Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Рок-диалог растафари: Россия и Ямайка

Сегодня, в эпоху глобальной информатизации, масс-медиа сделали максимально доступными для познания любые, даже самые малораспространённые явления этнических культур и субкультур. Очень многие из них представляются достаточно интересными, но зачастую они всего лишь по-своему интерпретируют одну и ту же мировоззренческую систему. Тем не менее, среди этих культур остались ещё островки необычного, ни на что не похожего, и в то же время такого, что может заинтересовать и привлечь миллионы людей, живущих на разных континентах.

Именно такой культурой является растафарианство (растафари, раста). Возникнув как религиозное течение, она видоизменяется, превращаясь постепенно в молодёжную субкультуру, распространяется по свету, привлекая всё больше последователей.

В наши дни в обществе существует напряжённость, связанная с конфликтами, возникающими на национальной и религиозной почве. Причина этих конфликтов – нежелание признавать право на существование и развитие других культурных явлений, отличных от тех, которые более привычны для нас. Мы часто забываем, что все существующие на сегодняшний день культуры имеют единый источник. Знания о других культурных явлениях помогают обогатить собственную.

Растафарианство – едва ли не самая молодая культура, существующая на сегодняшний день. Она ещё мало изучена, поэтому мы решили заняться её исследованием.

Культура растафари приобрела всемирную известность благодаря музыке рэггей. Рэггей – одно из направлений рок-музыки, основателями которого являются выходцы с Ямайки, поэтому название для работы мы выбрали следующее: «Рок-диалог растафари: Россия и Ямайка».

Цель работы – исследовать явления культуры растафари в России с точки зрения диалога двух культур – ямайской и российской.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

• рассмотреть растафари в контексте евро-американской и российской неформальной культуры конца ХХ века;

• найти духовно-филосовские и исторические предпосылки появления растафарианства в России.

Методами работы стали:

• изучение и сопоставление имеющихся источников информации по данной теме;

• прослеживание этапов становления культуры растафари;

• анализ особенностей культуры растафари и выделение её характерных черт;

• сравнительный анализ текстов песен зарубежных и российских реггей-музыкантов.

Предыстория

Учение растафари зародилось на острове Ямайка. Его исконные жители, индейцы Аравак, практически полностью истреблённые европейцами, называли свой остров «землёй источников».

В семнадцатом веке Ямайка стала пристанищем пиратов. Во времена расцвета работорговли, корабли, которые везли из Африки в Америку невольников, останавливались на Ямайке. Остров был перевалочным пунктом: отсюда рабов перепродавали в Северную и Южную Америку. Здесь же торговцы оставляли самых непокорных, буйных и ленивых – тех, кто наотрез отказывался работать. Видимо, именно поэтому Ямайку населяют люди, стремящиеся к свободе и независимости.

Африканцы, привезённые на Ямайку, конечно, имели свои языческие верования (культы ашанти, бонго, кумина), которые смешались впоследствии с фольклорными традициями Ямайки. Но после отмены рабства в 1833 году на острове появились миссионеры-протестанты, и в руках ямайцев оказалась Библия Джеймса I, изданная в 1611 году по указанию короля Англии Джеймса I. Целью переводчиков было максимальное приближение текста к оригиналам (на иврите и греческом). Бывшие невольники стали искать ответы на вечные вопросы в Писании.

Предпосылки возникновения движения растафари

Само же движение растафари появилось в начале ХХ века. Оно объединило многочисленные ямайские группировки, поэтому изначально было неоднородно, и теперь довольно трудно определить, являлось ли оно политическим или религиозным. Оно интересно своей эклектичностью. Сами раста положительно оценивают разнообразие идей внутри движения. Для них растафари - не религия, не философия, не организация, а «тотальность всего жизненного опыта», активная попытка воплотить в жизнь волю Джа.

Джа - одно из имен ветхозаветного Бога. В Библии Джеймса I его называют именно так: «Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Джа, и радуйтесь пред лицем Его. ».

Жизнь и деятельность Маркуса Гарви

Вдохновителем движения растафари стал Маркус Мосайя Гарви, один из самых выдающихся негритянских лидеров, выступавших за возвращение чернокожих США и Карибских островов в Африку, на историческую родину. Гарви родился в 1887 году в небольшом селении на Ямайке, и с детства наблюдал различные проявления расизма. В 1914 году он создает Всемирную ассоциацию негритянского развития (Universal Negro Improvement Association – UNIA), а также Лигу африканских общин. Эти организации призваны улучшить положение чернокожего населения, восстановить величие негритянской расы, распространить христианство среди исконных африканских племён, открыть учебные заведения для развития образования и культурного уровня африканцев. Гарви выдвигает идею создания всемирного братства всего негритянского населения земли. Официальные колониальные власти видели в этих проповедях революционную угрозу, поэтому его деятельность встретила сопротивление. Чернокожее население также отнеслось к провозглашаемым идеям поначалу без особого энтузиазма. В 1916 году Маркус Гарви уезжает в США.

Будучи сам чернокожим католиком, он объявляет Адама и Еву, Деву Марию, Христа чернокожими, а Эфиопию – «истинным Сионом». Эта идея и вдохновила последователей Гарви. Кроме того, уезжая в США, в своей прощальной речи он предсказал появление в Африке могущественного короля, который принесёт свободу всем чернокожим. Свое пророчество Гарви обосновывал словами псалма: «Придут вельможи из Египта; Эфиопия прострет руки свои к Богу» (Пс. 68:31). Таким королем был объявлен Рас (то есть «принц, князь») Тафари Маконнен.

Хайле Cелассие I

Рас Тафари взошел на престол Эфиопии 2 ноября 1930 года. Этот год и считается годом оформления движения растафари (отсюда же и его название). Считалось, что это – не просто еще один монарх. Hа эфиопский престол взошел Его Императорское Величество Хайле Селассие I (Хайле Селассие – имя, данное Маконнену при крещении, в переводе означает «Власть Троицы»), Царь Царей, Господь Господствующих, Лев из Дома Иудина, Избранник Божий, Светоч Мира, Царь Зиона. Было вычислено, что новый император является 225-м правителем в династии Царя Соломона и прямым потомком царя Давида и царицы Савской.

Рас Тафари родился 23 июля 1892 года. Получил домашнее образование. Его наставником был иезуит Жером, друг Артюра Рембо. Жером научил будущего монарха французскому языку и привил ему любовь к искусству. В 14 лет Тафари стал губернатором города Сидамо, а позже – губернатором Харэра (город на востоке Эфиопии).

