Производство  ->  Металлургия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Развитие народных промыслов на Урале

Душа Урала трудового

В твореньях мастера жива.

Нас очаровывают снова

Оград чугунных кружева,

Узоры кованой решетки,

Чеканка медного ларца

И гравировки вырез четкий

На сабле знатного бойца.

Л. Сорокин

Вступившая в XXI век Россия, и мы вместе с нею, выбираем дальнейший свой путь в новом тысячелетии. Отсюда - заметный сегодня общественный интерес к прошлому Отечества. <<Без этого завтрашний день детей не найдет опоры в историческом беспамятстве отцов>>. Особенно нельзя забывать культурные и нравственные ценности нашей своеобразной, глубинной - посредине России - Уральской земли.

Урал - богатейший край, земля золотая. В <<Сказке-присказке про родной Урал>> Евгения Пермяка говорится о том, как золотой Змей-Полоз превратился в горный хребет, а <<кровь его нефтью стала, мясо - рудами, ребра - камнем, чешуя - самоцветами, а все прочее - всем: от солей до алмазов, от серого гранита до узорчатых яшм и мрамора.>>.

<<Урал - опорный край державы>> - это девиз Свердловской области, многие воспринимают Урал только, как место выпуска метала и оружия. Да промышленность в наших краях развита, но те заводы, которые сейчас слава и гордость Урала стали таковыми только после Великой Отечественной войны, когда их сюда эвакуировали с запада страны.

Но главное богатство нашей малой Родины - <<люди мастеровитые>>: камнерезы, горщики, литейщики, чеканщики. Именно они принесли славу своему краю, своей стране, своему народу.

Урал известен своими бытовыми и художественными изделиями и разнообразными промыслами: чугунное художественное литье, бытовая и художественная медь уральских заводов, самовары и т. д.

Особенно на Урале распространенно Чугунное художественное литье.

К большому сожалению современная молодежь не знает, что на Урале были распространены такие промыслы как: изготовление подносов, изготовления сундуков. Это доказал социологический опрос, провиденный среди учеников нашей школы. Всего мы опросили 120 человек.

Цель: изучить старинные народные промыслы Урала, определить возможности их применения в современной жизни.

Задачи: oo рассмотреть историю создания и особенности уральских подносов oo исследовать разнообразие чугунных изделий oo определить особенности изготовления медных изделий oo рассмотреть особенности изготовления сундуков oo рассмотреть возможность использования старинных народных промыслов в современной жизни.

Методы, использованные в ходе работы: oo исследовательский oo поисковый oo аналитический oo метод опроса

Уральские подносы XVIII - XX веках

Зачинателем изготовления уральских медных подносов в XVIII веке был Екатеринбургский казенный завод. Форму его первого изделия впоследствии неоднократно повторяли на частных заводах Демидовых, Осокиных, Турчаниновых. По материалу, типу декорировки подносы можно подразделить на медные чеканные и железные расписные. Подносы луженые, из красной меди и латуни, квадратные, круглые, прямоугольные. Несмотря на внешние различия, в них много общего: сравнительно небольшие размеры, фигурно вы - гнутые, с раздвоенными углами борта, растительный орнамент, по стилю сход - ный с орнаментом на медночеканной посуде

В технике декорировки преобла - дают графические приемы. Узор располагается, как правило, по краям <<зерка - ла>> подноса, ближе к борту, середина остается гладкой, блестящей или укра - шается изящной орнаментальной розетой многолепесткового цветка. Такие подносы в богатых домах служили для подношения стаканов с во - дой, бокалов и стоп с вином, для передачи писем.

Вторая группа медных подносов - большие, гладкие, с простыми отогнуты - ми бортами. Их начали изготавливать, по всей вероятности, во второй половине XIX века в кустарных мастерских и использовались как подставки под само - вары.

Более двухсот лет существует уральский промысел железных расписных подносов. Родиной его считают Нижний Тагил, а первым живописцем по ме - таллу - Андрея Степановича Худоярова (1722 - 1804), крепостного Демидовых. Проработав несколько лет на заводе, он получил разрешение открыть мастер - скую и начал расписывать и лакировать железные изделия - столики, шкатул - ки, сундуки, подносы. К этому ремеслу он приобщил сыновей Вавилу и Фе - дора.

