Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Размышления над черновиками А. С. ПУШКИНА (Стихотворение «Зимняя дорога»)

Обращение к произведениям А. С. Пушкина на занятиях русским языком в старших классах дает возможность увидеть, как живут, как употребляются языковые средства разных уровней в «безукоризненных образцах» искусства слова, какими являются пушкинские стихи, проза, критические статьи, дневниковые записи и письма.

В своей исследовательской работе, которую я назвал »Размышляем над черновиками Пушкина», я обратился к тексту известного всем стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро», сравнил исходный текст с черновиком. Это позволило мне узнать много нового и интересного, понял, что «слово» у Пушкина понятие многозначное. Оно обозначает не только основную единицу языка, которая изучается в разделе «Лексика», но и сам язык, язык Пушкина, язык его произведений.

Начиная свою исследовательскую работу я отдавал себе отчёт в том, что проблема изучения так называемой «лаборатории творчества» Пушкина, это громадная и очень трудная проблема, и для решения ее совершенно недостаточно анализа черновиков поэта: здесь требуется глубокое, обширное психологическое исследование, опирающееся на самые разнообразные материалы.

Д. П. Зуев писал: «Может показаться странным, что сейчас еще можно находить довольно большое количество нового материала в рукописях, многократно и тщательно изученных. Но дело в том, что наши предшественники были в этом отношении гораздо богаче нас: они имели возможность публиковать целые пласты нового пушкинского текста и потому с некоторой небрежной расточительностью оставляли без внимания более мелкие или более трудные для разбора рукописные материалы. Мы же дрожим над всякой мелочью, мы стремимся исчерпать до конца все пушкинское рукописное наследие, выскрести его дочиста, не оставляя неразобранными, не приведенными в известность ни одной строчки, ни одного слова. »*

Каждый кто работает с черновиками А. С. Пушкина должен руководствоваться убеждением, что почти не существует по-настоящему «отрывочных набросков», «записей мелькнувшей у поэта мысли», несвязных обрывков, какими богаты были старые публикации пушкинского текста: все эти обрывки в рукописях являются неполной записью каких-то достаточно связных замыслов, в свете которых они и приобретают свой ясный, хотя бы и

К о р ш Ф. Е. Разбор вопроса о подлинности окончания «Русалки» А. С.

незаконченный смысл. Задача исследователя — не успокоиться на буквальном воспроизведении наброска, но проникнуть в него, вскрыть замысел. Это задача трудная, но необходимая. Просто прочесть — мало, надо понять, истолковать прочитанное

Для настоящего понимания черновика, а не только точного, буквального его воспроизведения исследователю необходимо прежде всего найти ключ к последовательности работы поэта над этой рукописью, понять, с чего он начал, в каком порядке что зачеркивал и чем заменял. Без этого запутанный, перемаранный черновик совершенно не может быть понят. С другой стороны, правильно найденная последовательность заполнения рукописи помогает даже при чтении вовсе неразборчивых мест. Дело в том, что, читая рукопись в той последовательности, в какой она писалась, мы как бы ступаем по следам творившего поэта, двигаемся по течению его мыслей и, таким образом, до некоторой (правда, несоизмеримо малой!) степени наталкиваемся на те же ассоциации, которые у него возникали. Конечно, нам не придет в голову именно тот самый эпитет, то самое слово, которое пришло в голову в этом месте Пушкину. Но, глядя на неразборчиво или с искажающей опиской написанное слово, фразу, мы, подготовленные всей последовательностью мыслей поэта, всей совокупностью отвергнутых и принятых вариантов, гораздо легче догадаемся о его смысле, поймем и расшифруем его.

Научная (теоретическая) работа

Давно уже сказано: Пушкин принадлежит всем. И каждая эпоха, каждое десятилетие вносит нечто своё, новое в постижении нашего общенационального гения, его судьбы его окружения.

О поэзии Пушкина Гоголь сказал: «. ничего не вносил он туда необдуманного, опрометчивого из собственной жизни своей. А между тем все там до единого есть история его самого. Но это ни для кого, не зримо»**. Ставшие доступными нам теперь черновики Пушкина говорят не только о том,. как. менялись под -его пером образы создаваемых им героев; нередко они говорят нам о том, как великий поэт боролся за выбор варианта собственной судьбы »:"

Читать первоначальные черновые редакции и варианты пушкинских произведений, как мы читаем законченные или незавершенные и сохранившиеся хотя бы в отрывках произведения Пушкина, разумеется, невозможно: они требуют прежде всего внимательного изучения. Результаты же исследования их, раскрывающие во многом историю создания великих произведений поэта, могут представить интерес для более широкого круга читателей. «Как студии (то есть этюды. — И. Ф. ) великих художников они сделаются предметом изучения для будущих наших писателей»*, — проницательно заметил век назад В. А. Соллогуб, касаясь появления в печати черновых пушкинских отрывков.