Одной из первых инициатив императора Хайле Селассие I был декрет об отмене рабства в Эфиопии. Позже император ввёл Эфиопию в Лигу Наций, а после окончания Второй мировой войны – в ООН. Возглавил сопротивление итальянским фашистам, вторгшимся в государство в 1935 году, выступил инициатором создания первого в Эфиопии театра, открыл институт художеств и первую школу для девочек в Аддис-Абебе. При нём Эфиопия стала единственной африканской страной, сохранившей суверенитет.

Раста восприняли Хайле Селассие как живого Бога - Джа. В императоре Эфиопии видели спасителя, который поможет чернокожим вернуться на родину, на «Землю Обетованную». В 1930 году положение негритянского населения Ямайки было отчаянным. Это создавало благоприятную почву для распространения учения Гарви. Бог Эфиопии, о котором он говорил, появился во плоти, и теперь каждый, кто жаждал спасения, мог получить его от могущественного правителя.

Хайле Селассие I посетил Ямайку 21 апреля 1966 года. Этот день вошёл в историю Растафари как «Grounation Day» («День вступления Его Величества на землю Ямайки») и считается днём начала распространения Растафарианства по всему миру. В аэропорту города Кингстон монарха встречали тысячи растаманов в белых одеждах, распевавших «Осанна Сыну Давидову!». Хайле Селассие встретился с лидерами растафарианских общин. Его Величество призвал их принять православие, а также пообещал предоставить переселенцам из Ямайки земельные участки в Южной Эфиопии.

В 1974 году в Эфиопии произошёл государственный переворот, совершённый группой офицеров во главе с Менгисту Хайле Мариамом. Хайле Селассие был свергнут и помещен под домашний арест, а впоследствии убит в Аддис-Абебе 26 августа 1975 года.

Жители Ямайки, последователи культа Растафари, отказывались верить в его смерть, считая это известие ложью и провокацией. Те же, кто поверил, говорили, что Хайле Селассие после смерти вознёсся в небо.

В 1992 году, после падения режима Хайле Мариама, останки монарха обнаружили в тайном захоронении, а затем погребли со всеми почестями 5 сентября 2000 года в соборе Святой Троицы в Аддис-Абебе.

Последователи движения

Первоначально лидеры растафарианского движения ограничивались проповедью вести о возвращении в «Землю Обетованную». Но в период c 1930 по 1933 год движение растафари начало принимать такой размах, что колониальные власти всерьёз обеспокоились. Сразу три пророка – Хауэлл, Данкли и Хибберт, независимо друг от друга, начали проповедь божественности Хайле Селассие. Леонард Хауэлл возглавлял одну из крупнейших группировок. По его рассказам, он много поездил по свету, участвовал в войне в Гане и знал несколько африканских языков. Хауэлл в немалой степени способствовал радикализации Растафари. Движение приобретало националистический оттенок. Хауэлл был арестован и приговорен к двум годам тюрьмы. После освобождения он вместе со своими последователями поселился в горах, примерно в 20 милях от Кингстона. Растафарианское «государство» было названо Пиннакль (вершина). Община была устроена в «африканском стиле» как его представлял себе Хауэлл, она просуществовала до 1960 года, а затем была разрушена. Последователи Хауэлла переселились в трущобы Кингстона. Раста создали целый комплекс собственных мифов и ритуалов. Выдвинутые Хауэллом шесть «основ веры» были переосмыслены и модифицированы.

В растафарианстве имеется несколько направлений, самое популярное из которых – Двенадцать колен Израиля (Twelve Tribes of Israel). Приверженцы этого направления считают, что Хайле Селласие I – ни кто иной, как Иисус Христос, вернувшийся во всем своем царском величии. Орден Ньябинги – крыло Растафари, отличавшееся бунтарскими настроениями (также «ньябинги» – это регулярные собрания растаманов, давших обет назорейства, где они общаются, обсуждают вопросы веры, отдыхают). Основатель Ордена рас Эдвард Эммануэль заявлял, что вместе с Хайле Селассие I и Маркусом Гарви они составляет Святую Троицу. Он с большой группой последователей создал свою церковь со всеми полагающимися атрибутами. Жрецы этой церкви носят одежды православных священников.

Также среди проповедников Растафари были такие личности как Роберт Хидс, рас Сэм Браун, рас Дэниел Хартман.

Основные положения: окончательный вариант

Так или иначе, несмотря на обилие различных ответвлений, растафарианское учение начинало приобретать общие черты. Следующие положения вероучения признаются всеми направлениями растафари:

  • запрещено осквернять облик человека надрезами, бритьем, татуировками, уродованием тела;
  • необходимо соблюдать вегетарианство, хотя иногда разрешается есть мясо, кроме свинины, моллюсков и др. ;
  • запрещено пить вино, ром и другие алкогольные напитки;
  • следует поклоняться лишь Растафари и никаким другим богам, хотя и относиться с уважением ко всем верующим; любить и уважать человеческое братство, хотя в первую очередь любить сынов Хама;
  • помогать всем людям, животным и растениям;
  • отвергать ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство;
  • не принимать ни наслаждений, предоставляемых Вавилоном, ни его пороков;
  • раста призваны создать в мире порядок, основанный на братстве;
  • раста придерживаются древних законов Эфиопии.

Эти положения содержатся в «Книге Бытия», открывающей «Полную Библию Растафари», выпущенную в Великобритании в 1982 году. Раста уверены, что изначальный текст Библии был написан на древнеэфиопском (амхарском) языке, в связи с чем возникли попытки «реставрировать» оригинальный текст Библии. В результате появилась «Holy Piby» – оккультная Библия, в которой изложена история Вавилонского пленения, то есть рабства чернокожих в странах Запада. В ней предрекается разрушение Вавилона (этим понятием раста обозначают окружающий враждебный мир зла, бессмысленной суеты и лжи) и репатриация в Африку. Уход из Вавилона должен осуществиться прежде всего через Революцию в собственном сознании. «Репатриация – необходимость, но сначала должен начаться процесс ментальной репатриации: воссоединение знания, мудрости и понимания», - говорит Сандра «Пума» Джонс из группы «Black Uhuru».

У раста нет храмов, специальных молитвенных домов. По их представлениям, человек – сам себе храм, поэтому культовые сооружения не приняты. Однако собрания («ньябинги») они проводят довольно часто. На этих собраниях раста общаются, часто устраивают богословские споры с целью обрести Истину.

Основа нравственного учения растафари – братская любовь и доброжелательность, не только по отношению к единоверцам, но и ко всем остальным. Труд считается похвальным делом, если только это не труд на Вавилон. Участие в политике, забота о карьерном росте и прочая суета считаются неприемлемыми для раста. Для раста характерна спокойствие, величавость, мудрое достоинство, основанное на понимании мистического промысла Джа. Девизом, приветствием и молитвой растафари стали слова «Peace and Love» («Мир и Любовь»).

