Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Роль автопортретов и рисунков в творчестве А. С. Пушкина

В истории мировой литературы нет второго писателя, у которого работа над художественным словом была бы так неразрывно соединена с потребностью закрепить тут же, на листе, среди создаваемых стихов или прозы, проносящиеся через сознание графические облики людей, зверей, природы, вымышленных существ. У Пушкина это был двуединый процесс; ни у кого другого из его больших и малых со - братьев такого соединения не было. Чьи бы черновики мы ни взяли - Бальзака или Толстого, Гёте или Гюго, Флобера или Достоевского, Теккерея или Лер - монтова, Гофмана или Бодлера, - ни у одного из них нет этой пушкинской естественной, самопроиз - вольной связи между рождением слова и появлением рисунка. Рисунки Пушкина совсем не профессиональны. Они возникают под его пером постоянно и щедро. Это верные спутники его труда. Когда он пишет, он рисует. Рисунки не десятками, а сотнями покрывают его рукописи.

Иной графики у Пушкина нет. Она вся <<черновая>> - такая же, как текст, среди которого она возникает. Она сделана для себя. Она появлялась в те минуты, когда мысль была крепко занята и рука сама собой чертила по бумаге. Пушкинский рисунок - дитя пауз и раздумий поэтического труда.

Мой реферат посвящён рисункам и автопортретам Александра Сергеевича Пушкина. Главной целью моей работы было создание учебного пособия для уроков литературы о роли рисунков. Задачи: составить библиографию, изучить точку зрения авторов на то, какую роль играют рисунки А. С. Пушкина на полях его произведений.

Читая произведения А. С. Пушкина, мы зачастую не обращаем внимания на рисунки поэта, изображённые на полях страниц книги. Я заметила, что на уроках литературы мы не успеваем уделять должного времени изучению и обсуждению рисунков. А ведь А. С. Пушкин был замечательным художником и рисовал иллюстрации к своим литературным творениям. Например, страницы романа <<Евгений Онегин>> насыщены рисунками Пушкина, и на многих из них, там, где изображён образ главного героя романа, можно угадать черты лица самого автора. Может быть, он тем самым частично отображает моменты своей собственной биографии. Вообще, по рисункам автора можно многое узнать. Поэт, как никто другой, знает своего героя и старается передать информацию читателю через свои рисунки.

Рассматривая автопортреты Пушкина мы пытаемся понять отношение поэта к себе, к своей внешности, к своему характеру.

Интерес к рисункам А. С. Пушкина, набросанным на листах его рукописей, попытки характеристики их содержания и стиля, опыты иконографических отождествлений совпадают с началом изучения автографов поэта, с возникновением пушкиноведения.

Уже первый биограф Пушкина, П. В. Анненков, отметил, что рисунки поэта - это как бы <<разговор с самим собой>>, своеобразный рисованный дневник, что чаще всего Пушкин рисует <<головы и лица>>, т. е. портреты; П. В. Анненковым же предложены и первые определения некоторых из этих рисунков-портретов.

Начиная с 1910-х годов интерес к иконографической расшифровке пушкинской графики, в особенности автопортретных изображений, становится устойчивым и постоянным. Он связан с именами П. Е. Щеголева, Л. П. Гроссмана, М. А. Цявловского, Б. В. Томашевского, Т. Г. Зенгер (Цявловской), А. М. Эфроса.

К настоящему времени накоплен значительный и интересный атрибуционный материал. Разбросанность этих новых сведений, а также затрудненность пользования старыми изданиями, давно ставшими библиографической редкостью, подсказывают необходимость обобщения, сбора, фиксации всего сделанного в специальном перечне, каталоге атрибутированных портретных рисунков Пушкина. Разумеется, подобный каталог не может претендовать на нечто окончательно завершенное: ведь поиск продолжается, возникают новые иконографические догадки, возможны и перемены в старых, уже принятых определениях. Однако значение такого каталога не нуждается в особых доказательствах. Каталог портретных рисунков был очень нужен в справочных, координационных целях и как определенная подготовительная ступень к осуществлению давней уже задачи пушкиноведения - изданию тома <<Рисунки>> в новом академическом собрании сочинений А. С. Пушкина.

