Размышление о происхождении театра
Немногие мои подружки могут похвастаться, что им в раннем детстве пели колыбельные, И уж совсем мало кому бабушки или прабабушки рассказывают о своём житье-бытье, потому что, наверное, думают, что их современным внучкам не интересно слушать "байки из склепа". Мне повезло: мои родные открыли мне свой мир! И теперь я хочу, чтобы и в моей жизни было столько добра и радости, сколько узнали они за свой долгий и очень нелегкий век.
Длинный-предлинный день уже на исходе. Тепло и уютно в детской кроватке, особенно если Она, моя бабушка, склонилась надо мной, и я вижу, как Она улыбается, как понемногу разглаживаются лучики-морщинки возле ее глаз, когда старенькая, но очень мягкая ее рука гладит меня по головке, и я слышу такое знакомое:
Ай, бай, бай,
Ты, собачка, не лай,
Ты, корова, не мычи,
Ты, петух, не кричи,
Наша Юля будет спать,
Станет глазки закрывать.
Баюшки, побаюшки,
Пекла бабушка оладушки,
В масличко макала,
Дашеньке давала
Ешь-ка, ешь-ка, Дашенька,
И ты вырастешь большая,
Я отдам за молодца,
Ты там станешь поживать
Да меня всё поминать.
Я очень часто вспоминаю эти часы перед сном, когда моя прабабушка Вера Тихоновна так нежно и так красиво желала мне спокойной ночи. И вообще Она у нас артистка. В нашей семье все ее так называют. Она много знает частушек, песен, шуток-прибауток, игр и потешек, еще отлично играла когда-то на балалайке. Правда, сейчас она все реже поет - бальше просто шутит, рассказывая о чем-нибудь. А я, затаив дыхание, слушаю.
-Бабулечка, откуда ты всё знаешь и почему всё время такая веселая? -однажды поинтересовалась я.
А Она, почти не задумываясь, ответила:
-Веселье - это небо, под которым цветёт всё, кроме злобы. Я точно знаю: меня этому моя прабабка научила. И ещё многим премудростям. У нас в роду скоморохи были: сами шутили и других веселили - этим и живы были!
Конечно же, я знаю, кто такие скоморохи: мы в школе на уроках истории и литературы не раз о них слышали, в летописях, житиях и былинах о них читали. Это - странствующие актеры в Древней Руси: певцы, острословы, музыканты, кукольники, дрессировщики, акробаты. Но мне ужасно захотелось узнать побольше об этом именно от неё. Самое главное - "разговорить" бабушку, а потом, затаив дыхание, слушать её "байки"- и видеть.
Они, "глумцы" и "потешники", знали разные способы "развлекать скуку толпы": прибаутками и красным словцом, позорами; наряжались в скоморошное платье и надевали на себя маски -"личины" и "хари". Скоморохи ходили большими компаниями, иногда человек в пятьдесят, из посада в посад из села в село и представляли свои «потешные игры» лишь иногда, обычно в праздники - интереснее всего на святках или на масленице. Например, один скоморох, изображая господина, наряжался в высокую шапку из дубовой коры, садился на видное место, подбоченившись, и смотрел на всех свысока. А другие - подносили ему "подарки". Неожиданно появлялись еще двое и садились барину на плечи, начинали его бить, приговаривая: "Ой", боярин, ой, помещик! Любо тебе было подарки брать да людей безвинных обижать!. Ну-ка, вези нас на расправу с самим собой!".
На празднике всегда были уместны подобные шуточные сценки и проказы ряженых, даже непристойные, обидные слова в виде церковных песнопений. Древний смысл ряжения - задобрить язычное божество весельем, шутками, смехом. Когда-то и божество изображал специально переодетый человек, другие же - издевались над ним, срывали с ряженого одежду, "клевали журавлем", били жгутом, лопаткой, лаптями или палками. А это уже значило, что божество убито - нечего его бояться. Со временем очень похоже стали изображать и боярина, и воеводу, и купца,, и помещика, и даже царя. И лупить их! Скоморохи возбуждали охоту в зрителях, и те сами принимались "ломаться" - петь, играть, плясать и потешаться.
Как, бывало, брат да я
Заложим тройку удалую.
Едем, свищем, веселимся,
Никого на свете не боимся!
А теперь нас, молодцов,
Собралось со всех концов.
Какой там черт - воевода!
Будь их там сто или двести -
Всех их положим вместе!
Я их знаю и не боюсь,
А если разгорюсь,
Ещё ближе к ним подберусь.
Правительство и церковь не могли терпеть такого глумления над властью. Не раз приказывали воеводам ломать и "жечь инструменты и хари песенников и "глумцов" и "бить батогами". Защитить бродячих артистов никто не смел. И поэтому они вынуждены были собираться большими ватагами. Иногда они сами нападали на прохожих или проезжих, грабили и даже убивали их. "Вижу, голова, я нынче на Рождестве - прохожий, вот на этого рыжего похожий. Он меня, голова, и позвал Христа славить, в чужих домах по стенам шарить. Мы, голова, и прославили, шубу с бобовым воротником сгладили. "Люди быстро разнесли поверье, что под видом таких "весельчаков" ходили бесы: "У кого есть в кармане рублей двести, у рыжего сердце не на месте. Признаться сказать, у кого волосы черны, и те на эти дела задорны. В особенности рыжие да плешивые самые люди фальшивые. Кому лапоть сплесть, кому в карман влезть - и то умеют".
