Учеба  ->  Учебные материалы  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры

Ребенок наследует от родителей определенные способности к двигательной деятельности, но развивает их как естественным путем в самостоятельных играх, так и посредством целенаправленных упражнений в школе. Каждому возрасту свойствен определенный качественно- количественный уровень развития двигательных качеств. Имеются и четко выраженные половые различия. Учитель физической культуры должен ясно представлять закономерности формирования двигательных качеств у школьников.

Развитие ловкости. По структуре, объему корковых полей двигательного анализатора, дифференцировочной способности зрительного анализатора мозговая деятельность детей 10-13 лет приближается к аналогичным показателям взрослых, а подвижность нервно- мышечного аппарата достигает нормы взрослых. Это создает благоприятные условия для развития ловкости- умения быстро обучаться новым движениям, находить правильные решения в необычных (экстремальных) условиях двигательной деятельности.

Ловкость следует развивать двумя путями. Во - первых, путем интегрального воздействия всех разучиваемых упражнений, входящих в школьную программу. Больше всего их в гимнастике. Но такие упражнения, как, например, попеременный четырехшажный ход на лыжах, также в немалой степени требуют координации движений. Вообще каждый вид упражнений имеет особый характер воздействия на развитие ловкости. Так гимнастические упражнения в большей мере способствуют развитию пространственно- силовых параметров движений; передвижение на лыжах – развитию равновесия, устойчивости; игры - развитию ориентирования в меняющихся условиях. В процессе обучения школьников рекомендуется чаще усложнять движения. Развитию ловкости способствует также выполнение разных движений из необычных положений, например прыжка в длину с места, стоя боком или спиной к направлению движения. В комплекс общеразвивающих упражнений, выполняемых на каждом уроке, желательно всегда включать акробатические упражнения. В каждом уроке хотя бы несколько минут следует посвящать подвижной игре.

Второй путь развития ловкости- избирательного (дифференцировочного) воздействия. Развитие ловкости в большей степени связано с совершенствованием чувства времени и пространства, а также мышечных напряжений. Упражнения для развития ловкости должны строиться на врожденных рефлексах, которые способствуют принятию правильных положений тела( шейно- тонических и лабиринтных , возникающих при наклонах и поворотах головы), установочных – обеспечивающих сохранение позы при отклонениях от обычного положения ( участвуют вестибулярный и зрительный анализаторы, проприорецепторы мышц, кожные рецепторы), статокинетических , возникающих при вращательных движениях и вызывающих изменения положения головы и глаз, рефлексов вращения, лифтных, сгибательных, отталкивания, ритмических. Применяются разного рода упражнения, главная задача которых – точность конечного положения,: воспроизведение поз, показываемых учителем, прыжки из разных положений с приземлением в определенную точку, расстояние до которой меняется, с принятием определенной позы.

Параллельно развивают способность учащихся согласовывать движения - координацию. Они изучаются в порядке нарастающей сложности:

1. Циклические движения с перекрестной координацией типа разных видов ходьбы и бега.

2. Одновременно- однонаправленные движения рук, например обе руки вперед, вправо, вверх, вперед, влево.

3. Одновременно- разнонаправленные движения рук, например правая вперед, левая назад, затем наоборот.

4. Поочередно одно- и разнонаправленные движения рук, например левая рука в сторону , затем правая в сторону, левая вверх, правая вверх, левая в сторону, правая в сторону, левая вниз, правая вниз. Или поочередно правая и левая на пояс, к плечу, вверх, в сторону, к плечу, на пояс, вниз.

5. Разнонаправленные вращательные движения, например из положения руки вверх круговые движения – правая вперед , левая назад( должны сходиться вверху и внизу).

6. Зеркальные движения. Учитель становиться лицом к ученикам и показывает различные исходные положения. Ученики копируют его движения как в зеркале: если учитель поднял правую руку, они поднимают левую, и наоборот. Эти упражнения требуют не только координированности, но и внимания. Для повышения внимательности учащихся полезно и такое упражнение: заранее обусловливается, какое движение ученики не должны повторять за учителем, а обязаны пропустить. Когда будет проделана вся серия движений, каждый объявляет, сколько он допустил ошибок.

