Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Роль практических методов обучения и воспитания в формировании разносторонне развитой личности

«Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать»

М. М. Пришвин

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы подчеркивается, что «важнейшая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать навыки и умения, применять их на практике, формировать материалистическое мировоззрение». Одним их путей реализации этих задач является включение в учебный процесс наблюдений, опытов и практических работ с предметами природы в самой природе, на уроке в классе, на учебно – опытном участке начиная уже в начальной школе. Предмет должен сформировать у учащихся потребность в чтении соответствующих книг, рассказывающих о многообразии форм существования живой и неживой природы и в то же время об их тесной взаимосвязи.

Могут ли младшие школьники успешно и результативно заниматься исследовательской деятельностью? Строить гипотезы, планировать исследование, экспериментировать и обрабатывать информацию, делать выводы? Если целенаправленно заниматься с детьми, проявляющими интерес к творчеству в науке, то могут. Организация исследовательской работы детей младшего школьного возраста способствует выработке определенного типа мышления, субъективного восприятия и осмысления нетрадиционного для массовой школы материала, обеспечивает свободу в творческом самовыражении. В основе формирования исследовательской работы учащихся лежит познавательный интерес. Под его влиянием дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются установить более глубокие связи и отношения между различными явлениями. Именно интерес направляет интеллектуальную активность ребенка в целом, его внимание и мысли.

Существуют следующие ступени развития познавательного интереса: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес, исследовательская деятельность.

Показателями развития познавательного интереса можно считать появление вопросов, стремление наблюдать длительно рассматривать объект, выявить свойства и особенности интересующие ребенка предметов и явлений, проявляющиеся в беседах, в обсуждении увиденного со сверстниками и взрослыми.

Как подчеркивал Л. С. Выготский, интересы ребенка возникают из контакта с окружающим миром. Особенно влияние на их развитие оказывает воздействие окружающих людей, отношение семьи к занятиям и увлечениям ее членов, предоставление ребенку свободы для игры, фантазии, перехода от реального мира к воображаемому. Интересы необходимо формировать. Решающая роль здесь принадлежит учителям и родителям. Личностно – ориентированная парадигма образования позволяет учителю создать на уроке атмосферу заинтересованности, максимально раскрывает личностные качества каждого ребенка, призывает создавать ситуацию творчества и успеха, побуждает ук исследовательской деятельности. Уже в процессе урока учитель видит детей, склонных к исследовательской деятельности. Такие дети любознательны, с удовольствием выполняют дополнительные творческие задания. С ними продолжаю работать во внеурочное время.

Занимаясь опытной и исследовательской работой со своими учащимися, помогаю им разобраться в сложных законах природы, сформировать интерес к глубокому освоению наук в области естествознания и биологии. При проведении исследований учащиеся учатся мыслить, делать выводы, подходить к работе творчески. В этом случае важна роль учителя. Младшие школьники из – за небольшого жизненного опыта, не в состоянии полностью организовать свою деятельность и оценить полученные результаты. Правильно организованные наблюдения учат не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. Именно на основе рождаются самостоятельные суждения, умения обобщать, замечать изменения, что приводит к постепенному накапливанию и углублению знаний.

Цель: влияние практических методов в формировании разносторонне развитой личности через совокупность развития сознания, эмоционально – чувствительной и деятельностной сфер личности, опираясь на индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию

Данная цель предполагает ряд задач:

- развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения, мышления, речи, творческих способностей;

- развитие познавательных процессов;

- развитие трудовых навыков;

- воспитание к потребности практической трудовой деятельности;

- развитие нравственных качеств, укрепление здоровья;

- воспитание чувств патриотизма и экологической культуры.

Роль практических методов обучения и воспитания в формировании разносторонне развитой личности

Наблюдения на экскурсиях по предмету и во внеклассной работе

Знания об окружающем мире человек накапливает многие столетия. Через опыт поколений дошли до нас многие конкретные знания о природе и закономерностях наблюдаемых природных явлений. В последние годы знакомство школьников с ними, а также с новыми воззрениями на окружающею среду и любопытными явлениями природы, благодаря радио и особенно телевидению, шло в высшей степени интенсивно. Поэтому сегодня дети в своем большинстве оказываются более значительно подготовленными к восприятию предусмотренного школьными программами материала, чем это было раньше.

