Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Роль цвета, света и звука в ранних повестях н. в. гоголя

Н. В. Гоголь – замечательный художник слова, создавший произведения огромной силы и красоты, которые обогатили отечественную литературу и навсегда вошли в память русского и украинского народов. Его поразительно разнообразное творчество, отличающееся гражданской и творческой целенаправленностью положило начало новому периоду в истории нашей классики, который получил название «гоголевского периода русской литературы».

Произведения Н. В. Гоголя, вобрав в себя не только опыт предшествующей русской прозы, но и сложный мир художественных завоеваний русской поэзии, послужили одним из источников нового направления в развитии русской литературы, изучение которого на сегодняшний день является актуальным.

Писатель создал прозу, насыщенную лиризмом и пропитанную субъективным началом, что вызывает до сих пор интерес у нас, современных читателей.

По словам профессора Б. О. Кормана: «Важнейшим внесубъектным средством выражения авторской позиции является сюжетно-композиционная организация произведения». Гоголевское отношение к изображаемым людям и событиям при этом отражается в любом элементе композиции и стиля произведения, подобно тому, как солнце отражается в капле воды. Попытаюсь проследить это на примере таких несубъектных форм, как цвет, свет и звук.

Читая «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, А. С. Пушкин обнаружил нечто совершенно новое и насущным образом нужное, долгожданное в русской литературе. Писатель много чудит, балагурит, « что ни строка – искры сыплются». Его ранняя романтическая проза яркая и красочная. В ней много песен, ярмарочного веселья и соловьиных трелей. Это противоположно строгой реалистичной прозе и языку, созданному А. С. Пушкиным, а между тем, по отзыву самого поэта: «Вот настоящая веселость. Искренняя непринужденность, без жеманства и чопорности. А местами, какая поэзия! Все это так необыкновенно в нашей литературе!»

Искусство Н. В. Гоголя ударяет по сокровенным струнам души, потрясает всего человека, пробуждает в обыкновенном человеке чувство бесконечного.

В процессе работы над проблемой я использовала большое количество материала, содержащего общую информацию о повестях Н. В. Гоголя, о художественных направлениях, в которых он работал, и о самой его личности.

Наиболее полезными в этом плане оказались работы М. Бахтина, В. В. Виноградова, Ю. В. Манна и других авторов. Не менее важной и нужной явилась следующая терминология: «объект» и «субъект» речи, определения «романтизма», «реализма» , художественных средств изобразительности (звукопись, метафора, сравнение, олицетворение и другие) В теоретическом плане я опиралась на Большую Советскую Энциклопедию и интернет-ресурсы.

При написании работы были использованы следующие методы и приемы: описательный, сопоставительный, метод анализа и синтеза, подбор и систематизация материала.

На мой взгляд, рассмотрение цвето-свето-звуковых образов Н. В. Гоголя в их системе заметно уточняют и обогащают наше представление о его творческой манере и о художественном мире его ранней прозы в целом.

Практическая ценность данной работы состоит в возможности ее использования на уроках литературы при изучении творчества Н. В. Гоголя, на занятиях элективных курсов, факультативов, кружков посвященных данной теме.

Цвет, свет и звук в повестях Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Символическое значение цвета люди для себя определили давно. Цвет стал одним из самых распространенных средств выражения чувства, настроения, тайной мысли.

С давних времен, да и в наши дни, каждый оттенок света имеет свое символическое значение: белый – это чистота, здоровье; черный – смерть, покой; красный – радость и агрессия; розовый – юность, свежесть; желтый – это свет, но и увядание; синий – холод и спокойствие; голубой – это близость к небу и гармония; зеленый – жизнь и надежда.

Многие писатели во все времена использовали цвет для изображения каких-то образов: образа человека, животного, дня, ночи и так далее. Среди них был и Н. В. Гоголь, причем у него цвет приобретал какое-то характерное значение, он отличался от цвета в произведениях других писателей. В «Вечерах» писатель применяет очень много цвета, что делает их насыщенными в плане описания событий и действий героев. Все цвета в повестях Гоголя соответствуют народной традиционной символике. Среди всех остальных цветов у писателя выделяются три: красный, черный и белый. Если Гоголь пишет о ночи или сумерках, он применяет черный и белый цвета, так как они являются существенными их признаками, а если о тепле и солнце, то – красный цвет. Но красный цвет может выступать в роли трагической, даже тревожной. Вот, например, как писатель описывает смерть пана Данилы в повести «Страшная месть»: «Зашатался казак и свалился на землю. Алая кровь закипела на груди, посинели уста».

