Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Родная природа в лирике Есенина

Наиболее эффективный способ изучения этой темы - лекция учителя с включением элементов беседы.

Есенин считал себя певцом русской деревни, продолжателем традиций крестьянской поэзии (Кольцова, Никитина, Сурикова), любил повторять сказку о трех братьях, упоминая «Конька-Горбунка» Ершова: старший - это Кольцов, средний-это Клюев, младший - он сам.

Есенин утверждал, что он-единственный, «последний поэт деревни» в России.

Он пришел в литературу как глубоко лирический поэт, все творчество которого было посвящено одной главной теме- теме Родина. Это слово «Родина» Есенин мог бы писать с одинаковым правом и с прописной, и со строчной буквы, потомучто образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константина- эта была вся Русь.

Читаем стихи 1913 – 1916гг. : В «Хате», «Край ты мой заброшенный», «Черная, пропахшая выть», «Топи да болота».

В этих стихотворениях любовно выписаны мелкие подробности деревенского быта.

Пахнет рыхлыми дроченами

У порога в дежке к вас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за заслонкою-

Шелуха сырых яиц.

В Хате.

Что не фраза- то художественная деталь. И мы чувствуем: каждая подробность вызывает нежность поэта.

Все это - родное для него.

Так же просты, правдивы, богаты реалистическими подробностями и другие стихи.

По селу тропинкой кривенькой

В летний вечер голубой

Рекрута ходили с ливенкой

Разухабистой гурьбой

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь,

Сенокос некошеный,

Лес да монастырь.

Сердце сжимается от любви и боли и боли, а все потому, что «избы забоченились, а и всех-то пять», что

Чахнет старая церквушка,

В облака закинув крест,

И забольная кукушка

Не летит с печальных мест.

Первое, что сразу бросается в глаза, это обилие реалистических деталей.

Однако Есенин не ставит перед собой задачи изображения противоречий русской предреволюционной деревни.

В ранних стихах Есенин-один центральный всеобъемлющий образ - Голубая Русь.

Этот романтический образ прекрасен.

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты-в ризах образа

Не видать конца и края-

Только синь сосет глаза.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»-

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте Родину мою».

Тысячи неверующих юношей и девушек читают эти строчки. «Кротки Спас» и «рать святая» уже не вызывают у них никаких образных представлений, но «синь сосет глаза»- это они чувствуют так же сильно, как и последние строчки: «Не надо рая, дайте родину мою». И не только это. Наверное, Есенина меньше любили бы и читали, если бы его Русь бала только кроткой и печальной, если бы в голосе поэта не звенели порой удаль, сила, молодечество:

Ой, удал и многосказен

Лад веселый на пыжну.

Запевай, как Стенька Разин

Утопил свою княжну,-

Если бы его талант не был жизнеутверждающим и жизнерадостным:

Звени, звени, златая Русь,

Волнуйся, неуемный ветер!

Блажен, кто радостью отметил

Твою пастушескую грусть.

Звени, звени, златая Русь.

«О, верю, верю, счастье есть!»- убежденно восклицает поэт.

Как птицы свищут версты

Из-под копыт коня.

И брызжет солнце горстью

Свой дождик на меня.

Поэты, критики и литературоведы не раз говорили и живой прелести есенинской лирики, ее своеобразии и обаянии.

Отношение Есенина к Блоку было сложным. В начале своего творческого пути он чтил Блока, любил его лирику. Когда Есенин впервые приехал в Петроград, Блок был самым знаменитым русским поэтом, и Есенин наивно полагал, что каждый встречный прохожий непременно знает, где он живет. Но прохожие не знали, и адрес пришлось устанавливать через один из прежних магазинов. Блок принял Есенина приветливо и дал ему рекомендательное письмо к Сергею Городецкому, который и ввел начинающего поэта в редакции столичных журналов.

Есенин считал Блока близким себе поэтом, подражал ему в ранних стихах, звонил по телефону, чтобы поделиться каким-нибудь сильным впечатлением. В 1920-1922гг. Есенин заявлял, однако, что Блок ему чужд, потому что далёк от деревенской темы, от народных истоков. Он кажется Есенину «по недоразумению русским» (письмо Иванову-Разумнику, май 1921год. ), так как русское для него только то, что связано с деревней.