Естественность, интуитивность и спонтанность культуры раста выражают словами Roots (корни) и Vibrations (вибрации). Корни растафарианства – это африканская культура, широкий спектр ее проявлений на самом континенте и в диаспоре, волей судьбы оказавшейся на Ямайке. Уважительная и одобрительная характеристика человека, придерживающегося раста-мировозрения - Roots Man, Roots Sister. Вибрации – это непосредственное постижение сущности бытия, доступное лишь растаману.

Наиболее яркая деталь внешности классических раста – длинные волосы, скрученные в косицы. Они называются «дрэдлокс» или просто «дрэды», что в переводе означает «ужасающие локоны». Раста верят, что это – древняя эфиопская причёска, делающая африканцев гордыми и непобедимыми, похожими на Льва Иудейского, являющегося древним символом Эфиопии.

Дрэды - это видимое свидетельство «обета назорейства», данного Богу. Из всех народов только у африканцев волосы, естественным образом свалявшиеся, и принимают такой вид. Поэтому дредлокс, являясь предметом расовой гордости и достоинства, помогают раста утвердиться в непоколебимом намерении обрести связь со своими духовными корнями, дают ему силу золотогривого льва. Растаманы бережно относятся к дредам, держат их в чистоте, в общественных местах прикрывая или же связывая их сзади. Дрэды также рассматриваются растаманами как антенны, приемники естественного мистического чувства.

Раста придумали свой особенный язык I-talk, или I-language. Язык этот сложился на основе афро-ямайского говора, языка Библии и староанглийского. Самый характерный оборот I-talk – I and I, что означает «я в присутствии Бога». Раста употребляют его вместо местоимения «я», а также «ты», «мы», «они», каждое из которых отделяет объект от субъекта. Местоимение I (я) указывает на Бога в человеке (I-Jah-Man) и поэтому раста активно используют «I» в словообразовании и переиначивании английских слов в целях утверждения жизнетворности и духовности своего мироощущения. Выражая благодарность Джа, раста может закончить предложение словами: «Give Thanks!» («Воздай хвалу!»). Раста не заговорит на I-talk с незнакомым человеком, если не почувствует с его стороны позитивного настроя (вибраций). Для раста слова обладают скрытой силой способной исцелять и убивать, поэтому ими следует пользоваться разумно. Ямайский разговорный диалект вобрал в себя множество созданных раста слов.

Ортодоксальные раста являются вегетарианцами, не едят рыбы. Кроме того, они не употребляют алкоголь, не пьют молоко и кофе. В качестве напитков раста используют чаи из различных трав и кореньев.

Существует широко распространенное мнение, что все раста курят марихуану. Это не совсем так: в ортодоксальных общинах ее вообще не употребляют. Это ложное впечатление сложилось в результате того, что в колониальные времена курить запрещенную марихуану, которую на Ямайке называют «ганджа», считалось своего рода протестом. Лишь в некоторых растаманских общинах допустимо её контролируемое использование с целью достижения определенных медитативных состояний и как акт «ублажения Бога благовониями».

Одним из важнейших средств раскрепощения сознания раста считают самодеятельное искусство. Каждый стремится писать стихи, рисовать, вязать, заниматься народными промыслами, но главное – петь и танцевать. Для растаманов искусство – это то, что объединяет человечество, делает его лучше, помогает глубже постичь Бога и самого себя. Стоит заметить также тот факт, что жанры искусства в растафарианстве не имеют чёткого разграничения, все они органично переплетаются, что является ещё одним показателем синкретичности растаманской культуры.

От религиозно-политического движения к субкультуре

В 60-е гг. появляется всё больше ямайцев, считающих себя растаманами, но не углубляющихся в изучение социально-политических основ растафарианства. В понятие репатриации вкладывается исключительно философский смысл, на первый план выдвигается возвращение к своей африканской сущности без необходимости каких-либо географических перемещений.

Кроме того, мы можем говорить о секуляризации растафари – движение уже не столь религиозно, как в самом начале становления.

Таким образом, частично утратив своё культовое значение и превратившись в молодёжную субкультуру, раста смогла единственной среди тысяч подобных религий превратиться в уникальный культурный феномен, затронувший своим влиянием миллионы людей, живущих на разных континентах.

Боб Марли и музыка рэггей в культуре растафари

Своей широкой популярностью во всём мире культура растафари обязана прежде всего музыке рэггей.

Музыка рэггей появилась на Ямайке в начале 60-х гг. , вобрав в себя многочисленные направления: ска, рокстэди, калипсо (музыка Тринидад и Тобаго), zouk (музыка Антильских островов) и соул, но основой послужила старинная ямайская музыкальная форма «бурра», построенная на полиритмии трёх барабанов и замедленном темпе большого барабана. Классическая музыка рэггей похожа на своеобразный этнический блюз. Гармоническое движение, напоминающее блюзовый квадрат, накладывается на особенный ритмический рисунок с акцентом на слабую долю. Ко всему этому добавляется душевное, чуть расслабленное пение на раста-религиозные тексты. Получив возможность записывать собственную музыку, ямайцы создали основополагающее направление в музыке рэггей, которое называется Roots (Корни).

Одним из основателей стиля рэггей является легендарный ямайский музыкант и певец Боб Марли.

Полное имя музыканта – Роберт Неста Марли. Он родился 6 февраля 1945 года на Ямайке. Почти с детства Боб сочинял песни. Когда Марли было шестнадцать лет, вместе с друзьями Невиллом О'Райли Ливингстоном (псевдоним – Банни Уэйлер), и Хьюбертом Макинтошем (псевдоним – Питер Тош) он создал группу, играющую в стиле рокстэди. Группа много раз меняла название, но прославилась под названием «The Waillers». Группа просуществовала три года, записав несколько десятков песен.

В 1966 году Боб женится на Рите Андерсон (рис. 5). Рита остаётся на Ямайке, а музыкант на время уезжает в Америку, где живёт его мать. Когда Боб узнаёт, что остров собирается посетить Хайле Селассие I, он пишет своей жене: «Если можешь, пойди, чтобы увидеть Его своими глазами». Рита присутствует при встрече императора на въезде в Кингстон. Позже она вспоминает, что Хайле Селассие посмотрел ей прямо в глаза и помахал рукой. Рита поверила в божественную сущность императора и рассказала об этом Бобу.

Через год музыкант возвращается на Ямайку, возрождает группу «Waillers» и обращается к растафарианству. Под влиянием одного из величайших деятелей ямайской музыки, Ли Скрэтч Перри, «Waillers» стали использовать меньше духовых инструментов и ушли от традиционного пения фальцетом. В результате они стали играть рэггей.