Итак, что же интересного и необычного в сборнике повестей Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»? Первое, что бросается в глаза – это то, что у писателя много рассказчиков: Худой Панько («Сорочинская ярмарка»), дьячок Фома («Вечер накануне Ивана Купала»), его дед («Пропавшая грамота») и повествователь видавший виды. Мир, в котором жил Н. В. Гоголь, отличался от того, который описывал писатель в «Вечерах ». Там – это веселый мир – сказка, где добро побеждает зло, и свет торжествует над тьмой. Я считаю, Гоголь не любил тот мир, в котором жил сам, поэтому в своих произведениях создавал такой, о котором он мечтал. Писатель понимал и знал народное творчество Украины, поэтому в «Вечерах» он восхваляет Родину, восхищаясь ее красотой и мужественным народом. Здесь виден ответ на вопрос, почему Гоголь вводит в свои повести такое количество рассказчиков? Все рассказчики – это люди простые, из народа. Вводя их в повести, Гоголь тем самым подчеркивает народный характер «Вечеров ». Также народность повестей прослеживается в «Пропавшей грамоте» и «Заколдованном месте». Эти повести просто изобилуют разговорными оборотами и веселыми шутками, без которых украинская речь теряет свое совершенство.

Все-таки, какие же функции несут цвета в повестях «Вечеров »? Я постараюсь проследить их и выделить несколько основных функций.

Начну с первой повести «Вечеров» - «Сорочинская ярмарка». Когда читаешь ее, то сразу видишь красочные описания пейзажа Украины. Все это представлено в такой доступной форме читателю, что описываемая природа как бы оживает и становится живым существом. Самым ярким элементом, создающим эту красочную картину, является цвет: «Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба располагаются в поле».

Давайте вдумаемся в этот отрывок, проанализируем его. Я думаю, не зря Н. В. Гоголь, описывая природу, делает это именно через драгоценные камни. Изумруд, топаз, яхонт – это камни, которые вобрали в себя все самые лучшие цвета, существующие на Земле. Через это сравнение писатель пытается показать, насколько сказочна и божественна картина, описываемая им. Просто нет слов для того, чтобы описать, какое количество предметов изображает Гоголь и, причем, описывает их до мельчайших подробностей.

Большое внимание он уделяет свету, играющему во всем. Например, «Зеленые фляжки и чарки на столах у шинкарок превратились в огненные», или «небо, зеленые и синие леса – все опрокинулось, не падая в голубую, прекрасную бездну». Автор «Сорочинской ярмарки» пытается показать все цвета этого действия, чтобы читатель вошел в этот мир и почувствовал все восхищение писателя на себе. Сначала ярмарка рисуется слегка, описываются отдельные картины, а затем писатель представляет весь ее колорит и разнообразие. Все пылает и блестит, показывая всю красоту украинского быта и гостеприимства.

Не менее красивые краски выбирает Н. В. Гоголь при описании одежды героев. В «Сорочинской ярмарке» описываются и противопоставляются две героини: Параська и ее мачеха. Образ молоденькой девушки представлен соответственно яркими и свежими красками: «На возу сидела хорошенькая дочка с черными бровями, светлыми карими глазами, с розовыми губками, с красными и синими лентами». Противопоставление черных бровей светлым глазам здесь дано для того, чтобы показать всю чистоту и невинность молодой девушки. В описании же мачехи можно увидеть иронию писателя по поводу ее наряда – пышного и безвкусного: «На высоте воза сидела мачеха в шерстяной зеленой кофте, по которой, будто по горностаевому меху, нашиты были хвостики красного цвета, в богатой плахте и ситцевом цветном чипке». Этот цветной наряд вытесняет все остальные цвета – цвет лица и тела, но Гоголь вводит новое описание: «Красное, полное лицо» и все становится на свои места. Цветной и пышный наряд мачехи в сочетании с красным лицом приобретает такую форму, согласно которой у читателя возникает неприязнь к этой дикой и неприятной женщине. С помощью цвета писатель открывает читателю неизведанные миры. При появлении красной свитки в продолжении всей повести доминирует ярко-огненный цвет, цвет злобы и страха. Благодаря именно красной свитке, в «Сорочинской ярмарке» разворачиваются события злые и даже мистические. Именно в этой повести, слова «красная» и «чертовская» становятся синонимами.

Похожее значение красного цвета можно увидеть в «Страшной мести», но тут этот цвет выступает в роли предвестника и двигателя мистических событий: «Все покрылось перед ним красным цветом. Деревья, все в крови, казалось, горели и стонали».

Изобразительную функцию красный цвет играет в бытовых сценах. Гоголь пытается очень часто использовать красный цвет в описании одежды украинцев. И не зря, именно этот цвет всегда был главным в их одежде: красные черевики, красный пояс, красные шаровары и многое другое. Нередко Гоголь представляет красный цвет как символ. Например, «Окна все были обведены кругом красною краскою». Это означало, что никакие злые духи не посмеют тревожить людей, живущих в этом доме. Или «алая кровь выкрасила левый рукав казацкого жупана». Алая кровь здесь означает то, что герой – молодой человек. Как можно заметить, все герои гоголевских повестей молодые, и, чтобы показать это, писатель специально вводит выражение «алая кровь».

Подводя итог всему сказанному о красном цвете, нужно сказать, что именно этот цвет больше всего использует автор в своих повестях. Он употребляет его в словосочетаниях с глаголами, прилагательными, существительными, тем самым, давая читателю сравнить то или иное событие.

Через цвет нередко передаются и переживания героев Гоголя. Их лицами овладевают не только радость и счастье, но и горе, из-за которого они бледнеют: «Катерина вся побледнела», «Колдун весь побелел», «Тут вперила девушка бледные очи свои в окошко».

