Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Роль семьи в воспитании будущего мужчины

Мужественность – это фундамент характера будущего мужчины. Мужественность формируется в процессе преодоления трудностей, в борьбе, в героических поступках. При формировании мужественности следует обратить внимание на качества, которые должны связываться с этим понятием: ответственность за свои поступки, способность к самоконтролю, собранность, умение терпеть и преодолевать трудности. Эталоны мужественности развиваются с самых первых дней жизни ребенка.

Анкетирование старших классов по проблеме воспитания мужественности.

Ученикам старших классов было предложено ответить на следующие вопросы, касающиеся воспитания мужественности.

1. На Ваш взгляд «мужественность» важное качество для настоящего мужчины? а) да, безусловно б) в некоторой степени в) нет, мужчина может обходиться и без неё г) затрудняюсь ответить

2. Как Вы считаете, существуют ли мужчины-рыцари в наше время? а) да, конечно б) существуют, но мало в) достаточно много г) нет, не встречались

3. Как Вы думаете, семья главное звено в воспитании настоящего мужчины? а) да, конечно б) да, но одним из главных в) не в значительной степени г) нет, не является

4. Кто из родителей в большей степени влияет на воспитание мужчины в сыне? а) мать б) отец в) оба родителя г) никто

5. Кто ещё принимает участие в воспитании мужественности в мальчике? а) школа, учреждения дополнительного образования б) друзья в) родственники (братья, сёстры, бабушки, дедушки, тёти, дяди) г) герои книг, фильмов, передач

По итогам анкетирования были составлены данные диаграммы.

Кто такой настоящий мужчина?

Настоящий мужчина — всегда борец. Он борется с трудными обстоятельствами, со своими недостатками и слабостями. Он борется с устаревшими, отжившими традициями, выступает против несправедливости.

Настоящий мужчина по отношению к женщине должен быть сильным, заботливым, добрым. Он уважает не только себя, но и ее. Она — это не только избранница, любимая, но любая девушка или женщина.

Представительницы слабого пола во все времена ценили в мужчине силу, дающую женщинам уверенность в своей защищенности. Но если в далекие времена превыше всего ценилась физическая мощь мужчины (и это было исторически оправдано), то в настоящее время эмоциональная развитость, нравственное совершенство, интеллектуальные способности в гармоничном сочетании с физической силой становятся эталоном современного мужчины. По представлениям девушек и женщин, только такой человек может стать в будущем надежным спутником на всю жизнь.

Мужественность — вот главное качество настоящего мужчины. Мужественность нужна мужчине не только на поле боя или в других исключительных условиях, обязательно требующих готовности к подвигу.

Мужественный человек обязательно добрый человек. Сила без добра – слепая, разрушающая стихия, приносящая несчастье окружающим. У настоящего мужчины не только сильные мышцы, но и сильный характер, непоколебимая сила воли, нравственное совершенство, сила накопленных знаний, сила самоуважения.

Сильный тот, кто умеет владеть собой, кто в любых обстоятельствах борется со злом и несправедливостью, кто способен дать отпор подлецу и врагу, кто всегда приходит на помощь слабому.

Сила и мужество, терпение и самообладание, решительность и бесстрашие, ответственность и другие важнейшие качества, характеризующие мужественность, должны быть присущи настоящему мужчине в обыденной жизни, в жизни семейной.

Что включает в себя понятие «мужественность»

Муж, мужчина, мужественность. Эти слова не случайно имеют один корень. Мужественность является собирательной, обобщающей характеристикой личности.

Понятие «мужественность» объединяет такие нравственно-психологические качества мужчины, как сила, отвага, стойкость, самообладание, решительность, бескорыстие, честность, справедливость.

Мужественный и сильный юноша способен не только завоевать любовь, но и защитить ее от пересудов, сплетен, пошлости, зависти и других нравственных пороков. Только с мужественным, сильным избранником женщина в семье чувствует себя защищенной.

Мужественность помогает человеку отстоять свою точку зрения, если она правильная, и вместе с тем признать свои ошибки и заблуждения, принять справедливую критику товарищей, способность перенести жизненные невзгоды, превозмочь себя и сделать необходимое вопреки своему «не хочу», а порой и «не могу», не поддаться порывам эмоций, всегда владеть собой.