Одним из проявлений ловкости является способность сохранять равновесие в позах и во время движений.

Упражнения на ловкость проделываются в начале основной части урока, когда под влиянием вводной части повышено внимание, мышцы достаточно подготовлены и силы еще свежи. Пространственную, временную и силовую точность и координацию движений рекомендуется развивать комплексно. Комплексы следует усложнять постепенно, одновременно добиваясь также более быстрого исполнения.

Развитие мышечной силы. Силу у школьников надо развивать разносторонне. Это значит, что нужно развивать гармонически все группы мышц, приучать к разному режиму работы - к проявлению динамических усилий и статических. В10-13 лет приросты силы мышц сгибателей предплечья и кисти, разгибателей предплечья, икроножных мышц не только значительны, как в предыдущие годы, поэтому для поддержания мышечной работоспособности нужны регулярные физические нагрузки. Под влиянием физических упражнений с девятилетнего возраста значительно возрастает сила разгибателей туловища, это дает возможность увеличить нагрузку на эти мышцы с помощью некоторых упражнений.

Большую часть упражнений для развития силы у детей должны составлять упражнения динамического характера. Упражнения динамического характера - это преодоление веса собственного тела. Это также преодоление внешнего сопротивления.

Для развития силы нужны значительные напряжения мышц, при малых напряжениях сила не растет. Основной метод развития силы в занятиях со школьниками – повторный с предельными нагрузками. Величина нагрузки подбирается таким образом, чтобы ученик мог повторить упражнение не больше определенного числа раз. При этом он развивает средние по величине усилия. Как этого достичь? При упражнениях с преодолением собственного веса. Упражнения лучше всего проводить в такой последовательности: для рук, ног, туловища. Во всех случаях упражнения подбирать как для сгибателей, так и для разгибателей. На некоторых уроках можно акцентировать нагрузку на одной – двух группах мышц, но в перерывах между упражнениями для этих групп давать упражнения с меньшей нагрузкой для других мышечных групп.

Для развития максимальной силы можно применять метод наибольших нагрузок Упражнения, входящие в этот метод оказывают большое воздействие на мышцы, поэтому могут применяться только после достижения школьниками достаточно высокого уровня подготовленности.

Очень важно развивать у школьников так называемую скоростную силу. Для этого служит метод динамических усилий, при котором применяют небольшие – не более 20% веса тела – отягощения, и движения производятся с максимальной возможной скоростью при полной амплитуде. Такие упражнения существенно повышают скоростно-силовые качества, необходимые в беге, прыжках и особенно в метании. Развитию силы способствуют также статические максимальные напряжения мышц. Наиболее распространенные упражнения- с самосопротивлением. Одновременно напрягаются мышцы агонисты и антагонисты какой-либо части тела, в результате чего эта часть тела своего положения не меняет. Медленные динемические упражнения легче, чем статические, поэтому сначала, например, делают поднимание согнутых ног в висе на гимнастической стенке. Это очень трудное упражнение для школьников, но при регулярных занятиях можно добиться , что некоторые ученики становятся способными удерживать это положение несколько секунд.

В 5-7 классах обязательно нужно давать упражнения для развития силовой выносливости. Это осень важно для освоения гимнастических, беговых, прыжковых, метательных упражнений. На первом месте опять же стоят упражнения динамического характера. Выносливость к статическим усилиям имеет также жизненно важное значение. Особенно важно обращать внимание на выносливость мышц – разгибателей туловища, икроножных, сгибателей кисти, выносливость которых способствует длительной работе, связанной с переносом тяжестей, состоянием, удержанием в руках предметов.

Очень важно иметь в виду, что в 5-7 классах нет большой разницы в уровне физической подготовленности мальчиков и девочек. В связи с тем, что девочки раньше вступают в пубертатный период и быстрее и интенсивнее развиваются, чем мальчики, в 11-12 лет разница между мальчиками и девочками в скоростно-силовых качествах наименьшая за весь школьный период. Второй интенсивный прирост силы у девочек начинается именно с этого возраста, а у мальчиков – только в 12-14 лет.