Второй по значимости после красного цвета – цвет розовый. Введя его в свои повести, Гоголь пытался описывать им тех людей, которые ему симпатичны и любимы: «Щечки казачки были свежи, как мак самого тонкого розового цвета».

Следующий цвет – желтый или золотой. У Гоголя это всегда цвет солнца, несущий теплоту и свет, но никак не свет, сушащий землю и все на ней произрастающее. Желтый цвет всегда используется писателем для описания живой и радостной природы. При описании бытовых предметов желтый цвет приобретает форму именно желтого, а не золотого.

Другими основными цветами в повестях являются черный и белый. Если противопоставлять эти цвета друг другу, то можно выявить, что черный явно преобладает над белым. Этому можно найти объяснение. Почти все основные события у Гоголя происходят ночью, а не днем, поэтому заметно преобладание черного цвета. Очень хорошо видно противопоставление этих цветов в описании героев. При описании молодых девиц автор часто использует такие обороты: белое личико – черные брови или черные брови-черные усы. Это не случайно. Преобладание черного цвета в лицах героев говорит лишь только о том, какие люди были красивы в то время на Украине: люди с черными волосами, черными бровями и черными усами у мужчин. Также используется черный и белый цвет в пейзажных зарисовках. В повестях Гоголя встречаем : черный тулуп, черные смушки, белую свитку, белую рубашку. Здесь видна изобразительная функция света. Но ведь черный цвет издавна изображал что-то символическое: черный черт, черная ночь, черная кошка. У Гоголя черная кошка не просто черная, а «страшная черная кошка». И цвет приобретает здесь зловещую символику. Также белый и черный цвета помогают сделать Гоголю прекрасные пейзажные зарисовки: «Не далеким небом и не синим лесом любуется пан Данило: глядит он на выдавшийся мыс, на котором чернел старый замок». Здесь черный цвет выступает как фон, на котором действует герой. Но черный цвет может выступать как цвет скорби, несчастья и горя.

Итак, из всего описанного выше, можно выделить три основных функции цвета:

• Цвет точно соответствует замыслу автора, внешне характеризует каждый персонаж и соотносит его с определенным типом героя.

• Цвет выполняет изобразительную функцию при описании пейзажных зарисовок и символическую – в бытовых зарисовках.

• Через цвет раскрывается психологическая сущность персонажей, их внутренний мир.

Это можно проследить на таких героях, как: Параске и мачехе из «Сорочинской ярмарки», Пидорке и Петре из «Вечера накануне Ивана Купала», Гане и ее мачехе из «Майской ночи» и других.

По словам И. Андронникова: «Н. В. Гоголя называют писателем – живописцем. Его внимание постоянно обращено на живописную, зрительную выразительность предметов. Своеобразие его стиля во многом состояло в обращении к словесной живописи, предметным изображениям и передаче полноты жизни, вещественной, осязаемой стороне мира. »

Образы света, светил и тьмы в ранней гоголевской прозе

Окружающий мир дарит нам не только буйство красок, но и возможные комбинации света и освещения. Еще «на раннем утре» своего доисторического существования славяне были погружены в ту простую непосредственную жизнь, какая устанавливается матерью природой. Они любили природу и следили за ее знамениями, от которых зависели житейские нужды. С трепетом люди ожидали восхода солнца и долго засматривались на блистающие краски утренней и вечерней зари. Противоположность света и тьмы, тепла и холода – вот, что особенно должно было поразить наблюдающий ум человека. Наши праотцы обоготворили небо, ибо с неба падают солнечные лучи, оттуда блистают и луна, и звезды, и проливается дождь.

Мы останавливаемся на этом так подробно потому, что Н. В. Гоголь, как мало кто еще из русских писателей, был тесно связан с фольклором. Как светило вечно чистое, ослепительное в своем сиянии, пробуждающее земную жизнь, солнце почиталось божеством благим и милосердным. В этом же ключе воспринимал солнце и Н. В. Гоголь. Можно утверждать, что при изображении пейзажей солнечный свет играл для писателя решающую роль: «Как он не великолепен, а все не достает чего-то, если нет на небе солнца». Наравне с солнцем в заговорах часты обращения к звездам и к месяцу. Малорусские колядки, изображая небесный свод великим чертогом или храмом, называют не видимые на нем светила: месяц – домовладыкою, солнце – его женой, звезды их детками. Как день – первоначальное верховное божество Света, так и ночь – это божество Мрака. Не случайно жизнь у Гоголя традиционно сопоставляется со светом, а смерть - с темнотой, угасающим светильником.

В гоголевских повестях основным временем действия героев являются сумерки. Автор охотно изображает и гаснущий свет, блеклый в сумерках цвета, переход от света к мраку. Причем, вечер и ночь – это любимое время как злых, так и «лирических героев. Ночь у Гоголя блещет звездами, сверкает луной, освещает своим дыханием. Ночь – это время отдыха для души и тела – с одной стороны, и ночь – это время, когда веселятся и шалят парубки и девчата, когда проходят интереснейшие праздники, совершаются тайные обряды и гадания – с другой. Ночь – это и время, благодатное для действия мистических гоголевских героев: чертей и ведьм, колдунов и колдуний. «Ночными» героинями его произведений являются и загадочные красавицы – русалки: «Тело русалок было, как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном месяце».

