Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Русская деревня в лирике С. Есенина

Необыкновенно много талантливых людей воспитала русская земля. Литературное наследие нашей страны безгранично велико. Мы по праву можем гордиться своими соотечественниками, внёсшими великий вклад в русскую литературу. Множество талантливых поэтов и писателей оставили яркий след в её истории. Их творчество будет жить вечно, а вместе с ним и память об этих великих людях, воспевавших в своих произведениях красоту русской земли и её многонациональный народ.

Русская поэзия – это особый, необыкновенно прекрасный мир, в котором каждый найдёт себе уголок. Этот мир готов принять всех, он открыт для любого человека. И надо лишь самому захотеть попасть туда, а заглянув однажды в чудесный мир русской лирики, вряд ли захочется возвращаться назад.

Я очень люблю русскую литературу, а особенно русскую поэзию. Стихи наших поэтов отличаются особым лиризмом и благозвучием, они наполнены огромной любовью к России, русскому человеку. Один из моих самых любимых поэтов – Сергей Есенин. Его творчество мне особенно по душе. За свою короткую и очень нелёгкую жизнь он сумел написать множество замечательных стихотворений, способных растопить сердце даже самого холодного человека. К творчеству Сергея Есенина невозможно остаться равнодушным, как и невозможно остаться равнодушным к судьбе этого поэта. Жаль, что так рано и так трагически закончилась жизнь Есенина. Но, по-видимому, такова судьба всех великих русских поэтов.

Строки многих стихотворений Сергея Есенина проникнуты искренней любовью и теплотой к Родине. В своих стихах он воспевает такую простую, но дорогую сердцу «деревянную Русь». Тема русской деревни всегда волновала Сергея Есенина, и поэтому яркой полосой прошла через всё его творчество. Хулиган и «московский гуляка», он искренне переживал за судьбу русской деревни и крестьянства. Будучи сам выходцем из небольшого села Константинова Рязанской губернии, он воспевал красоту родного края, широту русской души.

Тема русской деревни мне очень близка. Я сама почти всю свою жизнь живу в небольшой деревеньке. Поэтому, вновь и вновь перечитывая стихотворения Сергея Есенина о русской деревне, я ясно представляю себе то, о чём писал этот поэт. Наслаждаясь красотой нашей природы, я часто вспоминаю строки есенинских стихотворений, которые вдруг неожиданно начинают как бы парить в воздухе, проступать на коре берёз или светиться в пламени утренней зари. Так же, как и Сергею Есенину, мне невыносимо больно смотреть на постепенное угасание русской деревни, поэтому выбор темы очевиден.

Русская деревня в раннем творчестве Есенина

Совсем не удивительно то, что в своём раннем творчестве Есенин очень много говорит о жизни русской деревни. В душе молодого поэта жили яркие картины родного села Константинова: жизнь простых крестьян, восхитительные пейзажи русской природы. Детские и юношеские воспоминания нашли своё отражение в лирике молодого рязанского поэта.

Пробиться в центр литературной жизни начинающему поэту Сергею Есенину помог Александр Блок. Он первым увидел литературный талант Есенина, одарённость и самобытность рязанского поэта и обеспокоился за его дальнейшую судьбу.

Их первая встреча состоялась 9 марта 1915 года. Этот день стал для Есенина одним из самых запоминающихся в его жизни. Блок был первым человеком, к которому пришёл Есенин, приехав в Петроград. И хотя он очень сильно волновался при встрече с уже известным поэтом Александром Блоком, всё обернулось как нельзя лучше. Его стихи, наполненные истинно народным чувством любви к своей родине, очень понравились Блоку. Для самого Блока судьба России давно стала смыслом жизни. Он относился к ней по-особому. Строки многих его стихотворений были наполнены огромной любовью к родине. В своих стихах он писал о нелёгкой судьбе России, описывал её кровавую историю, пытался определить её будущее. Особенно хорошо это видно в стихотворном цикле «На поле Куликовом». Здесь Блок очень необычно обращается к своей родине:

О Русь моя! Жена моя!

Это говорит о том, что Россия для Блока не только страна, в которой он живёт, но и что-то большее, очень личное. Также он говорит о том, что России, может быть, предстоит пережить ещё много тяжёлых минут. Чуть позже Блок пишет:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слёзы первые любви!

Из этого стихотворения видно, что тема простой деревенской России также очень волновала Блока. Он искренне переживал за судьбу убогих русских деревень, но всё-таки любил Россию такой, какая она есть: с её «серыми избами» и «расхлябанными колеями».

Поэтому творчество Блока было близко Есенину, который до боли в сердце любил картины русских деревень. Есенин любил и уважал Блока, тянулся к его творчеству, был ему благодарен. Вчитавшись в стихотворения Блока и Есенина, можно найти много сходства в изображении русской деревни.