В 1970 году выпущена первая пластинка группы, получившая название «Soul Rebel». В начале семидесятых музыка Боба Марли впервые выбралась за пределы Ямайки. Столь широкую известность принёс альбом «Catch a Fire». В том же году вышел диск «Burnin`». Песни с этих альбомов стали растаманскими гимнами: «Jammin», «Sun is Shining», «Exodus», «No Woman No Cry».

Для того чтобы идейное содержание песен Боба Марли стало понятнее, я перевела на русский язык несколько его текстов (здесь и далее – перевод текстов Боба Марли – Ольга Степанянц; некоторые тексты приводятся в сокращении). В этой главе я хотела бы привести текст одной из самых известных его песен – «Jammin`». Перед этим следует пояснить, что ямайское жаргонное слово «jammin`» означает «хорошо проводить время, петь, танцевать, импровизировать и т. п. ». Для краткости в переводе я обозначила его, как «играть рэггей».

Играть рэггей

О, да! Всё в порядке! Мы играем рэггей, я хочу играть рэггей вместе с тобой.

Мы играем, играем рэггей, и я надеюсь, тебе это тоже по душе.

Не соблюдая правил, не давая клятв, мы можем делать это как угодно.

Я увижу тебя насквозь.

Ведь каждый день стоит нам маленькой жертвы,

Мы играем, пока музыка не пробьёт нас насквозь.

Мы играем рэггей, пусть думают, что это – пережиток прошлого.

Мы играем рэггей – надеюсь, не в последний раз.

Никакая пуля не остановит нас сейчас.

Мы не умоляем и не собираемся кланяться, не продаёмся и не покупаемся.

Мы защищаем наши права, дети Джа должны объединиться.

Твоя жизнь достойна быть намного ценнее золота.

Мы играем рэггей, играем во имя Джа.

Мы играем рэггей прямо здесь.

Хей! Святая гора Зион, святая гора Зион.

Джа восседает на ней и правит всем творением.

Да, мы играем, играем рэггей, видишь – я хочу играть рэггей с тобой.

Мы играем рэггей. Я всецело в этой музыке. Надеюсь, ты тоже.

Ощущение счастья сильнее моей гордости, и я не могу утаить истину,

Чтобы ты остался довольным.

Истинная любовь, существующая сейчас – любовь, перед которой я не смогу устоять,

Так пусть счастье остаётся со мной.

Мы играем, играем рэггей, я хочу играть рэггей с тобой.

Мы играем, играем рэггей. Надеюсь, тебе это тоже по душе.

И это повод играть рэггей, играть рэггей с тобой.

Я надеюсь на тебя, я хочу играть, играть рэггей.

Песня чем-то напоминает молитву, характерная черта – лирический герой всё время обращается к собеседнику, желая найти отклик в его душе.

С 1972-1973 гг. рэггей становится одним из самых популярных стилей рок-музыки. Вместе с ним распространяется и культура растафари.

Начиная с 1976 года, Боб постоянно живет в Америке. Здесь он записывает целый ряд успешных альбомов. В 1980 году выходит последний прижизненный альбом Марли "Uprising". Врачи обнаруживают у 36-летнего певца рак. Умер Боб Марли 11 мая 1981 в Майами, перед смертью приняв православие.

Заслуга Боба Марли в том, что он открыл рэггей для стран всего мира. На Ямайке Марли считали чуть ли не полубогом, внимали каждому его слову. Даже премьер-министр Ямайки примирился с лидером антиправительственной партии на концерте Боба.

Творчество Марли вдохновило многих музыкантов, у него появилось множество последователей во всём мире: группы «Black Uhuru», «Zion Train», «Steel Pulse», «Indious Bravos» и многие другие. О представителях российской рэггей-культуры мы упомянем отдельно и рассмотрим их творчество более подробно.

По словам американца Кеннета Билби, «рэггей - это намного больше, чем просто музыкальный саунд, вибрирующий, накатывающий волнами размер. Это образ жизни. В отличие от Европы, – цитирует Билби другого своего соотечественника, – в США рэггей более покорила белую богему, чем чёрную молодёжь Зато песни рэггей настолько своеобразны, соблазнительно политизированы темы, которые они затрагивают – это амброзия для вкусов белой молодёжи из среднего класса: мир должен быть справедливей, люди должны любить друг друга Политическая утопия рэггей достаточно проста, чтобы потрясти и вдохновить белую американскую аудиторию».

Таким образом, рэггей по праву может считаться музыкальным выражением растафари.

Растафари в контексте неформальной культуры конца ХХ века

В начале 70-х гг. , когда рэггей становится всемирно известным стилем рок-музыки, раста окончательно превращается в модный стиль, позволивший соединить самобытность африканской культуры и евро-американские молодёжные движения.

Некоторые утверждают, что белые не способны до конца понять музыку рэггей. Хотя она и привлекает множество белых, «потаённый» смысл рэггей остаётся недоступным. В то же время другие высказывают обратное предположение: именно белые последователи смогли правильно понять суть растафари.

Раста – это попытка вернуться из Вавилона домой, к своей подлинной сути. Белый нонконформизм стремится к тому же, но – уйдя прочь из дома.

Почему растафарианская философия нашла понимание и отклик именно в рок-культуре? Рок-музыка всегда была музыкой нонконформизма, протеста; выступала против войны, насилия, лицемерия, тоталитаризма; проповедовала свободу, любовь к людям, интерес к другим культурам. Кроме того, рок – это не просто музыка, это определённый образ жизни, философия, система взглядов – как и растафари.

Панков в философии раста привлекли прежде всего идеи активного протеста, сопротивления Вавилону. Смешав рэггей и панк, они получили новый музыкальный стиль – ска, достаточно популярный в наши дни, но, как правило, не несущий в своём содержании растафарианской философии.

Хиппи в растафарианстве заинтересовало другое – способность просто, без сожаления, а главное – без какого-либо насилия освободиться от Вавилона. Как и «дети цветов», раста не приемлют насилия. Их главный метод борьбы – творчество. Кроме того, для движения хиппи всегда был характерен интерес к «естественной культуре» других этносов. По утверждению Н. Сосновского, растафари – едва ли не единственный опыт расовой контекстуальной контркультуры, аналогичной «власти цветов», но точнее соответствующей своей среде. Растафари и хиппи – это однотипная реакция на разный жизненный контекст. Кроме того, стиль и образ жизни растаманских общин - воплощение хипповской идиллии.