Все самые волнующие и загадочные события в повестях Н. В. Гоголя ровно, как и трагические, обычно происходят в то время суток, когда догорает день, наступает ночь и появляются на небе звезды, луна, или на столе горит свеча. Именно ночью его герои влюбляются и балуют, но одновременно с этим, ночь – это и время, когда происходит час расплаты, мести и выяснения многих тайн: «Это было ввечеру, как раз накануне Ивана Купала. Петро в беспамятстве лежал на лавке и не примечал вовсе новой гостьи. Как вот мало-помалу, стал приподниматься и всматриваться. Вдруг весь задрожал, как на плахе; волосы поднялись, горою и он засмеялся таким хохотом, что страх врезался в сердце Пидорки. «Вспомнил, вспомнил!» - закричал он в страшном веселье и, размахнувши топор, пустил им со всей силы в старуху. Старуха исчезла». Итак, наступают любимые автором сумерки: «Усталое солнце уходило от мира, спокойно проплывая свой полдень и утро, и угасающий день пленительно и ярко румянился. Ослепительно блистали верхи белых шатров и яток, осененные каким-то едва - приметным огненным светом. Стекла наваленных в кучу оконниц горем : зеленые фляжки и чарки превратились в огненные. »

Сколько сравнений, эпитетов, прекрасных слов и сочетаний использует автор, описывая игру цвета на вечерней заре : «Сумерки сереют», «Еще белее, еще лучше блестят при месяце толпы хат». Автор сам упивается сладостью предстоящей ночи: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи. Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее! Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете; и чудный воздух и прекрасно, и полон неги, и движет океан благоуханий. Божественная ночь! Очаровательная ночь!»

Едва ли кто может соперничать с Гоголем в мастерстве изображения ночного пейзажа. Буквально в каждой его повести есть описания вечера или ночи. Само название цикла «Вечера», и повестей, входящих в него: «Вечер накануне Ивана Купала», «Майская ночь, или утопленница», «Ночь перед Рождеством» - еще и еще раз подчеркивают любовь писателя к ночи и сумеркам. Но и вечер, и ночь полны у автора чарующего сияния. Редко торжествует в них тьма.

Так, в «Иване Федоровиче» мы попадаем в атмосферу поэтического вечера: «Спокойный чистый вечер, и что за вечер! Как волен и свеж воздух! Как тогда оживленно все Боже ты мой, какая ночь! Ни звезд, ни месяца»! Как бережно и трепетно относится автор к вечеру! А вот, что читаем в «Ночи перед Рождеством»:»Последний день перед Рождеством прошел. Наступила зимняя ясная ночь. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посвятить добрым людям». Вслушаемся, писатель говорит о ночи, как о чем-то живом, дышащем и видящем. И, конечно же, первым естественным украшением небесного свода, дарящего таинственный свет, является месяц и его предвестники – огненные звезды, тускло реющие среди теплого ночного воздуха. С появлением ночного владыки все осветилось. « снег широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами. Чудно блещет месяц!»

С появлением месяца гоголевские герои обращают свой взор туда, в небо, к звездам, как бы стараясь найти в бездонной небесной глубине ответы на интересующие их вопросы. В это время суток герои рассказывают интереснейшие истории или попадают в них сами. В «Майской ночи » слышится голос молодого парубка Левка: «Никому не расскажу про диво, случившееся в эту ночь, тебе одной, Галю, передам его». Именно ночной свет помогает герою выявить проделки своего отца: «В это время свет пал на лицо его, и Левко остолбенел, увидевши, что перед ним стоял родной отец». Свет является главным фактором, благодаря которому начинают разворачиваться интригующие события этой повести. А в конце: « О Боже! Как прекрасна была Земля в этот момент, в этом дивном серебряном блеске, но уже никто не упивался ими: все погрузились в сон». Автор как бы сожалеет о том, что великолепие ночи не доставляет удовольствия его героям, уже отправившимся на покой: «Ночь казалась еще блистательнее. Какое-то странное, упоительное сияние примешалось к блеску месяца. Серебряный туман пал на окрестность».

