Производство  ->  Агропром  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Реализация продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей в 20-30 годы ХХ века

Как и все другие регионы России, Республика Саха (Якутия) вовлечена в рыночные отношения. Но задержка выплаты пособий, пенсий, зарплаты ставят местное население в тупиковое положение, когда приходится думать над вопросом «как дальше жить?» В связи с этим мы возвращаемся в недалекие времена, когда жители местных улусов зарабатывали себе на жизнь путем создания рыночной инфраструктуры обмена, торговли, в то же время не нанося ущерба экологии.

В свом докладе я хочу остановиться на интеграционные связи колхозников и рабочих золотоносных приисков Алдана.

Золото Алдана славится во всем мире. В начале 30-х годов экспедиция под руководством старейшего геолога Якутии Н. И. Зайцева открыла золотоносные месторождения в районе реки Аллах-Юнь. Началась промышленная добыча золота. Новый золотоносный район, расположенный в 530 км от г. Якутска и в 650 км от ближайшей железнодорожной станции, не имел никаких устроенных путей сообщения. А все необходимые для приисков материалы и продовольствия предстояло возить гужом на сотни километров. От организации этой работы во многом зависело будущее только что возникшей золотодобывающей промышленности. Районы ежегодно выделяли большое количество людей и тягловой силы. Они разворачивали соревнования за своевременную доставку грузов.

По указанию директивных органов республики колхозы Усть-Алданского, Таттинского, Чурапчинского, Мегино-Кангаласского, Намского, Олекминского районов выделяли определенное количество гужевого транспорта для перевозки грузов от Охотского Перевоза до Аллах-Юнь. В среднем ежегодно около 3,5 тысяч лошадей в течение зимнего сезона перевозили по старому Якутско-Охотскому тракту по 2 тысячи тонн различного груза на расстоянии 250 км. Это был трудный путь, связанный с преодолением многочисленных бурных горных рек, Станового хребта (1500м над уровнем моря), горы Эвота и других труднодоступных мест и, к тому же, в районе нигде поблизости корма для подвоза не заготовлялось.

От Охотского Перевоза до Аллах-Юньских приисков было 10 ночлежек: 1. Кураанах, 2. Атырджах, 3. Хара Тиит, 4. Терют Суордаах, 5. Сиикэй Уу, 6. Кырынастыыр, 7. Муус Кюель, 8. Стрелка, 9. Кирестях, 10. Аллах-Юнь.

Для обеспечения кормами гужевого транспорта (лошадей) и для завоза на прииски в 1933-36гг. в определенных местах ежегодно заготовлялись от 9 до 12 тысяч тонн сена.

Перевозка груза продолжалось с ноября до середины марта, в течение суровой зимы. Чтобы выполнить такую ответственную работу каждый колхоз выбирал самых сильных, отважных, сильным духом людей.

Жители нашего села Соттинцы также вложили свой посильный вклад в обеспечении продовольствием золотоносные прииски.

Так 3 колхозов «Хомустах», «Кердюгяннэх» и «Серго» предоставили 23 человека, притом они выполняли рейсы ежегодно. Колхозы изготовляли специальные дровни, дугу, упряжку и отправляли в путь. Это был очень тяжелый путь, многие оставлись без лошадей, бывало и сами умирали от холода, простуды.

Из нашего Соттинского наслега на извозки ездили из колхоза «Кысыл-Сата» Татаринов В. И. , Охлопков М. Е. , Решетников И. И. , а из колхоза «Серго» участвовали в переездах Заровняев Д. Л. , Кириллин И. Е. , Парников И. С. Каждый из них имел по 4-5 лошадей.

И. Е. Кириллин, ныне проживающий в нашем поселке, при встречах со школьниками рассказывает, что состав отряда «айаннитов» подбирался очень скрупулезно. «Айаннит» должен быть:

1. Физически сильным и выносливым,

2. Надежным спутником, находчивым водителем гужевого транспорта,

3. Умеющим общаться н русском языке и с предприимчивым складом ума.

В те 30-е годы в зимнее время не было более надежного транспорта, чем гужевой. Недаром стало популярным слово «айаннит», ибо так называли тех, кто, оставив свой очаг и семью, не страшась шестидесятиградусных морозов, перевозили груз на дальние расстояния. Груз одного «айаннита» достигал весом до 12 центнеров. Кроме этого каждый брал запасы продуктов и сено (овес) для корма лошадей. «Айаннниты» из наслега начинали перевоз из с. Борогонцы, по пути из Томтора на заготовку загружали мясо и масло. Иногда из Танды возили мясо, потроха. Путь лежал через Табалаах, Чурапчу, Черкех, Таттинского, Ытык-Кюель, Чычымах, через реку Амгу. Ночевали в трех зимовьях, расстояние которых составляло 20-30 км. За ночлежку гужа плату не брали, зато платили семьям за ночлежку по 1 рублю с человека, а за корм гужа по полтора рубля. С них брали расписку, по которой рассчитывались с колхозом.

