Развлечения  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Развитие жанра загадки

Устное народное творчество появилось тогда, когда человек начал владеть речью. Тогда же появились и загадки.

В учебнике литературы А. Г. Кутузова дается такое определение : Загадка- фольклорный жанр, в котором предлагается поэтический вопрос для нахождения правильного ответа по содержащейся в самом вопросе информации. А в учебнике литературы Т. Ф. Курдюмовой уточняется. В данной работе предпринимается попытка рассмотрения , развития жанра загадки.

Выбор темы обусловлено возрастающим интересом к устному народному творчеству, к прошлому своего народа. Предметом исследования стали загадки как один из интересных , по мнению автора жанров фольклора. Целью работы является показ истории появления, развития, художественного своеобразия загадок

Для достижения данной цели решались следующие задачи:

- Изучение теоретического вопроса по теме реферата

- анализ художественного своеобразия анализируемых загадок

Методы исследования :

- Работы со справочным материалом

- Анализ текста

Большую помощь в написание реферата оказали следующие источники: В. П. Аникина «Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. » и книга А. Л. Фокеева « Неиссякаемый источник»

Происхождение и развитие жанра

В народной речи «загадать» означает задумывать, замышлять предлагать что- либо неизвестное для решения. Загадка возбуждает любопытство своим скрытым смыслом. Метко определил загадку сам народ : В тёмной темнице красны девицы без нитки, без спицы вяжут вязеницу - в этой загадке улей употреблён темницей, пчёлы красными девицами, соты – вязанию. Загаданные предметы изображены посредством других, имеющих отдалённое сходство с теми которых умалчивается. Загадки такого типа – развёрнутая метафора. Широкое распространение этого типа загадок дало основание считать, что всякая загадка есть развёрнутая метафора, но это определение узко и не охватывает всего богатства образно- изобразительных средств и поэтических форм в загадке.

Жанр загадки привлекал внимание крупнейших русских и зарубежных учённых. История изучений загадок началось почти одновременно с историей их собирания. Долгое время народной загадкой пренебрегали. Об отношении правящих классов феодальной Руси загадкам говорит грамота царя Алексея Михайловича (1648г. ), осуждавшая тех, кто загадки загадывает, загадывание загадок было приравнено к пению «Бесовских» песен. Ни о каком собирание и изучение загадок ни шло и речи.

Первые записи загадок были произведены в конце XVII в. отдельными любителями народного творчества. Записи были случайны, потому что собиратели не отличали загадку от пословицы. Во второй половине XVIIIв. Появилось несколько печатных сборников загадок, но эти «записи» лишь отдельно напоминали народные тексты. В. Левин предназначил книжку, для публики , которая хорошо знала свойства румян, гребня, шляпы, шпаги, карманных часов, природу вздохов, слёз, сонного мечтания, предназначения клейстера и качества табака. Но всё таки в сборник попали и некоторые народные загадки, конечно , в обратном ленде.

По сборникам подобным Левинскому , всё таки можно судить о том, какие загадки ходили среди городского и сельского населения в это время. Особенно ценен в этом отношении сборник « Сто и одна загадка»-(М. ,1790). Составитель сборника укрывался под инициалами Г. Б. Тексты этого сборника и по форме и по содержанию ближе к народным , чем тексты Левина , но всё же и это литературное творчество, а не фольклор. Таковы и те 35 загадок, которые помещены в знаменитом « Письмовнике» Н. Курчанова

В 30-х годах XIXв. И. П. Сахаров предпринимает обширное издание «Сказания русского народа». Во вторую книгу (Т. 1,Спб. ,1841) собиратель включил свыше 200 загадок, записанных , как сам он говорил « В Туле и Москве». Тексты И. П. Сахарова почти без искажений записаны в сборнике. Изданием Сахарова было положено начало систематического собирания загадок. На протяжении 40-х и 50-х г. загадки публикуются в специальных этнографических сборниках. Особенно их становиться много в 60-е годы в связи с обострением крестьянского вопроса. В это время загадка стала предметом глубокого изучения в исследованиях представителей так называемой «мифической школы». Рассматривая загадку как обломок обширного эпического предания древности, Ф. Буслаев писал: Загадка сохранила в числе народной поэзии свой первобытный мифический характер. 1 Стремление понять загадку как архайческий жанр помешало последствиям мифической школы понять значение загадок в жизни крестьянских масс.