И формирование у них самых общих представлений о природе, их умений и навыков, по всей видимости, возможно лишь с привлечением широких обобщающих материалов по программным вопросам. Детей необходимо научить учиться, приобщая их не только к чтению дополнительной литературы по теме урока, но и расширяя их кругозор за счет введения более широкого природоведческого материала, научных гипотез, любопытных фактов путем практических работ, наблюдений, экскурсий. Это дает возможность подойти к процессу обучения дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

Рассмотрим практические методы более подробно. К ним относятся наблюдение, проведение лабораторных опытов ( экспериментов), работы по определению и описанию объектов, работы с природоведческими приборами, практическими работами в уголке живой природы и на учебно – опытном участке. Одним из видов практических методов является наблюдение.

В истории развития методики естествознания наблюдениям уделяли большое внимание К. Д. Ушинский, В. Б. Вахтеров, Л. С. Севрук, А. Я. Герд.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе которого выделяются общие и отличительные признаки, устанавливают закономерности и на основе этого делают определения, выводы и обобщения. Наблюдение как один из основополагающих методов обучения по окружающему миру известен очень давно, но в современной методике преподавания не утратил своей актуальности, а наоборот, приобрел все новые черты и явления для естественных дисциплин обязательными.

Еще Н. К. Крупская писала о необходимости учить детей наблюдать и прививать им культуру наблюдения. В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности ( умения видеть, подмечать, объяснить явления природы). Наблюдение есть научный метод, с помощью которого учащиеся готовятся к проведению наиболее сложных научных исследований – постановке и проведению опытов. Приемам наблюдения необходимо учить всех учащихся. Младшие школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения. Наблюдение связано со всеми методами обучения: словесные, демонстрационные, исследовательского характера. По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные (длительные и кратковременные) и фронтальные. Сложные и ответственные задачи по подготовке учащихся к проведению наблюдений стоят перед учителем. Если ребенка научили и приучили наблюдать, то у него не пропадет интерес к предмету – это позволит не только правильно понимать природу, но и любить ее, бережно относиться к ней. Такие простые приемы наблюдений, как рассмотрение и распознавание формы, цвета, размера или других признаков предметов и объектов, дают возможность уже у первоклассникам целенаправленно воспринимать изучаемое, находить в объектах общие и отличительные признаки. На первых прогулках в природу детей захватывает многозначительное количество впечатлений, разнообразных объектов, их красота и неизвестность. Роль учителя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить эти первые наиболее яркие впечатления и на основе их научить видеть красоту и разнообразие природы.

В 1 классе мы наблюдаем за сезонными изменениями в неживой природе. Опадают листья с деревьев, улетают птицы, исчезают насекомые, дни становятся короче, а ночи длиннее, моросящие дожди, заморозки и т. д. – это осенью. Сравниваем заморозки осенние и весенние. Наблюдаем за температурным режимом, облачностью, осадками, состояние водоемов, жизнью растений и зверей, поведением домашних животных , трудом людей в разное время года. Зимой наблюдаем за tо воздуха и снега. tо снега холоднее, чем tо воздуха на 2- 3 градуса. С 1 класса завели общий классный дневник наблюдения, где дежурные ежедневно отмечали состояние погоды. Открыли «птичью столовую». Чем же кормить птиц, что они любят? Из наблюдений, рассказов взрослых, книг узнали, чем любит полакомиться та или иная птица. Синица любит несоленое сало, семечки, зерно, крошки хлеба, крупу. Воробьи неприхотливые. В ходе наблюдений первоклассники знакомятся с отличительными признаками местных деревьев, кустарников, трав.

Со 2 класса стали собирать семена растений, ягоды. Это лакомство для снегирей, свиристелей. Повадились на кормушку сойка и сорока. Даже ворона прилетала. Частыми гостями были овсянка и голуби. Зимой развешивали «подарки» в лесу для зверей. Зайцам капустные листья, морковку, свеклу, картошку. Пучки сена, веники - для лосей. Ягоды, кусочки сала - для птиц. Наблюдали за любимым деревом в разное время года. Вели записи и зарисовки в дневнике наблюдений. Изучали народные приметы, сравнивали с погодой на дворе.

