Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Роль портрета в рассказе Романа Солнцева

Роман Харисович Солнцев (1939 – 2007) окончил физический факультет Казанского университета, работал в геологических партиях в Сибири, физиком в Красноярске. Литературную деятельность начал в 1962. Один из основателей и главный редактор красноярского «толстого» литературного журнала "День и ночь". Поэт, прозаик, драматург. На счету Романа Солнцева более 30 книг разных жанров. Среди поэтических сборников наиболее известны "Вечные леса", "Скажи сегодня", "Волшебные годы". Из повестей – "День защиты хорошего человека", "Дважды по одному следу", "Иностранцы". «Самый молодой "шестидесятник"», – по определению критика Льва Аннинского.

Обратимся к рассказу "Братья-пасечники", напечатанному в журнале "Новый мир" за 2007 год (№6), и проанализируем роль портрета в данном произведении.

В рассказе Романа Солнцева "Братья-пасечники" портрет главных героев (пасечников) дается от лица рассказчика. Наблюдается некоторая необычность портрета – оба брата описываются вместе («Они, конечно, были похожи и лицами, и статью»). Таким образом, автор передает единство братьев, невозможность для них существовать друг без друга. В описании внешности героев акцент сделан на рыжем цвете век, ушей, волос на затылках. Традиционный метафорический эпитет «рыже-золотистое (волосьё)» подчеркивает необычность рук героев. Также обращают на себя внимание «синие глаза», создается впечатление, что герои – люди добрые, далекие от зла, открытые, спокойные. Необычность портрета вызывает у читателя ассоциации с природой. Можно представить себе золотистое поле ржи с синими цветами. Деталь портрета («синие глаза») приобретает дополнительное значение и переходит в мотив «синих глаз». Автор подчеркивает необычность глаз героев, их яркость. Необычность и тайна глаз подчеркнута с помощью цветового эпитета «васильковые глаза». И цвет глаз, и цвет волос выделяют братьев среди окружающих, сразу противопоставляют их всем остальным. Достаточно вспомнить слова матери рассказчика, «что не могут быть у татар очень уж синие глаза». Но реакция ее мужа показывает, что эту чуждость не стоит преувеличивать: главные герои принадлежат обществу, хотя общество и может бросить их на произвол судьбы («А я не спас!»). Физическая непохожесть сигнализирует о непохожести внутренней. Так Солнцев с помощью описания характерных деталей внешности еще в начале рассказа указывает на отдельность братьев, физическую и духовную, и на их (пока только потенциальную) обреченность.

Далее портрет дается дифференцированно, в связи с развитием сюжета. Отмечается то, что «у Тимура над ремнем нависало брюшко, была прострелена левая рука». А у Васила на животе «вся кожа исполосована розовыми рубцами». Такие детали портрета (простреленная рука и рубцы) не только сообщают читателю о участии героев в Великой Отечественной войне, но и дают представление об отношении к ним рассказчика. Он сочувствует им и воссоздает их выделяющиеся черты с любовной внимательностью. Конечно, это сочувствие носит ретроспективный характер. Но оно (или, по крайней мере, подобные его проявления) были бы невозможны, если бы рассказчик не относился к братьям сходным образом и ранее. Сочувствие рассказчика не может не передаваться читателю, что входит в замысел автора.

В портрете Васила обозначены такие детали, как «крепкие и желтые зубы», привычка смыкать губы, а также привычка долго жевать. С помощью повтора слов «жевал и жевал, жевал и жевал» автор описывает последствия операций, сделанных из-за войны. Медленность пережевывания пищи как бы говорит об основательности, надежности героя. Называется также привычка жмуриться, свидетельствующая о его постоянно напряженном состоянии и небольшой привычке к рисовке перед собеседником. Васил жмурит глаза когда жует хлеб, когда разговаривает с братом и с рассказчиком. В его портрете Солнцев подчеркивает человеческую простоту и близость к природе. И «драная майка», и «холщовые штаны», и отсутствие обуви на ногах говорят о близости героя к земле и обусловленной этим внутренней свободе. Он открыт миру. А военный истертый ремень со звездою на пряжке напоминает о тяжелом прошлом и непростом настоящем. Особенности речи Васила связаны с привычкой отстаивать свое мнение, с самоуважением, с чувством собственного достоинства.