Автопортреты А. С. Пушкина <<мой портрет>> (поэтический автопортрет)

Каталог рисунков Пушкина закономерно начинается с автопортретов поэта.

Автопортреты, как писал исследователь, <<это самое замечательное, что есть в пушкинской графике. Это - ее сердцевина. И по художественности, и по численности, и по внутренней значимости автопортреты стоят на первом месте>>.

Автопортретам Пушкина посвящено несколько специальных исследований. Это уже упоминавшиеся монография А. М. Эфроса <<Автопортреты Пушкина>>, статья Б. В. Томашевского под тем же названием, глава <<Автопортреты>> в книге Т. Г. Цявловской <<Рисунки Пушкина>>. В этих работах собран, выявлен в основном весь корпус самых ярких автопортретных рисунков, дана их характеристика, проанализированы внешние причины и внутренние импульсы, вызвавшие появление этих изображений на страницах рукописей, установлены хронологические границы и отдельные даты.

Исследователями отмечено поразительное разнообразие автопортретных рисунков; при всей <<узнаваемости>>, кажется, нет двух идентичных профильных линий. Черты более грубые или утонченные; нос приплюснут или вытянут; возраст молодой и старческий; волосы длинные и короткие, вьющиеся и прямые; в образе <<арапа>> или Вольтера, Робеспьера или Е. Х. Крупенской. Портреты реалистические, передающие реальные подробности внешнего облика, и портреты воображаемые. Он многократно рисовал своё лицо, свыше пятидесяти раз. Это изобилие портретов заставляет вспомнить Рембрандта, который всегда, во все годы своей жизни, послушнее, чем жена или сын, позировал сам себе. Пушкин не ставил себе задачи изучать на самом себе различные выражения лица, подобно молодому Рембрандту. У него были какие-то внутренние стимулы к самоизображению.

Мой портрет

Вы просите у меня мой портрет,

Но написанный с натуры;

Мой милый, он быстро будет готов,

Хотя и в миниатюре.

Я молодой повеса,

Еще на школьной скамье;

Не глуп, говорю не стесняясь,

И без жеманного кривлянья.

Никогда не было болтуна,

Ни доктора Сорбонны -

Надоедливее и крикливее,

Чем собственная моя особа.

Мой рост с ростом самых долговязых,

Увы, не может равняться;

У меня свежий цвет лица, белокурые (русые) волосы

И кудрявая голова.

Я люблю свет и его шум,

Уединение я ненавижу;

Мне претят ссоры и препирательства,

А отчасти и учение.

Спектакли, балы мне очень нравятся,

И если быть откровенным,

Я сказал бы, что я еще люблю.

Если бы не был в Лицее.

По всему этому, мой милый друг,

Меня можно узнать.

Да, таким, как Бог меня создал,

Я и хочу всегда казаться.

Сущий бес в проказах,

Сущая обезьяна лицом,

Много, слишком много ветрености -

Да, таков Пушкин.

Это первый автопортрет поэта, написанный в виде стихотворения в 1814 году.

Автопортрет из Ушаковского альбома

Поэт на протяжении всей жизни с пристрастием вглядывался в свои черты и подмечал в них тончайшие нюансы происходивших перемен. Его зарисовки, в основном не предназначавшиеся для чужого глаза, далёкие от самообольщения, способны поведать многое.

Это типичный для графики Пушкина профильный портрет. Лист с ним вклеен в альбом сестёр Ушаковых, молодых приятельниц поэта. Как и в других автопортретах, Пушкин не стремится приукрасить своё лицо. Он знает, что внешней красотой не обладает, и не прочь даже пококетничать этим ("потомок негров безобразный", "мой арапский профиль. его освищет Мефистофель"). Неотразимое обаяние лицу придают озаряющие его ум, одухотворённость, непосредственность. "Подлинные черты живого пушкинского лица, - говорит о портрете А. М. Эфрос, - переданы с лаконичной уверенностью и великолепной стремительностью штриха, сообщающей всему рисунку ту вдохновенность, какой нет ни в одном из портретов Пушкина, написанных художниками-профессионалами, - даже в лучшем из них, в портрете, сделанном Тропининым".