Во 2 классе эти наблюдения были возобновлены и усложнены. Так, наблюдая за атмосферными явлениями вводим понятия: дождь – ливень – гроза, метель – снегопад, и т. д. В каких частях водоема раньше образуется лед, раньше ломается. Наблюдение за снегом: время установления постоянного, снежного покрова, измерение глубины снежного покрова на открытом месте, между деревьями, постройками. Где? Почему? Особенности снега в морозную погоду и в оттепель. Время и место появления проталин (вокруг деревьев, около камней, вблизи домов с солнечной стороны), с последующим объяснением этого явления; появление сосулек (время, место); капель, интенсивность в течение суток и в связи с температурой воздуха. Наблюдение за растениями в разное время года: лиственные и хвойные деревья и кустарники, а также травы. Состояние растений под снегом и состояние почек на деревьях и кустарниках зимой. Время цветения и созревания плодов у разных растений. Приход золотой осени, начало и конец листопада.

В течение года ведутся наблюдения за комнатными растениями. Их состояние в разное время года, время образования новых листьев и цветение, уход за ними. Наблюдение за живой природой. Продолжаем подкармливать птиц и зверей. Помогаем в уборке урожая. Ухаживаем за растениями в летний период на огородах и садах в личном хозяйстве.

В 3 – 4 классах ведутся наблюдения по пяти основным направлениям: ежедневное наблюдение за погодой с фиксированием в дневниках наблюдения; сезонные изменения в растительном и животном мире; сезонный труд людей и его изменения по временам года; охрана природы; охрана и укрепление здоровья.

Наблюдения в значительной мере расширяются. Накопленный опыт наблюдений и более осмысленный подход к явлениям природы позволит детям в некоторых случаях предсказать погоду. Проделав анализ записей погоды, дети могут установить, что оттепели бывают преимущественно при западных и южных ветрах, морозы – при северных и восточных, и, исходя из этого, делать прогнозы. Дети также знают, что зимой при ясном небе можно ожидать сильных морозов. В пасмурную же погоду, как правило, сильных морозов не бывает.

Из выше сказанного, видно, что наблюдения от класса к классу повторяются. Это обусловлено возрастными особенностями детей, а также спецификой самих природных явлений. В самом деле, наблюдения не только важнейший источник знаний о природе, они еще призваны, как указывалось выше, развивать в детях важное умение – смотреть и видеть. И то и другое достигается в процессе кропотливой работы учителя и учащихся путем многократных повторений, упражнений. А так как природные явления носят циклический характер, то и проверить наблюдения можно через определенный период, чаще всего через год.

Для лучшего понимания окружающего мира, связей, существующих между объектами и явлениями природы, использую элементы краеведения. В свое время к изучению природоведения через краеведение склонялся К. Д. Ушинский. Он говорил: «Логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей». Применяю различные методы: изучение специальной литературы по предметам исследования, периодической литературы, наблюдения, зарисовки, фотографирование объектов природы, беседа с местными старожилами, охотниками, работниками музея школьного и районного, Ижевского государственного национального краеведческого, дома природы и т. д. Использование материалов местной периодической печати позволяет доступно рассказать о последствиях изменений человеком природных элементов, нарушений их связей (рубка леса влечет за собой изменение погодных условий, обмеление и исчезновение рек, растительного и животного мира, разрушение почв и т. д. ). При обработке материала и подведении итогов организуем выставки рисунков, поделок из природного материала, создаем альбомы по наблюдениям, сочиняем стихи, рассказы, используем краеведческий материал на уроках окружающего мира в различных формах – практических работах, экскурсиях. Краеведческий принцип в преподавании окружающего мира создает условия для трудового, эстетического и патриотического воспитания, формирует у детей экологические знания.

Таким образом, развитие наблюдательности – одна из приоритетных целей, которую должен реализовать при организации изучения окружающего мира. Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления. Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить, с одной стороны, в специфическую теоретическую деятельность – наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений, с другой – восприятие может переходить и в процесс создания художественного образа и эстетического созерцания мира. Наблюдения дают богатый материал для различных творческий работ на уроках развития речи и т. д. Интерес к наблюдениям поддерживается и тогда, когда учитель не останавливается на фиксации в памяти ребенка того, что увидели или услышали. Полезно там, где это можно, помочь ребенку объяснить наблюдаемое, вскрыть его причину, установить связь наблюдаемых явлений.

