Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Рыжий, Рыжий, Конопатый, или О чем может поведать прозвище?

Фамилия, имя, отчество. Эти три слова или три буквы Ф. И. О. , которые их обозначают, стоят в бланках различных документов, ведомостей, в школьных журналах. В них фиксируют официальные именования людей, с которыми они проходят через всю жизнь.

Но стоит только представить свой класс, своих знакомых, сразу вспоминается, что у многих приятелей, одноклассников, друзей, а возможно, и у тебя самого есть ещё одно наименование. Его не записывают в классный журнал, о нём могут не знать взрослые. А вот ребята, с которыми ты учишься или просто общаешься, употребляют его часто. Конечно же, речь идёт о прозвище.

Хорошо это или плохо? Всегда ли так было и везде? Традиции употреблять прозвища сложились недавно или давно? Надо ли бороться с прозвищами, и если надо, то, как и кому?

Много вопросов возникает по поводу прозвищ: почему одни обидные, а другие нет и даже красивые, приятные? Почему одни понятны любому, кто бы их ни услышал, а другие – лишь небольшой группе ребят? И нет в науке об именованиях людей более трудного для изучения раздела, чем прозвища. Почему? Да потому, что имена, отчества, фамилии зафиксированы в памятниках письменности, в литературных произведениях, в различных документах. А по прозвищам такого материала в литературе мало. Нам, например, не удалось найти глобальных исследований по данной теме, кроме нескольких статей информационного характера в Интернете, но посчастливилось обнаружить отдельные главы о прозвищах в работах исследователей, посвящённых вообще вопросам о русских антропонимах. Так, мы изучили главы «Имена или прозвища?», «Фамилия и прозвище» в книге Л. В. Успенского «Ты и твоё имя» и главу «Крокодил Гена, Шадрята и Длинношеее» в книге Е. Н. Поляковой «Из истории русских имён и фамилий».

Нас же интересуют в большей степени школьные прозвища.

Поэтому предмет данного учебного исследования - прозвища школьников наших дней, а цель – нельзя ли обнаружить какие-то закономерности в происхождении прозвищ, характерные признаки, по которым происходит наименование людей в неофициальной обстановке.

Цель определила следующие задачи:

1. Выяснить, что такое прозвище (научное толкование и объяснение этого понятия носителями неофициального именования).

2. Записать прозвища и сделать попытку их классификации по характерным признакам.

3. Попробовать выявить историю происхождения прозвища.

4. Проследить, как меняются прозвища с возрастом ребят.

5. Ответить на вопросы: хорошо это или плохо, когда есть прозвище, и надо ли бороться с прозвищами? Зачем вообще прозвища?

Интерес к написанию исследования возник ещё и в связи с тем, что на уроках внеклассного чтения мы познакомились с книгами писателей о наших сверстниках, в которых некоторые герои, кроме официального именования, назывались и по прозвищам.

Так, в повести В. Железникова «Чучело» мы знакомимся с Железной Кнопкой (Мироновой), Живодёром (Валькой), Лохматым, Рыжим, Попиком и, наконец, с Леной Бессольцевой, которую прозвали Чучелом. На уроке установили, что Рыжего так прозвали, потому что от рождения рыжий, а он боится этого и старается не выделяться. Прозвище Попик образовалось от фамилии Попов с использованием уменьшительно-ласкательного суффикса -ик -, говорящего о том, что это маленький человек, и обладатель такого прозвища чувствует себя рабом. Автор, скорее всего, прозвищем Железная Кнопка, показывает, что обладатель его невольно начинает соответствовать своей кличке: «Раз я Железная Кнопка, то буду такой: бессердечной, безжалостной – железной».

В романе для детей А. Лиханова «Мой генерал» есть и индивидуальные прозвища, например: Газовый баллон (Кирилл Пухов): «Звали его так за то, что Кирилл был самым толстым в нашем классе»[3], Генерал (Антон Рыбаков): его дед имел военное звание генерала, и коллективные, например, «генеральские внуки». Но у каждого из них было и ещё собственное прозвание, например, Мэри, Майорша – на самом деле Маня, внучка майора в отставке; Лейтенантик, так как дед лейтенант в отставке; Фидель, так как на красной рубахе портрет Фиделя Кастро; Прилизанный, так как носил гладкие волосы, они блестели, словно водой намоченные.

