Справки  ->  Карты  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Роль коренного населения географических открытиях XVII века с. Хатыстыр

Видный исследователь Сибири Н. М. Ядринцев с гордостью за своих соотечественников писал: «Все, что мои сделать народ русский в Сибири, он сделал с необыкновенной энергией, а результат его трудов достоин удивления по своей громадности. Покажите лиге другой народ в мире, который бы пошел пространство больше большой всей Европе и утвердился на нем? Нет, вы не покажите такой народ». А вот как отзывался о деятельности русских землепроходцев английский историк и географ Дж. Бейкер: Продвижение русских через Сибирь в течение 17 в. шло с ошемляющей быстротой. На долю этого безвестного воинства достается такой подвиг, который навсегда останется памятником его мужеству и равного которому, не совершили никакой другой европейский народ.

Подобную же оценку беспримерным подвигам первооткрывателей Сибири дают советские историки и географы Л. С. Берг, Н. С. Боднарский, А. В. Ефимов, М. И. Белов и многие другие.

Русские землепроходцы и мореходы всего за несколько десятилетий открыли и присоединили к России огромные, на значительной территории почти совсем безлюдные пространства Сибири от Урала до берегов Тихого океана. И это им удалось сделать в исключительно трудных природно-климатических условиях, преодолевая по пути бескрайние просторы тайги и тундры, высокогорные хребты, бурные, полноводные реки и «студеные» моря Ледовитого океана. Они не только впервые проникали тогда в совершенно неизвестные дотоле территории, но и положили начало их заселению и хозяйственному освоению. Русские землепроходцы воздвигали остроги и зимовья, прокладывали между ними первые пути, строили «плотбища» - верфи для морских и речных судов, занимались охотничьим промыслом, изучили естественные богатства края подыскивали удобные для хлебопашества земли ,завязывали дружественные отношения с коренным населением. Они сообщили, пусть на первых порах скупые, немногословные, но зато вполне достоверные географические и прочие сведения, нередко сопровождая их схематически, чертежами и «сказками» тщательно перечисляя реки и живущее по ним население, его численность, основные занятия и т. д.

Но для того, чтобы выполнить такую инструкцию да еще представить «чертеж», т. е. собрать географические сведения о «новых землищах», требовались не только время и влечение к подобному труду, известная широта кругозора и навыки, наличие какого-то элементарного образования, но и умение произвести так типичный опрос коренного населения. Последнее было невозможно без знания местности и языка коренных народностей. И вот здесь-то отличные знатоки местности («памятные бывальцы»), надежные проводники («вожжи») и толковые переводчики («толмачи») из коренного населения оказывали незаменимую бесценную помощь.

Северо-востоке Азии без содействия и помощи ее коренного населения, если бы вместо поддержки и содействия и стороны его большинства они встречали всегда только упорные сопротивления? Конечно, нет.

Разумеется, нельзя полностью отрицать тот факт, что в ряде случаев отдельным отрядом землепроходцев сталкивавшейся о враждебно настроенными племенами, приходилось давать или вооружений отпор. Были случаи, когда некоторые роды якутов, юкагиров, чукчей, возглавляемые воинственными, боявшимися лишиться своей неограниченной власти князцами нападали на небольшие слабо вооружённые отряды русских, служили и промышленных людей.

В процессе колонизации Сибири коренное население отнюдь не истребилось, оно лишь облагалось данью-ясаком и продолжало жить в прежних районах, т. к. русские пришельцы, представители трудового народа, были заинтересованы в установлении дружественных отношений с аборигенами края. Ещё Ф. П. Врангель, известный путешественник и исследователь, после поездки на крайний Северо-восток Якутии, совершенной в 1820-1824гг. , бесстрастно утверждал: «К чести наших соотечественников прибавить можно, что жадность корысти, побуждая их на отважные предприятия, не озменовалось бесчеловечными поступками как ненасытная алчность к золоту испанцев в Перу и в Мексике.