28-летняя белая англичанка так объясняет, почему она, белая, заинтересовалась растафари: «Если вы верите в любовь, мир и единство, а это и есть самая суть раста, то какая разница, какого вы цвета?».

Растафари на русских просторах

Сегодня растафарианство приобретает всё большую популярность в России. У музыки рэггей появилось много поклонников, на улицах всё чаще можно видеть людей, носящих дрэды и зелёно-жёлто-красные береты. Одни интересуются лишь внешней оболочкой растафарианской субкультуры, следуя моде; другие же, напротив, изучают философию раста, находя что-то близкое для себя.

Но в чём точки соприкосновения ямайской и русской культур? Чем растафарианство так привлекло русского человека?

Философия растафари гармонично дополнила такое культурное явление, как русский рок. Безусловно, это музыка протеста, может быть даже в ещё большей степени, чем в других странах – до перестройки официальные власти всячески старались бороться с рок-музыкой. Как правило, среди российских рок-музыкантов были в основном люди образованные, интересующиеся необычными культурными явлениями. Русский рок основывался на русской культуре – уже изначально сложной и неоднозначной – и привносил в неё всё новые и новые элементы. Вообще, с точки зрения взаимодействия различных культур, русский человек вненационален, поэтому русская культура впитывает в себя всё интересное, всё странное, необычное, тем самым обогащаясь. Самое важное и вместе с тем, самое удивительное в этом процессе то, что все элементы этого многообразия находятся в гармонии друг с другом.

Православие и церковь с точки зрения Л. Н. Толстого и растафарианства: удивительное созвучие

Великий русский писатель и философ Л. Н. Толстой, конечно, не имел представления о растафарианстве, так как при его жизни этого явления ещё не существовало. Но удивительно то, что точка зрения графа Толстого на религию и Церковь во многом совпадает с основными идеями растафарианства.

Прежде всего, это отношение к институту Церкви. Как известно, Толстой отрицал Церковь как посредника между человеком и Богом (за что и был отлучён от Русской православной церкви постановлением Синода). Он считал, что человек должен общаться с Богом напрямую, без каких-либо посредников. В своём «Ответе на постановление Синода» Толстой писал: «То, что я отрёкся от Церкви, называющей себя Православной, это совершенно справедливо. Но отрёкся я от неё не потому, что я восстал на Господа, а, напротив, только потому, что всеми силами души желал служить ему». Мистический опыт растафари также подчеркивает важность непосредственного контакта с Джа. Как уже упоминалось выше, у раста нет культовых сооружений, нет и специальных молитв – когда растаман обращается к Джа, он произносит те слова, которые ближе всего ему, которые исходят от его души. Вот что говорил о молитвах Толстой: «Верю, что для преуспеяния в любви есть только одно средство: молитва, – не молитва общественная, в храмах, прямо запрещённая Христом (Мф. 6:5-13), а молитва, образец которой дан нам Христом, уединённая, состоящая в восстановлении и укреплении в своём сознании смысла своей жизни и своей зависимости от воли Бога».

Л. Н. Толстой издал Евангелие в собственной редакции, по-своему интерпретировав описанные в нём события: он утверждал, что Иисус – не Сын Божий, а обычный проповедник. Раста тоже предприняли попытку дать свою трактовку библейским событиям: в «Holy Piby» описана история пленения африканского народа и рабства чернокожих в странах Запада. Растафарианская интерпретация Писания, на мой взгляд, интересна прежде всего тем, что имеет социальную направленность.

Как мы уже упоминали, растафарианская философия эклектична. Она соединяет в себе большое количество разнообразных взглядов, философий; изначально она складывалась из элементов разных культур. Истоки философии Л. Н. Толстого также неоднородны. Его мировоззренческая система складывалась под влиянием житийной литературы, восточных философий (сюда входили буддизм, даосизм, индуизм, конфуцианство), идей Ж. Ж. Руссо и А. Шопенгауэра. Система взглядов, складывающаяся на основе синтеза разнородных идей, по моему мнению, более жизнеспособна, нежели та, которая не взаимодействует ни с какими другими, развиваясь «в вакууме».

Стержневая идея философии Толстого – первенство нравственного, этического аспекта в жизни над всеми прочими. Писатель говорит о том, что в первую очередь необходимо перестроить себя изнутри. У раста тоже есть подобная идея – идея Революции, которая должна произойти в сознании для того, чтобы вернуться к своей африканской сущности.

И, наконец, отношение к искусству. Толстой говорил, что искусство должно делать людей совершеннее, добрее, а любые отступления от этих принципов – фальшь. Раста тоже придают искусству большое значение, считают, что главное его назначение – объединение человечества, постижение Бога и собственной сущности, нравственное совершенствование.

Таким образом, сравнивая растафарианские идеи с идеями Л. Н. Толстого, мы выявили несколько вполне созвучных. Толстой по праву считается выразителем русской психологии, русской философской мысли своего времени. Исходя из этого, можно утверждать, что ещё задолго до появления растафари русская культура уже имела внутреннюю связь с этими идеями, и становится очевидной возможность диалога культур между Ямайкой и Россией. Можно сказать, что Л. Н. Толстой в определённой степени подготовил почву для появления растафарианства в России.

Путешествие Н. С. Гумилёва в Абиссинию

На годы юности поэта Н. С. Гумилёва пришёлся всплеск интереса к Абиссинии (так неофициально называли в России Эфиопию). Интерес был вызван прежде всего тем, что эта африканская страна была православной. На эту тему было написано множество книг и статей: «Наши чёрные единоверцы», «Христианская страна в Африке» и др. Кроме того, появилась первая русская научная литература об этой стране.

Поэт побывал в Эфиопии три раза, проведя в этой стране в общей сложности два года. О третьем, последнем, путешествии в Эфиопию (летом 1913 года) сохранилось больше всего свидетельств. Он был отправлен туда Академией наук затем, чтобы собрать этнографический материал, записывать песни и легенды местных жителей.

Во время этого путешествия Гумилёв в очередной раз побывал в городе Харэр. Он бывал в этом городе каждый раз, когда приезжал в Эфиопию, и имел здесь немало знакомых. Поэт интересовался историей Харэра. Разноплеменное население и сочетание разных культур, безусловно, привлекало его внимание.

Вот как Гумилёв в своём «Африканском дневнике» описывает дорогу в город: «Дорога напоминала рай на хороших русских лубках: неестественно зелёная трава, слишком раскидистые ветви деревьев, большие разноцветные птицы и стада коз по откосам гор. Воздух мягкий, прозрачный и словно пронизанный крупинками золота. Сильный и сладкий запах цветов».