Эти интересные наблюдения могут стать отдельной темой исследования прозвищ в художественных произведениях.

Что такое прозвище?

Прозвища – неиссякаемый источник неофициального именования русского человека – составляют сложную систему, похожую на систему официально узаконенных имён, отчеств, фамилий, но не совпадающую с ней.

До XVII века термин «прозвище» приравнивался термину «личное имя», обозначая лишь русские имена. С XVIII века прозвище больше употребляется в значении дополнительного, второстепенного именования лица, часто данного в насмешку.

«Исследователи пока не пришли к единому мнению, что же понимать под термином «прозвище», - читаем в материалах Интернет.

В качестве определения прозвища многие учёные используют формулировки из словарей.

Так, в толковом словаре С. И. Ожегова мы находим: «Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству».

Словарь Ушакова Д. Н. даёт следующее определение: «Прозвище – название, данное человеку помимо его имени и содержащее в себе указание на какую-нибудь черту характера, наружности, деятельности данного лица».

Разные толкования предлагают следующие лингвисты: Г. О. Винокур, Е. Ф. Данилина, З. П. Никулина.

Мы принимаем определение прозвищам, данное исследователем В. К Чичаговым. Это «слова, даваемые людям в разные периоды их жизни по тому или иному свойству или качеству этих людей и под которыми они известны обычно в определённом, часто довольно замкнутом кругу общества».

Таким образом, из 50 человек, участвовавших в опросе, 28 (56 %) правильно толкуют слово «прозвище», 12 человек (24%) ассоциируют со словом «кличка», которое в толковом словаре во 2-ом значении имеет помету «шутливое, конспиративное прозвище и т. п. », 7 человек (4 %) считают оскорблением, 2 (6 %) человека не могут объяснить понятие.

Первые прозвища

Прозвища – чрезвычайно важная часть мира детей. Они изобретаются чаще всего детьми и для детей.

Однако первые в нашей жизни неофициальные названия мы получаем от родителей и близких нам людей. Независимо от культурных условий каждый маленький ребёнок оказывается буквально осыпан разными именами, ни одно из которых не является его законным, например: Солнышко, Котёнок, Ягодка моя, Зайка, Красатулечка, Лапушка и другие. Пока психологам ничего не известно о том, как младенец разбирается во всём этом многообразии, как начинает принимать официальное имя как своё собственное.

В детском центре развития (учреждение № 21 «Брусничка») при опросе детей подготовительной группы мы записали прозвища в основном с уменьшительно-ласкательными суффиксами, например, Рыбка, Утёночек, Звоночек, Крохотулечка, Ласточка, Касатик, Сладенький. В данных прозвищах естественно выражается отношение к тому, кого оно называет, определяется эмоциональная окраска слова.

Эти прозвища могут закрепиться за малышом, пока он посещает детский сад, а могут измениться или вообще исчезнуть.

К вопросу о школьных прозвищах

Ни одно исследование о школьниках, их жизни, общении не будет полным, если не упомянуть о школьных прозвищах.

Как правило, прозвища обычно появляются у учеников в начальной школе.

По результатам опроса, проводимого среди учащихся 2 б класса, из 20 опрошенных 16 детей пишут о том, что у них есть прозвища, которые они получили уже в школе. При этом 4 человека говорят о том, что у них не одно прозвище. Так, например, одна ученица называет 3 своих прозвища: Дым (по фамилии Дымова), Солнышко (так её называют родители дома), Лиса (потому что она очень хитрая). Каждое из прозвищ связано с принадлежностью к определённой группе.