Пушкин рисовал себя иногда рядом с Вольтером, иногда - среди декабристов. Рисовал он себя в кружевном жабо на листе со стихами о первой французской революции, деятелем которой он себя, быть может, воображал. Не раз рисовал он себя возле женщины, которая ему нравилась.

Автопортреты после ссылки

Но чаще всего рисовал он себя одного. Собственный профиль удавался Пушкину в совершенстве. Он передавал его уверенно, остро, чуть шаржируя иногда. Рисовал себя Пушкин то коротко остриженным, то с длинными кудрями, то с усами и в деревенской рубашке, то с баками, которыми удивил друзей, вернувшись из ссылки. Все автопортреты Пушкина различаются. Различаются они не только одеждой, длиной волос, отсутствием или наличием бак, усов, - сколько тем, что в них передано различное душевное состояние.

Эти непритязательные наброски вводят нас во внутренний мир поэта гораздо интимнее, нежели написанные с натуры живописные его портреты.

В совершенстве зная свое лицо, как, впрочем, лица всех, на ком останавливался его поглощающий взгляд, Пушкин рисовал свои портреты по памяти. Поэтому они свободны от того напряжённого взгляда художника, всматривающегося в своё отражение в зеркале, взгляда, который так характерен для множества автопортретов разных художников.

Эти два портрета, изображённые один под другим, сделаны Пушкиным по возвращении из ссылки. Вверху юный Пушкин. Его облик ничем не омрачён. На жизнь он смотрит беззаботно. Ниже изображён человек молодых, но уже зрелых лет. ". Это Пушкин, утративший былую отвагу, обретший недоверчивость к людям", - пишет Т. Г. Цявловская. Юношеская мягкость, непосредственность в выражении лица исчезли. Черты несколько заострились, взгляд стал настороженней, подбородок твёрже, появилась складочка у губ. За этими переменами - пережитые в ссылке разочарования и потери: сначала разлука с друзьями, потом вынужденное уединение в деревне, тяжёлые отношения с отцом, под надзором которого состоял поэт в Михайловском. Наконец - катастрофа 1825 года, аресты, казнь, ссылка дорогих и близких людей. Контрастирующая параллельность портретов на одном листе вполне созвучна характерным сопоставлениям в стихах поэта того времени: разочарования и надежды, прошлое и настоящее, воспоминания и мысли о будущем.

Портреты - образы любимых женщин.

Портрет Е. К. Воронцовой

Известно также, что Пушкин рисовал портреты близких людей, друзей, знакомых, государственных деятелей, исторических лиц, литераторов.

Графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова - жена начальника Пушкина по Одессе. Это о ней сказал он в стихотворении "К морю":

Могучей страстью очарован,

У берегов остался я.

Воспроизводимый здесь портрет нарисован на большом листе бумаги. Это самый большой, смелый и уверенный из всех тридцати набросков Елизаветы Ксаверьевны, сделанных Пушкиным. Выразительность и кокетливость подвижного лица Воронцовой делали её неотразимо привлекательной, хотя в основе своей черты её не были красивы. Пушкин лица её не идеализировал. Но он передал одно из главных очарований Воронцовой - красивую посадку её головы и тонкую, длинную шею, которую старательно оттушевал, найдя точные соотношения линий.

Портрет Н. Н. Пушкиной

Не раз рисовал Пушкин Наталью Николаевну - насчитывается четырнадцать её портретов, с 1830 по 1836 год. Этот портрет самый выразительный, самый психологический и самый красивый. Именно по этому пушкинскому портрету мы представляем себе облик жены Пушкина - лучше, чем по единственному портрету её, современному годам её брака с Пушкиным, акварели Александра Брюллова. Редкий для Пушкина портрет в три четверти. Резко оттеняет он чёрной штриховкой чистый овал её лица, гибкую шею и широкие плечи. Красивые пропорции лица, чуть косящий глаз, некоторая неправильность бровей. Грустное выражение лица.