Основное внимание каждый грузчик обращал на лошадей. За лето лошадей откармливали и в конце октября в течение двух недель стреноживали.

Благодаря этому лошади могли выдержать столь трудный и мучительный путь. Вместо воды давали снег и на ночь небольшую охапку сена.

В те дни грузчики иногда привозили продукты на оловодобывающие прииски. Летом грузчики через реку Алдан на пароходе доставляли груз на Моой Юрях.

Иногда за перевозку товара «айаннитам» давали премии в размере 150-160 рублей за сезон. Бывало, что не давали ни рубля, тогда их тяжкий труд шел в счет «дней табелирования». Эти все денежные расходы колхозы получали от специально созданной организации «Золототранс».

В то время в Усть-Алданском улусе начальником отдела «Золототранс» работал Петр Елисеевич Рыбкин. А после него Попов Николай Николаевич. Представители колхозов осуществляли договор о перевозке груза в Аллах-Юньские прииски. По условию договора должно было осуществляться 4 перевозки.

Для доставки груза в Якутии было законтрактовано в зиму 1928/29 – 8000; 1929/30 – 10200; 1930/31 – 11800 подвоз. Для населения г. Алдана в районах проводилась заготовка мяса, рыбы, дичи, ягод и других продуктов питания. В одном 1931г. только мясо было отправлено из Якутска 600 тонн в мороженом виде, 500 голов скота.

За 10 лет существования приисков из сельскохозяйственных районов Якутии вывезено 397 тысяч центнеров сена, 35 тысяч центнеров мороженого мяса, 293 тысяч голов живого скота, 23 тысяч центнеров рыбы, 580 центнеров молочных продуктов, 3 тысяч центнеров ягод, 18 тысяч центнеров овощей, 670 центнеров зайчатины, 420 центнеров дичи и других продуктов.

Удельный вес продуктов закупленных на местном рынке к общетрестовским заготовкам, %

Наименование1935г.1936г.
Мясо и дичь74,657,7
Рыба33,345,0
Овощи51,068,3
Масло40,626,0
Сено58,051,0

В обеспечении золотопромышленных районов Якутии продуктами сельскохозяйственного производства большую помощь оказывало крестьянство Якутии.

Из этой таблицы видно, что прииски являлись крупным рынком сбыта продуктов местного сельскохозяйственного производства, создающими стимул для роста его товарности. Свои излишки колхозы продавали и на ярмарках, организовавшихся на Алдане. Во время ярмарок организовалось встречная торговля промышленными товарами, т. е. бартерные сделки.

С развитием золотодобывающей промышленности в южной части республики и в Аллах-Юньском районе возник емкий рынок сбыта продуктов сельскохозяйственного региона Якутии. Известный традиционный промысел превратился в первый из видов хозяйственного занятия и в дополнительный источник заработка для населения.

При этом они стремились доставить грузы, необходимые для развития золотодобывающей промышленности, без утери, порчи и к устновленному сроку. Вместе с тем извозный промысел стал для местного населения одним из важных отраслей занятия источником заработка для улучшении своего материального положения.

Как я уже говорил, у населения появился немалый бюджет, чтобы расплатиться. В связи с этим у жителей сельскохозяйственных регионов и рабочих Алданских прииски появилась связь. Раньше наши предки редко ездили в соседние улусы. А сейчас благодаря длительным походам них расширился кругозор, знание и они больше стремились доставить груз. Это усилило дух населения.

Таким образом, колхозное крестьянство Якутии оказывало серьезную помощь в обеспечении приисков основными сельскохозяйственными продуктами. Это улучшало непрерывное продовольственное снабжение рабочих и отражалось положительно на весь социально-производственный процесс сельскохозяйственных товаропроизводителей центральных улусов Якутии.

Алдан, как промышленный район, играл важную роль в экономической, общественно-политической и культурной жизни Якутии. В свою очередь, местное население оказывало помощь своим транспортом грузоперевозкам, увеличивало поставки на прииски мяса, рыбы, дичи и других продуктов. В этом выражалась главная форма его участия в развитии золотодобывающей промышленности.

Таким образом, наличие в республике богатейших запасов такого ценного минерала, как золото, исторически обусловило место ее во всесоюзном разделении труда в развитии именно этой отрасли промышленности.

Из вышеизложенного допускаем, что в условиях рыночных отношений следует частично возродить интеграционные связи улусов с промышленными центрами или городами. Возможно, такие связи будут организованы путем создания (возрождения) систем коопераций или факторий.

Сейчас можно привести много примеров о том, как молодые якутские парни «айанниты» в роли самостоятельных коммерсантов (или брокеров) успешно занимаются коммерческо-предпринимательской деятельностью и поставкой товаров из других регионов России и зарубежья.

Современная маркетинговая служба также специфически требует от нынешних товаропроизводителей физической смекалки, культуры коммерческих сделок и надежности (доверия) между партнерами.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)