Иных взглядов держался один из представителей передовой, демократической интеллигенции 60-х годов И. А. Худяков, который предпринял собирание народных загадок в специальное их изучение. Изданный им сборник включал 731 загадку.

Через 3 года , в 1864 г. увеличив свой сборник на тысячу новых загадок, Худяков опубликовал своё собрание в «Этнографическом сборнике Российского географического общества» (вып. VIСПБ,1864). Краткое предисловие , было превращено Худяковым в развёрнутую статью. Первый раздел её посвящён вопросу о значении загадок в народном быту. И. Худяков не отрицал того, что в некоторых загадках сохранились образы древней мифологии, но он обратил своё внимание и на то, что какое значение имело использование загадок в судебных спорах, свадьбах народа.

Народные загадки, по глубокому убеждению И. Худякова , представляют собой «народную науку, цикл народных сведений о предметах, наиболее интересных для народа : «О физических явлениях , о предметах естественной истории и народного быта».

Исследователь сделал правильный вывод, что « большая часть загадок относительно предметов быта должна быть отнесена к исторической эпохе». Наблюдения, выводы собирателя почти целиком были восприняты последующими исследователями. Он первый кто представил загадки по темам ещё в XIXв. : жилище, домашнее хозяйство, двор, огород, сад, земледельческие работы, лес, земля, небо и т. д. 4 Они делают представление о быте и трудовой деятельности русского человека.

Загадка как художественное явление предлагает своеобразный диалог (один загадывает – другой отгадывает)

В загадках используется средства выразительности: сравнения, метафора, гипербола. Загадки могут быть простыми и сложными. В простых загадках рисуется один образ. В сложных загадках изображается какое-нибудь действие и событие.

Жанр загадка в Саратовской области

Древний вид устной поэзии народа- загадка имела когда-то магическое значение. Но уже с давних пор складывались загадки и для развлечения, для игры ,о бытовых предметах , о человеке.

До революции загадки были популярны на вечерках у молодёжи как состязание в догадливости, остроумии. Теперь они живут среди детей или предназначаются взрослыми для детей: они играют немаловажную роль в развитии воображения ребёнка, в познании им мира вещей, природы.

Загадка- поэзия обыденных предметов и явлений, целая картина с пейзажами, домашними или дикими животными или бытовыми предметами и т. д. , использованными в качестве метафорического образа. Загадка- само движение, процесс, назначение: действие одновременно зашифровывает отгадку и намёк на неё. Отгадать загадку- значит постичь образ и весь «сюжет», вникнуть в сущность того употребления, сравнения, к которому она прибегла. Загадка поэтизирует обыденное и обходиться небольшой «словесной жилплощадью». загадка прибегает к искусственным звуковым подражаниям , не только украшающим её, но и намекающим на отгадку. Каждая загадка заботливо отделана : метафорический образ мастерски заключается то в одном предложении, то в зарифмованные или ритмические строки.

В варьировании загадочного «сюжета» порой угадывается автор с его особенностями восприятия мира : не случайно одни загадки лиричны, другие полны юмора, третьи используют эпические образы.

Загадки Саратовского Поволжья подсказаны экономическим и семейным бытом хлебопашца. Таковы загадки, записанные в 20-30-е годы и напечатанные в сборнике «Фольклор Саратовской области», содержащим самую полную подборку саратовских загадок. В наше время быт колхозной деревни мало чем отличается от городского , в тематическом круге загадок, сохранившихся в деревне от прошлого, произошли существенные изменения. Современные саратовские загадки – это прежде всего загадки о природе, о злаках, о животных, о человеке. Дети не знают загадок о прежней крестьянской домашней и хозяйственной утвари (лохани, самоваре, плуге, упряжи и т. д. ). Полностью исчезли загадки на религиозные темы. В детском репертуаре, деревенском и городском , много книжных загадок (например, С. Я. Маршака)

Теперь можно подвести итоги по данной теме. Над изучением загадок работали российские и зарубежные учённые. Они долгое время не могли определить значение и происхождение жанра. Всё же некоторые учённые были близки к разгадке. Но так до конца и остался не изучен этот жанр эпоса. Пройдет много времени для того , чтобы объединить все материалы о загадках и закончить эту трудоёмкую тему.

Если понадобиться , то мы можем приложить руку к восстановлению этого обломка эпоса, загадка.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)