Целью моего исследования стало сравнения черновика с окончательным вариантом текста стихотворения А. С. Пушкина «Зимняя дорога». Отразить работу поэта над отдельными строками или строфами стихотворения.

Одна из задач – доказать что стихи Пушкина создавались в прямом смысле слова: стих за стихом ложился на бумагу, выходя из-под его пера, и поэт тут же переделывал только что написанное, иногда по многу раз. Что изучение черновиков поэта даёт возможность видеть воочию, как безошибочно избирает Пушкин лучшее из множества возникающих в его творческом воображении решений.

Теоретическая часть работы

1). Солнце нашей поэзии

Пушкин, его творческий и человеческий облик волновали будут волновать многие и многие поколения людей. Уже дети современников поэта воспринимали его имя как него совершенно особое, почти святое, жадно вслушиваясь «рассказы старших о былом. Многое из этих рассказов включалось позднее в воспоминания, которыми, увы, не слишком была избалована сама пушкинская эпоха.

Непосредственный разговор с таким человеком, как Пушкин, дает ощущение богатырских сил его души, сил, важных уже не столько для самого поэта, сколько для нынешнего и будущего его читателя.

При чтении (разумеется, при пристальном чтении) поэт оказывается совсем рядом. Пушкин подпускает читателя близко-близко к себе, но сохраняет при этом дистанцию достоинства и чести. Он требует, чтобы высоко ценимое братство не переходило в панибратство, а дружба, или, как сам бы он сказал, дружество, не становилось неким непотребством, свинством.

Пушкин требует немногого, но это немногое оказывается на поверку многим. Он требует, чтобы его собеседник был человеком. И собеседник всеми силами души старается ответить Пушкину на эту его веру, на это его требование.

Все читатели, которые счастливо выбрали Пушкина еще в детские годы своим наставником, своим учителем, своим советчиком, свидетельствуют, что их душевный опыт, их поведение среди людей стали более совершенными, чем у тех, кто прошел мимо Пушкина.

Именно в своей лирике Пушкин раскрывается полно и сосредоточенно, доверительно и молитвенно. Именно своей лирикой Пушкин дает нам возможность понять существо это го жанра. Жанра, в котором человек равен себе, в котором осуществляет весь свой душеный опыт, свои связи с внешним миром.

2). Основные особенности лирики А. С. Пушкина

В лирике Пушкина «Я» рас ширяется до размеров «МЫ» Опыт поколений, уроки истории становятся его личным опытом. Вчитываясь в лирику Пушкина, мы узнаем не только его жизнь, ее течение, противоборство страстей, но и колоссально много узнаем о людях его времени, старших и младших, о человеке вообще. Читая лирику Пушкина в хронологическом порядке, видишь дневник его души, видишь, как пылкий юноша постепенно становится «усталым рабом». За пятнадцать — семнадцать лет происходит это драматическое действо его жизни, действо исключительной напряженности. Душа, исторгавшая песнь о вос

торге перед чудом бытия, жалуется: «Дар напрасный, дар случайный, жизнь, зачем ты мне дана. »

Даже не зная подробностей биографии поэта, можно прочитать лирику Пушкина как самый достоверный свод сведений о нем самом, о его друзьях и недругах, его желаниях, пристрастиях, мечтах, затаенных мыслях, полуночных видениях. Можно почувствовать все струны его лиры. Лиры, которая, по слову его современника, исторгала «пламенные звуки». Да что там говорить, перед нами жизнь исключительной ценности одного из лучших людей России, человека, сказавшего не только о себе и за себя, но и за нас с вами. Вот почему любовь к Пушкину —это больше, чем любовь к великому поэту. Это любовь народу имеющему такого поэта Россия немыслима без Пушкина.

И в лирике, именно в лирике Пушкин находит новый спо-со6 разговора с читателем. Так по него никто не говорил. Свобода обращения со словом, во-обще языковыми средствами, так называемыми стилями («штилями», как говорили в те времена), даст Пушкину возможность выразить то, что до него оставалось невыраженным. Человек в его лирике раскрывается естественно и полно. А ведь именно этой естественности и полноты не хватало допушкинской поэзии. Свободе волеизъявления в стихе, живости речи, раскованной интонации поэтической беседы уже уготовано было большое будущее.