Также следует обратить внимание на портрет нового секретаря райкома, который и погубил главных героев. Он также дается от лица рассказчика. Солнцев стремится вызвать антипатию у читателя. Служат этой цели подчеркнутая привычка добавлять часто в речь "етит-твою", разговаривать быстро, вертя головой. Подобная манера разговора призвана передать неуверенность героя в собственных силах, желание продемонстрировать свою значительность и незаменимость. Обсценное междометие, столь любимое персонажем, помогает читателю вскрыть его внутреннюю сущность: « вставочное употребление, по крайней мере в принципе, выражает определенный (условно говоря, "матерный") "взгляд на жизнь" и/или является сигналом соответствующего отношения к предмету сообщения». Вся заинтересованность партийца оказывается лишь фикцией – результаты своей кипучей деятельности ему безразличны (но не безразличен он сам). Рассказчик в описании внешности секретаря райкома использует сравнение с отчетливо негативными коннотациями: «смугл, словно плохо выбрит». С помощью тропа Солнцев вновь намекает на бесплодность усилий этого героя. Переданы негативные черты его характера: нервозность, недоброжелательность, эгоистичность. Авторская ирония ощущается и при описании галстука в горошек, и в сравнении («как у Ленина на картинках», «словно дятел»), и в повторе слов «вертя головой». Читатель представляет человека, подражающего вышестоящим и унижающего нижестоящих. В бормотании секретаря райкома ощущается нежелание соглашаться с пасечником, вызванное сполна ощущаемым превосходством над ним. Гнев начальника передан через действие: он срывает с горла галстук. Высокомерно подставленный Курбановым под мед палец ещё раз говорит о себялюбивом характере героя, его властолюбии, а также об уверенности в собственном могуществе. Это напоминает поднятый окровавленный палец чеховского героя Хрюкина: и тот, и другой чувствуют свою победу. Однако у Хрюкина это выглядит более нелепо, чем у секретаря райкома Курбанова. Недовольство секретаря райкома передано и через описание его речи: он «бурчит». Автор использует это слово, чтобы передать раздраженность не замечающего других людей героя.

Обращают на себя внимание и мимолетные портреты работников райкома и райисполкома: у них та же привычка тараторить, вертеть головой и добавлять в речь грубое выражение «етит-твою». Таким образом передано лицемерие героев и их привычка подражать вышестоящему во всем. Это же лизоблюдство показывает читателю автор, описывая их ухмылки.

Надменность, властолюбие проявляются у одного из помощников Курбанова в том, что он «играет бровями». Такая деталь портрета позволяет передать неприязнь Саватеева к Тимуру. Отчетливо заметно также стремление заставить окружающих следить за изменениями своей мимики и проявляющееся в этом самомнение. Цитирование Гоголя (вызывающее едкое замечание рассказчика: «Видимо, партийный чиновник и Гоголя читал») позволяет автору подчеркнуть страсть персонажа к мимикрии. Он «угождая начальству, говорил с акцентом», выдавая себя за татарина. Сходным образом он стремится продемонстрировать свою образованность, но демонстрирует только полное неумение чувствовать ситуацию. Хрип Саватеева (в ответ на матерную реплику Васила) отражает гнев и ненависть, возмущение и негодование, которые переданы через повтор вопросительного местоимения «что» и через употребление вопросительных предложений (одно из них по эмоциональной окраске восклицательное): « – Что?! – захрипел Саватеев. – Что он мне сказал?» Длинная синтагма следует после короткой, благодаря чему может быть выражено нарастание ярости произносящего их.

Взаимное недовольство героев передано с помощью диалога. Он большой, незамысловатый, эмоциональный. Реплики передают неприязнь между героями. Пронизывающая диалог эпифора «етит-твою» ярче подчеркивает сходство начальника и подчиненных. Также с ее помощью передано раздражение героя на братьев-близнецов и неприязнь к ним. В тексте просматривается отношение автора к секретарю райкома и его подчиненным. В портретах Тимура и Васила автор обращает внимание на речь. Акцент героев передается с помощью произносимых ими слов: «нащалник», «брунетки». Достигаемый таким образом комический эффект вызывает в читателе дополнительное сочувствие к ним.

Портреты главных героев носят динамический характер: они меняются по ходу действия. Рассказчик вспоминает злой смех Тимура, нехарактерный для этого человека. С помощью злого смеха автор показывает раздражение героя и его презрение к секретарю райкома. Затем прослеживается изменение настроения Тимура: от громкого смеха («заржал») он переходит к смиренному бормотанию; раздражение сменяется чувством горечи. Оно передано через реплику («я пошутил») и через изменение лица («нахмурился»). С помощью изменений мимики продемонстрирован гнев Тимура: «Тимур хотел что-то еще пылко бросить только лицом стал красен». Лицемерие, несвойственное Тимуру, проявляется через широкую улыбку, речь. Он вынужден лгать, чтобы оправдать брата и смягчить гнев начальства. Забота о Василе и любовь к нему также выражены через речь Тимура. Обращение «родной» особенно передает чувства одного брата к другому.