Мужественность юноши определяет его важнейшие социально-исторические функции — быть защитником Отечества, заступником слабых и униженных. Защищая Родину, мужчина-боец защищает свой дом, свою семью. И чем сильнее он любит своих близких — жену, детей, тем решительнее встает на защиту Родины от врага, тем отважнее он в смертельном бою.

Основные функции защитника и покровителя слабых характерны для мужчин и в наше время. Именно они имеют наибольшее общественное признание.

Вернемся даже к недавним событиям. 27 ноября 2009 произошло крушение скоростного поезда «Невский Экспресс» № 166, следовавшего из Москвы в Санкт-Петербург, приведшее к гибели 28 и ранениям более 90 человек. Среди погибших — государственные чиновники высшего ранга, известные бизнесмены и две беременные женщины. Президент России Дмитрий Медведев своим Указом наградил орденом Мужества Александра Антонова — машиниста, который вечером 27 ноября управлял поездом, за самоотверженность и высокий профессионализм, проявленный в экстремальных условиях. Глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин вручил знак «Почётный железнодорожник» Голубевой Елене Михайловне, которая предоставила свой дом, расположенный неподалёку от места крушения, для временного размещения пострадавших и оказывала им первую помощь.

Проявление высоких образцов мужественности, рыцарского отношения к женщине всегда вызывает признательность окружающих.

Что такое «рыцарство»? Нужны ли рыцари в современном мире?

Понятия «рыцарь» и «рыцарство» утратили в настоящее время свой первоначальный смысл. Рыцарями в средневековье назывались светские, а затем и церковные феодалы-воины. Имея определенный надел земли, рыцари были свободны от непосредственного участия в производстве. Земли предоставляли им возможность приобрести боевого коня и доспехи (меч, щит, латы и другие рыцарские атрибуты). Для рыцарства была характерна особая мораль, специфический кодекс нравственных норм поведения.

В военных сражениях и в будничных делах в рыцаре, прежде всего, ценились смелость и отвага, чувство долга и верности, честь и благородство. Их воспитание осуществлялось по особой системе, которая обеспечивала хорошую физическую закалку и соблюдение норм рыцарской морали. Как правило, каждый рыцарь поклонялся избранной знатной женщине, иногда замужней и чаще всего занимающей более высокое, чем рыцарь, социальное положение.

С тех пор прошло много времени, и рыцарство как определенная социальная общность перестало существовать. Однако в нашем языке остались широко употребляемые понятия «рыцарство», «рыцарь», которые характеризуют людей благородных, самоотверженных, отважных, верных своему слову, преданных делу. Рыцарем мы называем мужчину сильного, храброго и обязательно уважающего женщину и преклоняющегося перед ней, способного всегда прийти к ней на помощь, защитить ее честь и достоинство. Вкладывая в слово «рыцарь» именно этот смысл, я считаю, что рыцари нужны в любую эпоху, для того чтобы бороться со злом, чтобы давать отпор подлости, чтобы защищать женщину от посягательства на ее честь и достоинство. Эти нравственные требования не могут изменить и поколебать любые социальные явления.

Особенности воспитания мужчины в семье.

Семейное воспитание мальчиков обладает своими специфическими чертами, которые непосредственно обусловлены физическими и психологическими особенностями представителей мужского пола. Правда, на практике эти особенности в силу разных причин и обстоятельств и в семье, и в школе часто не учитываются. Но такая практика, разумеется, отнюдь не служит интересам повышения эффективности усилий воспитателей по формированию личности будущих мужчин. Поэтому действительно и всерьез стоит заинтересоваться в правильном воспитании будущих мужчин, целесообразно знать и учитывать их половые особенности.

Представители мужского пола обладают большей физической силой по сравнению с женщинами, но уступают им в выносливости. Мальчики более подвижны, раскованны, менее терпеливы и дисциплинированны, им меньше свойственны прилежание и усердие.

Мальчиков обычно интересуют самые разнообразные вопросы и проблемы, порой далеко выходящие за рамки окружающей действительности (дальние страны, загадочные явления, необыкновенные происшествия и т. п. ). Они предпочитают точные науки, увлекаются техникой, физкультурой и спортом, любят подвижные игры, многие охотно занимаются физическим трудом, более склонны к преобразующей деятельности. Вместе с тем они довольно часто менее охотно занимаются самообслуживанием, нередко проявляют беспомощность в простых житейских делах, у них чаще случаются всякие травмы.