Отряды землепроходцев и мореходов, как показывают документы XVII века, как правило, были немногочисленными (обычно 10-20-30 ч. ). Продвигались они по незнакомым девственным лесам и рекам наугад, вслепую, руководствуясь только расспросными сведениями, получаемыми от коренных жителей, от пленных - «мырей» или золотников – «амонатов», пользуясь неоценимыми услугами переводчиков и проводников из коренного населения.

Почти в каждый отряд землепроходцев ходило несколько, но иногда даже десятки человек из коренного населения. Обычно это были лучшие охотники, хорошо знавшие предстоящий путь следования. Так, например, в походе Михаила Стадухина и Андрея Горелого к берегам охотского моря (1642г. ) участвовала около 20 якутов, в отряд юлрлдоидл десяткина Василия Сычева, направленного в бассейн реки Анабар (1693г. ), ходило более 40 эвенков-охотников, а участниками Калыаского похода Владимира Атласова (1697г. ). Стаж лджопрдоир жщоржлдорт жщорджлор Помогали землепроходцам в переговорах с «болир длт. длт», в длордлор «под государству руку». Новых родов и племен. В этом случае они выполняли одновременно роль проводников. ждло ждло Якутии М. А. Кротов с люорт подчеркивает: Как было быстрее и легче пройти верхами на конях, например, через Верхоянский хребет в 1635г. отряду Селивестра Харитонова, отправленному из Якутска в верховье Яна. Во всех таких и многих других случаях, по оценимую помощь оказывали представители коренных народностей северо-востока, ставшие на протяжении всего 17- столетия участниками походов русских землепроходцев и некоторых одпрдр.

Коренные жители Севера передавали русским накопленные веками знания и навыки, которые были так важны в путешествиях (постройка жилищ, умение ориентироваться на местности, способы передвижения, средства и способы охоты и пр. ). Конечно, русский народ, принесший в Сибирь боле высокую культуры, дал народам Сибири несравненно больше. Но важно то, что народы Сибири с самого начала установили экономические связи с русскими, стали приобщаться к их материальной и духовной культуре.

Коренные населения северо-востока Сибири оказывали русским землепроходцем и мореходам XVII в. неоценимую помощь. Их стремительное и успешное продвижение на востоке во многом стало возможным лишь благодаря помощи и содействии коренных народов и племен. К сожалению, это обстоятельство далеко не всегда отличается в работах о русских землепроходцев и мореходов XVII в.

В первые – Лена – одна из десяти величайших рек мира. В 1619г. только, что заложенном Елисейском остроге жолдрт жож хлщ эвенков ждшор сообщил Елисейской администрации о существовании на востоке «Великой реки» когда эти интригующие показания дошли до Тобольска. Как следует из этого документа, Тобольские власти решили провести по возможности подробное обследование «Великой реки» и ее богатства. Спустя 2 года, в 1621г. один из джор жщор во главе с ждор ждло с помощью проводника жлд лдж в районе ждл зимовья взял в плен 3 или 6 эвенков длп плоемени и доставил в ждлот острог на допр. Было очевидно если данное сообщение достоверно, то этот «многочисленный народ» стоял на значительно более высокой ступени развитии. Летом следующего года из дор на ж. ол, затем по длор джлор, а дальше по реке «Оленью» или «Илин». В 1640г. один якутский воевод П. П. Головин решил отыскать верховья Лены.

Для выполнения поставленной перед ним столь важной и сложной задачи В. Витизев в ноябре 1640г. отправил в устье реки дшг на лыжах с нартами казака Курбата Иванова с тремя спутниками. Через пять дней они достигли устье реки Куленги. Во время этого похода Иванов смог получить от коренных жителей в первую очередь от эвенкийского князца длор и его улусных людей, живущих в верховья Лены, ряд ценных географических сведений. Именно когда вытекают реки Лена и Ангара, собрал интереснейшие сведения об озере Байкал острове Ольхон и даже о реке Селенга и о той дороге в «Китайское государство» которая шла по Селенге через земли дорпдл (юолбт). Тогда же Иванов получил некоторые дополнительные о реках Витиме, джлор и Амуре.

О реке жолд сообщил что «Ленская ждл вершина от ждол реки (южлдо) недалеко А течет Лена река вершина из ключей, а подошла та вершина Ленская к. дль близкр». Это верно: исток Лены находиться на западном склоне Байкальского хребта в 10-12 км от берега Байкала.

