Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

РАССКАЗ – ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Р. БРЭДБЕРИ «УЛЫБКА»

Рей Бредбери –современный американский писатель –фантаст. В его рассказах и романах звучат предупреждения, предостережения, обращённые к людям, страх за их будущее, боль и печаль, редко надежда. Не исключение и рассказ «Улыбка».

От названия рассказа веет чем –то тёплым, лирическим, радостным. Когда человек улыбается, он счастлив. Но сюжет рассказа не оставляет такого впечатления. В произведении речь идёт о людях будущего, 2061 года.

Первый абзац предполагает, что в дальнейшем будет какой –то праздник. Мы ожидаем его, герои рассказа готовятся к нему: занимают очередь в 5 часов утра. В очереди есть даже ребёнок. Видимо, этого праздника ждали долго, и он должен принести радость, счастье, потому что люди стоят среди разбитых зданий, развалин, оставшихся, вероятно, после какой –то трагедии. Тем более им необходим праздник. Этого торжества ожидает и читатель.

Люди в очереди бедны. Они не могут купить не настоящий кофе, чтобы согреть желудок, потому им это не по карману. А вот на праздник пришли! Несмотря на ранее утро и холод, люди не расходятся, терпеливо ждут. И мы, читатели, с нетерпением ждём этого праздника вместе с героями рассказа. У нас возникают различные предположения. Из разговоров в толпе мы узнаём, что люди ждут появления картины «Мона Лиза». Том, мальчишка из очереди, раскрывает тайну этой картины, её загадочность и потому желание, как мы предполагаем, её увидеть: « Её 400 лет. Она улыбается».

Похвальное желание- среди разрухи увидеть произведение искусства. Ведь известно, что искусство врачует души, дарит надежду тогда, когда она, кажется, умерла совсем. Но всё оказывается намного страшнее!

Люди собрались на площади для того, чтобы уничтожить это произведение искусства, которым восхищались многие поколения. Основное желание людей –получить удовольствие от уничтожения картины. Ими движет ненависть к прошлому.

Отчего же ненависть? Мы видим город будущего, каким его описал автор. Картина безрадостная: груды развалин. Дороги от бомбежек напоминают пилу, радиоактивные поля светятся в ночи. Кто же виноват? Ответ дают люди в очереди: цивилизация поломала жизнь человека.

Однако и в их разрушенной, как город, жизни есть праздники. Когда читаешь слово «праздник», становится немного легче на душе: не так всё плохо в жизни людей 2061 года. Для нас слово «праздник» ассоциируется со счастьем, весельем, музыкой, поздравлениями. Люди 2061 года испытывают радость от уничтожения того, что создано руками других людей.

Они «жгут книги и смеются, как пьяные». Так поступали во времена инквизиции, это же повторяется и в 2061 году. В день науки, когда люди должны показывать достижения человеческого ума, они разломали автомобиль. С радостью Том вспоминает о том, как « счастливчики могли по одному разу долбануть кувалдой». Счастье –о разрушения материальной культуры?! Это парадокс жизни. Стоящие в очереди взахлеб рассказывают, как «громили завод, который ещё пытался выпускать самолёты», как взорвали типографию, несущую свет и просвещение, вместе со складом боеприпасов. И обо всём этом –с восторгом?! Невольно становится жутко от таких праздников. Для людей 2061 года праздник –это уничтожение, разрушение, взрывы, пожар. Это приведёт к гибели цивилизации, катастрофе мира, о чём и предупреждает автор.

Мы сейчас всё чаще стали слышать о вандалах – разрушителях культурных памятников. Автор на примере людей 2061 года показывает, что если этот процесс не остановить, человечество погибнет.

В очереди заходит спор о цивилизации. Цивилизация –это определённая ступень развития общества, его материальной и духовной культуры. Но почему –то это развитие не радует персонажей рассказа. Они пытаются уничтожить материальную культуру и пришли для уничтожения картины. Григсби хочет полного её уничтожения и не видит пользы в цивилизации. Безымянный человек из толпы пытается найти в ней хорошие стороны и верит, что найдётся человек, который сможет оценить цивилизацию по достоинству. Это будет Человек с душой, умеющий ценить прекрасное, он «подлатает» цивилизацию, чтобы люди «могли жить мирон», без ненависти и разрушений. Другими словами, этот человек возродит любовь ко всему. Поэтому слово Человек написано с большой буквы. Маленький лучик веры в будущее зародил Брэдбери, и мы понимаем: если есть не равнодушные, значит, не всё ещё потеряно.

А пока страшно становится от того, что изображает Брэдбери. Но самое страшное, что в этом акте вандализма участвует ребёнок, Том. Он, как и все остальные, «копя слюну», идёт, «изготовившись, предвкушая, с расширенными зрачками. Сердце Тома билось, и земля жгла его босые ноги». Наступает самый кульминационный момент: Том должен плюнуть в картину. Люди идут уничтожить то, перед чем с восторгом замарает не одно поколение! К нашей радости, Том отказывается плевать, потому что он впервые увидел действительно прекрасное- таинственную и печальную улыбку. Том впервые увидел настоящую красоту, и в его душе проснулось чувство, сердце заколотилось уже от восторга, а в ушах зазвучала музыка. Впервые мы слышим звук музыки, а не звуки разрушения. Душа ребёнка оказалась открытой прекрасному, и это радует, и на детей и их чувства рассчитывает автор.

А дальше автор описывает самую отвратительную картину: обезумевшая толпа уничтожает шедевр искусства: «крича, толкаясь, мечась, толпа выла», «руки клевали портреты, словно голодные птицы», «старухи жевали куски холста, мужчины разламывали раму, поддавали ногой лоскуты, рвали их в мелкие –мелкие клочья». Ужасом веет от такой «свистопляски». И только Том не принимает в неё участия, потому что не понимает необходимости убивать красоту. В нём проснулся другой человек.

И всё-таки он вырвал кусок холста, чтобы спрятать у себя на груди кусочек красоты. Он прячет улыбку Моны Лизы в ладони, чтобы её никто не украл, не отнял. Том плачет от стыда, позора за себя и за людей, боли от непоправимости случившегося.

Рассказ Брэдбери заканчивается оптимистически: Том засыпает, прижимая к себе улыбку, и она снится ему очень долго, а вокруг устанавливается тишина, предвестие нового отсчёта времени.

Брэдбери в рассказе «Улыбка» предостерегает нас от совершения непоправимых поступков. Он показывает, как с уничтожением культуры человек уничтожает и себя, обрекая род человеческий на вырождение, потому что перестаёт быть человеком, а превращается в животное. Автор утверждает, что необходимо сохранять культурные ценности во все времена, чтобы передать последующим поколениям.

ТЕЗИСЫ

Методом чтения «вслед за автором» и разбором ключевых сцен, опираясь на заглавие рассказа, ученица показывает противоречия между заглавием и содержанием, выделяя основную мысль, заложенную в заголовке. Лексическая работа над словами «праздник» и «цивилизация» помогает ученице выявить парадоксальное отношение к этим понятиям в фантастическом рассказе и показать, как парадокс помогает раскрыть идею произведения

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)