В силу половых особенностей мальчиков воспитывать их несколько сложнее. Успеваемость в школе у них ниже по сравнению с успеваемостью девочек, они менее самокритичны; в среднем школьном возрасте среди них в результате упущений в воспитании чаще появляются «трудные» подростки, которым свойственны вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания, сквернословие и др. ), а также правонарушения (хулиганство, воровство). Под влиянием дурного примера взрослых у некоторых мальчиков формируется ложное чувство превосходства перед девочками, что отрицательно сказывается на их взаимоотношениях, а также в дальнейшем и на супружеской жизни.

Отец и мать пример для сына.

Как любому ребенку, мальчику для его нормального развития необходимо широкое и содержательное общение, как с матерью, так и с отцом, доброе влияние обоих родителей. Хотя мать всегда ближе всем своим детям, для мальчика отец близок по половому признаку, и этим в большой мере определяется характер их взаимоотношений, восприимчивость мальчика к отцовскому влиянию.

Мать в глазах мальчика должна воплощать в себе все лучшее, что вообще характерно для женщины. Своей искренней и бескорыстной любовью она вызывает ответные чувства у сына, стимулирует его эмоциональное развитие. Отношение к матери дает возможность мальчику в определенной степени усвоить характер взаимоотношений с лицами женского пола вообще, приучает его проявлять заботу о людях, оказывать необходимую помощь окружающим.

Отец служит для сына, как правило, образцом представителя сильного пола. Прежде всего, на примере отца, мальчик усваивает, каким должен быть настоящий мужчина. Отцу необходимо воспитывать мужественность у сына, рыцарское отношение к женщине, передавать опыт мужского труда в домашнем хозяйстве, стремление брать на себя наиболее трудные домашние дела.

Воспитывая сына, и отцу, и матери важно помнить о задачах всестороннего развития его личности, с раннего детства приучать к правильным, добрым и уважительным отношениям с девочками. Учитывая физические и психологические особенности мальчиков, следует уделять внимание тому, чтобы сын, сохраняя свойственное ему стремление проявлять физическую активность, вместе с тем привыкал к порядку, аккуратности, организованности, овладевал навыками дисциплинированного поведения. В этом смысле большое положительное значение имеет участие ребенка в различных играх, домашних делах. Отвечая детским интересам, развивая физически и умственно, родители учат сына дисциплине, общению со сверстниками, а также способствуют проявлению активности, самостоятельности, инициативы, организаторских умений, полезных навыков.

Важно приучать мальчиков к самообслуживанию. Каждый будущий мужчина в соответствии со своими возрастными возможностями должен уметь и себя обслужить, и оказать посильную помощь тем, кто в ней нуждается. При этом, конечно, было бы неверным выделять для них только «мужские» дела и занятия: настоящий мужчина должен быть, как говорится, мастером на все руки. Успех в данном случае обеспечивается не столько словесными призывами и нотациями, сколько личным примером родителей, отца, включением сына в посильную повседневную трудовую жизнь семьи.

Как правило, с мальчиками-школьниками, подростками у родителей больше хлопот, нередко их приходится заставлять учиться. Дети не могут предвидеть последствий своих поступков, своего нежелания закончить школу, техникум, вуз. Отец и мать, опираясь на свой жизненный опыт, должны показать важность образования, его возрастающую роль в связи с научно-техническим прогрессом, содействовать выработке у сына ответственного отношения к учению, понимания необходимости непрерывного образования.

Проблема воспитания мужественности.

Формирование и развитие мужественности происходит в семье через образ мужского поведения. Между пятью и восьмью годами психологическая сила толкает мальчика к переходу. Приоритеты смещаются от матери к отцу. Этот выбор ребенок делает не осознанно.

В семье ребенок ориентируется на родителей, причем, как правило, мальчик – на отца, аргументируя свой выбор тем, что он тоже мужчина и должен быть похож на мужчин. Крепость союза с мужчинами, те рассказы, которые он слышит, та жизнь, которую он наблюдает, сливаются воедино, образуют в подсознании модель того, каким он должен стать.

Мальчикам чаще не хватает ролевой модели целостного и цельного отца, доступного, эмоционального и уверенного в себе, сильного и нежного, настойчивого и жизнеутверждающего.