Но в конце 1925года Есенин опять назвал Блока своим учителем («Блок и Клюев научили меня лиричности». - «О себе»).

А. Блок

Опять, как в годы золотые,

Три стёртых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи

С. Есенин

Запели те самые дроги,

Бегут равнины и кусты.

Опять часовня на дороге

И поминальные кресты.

С Блоком роднит Есенина глубокий лиризм, усиленный музыкальным звучанием стиха. Мелодика этого стиха сродни блоковской: она построена на ассонансах.

А. Блок

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые,-

Как слёзы первые любви!

С. Есенин

О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку.

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Если у Блока музыкальное звучание этой строфы построено на перекликающихся гласных «и» - «ы», то у Есенина перекликается «у» («ю»), а остальные гласные плавно ведут от одного «у» к другому («твою озёрную тоску»).

Холодной скорби не измерить,

Ты на туманном берегу.

Но не любить тебя, не верить-

Я научиться не могу.

Пожалуй, под этими стихами мог бы поставить свою подпись и Блок.

Еще больше сближает Есенина с Блоком лирическая напряженность и обнаженная искренность всего, что им написано.

Но, несмотря на сходные черты, чуткий читатель легко различит произведения двух поэтов.

Во многих стихах Есенина есть блоковская музыка, которая течет «сквозь тело», как у Блока, но нет блоковской «загадки вещей», «туманности вещей», «загадки вечной» (Е. Евтушенко «Братская ГЭС»). Для Блока поэзия была средством постижения тайны мироздания («Пред вами тайны обнажатся, возблещут дальние миры» - « В чужбину по гудящей стали»). Для Есенина она, прежде всего средство самовыражения.

Горький говорил, что ранний Есенин – это поэт интеллектуального склада. Он обращается к чувствам читателя, но не к мысли. Философских размышлений в его стихах нет: ни философии любви, ни философии природы, зато есть само чувство любви, само дыхание природы.

Если принять эту точку зрения, получается, что Есенин не заставляет читателя, говоря пушкинскими словами, «мыслить и страдать». Он рассказывает читателям о них самих, о их простых, естественных чувствах. Не философствуя, поэт живет, радуясь и печалясь, наслаждаясь самой жизнью; естественно льётся из его груди всё, что он чувствует. Поэтому и не ощущается стихотворная техника поэта.

Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

Здравствуй, златое затишье,

С тенью берёзы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерней звезде.

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветёт,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поёт.

Стелятся синею рясой

С поля ночной холодок

Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щёк!

Внешне это напоминает стихи Блока: есть лирическая напряжённость, тонкие нюансы при изображении эмоционального состояния лирического героя, предельная искренность, музыкальность, словесная живопись (белое, красное, розовое, синее).

А. Блок

Так пел её голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

С. Есенин

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Сходство кажущееся. В стихах Есенина нет символического блоковского подтекста, все просто и ясно: сильное, искреннее естественное земное чувство любви. Оно не призвано преобразить мир, как было у Блока. В нем нет ничего «космического», «таинственного», нет тоски по «звездной» высоте, нет попытки говорить о тайне бытия.

Но такое сопастовление не даст нам оснований вывести Есенина менее высокою «оценку» по сравнению с Блоком. Единственный вывод, какой мы имеем право сделать,- это вывод о том, что мир поэзии Есенина совсем иной. Понять его мы сможем только тогда, когда откроем его богатства, а для этого нужно увидеть не то, что в нем чего-то нет, а то, чем он наполнен.

Конечно, в стихах Есенина нет такой сложной символики красок, как у Блока, но синий, малиновый и золотой в лирике-это не только краски неба, зари и голосящего поля, это цвета России, Родины. Особое значение имеет голубое и синее.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.

О Русь! Малиновое поле

И синь, упавшая в реку

Несказанное, синее, нежное,

Тих мой край после бурь, после гроз

Не видать конца и края-

Только синь сосет глаза.