Сергею Есенину было всего 20 лет, когда появилась его первая книга стихов. В начале 1916 года в свет вышел сборник «Радуница». Писатели и поэты этого времени по-разному видели для себя русскую деревню и по-разному о ней писали. Когда Есенин выступил со своими первыми произведениями, в русской литературе шла острая полемика вокруг изображения деревни. После поражения революции 1905 года в условиях реакции некоторые писатели начали изображать русскую деревню лишь с одной теневой стороны. Неграмотность и тупоумие, скотское существование, духовное убожество и нравственное одичание – такова атмосфера этих произведений. Подобное можно было встретить даже у таких видных художников слова, как В. Вересаев, Н. Гарин-Михайловский, Н. Телешов. В известной степени это относилось и к нашумевшей повести И. Бунина «Деревня», в которой не было ни одного светлого пятна.

С другой стороны, в литературе тех лет было стремление более глубоко и основательно, без натуралистических подробностей писать о русской деревне, о крестьянах. В 1909 году была опубликована повесть Горького «Лето». Не скрывая теневых сторон русской деревни, Горький показал её разбуженной революцией к новой жизни. В отличие от Кобылок, Дурновок, Пьяных Курганов, встречавшихся у бытописателей деревенской жизни, Горький назвал изображаемую им деревню Высокие Гнёзда. «С праздником, великий русский народ! С воскресением близким, милый!» - такими словами, полными исторического оптимизма, заканчивал Горький свою повесть. О пробуждении русской деревни к новой жизни писали тогда А. Серафимович, А. Неверсов, А. Чапыгин, С. Гусев-Оренбургский, М. Пришвин, С. Скиталец.

Но, конечно, совсем по-особому деревню изображали те писатели и поэты, которые сами были выходцами из крестьян. О жизни крестьян, о русской деревне они знали не понаслышке. И в ней они видели не только грязные и серые стороны, но и могли разглядеть прекрасное, то, что другие не видели или не хотели видеть. Такими были, например, С. Подъячев, И. Вольнов и, конечно, Сергей Есенин.

Иван Вольнов не скрывал в своих произведениях неприглядных сторон деревенской жизни, но в то же время видел в ней много чистого и светлого. Он особенно хотел обратить внимание на положительные стороны русской деревни и с непониманием и даже некоторой ненавистью относился к тем представителям литературы, которые видели в деревне лишь плохое, грязное, тёмное.

Возможно, поэтому в дальнейшем произошло сближение Вольнова и Есенина. Сергей Есенин не представлял себе жизни без русской деревни. В ней для него было всё самое дорогое и близкое. И поэтому он не заострял внимания на убогости деревенской жизни, а старался как можно ярче отобразить в своих стихах прекрасные черты русской деревни.

Первый сборник стихов Есенина был насыщен стихотворениями о жизни русской деревни и наполнен живописными картинами русской природы. В сердце Есенина жила огромная, необъятная любовь к родному, рязанскому, к простым крестьянам, чья жизнь была очень непростой. Именно эта жизнь сильно волновала поэта. Он чувствовал с ними тесную связь и родство, был привязан к ним душой.

Природа и деревня обогатили поэтический язык Сергея Есенина невероятно яркими красками. Неудивительно, что любимые цвета Есенина – синий, голубой. Это цвет неба и цвет его глаз. Такие яркие небесные краски можно увидеть, лишь находясь с природой наедине. В шумном городе не разглядишь красоту неба, там просто не обращаешь на него внимания. Городская жизнь идёт очень быстро, она просто пробегает и заодно прихватывает тебя с собой. И таких прекрасных вещей, как солнце, небо, воздух, в городе не увидишь. А Есенин всё это увидел, прочувствовал и сохранил в своём сердце на всю жизнь. Его лучшие ранние стихи полны свежести, веселья, дышат молодостью. Картины природы в его стихах необычайно живые:

Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шёлковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, -

Я одурманен весной.

В душу поэта ворвалась весна, такая прекрасная, живая и яркая. И он полон светлых дум и надежд, так как в его сердце поселилась любовь:

Радуют тайные вести,

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черёмуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

А как прекрасно, как необыкновенно изобразил он в своих стихотворениях олицетворение русской деревни – берёзу! С огромной любовью и нежностью говорит Есенин о берёзе:

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Вызывает восхищение то, как красиво изображает Есенин русскую берёзу. Такими простыми, ясными словами описывает он то, что мило его сердцу. Перед нами настоящая русская красавица. Сравнения («точно серебром», «снежною каймой», «белой бахромой»), эпитеты («пушистых», «сонной», «золотом») делают образ нежным, хрупким.

Большой интерес представляет стихотворение «Русь», написанное Есениным в 1914 году. Это печальный рассказ поэта об обрушившейся на страну войне. С первых строк стихотворения можно почувствовать надвигающуюся угрозу:

Потонула деревня в ухабинах.

Заслонили избёнки леса.

Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса.