А вот и описание самого Харэра: «Уже с горы Харрар представлял величественный вид со своими домами из красного песчаника, высокими европейскими домами и острыми минаретами мечетей Узкие улицы, которые то подымаются, то спускаются ступенями, тяжёлые деревянные двери, площади всё это полно прелести старых сказок».

Для того чтобы путешествовать по Эфиопии, необходимо было иметь разрешение правительства. Гумилёву сказали, что разрешение можно получить у губернатора, «дедьязмага» (правильно дэджазмач – звание, означающее «командующий войском у шатра императора») Тафари. Так русский поэт получил возможность встретиться с будущим императором Абиссинии, когда тот находился ещё только на посту губернатора провинциального города. Гумилёв одним из первых написал о будущем монархе: «Он был одет в шамму, как все абиссинцы, но по его точёному лицу, окаймлённому чёрной вьющейся бородкой, по большим полным достоинства газельим глазам и по всей манере держаться в нём сразу можно было угадать принца. И неудивительно: он был сын раса Маконнена, двоюродного брата и друга императора Менелика, и вёл свой род прямо от царя Соломона и царицы Савской». Впоследствии Гумилёв пишет в стихотворении «Абиссиния»:

Под платанами спорил о Боге учёный,

Вдруг пленяя толпу благозвучным стихом,

Живописцы писали царя Соломона

Меж царицею Савской и ласковым львом.

Образ льва не случаен – это древний символ Эфиопии, воплощение силы и мужества эфиопского народа. В первой строфе этого же стихотворения Эфиопия сравнивается с львицей:

Между берегом буйного Красного моря

И суданским таинственным лесом видна,

Разметавшись среди четырёх плоскогорий,

С отдыхающей львицею схожа, страна.

Находясь под впечатлением от своих экспедиций, Гумилёв создаёт цикл стихотворений, объединённых под общим названием «Абиссинские песни». Открывает его стихотворение-«песня» «Военная». Во второй строфе есть упоминание о Харэре и его губернаторе:

Первый флаг забился над Харраром,

Это город раса Макконена

Экспедиции Н. С. Гумилёва в Африку, встреча с будущим императором – всё это позволило поэту посмотреть на Эфиопию не просто как на экзотическую страну, а как на часть мира, со своими добродетелями и пороками. Благодаря Гумилёву Эфиопия – страна, ставшая впоследствии растаманским Зионом, раем на Земле – стала ближе и понятнее для русского человека.

Два императора

Несмотря на то, что они жили и правили в разное время, в судьбах последних императоров Эфиопии и России много общего.

И Хайле Селассие I, и Николай II (Николай Александрович Романов) отличались мягким, довольно нерешительным характером. Вот как Н. С. Гумилёв описывает нрав эфиопского князя: «Дедьязмаг Тафари мягок, нерешителен и непредприимчив». Замечает он и такую деталь: «выяснилось, что он говорит по-французски, но только стесняется, не без основания находя, что принцу неприлично делать ошибки». Современники Николая II много говорили о том, что новый российский император не унаследовал сильной воли и твёрдого характера своего отца, Александра III.

Во многом, конечно, характер человека зависит от его вероисповедания. Оба императора были православными. Православная идея непротивления злу насилием сильно повлияла на характер как Николая, так и Хайле Селассие.

И эфиопский, и российский император погибли от рук революционеров в результате государственных переворотов, осуществлённых оппозицией. Оба они после смерти были тайно захоронены, и только через много лет погребены со всеми причитающимися почестями – оба в православных храмах.

В 90-е гг. Русская православная церковь причислила Николая II к лику святых. Хайле Селассие был обожествлён растаманами ещё при жизни – хотя, будучи православным, никогда не признавал этого.

Таким образом, мы можем сказать, что судьбы эфиопского монарха Хайле Селассие I и русского императора Николая II удивительно похожи, что ещё раз доказывает близость африканской и русской культур.

Визит Хайле Селассие I в Россию

В 1959 году Хайле Селассие прибыл с визитом в Советский Союз. Целью визита была встреча императора с Патриархом Московским и всея Руси Алексием I. 12 июля в патриаршей резиденции в Москве был устроен приём, в ходе которого Алексий пожаловал Хайле Селассие церковный орден святого равноапостольного великого князя Владимира первой степени, а эфиопский император вручил Патриарху орден Святой Троицы и золотой крест.

Вот фрагменты приветственной речи Алексия, обращённые к Хайле Селассие: «Мы имеем особую радость видеть у себя и сердечно приветствовать в Вашем лице Главу древней Эфиопии, питающей к нашей стране и взаимно встречающей с нашей стороны самые дружеские чувства Для нас, представителей Русской православной церкви, нынешняя встреча является радостной, как праздник христианского общения». Далее Патриарх говорил о давней дружбе между русской и эфиопской православными церквями, о дружбе между нашими народами.

В ответной речи император выразил свою радость по случаю посещения Главы Русской православной церкви, «к которой эфиопская церковь с давних пор испытывала братскую любовь».

Этот визит очень важен как для русского, так и для эфиопского народа. Хотя бы то, что он стал возможен, говорит о том, что живая связь, основанная на единении культуры и духа, не зависит от политического режима в стране.

Растафари в Советском Союзе и современной России

Первые отзвуки рэггей и растафари стали появляться в СССР в годы перестройки. После долгих лет культурного застоя публика обратила пристальное внимание на новый, ещё неизведанный стиль музыки и жизни. Привлекала его свежесть, необычность, непохожесть на все остальные культурные явления.

Как раз в это время для молодёжи актуальной становится проблема философского самоопределения, попытки познать себя, свою сущность. По прошествии многих лет насильственного, продиктованного официальной идеологией, насаждения атеизма, вопрос философских исканий встаёт особенно остро. В связи с этим в постсоветской России возникло огромное количество разнообразных религиозных сект, куда и попадала основная масса желающих приобщиться к новомодным «мистическим откровениям». Впрочем, двигал ими чаще всего «стадный инстинкт», а не попытка обрести истину. Чаще всего секты оказывались тоталитарными, занимались преступной деятельностью и быстро распадались. Модным также становится увлечение восточной философией и растафарианством (это более интеллектуальные и «элитарные» направления, нежели секты). Но, как это всегда бывает, мода на то или иное увлечение проходит, и основная масса бросает его, остаются же немногие – те, кто действительно разглядел в этой философии что-то близкое для себя и отнёсся к ней серьёзно.

Немногие ушли в православие. На мой взгляд, растафари – это духовная борьба, попытка уйти от Вавилона, найти путь к Богу, к истине; а исконно русское православие не может дать этого нашей молодёжи. Тем более что русское христианство никогда не было «чистым» - оно всегда причудливо переплеталось с дохристианскими языческими традициями и элементами культур, с которыми постоянно взаимодействует русская культура.

