Справки  ->  Словари  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Речевые средства трагического в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Цель исследовательской работы: выяснить, как речь окружающих людей формировала душевное состояние маленького человека.

Задачи исследовательской работы: проанализировать лексический состав повествования,

- определить, кто больше всех влиял на главного героя,

- какое значение в жизни героя имело это влияние.

Гипотеза: условия воспитания маленького человека формируют его внутренний мир и подчиняют себе его дальнейшую жизнь.

Метод – лексический анализ текста, контекстное прочтение.

Трагедия - драматическое произведение, изображающее напряжённую и не разрешённую композицию, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающуюся гибелью героя.

Потрясающая повесть Санаева «Похороните меня за плинтусом» поражает трагическим положением ребёнка, отданного во власть психически больного человека. Непосредственное восприятие людей и событий своеобразно переплетается в речи-повествовании. Писалась она взрослым человеком, но времени прошло ещё очень мало, и события настолько свежи в памяти автора, что воспринимаются именно как повествование детское.

Большое место в жизни маленького Саши занимала бабушка, она его воспитывала, лечила, водила по врачам, неотступно (за редким исключением) была рядом с ним, поэтому речь повествователя отражает прежде всего лексику бабушки. Она самая богатая, насыщенная фразеологизмами, окказионализмами, собственными афоризмами, ругательскими и уменьшительно-ласкательными словами.

Фразеологизмы – устойчивое выражение с самостоятельным значением, близких к идиоматическому.

Фразеологизмы являются в тексте очень эмоциональным психическим средством. Они употребляются и в собственной форме, и в переделанной, в зависимости от цели употребления.

Мама повесила Сашу бабушке на шею «тяжкой крестягой». Фразеологизм нести тяжкий крест означает «терпеливо переносить страдания, испытания, тяжёлую судьбу». (Фразеологический словарь. Стр. 267). Бабушка очень обижена на свою дочь за то, что она не смогла устроить свою судьбу, была «неблагодарной» дочерью, оскорбила мать тем, что ушла в самостоятельную жизнь и не позволила и дальше распоряжаться своей судьбой. Известный афоризм бабушка усиливает, изменив опорное слово. Суффикс, добавленный к корню слова – яг(а), образует «имена существительные, обозначающие лица по их признакам и действиям с окраской грубоватого сочувствия, иронии и осуждениясвойственны разговорно-фамильярной речи и имеют экспрессивный оттенок». (Потиха стр. 203) Этот суффикс образует существительные общего рода – бедняга, трудяга, бродяга, здоровяга, миляга Бабушка употребляет слово крестяга в женском роде, очевидно, чтобы подчеркнуть, что тяжкий крест – дело рук дочери.

Этот же суффикс она добавила и к корню урод: «Я тебе не говорила, что ты уродка! Я хотела, чтоб ты ела лучше, и говорила: «Не будешь есть, будешь уродяга». Следует отметить, что эти два слова появились в лексике бабушки в разное время, но образованы одинаково: она не имеет хорошего образования, имеет ограниченный кругозор, не очень стремится разнообразить свою речь, окультурить её. Конечно, она говорила так для того, чтобы показать дочери, как плохо быть худой, что это некрасиво, а ей обязательно надо быть красивой, и это возможно. Но добивалась обратного эффекта: дочь выросла с комплексом неполноценности потому, что отрицательные качества подчёркивались очень эмоционально.

Бабушка говорит своему внуку:

- Твоя мать мне когда-то сказала: «Я на нём отыграюсь». Так знай, я вас всех имела в виду, я сама отыграюсь на всех.