И все же различия в развитии мальчиков и девочек имеются, и они должны приниматься во внимание при проведении силовых упражнений. Дело в том, что хотя и у мальчиков( с 11 до 14 лет) и у девочек (с 8 до12 лет) происходит интенсивный прирост тела в длину( первый такой прирост наблюдался в 4-6 лет) , но прирост в силе еще больше. В результате к 10-11 годам значительно увеличивается относительная сила (в пересчете на 1 кг массы тела). Показатели относительной силы в этом возрасте близки к показателям 20-30 летних людей. Дети довольно легко могут выполнять упражнения в лазанье в наклонном и вертикальном положении по скамейке, гимнастической стенке, канату (с помощью рук и ног). С 10-11 до 14 лет у девочек масса тела больше, чем у мальчиков, и относительная сила у них с 8 до 13 лет имеет меньшие приросты. Поэтому по указанным упражнениям девочки, заметно отстают от мальчиков, и нагрузки для них приходится снижать.

Совершенствование способности расслаблять мышцы. Упражнения силовые, а также для развития быстроты и выносливости надо обязательно сочетать с упражнениями для расслабления мышц. Для снижения напряженности мышц до и после различных упражнений обычно достаточно сделать несколько потряхиваний, свободных маховых движений, легкий массаж.

Однако у некоторой части детей в 10-13 лет, а иногда и позже наблюдается заметная скованность движений, недостаточно быстрый переход от ненапряженного состояния мышц к напряженному и наоборот. Это ухудшает координацию движений, снижает результаты выполнения силовых упражнений и на быстроту. Учащимся следует объяснить важность свободы движений, постоянно следить , чтобы они расслабляли мышцы.

Развитие гибкости (подвижности в суставах). В 10-13 лет у большинства школьников гибкость удовлетворительная, но все же ее следует еще развивать. Тогда к 15-16 годам она достигнет максимальной величины. Но не все школьники обладают удовлетворительной гибкостью, и с некоторыми надо много заниматься, чтобы улучшить ее.

Гибкость можно развивать с помощью упражнений на растягивание: активных (выполняемых за счет сокращения мышц, проходящих через сустав, - пружинистых маховых движений), пассивных (выполняемых посредством самозахватов или с помощью партнера, они несколько менее эффективны, но все же весьма полезны), статических( в которых ставится задача достичь максимального угла сгибания и разгибания в суставе и после этого удерживать тело некоторое время в принятом положении).

Упражнения проводят сериями, по 20-40 и более повторений, до появления легкой болезненности в мышцах. Только при этих условиях достигается нужный эффект.

Развитие быстроты движений. Быстрота проявляется по разному соответственно видам движений, и упражнения для ее развития также неодинаковы. В циклических лакомоторных движениях (беге, плавании, гонках) быстроту развивают двумя способами: во-первых , целостным, т. е.

Выполнение с максимально возможной скорстью всего движения, без расчленения или акцентирования отдельных элементов; во-вторых , путем повышения быстроты выполнения отдельных элементов движения, например при развитии быстроты бега применяют как различного рода ускорения бег под уклон, бег за лидером, так и отдельно упражнения для рук и для ног.

Ациклические движения бывают простыми и сложными. Простые – это двигательные реакции, т. е. ответные движения на известные, но внезапно появляющиеся сигналы. В них различают два периода: от момента восприятия сигнала до начала ответного движения и от начала движения до его окончания. Соответственно подбираются упражнения двух видов: 1) быстрые ответные движения на различные сигналы( зрительные, звуковые, тактильные- прикосновения к коже), это обычно разные ручные действия, старты перемены направления бега и т. п. ;

2) выполняемые с максимальной скоростью простые движения (выполняемые не по внешнему сигналу- имитации ударов, бросков, выпрыгивания, захлесты голенью и т. п).