Для развития интеллекта ребенка необходимо, по-видимому, чтобы в его окружении были оба типа мышления – и мужской, и женский. Недостаток общения будущего мужчины с отцом сказывается на формировании характера. Так, в одном из исследований мальчиков-подростков разделили на две группы в зависимости от того, кто любит, и кто не любит (возможно, боится) рассказывать отцу о своей жизни, о школьных и иных проблемах. У первых математические способности оказались выше, чем способности к языку, - это тип способностей, вообще говоря, наиболее характерный для мальчиков. У вторых, наоборот, языковые способности были выше математических, то есть они в интеллектуальном отношении развивались «по женскому типу».

Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, наиболее сильно сказывается на математических способностях мальчиков. По данным многочисленных авторов, способности к математике, особенно к геометрии, - качество, в наибольшей степени страдающее при дефиците мужского влияния. Таким детям как никому нужен мужчина-учитель, особенно преподаватель точных наук, в диалоге с которым мог бы формировать их аналитических интеллект.

Нет ничего страшнее, чем когда ребенок в отчаянии говорит себе «я плохой» или «я ничтожество». Отсутствие самоуважения, неспособность принять себя таковым, каков ты есть, ощущение своей неполноценности, серости, бездарности – источник страданий не только самого человека, но и окружающих. Это не смиренное сознание своей немощи, когда человек, видя своих недостатки, кается в них и старается исправиться, а психический недуг. Низкое самоуважение может привести к наркомании и алкоголизму, правонарушениям и нервным расстройствам.

Мальчик в семье.

Главное направление воспитательных усилий отца и матери — подготовка достойного гражданина, добросовестного труженика, хорошего семьянина, надежного защитника Родины.

Для нормальных взаимоотношений родителей с сыновьями, создания благоприятных условий, обеспечивающих эффективность влияния на них, в первую очередь необходима четкая установка старших на то, что они имеют дело с людьми, которые являются равноправными членами семейного коллектива. Это значит, что все или почти все вопросы жизни семьи касаются и мальчиков, что они могут и должны принимать участие в их обсуждении и реализации, что родителям следует прислушиваться к мнению сына и считаться с этим мнением. Такая позиция родителей, импонируя детям, помогает сохранять и развивать на новой основе доверительные отношения, способствующие дальнейшему воспитанию будущих мужчин.

Успех воспитательного воздействия отца и матери на сына возможен лишь при постоянном общении. Оно предполагает не только специальные беседы, но главным образом совместный труд и отдых, коллективное обсуждение насущных семейных проблем, обмен новостями, взаимопомощь и многое другое. Важно, чтобы отношения родителей к сыну строились на основе доверия, взаимопонимания, что обычно вызывает ответное доверие, ответное чувство.

Важен личный пример родителей, других старших членов семьи. Их поведение, поступки, высказывания, оценки людей и событий убедительнее всяких наставлений и нотаций воздействуют на молодежь, как бы автоматически выступают эталоном для подражания. Не жалейте времени на непринужденные беседы, обсуждайте злободневные вопросы — дети должны знать мысли, взгляды отца и матери. Ненавязчиво давайте советы. Это в сущности то же поучение, но оно не внушается, а предлагается на основе равноправия.

Следует назвать и такую форму воспитания, как просьба. Если родительские просьбы учитывают реальные возможности сына, сформулированы надлежащим образом и не слишком часты, то он, как правило, охотно откликается и выполняет их, старается оправдать возлагаемые на него надежды.

Что можно предложить семьям, где воспитываются будущие мужчины.

Если всерьез думать о будущем сына, то не следует контролировать каждый его шаг. Отцы обычно относятся спокойно к падениям своих малышей. Они не отваживают сыновей от опасного места, а помогают им преодолевать трудности. И подбадривают вместо того, чтобы остановить, одернуть. Это и есть мужской тип реагирования, которого не хватает в воспитании нынешних мальчишек.

Разумеется, в разном возрасте воспитание мужественности проходит по-разному. В совсем еще маленьком, двухлетнем ребенке можно и нужно поощрять выносливость. Если он плачет, испытывая боль (упал, ушибся) - можно поддержать и успокоить его; если сумеет удержаться от слез - обязательно нужно отметить и похвалить. Сами слова «мальчик» или «парень» следует сопровождать прилагательными «выносливый», «смелый», поскольку в раннем возрасте слуховые образы запечатлеваются на уровне подсознания.

