Справки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Развитиие розничной торговли в г. Барнауле с конца XIX века - начала XXI века

Динамика экономических показателей в городе Барнауле указывает на то, что торговля становится крупнейшей отраслью хозяйства города, обеспечивая самый высокий уровень темпов роста по сравнению с другими отраслями экономики.

Сегодня как никогда велик интерес к такой отрасли экономики как торговля.

В данной работе предпринята попытка собрать наиболее важную информацию о развитии торговли г. Барнаула в течение более векового периода.

С точки зрения истории экономики г. Барнаула в нашей работе рассмотрен рост оборота розничной торговли за последние 6 лет и изучена стратегия реализации концепции развития потребительского рынка г. Барнаула до 2010 года.

Целью данной статьи является изучение роста торговли в повышении благосостояния населения города, изменение торговой техники на фоне научно-технического прогресса.

Источниковую базу работы составили документы архива края, материалы периодической печати 20гг-90гг прошлого века. Ряд источников и статистических данных впервые вводятся в научный оборот. Документы имеют специфику опосредованного характера, так как большинство материалов по развитию торговли в Барнауле не сдавались в государственные архивы. Тем не менее, совокупность собранного материала позволяет довольно полно охарактеризовать эту проблему.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ В Г. БАРНАУЛЕ (КОНЕЦ XVIII ВЕКА ДО 80Х ГОДОВ XX ВЕКА)

Развитие торговли в г. Барнауле в XVIII - первой половине XIX вв. имело специфические черты, обусловленные положением Алтая как центра горнозаводской промышленности.

Первое упоминание в летописи Барнаула о начале торговли приходится на 1748 год: «В Барнауле назначено место для рынка близ новостроившейся церкви, при чем приказано: «всем ближним около заводов обывателям съезжаться с хлебом, харчевыми и прочими припасами всякую субботу», «становиться в показном месте на рынке по ряду и продавать умеренного повольною ценой при том рынке, а не на дворах и перекупщиках у оных в тот день до вечернего разъезду хлеба и харчевых припасов не покупать под опасением взятия купленного безденежно, а по разъезду продавать и покупать всякому свободно». В 1751 году лекарь Цедеркопф получил инструкцию горного начальства о торговле на Барнаульском базаре, в котором имелся особый пункт: «которые люди торгуют на скамьях и на полках калачами и хлебами, и пирогами, и прочими харчевыми припасами, и тем людям велеть кафтаны носить белые полотняные полки прикрывать покрывалом чистым холщовым и около шалашей иметь чистоту А ежели кто того чинить не будет, и за то таковых бить батогами». 15

В эти годы началось заселение на Алтай в принудительном порядке купцов, мещан, цеховых для работы на заводах. Купцы и мещане, составлявшие основную потенциальную социальную базу для предпринимательства, должны были служить на заводах в качестве счетоводов, конторщиков, писцов, что затрудняло их участие в торговой деятельности.

Изменения произошли после освобождения купцов от выполнения заводских повинностей (1822), тем не менее, до середины XIX в. они занимались «торговлею, поставкой предметов, требуемых горным правлением, и отправлением произведений горного округа в Томск и города Западной Сибири».

В 1825 г. в Барнауле имелось 2 торговых ряда с 65 лавками, продовольственный рынок с 22 лавками, 7 кабаков, 2 склада зерна, 1 – соли и 3 – водки. В 1842 г. насчитывалось 57 лавок и 10 питейных домов, в 1861 – 91 лавка, 8 кабаков, 3 винных и 1 соляной магазин.

До 30х гг. торговля велась в базарные дни до двух раз в неделю, и базар состоял из подвижных лавочек и ларей. С 40х гг. XIX в. в городе стала действовать Введенская ярмарка, которая проводилась с 21 ноября по 6 декабря. На ярмарке продавались кудель (лен), хлеб, мука, масло, мясо, сало, кожи, рыба, деревянные и промышленные изделия, инструмент. Здесь же велась торговля лошадьми. На Крестовоздвиженской ярмарке, которая проходила с 14 по 21 сентября и была гораздо мельче, чем первая, продавали продукты питания, товары первой необходимости, овощи, привозимые из окрестных деревень. Торговля предметами жизненного обихода происходила на «базарной» и «соляной» площадях.

В 1833 г. был построен каменный корпус Гостиного двора (судьей Пешковым). В 1850 г. купцом Дмитриевым был построен второй корпус деревянных лавок, а в 1855 г. возник деревянный корпус с лавками купца Сухова.