К сложным ацеклическим движениям можно отнести: реакции на движущийся объект; реакции выбора; сложнокоординированые движения, состоящие из многих элементов. В реакциях на движущийся объект значительную часть времени занимает улавливание движущегося предмета глазами (глазодвигательная и диоптрическая реакция) и расчет опережения, необходимого для точного попадания в цель; удлиняется также двигательная часть реакции, поскольку требуется определить направление движений и соразмерить усилия с дистанцией до цели. В качестве упражнений можно рекомендовать в первую очередь подвижные игры с большими и малыми мячами, воланами для бадминтона. Более простые упражнения - броски в катящийся набивной мяч, в подброшенный баскетбольный мяч, в два мяча, подброшенных на разную высоту, и т. п. Сначала мячи подбрасываются в одном направлении, затем неожиданно для упражняющихся - в разных направлениях.

Реакция выбора - это нахождение из нескольких возможных вариантов наилучшего способа действия или ответа на сигнал (действие). В жизни эти реакции имеют большое значение, например при управлениями механизмами. Лучшие упражнения - подвижные игры, требующие выбора действий, опережения противника. Ориентируясь на подготовительные движения, связанные, например, с принятием противником исходной позы для броска мяча, можно начать ответное движение еще до того, как противник сделает бросок.

Быстроту развивают повторными упражнениями, причем в каждой попытке ученик должен стараться показать максимальную скорость. Циклические движения выполняются до максимума скорости, который, например, в беге, наступает примерно через 6 с. после старта. Максимальную скорость при беге можно удержать 2-3 с, поэтому при беге берутся отрезки 20-30 м. Но обычно большую часть упражнений принято выполнять не на максимальной, а на так называемой контролируемой скорости, которая составляет примерно 90-95% от максимальной. Это та предельная скорость, на которой еще можно следить за техникой движений. При таких упражнениях дистанции соответственно удлиняются - до 60-80 м при беге.

В промежутки отдыха рекомендуется медленно бежать - это способствует сохранению настройки нервной системы на данную деятельность.

Упражнения на быстроту можно повторять до тех пор, пока скорость не начнет заметно снижаться, а частота сердцебиений повышаться. Проводить их лучше в начале урока или после упражнений на ловкость, но в большом количестве вполне допустимо и в другие моменты.

Развитие выносливости к циклическим движениям. Выносливость зависит от многих факторов, главными из которых являются функциональные возможности различных систем организма и устойчивость к неблагоприятным сдвигам во внутренней среде и центральной нервной системе, возникающим в процессе длительной напряженной работы.

Выносливость развивается только при применении упражнений, оказывающих на организм ребенка физическую нагрузку, превышающую ту, к которой он привык. Постепенно организм адаптируется к состоянию утомления, вызываемого увеличенным объемом работы, повышается его способность быстрее восстанавливать силы.

Для развития выносливости у детей имеются хорошие предпосылки. У здоровых и достаточно физически развитых детей скорость кровотока и минутный объем кровообращения приближается к показателям у взрослых. У детей высокая пластичность артерий, поэтому емкость сосудистого русла может увеличиваться без существенного повышения кровяного давления. Длительность сердечного цикла при нагрузке существенно не отличается от такового у взрослых. С возрастом и ростом тренированности увеличивается аэробная и анаэробная производительность, улучшаются нейродинамические сдвиги, приспособительные реакции, уменьшается потребление кислорода на единицу работы.

Однако надо иметь в виду и то, что у детей 11-14 лет развитие сердца, как морфологическое , так и функциональное, еще не завершено. Это же относится и к другим органам. Поэтому упражнения для развития выносливости надо применять крайне осторожно.

Большое значение при выработке выносливости у школьников имеет четкая градация физических нагрузок. Градация - это размеренный постепенный переход от низших ступеней к высшим и, наоборот, в определенной количественно- качественной совокупности нагрузок. Например, нагрузки, используемые в занятиях по бегу, разделяются на пять категорий по зонам интенсивности и продолжительности.

