процессами социального взаимодействия. В случае, когда слишком большие расхождения или отсутствие регулирующей разницы дисгармонирует Я – концепцию, у ребёнка появляется некритичность в оценке достигнутого, ошибочность прогноза, выбор неадекватных целей, тенденции избегать ситуаций соревнования, что в значительной мере способствует расстройству его средовой адаптации.

Рассматривая социализацию как процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение человека в социальную среду мы разводим процесс созревания психических функций, в основе которого лежит созревание организма, и формирование системных качеств, характеризующих индивида со стороны его включённости в общественные отношения.

В современной психологии сложился ряд вполне определённых подходов к рассмотрению развития психики и становления личности. С позиции деятельностного подхода ни состав, ни специфическое качество новообразований человека как личности не определяется прирождёнными механизмами. Так или примерно так рассуждают психологи З. Фрейд, Э. Эриксон, Пиаже, Б. Н. Алмазов.

Я – концепция – полное представление человека о себе, рассматриваемое через призму социальных явлений: семья, школа, друзья

Развитие личности как субъекта деятельности происходит через включённость человека в мир культуры. В рамках этой теории не самоактуализация личности, идущая из глубин индивида, а осуществление себя в других людях, в продуктах культуры представляет собой основной путь развития личности

Неформальное общение и школа влияют на формирование у личности Я – концепции, к 10 – 11 классу их влияние начинает ослабевать. Поэтом очень важно в это время заострить внимание выпускника на его ценностях, заставить задуматься о целях и средствах их достижений, о смысле жизни.

На основе проведенного теоретико-методологического анализа было проведено экспериментальное исследование.

Анализ формирования ценностных ориентаций выпускников школы

Процесс социализации молодёжи, заканчивающей обучение в школе сегодня достаточно сложен. Свойственный периоду юности поиск собственной модели жизненного, профессионального и личностного самоопределения проходит в сложных социально-экономических условиях. Ценностные ориентации выступают в качестве мотивов и стимулов социально активности, преломляющейся в жизненном и профессиональном самоопределении личности.

Их анализ позволит определить направленность индивида на те или иные сферы деятельности и, одновременно, рассмотреть внутренние аспекты мотивации личности, влияющие на процесс её социализации и самоопределения.

Исследования, проведённые на учащихся выпускных классов МОУ СОШ № 27, даёт возможность увидеть своеобразный социально-психологический портрет современного выпускника школы, в котором отражены мнения, установки, интересы, мотивы и отношения старшеклассников, связанные с проблемой жизненного самоопределения.

Анализ жизненных ценностей учащихся показал, что первые места выпускники отдают здоровью, наличию хороших и верных друзей, образованности, верхние ступени также занимают такие ценности, как уверенность в себе, твёрдая воля, интересная работа, творчество.

А на последних местах: высокие запросы, чуткость, непримиримость к недостаткам в себе и в других, как не странно, красота природы.

Результаты были получены путём обсчёта индекса личностных ориентаций каждого учащегося по методу М. Рокича. В исследовании принимали участие 80 человек.

Списки составлены с учетом рейтинга

Процесс юношеского самоопределения в этом возрасте оборачивается поиском собственного дела. Параллельное сосуществование ориентации на достаток и на интересную работу реакция молодёжи на экономическую ситуацию в стране и естественное желание получать высокое материальное вознаграждение за свой труд.

Кем же видят себя наши выпускники? Список наиболее престижных профессий возглавляют коммерсант, экономист, юрист. Наиболее неприемлемыми оказались виды профессий, связанные с рабочими и инженерными профессиями. Профессии врача, психолога, педагога занимают средние места.

Так же со списками ценностных ориентаций выявлены тенденции к возрастанию ориентации на творческий характер деятельности. Учащиеся, которые наряду со школой посещают учреждения дополнительного образования, отмечают, что образования, полученные в этих учреждениях, помогли им в развитии творческого потенциала, способностей и в выборе будущей профессии. Особенно отмечают влияние таких видов деятельности как: работа на компьютере, деловое общение, умение играть на музыкальных инструментах, умение петь, танцевать, моделировать, театральное мастерство.

Но учреждения дополнительного образования, как и школа, не всегда готовы удовлетворить потребность учащихся и их родителей в подготовке к будущей самостоятельной жизни.

Таким образом, в структуре жизненного пути старшеклассников представлены события, которые свидетельствуют о стремление к самореализации.

Когда я писала этот реферат, я много думала о многогранности пути становления личности, о том, какой это великий труд стать настоящим человеком, ведь нужно пройти через столько препятствий, не только своих собственных проблем, но и проблем социальных. Когда смотришь на общий портрет класса, видишь портрет всего человечества, молодёжи и узнаёшь себя. Потому что мир – это наше зеркало, не даром существует такое стихотворение

В одно окно смотрели двое:

Один увидел – дождь и грязь,

Другой листвы зелёной вязь,

Весну и небо голубое

В одно окно смотрели двое.

И ценности каждого ученика – это отражение ценностей общественных, а значит и моих, следовательно, анализ этих ценностей дал мне возможность заглянуть в себя. Зная себя, можно помочь другим, можно изменить представление о себе в мире, улучшить взаимоотношения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)