Дети в это время редко обременены особым чувством терпимости или такта, поэтому могут с лёгкостью наградить иного одноклассника или одноклассницу малоприятными прозвищами, такими как Хомяк, Пышка или Юля-кастрюля. Но прозвища не всегда бывают обидными. При опросе мы записали следующие не обидные прозвища учащихся 2 б класса: Рыбка, Ёжик, Кисонька-Мурысонька, Дарёнка, Малыш, Солнышко, Чистюля, Умничка. Дети также могут называть друг друга именами героев любимых книг и мультфильмов. Нам встретилось прозвище Гарри Потер.

В возрасте примерно одиннадцати – двенадцати лет происходит перемена в системе присвоения прозвищ. Есть мнения о том, что, прозвища, использовавшиеся ранее, в этом возрасте отвергаются, и возникает новая система именования.

Количество прозвищ неуклонно растёт на второй ступени обучения (это подтверждает анкетирование).

В старших классах прозвища появляются реже. Видимо, учащиеся становятся серьёзнее и более терпимо настроены по отношению к одноклассникам.

Очевидно, что для появления прозвища нужна какая - то отличительная черта. Обычно это внешность, фамилия, манера поведения или увлечения. Но на самом деле причин для возникновения прозвищ может быть намного больше. Какие – то прозвища вообще трудно поддаются логическому анализу, а некоторые появляются после какого-нибудь всем запомнившегося случая.

Прозвища очень подвижны. Подвижность их не только в том, что могут исчезать одни и появляться другие, совсем не связанные с первыми. Так, ученица 6 класса по фамилии Карасёва имела прозвище Карась, а однажды на классном вечере исполнила такие задорные частушки, что её прозвали Частушечница. Происходит в жизни какое-то особенное событие, и появляется новое прозвище. Но часто сами именования порождают новые. Например, высокий по росту имел прозвище Высота, а теперь стал Небоскрёбом.

Как и многие другие социальные явления, система прозвищ, вероятно, является не только формой солидарности, но и источником иных форм социальной активности, например поддразнивания и унижения. Одно и то же прозвище может служить проявлением симпатии и быть средством оскорбления, хотя и оскорбление выступает своего рода признанием, тогда как те, примерно двадцать процентов (по мнениям психологов), кому отказано в прозвище, не признаны вовсе.

Характерные признаки именования школьников (примерная классификация)

В опросе по теме исследования принимали участие воспитанники детского учреждения № 21 (всего 10 детей), учащиеся школы №2 – 2 б, 6 а, 6 б, 6 в, 11 а классов: 11а – 10 человек, 6 а – 17 человек; 6 б – 17 человек, 6 в – 16 человек; 2 б –20 человек (всего 90 человек – 86 % опрашиваемых).

Была поставлена задача: выяснить, какие прозвища имеют ребята в наши дни, и сделать классификацию в зависимости от характерных признаков, положенных в основу неофициального именования

1) Чаще всего, для общения школьники используют краткий или упрощённый вариант своего имени (Прозвища, образованные от собственного имени), например:

Влас – Глаз, Вероника – Ника, Костя – Костен, Серёжа – Сергуня, Артём – Тёмич, Семён – Семечка, Денис, Даниил – Дэн (кстати, здесь наблюдаем влияние иностранного имени), Наташа – Натали, Натусик, Тусечка, Натаха, Таша, Натик, Наточка, Наталочка, Антон – Тоша, Кристина – Крис, Миша – Миха, Юля – Юльча, Юлаша, Виктория – Викторина, Олеся - Леся, Лесёк, Иван – Вано, Оксана – Окся, Ксюха.

Интерес вызывает прозвище Лесовик от имени Олеся: при опросе выяснилось, что имя Олеся происходит от слова «лесная», отсюда и прозвище (мнение анкетируемого).

2) Прозвища, сложенные в рифму с личным именем носителя прозвища: Диана – Динка-мандаринка, Настя – Настёна-сластёна, Света – Светланка-сметанка.

3) Видоизмененный или упрощённый вариант фамилии (Прозвища, образованные от фамилий носителей прозвищ), например:

Ершов - Ёршик, Бобрик – Бобёр, Вольский – Вольва, Зайцева – Заяц, Медведева – Медведь, Бухарова – Бухая, Трофимов – Трофим, Михеев – Михей, Чувашова – Чуваш, Матюхина – Матю, Тюня, Слепцова – Слепонька, Панита – Панова.