Гой ты Русь моя родная

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве»,- часто говорил Есенин. «Нет поэта без Родины»,-повторял он. Поэт Всеволод Рождественский рассказывает, чем была для Есенина Россия. «Россия!-какое хорошее слово И «роса», и «сила», и синее что-то».

В стихах Есенина запечатлен прекрасный облик нашей Родины и тогда, когда она превращается в «несказанное, синее, нежное». С Родиной связана лучшая метафора Есенина «страна березового ситца» и самый нежный образ в его стихах - образ прекрасной девушки-березки. Ей посвящены лучшие стихи.

Но исчерпывается ли этим ценность лирики Есенина? Верно ли, что он не открывает никаких материков, не заставляет ни о чем задумываться, не ставит перед читателем никаких философских вопросов? Нет, такой вывод был поспешным и неверным.

«Все мы яблони и вишни голубого сада», - говорит Есенин («Певучий зов»). Учащимся нравиться этот сильный, необычный образ. Нравиться и та мысль, которая лежит в его основе,- мысль о том, человек является неотъемлемой частью природы, что он связан с ней нерасторжимыми, кровными узами.

Характерное для устного народного творчества ощущение кровной связи с природой, порожденное ежедневным общением с ней крестьянина, его зависимостью от нее, принизывает всю раннюю лирику Есенина. Вот отчего она и сегодня так волнует нас.

Как бы далеко от естественного существования на лоне природы ни уходил современный человек, какие бы города и машины ни создавал, он остается частью живой природы, без которой его жизнь на земле тотчас прекратилась бы. Современные поэты, ищущие ответов на сложные вопросы бытия, много пишут об этом.

Утром вышла девчонкой из дому,

А вернулась рощею, травой.

По живому топчем, по живому-

По живой!

По тебе, выходит, бьют патроны,

Тебя травят химией в затонах,

От нее, сестра твоя и ровня,

Речка извивается жаровней.

Сжалась церковь под железным ломом-

По живому,

Жгут для съемок рыжую корову,

Как с глазами синими солому,-

По живому!

Мучат не пейзажною картинку-

Мучат человека, Катеринку.

«Лес, пусти ее хоть к маме на каникулы!»-

«Ну, а вы детей моих умыкивали?

Сами режут рощу уголовно,

Как под сердце жеребенку луговому-

По живому!

Плачет мое слово по- земному,

По живому, по еще живому».

Современный поэт, обеспокоенный за судьбу природы, гибнущий по вине человека, напоминает людям не только о их зависимости от неё, но и о взаимопревращении, вечном круговороте живой материи. В связи между человеком и природой, становясь объектом воплощения, подлежат осмыслению с точки зрения выводов современной науки.

Есенин не склонен был к такого рода теоретическим рассуждениям. Но по своему мироощущению он был крестьянским сыном, творчество его тянулось к фольклору, и, несмотря на упоминания о «спасе» и образах «в ризах», взгляд поэта на природу оставался наивно-материалестическим. Мысль о том, что человек является частью природы, что он с ней кровно связан, выраженность их в стихах Есенина через всю образную систему, через саму поэтику. Природа в его стихах, как и в народном творчестве, чувствует по-человечески, а человек ощущает себя деревом, травой, рекой, лугом.

Я покину родимый дом,

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старый груз.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть в пурге.

Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нём

Тем, кто листьев целует дождь,

От того, что тот старый клён

Головой на меня похож.

Мысль о естественном, изначально родстве человека и природы определяет поэтику Есенина. Его любимое средство художественного изображения-это олицетворение. Хорошо знакомые с ним учащиеся сами отыщут в стихах Есенина задремавшие звезды («С добрым утром»), ставший всадником месяц («Покраснела рябина»), подвязавшуюся белой косынкой сосну («Пороша»), заглядевшуюся в пруд девушку-березку («Зеленая косынка»), подгулявший клен («Клен ты мой опавший»), задумавшуюся дорогу, жующую старуху избу («О красном вечере задумалась дорога»).

О красном вечере задумалась дорога,

Кусты рябин туманней глубины.

Изба-старуха челюстью порога

Жует пахучий мякиш тишины.