Суховы – барнаульские купцы 2й половины XIX - начала XX вв. Никифор Трифонович, купец 1й гильдии, был безграмотным. Его сын, Дмитрий Никифорович, купец 1й гильдии, возглавлял дело в 1880х - начале 1890х гг. При нем Суховы становятся крупнейшими предпринимателями Барнаула. В 1880 г. построили двухэтажное кирпичное здание с торговым первым этажом по ул. Мало-Тобольской, до начала XX в. оно являлось самым значительным торговым зданием города, где торговали тканями, одеждой, обувью. В 1898 г. именно в домах Суховых впервые в городе зажглись электрические лампочки, ток поступал от домашней электростанции (в доме Павла Сухова). После смерти отца сыновья Василий, Прокопий и Павел Суховы учредили торговый дом «Д. Н. Сухова сыновья». В начале ХХ в. были построены новые магазины, где вели универсальную торговлю: хлебом, жирами, вином, чаем, сахаром, мануфактурой, кожами, табаком и пр. 14

В 1845 г. имелось 89 лавок, из которых 57 принадлежало городу, 32 – частным лицам. Торговлю вели 19 купеческих семей и 24 занимавшихся торговлей мещан.

Во второй половине XIX в. торговое значение Барнаула значительно возросло. Расположенный на судоходной реке Оби, он превращается в главный торговый центр всего горного округа. Росту торговли способствовали увеличение потока переселенцев на Алтай и рост населения самого города (к 1861 г. число семей местного купечества выросло до 34, свидетельства на право торговли по городу и округу имели 13 купцов из Томска, Колывани, Перми). Хотя в городе появлялись крупные каменные магазины, но основную массу товаров горожане покупали именно в лавках, где продавалось все – от иголок до лубочных картинок. В центре Барнауле имелся базар (ныне территория Старого рынка) с мясными, мучными, рыбными, дровяными и прочими рядами. В начале XX в. появился масляной базар. Отводились места для продажи скота, лошадей, сена.

Помимо розничных торговых заведений в Барнауле имелись оптовые склады по продаже самых различных товаров: спиртных напитков, галантереи, одежды, обуви, тканей.

Хлебная и мануфактурная торговля развивались параллельно. Купцы и скупщики, как правило, скупая хлеб у крестьян, предлагали им ткани, иногда происходил обмен товарами. Совмещали хлебную и мануфактурную торговлю барнаульские купцы Суховы, Морозовы, Поляковы. 9

Кроме того, Барнаул был центром оптовой и розничной торговли спиртными напитками. В городе размещалось правление виноторговых компаний Платонова, Судовской, Ворсиных, Андроновского. В Барнауле с 1890 – 1892 гг. было продано спиртных напитков на 1 114 тыс. руб. В городе имелось 8 оптовых складов, 46 питейных заведений.

К концу XIX в. главную роль приобрела стационарная торговля – лавки, магазины, склады. В 1883 г. торговых заведений было 124. Отдельные каменные магазины конца XIX в. сохранились и до настоящего времени на ул. Мало-Тобольской, Л. Толстого и др.

По переписи населения 1897 г. торговля была основным занятием 1 227 человек (13,2% трудоспособных жителей). Барнаул по торговым оборотам – 6,5 млн. руб. – занимал в Западной Сибири третье место после Томска и Тюмени.

На стыке веков в центре города были выстроены крупные универсальные магазины.

По масштабам торговли выделялся магазин И. И. Полякова (ныне «Красный»). Первый этаж сдавался в аренду товариществу «Алтай» (торговля тканями и одеждой), а на втором размещалось отделение Сибирского торгового банка. Это было одно из лучших торговых зданий города. Выстроенное из красного кирпича, украшенное кованым металлом, оно может быть отнесено к «русскому стилю» в архитектуре, столь популярному у отечественного купечества.

Пассаж И. Ф. Смирнова, построенный в 1909 г. имел форму буквы «П», его центральный фасад выходил на Московский проспект, а два крыла – на улицы Пушкинскую и Гоголя. Пять отдельных входов вели в обувную, галантерейную, канцелярскую, аптечную, винобакалейную секции. Перечень отделений пассажа не отражает всего разнообразия товаров, которые предлагала смирновская фирма. Здесь же торговали текстильными товарами, ювелирными изделиями, мехами, граммофонами и многим прочим. Ежегодно купец отправлялся в Москву и Варшаву для заключения новых контрактов. Пассаж, как и многие другие постройки центральной части Барнаула, сгорел во время майского пожара 1917 г.