Многие современники восхищались искусством нижнетагильских мастеров. Вот что писал в 1812 году главный горный начальник Аникита Ярцев в <<Рос - сийской горной истории или повествовании о всех вообще российских древних и новейших горных заводах>>: <<Тагильский мастеровой по имени Худояров есть изобретатель составления тагильского масляного лаку, который на железе, ме - ди, дереве нимало не трескается и с которым никакие в России делаемые ла - ки по доброте и прочности равняться не могут, даже самый аглицкий лак он превосходит и равняется с китайским>>

Первоначально этот самобытный промысел удовлетворял запросы заводовладельцев и развивался под воздействием профессионального искусства. В 1806 году Демидовы основали при Нижнетагильском заводе художественную школу, где обучались будущие архитекторы, скульпторы, живописцы. Учили в школе и росписи по металлу. На подносах изображались сценки на мифологи - ческие, исторические, библейские сюжеты, пейзажи и цветы.

Типичными для первой половины XIX века стали канонизированные сценки тщательно и тонко прорисованные на красноватом фоне, изображение окаймлено широким золотистым ободком, вторящим овалу высокого борта под - носа, пейзажи со скалами, бурными потоками, скачущими оленями, заключенные в прямоугольную орнаментальную рамку

Начиная с середины XIX века профессиональная сюжетная роспись стала постепенно уступать место народной, маховой, цветочные мотивы которой бо - лее соответствовали утилитарной функции подносов

Промысел значительно разросся, вовлекая все большее число мастеровых. Примерно в 70 - 80-х годах XIX века выделялось несколько крупных поднос - ных мастерских. Их хозяева Неболин, Сизов, Голованов, Перезолов организо - вали монополию на сбыт подносов на Ирбитской ярмарке. Тагильские рыночные подносы были на редкость ходовым товаром. Кру - глые и овальные, квадратные и прямоугольные, расписанные яркими букетами цветов, листьями и травинками, разбросанными по красному, синему, зеленому фону, они украшали простой, бесхитростный быт трудового человека. Широ - ким спросом пользовались большие, чуть ли не во весь стол, подносы, заме - нявшие скатерти, подносы <<закусочные>> - под бутылку, рюмку, графин, тре - угольные - для угловых столиков.

Цветочная, букетная роспись подносов очень похожа на ту, которой укра - шали тогда сани, дуги, прялки, туеса. Подростки-ученики вначале наносили на поднос колер, затем женщины-красильщицы делали подмалевки большим пальцем руки, нанося краску маховыми, вращательными движениями. Так по - лучалась <<цветочная шапка>>, нередко сказочная, фантастичная по форме и цвету. Роспись завершали <<оживками>>: тонкой кисточкой прописывали травку, усики, покрывавшие поверхность подноса, словно кружево. Края подноса либо золотили, либо украшали каймой красного, желтого или зеленого цвета. В традициях народной маховой живописи сделана и роспись пяти подносов, выпущенных уже в 30-е годы нынешнего века.

Подносный промысел на Урале не пропал, после длительного периода упадка, возрождение подносного промысла на Урале пришлось на середину XX века. В то время мастера росписи объединились в крупные артели - <<Металлист>>, <<Красная заря>>, <<Пролетарий>> и другие, помельче. В 1957 году на их основе открылся Нижнетагильский за - вод эмалированной посуды со специальным цехом росписи подносов и рабо - тающей при нем экспериментальной группой - художниками А. В. Афанасье - вой, Т. Д. Бинас, В. П. Гробовой, А. Н. Голубевой, Т. В. Юдиной и други - ми, сумевшими сохранить традиции уральской народной росписи, обогатить ее современными композициями, новым цветовым звучанием.