Бабушка внушила себе и сообщала об этом постоянно окружающим (даже ребёнок запомнил это выражение), что это слова дочери. Но, зная её характер, мы можем предположить, что это её изобретение. Она считала, что мать мальчика будет выглядеть в глазах окружающих ещё большей преступницей. Это дало ей право вымещать все свои обиды на внуке и дедушке. Отыграться на ком-то, отомстить за какую-то обиду, выждав определённое время и в наиболее подходящий момент – этому была подчинена вся жизнь бабушки. Её маниакальное желание рождало в ребёнке чувство неполноценности, заставляло его прятать свои истинные чувства и мысли, лгать, хитрить, пользоваться её слабостями. Он пристально наблюдал её поведение и подвергал анализу её действия.

Бабушка употребляла в речи афоризмы, которые должны были разоблачить или унизить дочь. Например, кровью за мои слёзы заплатишь. Он образован из нескольких крылатых выражений. Кровью своей умыться:

С той поры я с горем-нуждою

По чужим углам скитаюся,

За дневной кусок работаю,

Кровным потом умываюся.

Кольцов. Деревенская беда.

Михельсон. (Михельсон стр. 172)

Кровь за кровь. Убийство за убийство. О мести. (Словарь фразеологизмов. Стр. 213) Чувство мести рождено манией неблагодарности окружающих и деспотизме характера.

«Пьёшь из меня кровь», - говорит она внуку, имея в виду его постоянные болезни и непослушание.

Пить (сосать) кровь – прост. Мучить, притеснять кого-либо, издеваться, глумиться над кем-либо. (Фразеологический словарь. Стр. 321)

Говоря о мести близким, она постоянно обращается к судьбе, очевидно считая себя правой во всём, а остальным придумывает разные грехи. «Судьба толкнёт тебя так, что не опомнишься», - говорит она дочери, когда та отнимает у неё своего сына. Но и за свои ошибки, если таковые у неё вдруг обнаружатся, она готова платить столь же дорогую цену: «Если я сделаю ошибку, то она меня так ошибёт, что люди будут ошибаться, принимая меня за человека. » Такое ощущение, что она перестаёт себя контролировать и часто обращается к самому сильному средству (судьбе), что для нормального человека недопустимо.

Окказионализмы в речи бабушки служат для того, чтобы показать, как она несчастна, что её близкие так её ненавидят. Вся вина ложилась на них. И ребёнок ещё больше должен был чувствовать свою ущербность: «Вы загадили мой мозг, больной мозг, несчастный мозг! Я из-за вас ничего не помню, ничего не могу найти, у меня всё валится из рук! Нельзя гадить человеку в мозг день и ночь!». Это психическое заболевание.

Отношение к внуку у бабушки особое. Как говорит её муж, когда появился малыш, она ожила, почувствовала себя нужной кому-то, считала, что внук без неё не проживёт. «Кровью прикипел ко мне ребёнок этот», - любила говорить посторонним людям бабушка. Вся её нерастраченная энергия, любовь направлены на заботу о нём. Об этом свидетельствует и тот факт, что она умерла вскоре после того, как у неё отняли внука. Но как любой психически больной человек, она переусердствовала в этой заботе настолько, что стала просто опасной для него. Он не любил её и боялся. Злоба, ненависть и любовь переплелись в этом своеобразном характере и отразились в лексике.

Наиболее запомнившиеся главному герою слова ругательские или характеризующие его только с отрицательной стороны. Знакомым и совершенно незнакомым случайным людям она любила рассказывать, как мальчик тяжко болен, сколько у него болезней и какие. Да и ребёнку внушала мысль, что он «гниёт заживо», «золотистый стафилококк ест его мозг и гадит туда», что он едва проживёт до шестнадцати лет. В этом случае в речи её часто употребляются штампы: проклятая сволочь, неблагодарное дерьмо, никто не гниёт так, как ты. Ты смердишь уже.

Штампами стали её любимые проклятия: будь ты проклят! Чтоб ты жизнь свою в тюрьме кончил! Чтоб ты заживо в больнице сгнил! Чтоб у тебя отсохла печень, почки, мозг, сердце! Чтоб тебя сожрал стафилококк золотистый!