Еще интересней другой, очень характерный для Есенина прием, который можно было бы назвать «олицетворением наоборот»: то, что происходит с человеком, отожествляется с явлениями природы.

По-осеннему кычет сова

Над раздольем дорожной рани.

Облетает моя голова,

Куст волос золотистый вянет.

Полевое, степное «ку-гу»,

Здравствуй, мать голубая осина!

Скоро месяц, купаясь в снегу,

Сядет в редкие кудри сына.

Скоро мне без листвы холодеть

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

Не бродить, не мять в кустах багряных

Хорошо под осеннюю свежесть

Душу-яблоню ветром стряхать.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Не жалею, не зову, не плачу

И душа моя, поле безбрежное,

Дышит запахом меда и роз.

Несказанное, синее, нежное

Сам себе казался я таким же кленом,

Только не опавшим, а вовсе зеленым.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый

Ваших душ безлиственную осень

Мне нравится в потемках освещать.

Исповедь хулигана

Ваши головы колосьями нежными

Раскачивал июльский дождь.

Пугачев

Целиком на таком приёме построено одно из самых замечательных стихотворений Есенина «Отговорила роща золотая»

«Золотая роща» - это сам Есенин, чувствующий своё «увядание», но это одновременно и его поэзия. Представление В. Маяковского о поэзии как производстве («Я себя советским чувствую заводом, вырабатывающим счастье» - «Домой!») было бы неприемлемым для Есенина. Для него поэзия – это прекрасный сад, где слова – листья, образы – яблоки, встряхиваемые с души, когда они нальются спелым соком.

Для Есенина этот образ принципиально важен, так как порождён представлением о том, что человек, поэзия и природа – это одно неразрывно связанное целое.

Основу поэтики Есенина – народные. Его поэзия тесно связана с фольклором (общих образов, сходной афористичности, обилии музыкальных повторов, символики деревьев и красок). Хочется обратить внимание на ритмическое сходство стихов, на их мелодичность («Этой грусти теперь не рассыпать», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Никогда я не был на Босфоре»). На музыку положено более 120 стихотворений поэта.

Есенин сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», - писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года. Он заимствовал у народа способ создания образа: два явления (чаще всего из образа деревенской жизни) соединяются в одном образе – «ягнёночек кудрявый – месяц» («За тёмной прядью перелесиц»); «изба – старуха»; «красные крылья заката» («Гаснут красные крылья заката»).

Такое сближение Есенин называл «заставкой». Развивая «заставку», поэт создает на ее основе целую цепь поэтических образов, проходящих через разные стихи: «Ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве» («За темной прядью перелесиц»)- «чистит месяц в соломенной крыше обоймленные рога» («Гаснут красные крылья заката»)- «хорошо бы, на стог, улыбаясь, мордой месяца сено жевать» («Закружилась листва золотая») или: «сыплет черемуха снегом»- «как метель, черемуха машет рукавом» (« Край ты мой заброшенный»).

По определению Есенина («Ключи Марии»), такая развернутая метафора превращает «заставку» в «корабельной образ» («заставочный образ плывет, как ладья по воде»): «туча вяжет кружева в роще» («Туча кружево в роще связала») «осень-рыжая кобыла-чешет гриву в чаще можжевеля» («Осень»), ветер «плюётся» «охапками листьев» («Хулиган»).

Многие «заставки» Есенин брал прямо из произведений фольклора, некоторые из них восходят к загадкам (месяц- всадник, ягнёнок, пастух; река-санки; берега-оглобли; ветер-конь; мельница-птица и др. ). Очень сближает поэтику Есенина с народной наличие «сквозных» образов. «Уже в дореволюционных стихотворениях начинается перекличка образов, которая станет позже постоянной. Появляются так называемые сквозные образы: березка, клен, ива, месяц, колокольчик и бубенец, тройка; постоянные цвета: белый, синий, голубой, красный, золотой, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации». Читая стихи Есенина, важно видеть все эти народные черты его поэтики. Но еще важнее видеть и чувствовать другое: лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен. Близок, прежде всего, ощущением нерасторжимой связи с родной природой и с тем жизненным укладом в деревни, который нашел отражение в произведениях фольклора.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)