Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Роман «Обломов» в восприятии современных старшеклассников

Роман Ивана Александровича Гончарова «Обломов» показался мне одним из самых интересных произведений русской классической литературы.

Уже с первой страницы мое внимание привлек главный герой, именем которого роман и назван.

Илья Ильич лежит на диване в «запущенной» квартире, а вокруг него, как вокруг солнца (обло-круглый), «вертятся», последовательно сменяя друг друга, «планеты меньшей величины». Сначала является крепостной слуга Захар вызывает досаду хозяина и искренний смех читателей. Затем петербургские знакомые Волков («бездумно порхая по столичным гостиным»), Судьбинский («пустопорожне рассуждает о постройке собачьих конур в губернских присутственных местах») литератор Пенкин, Алексеев, земляк Михей Андреевич, Тарантьев. Всех этих людей тянет к Обломову, потому что у них и Ильи Ильича общие корни обломовщины – и у Обломова, сторонники мечты и апатии, и у людей дела («петербургская обломовщина», по словам Штольца). Но здесь есть и еще что-то. Все рассказывают Илье Ильичу о своих делах, может быть потому, что он умеет слушать. Просто слушать, ничего не делая больше для человека. Да есть и в характере, в душе Обломова что – то такое, к чему людей тянуло и тянет. Что же это?

Черты характера героя становятся понятнее с появлением в романе описания его сна. Не зря Гончаров называл главу «Сон» «увертюрой и ключом» ко всему произведению.

В « сне» изображен бытовой уклад русской усадьбы. В нет отчетливо проявляется менталитет народа России – желание идиллии, сказки.

Роль русской народной сказки в воспитании Обломова – барчука очень велика.

Илья Ильич во всех трудностях и неразрешимых вопросах полагается на чудо, а не на самого себя. Именно чудеса и вера в мечту дают людям возможность возвысить действительность. Потому, даже лежа на диване в грязной комнате Обломов чувствует себя счастливым.

Сон – это золотая мечта, Чудесная пора жизни. Основная идея главы _ мечта о покое. В Обломовке узнаются черты Эдема, гармонии человека и мира. Не существует проблемы отцов и детей: одно поколение плавно переходит в другое, повторяя те же фазы жизни рождение, взросление, женитьба или замужество, рождение детей и смерть. Правда жизни передается из поколения в поколение.

В Обломовке царит круговорот. Современный же мир не терпит вечного и неизменного, Время в нем не круговое, а линейное. Оно устремлено в будущее. Обломов со своими идеалами жизни обречен на медленное вымирание: «Двенадцать лет во мне был заперт свет , который искал выхода, но только жег свою тюрьму, не вырвался на волю и угас».

Так может рассуждать только философ или поэт – романтик. В современном мире большинству людей не до философии. По крайней мере, люди, окружающие меня, едва сводящие концы с концами, сказали бы, что Обломову хорошо лежать на диване в то время, когда другим нужно думать о хлебе насущном. Обломов выглядит смешно в мире, где царит дух предпринимательства. Но в чьих глазах он смешон? Разве самому Обломову есть дело до мирской суеты? Он отделил себя от всего житейского мира. Мечта – вот его подлинная жизнь. «Не подходите, не подходите, вы с холода!» - так каждого гостя встречает герой романа. «С холода», то есть оттуда, где холодно человеческой мечте, человеческой романтической душе.

А разве не хочется и нам иногда уйти в свой «мирок», ощутить себя хоть на время свободным от забот и навязчивых собеседников, уроков и выяснения отношений с родителями? Как хорошо бывает заснуть и увидеть красивый сон о безмятежном счастье, о своей Обломовке! Да, и в каждом из нас сегодня живет Обломов с его мечтой о «золотом веке».

Наверное, знакомых Ильи Ильича привлекает в нем именно то сокровище, что сохранил он в своей душе – гармония с самим собой.

Но и в его жизнь врывается окружающая действительность. Всем, а в особенности Штольцу, хочется поднять Обломова с дивана. И автор ставит своего героя перед выбором: вырваться из халата или еще дальше спрятаться в него от окружающего мира. Автор испытывает героя любовью, И этого испытания Обломов не выдерживает. В мечтах о сказочных принцессах виделась герою не Ольга. С этой женщиной нужно было стать человеком действия, постоянно до нее расти, «подниматься на гору». Чистый душевный порыв героя улетает вместе с ароматом сиреневой ветки, оставив на сердце легкий свежий след первой любви.

Дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной становится тем самым местом где Обломов может проявить свою сущность в полной мере, раскрыть все качества и чувства. Агафья Матвеевна рядом с Обломовым обрела настоящее женское счастье. Она сумела понять, что только оставаясь Обломовым, он может сохранить свое самое большое сокровище – доброе, чистое сердце, к которому, по выражению Штольца, «не прилипло ни капли грязи», которое «не издало ни донной фальшивой ноты».

Мне кажется, что Гончаров рассказывая об Илье Ильиче Обломове, обращался и нам, потомкам с советом сохранять в себе чистоту, доброту, жить так, чтобы кто-то рядом был счастлив, не пытаться переделывать людей на свой лад, иметь в душе свой мир, не разбрасывать по мелочам то ценное, что заложено в нас природой и Богом.

Образ Обломова очень сложен. В нем все стороны русского характера. Понять этот характер весьма непросто. При каждом новом прочтении роман Гончарова раскрывает все новые и новые грани и Обломова , и обломовщины. Роман можно читать бесконечно, значит, он современен.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)