Чаще всего образование происходит путём отбрасывания суффиксов:-ов-, -ев-, -ик-, ин-. При этом можно наблюдать присоединение суффиксов -оньк-, -ит-, как в наших примерах, это редкие случаи. Зато в большинстве случаев происходит возвращение к тем прозвищам, из которых когда-то появились фамилии. Ведь фамилия Ершов как раз и возникла из прозвища Ёрш, фамилия Медведева – из прозвища Медведь и так далее.

Прозвища, образованные от имён и фамилий, чаще всего не имеют эмоциональной окраски, в них нет ничего обидного или особенно приятного; они нейтральны, почти как имена. И используются они в неофициальной обстановке с той же целью, что и неполные имена: Саша, Петя, Наташа, Тома.

Прозвищ, образованных от имён, гораздо меньше, чем от фамилий, но их достаточно в современном ребячьем языке.

4) Прозвища, связанные с особенностями внешности человека: а) от цвета волос:

Белобрысый, Блондин, Сметана – белые волосы;

Рыжий, Рыжик – рыжие волосы;

Ананас – всегда ходит с причёской, называемой «хвост»;

Кудряш – кудрявые волосы; б) от роста, веса, походки:

Длинный, Колбаса; Кощей, Скелет; Жирный пельмень; Гусь; Синица (быстро бегает); в) от цвета одежды, от вида одежды:

Чёрная мамба – всегда ходила в одежде чёрного цвета;

Череп – на шапке изображён череп.

5) Прозвища, в основу которых положены привычки, поведение человека, его характер, например:

Злюка (по характеру злая);

Лиса (хитрая);

Чмокало (постоянно причмокивает во время еды);

Коряга (неуклюжий);

Ботаник (много и хорошо учится).

По нашему мнению, прозвища, которые возникают по внешним признакам человека, особенностям его характера, склонностям, неожиданным ситуациям, в которые люди попадают и в которых они совсем не виноваты, часто приносят много горьких минут их обладателям. В шутливой песенке об одном таком прозвище поётся:

Рыжий, рыжий, конопатый,

Убил дедушку лопатой,

А он дедушку не бил,

А он дедушку любил.

Такие именования похожи на дразнилки, с которыми надо бороться.

6) Очень большое влияние на подростков оказывают средства массовой информации. Поэтому прозвище может возникнуть по сходству с героем популярного фильма, персонажа книг, компьютерных игр, например:

Reno – никнейм (логин) в кругу друзей и в Интернете (персонаж из ролевой игры, известного анимационного фильма и ON-lein игры «Final Fentesi»). Опрашиваемый объяснил прозвище сходством по внешности и поступкам.

Чёрная мамба. Второе объяснение прозвища (первое возникло по цвету одежды – смотри выше) связано с именем героини фильма «Убить Била», а мамба – это ещё и ядовитая змея в Африке.

Шаман Икс – герой одноимённого мультипликационного фильма.

Джакуй – герой мультипликационного фильма.

7) Прозвища, возникшие в результате ласкового обращения родителей: Солнышко, Рыбка, Птенчик, Зайчик, Козлик, Мышонок, Умничка, Котя, Котёнок, Кошечка, Киса, Малютка, Лапочка, Умёха, Муха – Цокотуха, Звёздочка.

Все прозвища легко поддаются лексическому толкованию

Заинтересовало нас ласковое прозвище Кулёчек. Оказалось, папа придумал его по имени сына Коля.

Познакомились мы в анкетах и с данными о группе ребят 6 класса, которые называют себя Фруктовым садом. Например, Влад – Киви (волосатый), Александра – Вишня (у неё пуховик и шапка вишнёвого цвета), Кристина – Абрикос (мягкая и нежная), Артём – Виноград (по поведению напоминает дошкольника, «зелёный»), Даша – Арбуз (круглая), другая Даша – Слива (носит синий пиджак). В саду живут Суслик – Саша (надоедливый) и Бобёр – Никита (от фамилии). Здесь наблюдаем прозвища ребят по признакам, перечисленным выше, но интересен сам факт: есть и групповое и индивидуальные наименования.