В «Ночи перед Рождеством» небесные светила являются едва ли не основными героями, от которых зависит то, как будет проведена последняя рождественская ночь. Самое начало повести напоминает нам сказку, где действующим персонажем является черт, а также его спутница ведьма. А сама повесть показана глазами еще одного героя повести – уже вполне земного. Казак Чуб смотрит в окно и видит: «Ночь-чудо. Светло; снег блещет при месяце. Все было видно как днем». Но в этой сказочной повести светила особые, сказочные: «Как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось темно». А ведьма вдобавок к этому еще и звезды стала снимать. Темень наступила ужасная, хоть глаз выколи. Вот тут - то и начинается путаница, которая интригует читателя. Месяц и звезды здесь выступают как важные сказочные персонажи, причем персонажи добрые, помогающие хорошим людям, и потому ненавистные всякой нечести. Неслучайно в народных сказках к солнцу, месяцу и звездам обращаются герои в трудных случаях жизни, и божества помогают им. Особую, почти мистическую роль свет играет в повести «Страшная месть»: «Над Днепром горит бесовский замок колдуна». Слова, означающие свет, блеск и тепло, служат у писателя для выражения понятий блага, счастья, красоты, здоровья, богатства и плодородия. Напротив, слова, означающие мрак и холод, объемлют собой понятия зла, несчастья, безобразия, болезни, нищеты и неурожая. Великолепие природы, ослепительные световые эффекты словно аккомпанируют любви героев Гоголя. Повесть «Майская ночь » начинается с описания майской ночи, служащей фоном для песни влюбленного Левко. Завершается же волшебно-поэтическим описанием ночной природы: «И через несколько минут все уже уснуло на селе, один только месяц блистательно плыл в необъятных просторах украинского неба». Итак, «Майская ночь » пронизана ясным светом. Здесь не ощущается темноты ночи. Очарованный читатель невольно разделяет восторженные любования писателя природой Украины. Пейзаж у Н. В. Гоголя объединяет человека и природу. Прекрасное в ней подчеркивает красоту человеческой жизни, души, а грозные стихийные проявления – словно бы предвосхищают трагические события в судьбах героев. Прозрачный лунный пейзаж в «Майской ночи » выражает светлое настроение повести; описание же ночного Днепра в «Страшной мести» окрашивает всю повесть в мрачные, суровые тона. Природа как бы принимает участие в судьбе Данилы. Картина Днепра подкупает здесь могучей эпической силой, передает величие и красоту Родины. Величавый и прекрасный Днепр становится поэтическим символом, проходящим через всю повесть.

Когда пан Данила возвращается к себе на хутор, то в описании реки выступает тревожная, угрожающая нота. Свет месяца придает берегам могучего Днепра призрачный, неспокойный, колдовской колорит: «Месяц покрыл гористый берег Днепра. И тень ушла еще дальше в чащу сосен». Эта тень нависает над благополучием Данилы и Катерины. Их думы полны недобрым предчувствием. Недаром Гоголь здесь дает «хищное сравнение» реки: «Днепр серебрился, как волчья шерсть посреди ночи». Вот Данила идет к замку, где увидит превращение своего свекра в злобного колдуна, и Днепр словно бы мертвеет. Следует отметить, что свет и цвет у писателя всегда почти неразрывно слиты: «По всей комнате тихо разлился прозрачно-голубой свет. Только не смешавшиеся волны прежнего бледно-золотого переливались, ныряли, словно в голубом море, и тянулись слоями, будто на мраморе».

В гоголевских повестях нам встречаются самые разнообразные характеристики ночи, но чаще – это «божественная», «чудная», сияющая звездами ночь, а солнечный свет Гоголь рисует разными красками, тем самым, придавая ему большую насыщенность и красоту. Сам солнечный свет дает возможность правильно видеть и различать предметы окружающего мира, их формы и краски, а темнота уничтожает эту возможность: «Сквозь листья засверкали огненные, одетые холодом искры и река – красавица блистательно обнажила серебряную грудь. Своенравная, она заключает в себе ослепительного блеска чело, лилейные плечи и мраморную шею, осененную темной волной», «Вечерняя заря тухнет, еще не являются звезды, не горит месяц, а уже страшно ходить по лесу: по деревьям царапаются и хватаются за сучья некрещеные дети, из днепровских волн выбегают вереницами погубившие свои души девы».

Пропадает естественный свет и для героя наступает тьма, подобная слепоте, которая в некоторых случаях так и не рассеивается до конца жизни героев. Это мы видим уже в сборнике «Миргород» в повести «Тарас Бульба».

Итак, естественный свет то ослепительный солнечный, как в «Сорочинской ярмарке», то ласковый лунный свет, как в «Майской ночи», то леденящий душу ночной свет в «Страшной мести»,- все это свет, который изливают на землю природные небесные светила. Но помимо них писатель широко использует и искусственные источники света: свечи, свет фонарей, искры костра: «Запорожцы вступили в прекрасные сени и начали подыматься на блистательно освещенную лестницу», «В стороне от дорожке на могилке вспыхнула свечка.<>Свечка потухла; вдали и немного подалее загорелась другая». Во дворце, куда попали гоголевские герои, обилие света приводит их в восторг. Так, кузнец Вакула, оказавшись в царском дворце, восхищенно восклицает: «Боже мой, какой свет! У нас днем не бывает так светло!»

Итак, всеет, так же как и цвет, несет нам положительный эмоциональный разряд – в зависимости от контекста. И это не случайно. Своеобразие стиля писателя на начальном этапе его творчества во многом состояло в обращении к этой словесной живописи, и передаче полноты жизни, вещественной, осязаемой стороне мира. Уже на примере «Вечеров» можно сделать вывод о том, что для автора использование цвета и света является излюбленным и очень действенным приемом передачи авторского мировосприятия.