В стихотворении «К моей чернильнице» (1821) Пушкин писал:

Подруга думы праздной,

Чернильница моя,

Мой век разнообразный

Тобой украсил я,

Как часто друг веселья

С тобою забывал

Условный час похмелья

И праздничный бокал.

3). Размышляем над черновиками А. С. Пушкина

Чернильница — бокал. Две эмблематически выраженные чаши, два сосуда. Каждому из них — свое время, свой черед. В отличие от многих поэтов, записывавших свои уже сочиненные стихи, Пушкин в подлинном смысле слова писал (а не записывал) пером на бумаге. Вот почему на рукописях запечатлен весь процесс создания его произведений. По рукописям Пушкина исследователи восстанавливают этапы работы поэта. Исследователи (первым из них надо назвать П. В. Анненкова) работали над пушкинскими рукописями не только с интересом, но и с упоением.

Чернильница была не пузырьком с чернилами, а прекрасным сосудом, который радовал глаз, инструментом поэта — «сокровища мои на дне твоем таятся».

Этажи помарок, поля сражений мысли и чувства, беглые зарисовки, заметки по поводу—все это увлекало и увлекает. Мысль следует по стопам гения и многому научается.

Так создалась целая наука, которой отдали и отдают свои знания, свои таланты, свое время примечательные исследователи русской литературы,. «Пушкинская текстология сделалась представительницей рус ской текстологии вообще» справедливо утверждает С. М. Бонди,

Нет лучшей школы для поэта, чем эта школа — чтение рукописей Пушкина и сличение вариантов, установление поступательных этапов работы, поиск истины высказывания, точности и красоты, выражающих суть

Методика проведения исследовательской части работы

1). Работа со словами, значение которых не вполне ясно

ЗИМНЯЯ ДОРОГА

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег. Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне.

Скучно, грустно. Завтра, Нина,

Завтра, к милой возвратясь,

Я забудусь-у камина,

Загляжусь не наглядясь.

Звучно стрелка часовая

Мерный круг свой совершит,

И, докучных удаляя,

Полночь нас не разлучит.

Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Вам, безусловно, нетрудно было представить картину зимней дороги. Но все ли слова понятны?

На I этапе своего исследования я обратил внимание на устаревшие слова. Выписал из текста стихотворения слова, значение которых мне не вполне ясно. Проверяя свое лингвистическое чутье, сначала самостоятельно дал толкование выписанным словам, а затем обратился к словарю.

• Борзый (уст. ), прил. -скорый, резвый.

• Верста (уст. ), сущ. –верстовой столб.

•Долгий (уст. ), прил. - протяжный, медленный.

•Докучный (уст. ), прил. — наводящий скуку, докучливый, надоедливый.

Далее я выписал слова, грамматические формы которых мне непонятны.

• Полосаты (версты) = полосатые версты — верстовые столбы, окрашенные черными и белыми полосками. Полосаты -усеченная форма прилагательного полосатые.

• Одне = одни. Форма множественного числа числительного одна (верста).

Таким образом на первом этапе своей работы со словами, их формами, дала мне возможность глубокого и внимательного прочтения

2). Обратимся к черновым вариантам стихотворения

На II этапе исследования я обратился к черновым вариантам стихотворения, которые рассказали мне о кропотливом труде поэта, о тщательном поиске единственно верного слова.

Наиболее интересной, на мой взгляд оказалась работа поэта над третьей строфой.

Напечатанный вариант Черновик

Что-то слышится родное а)Сердце русское простое

В долгих песнях ямщика: Слышно в песни ямщика.

То разгулье удалое, 6) Чувство русское простое

То сердечная тоска. Слышно в песнях ямщика.

в) Что-то слышится живое

В тихих песнях ямщика.

г) Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То душевная тоска.

Далее я выписал из черновых вариантов стихотворения словосочетания, отражающие движение чувства, мысли поэта, его стремление полнее выразить душевное состояние героя.

а) сердце русское простое б) чувство русское простое в) что-то живое г) что-то родное

Почему А. С. Пушкин, отвергая существительные сердце, чувство, останавливает свой выбор на неопределенном местоимении что-то? Почему, заменяя существительные на местоимение, поэт изменяет и определение к нему?