Уральское чугунное художественное литье XIX - XX веков

Зарождение чугунного художественного литья на Урале связа - но прежде всего с хозяйственными нуждами. Печные дверцы и вьюшки, очажные плиты, котлы, ухваты, жаровни, ступки, утюги, формы для выпечки пряников и булок изготовлялись в XVIII - XIX веках на многих чугунолитейных заводах.

Большая же часть чугунных художественных изделий выпущена Каслинским заводом. Первые успешные опыты по освоению худо - жественного литья были сделаны на заводе во второй четверти XIX века. Вскоре продукция его завоевала отечественное, а потом и мировое признание.

Каслинцы впитали все лучшее, что было достигнуто в художественном ли - тье на других уральских заводах, усовершенствовали его технику, отделку от - ливок. Заводские мастера изобрели способ окраски изделий горячей олифой. Впитываясь в серую поверхность чугуна, олифа окрашивала ее в глубокий черный цвет, а образующиеся светотени придавали изделию особую пластику.

Завод построен в 1747 году тульским купцом Я. Коробковым на берегу озера Касли под Челя - бинском. В 1752 году продан Н. Демидову, в 1809-м - стал собственностью Л. Расторгуева.

Начиная с 60-х годов XIX века каслинцы демонстрировали свои изделия на выставках в Париже (1867), Вене (1873), Филадельфии (1876), Копенгагене (1888), Стокгольме (1897) и др.

На каждом из каслинских изделий проставлены заводское клеймо КАС. , дата изготовления и фамилия мастера-формовщика. Н. Столбиков, С. Хорошеин, В. Трофимов, М. Дунаев, С. Пермин, Л. Быков, В. Торокин, В. Тимофеев, М. Козлов, С. Самойлов - все это известные мастера литья, отличавшиеся безошибочным чувством скульптурных форм и объемов, глубо - ким проникновением в замысел ваятеля.

Связано с Каслями творчество Р. Баха, тоже воспитанника Академии художеств. На заводе он пробыл недолго, но обогатил каслинское художе - ственное литье новыми сюжетами и пластическими решениями. В своих рабо - тах скульптор использовал мотивы уральской природы. Под его руками резер - вуар чернильницы превращался в старый, замшелый пень с могучими корнями, увенчанный скульптурной группой: разъяренный филин добивает поверженного, распластанного ястреба. Эта сценка и дала название произведению - <<Драка филина с ястребом>>.

В Каслях было отлито более 20 скульптур по моделям П. Клодта - ху - дожника большого дарования, широкого творческого диапазона, которому с ус - пехом удавались и монументальные произведения (конные группы на Аничко-вом мосту, памятник И. А. Крылову в Ленинграде), и пластика малых форм.

В 70 - 90-х годах XIX века каслинские мастера отливали анималистичес - кие статуэтки, бытовые, охотничьи сценки по моделям Н. Либериха, Е. Лансе - ре, А. Обера, Р. Баха.

Статуэтки Н. Либериха - <<Медведь на задних лапах>>, <<Собака-пойнтер>> - изображают сильных и красивых животных. На заводе отлита и жанровая его статуэтка - <<Крестьянка на лошади>>. Как отмечает доктор ис - кусствоведения Б. В. Павловский в книге <<Касли>>, это произведение своей те - матикой, реализмом близко к полотнам художников-передвижников. Модель так полюбилась каслинцам, что скульптура отливалась с нее на протяжении почти 100 лет.

В конце XIX века в Каслях была впервые отлита, а затем многократно тиражировалась скульптура Р. Баха <<Зубр>>, привлекающая мощью и вырази - тельностью лепки. Скульптор создавал и сложные композиции, находя точное образное решение каждой. Такова композиция вазы <<В память франко-русско - го союза>> с аллегорическими фигурами. Бах с увлечением работал также в портретном жанре. Ему принадлежат скульптурные портреты И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя, И. А. Крылова, М. Ю. Лермонтова, П. И. Чайковского.