Итак, в процессе наблюдений формируются конкретные образы предметов и явлений. Но знания никогда не остаются на уровне образов. Человек стремится осмыслить, сделать какие – то определенные выводы.

Коллективная и индивидуальная опытническая работа

Все виды наблюдений тесно связаны с различными практическими работами и опытами. Опыт – это способ изучения объектов или процессов природы в специально созданных условиях и выяснения их многообразного комплекса внешних воздействий на объект или процесс лишь одного, заранее определенного фактора. И. Б. Павлов писал, что «наблюдение – метод вполне достаточный для изучения только более простых явлений. Чем сложнее явление – а что сложнее жизни? - тем неизбежнее опыт Опыт – как бы берет явление в свои руки и пускает в ход то одно, то другое и таким же образом в искусственных, упрощенных комбинациях определяет истинную связь между явлениями. Иначе сказать наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт не берет у природы то, что он хочет. И сила биологического опыта поистине колоссальна». Опыты по природоведению проводятся под руководством учителя. Учитель подбирает необходимое оборудование, объекты для опыта, заранее определяет форму работы: по группам или индивидуально.

Так в 3 классе в апреле 2006 года был заложен индивидуальный опыт ученицами Вахрушевой Дарьей «Развитие растений при одновременном посеве сухих, замоченных семян и рассады свеклы «Бордо».

Цель: наблюдать за развитием растений при одновременном посеве сухих, замоченных и рассады свеклы.

Опыт Ардашевой Анной называется «Развитие растений при одновременном посеве замоченных семян лука – репки сорта «Штуттгратер» и рассады данного вида».

Цель: наблюдать за развитием растения при одновременном посеве замоченных семян лука – репки сорта «Штуттгартер» и рассады данного вида. Описание работы дано в приложении.

В процессе опытнической работы достигается интенсивное развитие логического мышления, наблюдательности, воображения, памяти, других психических процессов, что очень важно для этого возраста. На основе доказанных практикой знаний у детей формируются убеждения в существовании тех или иных закономерностей в природе. Следовательно, происходит формирование элементов материалистического мировоззрения. Здесь развиваются трудовые навыки, формируются процессы моральных качеств, черт характера, навыков, привычек поведения, дисциплинированность, ответственность за порученное дело.

Опыты можно проводить как в течение урока, так и во внеурочное время (длительный опыт). Длительные опыты проводятся в течение недели (3 класс – апрель. Наблюдение за ростом и развитием и ростом лука – репки. Нам было интересно узнать, что появится быстрее корень или перо? Как быстро растет корень и развивается перо? ) или учебной четверти, а некоторые из них продолжаются и в летнее время. Перед закладкой опыта была проведена ознакомительная работа с учащимися с правилами работы, с приборами, объектами и техникой безопасности. Все изменения записывались в дневник наблюдения, после проведения опыта были сделаны определенные выводы.

Каждый учебный опыт позволяет устанавливать причинно – следственные связи между объектами и явлениями. Применение опытов способствуют формированию учащихся научных знаний (представлений и понятий) и необходимых обще - учебных практических умений.

Практические работы по природоведению разнообразны. Общим для всех практических работ является непосредственное участие школьников в выполнении определенной работы (моторная деятельность) с одновременным ее осмыслением. На основе этого формируются знания и вырабатываются практические умения.

В 3 классе был заложен групповой опыт «Снег и лед». Дети выявляют наиболее характерные физические свойства снега и льда. Учащиеся выполняют опыт под руководством учителя: 1) определяют цвет снега; 2) определяют прозрачность и хрупкость льда, рассыпчатость снега; 3) наблюдают за таянием снега и льда при изменении t0. Результаты записывают в таблицу и подводят определенные выводы.