В 1913 г. в Барнауле имелось 356 торговых предприятий, подотчетных податной инспекции, с годовым оборотом в 25,1 млн. руб. , прибылью – 1,2 млн. руб. 38 заведений специализировались на скупке сливочного масла и продаже сельхозтехники, 31 – продавало ткани и галантерейные товары, 62 – бакалейно-гастрономические, 67 – спиртные напитки (без учета казенных винных лавок), 25 – торговали хлебом и мукой, 25 – мясом и колбасами. Универсальные магазины освещались электричеством, отличались широким ассортиментом. Наиболее крупные фирмы в 1913 г. : торговый дом «А. Г. Морозов с сыновьями» – 10 магазинов, обороты 3 781 тыс. руб. , И. Ф. Смирнов – 7 магазинов, обороты – 1 776 тыс. руб.

Развитие торговли заставило правительство обратить внимание на подготовку специалистов соответствующего профиля. Обучение азам коммерческой деятельности и рекламы стало важным условием правильной и успешной торговой деятельности. Так в Барнауле в 1911 г. была открыта торговая школа при содействии местного Общества торговых служащих и находилась в ведении Министерства торговли и промышленности. Наряду с преподаванием Закона Божьего, русского и иностранного языка, арифметики, отечественной истории, проводились занятия по торговому и промышленному законодательству, коммерческой географии, товароведению (преимущественно сведения о товарах местного торгового района), коммерческой корреспонденции. Из отчетов преподавателей следует, что особое внимание уделялось различным практикам, несмотря на нехватку специальных приборов и материалов. Например, при изучении товароведения не только излагалась теория производства товара, но и объяснялось, что такое фальсификация и каковы самые простые способы выявления предмета продажи. Преподаватели стремились к тому, чтобы ученики приобрели необходимые навыки в торговых вычислениях.

С начала первой мировой войны и введением «сухого закона» из продажи были изъяты спиртные напитки, в т. ч. пиво. Вскоре стал ощущаться дефицит сахара, керосина, дешевой одежды, качество многих товаров ухудшилось, прекратился экспорт алтайского масла в Европу и ввоз сельскохозяйственной техники, сепараторов.

Грандиозный пожар 2 мая 1917 г. уничтожил центральную часть города с магазинами (в т. ч. Пассаж Смирнова, магазины Суховых и Второвых на Московском проспекте, ул. Толстого), складами, пристанями, огнём уничтожены запасы товаров.

В конце 1916 - начале 1917 гг. экономика Барнаула, как и России в целом, была поражена системным кризисом: шло обесценивание рубля, росли инфляция и цены. После свержения советской власти летом 1918 г. ситуация на рынке Барнаула изменилась незначительно. Были возрождены частная оптовая и розничная торговля, действовали кооперативные структуры Закупсбыта, организации потребительской кооперации. Но в условиях гражданской войны восстановить торговлю в прежнем виде было невозможно. Летом 1920 г. после введения продразверстки были запрещены торговые операции, закрыты рынки, базары, ярмарки. За полтора года политики «военного коммунизма» цены на продовольственные товары выросли в 27 раз. Только с осени 1921 г. после провала практики продуктообмена, ввиду отсутствия промышленных товаров была разрешена торговля (в Барнауле с 9 сентября). Последующее ее развитие шло в формах государственной, кооперативной и частной, которые часто переплетались.

В первой половине 20х Барнаул переживал настоящую торговую лихорадку. В прессе того времени отмечали: «За торговлю брался всякий, свободный от службы человек». Своим магазином обзаводилось едва ли не каждое предприятие. Редакции газет и журналов торговали овсом, сапогами, чтобы на вырученные средства продолжать издательскую деятельность. К 1923 г. в городе зарегистрировано 726 торговых предприятий, в т. ч. 4,1% – государственных, 2,4% – кооперативных, 93,5% – частных. Наиболее эффективно работала кооперация, на её долю приходилось 21,2% объема торгового оборота, государственным заведениям – 6,7%, частникам – 72,1% оборота. С 1922 г. в Барнауле начала работать товарная биржа.

К середине 20х годов число частных торговцев в городе уменьшилось в 3 раза. В 1927 г. ликвидирована товарная биржа, все частные торговцы, имевшие патенты 2го разряда и выше, лишены избирательного права, на них усилилось налоговое давление. Переход к массовой коллективизации в 1929 г. сопровождался введением карточек и талонов на продажу многих продовольственных и промышленных товаров. Цена буханки хлеба на черном рынке в начале 30х поднялась до 20 рублей, при месячной зарплате в 80 - 120 рублей.