На рубеже веков каслинские мастера делали отливки по произведениям А. Опекушина (копия памятника А. С. Пушкину в Москве), И. Гинцбурга (бюст А. В. Суворова), Л. Шервуда (бюст А. В. Суворова), П. Забелло (скульптура <<Ермак Тимофеевич>>). Обращались каслинцы и к моделям менее известных авторов. В коллекции есть многофигурная композиция <<Тройка зи - мой>> К. Напса, подсвечник <<Женщина с урной>> Н. Пащенко, канделябр <<Рус - ский крестьянин и французский поселянин со знаменем>> М. Яковлева, его же статуэтка <<Киргиз на лошади>> и плакетка с поясным изображением известного екатеринбургского врача А. А. Миславского, скульптура <<Победа англичан в Трансваале>> Н. Прокудина, статуэтка <<Пластун Сайкин>> В. Самонова.

Каслинские умельцы осваивали новые, все более сложные модели. Кое-кто из мастеров и сам брался за лепку. В. Торокин, талантливый скульптор-са - моучка, правдиво запечатлевал эпизоды из жизни трудового человека. Иногда ему удавалось достичь уровня социальной обобщенности художественного об - раза, как, например, в скульптуре <<Крестьянин на пашне>>.

В начале 90-х годов XIX в Касли увеличился приток зарубежных моделей, проникнутых духом салонного академизма, - изображений античных богов, нимф и фавнов, пастушков, купальщиц, гномов и т. д. Все скульптуры вы - полнены каслинцами виртуозно, поверхность чистых и тонких отливок тща - тельно, изощренно прочеканена. Такими качествами отмечены работы <<Фавн с семейством>> Клодиона, <<Рабыня с блюдом>> Хиллера, <<Косули>> Вангена, канде - лябр <<Морская лилия>> Диллона, подсвечник <<Дракон>> Буха, бюст Мефистофе - ля Морелли. Кроме скульптур в коллекции представлено множество других экспонатов этажерки, подставки для каминных щипцов, для зонтов и тро - стей, декоративные блюда, настенные кронштейны, шкатулки и т. д. В некоторых из них отчетливо проступают черты модерна, художественного стиля кон - ца XIX - начала XX века.

Во многих безымянных изделиях каслинцев проявилась глубинная связь их искусства литья с народным творчеством. Взять хотя бы карандашницу-сапог, чернильный прибор в виде кузнечной наковальни, окруженной рабочими ин - струментами, или пресс-папье с изображением головы лошади. Пресс-папье это необычное, с секретом: стоит только повернуть пластину, как сквозь лошади - ные черты проступит профиль с низким лбом, мясистым носом, бородой и усами - довольно точное, хотя и карикатурное, воспроизведение облика рос - сийского самодержца Александра III, который очень любил лошадей. Первая партия этого <<крамольного>> литья была изготовлена в Каслях в 1889 году мастером С. Голяковым.

В 1900 в Каслях создают чугунный павильон для Всемирной парижской выставки. Выполненный по проекту архитектора Е. Е. Баумгартена, павильон представлял собой ажурную чугунную комнату, в которой были выставлены около 1,5 тысяч лучших образцов <<кабинетных>> вещей каслинского литья - скульптура, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, письменные приборы. Эти изделия были удостоены золотой медали и <<Гран-при>> выставки.

В 1914, в связи с переходом завода на выпуск военной продукции, литье художественных изделий в Каслях прекращается.

Соперником Каслей, считался Кусинский завод. Первое признание кусинское худо - жественное литье получило в 1888 году на выставке в Копенгагене, затем образцы его экспонировались в Стокгольме (1897), Глазго (1901) и наконец завоевали высшую награду в Милане (1906). Тогда стали известными имена формовщиков Ф. Иконникова, П. Шаланова, П. Мешалкина, В. Завоеванного, чеканщиков В. Дятлова, И. Зубова, В. Пастухова.