Таким образом, опытничество учащихся в значительной мере способствует превращению знаний в убеждение. Проводя опыт, школьники учатся последовательно рассматривать различные стороны незнакомых или новых явлений (аналитическая деятельность) и делать соответствующие обобщения (синтетическая деятельность). Все это приучит их к самостоятельному поиску правильных решений, к постановке конкретных целенаправленных вопросов. Опыт работ свидетельствует о том, что учащиеся на уроках и в быту, а также и на производстве лучше ориентируются в обстановке, легче находят выход при встрече с непредвиденными трудностями. Экспериментальная работа – это не только творчество, но и физический труд, причем довольно кропотливый. Здесь от учителя требуются и пунктуальность, и терпение, и настойчивость, и многое другое. «Ценность опыта заключается в том, что их проведение способствует более глубокому пониманию явлений, происходящих в природе, выявлению причинных связей этих явлений. Опыты дают возможность познакомить учащихся в доступной форме с законами природы». М. Н. Скаткин. Учащиеся еще раз убеждаются в том, что все в природе имеет свои причины и следствия.

Окружающий мир как учебный предмет имеет большие возможности для образования и воспитания школьников. Учащиеся получают элементарные сведения о неживой и живой природе, знакомятся с некоторыми производствами и трудом людей. В его содержание входит непосредственное изучение детьми объектов природы путем проведения наблюдений, простановки опытов с растениями, ознакомления школьников с трудовой деятельностью человека, а также практическое участие школьников в труде. Природоведческие знания учащиеся получают из самых разнообразных источников: природа, учебники, научно – популярная литература, сообщения учителя, родителей, периодическая печать, радио, телевидение, кино, наблюдения, опыты. Еще К. Д. Ушинский, в свое время, писал, что изучение природы начинается с непосредственного контакта с ней, что прежде всего, нужно изучать природу своей местности. Местный материал более доступный для младших школьников: он удобен для непосредственного наблюдения, с ним дети часто встречаются в повседневной жизни, быту, он им более понятен и легче усваивается. Поэтому в данной работе подробно описаны практические методы, которые влияют на формирование разносторонне – развитой личности. Практические методы способствуют развитию творчества, воображения, фантазии. Склонность к творчеству присуща ребенку. По утверждению психолога

Л. С. Выготского, творчество – теория детского развития. Особенностью ребенка младшего школьного возраста являются чистота и непосредственность восприятия. Необычная и богатая фантазия, воображение, потребность выдумывать и сочинять. Сочинения детей благотворно влияют на развитие творческих возможностей, сближает их с природой, учат любить и беречь ее, развивают наблюдательность, воспитывают добрые чувства. Кроме этого решаются многие другие проблемы: развивается эстетический вкус, формируются патриотический чувства, воспитывается доброе отношение к окружающему миру.

Таким образом, работа, проводимая мною на протяжении многих лет, не прошла даром. Дети потянулись к творчеству. Так, Даша Вахрушева стала дипломантом районного конкурса «Утренняя звезда» в разговорном жанре. Дети пишут стихи, рассказы, письма, обращаясь к природе, близкой и родной им теме. Работы Вахрушевой Дарьи и Ардашевой Анны экспонировались на выставке «Урожай – 2006» в г Ижевске в республиканском «Экоцентре». Учитель – руководитель удостоен диплома. С данными работами девочки выступили на одном из педсоветов школы. Учителя рекомендовали выступить с работами на ежегодной школьной конференции рефератов, исследовательских и творческих работ среди школьников среднего и старшего звена.

Исследовательская деятельность дает тоже свои плоды, пусть не значительные. Учащиеся стали более наблюдательными, восприимчивыми, умеют видеть изменения и стараются объяснить их закономерность. Могут работать с дополнительной литературой. Могут планировать, выражать свои мысли. Во время выступлений учатся коммуникативным навыкам. В процессе творческих поисков и выполнении научных работ формируются аналитическое и критическое мышление. Развиваются целеустремленность, систематизация знаний. Учащиеся самоутверждаются, через достижение поставленных целей и полученных полезных результатов.

Итак, роль практических методов обучения и воспитания оказывает огромное влияние на развитие положительных личностных качеств ребенка, его разностороннего развития, личностно – ориентированной обученности. В данной работе упор делается на индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию.

Опыт Ардашевой Анны предоставляю Вашему вниманию.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)