В своих дальнейших творческих исканиях Н. В. Гоголь будет широко пользоваться этим приемом, но палитра его станет более бедной и умеренной. По крайней мере, нигде, мы не встретили больше такого буйства красок и света и такой фантастически многоцветной живописи. В своих ранних повестях Н. В. Гоголь воплотил идеал прекрасного, идеал, к которому стремились ум и сердце молодого писателя. Любовь к жизни, у родине, мысленное любование, с которым он был разлучен в холодном Петербурге (в «Петербургских повестях»), очарование мечты,- все это нашло отражение в «Вечерах»

Звуковые аспекты художественного мира Н. В. Гоголя в «Вечерах»

Звук – это один из важнейший элементов художественно мира Н. В. Гоголя. С его помощью автор передает и состояние, и настроение людей, и жизнь природы. Если внимательно вчитаться в гоголевскую прозу, то можно заметить, что именно звук более всего приносит на страницу повестей жизнь во всем многообразии. Количественно звук преобладает здесь над светом и цветом, причем он настолько гармонично вливается в ткань повествования, что этого почти не улавливаешь. Звук – это все то, что мы слышим: разговоры героев и их шепот; музыка, песни и смех; лай собак и шум деревьев, шум Днепра и, наконец, тишина – все эти звуки (или их отсутствие) возникают из множества источников, от самых разнообразных причин. Их издают люди, птицы, звери, ветер, предметы и многое другое. Вообще, раз мы говорим о произведениях Н. В. Гоголя, то следует отметить, что « тайна его прозы заключается в музыке». Музыка, музыкальная гармоническая связь стоит в центре гоголевской идеи искусства, которое само по себе объединяет, соединяет и дает полярным явлениям жизни равновесие, приводит к гармонии.

В гоголевских повестях нередко звучат украинские музыкальные инструменты: цимбалы, кобзы, сопилки, бандуры. Как гусли славились на Руси своей музыкальностью, так и эти инструменты на Украине являлись неотъемлемой частью народных гуляний.

И. Золотусский пишет о том, что «малороссийские песни разоблачают душу народа». Писатель владел искусством изображения звука в высшей степени. В конце жизни он пришел к мысли о том, что музыкальное слово и поэтический образ способны сказать о человеке больше, чем гармонические звуки музыки. Нас волнуют не только образы или герои произведений с их душевными переживаниями, но и сам ритм речи, сама звуковая легкость «Вечеров».

От «Сорочинской ярмарки», порождающей веселую улыбку, где «разноголосые речи потопляют друг друга, и ни одно слово «не выхватится», не спасется от этого потока, ни один крик не выговорится ясно. Ломается воз, звенит железо, гремят сбрасываемые на землю доски», мы переходим к «Вечеру накануне Ивана Купала», полному трагизма и ужаса, в котором слышится испуганный крик Пидорки; «Ивась. !».

Все события, происходящие в ранних повестях Н. В. Гоголя, существуют не отдельно, не сами по себе, а неразрывно связаны с природными явлениями. Так, к примеру, перед самым описанием ярмарки вводится пейзаж: «Ряды мельниц поднимали на тяжелые колеса свои широкие волны и мощно кидали их, разбивая в брызги, обсыпая пылью и обдавая шумом окрестность». А сам шум ярмарки сравнивает он с шумом водопада: «Вам верно случалось слышать где-то валящийся отдаленный водопад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков вихрем носится перед вами». Река с ее мощными шумными перепадами и громадное шумящее скопление народа явно сопоставляются. Все звучит здесь по-своему, у каждого явления или вещи свой голос, но мы не улавливаем его среди множества звуков. Вряд ли мы услышим здесь чистую, звонкую ноту жаворонка, хотя и очень редко, но мы можем любоваться ею: «Дрожит жаворонок, летят серебряные песни». Только самым грубым и громким звукам удается выделиться из всеобщего стройного многоголосья.

Дважды еще после описания Пселла возникает вид всеувлекательной водной стихии «валящегося водопада» вначале и «потопа» - в конце. Эта масса воды грохочет, поглощает, несется, не желая слушать ничего. В конце все звуки постепенно отдаляются и стихают. Мы не слышим уже ни звучания свадьбы, ни чьего-либо присутствия и различаем лишь голос автора, отстраненного зрителя, оставшегося в одиночестве, который сетует на свою оставленность. Голос становится все грустнее и глуше, тоскливо прерывается, и звук его, оборвавшись вдруг, сменяется оглушительной тишиной: «Смычок умирал, слабея и теряя неясные звуки в пустоте воздуха. Еще слышалось где-то топанье, что-то похожее на ропот отдаленного моря, и скоро все стало пусто и глухо».

Постепенно наступают сумерки, за которыми следует ночь, и наши герои, а вместе с ними и природа, успокаиваются, затихают – лишь отдельные звуки нарушают ночной покой. Наступает очаровательная ночь, когда «вдруг все оживает: и леса, и пруды, и степи. Сыплется величественно гром украинского соловья, и чудится, что месяц заслушался его посреди неба».

В зависимости от повести у нас возникают соответствующие эмоции, так как Н. В. Гоголь через звук влияет на состояние героев, а соответственно - и читателей.