В поисках ответа на поставленный вопрос обратимся к «Толковому словарю русского языка» под ред. Д. Н. Ушакова. Меня заинтересовали не все значения слов что-то, живой, простой, родной (их у каждого слова достаточно много), а лишь те, которые могут дать ответ на мои вопросы. Итак:

Что-то — местоим. неопределенное. 1. Нечто, некий предмет, некое явление (неизвестное, неопределенное, непонятное и т, п. ). Она словно хочет сказать мне что-то. 2. со словом «такое» и без него. Приблизительно это, такое количество (простореч. ). Он мне остался должен что-то рублей сорок.

Живой — 1. Такой, который живет, в котором есть жизнь. 2. Обладающий жизнью, одушевленный. 4. Выражающий жизненную энергию, подвижность. 8. Живительный, оживляющий (поэт. ).

Простой —. 4. Добродушный, нецеремонный.

Бесхитростный, простодушный; добрый 1 щедрый (разг. и обл. ).

Родной -. 3. Свой, близкий по духу и привычкам; такой, где родился.

Думаю, что в пушкинских ;строчках местоимение что-то имеет несколько иное, более широкое значение, чем то, которое представлено в Словаре. У Пушкина местоимение что-то, употребленное вместо имен существительных сердце, чувство, расширяет, раздвигает границы нашего «словесного кругозора». Что-то — это и сердце, и чувства, и душа.

Прилагательное родное в этом стихотворении объединило значения слов близкий, простой, живой, отражая особенности характера русского человека. То, о чем пишет поэт, трудно выразить иначе. Выбрав словосочетание что-то. родное, Пушкин ориентирует читателя на мир человека: только человеку свойственно чувство родства, душевной близости, только у человека есть родина.

Безусловно, я не смог ответить на вопрос, почему А. С. Пушкин предпочел этот вариант другим; я могу только предполагать. Наша задача — учиться у поэта не только бережно относиться к выбору слова, но и сочетать слова друг с другом, подчиняясь чувству «соразмерности и сообразности».

3). Звуковой состав стихотворения

Следующей остановкой на пути к пониманию авторского замысла стала работа со звуковым составом стихотворения.

Раскатистый звук [р] в первой строфе повторяется четырнадцать раз ("моРоз", "дРемлешь", "дРуг", "пРе-лестный", "поРа", "кРасавица",

"пРоснись", "откРой", "взоРы", "навстРечу", "севеРной", "АвРоРы", "севеРа"). Лирический герой желает разбудить возлюбленную, чтобы поделиться счастьем, которое переполняет его. Неслучайно оба предложения в первой строфе восклицательные.

Уже во второй же строфе звуковой состав меняется: завывание вьюги помогают услышать сонорные носовые [л] и [н] в сочетании с гласными. Меняется и эмоциональный настрой: "мутное небо", "бледное пятно" луны, "тучи мрачные" вызывают печаль героини. Вчерашний хмурый и тоскливый вечер противопоставляется сегодняшнему радостному утру: "Вечор. а нынче. погляди в окно. " Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Но смогли бы мы оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного, печального вечера?

Третья строфа — зимний пейзаж. Русская зима небогата красками, но картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой ("под голубыми

12 небесами"), и чёрный ("прозрачный лес один чернеет"), и зелёный ("ель сквозь иней зеленеет"). Всё сверкает, сияет за окном; в строфе дважды повторяются однокоренные слова "блестя" и "блестит":

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Словом "блеск" связаны третья и четвёртая строфы: Вся комната янтарным блеском Озарена.

Только блеск этот уже не холодный, зимний, а тёплый, золотисто-коричневый, янтарный. В третьей строфе не слышно звуков (наверное, потому что герой стихотворения находится в доме и видит зимний пейзаж из окна), зато в четвёртой строфе мы отчётливо слышим треск затопленной печи. Тавтология "треском трещит" художественно оправдана.

Звуковой тон стихотворений яркий, светлый, радостный, нежный. Звуки служат не только для того, чтобы оформлять слова, они создают определённую содержательность, мелодию, выстроенную в нужном тоне, мелодию, поддерживающую, подчёркивающую содержание текста.

Для подтверждения выше сказанного обратимся к таблице звуко-цветовых сочетаний.

А — густо-красный Я — ярко-красный

О — светло-желтый или белый

Е — зелёный

Ё — жёлто-зелёный

Э — зеленоватый

И — синеватый

Ю — голубоватый, сиреневатый

И — синий

У — тёмно-синий, сине-зелёный, лиловый

Ы — мрачный, тёмно-коричневый или чёрный

- Всё точно! Трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении.