В период 30х - 40х годов организованная торговля осуществлялась государственными и кооперативными предприятиями. В первой половине 30х в Барнауле, как и в целом по стране действовали коммерческие магазины, где по очень высоким ценам или за золото можно было приобрести необходимые товары. Улучшению развития торговли способствовала отмена в 1935 году карточной системы. За 2ю половину 30х общий объем розничного товарооборота вырос почти в 4 раза. В связи с увеличением численности населения города расширялась сеть предприятий общественного питания – столовых, чайных, ресторанов (к концу 30х – 76 предприятий).

В годы Великой Отечественной Войны сфера торговых отношений значительно сузилась. Городские предприятия обзаводились подсобными хозяйствами, обеспечение рабочих и служащих было возложено на ОРСы (ОРС – отдел рабочего снабжения) и УРСы. Почти все горожане были переведены на карточное снабжение. Большим подспорьем были приусадебные огороды. Торговля покрывала менее 10% потребностей горожан в продуктах. После денежной реформы с 1947 г. были отменены карточки, изменилась ценовая политика, началась свободная торговля. Уже к 1950 г. общий объем розничного товарооборота по сравнению с 1945 г. Удвоился.

Развитию торговли способствовало постановление Совета Министров СССР от 9 ноября 1946 г. «О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольствием и промышленными товарами и увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями». 3

В 50е годы в связи со строительством в городе новых фабрик, заводов число жителей выросло, увеличились объемы торговли. К 1956 г. в Барнауле насчитывалось 564 розничных торговых предприятия, объем их товарооборота составил 958,1 тыс. руб. (в 1950 г. соответственно 407 652,2 тыс. руб. ). Расширилась сеть складов, холодильников, внедрена система кассового обслуживания. Изменилась структура розничного товарооборота. Доля продовольственных товаров снизилась с 49,8% в 1950 г. до 45% в 1960 г.

Как отмечает В. А. Скубневский, «в советские времена прилавки магазинов не всегда были пустыми. В снабжении были какие-то «приливы и отливы», которые зависели от целого ряда обстоятельств. В частности, барнаульская торговля буквально расцвела в конце 50х - начале 60х гг. Из продуктовых магазинов выделялись почти столичным уровнем гастрономы «Под шпилем», «Сотый», «Кооперативная торговля» (ныне магазин «Раздолье» на Ленинском проспекте). Внешний облик магазинов также менялся. В частности, тогда появились первые светящиеся вывески. Самая первая неоновая вывеска зажглась над кондитерским магазином «Лакомка», потом над «Огоньком», гастрономом «Под шпилем». В «Лакомке» установили и первые миксеры для изготовления молочных коктейлей и венгерские кофеварки». 15

В первой половине 70х, благодаря хорошим урожаям, обеспечение горожан продовольствием было одним из лучших в Западной Сибири.

Во 2й половине 70х - 80х гг. при общем росте объема товарооборота (563 млн. руб. в 1975 г. и 844,4 млн. руб. в 1985 г. ) нередки были перебои в снабжении многими видами промышленных и продовольственных товаров. К концу 80х дефицит на товары стал всеобщим. Почти все они продавались по талонам.

За 1972 - 1986 гг. были построены 3 рынка, 2 дома быта, универмаг (ЦУМ), построены комбинаты полуфабрикатов, школьного питания, рестораны «Барнаул», «Русский чай», «Колос».

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ТОРГОВЛИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Экономические реформы, освобождение цен от государственного регулирования в начале 90х принесли принципиальные изменения в торговле. Значительно сократилась доля государственных торговых заведений, в конце 90х она составляет 10%.

После финансового кризиса 17 августа 1998 г. и роста цен на импортные товары, увеличивается доля отечественных товаров. Закрылись крупные рестораны города, многие магазины сменили владельцев.

В 90х появляются крупные частные магазины, супермаркеты («Норд-Вест», «Вавилон», «Мария-Pa»).

Динамика экономических показателей указывает на то, что торговля становится крупнейшей отраслью хозяйства города, обеспечивая самый высокий уровень темпов роста по сравнению с другими отраслями экономики. Сеть предприятий потребительского рынка за 4 года увеличилась за счёт открытия 904 предприятий, в которых создано более 9 000 рабочих мест.

Доля предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания в налоговых поступлениях по городу составляет более 20,0%.

За эти годы розничная торговля активно развивалась, быстро реагируя на изменения уровня жизни населения и требования, предъявляемые потребителем. Строительство, реконструкция и модернизация объектов, новые формы обслуживания, гибкая ценовая политика максимально удовлетворяют потребности населения в бесперебойном обеспечении продовольственными и промышленными товарами. Сегодня в городе работает более 300 магазинов самообслуживания, начинает активно использоваться система расчета с покупателями через пластиковые карточки.