Гоголевскими словами не говорить, а петь надо. Да и действительно, его персонажи, живущие в ладу с природой, не говорят, а «поют» - речь их удивительно мелодична, песенна. Разве не песней звучат горькие слова Пидорки, с которыми посылает она Ивася к своему любимому Петрусю:

- Ивасю, мой милый, Ивасю, мой любимый! Беги к Петрусю, мое золотое дитя, как стрела из лука; расскажи ему все: любила б его карие очи, целовала бы его белое личико, да не велит судьба моя».

И в ответ от него она слышит такую же «музыку» слов:

- Будет же, моя дорогая рыбка, будет ли у меня свадьба: только и дьяков не будет на той свадьбе; ворон черный прокрячет вместо попа надо мною

Где же писатель подслушал эту речь, чарующую своей звучностью? Оказывается, он берет мелодию своей ранней прозы именно из народных песен, так как в них ярко и полно запечатлелось народное понимание жизни. В песнях автор видел прежде всего отражение народного характера и жизни народной. В статье, посвященной украинским песням, он пишет: «это народная история, живая, яркая, исполненная истины, обнажающая всю жизнь народа».

«Щедрик,ведрик!

Дайте вареник,

Грудочку кашки,

Кiльце ковбаски!»

Создавая поэтические образы девушек: Ганы в «Майской ночи», Оксаны в «Ночи перед Рождеством», Параски в «Сорочинской ярмарке» - Н. В. Гоголь широко пользуется народными песнями. В них он находит задушевные черты и краски, то лирически – задумчивые и нежные, как Ганна, то полные задорного веселья, как Параска, но одинаково преданные и нежно любящие.

Или вслушайтесь в украинскую песню, звучащую тихо под окном любимой «дивчины»:

«Ой,ти, мiсяцю, мiй мiсяченьку!

У ти, зоря ясна!

Ой,свiтiть там на подвiр`

Да дiвчина красна».

Сколько нежности и любви слышится в этих словах Левко! А ведь звучат еще и струны бандуры, льется прекрасная гармоничная музыка, так и трогающая тебя за живое, за самое сокровенное, душевное.

Песенный мотив связан и с Параской из «Сорочинской ярмарки». Она также говорит словами народных песен и заклятий. Вот она вспоминает о своей неуклюжести и жадной мачехе: «Нет, мачеха, полно колотить тебе свою падчерицу! Скорее лесок взойдет на камне, и берег качнется в воду, как верба, нежели я качнусь перед тобою».

Кокетливая и гордая Оксана в «Ночи перед Рождеством» тоже словно бы не говорит, а поет : «Разве черные брови, очи мои, - так хороши, что нет и равных им на свете?»

Итак, в гоголевских повестях царит песенная мелодичная речь. Но это еще не все Герои писателя часто смеются. Это тоже звук, но какой? Смеяться можно заразительно, звонко, задорно, искренне, громко и тихо, язвительно, надменно и т. д. Гоголевские герои чаще всего хохочут: «Как гром, рассыпался дикий смех по горам и зазвучал в сердце колдуна». Хохот – это громкий смех. Чему же радуются персонажи? Что заставляет их хохотать? Прежде всего, их радуют собственные успехи, радует то, что их любят. Вот наш слух пронзает «хохот разгулянных повес, который удвоился с новою силою». В ответ на него полились «мятежные речи» разгневанной супруги, т. к. именно над нею смеялись парубки. Этот хохот, действительно поднимает настроение читателя и несет положительный эмоциональный заряд.

А вот в «Вечере накануне Ивана Купала» герой хохочет по иной причине. Мы слышим такой хохот Петра, что «страх врезается в сердце Пидорки». Это смех истерический, вызванный сатанинскими силами и от того страшный и тревожный. Но гораздо чаще Н. В. Гоголь показывает своих героев весело хохочущими для того, чтобы подчеркнуть их естественную жизнерадостность и полноту жизненных сил. В его повестях смех часто служит для поддержания веселого «тонуса» произведений и выражения жизнелюбия героев. Смех, вызывающий страх,- это редкий случай у писателя.

Помимо уже названных проявлений звука у автора нередко встречается и крик: «Диким, не своим голосом закричал колдун». Крик дается у него в самом разном контексте: громкий крик гуляк, одобрительный крик, раздавшийся во сей толпе. Громкие, отчетливые или неясные крики со всех сторон – крики людей – переплетаются с криком двигавшейся в стороне тучи диких гусей. Снова прослеживается связь человека и природы, как элементов живого единого организма. Крик, то есть громкое звуковое выражение чувств, помогает Н. В. Гоголю передать настроение героев в целом, создать различные жизненные картины: как пейзажные, так и Н. Н. Гоголя.

Рядом с криком в прозе Н. В. Гоголя находится и такое звуковое выражение, как шум. Шум – это нечто большое, всеобъемлющее, обозначающее и объединяющее в себе массу звуков: кашель, скрип, гром, шелест листьев, шарканье ног и т. д. Так Петру из «Вечера накануне Ивана Купала» кажется, будто «трава зашумела, а цветы начали между собой разговаривать, деревья загремели сыпучей бранью». Не правда ли, этот таинственный шум не случайно вызывает страх, он предвещает ужасные события, которые подвластны только чертовскому, дьявольскому началу.