Получается, что поэтический талант включает в себя и поэтическую интуицию, сверхсознание поэта, которое помогает ему не только создать нужные образы, подобрать нужные слова и рифмы, но и заставить саму ткань стиха звучать музыкой звуков и гореть красками живописи.

4). «Переклички» слов, словосочетаний в стихотворениях «Зимняя дорога» и «В поле чистом серебрится»

Далее в своей работе я обратил внимание на ключевые слова

Говоря о ключевых словах, отмечу частотность слова дорога, входящего в название стихотворения. Это слово можно назвать одним из ключевых в произведениях А. С. Пушкина. Это ключевое слово, определяющее тематику стихотворения, позволяет нам построить воображаемый однотематический «мост» к более позднему стихотворению «В поле чистом серебрится. », начатому в 1833 г. , но неоконченному.

В поле чистом серебрится

Снег волнистый и рябой,

Светит месяц, тройка мчится

По дороге столбовой.

Пой: в часы дорожной скуки,

На дороге, в тьме ночной

Сладки мне родные звуки,

Звуки песни удалой.

Пой, ямщик!

Я молча, жадно

Буду слушать голос твой.

Месяц ясный светит хладно,

Грустен ветра дальный вой

Пой: «Лучинушка, лучина,

Что же не светло горишь?»

Интересно, что в черновике к стихотворению «Зимняя дорога» есть строчки, которые не вошли в окончательный вариант.

Ель под инием сребрится.

Сосны инием сребрятся.

- А, как вы могли заметить, стихотворение 1833 г. начинается так:

В поле чистом серебрится. ,.

Легко «переклички» слов, словосочетаний в этих стихотворениях «Зимняя дорога», «В поле чистом. ». Посмотрим, как это будет выглядеть в таблице:

«Зимняя дорога» «В поле чистом» волнистые туманы снег волнистый по дороге зимней по дороге столбовой тройка. бежит тройка мчится скучно, грустно в часы дорожной скуки.

грустен ветра дальний вой что-то. родное родные звуки разгулье удалое песни удалой

Заключение

Изучение черновиков поэта даёт возможность видеть воочию, как безошибочно избирает А. С. Пушкин лучшее из множества возникающих в его творческом воображении решений

Прочитанные теперь черновики лирических стихотворений и поэм Пушкина, которые заняли в академическом издании сотни страниц, представляют собой прежде всего первостепенный материал для воссоздания общей картины огромного творческого труда поэта: в них раскрывается его «вдохновенный», «постоянный труд, без коего,— по словам Пушкина,— нет истинно великого»*. Но кроме того, что особенно ценно, изучение черновиков Пушкина в гораздо большей мере, чем это можно утверждать, говоря о рукописях других наших поэтов, позволяет раскрыть творческую историю целого ряда важнейших его произведений. Возможность эта связана с особым характером пушкинских черновиков, которые недаром Б. Томашевский называл стенограммами его творческого процесса.

«Существуют поэты, у которых стихи создаются изустно, на бумагу записываются уже готовые или почти готовые стихи. Не так создавались стихи Пушкина; он писал их в прямом смысле слова: стих за стихом ложился на бумагу, выходя из-под его пера, и поэт тут же переделывал только что написанное, иногда по многу раз. Многие из оставленных Пушкиным в рукописях первоначальных вариантов отражают работу поэта над отдельными строками или строфами. С точки зрения творческой истории каждого из больших пушкинских произведений в целом варианты эти имеют лишь локальное значение. Но неправильно было бы, конечно, сводить труд великого поэта к отделке стихотворных строк или отдельных строф его произведений. Ценя в поэзии «верность выражения» и стремясь к ней в своих стихах, Пушкин, еще при жизни признанный и признававший себя «поэтом действительности», осуждал писателей, заботящихся «более о наружных формах слова, нежели о мысли, истинной жизни его. »**. Ставшие доступными нам теперь черновые редакции пушкинских произведений отражают поэтому прежде всего смену идейно-художественных решений, возникавших в творческом воображении поэта. Чертами, отличающими поэзию Пушкина, Гоголь считал «необыкновенное искусство немногими чертами означить весь предмет» и «чрезвычайную быстроту описания». Эти черты отличают и процесс работы Пушкина над созданием своих произведений.

Нет лучшей школы для ученика, чем эта школа – чтение рукописей Пушкина и сличение вариантов, установление поступательных этапов работы, поиск истины высказывания, точности и красоты, выражающих суть.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)