Из воспоминаний родителей и учителей школы

В опросе принимали участие также родители и учителя школы № 2. Их количество составило 15 человек (14% опрашиваемых).

1) По их воспоминаниям, в школе (это 70-е и 80-е годы XX века) одноклассникам давали прозвища чаще всего от фамилии:

Муран – от фамилии Муранский;

Бухар – от фамилии Бухаров;

Мирон – от фамилии Миронов;

Сава – от фамилии Савкина;

Фёдор – от фамилии Фёдорова;

Трава – от фамилии Митрофанов, здесь же наблюдаем фонетическое влияние на образование прозвища с одновременным отбрасыванием суффикса –ов- и слога –ми-.

Прозвище Ёж образовано от первых букв имени и фамилии Евгений Жариков.

Нами зарегистрирован случай прозвища «Сита» от фамилии Ситников. Возник интерес к значению слова. Скорее всего, прозвище связано со словами «сито», значение которого - «приспособление для просеивания или процеживания чего-нибудь в виде мелкой сетки, натянутой на обруч, или металлического листа с мелкими отверстиями». У этого слова есть однокоренные: «ситный» - просеянный сквозь сито или испечённый из такой муки»; «ситник» - ситный хлеб»; в словаре зафиксирован фразеологический оборот разговорного стиля «друг ситный»[7]. Опрашиваемый не сумел нам объяснить значение своего прозвища

2) По внешним признакам:

Маленький Мук и Гном – маленький рост;

Пух – маленький рост и лёгкий по весу.

Чебурашка – ходила с большими хвостами, напоминающими уши Чебурашки;

3) По названию инструмента:

Кирочка – поранилась инструментом кирочка (строительный инструмент).

4) По какому-либо событию:

Компот – во время поездки учащихся на экскурсию в Москву купил на все деньги компот.

Интересный пример прозвища привела учитель технологии Зотова Инна Владимировна. У неё было прозвище Амбрелла. История возникновения прозвища такова: фамилия Зотова созвучна слову «зонтик», а с английского языка «зонтик» - umbrella (амбрелла). У неё же было второе прозвище Амударья, причину возникновения которого она объяснить не смогла.

Учитель русского языка Ткаченко Ирина Валерьевна назвала два своих школьных прозвища: Мышка, потому что маленькая и писклявая (признак прозвища: рост и голос) и Уточка (признак – походка, присвоено прозвище на уроке физкультуры).

Таким образом, официальное имя не выделяет никаких черт человека, а прозвище либо указывает на особенности внешности, характера, либо каким-то образом связано с фамилией, именем, либо зависит от особых обстоятельств, в которых оно возникло.

Прозвище выделяет каждого конкретного человека в коллективе: у многих ребят имена в классе могут быть одинаковыми, а одинаковых прозвищ не бывает.

Хорошо это или плохо, когда есть прозвища?

Надо ли бороться с прозвищами?

Анкетируемым были предложены следующие вопросы:

-Когда к тебе обращаются по прозвищу, это хорошо или плохо?

-Как вы думаете, прозвища были всегда и везде или нет?

-Надо ли бороться с прозвищами? Если надо, то как и кому? Если нет, почему?

В этом опросе участвовали учащиеся 6а класса (17 чел. ) и 6б класса (17 чел. ) Всего – 34 человека (32 % опрашиваемых).

1) Когда к тебе обращаются по прозвищу, это

- хорошо, мне это нравится (6 чел. )

- плохо, не люблю (15 чел. )

- отношусь к этому равнодушно (3 чел. )

- свой вариант ответа (10 чел)

2) Как вы думаете, прозвища были всегда и везде или нет?

- да (21 чел. )

- нет (10 чел. )

- не знаю (3 чел. )

3)Надо ли бороться с прозвищами? Если надо, то как и кому? Если нет, почему?