Предельные (максимальные) нагрузки. Они могут быть только очень непродолжительными - не более 15-20 с, как например, при беге на расстояния до 150 м. Максимальная скорость определяется по результатам бега на 20 м с хода. В 10-13 лет у мальчиков она составляет 5,8-6,7 м/с, у девочек- 5,7-6,1 м/с. При беге на 30 м со старта скорость меньше, поскольку в данном случае происходит только набор скорости. При беге на 60 и 100 м скорость больше, чем при беге на 30 м, поскольку часть дистанции пробегается с уже набранной максимальной скоростью. На дистанциях 80 и 120 м скорость составляет около 90% максимальной. Реакция на кратковременные, но интенсивные нагрузки у детей несколько иная, чем у взрослых. Если у взрослых частота сердцебиений при беге на короткие дистанции увеличивается всего на 30-40 уд/ мин, то у детей она значительно более высокого уровня. Например, если на старте пульс равен 100-105 уд/ мин, то в первые 2 с он резко возрастает - примерно на 20 ударов. Затем приросты снижаются до 10 ударов за каждые 4 с. После окончания бега частота сердцебиений продолжает увеличиваться еще в течение 4-6 с и достигает максимума 160-170 уд/ мин. Пульс восстанавливается быстро: в первые 10 с снижается на 10-15 ударов, за минуту до исходного стартового или еще более низкого уровня. Скорость восстановления зависит не только от возраста и пола учащихся, сколько от индивидуальной способности адаптации организма каждого учащегося к нагрузкам.

Околопредельные (субмаксимальные) нагрузки. Их разделяют на два диапазона. У школьников 5-7 классов к первому относят бег продолжительностью от 15-20 до 40-60 с. На относительно коротких дистанциях-100-200 м – у мальчиков скорость равна 5,0-5,7 м/с, на более длинных- 300-400 м -4,4-5,4 м/с; у девочек соответственно 4,8-5,2 и 4,3-4,8 м/с. Дистанции у мальчиков до 400м, у девочек до 300м. При этом нагрузки составляют 80-90% от максимума. На дистанции 200 м частота сердечных сокращений у мальчиков 5-6 классов около 210 уд/мин, у мальчиков 6 класса -200; у девочек соответственно 200, 195, 190. На дистанции 300 м у мальчиков 210,205,200 уд/мин, на дистанции 250 м у девочек 205, 205, 200 уд/мин. Максимального уровня частота пульса достигает у мальчиков на дистанции 350-400 м : в 5 классе около 215 уд/мин, в 6 классе – 210, в 7 классе-205 ; у девочек на дистанции 300-350 м в среднем соответственно 210, 210, 208 уд/мин. Интенсивность нагрузки при этом равна 75-80% от максимума. Таким образом, дистанции 400-300 м следует считать для мальчиков и девочек наиболее трудными. С полной соревновательной интенсивностью их можно пробегать только в редких случаях, например для определения максимальной частоты работы сердца при экспериментальных исследованиях. Вместе с тем бояться и избегать указанных дистанций не следует. Просто нужно, чтобы учащиеся пробегали их на 10-30 % слабее, чем они могли бы это сделать с полной соревновательной интенсивностью.

Второй диапазон околопредельных нагрузок- 70-80% от максимума, продолжительность до 1,5-2 мин, дистанции у мальчиков 300-350 м, у девочек- 250-500 м, скорость соответственно 4,1-5,1 и 4,0-4,8 м/с. В связи с более низкой интенсивностью бега уменьшается и частота пульса: у мальчиков на дистанции 550 и(70% интенсивности) в 5 классе она равна примерно 210 уд/мин, в 6 классе-205, в 7 классе – 200; у девочек на дистанции 500 м соответственно 205, 203, 200 уд/ мин. Нагрузки этого диапазона интенсивности также требуют большого напряжения организма, поэтому часто применять их в соревновательной обстановке нежелательно.

Нагрузки большой интенсивности составляют примерно 55-70% максимума. У мальчиков это бег в течении 2-7 мин на дистанциях 600-1500 м при скорости 3,5-4,0 м/ с, у девочек в течении 2-6 мин на дистанциях 550-1200 м со скоростью 3,4-3,9 м/с. Частота сердечных сокращений от 180-185 уд/мин до примерно 200 уд/мин. Скорость , примерно равна 4 м/с, и соответствующая ей частота сердцебиений 200_+5 уд/мин называются критическими, потому что при подобных нагрузках усвоение кислорода достигает наивысшего возможного уровня. Сколько бы далее ни увеличивался кислородный запрос в связи с дальнейшим повышением скорости бега , организм уже не в состоянии его удовлетворить, и работа продолжается на прежнем уровне кислородного обеспечения. Нагрузки, превышающие указанный уровень, называются над критическими.