Оборот розничной торговли за 2003 - 2008 годы

Год Оборот розничной торговли всего, млрд. руб. на душу населения в год (руб. ) в % к предыдущему году в сопост.

2000 12 465 19 275 114,4

2001 16 479 25 580 113,1

2002 21 686 33 911 116,4

2003 27 897 41 988 115,0

2004 34 813 52 390 114,1

2005 42 116 64 230 112,5

2006 55 639 85 401 120,0

2007 70 395 108 349 116,0

2008 92 676 143 000 112,7

Обеспеченность торговыми площадями за период с 2003 по 2008 год

Наименование 2003 2004 2005 2006 2007 2008

показателей

Торговая площадь, кв. м. 204 300 220 783 257 190 292 648 337 655 571 000

Количество стационарных предприятий торговли, ед. 1 239 1 294 1 348 1 371 1 467 1 563

Обеспеченность 114,8% 119,0% 139,6% 160,0% 185,6% 186,7%

торговыми площадями на 1000 жителей

333,4 393,7 449,2 519,7 571,0

Численность населения города (тыс. чел. ) 662,2 653,3 651,5 649,7 644,3

2004 - 2006 гг. характеризуются открытием магазинов новых форматов, торговых центров, оснащенных новейшим оборудованием, с современным дизайном интерьеров и широким ассортиментом предлагаемых к продаже товаров. Дальнейшее развитие получили сетевой принцип организации торгового обслуживания, крупноформатные торговые предприятия (торговые центры, супермаркеты), магазины «шаговой доступности». За 2004 год открылось 4 торговых центра общей площадью более 10 тыс. кв. м. , в 2005 году – 15 торговых центров общей площадью более 34 тыс. кв. м. , в 2006 году – 10 торговых центров общей площадью более 46 тыс. кв. м.

Данные показатели явились правильно выстроенной стратегией по реализации Концепции развития потребительского рынка г. Барнаула до 2010 года,7 благодаря чему были привлечены дополнительные инвестиционные средства не только предприятий города Барнаула, но и других регионов России. В город пришли сетевые структуры из г. Новосибирска, г. Санкт-Петербурга, г. Москвы. Сегодня в городе работает 46 розничных торговых сетей, наиболее крупные из них: барнаульские – «Мария-Ра», «Новэкс», «Раздолье», из других городов и регионов России – «Эльдорадо», «Евросетъ», «Компания Холидей», «Пятерочка», «Аникс» и др.

Сфера бытового обслуживания представлена организациями малого бизнеса. Количество индивидуальных предпринимателей занятых в отрасли составляет 64%. Наибольшее их количество занято в оказании парикмахерских услуг, услуг по ремонту обуви, пошиву одежды, ремонту автотранспорта, оказании фотоуслуг, изготовлению мебели и металлопластиковых изделий.

Торговля, как процесс купли-продажи, является основополагающим экономическим механизмом. В рыночных условиях с помощью торговли осуществляется регулирование спроса и предложения, происходит «перетекание» капитала из одной отрасли в другую.

Торговля выполняет важную социальную функцию, обеспечивая процессы жизнедеятельности населения.

Розничная торговля – ведущее звено всей системы товародвижения, так как непосредственно затрагивает интересы населения.

В целом, можно говорить о возрастающем значении торговой отрасли в экономике России и, в частности, г. Барнаула. На сегодняшний день сферу торговли можно рассматривать как одну из самых потенциально мощных бюджетообразующих сфер хозяйственной деятельности, создающую мотивационные условия для развития легкой, пищевой, перерабатывающей и других отраслей промышленности, а также строительства и транспорта.

Основные направления развития торговли в г. Барнауле до 2010 г. рассмотрены в Концепции развития потребительского рынка города до 2010 года и включены в Стратегию развития Барнаула до 2010 года.

Главная цель Концепции – повышение качества жизненного уровня населения г. Барнаула путем предоставления доступных, качественных услуг в сфере потребительского рынка, развитие его инфраструктуры в соответствии с нормативами обеспеченности торговыми площадями.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

1. Обеспечение для всех категорий населения доступности потребительского рынка в цивилизованных формах его организации;

2. Обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров, на защиту прав потребителей;

3. Формирование развитой системы товародвижения, инфраструктуры торговли;

4. Восстановление оптимального соотношения магазинных и немагазинных форм торговли, обеспечение условий для динамичного замещения немагазинных форм магазинными;

5. Укрепление нормативно-правовой базы развития торговли;

6. Создание благоприятных условий для предприятий малого бизнеса, работающих на потребительском рынке.

Одним из направлений развития торговой инфраструктуры является реформирование инфраструктуры существующих городских рынков и торговых зон (в том числе муниципальных) путем поэтапного (поблочного) замещения их магазинными формами торговых организаций.