Злость Васила передана через позу («сел на землю»), действие («зло сплюнул») и длинную, негромкую речь. Описание меняющейся внешности Васила отражает изменение его настроения: от тягостного, напряженного до меланхолического.

Замечается и недовольство природы, вызванное переездом братьев на новое место из-за прихоти начальства. Пчелы гневно гудят, волнуются. Любовь к пчелам показана через описание их и природы в целом. Необычайная красота пчел подчеркнута с помощью деепричастия «сверкая» и сравнения «как искры пожара»; также большую роль играет эпитет «восходящее (солнце)». Представляются пчелы, освещенные солнцем: яркие, светло-желтые, необычные. Необычность и таинственность пчел подчеркнута и с помощью метафорического эпитета и метафоры: « пчелы золотистыми спиралями взвились в небо и принялись кружить» И рассказчик, и братья-пасечники видят красоту этих пчел, единую с красотой окружающего мира (этот эффект достигается Солнцевым благодаря тропам). Однако эта красота не радует Васила: у него угрюмое лицо (его брат тоже переживает этот вынужденный переезд, но автор в данном случае говорит только о лице Васила). Настроение Васила передано также через его позу: когда он сидит на борту телеги, очевидно, думает, переживает, когда же ложится на ветхое одеяло, его настроение становится полностью меланхолическим, а лицо плаксиво искажается. Поза и действия героя передают и его физическую боль, вызванную ранением, полученным в годы Великой Отечественной войны: «Васил рывком сел в палатке. Он часто и тяжело дышал». И физическую, и душевную боль передает черная фигурка пасечника, раскинувшаяся на траве, его закрытые глаза.

В тексте использована ненормативная лексика, с помощью которой автор передает злость, ярость Васила, острую неприязнь его к Саватееву. Сквернословие, исходящее из уст героя, не характерно для него. Он стремится не столько уязвить оппонента, сколько облегчить душу. Поза «задом к ним» передает пренебрежение Васила к гостям из райцентра, его смелость.

Любовь и забота Васила по отношению к Тимуру, показаны через его бормотание, обращение «дорогой».

В тексте возникает образ «деревянной ложки», который связан как с описанием меда, так и с описанием физической боли человека. Автор подробно описывает мед на этой ложке. Метафорические эпитеты («золотистый», «мерцающий») и метафора («комок») передают цвет и форму меда, создают впечатление, что мед хороший, вкусный, и что в этот мед вложен труд пасечников. Портрет тесно связан с пейзажем. Пейзаж помогает представить отдельные черты внутреннего мира рассказчика: наблюдательность, доброту, открытость. Только человек чистой души может увидеть окружающий мир, так тепло говорить о речке с камышами, лугах, разнотравье, замечать, как растет пшеница, рапс, подсолнухи; ощущать сладость воздуха. Данный пейзаж также помогает представить братьев-пасечников. Выбранное ими место для пасеки подсказывает, что это люди не только близкие к природе, но и мыслящие, деловитые. В описании приступа Тимура деталь (деревянная ложка) помогает понять, насколько сильной была физическая боль героя: Тимур перегрызает ручку деревянной ложки, «как дудочку вермишели». Физическая боль Тимура, вызванная приступом, передана также через голос, позу, движение: он «хрипел», «выгибался», «стонал», «дергал ногами».

В портрете Тимура (эпизод, связанный с судом) обращает на себя внимание такая деталь, как сумка, в которой что-то «жужжало». Сумка связана с чем-то неизвестным и непонятным. Данная деталь обретает дополнительный смысл и превращается в мотив, передающий тревогу и ожидание неизвестного. Сумка воспринимается читателем не только как орудие мести, но и как символ мести. Сравнение «как шаровая фиолетовая молния», метафора «выкатился», «грозно гудя», «поднявшись», «поплыл» описывают, каков был рой пчел, и, тем самым, вызывают ощущение страха у читателя.

Наблюдается связь между портретами пасечников и названием рассказа. Заданное уже в рассказе единство братьев, единство в родстве, оказывается и единством судьбы. Немалую роль в этом играет портрет.

В рассказе "Братья-пасечники" автор использует динамический портрет. Прослеживается изменение портретов главных и второстепенных героев. Динамика портрета показывает как отдельные черты внутреннего мира героев, так и их настроение. Портрет в тексте дан от лица рассказчика, что позволяет судить об отношении рассказчика (и достаточно близкого к нему автора) к героям. Через изменения в портрете Солнцев показывает медленное и неотвратимое исполнение судеб главных героев.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)