В интервью, взятом у Боба Марли Невиллом Уиллоуби в 1973 году на Ямайке, музыкант говорит: «Многиеназывают себя <раста>, однако избранных будут единицы. Будут и агнцы, и волки в овечьей шкуре. Но этого нам сейчас не разглядеть. Раста надо быть и раста надо знать Я не занимаюсь всем этим ради каких-то денег. Я говорю о том, что Джа входит в сердце и заставляет его двигаться».

Всё-таки именно поэтому растафари – удел немногих. Определённая элитарность движения чувствуется и сейчас. Неудивительно, почему первой в СССР элементы стиля рэггей в своих песнях использовала группа «Аквариум». Лидер группы, Борис Гребенщиков (рис. 7), всегда интересовался необычными и нестандартными явлениями культурного процесса. Песня «Вавилон» написана в начале 80-х, то есть ещё до перестройки, и этот факт является ещё одним свидетельством в пользу того, что ни один политический режим не может противостоять культурному единению. Несмотря на все трудности, о растафарианстве стало известно и за «железным занавесом».

Попробуем провести сравнительный анализ песен «Babylon system» («Система Вавилона») Боба Марли и «Вавилон» группы «Аквариум».

Система Вавилона

Мы отказываемся быть

Такими, какими вы

Хотите нас сделать.

Мы – те, кто мы есть.

Только так должно быть.

Вам не понять!

Вы не можете учить меня

Равенству возможностей,

Говорить о моей свободе,

И свободе других!

Слишком долго

Мы были под гнётом,

Восстань, бунтарь!

С того дня,

Когда мы оставили

Наш родной берег

Священной земли

Нашего Отца

Вавилон

В этом городе должен быть кто-то ещё,

В этом городе должен быть кто-то живой.

Я знаю, что когда я увижу его, я не узнаю его в лицо,

Но я рад – в этом городе есть ещё кто-то живой.

Две тысячи лет, две тысячи лет.

Мы жили так странно две тысячи лет.

Но Вавилон – это состоянье ума, понял ты или нет,

Отчего мы жили так странно две тысячи лет?

И этот город – это Вавилон, и мы живём – это Вавилон.

Я слышу голоса, они поют для меня,

Хотя вокруг нас – Вавилон.

Прежде всего, необходимо помнить, что все эти тексты являются текстами песен, их форма неразрывно связана с музыкой. Поэтому с точки зрения формы они похожи, за счёт неровного размера строк, и разного их количества в строфе, что характерно для музыки рэггей.

Теперь рассмотрим их с точки зрения идейного содержания. Оба текста – обращение, разговор, шаг к диалогу, поиск собеседника. И в том, и в другом нет отделения своего «я» от той общности, к которой обращены эти слова: «Мы отказываемся быть», «Мы жили так странно». Но есть и различия. Лирический герой Боба Марли видит спасение в возвращении к «родному берегу». Лирическому герою Гребенщикова некуда возвращаться, он остаётся внутри «системы», но у него есть надежда на то, что скоро она падёт. Его переживания не столь эмоциональны, в его голосе нет такого пронзительного отчаяния.

Старейшая русская группа, играющая в стиле рэггей – «Jah Division». Существует с 1989 года, за более чем 15 лет своего существования в её творческой деятельности поучаствовало около сотни музыкантов. Лидер группы, растаманский гуру Герберт Моралес, пожалуй, больше всего сделал для развития растафарианства в России – основал движение «Jah Division», составил «Манифест русских растафари», сделал традицией проведение рэггей-концертов в честь дня рождения Боба Марли.

Герберт Моралес считает, что русский менталитет вполне способен воспринимать музыку рэггей и искренне надеется, что раста-идея и рэггей музыка помогают людям бороться со своими негативными чертами: «Нам свойственно выживать среди зимы, помня о лете и тепле, и верить в светлое будущее. А это и есть философия раста».

Вот фрагменты одной из последних песен «Jah Division»:

И Ты мне сказал да, Джа,

С тобой иногда я, Джа

Тебя я люблю, Джа.

В небе звезда, она для меня,

Светит луна и солнце мое,

Дождусь наконец я светлого дня,

Голубого рассвета – ведь все для меня

Я песню пою для Тебя. Джа

Ты мною поешь, да? Джа

Во мне Ты живешь всегда. Джа.

Если молитва не в сердце живет,

Она не стоит ни гроша, ни гроша.

И кто со мной эту песню поет,

И это конечно Джа.

Нас всех окружил Вавилон, да.

Ты честен душой, но сгораешь зря,

И только Джа, и только Джа,

Поможет тебе, тебе и мне.

В своём «Манифесте» Моралес говорит: «Нам очень нравится наш родной русский язык. Россия – это и родина Пушкина, а этот потомок Эфиопии запросто мог быть растаманом, ведь многие, являясь раста – живут и умирают, не подозревая об этом».

Ещё один яркий представитель русского растафарианства – Сергей «Олди» Белоусов, лидер калининградской группы Комитет Охраны Тепла (К. О. Т. ). Его вклад в солнечную и позитивную музыку довольно своеобразен. Песни «К. О. Т. »а полны настроения оптимизма и безысходности одновременно. Вновь попробуем сравнить две песни. Это две песни с одинаковым названием – «Jedem das seine» («Так сказал Джа») – первая принадлежит Бобу Марли, а вторая – «К. О. Т. »у.

Так сказал Джа (Боб Марли)

Так сказал Джа:

«Ни один из моих детей

Не сядет в стороне

И не будет просить подаяния –

Они не смогут

И, ты знаешь,

Не будут этого делать».

И внизу, в гетто,

В гетто мы страдаем.

Но больше у нас ничего нет,

Поэтому мы рассержены.

И Джа сказал:

«Я приготовил место,

Я буду ждать тебя,» –

Так сказал Джа!

Страх не для тебя,

Ведь я на твоей стороне.

Так сказал Джа («К. О. Т. »)

Мой новый день начнется с того,

С того или той, но мне не нужен никто,

Кроме тебя, my lovin` Джа.

Все будет так, как быть должно,

Все будет так, здесь каждому свое,

Ведь так сказал Джа, my lovin` Джа.

Мой новый день начнется с того:

Ты должен врубиться, что это твое.

Здесь все твое, здесь все для тебя.

Возьми все сам, ведь так сказал Джа,

Так сказал Джа, my lovin` Джа.

Мой новый день начнется с того,

Ты заперт в квартире, ты живешь высоко.

Не грусти, бедолага, ведь открыто окно.

Новая жертва, но ради кого?

Ради тех, что пожирают тепло.

Это смешно, да это смешно.