Нагрузки умеренной интенсивности - примерно до 50-55% максимальных. При таком беге легкие и сердце способны почти полностью обеспечить организм кислородом и еще остается некоторый резерв. Следовательно, кислородный запрос меньше, сем дыхательные возможности организма. Кислородный запрос примерно пропорцирнален скорости бега. При скорости у мальчико 2,9- 3,2 м/с продолжительность бега составляет от 7-8 до 25 мин( дистанции от 2 до5 км), у девочек при скорости 2,8-3,3 м/с-до 22-23 мин (1,5-4 км). При продолжительности бега более 6-8 мин пульс достигает уровня 165_+10 уд/ мин. За первые 20 с после начала бега пульс быстро повышается на 30-40 уд/мин; к четвертой минуте он составляет около 155-175 уд/мин, а затем стабилизируется, медленно увеличиваясь с ростом утомления (за 15-20 мин всего на 10-12 уд/мин). Пульс быстро восстанавливается: в течении первой минуты примерно до 130 уд/мин, а в течении трех минут- до 120 уд/мин.

Слабые нагрузки. Это медленный бег в начале и в конце урока с интенсивностью примерно 40-45% от максимума, а также легкий бег в перерывах между интенсивными нагрузками. Частота пульса не превышает 140_+10 уд/мин.

Развитие выносливости в беге начинают с малоинтенсивных, но длительных упражнений в аэробном режиме. От урока к уроку увеличивают объем нагрузки , удлиняя дистанции, а соответственно и время бега. В дальнейшем от таких экстенсивных нагрузок переходят к интенсивным. Это осуществляется путем постепенного или ступеньчатого сокращений дистанций с одновременным повышением скорости.

Описанный способ применяется в занятиях с малоподготовленными школьниками. Если класс или группа достаточно выносливы к длителной малоинтенсивной работе, можно сразу начать с постепенного увеличения скорости и дистанции, стремясь однако, постоянно поддерживать уровень пульса не выше 170-180 уд/мин. Сохранение частоты сердцебиений на относительно постоянном уровне обеспечивается ростом тренированности организма детей.

Создав базу общей выносливости, можно переходить к специальной подготовке учащихся пробеганию определенных дистанций. На этом этапе рекомендуется включать в занятия пробегания разных отрезков дистанций соревнований повторным методом. При этом нагрузка более интенсивная , в режиме анаэробно- аэробной работы, но зато периоды нагрузки короткие и разделены интервалами отдыха. При режиме 30-60 с бега- 2 мин отдыха уже к третьему повторению потребление кислорода достигает определенного максимума и относительно стабилизируется. Отдых должен быть такой продолжительности, чтобы пульс снижался не ниже 120-140 уд/мин, в противном случае понадобится несколько лишних десятков секунд на врабатывание. В противоположность равномерному бегу, который при длительном использовании воспринимается детьми как монотонный, повторный бег более эмоционален.

Более труден переменный бег, так как в отличие от повторного он состоит из непрерывного движения. Это бег с ускорениями на фоне умеренной интенсивности.

Кроме развития общей и специальной скоростной выносливости, на уроках следует уделять определенное внимание и упражнениям для повышения так называемой спринтерской выносливости. Это повторный бег на отрезках 30-40 м. Количество повторений устанавливается с учетом подготовленности детей, но всегда больше, чем при развитии только быстроты.

Комплексное развитие двигательных качеств. Двигательные качества не проявляются изолировано друг от друга, все они тесно связаны и взаимодействуют. И развивать их следует тоже комплексно. Развивая взаимосвязано точность и координацию движений, мы повышаем в целом качество, которое можно назвать точной координацией движений. Необходимо также улучшать координацию и точность усилий. Взаимосвязанное воздействие на быстроту и выносливость развивает такое важное качество, как скоростная выносливость. Наконец, надо добиваться, чтобы и ловкость в целом не снижалась существенно с ростом утомления.

Необходимо иметь в виду, что развитие отдельных качеств требует специфических средств. Единственный вид качеств, которые развиваются в тесной корреляции со всеми другими, - это скоростно- силовые. Поэтому они имеют важнейшее значение в системе физической подготовки школьников.