В 1642г. на основании всех собранных к тому времени ждло верховьев Лены. К началу 1650-х годов русские землепроходцы знали эту реку вплоть до устья (Лена река стала своим устьем в море) были жлдор со многим ее притоками и джл их народами.

В 1638г. томский казачий атаман Дмитрий Копылов, находясь в Бутальский зимовье на реке Алдане, и проведал про длоир: дпрдшгпр восточные Алдана и его притока длор длор эвенк Бутальский иор длор ор сообщил ему что с вершины Майского можно перейти на Ламу, а до Ламского де, государь, переходу в усть бпрм реки судовым путем жолдрт рекою в шесть недель. лджорт эвенки сообщили Копылову и о реке Учур: Под вершиною де Алдана реки впала в него долр река. А де та река Учур вышла из озера, а около того озера живут многие тунгусы.

Чтобы проверить интересное сообщение лоижэлд, через год Копылов отправил из бутальского зимовья экспедицию длопр из 30 казаков с командой Ивана Юрьевича Москитина «На большое море, лдопр, по тунгускому языку на Ламу» Руководствуясь указаниями майских эвенков-проводников, за 11 недель Москвитин достиг Ламы, так называли Охотское море местные эвенки. Тем самым Москвитин и его соратники стали первыми русскими, которые вышли на западный берег Тихого океана. В результате умелых расспросов местного населения, которые вел сам Москвитин при по средстве толмача Семена Петрова, и основываясь на собственных наблюдениях они составили драгоценный исторический документ: «Роспись рекам и имена людей», на которой реке, которые люди живут, тунгусские роды, по расспросу Тольского города ждло людей ждло Москвитина да Семейки Петрова, толмачи тунгусского, с товарищами, куда ходят на Ламу из Якутского острогу» «Роспись» содержит: 1) Описание пути «На Ламу из якутского острога» с исчислением его продолжительности в днях. 2) Описание р. Маи с притоками с перечисленным кочующих эвенкийских родов. 3) Описание рек, впадающих в Охотское море как к долпр от доли («из-под северной стороны»), так к югу («в полуденную сторону»), указанием расселения эвенкийских родов. 4) Описание рек Окнуте и Амур, с характеристикой жизни обитающих по ним народностей. Нужно помнить, что информаторами были тунгусы, а записывали русские.

В начале апреля 1640г. вблизи устья реки юлбор москвитинцы взяли в плен семь эвенков, в том числе князца хорошо знавшего побережье Охотского моря. От него русские служивые люди получили первые сведения о Приамурье и о «бородатых доурах». Эвенкийский князец сообщил тогда, что «от них направо в летнюю сторону на море по островам живут тунгусы гиляки эзол, а у них медведи кормленные и тех де гиляков до их приходу долэжолд человек с пять э. жлд на усть Уды реки придлор в стругах доли люди долир. А живут те бородатые люди той же к правой стороне лето по Амуре реке длордлори и хлеб у них и лошади и скот и свинины и куры есть и вино купят и приедут и кроме и тех тунгусов живут тунгусы свой род длпр сидичие, долпр до усть Муры (Амура). А те де длор люди богатые, соболей и того зверя «оленей у них много, а торгуют с теми бородатыми длор на хлеб, на крупу, серебро де у тех же де бородатых людей доур есть.

Когда казаки спрашивали эвенков о расстоянии до неизвестной еще ими реки Амур одпр «сказывали те же тунгусы, что он них допидло до тех бородатых людей недалече. Отряд Москвитина пытался было проехать длот к устью Амура, по лдопр Юрьев и Семейка толмач и ждлоь люди не лор, реки назад лджорт для того, что лоит и длоит не стало – тунгусы лдоир». Исторические значения экспедиции И. Ю. Москвитин (1639-1642гг. ) исключительно велико. Со своим лопр по походу он первым из русских вышел к берегам Тихого океана и тем самым, по словам М. И. Белова, завершил движение русских.

В начале 1643г. воевода П. П. Головин допрашивал в Якутске эвенкийского князца долир рода. длор

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)