- нет (14 чел. )

- да (16 чел. )

- не знаю (4 чел. )

-тому, кому дали прозвища (5 чел. )

- всем людям (1 чел. )

- специальным командам (1 чел. )

- родителям и учителям (1 чел. )

Как бороться:

- нужно называть по имени (4 чел. )

- не обращать внимания (4 чел. )

Зачем вообще нужны прозвища?

Зачем вообще нужны прозвища, в том числе школьникам?

Некоторым людям, особенно взрослым, кажется, что прозвища что-то вроде курения – вредно и не нужно. Нередко это так. Но вот когда в классе 4 Юли и 4 Даниила, тогда прозвища помогают в общении. Да и просто было бы скучно без прозвищ, исчезла бы возможность пофантазировать и по-доброму посмеяться.

По мнению участников нашего исследования (опрашиваемых 20 человек 6 класса):

✓ Вообще не нужны прозвища – 1 ответ

✓ Для прикола – 2 ответа

✓ Для упрощения имён и фамилий - 11 ответов

✓ Чтобы узнать, какой человек – 2 ответа

✓ Чтобы на них отзываться – 1 человек

✓ Унизить человека – 1 ответ

В результате проведённой исследовательской работы мы выяснили:

• большинство участвовавших в опросе правильно понимают, что такое прозвище;

• причиной возникновения прозвищ являются имя, фамилия, особенности внешности человека, привычки, поведение человека, его характер, сходство с героями компьютерных игр и кинофильмов, ласковое обращение родителей, какие-то отдельные события;

  • прозвища выполняют различительную функцию;
  • прозвища имеют способность меняться в зависимости от возраста;
  • прозвища носят оценочный характер в отличие от стилистически нейтральных фамилий и имён;
  • хорошо это или плохо, когда есть прозвище; стоит ли бороться с прозвищами;
  • зачем нужны прозвища.

Итак, прозвище – дополнительное имя, данное человеку окружающими в соответствии с его характерной чертой, по соответствующим его жизни обстоятельствам, по происхождению, по какой-либо аналогии и другим мотивам.

Много интересного заключено в прозвищах: видны в них и буйная фантазия авторов и наблюдательность – умение выделять в человеке какие-то черты, которые характеризуют и тех, кому их дают, и тех, кто даёт, свидетельствуют об их доброте или, наоборот, недоброжелательности. Но что самое удивительное – в возникновении прозвищ обнаруживается всё-таки очень чёткая система. Оказывается, не просто так появляются они на свет, а подчиняясь этой системе.

Исследовательская работа убедила нас в том, что прозвища, как и фамилии, в том числе прозвища школьников, могут быть интереснейшим источником для исторических, социологических, лингвистических исследований, так как в них отражаются время и человек – его общественное положение и духовный мир.

У нас в процессе работы появились новые вопросы. Например, анализируя анкеты, мы заметили, что много прозвищ возникает с приходом детей в школу, потом их количество неуклонно растёт в классах среднего звена, а в 10 -11 классах – резко сокращается. Почему это происходит? Это вопрос, на который надо искать ответ.

Также некоторые ребята не смогли или не захотели объяснить происхождение своих прозвищ. В результате размышлений возникло такое предположение, что есть прозвища, которые появились не потому, что они как-то связаны с тем человеком, к которому относятся, а потому, что они просто нелепые, и в этом их «смысл».

Заслуживают внимания и некоторые другие замеченные нами факты. Например, то, что у части школьников прозвищ нет, а у других их число в одно и тоже время доходит до нескольких. И не всегда эти прозвища употребляются в разных местах, иногда они используются в одном и том же коллективе. Или почему на протяжении всей школьной жизни одно и то же прозвище держится у одних ребят, а у других часто меняется? По анкетным данным 6 классов мы заметили, что там, где более дружные отношения в классе, выше успеваемость, там меньше прозвищ: сказывается общий культурный фон.

Проделанная нами учебно-исследовательская работа показала, что материал о прозвищах не только интересный, но и по-своему ценный: он объясняет нам нас самих. Точнее сказать, может объяснить, если мы ответим на свои же вопросы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)