И всё-таки шустрых скоморохов любили все. И хотя цари запрещали народу водить дружбу с "улицей", то есть веселым игрищем, сами-то забавлялись песнями, которые им пели потешники, да "хлопали в ладоши", подпирались руками в бока, махали вокруг головы вышитым золотом платком, двигали в разные стороны головою, подмигивали бровями" под звуки гуселек, цимбалок или домрочки какого-нибудь скомороха, А на свадебном-то перу уж никак не обходились без гудочников и гусельников, которые сопровождали звуками своих инструментов свадебные песни. А гости-то при этом кричали и кривлялись, и танцы их были непристойны. Они в это время походили на придворных шутов, в обязанности которых входило напиваться допьяна и дурачиться в пьяном состоянии. Вот была потеха! Настоящая комедия. А вот строгий и набожный царь Алексей Михайлович, хотя и называл музыкальные инструменты "бесовскими сосудами", в дни рождения своих детей устраивал на дворе целый оркестр из инструментов того времени. Хотелось и ему, батюшке, праздника! А под конец своего царствования он так разохотился, что "допустил у себя театр".
А простой люд веселился на ярмарках да в балаганах. "И вот - о радость! - раздается знакомый пронзительно-гнусный окрик. и в боковой прорехе палатки, образующей нечто вроде открытой сцены, появляется Он - главный герой ярмарки - Петрушка. " Он наряжен в скоморошье платье с крупными узорами по белому фону. На голове его колпак с бубенчиками. В руках две сковородки, которые при нажиме на живот бьют друг об друга, голова его шевелится, а бубенчик звенит:
Всем необходима
Проходящим мимо
Детская игрушка -
Живой Петрушка!
Веселый бим-бом
Веселит весь дом!
Такого молодца -оригинала
Вся Москва не видала!
Вина не пьет,
Стекол не бьет,
С девками не якшается,
Худым делом не занимается,
А к мамину карману подбирается!
Это были первые представления кукольного театра,
Развернул он ширмы посреди двора;
Дворники, лакеи, прачки, кучера
Возле ширм столпились, чтобы поглядеть,
Как Петрушка будет представлять камедь.
"Молодец Петрушка!" Но всё стихло - вмиг:
Из-за ширм явился красный воротник, -
Подошёл к Петрушке и басит ему:
"Что ты тут, каналья?. Я тебя уйму!. "
Петька не робеет: взявши палку, хлоп!
Мудрое начальство в деревянный лоб.
Хохот, одобренье; слышны голоса:
"Не сробел начальства!. Эки чудеса!"
(Г. Н. Жулев, «Петрушка», 1864).
Почему так смешон Петрушка, почему весело смотреть на него всем - и детям и старикам? Потому что, это настоящее Чудо! Чудо добра и справедливости, которое так необходимо всем и которое сближает, роднит самые разные поколения людей до сих пор. Крупицы этого чуда сберегла и моя прабабушка. И по-своему, по -скоморошьи, передает их мне.
"Я люблю играть со своим младшим братом в чудесные "бабушкины игры". Например, в медведя:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл,
На печи застыл.
Или в заиньку:
Заинька, попляши,
Серенький поскачи,
Кружком, бочком повернись,
Кружком, бочком повернись!
Заинька, в ладоши,
Серенький в ладоши.
А наши с ним игры с переодеванием превращаются в настоящие представления ряженых. Мама иногда сердится: "Что вы тут за балаган развели!"
А мы ей в ответ:
* Кисонька - мурысонька,
* Где была? - У бабушки.
* Что пила - ела? - Сыр - маслице.
* Оставила ли мне? - Оставила.
* Где масло? - В криночке.
* Где криночка? - На полочке.
И я знаю, как бывает трудно человека развеселить, если он чем-то огорчён. Иногда мне приходится не сладко! Видно, скоморох я пока некудышний. Скоморохом стать хочу - пусть меня научат! И я учусь. у своей прабабушки и представляю себя в будущем. Нет, конечно, не в балагане, а на сцене современного театра. Хочу научиться по-настоящему радовать зрителей и гордиться тем, что это получается. Может быть, и услышу когда-нибудь слова, похожие на те, что сказал царь Берендей своим скоморохам в пьесе АН. Островского "Снегурочка". В прошлом году мы изучали это произведение в школе на уроках литературы. И даже сами поставили спектакль по этой замечательной сказке. А всего несколько недель назад я видела этот спектакль в Театре на Басманной и сразу же обратила внимание на слова царя Берендея:
Веселое гулянье! Сердцу радость
Глядеть на вас.
Лишь добрые и честные способны
Так громко петь и так плясать отважно.
Спасибо вам на песнях и на пляске!
Уж тешиться так тешиться!
А пока длинный-предлинный день уже на исходе. Тепло и уютно. И я улыбаюсь своим воспоминаниям, своей мечте
Комментарии