Средства развития двигательных качеств разделяются по своему влиянию на упражнения общего воздействия и упражнения избирательного воздействия. Основные разделы школьной программы обеспечивают достаточно разностороннее развитие двигательных качеств. Так, гимнастикой развиваются точность и координация движений, сила и силовая выносливость; играми- точностная координация, скоростно- силовые качества, скоростная и общая выносливость; легкой атлетикой- скоростно- силовые качества, общая и скоростная выносливость. При прохождении того или иного раздела программы в первую очередь следует развивать специфические для большинства упражнений качества, но вместе с тем надо поддерживать и те, которые развиваются в меньшей степени. С этой целью надо включать в уроки соответствующие упражнения избирательного воздействия.

Укрепление здоровья, содействие физическому развитию учащихся

Действие физических нагрузок и закаливающих факторов на организм школьников во время уроков физической культуры в целом относительно невелико. Суммарная нагрузка двух уроков в неделю составляет не более десятой доли потребной школьнику двигательной активности. Еще меньше закаливающее воздействие уроков. Следовательно, чтобы воспользовать уроки физической культуры в целях содействия укреплению здоровья и физическому развитию школьников, учитель должен иметь в виду не только прямое воздействие физических нагрузок урока и его закаливающего фактора на организм учащегося, но и сообщение им необходимых знаний, выработку практических навыков гигиенически правильного построения самостоятельных занятий физическими упражнениями с использованием закаливающих средств. Как же надо проводить уроки и чему должны быть обучены школьники?

1. Физические упражнения должны оказывать на организм учащихся возможно более разностороннее влияние: содействовать развитию опорно - двигательного аппарата, формированию правильной осанки; повышать дееспособность сердечно - сосудистой системы; стимулировать обмен веществ. Из этого следуют определенные правила. Во все времена года основу физической подготовки должны составлять упражнения , оказывающие наиболее широкое влияние на организм, в их числе обязательно бег или подобные ему циклические движения, гимнастические или игровые упражнения для развития силы, координации и точность движений. Когда вследствие погодных условий занятия переносятся в зал, следует обязательно включать в уроки беговые и прыжковые упражнения типа многоскоков. И наоборот, при проведении занятий по легкой атлетике обязательно проделывать и гимнастические, в частности силовые, упражнения. Учащиеся должны знать, что если они занимаются самостоятельно каким- либо видом упражнений, например атлетической гимнастикой, то должны дополнять эти занятия такими упражнениями, как бег, плавание катание на лыжах или на коньках.

2. Двигательная деятельность школьника должна оказывать формирующее, стимулирующее влияние на его организм, содействовать его росту и развитию. Малые нагрузки не оказывают подобного воздействия, польза от них незначительна. В то же время большие нагрузки вредны, потому что энергетические ресурсы у детей в значительной мере расходуются на пластические процессы, а чрезмерно интенсивная и продолжительная работа, требующая также напряженного внимания, тормозит рост и развитие организма. Следовательно, нужно находить нужную меру нагрузки. Ее критерии: постоянно хорошее общее самочувствие, отсутствие каких- либо нарушений состояния здоровья, связанных с физическими нагрузками, бодрость, активное желание заниматься физическими упражнениями,; непрерывный рост показателей физической подготовки в течении года и из года в год; быстрое восстановление сил после каждого занятия.

3. При выборе эффективных средств стимулирования роста и развития школьников 10- 13 лет следует основываться на следующих особенностях этого возраста. До 11 лет у девочек и до 12 лет у мальчиков рост тела в длину происходит интенсивнее, чем прибавка в весе, а затем начинается преобладать прибавка массы. В 11- 13 лет у девочек и в 12- 14 лет у мальчиков прирост окружности грудной клетки также начинает преобладать над приростом массы тела. В связи с этим до 11-12 лет дети более способны к бегу и прыжкам, чем к силовым упражнениям. Приросту окружности грудной клетки способствует применение в значительном объеме беговых упражнений, плавания, передвижения на лыжах. Эти упражнения помогают жизненную емкость легких и силу дыхательной мускулатуры, одновременно разносторонне влияют на все другие функции организма. С 11-12 лет рекомендуется постепенно увеличивать в занятиях удельный вес силовых упражнений.