В Концепции поднимается вопрос о повышении уровня профессиональной подготовки кадров, который позволит повысить качество обслуживания потребителей, ввести новые способы управления процессами торговли, расширить виды услуг.

При складывающихся тенденциях развития потребительского рынка и дальнейшей стабилизации экономической ситуации прогнозируется увеличение потребительского спроса и, соответственно, увеличение товарооборота розничной торговли и общественного питания.

Дальнейшее развитие получат торговые сети, способные выдержать возрастающую конкуренцию, предложить широкий ассортимент товаров по умеренным ценам, расширить дополнительные виды услуг.

В течение всего периода произойдет дальнейшая специализация магазинов продовольственной и непродовольственной торговли. Активное развитие получит «салонный метод» продаж непродовольственной торговли (одежда, обувь, парфюмерия, оргтехника, мебель и другие виды товаров).

Особая роль в торговле будет отводиться внедрению прогрессивных форм обслуживания покупателей – это самообслуживание с применением автоматизированной системы учета товародвижения и электронной защиты товаров.

Завершится процесс упорядочения уличной торговли и активизируется создание рыночных комплексов.

С учетом социально-экономического развития города приоритетным направлением розничной торговли остается открытие магазинов местного значения.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ РАСЧЕТОВ С ПОКУПАТЕЛЯМИ В ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Г. БАРНАУЛА

В настоящее время любое предприятие торговли по закону обязано использовать контрольно-кассовые аппараты. 1

Контрольно-кассовая техника, применяемая в современных магазинах и торговых павильонах, позволяет решать весь спектр вопросов, связанных с проведением кассовых операций, бухгалтерского учета и складского контроля. Но всегда ли так было?

Многие века торговцы не могли с точностью определить собственные доходы. Для этого нужно было вести гроссбухи с учетом поступлений и продаж. Данные о продажах, предоставляемые владельцам наемными продавцами, клерками, приказчиками и служащими, оказывались неполными и недостоверными. При этом у владельцев предприятия не было никакой возможности уличить своих подчиненных в недобросовестности.

Именно в такой ситуации оказался хозяин маленького кафе в американском городе Дейтон, штат Огайо, Джеймс Ритти. Он был чрезвычайно удивлен, обнаружив, что его заведение, несмотря на большое количество посетителей, почти не приносит дохода. Как выяснилось, причиной тому было мелкое воровство буфетчиков, которые не могли удержаться от соблазна запустить руку в денежный ящик.

Решение проблемы пришло неожиданно. Расстроенный Ритти отправился отдыхать в Европу, и, прогуливаясь по судну корабля, забрел в машинное отделение, где обратил внимание на устройство, автоматически отсчитывавшее каждый оборот двигательного вала. Ритти осенила счастливая мысль, что подобное же устройство может фиксировать каждую покупку в баре или кафе.

Ритти немедленно вернулся в Дейтон, где вместе с братом сконструировал простейший кассовый аппарат, запатентованный 4 ноября 1879 года. В первой модели каждая торговая операция фиксировалась на диске. Позже появился специальный индикатор, позволявший и кассиру, и покупателю видеть стоимость покупки. Теперь, после того как индикатор показал сумму, которую продавец должен был положить в кассовый ящик, соблазн что-либо утаить становился значительно меньше. Ритти также придумал приспособление, фиксировавшее каждую денежную операцию на бумажном рулоне. Теперь хозяин мог сверить сумму наличных в кассе с суммой, обозначенной на рулоне, и точно узнать, сколько было сделано покупок за день.

Кафе между тем, стало приносить неплохой доход не только из-за «честности» буфетчиков, но и из-за наличия необычного аппарата, который собирал толпы зевак. Впоследствии изобретение Ритти получило название «Неподкупный кассир Ритти».

Поначалу Ритти всерьез решил заняться производством и продажей кассовых аппаратов. Вместе с братом он начал изготовлять кассовые аппараты у себя дома. Но работа оказалась сложнее и хлопотнее, чем они предполагали, и вскоре Ритти отдал предпочтение спокойному, налаженному ресторанному делу. Он продал свой бизнес по производству кассовых аппаратов вместе с патентом всего за $ 1 000 изобретателю Джону Паттерсону.

В 1884 году Джон Паттерсон стал владельцем контрольного пакета акций «Национальной производственной компании» («The National Manufacturing Company»), и тогда же компания была переименована в «Национальную кассовую компанию» («The National Cash Register Company»), известную всему миру под аббревиатурой NCR.