Кусинские изделия отливались в основном по тем же моделям, что и в Каслях. В коллекции представлены отливки по произведениям Е. Лансере (<<Джигитовка лезгин>>), И. Гинцбурга (бюст А. В. Суворова), А. Соловьевой (<<Манилов в кресле>>) и других. Уровень исполнения их нисколько не ниже, чем у каслинцев. Среди них - черниль - ница <<Рабочий в каске>>, пепельница <<Цветок магнолии>>, плакетка с поясным рельефным изображением Л. Н. Толстого и бюст писателя, цельнолитые шка - тулки, ваза с ручками в виде драконов, декоративная тарелка с отлитыми на дне косой, граблями, цепом, пепельница с рельефом головы дога и т. д. Дати - руются они концом XIX началом XX века. Авторы их, к сожалению, пока не известны, но можно предположить, что все эти вещи изготовлены по моде - лям кусинских художников, чьи имена считалось необязательным упоминать в прейскурантах и каталогах. В этом смысле повезло выпускнику Строганов - ского училища Ф. Васенину, работавшему на заводе с 1898 по 1914 год и создавшему 23 модели. По одной из них отлита прямоугольная чугунная рам - ка для фотографий, как бы сплетенная из стеблей и бутонов роз.

В наши дни, следуя давней традиции, каслинские и кусинские мастера продолжают создавать архитектурно-художественное литье для убранства на - ших городов, садово-парковую и камерную скульптуру.

Медные изделия уральских заводов XVIII века

Медные изделия XVIII столетия, особенно чеканные, - одно из первых проявлений уральского профессионального декоратив - но-прикладного искусства, сформировавшегося на промышлен - ной основе.

Первые партии медной посуды были сделаны в 1729 году на Екатерин - бургском казенном заводе во время пребывания там В. Геннина. Посланный в 1722 году на Урал для организации металлургического производства, он при - нял ряд мер для развития медеплавильного дела: заказал в Саксонии инструменты, оборудование, ввел специализацию мастеров, устроил лаборатории, пробирные избы, организовал <<фабрики>>. Геннин также разработал подробные инструкции <<Медно-посудное дело, при том должность мастерская>>, которые были опубликованы позднее в его книге <<Описание уральских и сибирских заводов>>.

Желая показать перспективность предпринятого дела, Геннин 12 июня 1723 года послал жене Петра I Екатерине Алексеевне письмо и вместе с ним поднос из очищенной меди. Квадратный, с раздвоенными углами и выгнутым бортом, этот поднос клеймен восьмиугольным картушем под императорской короной.

В 30-е годы XVIII столетия изготовление медной посуды на Урале шло уже полным ходом. В своем <<Описании>> В. Геннин приводит 54 наименования выпускавшихся предметов: котлы, рукомойники, грушевидные кувшины-кунга-ны, стаканы, соляные меры и т. д.

Из всего разнообразия этих вещей до нас дошли немногие: два-три котла, ковши, братины и другие сосуды.

Часть посуды изготовлена из красной меди - металла исключительно плас - тичного, позволяющего из листа небольшой толщины получать объемные формы значительных размеров. Предметы хранят следы ручной ковки, клепки, они сделаны без <<украс>>, покрыты изнутри полудой. Видимо, орнамент не был ха - рактерен для изделий Екатеринбургского завода, а если и применялся, то вы - борочно - орнаментировали носики, днища сосудов. <<Обронные>> чеканные ра - боты, требовавшие особого мастерства, не упоминаются ни в <<Описании>> Геннина, ни в заводских документах, но вовсе не потому, что на заводе не было умельцев. Напротив, краткие характеристики в именных списках говорят о высокой для того времени профессиональной подготовке рабочих. Дело в том, что на Екатеринбургском заводе делали главным образом дешевую посуду. На Ирбитскую, Оренбургскую ярмарки, на Оренбургский меновой двор в 30-х го - дах XVIII века с завода поставлялось ежегодно более 1000 пудов изделий из меди; много посуды шло и в другие районы России.

Почуяв крупные барыши, за медно-посудное дело взялись частные завод - чики. На их заводах в 40 - 60-х годах XVIII века и стали создавать по-на - стоящему художественные изделия.