Пусть это ложь, пусть это зло,

Но так было всегда, ведь каждому свое.

Так сказал Джа, my lovin` Джа.

Обе песни поднимают тему гетто, но если у Боба Марли речь идёт о национальном гетто, то у «К. О. Т. » – о духовном: «Ты заперт в квартире» Не надо понимать слова «Не грусти, бедолага, ведь открыто окно» как призыв к самоубийству. Речь о том, что необходимо вырваться из духовного тупика, найти в себе силы. Каким образом? Прежде всего, с помощью искусства. Всё зависит только от твоего выбора. Перифразируя русскую пословицу, «На Джа надейся, да сам не плошай». Но в обеих песнях остаётся ощущение оптимизма и уверенности в правоте своих действий: «Я буду ждать тебя», – так сказал Джа! я на твоей стороне», «Ты должен врубиться, что это твое. Здесь все твое, здесь все для тебя».

Элементы растафарианства можно встретить и в творчестве лидера сибирского панка Егора Летова. Пример тому – песня «Джа на нашей стороне»:

Нам ужасно голодно,

Нам ужасно холодно,

Мы сидим в пустых местах,

Джа на нашей стороне

Другой пример из его же творчества:

Благая травка, великий Джа,

Полёт с девятого этажа.

Весёлый праздник Растафарай

Другое место, терновый рай.

Интересно также, что Егор в своё время носил кличку «Джа». В одном из интервью он рассказывал о впечатлении, которое произвела на него музыка рэггей. Альбом «Handsworth Revolution» бирмингемской группы «Steel Pulse» вызвал у него такие чувства: «Нас унижают, нас мочат, но всё, что я есть, это: Вавилон падёт!»

Другая представительница сибирского панка – Янка Дягилева. Одна из её песен так и называется – «Reggae». Я бы назвала это самым «северным» рэггей:

Неволя рукам под плоской доской

По швам, по бокам,

Земля под щекой, песок на зубах,

Привязанный страх

Растаманские мотивы есть и в песнях Ольги Арефьевой – песни «Джа пустит трамвай из болота в рай», «Все мы пойдём вслед за Джа», «Дорога в рай».

Возвращаясь к творчеству группы «Аквариум», хотелось бы сказать, что Борис Гребенщиков и по сей день остаётся в русской музыке авторитетной персоной. Он не просто музыкант: прежде всего он мыслитель, философ. Одна из последних его песен о растафари – «Растаманы из глубинки»:

Садовник внимательно следит

За каждым корнеплодом на грядке,

Мы знаем, что есть только два пути:

Джа Растафара или война.

Образ садовника двойственен: можно истолковать его как Джа, внимательно следящего за своим творением, можно – как постоянный контроль со стороны Вавилона.

Ещё одна новая песня – «Слова Растамана»:

Какая радость, когда человек слышит слова растамана,

Какая радость, когда человек что-то слышит

«Просто получилось так, что я съездил к своему другу на Ямайку. И там мы нашли подтверждение всех тезисов, которые давно хранили, о том, что музыка рэггей представляет из себя светлое будущее всего человечества. Что это идеальный пример смычки религии и культуры, и чего-то ещё. И поэтому смычка с ямайскими музыкантами не за горами. Мы соединяем русскую культуру и рэггей смело. В один бурлящий поток. То ли будет дальше у нас планы совершенно имперские. Триумф», - так комментирует эту песню Борис Гребенщиков.

Проанализировав и сопоставив тексты растафарианских песен, мы приходим к следующему выводу: в песнях ямайца Боба Марли и русских музыкантов, играющих рэггей, общие идеи, но есть и различия, обусловленные особенностями российского менталитета, традиций и мотивов русской культуры. Абсолютное большинство рэггей-музыкантов – люди неоднозначные и своеобразные, но всех их объединяет одна идея – идея растафари, помогающая познать самого себя, заметить в повседневности что-то яркое и необычное.

Рэггей в России – это призыв к жизни, к самореализации через творчество. В этом и состоит оптимизм растафарианства. К сожалению, простые истины зачастую кажутся человеку сложными и недоступными.

Многие раста обеспокоены тенденциями «популяризации», появлением моды на растафари, ведь, как известно, так называемая «массовая культура» не имеет ничего общего с подлинной, духовной культурой. Другие считают, что нет ничего плохого в «информированности» широких масс о культуре растафари, ведь благодаря этому будут появляться новые последователи. Я думаю, что у растафарианства в России вполне радужные перспективы.

Таким образом, можно сказать, что, несмотря на национальные, географические, социальные различия, диалог двух, казалось бы, разных культур состоялся. И я не могу не согласиться с Гербертом Моралесом, который говорит в своём манифесте: «Невероятно И от этого даже мурашки – растафарианство в России! Смена строя в нашей стране позволила разглядеть аутсайдеров, и повсюду высветились растаманы. В Москве и Петербурге, Сыктывкаре и Алма-Ате, в Кёнигсберге и Симферополе: свободные и добрые, нищие и непунктуальные. Мы объединены единым движением».

Таким образом, изучив и сопоставив имеющиеся источники информации по данной теме; проследив этапы становления культуры растафари; проанализировав особенности культуры растафари и выделив её характерные черты; рассмотрев растафари в контексте евро-американской и российской неформальной культуры конца ХХ века; найдя духовно-философские и исторические предпосылки появления растафарианства в России; сделав сравнительный анализ текстов песен зарубежных и российских рэггей-музыкантов, можно сделать следующие выводы:

• Растафарианская культура может найти большое количество последователей среди молодёжи, уставшей от произвола, зла и насилия. Сейчас всё больше людей увлекается растафари именно поэтому. Если же линия насилия, разложения духовных ценностей победит, то растафарианство уйдёт в подполье, станет культурой узкого круга людей. В любом случае она уже оставила след в истории мировой рок-культуры.

• Взаимодействие культур – одно из важнейших условий, необходимых для развития мировой культуры. Подтверждением тому служит существование растафарианской культуры в России.

За годы своего существования культура растафари претерпела колоссальные метаморфозы, и теперь уже трудно определить, что это – новая трактовка концепции религии Спасения, движение за национально-культурную самобытность или молодёжная мода. В наши дни растафарианство как религиозный культ утратило своё значение. Среди современных последователей растафари (в основном это – музыканты, играющие в стиле рэггей и их поклонники) существуют определённые растаманские обряды, но это носит больше культурно-традиционный, нежели религиозный характер.

На мой взгляд, правильнее всего рассматривать растафари в целом как одно из этнических направлений культуры, а современный этап её развития – как молодёжную субкультуру конца ХХ века, являющуюся неотъемлемой частью современного культурного процесса.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)