4. Половые различия также учитываются при выборе упражнений и дозировке нагрузок. До 11-12 лет в физическом развитии различия между мальчиками и девочками не наблюдаются, но затем у девочек начинается более интенсивный рост тела в длину, главным образом за счет ног, на 5-7 см в год, и прибавление массы тела на 4-6 кг в год. В период с 11 до 12 лет девочки опережают мальчиков по длине и массе тела, а также окружности грудной клетки. Однако сердце девочек меньше по весу и объему, грудная клетка менее развита, жизненная емкость легких составляет 65%- 70% по сравнению с мальчиками, дыхание более часто, сила дыхательных мышц меньше. Все показатели физической подготовленности у девочек также ниже. Поэтому нагрузки и упражнения на силу и выносливость должны быть несколько меньшими. В месте с тем до 12 лет время двигательной реакции у девочек лучше, чем у мальчиков, они более координированы, поэтому в упражнениях, связанных с проявлением максимальной быстроты реакции и координации движения, в упражнениях с мячом, в некоторых играх они имеют преимущества перед мальчиками. Девочкам свойственна большая пластичность движений, ионии охотно выполняют элементы художественной гимнастики.

5. Важнейшее значение имеет умение каждого ученика правильно оценивать свою физическую подготовленность. Желательно деоать так, чтобы тесты физической подготовленности мог проводить не только учитель, но и сами учащиеся.

6. Большая часть учащихся каждого класса относится по состоянию здоровья и физическому развитию к так называемой основной медицинской группе. Как правило по показателям тестирования физической подготовленности они относятся учителем также к высокому или среднему уровню по сравнению с общей массой учащихся данного возраста. На уроках этим ученикам можно постоянно повышать физические нагрузки. Но эта группа учащихся не совсем однородна. Среди них нередко бывают дети с удовлетворительной приспособляемостью к физическим нагрузкам, но все же отставшие от остальных из-за болезни или пропусков занятий по другим причинам. Еще более отличаются от основной массы учащиеся, отнесенные врачом к подготовительной медицинской группе, около половины, которых имеют развитие ниже среднего.

7. Непременным условием рациональной организации занятий является профилактика возможных вредных влияний на организм чрезмерных нагрузок. Имея в виду не зрелость и недостаточную устойчивость организма детей к сильным воздействиям, нужно оберегать его от перенапряжений. Важно избегать неправильных поз , длительных напряжений мышц спины и брюшного пресса, перенапряжений суставно - связочного аппарата, завышение нагрузок на сердечно- сосудистую систему, длительных мышечных напряжений с натуживанием, волевых и эмоциональных напряжений, предъявляющих чрезмерно высокие требования к еще не окрепшей нервной системе. Необходимо всячески укреплять и закаливать организм детей: проводить большую часть уроков физкультуры на свежем воздухе, приучать проветривать спортзал, не слишком тепло одеваться.

8. Уроки физической культуры должны в определенной степени содействовать исправлению имеющихся у многих детей недостатков физического развития - нарушении осанки, плоскостопия, ожирения. Вполне нормальную осанку имеет только примерно пятая часть школьников, у остальных обнаруживаются различные нарушения. Наиболее типичны: сутулость, кругловыгнутая спина, плоская спина и т. д. Для успешной борьбы с нарушением осанки необходима общая разносторонняя подготовка. Сучащимися предрасположенным к ожирению, проводятся в увеличенном объеме следующие виды упражнений: активизирующие обменные процессы- продолжительный медленный бег в чередовании с ходьбой, многократные прыжковые упражнения; укрепляющие мышцы брюшного пресса- место наибольшего отложения жиров, увеличивающие мышечную массу- упражнения с гантелями, набивными мячами, с сопротивлением; улучшающие координацию- упражнения на ловкость и для формирования правильной осанки. Учащимся нужно разъяснить, что от избыточного веса, обусловленного наследственностью и обильным питанием, применение физических упражнений может дать эффект только в комплексе с диетой и правильным общим режимом.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)