Медную посуду делали на Суксунском, Бымовском, Ашанском заводах Акинфия Демидова. Суксунский занимал среди них ведущее место. Согласно <<Ревизским сказкам>> за 1744 - 1749 годы, <<котельные>> мастера и ученики бы - ли сосредоточены именно здесь. На заводе действовали колоколенная и мед - нолитейная фабрики, фабрика для расковки <<зеленой меди>> (латуни), латунная фабрика для переплавки красной меди в латунь, токарная для обточки посуды и колоколов.

В 1741 году генерал-берг-коллегия разрешила постройку латунных фабрик на Юговском и Иргинском заводах братьев Осокиных. Изделия осокинских за - водов отличались сложностью отделки и были доступными отнюдь не каждому покупателю - один пуд чайников <<обронной>> чеканной работы стоил 34 рубля 85 копеек.

Троицкий завод был известен <<фабрикой зеленой меди>>, пущенной в 1743 году А. Ф. Турчаниновым. Принадлежавший ему же Сысертский завод тоже производил медные изделия. По свидетельству П. Палласа, эти изделия Турчанинов <<первый в России к удивлению всех иностранцев привел почти до совершенства>>. На его заводах работали не просто <<котельные мастера>>, а квалифицированные резчики по меди, литейщики, пильщики, шлифовщики. Са - мые опытные и одаренные занимались <<рисовкой и наводкой зеленой меди>> - чеканили орнаментальные узоры на посуде.

Готовая продукция помечалась клеймами заводов с указанием года выпус - ка предметов, начальных букв имени и фамилии мастера.

Мотивы и манера исполнения орнамента связаны с назначением той или иной вещи, подчеркивают особенности ее формы. Например, на стопах, стака - нах узор располагается примущественно в верхней части и почти не закры - вается рукой. На кувшинах орнамент начинается со скромных мотивов на крышке, шейке и получает завершение в богатом убранстве тулова.

Орнаменты подразделяются на графические и рельефные. Графический - в виде мелких треугольных насечек, всевозможных картушей: вначале намечен чеканом-пуансоном с наружной стороны предмета, а потом уже резцом прове - дены сплошные линии, образующие рисунок. Рельефный орнамент выбит с внутренних сторон сосудов. Впечатление такое, будто узор таился в металле и вдруг проступил, ожил на гладких фонах, иногда сплошь покрытых мелкими кружочками. Такие фоны называются <<канфаренными>> (от названия чекана-канфарника), на них особенно богатым выглядит рельеф орнамента.

В стилевых особенностях орнаментации вещей сказывается влияние по - зднего барокко и рококо. Для первого типично симметричное расположение растительных мотивов, строгая упорядоченность, во втором господствуют асим - метрия, напряженность ритмов.

Фантазия мастера явно брала верх над регламентом трафарета, когда из - готовлялась заказная, подарочная вещь. На кофейниках, чайниках, кувшинах с гранеными горлышками и туловами орнамент располагается строго по граням. Иногда орнаментированные поверх - ности сосудов чередуются с гладкими, как, например, на высоком кувшине из желтой меди. Рельефный орнамент покрывает только широкие его грани, уз - кие же остаются гладкими, блестящими, отчего на поверхности кувшина воз - никает игра света и теней. Такой же светотеневой эффект появляется и на сосудах со сложным ложчатым рельефным орнаментом, построенным на чере - довании широких выпуклых полос и глубоких ложбинок между ними.

Кроме описанных вещей уральские медеплавильные заводы выпускали так - же подсвечники, коробки, ларцы разных фасонов и размеров, песочницы, та - релки, суповые миски. Эти изделия тоже представлены в коллекции. Они рас - чеканены красивыми узорами из раковин, цветов, стеблей.