Иллюстрации к произведениям. Портрет Татьяны Лариной

Также Пушкин в черновиках иллюстрировал свои произведении. Есть у Пушкина наброски, ближе других стоящие к понятию <<иллюстрации>>. Таково изображение Татьяны. Она сидит на постели, поджав ноги, подперев голову рукой. Спутанные волосы скрывают ее лицо.

Татьяна то вздохнет, то охнет.

К плечу головушкой склонилась.

Сорочка легкая спустилась

С ее прелестного плеча.

Рожденный вместе со стихами, в горячке творчества, рисунок этот необыкновенно лирично передает образ любимой героини поэта.

Воспоминаниями, охватившими поэта, вызваны и стихи об опере в Одессе в <<Путешествии Онегина>>, и дальнейшие впечатления;

Финал гремит; пустеет зала;

Шумя, торопится разъезд;

Толпа на площадь побежала

При блеске фонарей и звёзд.

и рисунок, который набрасывает поэт тут же, среди черновых стихов: женщина, входящая в экипаж. С удивительным изяществом передана ее откинутая голова и занесенная на высокую откидную ступеньку кареты нога. Узкое, длинное платье обрисовало ее бедро.

Рисунок сделан так любовно, что невольно кажется, что и Пушкин мог чувствовать то же, что его современник Стендаль, находивший женщину, садящуюся в экипаж, гениальной. в) <<изображение повешенных>> Особенно примечательна сюита рисунков, посвященных изображениям повешенных - на листах с черновиками <<Полтавы>> (предположительно - сентябрь 1828). Один из рисунков непосредственно связан с поэмой. Но предшествующие ему являются плодом тяжких размышлений Пушкина, к творчеству отношения не имеющих.

К <<Полтаве>> относится изображение трех повешенных, висящих на длинном бревне. Левая фигура - в жупане, опоясанном широким казацким поясом, какие носила знатная старшина на Украине; она изображает, по-видимому, чучело Мазепы, всенародно повешенное по приказу Петра.

Две другие фигуры - должно быть, сообщники Мазепы.

Рисунок связан со стихами третьей песни поэмы:

Кто опишет

Негодованье, гнев царя?

Гремит анафема в соборах;

Мазепы лик терзает кат <<рисунок исключительной красоты>>.

Есть у Пушкина один рисунок исключительной красоты - лежащая в обмороке женщина. Это зарисовка по памяти гравюры известного французского иллюстратора-романтика Тони Жоанно.

Несколько дробная, рваная линия ксилографии с рисунка Жоанно обрела у Пушкина плавную гармонию, совершенно безупречную по художественному выражению.

Пушкин освободил тело женщины от путаных складок платья оригинала и передал стройную гармоническую форму ее бедер и ног. Он достиг почти физического ощущения живого тела - вместо манекенных ног оригинала. И даже если от этого отвлечься, пушкинский рисунок необычайно красив сам по себе.

На этом же листе внизу Пушкин повторил вариант рисунка. Здесь формы обобщены предельно. Это уже почти идея тела. Вместе с тем как пленительны эти плавные текучие линии!

Превосходство пушкинского рисунка над рисунком прославленного главы иллюстраторов-романтиков признала даже французская критика.

Иллюстрация к поэме <<Влюблённый бес>>.

Долгое время притягивала исследователей разных поколений сюита рисунков Пушкина, называемая ими <<адские рисунки>>. Каким только толкованиям она не подвергалась. пока не удалось выяснить, что это авторские иллюстрации к поэме <<Влюбленный бес>>. Поэма была задумана в южной ссылке, но осталась неосуществленной.

Разгадка замысла дала возможность осмыслить и непонятный до тех пор стихотворный отрывок, описывающий ад.

Где слез во мраке льются реки,

Откуда изгнаны навеки

Надежда, мир, любовь и сон,

Где море адское клокочет,

И, грешника внимая стон,

Ужасный сатана хохочет.