Новый владелец патента в свою очередь придумал колокольчик, звеневший, когда ящик для денег выдвигался, а также приспособление для печати чека покупателю. Теперь, чтобы получить доступ к содержимому ящика, приходилось фиксировать каждую оплату товара. Колокольчик звенит, значит, покупка сделана, говорили американцы.

Джон Паттерсон оказался не только одаренным инженером-изобретателем, но и разработчиком новой глобальной стратегии организации торговли.

Второй по значению фигурой после изобретателя кассового аппарата Джеймса Ритти для нас и является Джон Генри Паттерсон, который дал мощный импульс процессу распространения этого изобретения по всему миру. Его заслуги трудно переоценить. Паттерсон – не просто ключевая фигура в деле успешной организации производства кассовых аппаратов, но и человек, известный всему миру как гениальный организатор продаж, автор первого в мировой истории руководства для продавцов.

В 1893 году был открыт Зал промышленного образования для обучения агентов «лучшим способам помощи торговцам делать деньги», который стал первой известной официальной школой продаж.

Исследуя историю создания кассового аппарата обязательно необходимо рассказать о Чарльзе Кеттеринге. Чарльз Кеттеринг – самоучка, гениальный изобретатель, инженер, индустриальный новатор.

Кеттеринг прежде чем получить должность в компании NCR работал в телефонной компании. Первой его разработкой благодаря опыту, приобретенному в телефонной компании, была система, объединившая телефон и кассовый аппарат. Система была предназначена для проверки кредитоспособности покупателя в филиалах крупных розничных торговых сетей. Нажатием определенных клавиш кассир отправлял информацию о товаре и покупателе в центральный офис, а затем по телефону получал ответ. Таким образом, необходимость в вызове менеджера в кассовый зал отпала.

Следующий крупный проект Кеттеринга – электрический кассовый аппарат. И уже к 1906 году фирма NCR была завалена заказами на новый кассовый аппарат «без ручки». Это был кассовый аппарат «Class 1000». Эта модель кассового аппарата в течение 40 лет подвергалась минимальным изменениям в конструкции.

В Россию торговые агенты «The National Cash Register Company» добрались уже в 90е годы XIX в.

В 1896 г. главным торговым агентом южного российского отделения компании NCR (штаб-квартира в Одессе) был назначен некий господин Тульчинский. В 1900 г. бизнес в северной части России (штаб-квартира в Санкт-Петербурге) был отдан под контроль отделения NCR в Берлине и лично агента В. Мартина. В том же году оба агента были отозваны, а генеральным представителем NCR на всей территории России стало торгово-промышленное товарищество Т. И. Гагена.

Торгово-промышленное товарищество Т. И. Гагена было образовано в России в 1908 г. и к 1915 г. охватывало своими отделениями и подотделами всю Россию, представляя собой тщательно налаженную организацию чисто немецкого характера. Имея центральное для России управление в Москве, фирма располагала провинциальными отделениями в Петрограде, Риге, Варшаве, Лодзи, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, на Нижегородской ярмарке и в Либаве. Все ответственные посты в фирме занимали немцы.

Выдержки из письма господина Роберта Паттерсона, 1902 год: «За последние несколько месяцев спрос на нашу продукцию в Петербурге существенно вырос. Используется около 60 кассовых аппаратов».

Первыми новые технологии начали внедрять прогрессивные европейские торговцы, такие как владельцы московского магазина «Мюр и Мэрилиз» (ныне ЦУМ).

Во время революции и вплоть до 1920х гг. использование касс практически прекратилось. Как и в царской России, в советское время наибольшее распространение в сфере розничной торговли получило простейшее механическое устройство для произведения арифметических расчетов (оно же первое вычислительное устройство) – русские счеты.

К 30м гг. основной фонд «кассового хозяйства» страны и г. Барнаула состоял из довоенных механических кассовых аппаратов «National» компании NCR. На весь СССР приходилось всего около 15000 кассовых аппаратов, в основном – сильно изношенных. Для максимального продления срока службы американских машин был предпринят ряд мер по обучению советских техников и кассиров принципам организации расчетно-кассовых операций, технике работы, устройству, эксплуатационным особенностям и правилам обслуживания кассовых аппаратов. С этой целью в 30е и 40е гг. Госторгиздатом и Редиздатом отдела торговли Моссовета был выпущен целый ряд специализированных брошюр с подробными техническими данными и рекомендациями.