Виртуозное мастерство старинных умельцев сказывается не только в на - водке орнаментов, но и в самой технике изготовления медных изделий, техни - ке сложной и трудоемкой. Все операции делились на основные, связанные с вытяжкой формы, и подсобные, связанные с приемами художественной декори-ровки. С помощью специальных инструментов медный лист вытягивался, удли - нялся или,наоборот, осаживался, становился толще, короче. Таким образом по - лучали заготовки - чашу, цилиндр. Из них-то и выделывали посуду. Наиболее трудоемкими в изготовлении были чайники и кувшины грушевидной формы, так как приходилось выколачивать и осаживать большие плоскости металла. Чаще всего кунганы, чайники делали из цилиндрической заготовки. Ее диа - метр брали с расчетом на самую узкую часть - горловину. В цилиндр вводили шаровидную стойку и ударяли сверху по металлу молотком, и стенки посте - пенно принимали выпуклую форму. Восьмигранные сосуды изготовлялись тоже из цилиндрических заготовок, поверхность которых размечалась на восемь ча - стей, и каждая осаживалась на плоских стойках или ригелях. Стопы, стаканы, кружки и прочая конусовидная посуда делалась только из цилиндров нужной высоты. Один конец цилиндра расколачивался на наковальне. Вверху напаи - вался по краю фигурный рантик, внизу - поддон. Готовые вещи шлифовали, полировали, покрывали орнаментом, лудили.

В пору расцвета медно-чеканного производства уральские изделия имели огромный спрос на всех российских ярмарках, продавались в Москве, Петер - бурге, большими партиями вывозились за границу.

К 90-м годам XVIII века вследствие истощения рудников на Урале были закрыты семнадцать медепла - вильных предприятий, а двадцать три сильно сократили ежегодную выплавку. Изделий из меди стали выпускать меньше, резко уменьшилось их разнообра - зие, ухудшилось качество. Искусные мастера стали обзаводиться мелкими ма - стерскими. К началу XIX века в уральских заводских селениях - Верх-Исетском, Полевском, Серебрянском и других сформировался обширный кустарный промысел. Кустари делали котлы, тазы, скобы, колокольчики, принадлежности для упряжи. Некоторые из этих вещей, в частности, кухонная медная утварь, также представлены в коллекции. Это обычные, грубовато сделанные, дешевые предметы повседневного бытового спроса.

Сундучный промысел

Расписывались на Урале не только подносы, но и сундуки, шкатулки. Обитые жестью, с <<хитрыми>> запорами, богато украшенные, они были необходимым атрибутом в уральском доме. Особое зна - чение имели свадебные сундуки

В 1890 г. В Пермской губернии было 35 сундуч - ных мастерских, в которых работало 140 человек. На ярмарках в Ирбите, Ишиме, Нижнем Новгороде боль - шим спросом пользовались невьянские, быньговские, тагильские сундуки.

<<Сундуки и шкатулки делали разной величины: самые крупные сундуки - 8-8,5 четверти (примерно полтора мет - ра), шкатулки - 1,5-3 четверти (от 27 до 55 см). Продавались шкатулки и сундуки чаще укладками, наподобие матрешек. Наиболее популярными были <<место>> из четырех шкатулок от 1,5 до 3 четвертей, <<место>> из трех или четырех сундуков.

Горнозаводские, сундуки и шкатулки, которые целиком изготавливали из металла, были своеобразны, чуть утолщен - ной формы, с излюбленным соотношением сторон и высоты по <<золотому сечению>>. Крышка плотно надевалась на стен - ки, причем ее бортики составляли с основным корпусом еди - ную ровную поверхность. На передней панели изнутри был врезан замок, на бортике крышки над ним выступал неболь - шой, заканчивающийся шариком шпенек-ручка, за которую можно было приподнять крышку.

Сундуки и шкатулки на деревянной основе делали из со - сновых досок, а на стенки и крышку в определенной последо - вательности набивали металлическую обшивку: грани укреп - ляли прочеканенными или расписанными полосами, на пере - дней стенке врезали замок, к боковым прикрепляли скобы ручки, почти квадратные, расписанные цветами или сценка - ми металлические листы, представляющие основу украшения сундука, набивали по два на крышку и на переднюю стенку и по одному - на боковые. Крышку делали немного выпуклой.>>

Чтобы изготовить сундук, требовались усилия мас - теров разных специальностей, иногда число их доходи - ло до семи: одни делали деревянные ящики, другие - металлические замки, третьи - ручки, петли, четвер - тые - подготавливали железо и жесть, лакировали его, печатники и чеканщики украшали листы узорами.