Писатель в своих повестях часто употребляет глаголы, заключающие в себе звуковое значение: чокали шпоры, брякали сабли, забренчал замок, шелестел кузнечик, стучали копыта коня и другие.

Гармоничные сочетания звуков слышим мы среди описаний живой природы, ее богатейшего живого мира: «Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе».

Какое обилие и разнообразие звуков! Каждое из живых существ дает о себе знать у Н. В. Гоголя, прежде всего через звук: «Вот что-то звукнуло, заблеяла баранья голова, заревел медведь, слышались раскаты соловья, трещание кузнечиков и гудение болотной птицы. Какое многоголосье, какое благозвучие кругом!». Звук – это, прежде всего, проявление жизни, движения.

А когда звуки затихают, наступает тишина: сладкая тишина, которую ощутил, например, Левко в своем сердце, когда слезы тихо покатились по его лицу. «Песни умолкли. Все тихо. Благочестивые люди уже спят». Тишина чаще всего ассоциируется у писателя с ночью и покоем, с душевой гармонией: «Было так тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты». В основном, тишина используется автором для создания фона, контрастному звуковому выражению, но встречается у него и зловещая тишина, но это в сборнике «Миргород».

Автор подчеркивает, что всему живому нужно не только звуковое выражение, но и тишина, то есть покой, отдых, необходимый и человеку, и животному, и птице, и насекомому. Иногда, этот покой звучит настораживающе.

Писатель использует при создании звуковых образов, (так же, как цветовых и световых), приемы гиперболизации и контраста, что дает возможность выявить еще большую глубину подтекста, своеобразие фона, сущность характера. И, конечно же, говоря о роли звука в гоголевских повестях, нельзя пройти мимо его пейзажей.

С помощью звуков автор поет своеобразный гимн природе. Недаром в русской литературе его считают лучшим мастером музыкального пейзажа. При чтении его повестей мы почти не видим природы в конкретных деталях, а слышим чарующую музыку размеренной авторской речи и воспринимаем поток гармонично подобранных цвето-свето-звуковых образов, создающих основной эмоциональный тон.

Многочисленные пейзажные зарисовки, окрашенные, озвученные, освещенные раскрывают главную роль ранних повестей Н. В. Гоголя – воплотить идеал прекрасного человека в прекрасном гармоничном мире.

Итак, Н. В. Гоголь активно и многообразно использовал в своей ранней прозе цветовые, световые и звуковые средства выражения авторского сознания. Именно они служат базой для создания основного эмоционального тона в его произведениях.

В своих ранних повестях автор виртуозно использует слово, несущее в себе красочность и освещенность, сияющее в лучах яркого солнца и блестящее в свете луны; слово, звучащее мелодично и напевно, вобравшее в себя все богатство звуков. Взаимная стройность звуков, гармоничное цветовое сочетание, контрастность светового изображения,- все это обусловлено неповторимым эстетическим результатом, огромнейшим эмоциональным воздействием автора на читателя.

На примерах раннего творчества Н. В. Гоголя уже можно говорить о том, что для него использование образов цвета, света и звука является одним из основных приемов передачи авторского замысла и в этом, в частности, его своеобразие. Возможно, что любовь автора к интенсивным и по преимуществу определенным краскам, была привита ему не только самой украинской природой, но и буйной красочностью произведений украинского народного творчества. В то же время, поодобно художнику, пишущему полюбившийся ему вид при разном освещении, Н. В. Гоголь показывал, как под влиянием меняющегося света усиливается цветовое восприятие предметов. Все это помогает писателю раскрыть главную идею его повестей, воплотить идеал прекрасного человека в полном гармоничности мире, расширяет и обогащает их содержание. Цвето-свето-звуковые образы подчеркивают поэтичность народной жизни, воплощенной в ранней прозе Гоголя, рисуют чарующий, полный жизни мир родной ему Украины.

Постепенно писатель начинает открывать в действительности не только пошлое, но и поэтическое, высокое, истинно трагическое. Идеал его начинает постепенно приближаться к реальной жизни. Это видно на примерах «Миргорода» и «Старосветских помещиков».

1. Прослеживая роль цвета в ранней прозе Н. В. Гоголя, можно заметить, что он выполняет несколько функций, служа единой цели – изображению мира через эмоциональное авторское восприятие его: а) точно соответствует замыслу автора, внешне характеризует каждый персонаж и соотносит его с определенным типом героя, то есть выполняет характерологическую функцию; б) через свет раскрывается психологическая сущность персонажей, их внутренний мир.

2. Свет и тьма в гоголевских повестях служат для: а) передачи психологического состояния, настроения героев в различные минуты жизни; б) естественные и искусственные источники света и противостоящая им темнота являются фоном действующих персонажей; в) свет и тьма служат для прогнозирования событий.

3. Звук у писателя – это средство, с помощью которого он передает состояние и настроение людей.

а) звук помогает более полному изображению пейзажных картин; б) звук- это «мелодия» самого повествования, которая вместе с цветом и светом создает красивую и красочную картину в повестях.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)