Трех-четырегодовалому ребенку стоит покупать побольше «мужских» игрушек. Не только пистолеты и машинки. Сыновей полезно знакомить с мужскими профессиями. Помимо всего прочего, это отвлечет ребенка от компьютера, от бесчисленных виртуальных убийств, которые порождают в детской душе лишь страхи и ожесточенность.

Очень хорошо сочетать рассказы с ролевыми играми, покупая или мастеря для них разную атрибутику: каски пожарников, штурвал корабля, милицейский жезл. Лучше, чтобы эти игрушки были не очень яркими. Выбирайте спокойные, сдержанные, мужественные тона, ведь внушение идет не только на уровне слов, но и на уровне цвета.

Пяти-шестилетние мальчики обычно проявляют интерес к столярно-слесарным инструментам. Не бойтесь давать им в руки молоток или перочинный ножик. Пусть учатся забивать гвозди, строгать, пилить. Под присмотром взрослых, конечно, но все же самостоятельно.

Чем раньше мальчик начнет помогать кому-нибудь из взрослых мужчин, тем лучше. Даже если помощь его чисто символическая. Вовремя протянуть папе отвертку тоже очень важно. Это возвышает мальчишку в собственных глазах, позволяет ему почувствовать свою причастность к «настоящему делу». А папы, конечно, не должны раздражаться, если сын что-то делает не так, как надо. И конечно недопустимо кричать: «У тебя руки не из того места растут!» Таким окриком можно добиться лишь того, что у сына пропадет всяческая охота помогать.

Одиноким мамам очень важно взять на вооружение этот нехитрый прием. Постарайтесь найти среди своих родственников, друзей или соседей человека, который хотя бы иногда мог приобщать мальчугана к какому-нибудь мужскому делу. А когда сын немного подрастет, разузнайте, какие в вашем районе есть кружки и секции, где преподают мужчины. Не пожалейте сил, подыщите руководителя, который пришелся бы по сердцу вашему мальчику.

Уже в старшем дошкольном возрасте мальчиков следует ориентировать на рыцарское отношение к девочкам.

Поступив в школу, ребенок переходит в другую возрастную категорию, становится «большим». Это благоприятный момент и для дальнейшего развития мужественности. Начните приучать его к тому, чтобы он уступал в метро место пожилым людям.

А с какой готовностью мальчишки, даже четырехлетняя мелюзга, бросаются перетаскивать стулья! Как они счастливы, когда их называют силачами! Еще бы, ведь публичное признание мужественности дорогого стоит.

Подвижные игры – это поистине проблема, ведь далеко не у всех семей квартирные условия позволяют ребенку насытить его двигательную активность. Да и взрослые сейчас сильно устают, а потому не выносят лишнего шума. Однако мальчишкам просто необходимо и пошуметь, и пошалить, и побороться. Разумеется, не на ночь, чтобы они не перевозбуждались. И, безусловно, взрослым надо следить, чтобы мальчишечья возня не перерастала в побоище. Но совсем лишать детей возможности выплеснуть энергию нельзя. Особенно тех, которые посещают детский сад или ходят в школу. Ведь многие из них в чужом коллективе сдерживаются из последних сил, и, если их и дома будут заставлять ходить по струнке, у ребят может случиться нервный срыв.

Итак, для того, что бы воспитать настоящего мужчину родителям следует. Во-первых, объяснить мальчику, что такое мужественность, рыцарство, самостоятельность и ответственность. Воспитать данные качества в сыне. Во-вторых, приучить мальчика уважать женщину, старших, чужые интересы. В-третьих, нас своём примере показать ребёнку роль мужчины в семье, обществе.

Эффективное воспитание будущих мужчин в семье — дело важное, ответственное и весьма непростое. Здесь требуются творческий подход, умение быстро ориентироваться, учитывать реальную обстановку, проявлять инициативу, находчивость, смекалку. Но самое главное — родители не должны рассчитывать, что все само собой образуется, им необходима твердая установка на целенаправленное воспитание своего сына, осознание высокой ответственности за подготовку юной смены. А поэтому важно постоянно пополнять свои педагогические знания, использовать положительный опыт других родителей, поддерживать сотрудничество со школой, учителями, слушать специальные лекции, читать литературу, рассчитанную на родителей.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)