Сундук представлял из себя законченное целостное произведение декоративно-прикладного искусства, его объемы и плоскости гармонично соединялись, роспись либо имела общность в сюжетах, либо могла иметь на каждой стороне вполне самостоятельную картину, но тогда единство придавал узор обрамлений.

<<Расписывали <<массовые>> сундуки и шкатулки снаружи по темным фонам - черному и темно-зеленому. На крышке располагали основную композицию в виде букета, куста в вазоне или гирлянды из крупных роз и тюльпанов с мелкими листочками. На передней стенке писали две группы цветов поменьше, боковые украшались скромнее.

На свадебных сундуках и подарочных шкатулках вплоть до второй половины XIX в. Продолжали писать по нескольку жан - ровых сцен, в сюжетах и декоративных разработках которых наблюдается единая живописная манера.

Характерным примером сюжетной росписи может быть сундук, на одной из боковых стенок которого написана сцена встре - чи: приосанившийся мужчина в красном кафтане, желтых панта - лонах, белых чулках, в шляпе и в полуобороте к нему женщина в длинном золотистом с высокой талией и глубоким вырезом пла - тье, в голубой шляпе и с шалью в раскинутых руках.

На стенках другого сундука изображено целое ар - хитектурное сооружение, увенчанное фронтоном с крупны - ми картушеообразными мотивами, родственное росписи под - носов первой половины XIX в.>> В современной моде все чаще используются этнические мотивы, несмотря на обилие искусственных материалов на первом месте стоит использование натуральных: дерево, метал, бумага, натуральные камни.

В свете этих тенденций уральские сундуки можно использовать в современном интерьере, как мебель, украшение помещения.

Проведя данную работу, я поняла, почему говорят <<уральский характер>>, жизнь в особых природных условиях воспитала в людях способность выходить победителями из сложных житейских ситуаций, ведь практически все промыслы начинались с того, что людям необходимо было получать дополнительную прибыль.

Начиналось все с кустарных изделий. Со временем мастера доводили свою продукцию до совершенства, получали признание не только в России и Европе, но и в мире.

Вспомним каслинское литье - павильон, получивший наивысшие оценки на Парижской выставке. Сундуки, без которых не одна уважающая себя девушка не выходила замуж, обладание уральскими сундуками являлось свидетельством зажиточного состояния.

Уральские медные изделия были настолько искусно сделаны, что могли появляться даже на столах государей.

Подносами, сделанными на Урале, украшались не только столы, но и дома богатых людей. Их украшали стены как коврами и панно.

Изделия уральских мастеров не потеряли своего значения и в современности: долгое время советские партийные лидеры дарили уральские подносы как правительственные подарки представителям других государств; во многих городах улицы украшены продукцией каслинского завода, во многих домах можно встретить каслинские фигурки как часть интерьера.

В современной России все больше людей живет за городом, в своих домах, где довольно часто используют сундуки, подносы не только как украшение, но как необходимые предметы быта.

Если мы посмотрим на современные советы стилистов, то сундуки это необходимая часть современного интерьера. Во-первых это экологично, во-вторых прослеживается этнический стиль, который сейчас особенно актуален.

Таким образом, мы видим, что использование в современном интерьере изделий по мотивам уральских промыслов не только возможно, но и может являться одним из антикризисных планов.

Словарь

1. ЛУЖЕНИЕ, нанесение натиранием, погружением в расплав или электролитическим путем тонкого слоя олова на поверхность металлических (главным образом стальных и медных) изделий для защиты от коррозии или для подготовки их к пайке.

2. ТУЕС - цилиндрический берестяной короб, коробок с плотно прилегающей крышкой.

3. КОЛЕР - цвет, окраска; оттенок и густота краски.

4. ПОДМАЛЁВОК - в живописи: основной красочный слой, на который наносятся краски, изменяющие, усиливающие или ослабляющие цветовой тон.

5. КРАМОЛЬНИК - Заговорщик, бунтовщик, а также вообще человек, который выступает против власти, законов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)