Ребёнок, выросший в такой обстановке, принял в себя все эти страшные проклятия и клички, растёт с ними и не представляет себе другого обращения. Он и сам про себя говорит: «Дело в том, что такая сволочь, как я, ничего самостоятельно делать не может. Мать эту сволочь бросила, а сволочь еще и гниет постоянно, вот так и получилось. Вы, конечно, уже догадались, что объяснение это составлено со слов бабушки. »

Афоризмы - Краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключением.

Афоризмы она подбирает соответственно, прогнозирующие самое худшее будущее ребёнку: «Слабохарактерные кончают жизнь в тюрьме. » «Больной на голову ребёнок. » «Второй год на бритвах учишься».

Если же мальчик болел, то бабушка становилась настолько заботлива и внимательна, что он даже пользовался этим. Особенное наслаждение у него вызывало предвкушение того, сколько ненависти он вложит в слово сволочь, которое обязательно скажет в подходящий момент. Бабушка называла его ласково: котик, бедненький мой, что же у тебя болит? Дай, я возьму на себя твою боль. Но ребёнок не чувствует в них любовь, видит только лицемерие.

Любезной бабушка была всегда.

–Всего доброго, Зинаида Васильевна,– улыбалась она на прощание знакомой. – Здоровья вам побольше. Главное – здоровье, остальное приложится. Ванечке привет. На каком он курсе?

–На третьем,– расплывалась Зинаида Васильевна.

–Умница мальчик, будет толк из него. Ему тоже здоровья, пусть сдает на одни пятерки. Оттяпала, сволочь, трехкомнатную в кооперативе, чтоб у нее все прахом пошло!– говорила бабушка, когда мы отходили подальше. – И сына своего, идиота, в МГИМО вперла. У таких, как она, все схвачено. Не то что дедушка твой – поц. Десять лет в бытовой комиссии, за все время одну путевку в Железноводск взял. Неудобно ему, видите ли

При случае, восхищаясь чужими детьми, восклицала: «Есть же дети!»

При этом предполагалось, что её внук - ничтожная и никчемная личность, и ей остаётся только завидовать чужим детям.

Протестуя против приговора бабушки, Саша попытался хотя бы в мечтах быть здоровым, сильным и способным героем. Даже хотел проверить, действительно ли он такой гнилой. Он вышел зимой на балкон без одежды, конечно, заболел, но не смирился.

Будучи человеком лицемерным, бабушка считала, что есть святая ложь.

правилу святой лжи бабушка следовала неукоснительно. Если опаздывала, говорила, что села не в тот автобус или попалась контролеру; если спрашивали, куда уехал с концертами дедушка, отвечала, что он не на концерте, а на рыбалке, чтобы знакомые не подумали, будто он много зарабатывает и, позавидовав, не сглазили.

Саша при случае наивно разоблачал бабушку. Она одаривала врачей, медсестёр какими-нибудь подарками в благодарность за работу. Но подарки распределялись по рангу: дешёвые и дорогие, свежие или просроченные. Саша частенько наивно выдавал правду и тем ставил бабушку в щекотливое положение, рождая в её памяти пословицу: слово – серебро, а молчание – золото. Но, может быть, не так и наивен был ребёнок. Ненавидя бабушку, он старался использовать любую возможность, чтобы ей отомстить. А «школа» у него была хорошая.

В речи бабушки много просторечных и грубых слов: « Мать придёт, кипятком пред ней ссышь». Вонючая, смердячая сволочь, такой шахер-махер кругом, коленом под зад, шиш с маслом, все надежды мои псу под хвост. Мужа называла гицель проклятый или поц.

Гицель в словаре Даля В. И. имеет помету южно-западное – живодёр.

Поц» — «дурак», «мерзавец». Наиболее точный перевод — «мудак». Заимствовано в русский сленг в обоих этих значениях

Александр Гордон объявлял о создании «Партии общественного цинизма» — ПОЦ.