По воспоминаниям очевидца кассовые аппараты фирмы NCR «National» эксплуатировались и в магазинах г. Барнаула. К сожалению мы, авторы работы, не нашли подтверждений данного факта в архивах края и города, но смеем предположить. Барнаульские купцы регулярно посещали г. Одессу, Петербург, Нижегородскую ярмарку, где и приобрели для своих магазинов кассовые аппараты «National» компании NCR. Ивонин Виталий Иванович, один из первых механиков по ремонту кассовых аппаратов, вспоминает о том, что в 1961 г. он лично списывал с баланса одного из продовольственных магазинов кассовый аппарат «National Class 1000»8.

На 1 сентября 1961 г. в г. Барнауле насчитывалось всего около 260 кассовых аппаратов.

Советская промышленность приступила к выпуску собственных контрольно-кассовых машин в 1933 г. У истоков отечественного «кассостроения» стоял советский механик Щетинин. Его первые модели-прототипы были оригинальны как по эксплуатационным, так и по конструктивным особенностям. Именно на их основе в 1933 - 1934 гг. Московский завод кассовых аппаратов приступил к опытному производству клавишных кассовых машин под маркой «Авангард».

С 1935 г. завод им. 13-летия Октября начал выпуск рычажковых кассовых машин с ручным приводом под названием «Победа».

С 1936 г. завод им. Ф. Э. Дзержинского выпускал рычажковые односчетчиковые кассовые машины оригинальной конструкции под маркой «К», предназначенные для обслуживания мелких торговых сетей с небольшой пропускной способностью.

В конце 30х гг. специально созданным Ленинградским заводом кассовых аппаратов было начато производство клавишных кассовых машин «Ленинград» модели «Е». Эти машины были достаточно успешными, выпускались в массовом количестве.

Вплоть до 40х гг. наряду с отечественными моделями все еще активно эксплуатировались американские кассы.

Во время войны производство и использование кассовых аппаратов было практически остановлено, а большинство заводов переориентировано на выпуск военной продукции. Тем не менее, практически сразу после войны были приняты меры по восстановлению отрасли. В конце 40х гг. Главторгмаш Министерства торговли СССР приступил к выпуску кассовых аппаратов на ленинградских заводах.

В апреле 1954 г. Совет Министров СССР принял постановление,5 в соответствии с которым на Рязанском заводе «САМ», основанном в 1946 г. , было организовано серийное производство клавишных многосчетчиковых контрольно-кассовых аппаратов.

В 1956 г. было выпущено 6 225 кассовых аппаратов «КИ» и 10 аппаратов другого типа, который и оказался наиболее перспективным, – односекционных «КО». Массовое производство этих аппаратов развернулось в 1966 г.

В 1958 г. на заводе модернизировали машину «КИ» и стали выпускать четырехсчетчиковую машину «КИМ». На ее базе была разработана и освоена модель «КИР» для ресторанов и кафе.

В 1959 г. вышло постановление Правительства «О дальнейшем развитии механизации учета, проектно-конструкторских и инженерно-технических работ». 6

В 1961 г. завод освоил новую односчетчиковую контрольно-кассовую машину «КП».

В 1966 г. была модернизирована машина «КИР», а в 1969 г. – машина «КО», что позволило еще на 10 - 15 процентов повысить производительность труда кассиров. В том же году эти машины подверглись новой модернизации, после которой получили название «КИМ-3».

Наконец, в 1970 г. конструкторами завода «САМ» была создана новая базовая машина на уровне лучших образцов зарубежных фирм, выпускавших электромеханические кассовые машины, – универсальная кассовая машина «КУ». После испытаний межведомственная комиссия рекомендовала ее к серийному производству.

В начале 70х гг. встал вопрос о резком увеличении производства контрольно-кассовой техники, отвечающей мировым требованиям. Именно в эти годы и начинается по-настоящему массовый выпуск кассовых аппаратов в стране.

Кассовый аппарат «КИМ-3» есть и в кабинете оборудования торговых предприятий нашего училища.

В настоящее время на территории России и в г. Барнауле используются автономные, пассивные системные кассовые машины, а также POS-терминалы.

В заключение отметим, что никто не требует от продавца знать всю электронику контрольно-кассовой машины досконально. Однако знание того, из чего она состоит, какими обладает возможностями, позволит эксплуатировать машины без осложнений.

В результате выполненной работы удалось решить следующие задачи. Проанализирована литература, материалы периодической печати, документы архива края, личные документы. Ряд документов впервые введен в научный оборот. Мы еще раз уточнили, что торговля становится крупнейшей отраслью хозяйства города. Исследователи, рассмотрели основные этапы развития торговли в городе Барнауле более чем за вековой период. Отметили основные приоритетные направления развития торговли до 2010 года. В работе мировая история создания кассовых машин и освещен советский период выпуска кассовых машин. Данный материал, является эксклюзивным.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)