Эти строки оказались единственным дошедшим до нас фрагментом поэмы. Две композиции мечтательно сидящего у жаровни изящного беса, над которым витает видение полуобнаженной женщины, - центральные рисунки к неосуществленному творению.

Варианты титульных листов.

Пушкин очень ревниво относился к полиграфическому оформлению изданий своих произведений. Находясь в ссылке, он не раз писал брату и друзьям о том, каким бы хотел видеть оформление будущих книг. В его рукописях часто встречаются виньетки, концовки, проекты обложек.

Установлена причинная зависимость автопортретных <<скоплений>> с поворотными, кризисными, напряженными периодами в жизни поэта. Замечена прямая связь между характером литературного произведения и рисунками на полях его черновиков: <<автобиографизм своих стихов и прозы, то обстоятельство, что он сам - первый и главный герой их, Пушкин отражал и прямыми автопортретами, и рисунками вымышленных лиц, у которых были его собственные черты>>. В этом плане огромна роль романа <<Евгений Онегин>>, самого автобиографического из пушкинских произведений. Не случайно в черновиках романа сосредоточено свыше трети всех автопортретных рисунков, автопортретов всех видов.

Последний автопортрет.

Последний автопортрет родился под колонкой цифр каких-то денежных расчётов. В лице поэта усталость, подавленность. "Если бы надо было искать специального завершения для всей огромной автобиографической серии, - пишет А. М. Эфрос, - то нельзя было бы подобрать ничего более выразительного. Пусть такой графический финал - случайность, но он знаменателен. Он верен и глубок. Этот незавершённый профиль, рождённый денежной арифметикой 1836 года, - подлинный символ последнего отрезка пушкинской жизни. "

<<Рисунки либо повторяли текст - подчеркивали его, либо вторили ему - усиливали смысл и глубину, либо отталкивались от него, давали продолжение идее произведения>> Пушкин-рисовальщик помимо литературного, оставил человечеству огромное графическое наследие. Более нескольких тысяч рисунков, из которых большинство приходится на портретные изображения и художественные наброски, сделано им на страницах набросков и черновых рукописей и лишь изредка на отдельных листах, в альбомах друзей, открытках и письмах. Слово сменялось графическим образом и изображением, а они - словом. Рисунки либо повторяли текст - подчеркивали его, либо вторили ему - усиливали смысл и глубину, либо отталкивались от него, давали продолжение идее произведения. Он думал стихами, размышлял ими - как поэт и вспоминал, анализировал, шутил и сердился рисунками и своими набросками - как художник. Слово сменялось графическим образом и изображением, а они - словом. Рисунки либо повторяли текст - подчеркивали его, либо вторили ему - усиливали смысл и глубину, либо отталкивались от него, давали продолжение идее произведения. Черновую рукопись Пушкина можно рассматривать как современную страничку сети, в которой рисунки играют роль ссылок. В отличие от Гюго, Гете, Бодлера, Байрона и других рисующих писателей и поэтов, у Пушкина рисование было лишь одной из стадий процесса творчества-стихописания.

Если брать каждый из пушкинских рисунков отдельно (как чаще всего и делают литературоведы, озабоченные поиском сходства конкретного профиля с тем или иным современником Пушкина), то набросок выглядит приблизительным, перенаправленным, повторенным несколько раз. Но если видеть такие рисунки заодно со страницей (с типичной страницей рукописи с набросками), то следует говорить об их особой творческой роли: рисунки воспринимаешь не как случайное или игровое (а отчасти и дилетантское) сопровождение профессиональное работы, но как ее важнейшую и потому необходимую часть.

Я пришла к выводу, поработав над рефератом, прочитав высказывания критиков, проанализировав рисунки, что ни один рисунок не является случайным. Он необходим и как будто завершает создание художественного образа. А. С. Пушкин талантлив в рисунках, они очень выразительны.

Пушкин не дожил до появления фотографии, поэтому мы не можем увидеть каким он был в реальности, но создание талантливых автопортретов способствовало созданию более точного, более яркого представления о внешности гения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)