Трагическое положение ребёнка ещё проявляется и в том, что он покорно смиряется перед всем, что исходит от бабушки, - это его внешняя демонстрация, а в душе лелеет чувство нежности и любви к матери, с которой он виделся очень редко, но ждал всё время. Даже бабушкино грубое слово чума, которым она обзывала дочь, переделал в нежное чумичка.

Саша любит мать, это единственное им любимое существо. Но и ей он способен нанести удар, сделать больно, как учит его бабушка, потому что она бывает редко, а ему здесь ещё долго жить.

Всё в этой семье разобщает людей: дедушка, чтобы ему не досталось от жены, ругает своего внука вместе с ней. Но и Саша, когда бабушка ругает деда, угодливо поддакивает ей: «И хотя дедушку мне было жалко, сдержать восхищенные смешки я не мог. Чем-то это напоминало санаторий, когда Лордкипанидзе бил пендели, а мы смеялись над его комментариями. »

Сильное впечатление получил ребёнок в детском санатории, где ему пришлось жить с другими детьми, а бабушка только навещала внука и сделала всё, чтобы и там отравить ему жизнь. Но страшные вещи происходили тогда, когда дети оставались одни. Сильные издевались над слабыми и младшими, и никто не мешал им в этом. Самое плохое здесь то, что мальчик рассказывает об этом так бесстрастно. Очевидно, жизнь с бабушкой научила ничему не удивляться, приготовила его и к этим издевательствам.

Прозвище « Поцарапанный нос» родилось в тихий час, когда Лордкипанидзе попросил меня закрыть глаза. Я закрыл, а он защемил мне нос хирургическим пинцетом и провёл. На носу остались длинные царапины, и появилось прозвище, над которым все очень смеялись.

С этими словами Лордкипанидзе делал мне «сливку», я неосторожно поднимал руки, чтобы схватиться за нос, и получал в придачу «бубенчики». «Бубенчики» были самой неприятной шуткой из всех. «Бубенчиков» Лордкипанидзе надергал мне столько, что потом в ванной, стоило бабушке протянуть руку с мочалкой, я тут же привычно сгибался и закрывался руками.

Так пополняется лексический запас Саши дворовой лексикой, а методы физического воздействия надолго закрепляются в привычки. Для мальчика эти два образа – бабушки и Лордкипанидзе – сливаются в подсознании в нечто болезненное и отвратительное. Череда событий, происходящих в его жизни, приносит только страдания, вызывающие неправильное отношение к жизни, ненормальное её видение. В сознании мальчика причудливо переплетаются наиболее сильные чувства любви и ненависти, боли, страдания и наслаждения. Уйти от действительности, перестать быть обузой всем, успокоиться самому, каким-то образом защититься от такой жизни рождает наивную фантазию мальчика после смерти быть похороненным за плинтусом в маминой комнате, чтобы уже никто не смог её отнять у него – ведь он умрёт, а мёртвых надо где-то хоронить. Об этом постоянно твердила ему бабушка. Для Саши это избавление, для бабушки – тоже. Но лучше лежать рядом с мамой, чем в холодной земле.

Неизвестно, что выросло бы из такого ребёнка, проживи он ещё дольше с бабушкой. Разрыв произошёл совершенно неожиданно, болезненно, но это было необходимо для мальчика, это было спасением.

Так болезненная любовь может сломать судьбу маленького человека, воспитать его не приспособленным к жизни, заставить его жить двойной жизнью, бояться всего, что не принадлежит к определённому привычному кругу людей и событий. Это трагедия для любого человека, тем более для маленького. Хорошо, когда находятся люди, способные ему помочь, защитить, отстоять. Маленькому Саше повезло, у него была мама.

Выводы.

Для того чтобы раскрыть, в каком трагическом положении оказался ребёнок, насильно оторванный от матери и отданный во власть больного человека, не обязательно подробно описывать действия, направленные против него, достаточно бесхитростного рассказа ребёнка. И читатель страдает вместе с ним, болеет за него, хотел бы чем-то помочь. Наверное, в этом и смысл реалистической литературы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)