Есенин ненавидел всё то, что приносило народу страдания. И поэтому ненавидел войну, приносящую людям только горе. Он сочувствовал несчастным деревенским семьям, оставшимся без кормильцев, переносившим жестокие испытания, сочувствовал несчастным женщинам, которые каждый день оплакивали своих мужей:

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские.

Плач прорезал кругом тишину.

Русские деревни и сёла в годы войны представляли собой страшное зрелище. Всё это нашло отражение в стихотворении «Русь». Проанализировав его, можно с уверенностью сказать, что ранняя лирика Есенина полна не только пейзажами русской природы, но и серьёзными раздумьями о судьбе русской деревни, крестьянского народа. « Для Сергея Есенина русский мужик никогда не был «забавной игрушкой». Уже в самых ранних стихах он стремится взглянуть на жизнь деревни «не с одной стороны, а со всех».

В этом же стихотворении Есенин признаётся в любви к родине «кроткой», к «милым бороздам», к «хилым хижинам»:

Ой ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Такова русская деревня в раннем творчестве Сергея Есенина. Это был для него особый, удивительный мир, к которому он был сильно привязан душой и телом. Именно этот мир оказал на него сильнейшее влияние, способствовал пробуждению литературного таланта Есенина, которым так щедро наградила его природа-мать. Ранняя лирика Сергея Есенина впитала в себя все его детские и юношеские воспоминания, которые были ему необыкновенно дороги. Первые стихи Есенина – картины русской деревенской жизни. Здесь он умел разглядеть удивительно прекрасные вещи, до которых другим не было дела. Лишь истинный поэт деревни, такой, как Есенин, мог с такой любовью и нежностью писать о жизни русской деревни, о простых её жителях, которых сам Есенин считал совсем непростыми. Они представляли для него большой интерес. В своих стихотворениях невероятно много писал Сергей Есенин о широте души крестьянского народа. Сам Есенин гордился тем, что он крестьянин, никогда ни от кого этого не скрывал. И хотя ранние стихи Есенина отличаются своей лёгкостью и беззаботностью, всё-таки уже в раннем творчестве видны его переживания за судьбу русского народа и русской деревни. Но, конечно, особенно острой социальной направленности в ранней лирике Есенина увидеть нельзя. Попытки отразить проблемы социальной жизни деревни нельзя назвать очень удачными. Наиболее ярки и содержательны были первые стихи Есенина, отражающие жизнь деревни с бытовой стороны.

Поэзия крестьянского быта

Значительная часть стихотворений первого сборника Сергея Есенина «Радуница» - это стихи, описывающие крестьянский быт. Поэту весьма реалистично удалось изобразить деревенский быт. И это понятно. Всё своё детство и отрочество провёл Есенин в деревенской среде: ходил в деревенскую школу, жил в простой деревенской избе. Чувство любви к отчему дому Есенин сохранил на всю жизнь. Во многих стихотворениях, как в ранних, так и написанных позже, он часто вспоминает о родном доме. Эти светлые воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом, Есенин сохранил навсегда:

А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах,

Тихо август прилёг ко плетню.

Держат липы в зелёных лапах

Птичий гомон и щебетню.

Я любил этот дом деревянный

С детства Сергей Есенин привык любоваться пёстрыми картинами реальной деревенской жизни. Деревянные избы, деревенские люди, крестьянские обряды и традиции – всё это Есенин видел вокруг себя, всё это было ему интересно. В самом нелёгком крестьянском труде находил удивительное, тонкое чувство поэзии. Он умел ощущать эту поэзию, а ведь это нелегко и дано не каждому.

Изображение деревенского быта можно увидеть в таких стихотворениях, как «Дед», «Пастух», «Девичник», «В хате», «Поминки», «Базар» и многих других. Стихотворения отличаются необыкновенной правдивостью, точностью описания крестьянского быта. Здесь он говорит не о каких-нибудь необыкновенных вещах, а о том, что характерно для каждого жителя деревни, о том, что сопутствует ему в течение жизни. Причём Есенин очень детально описывает эту жизнь. Такие живые, правдивые описания мог создать лишь человек, хорошо знакомый с жизнью крестьян. В стихотворении «В хате» Есенин рассказывает о том, как протекают ничем не приметные крестьянские будни:

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Квохчут куры беспокойные

Над оглоблями сохи,

На дворе обедню стройную

Запевают петухи.

Всё творчество Сергея Есенина во многом определила русская деревня со всеми её прелестями и трудностями. Она придала ему неповторимую самобытность, наполнила его творчество огромным духовным богатством, что несомненно помогло поэту добиться огромной славы и всемирной известности.

Крестьянская тема в русской литературе.

Крестьянская тема всегда волновала русских писателей и поэтов. Особенно остро тема заявила о себе во второй половине 19 века. События 60-х годов сильно всколыхнули русский народ. Начали разрушаться патриархальные устои русской деревни, что привело к переменам в жизни крестьян. Всё это нашло отражение в литературе. В это время Россия услышала голос Некрасова, сочувствовавшего русскому крестьянству и призывавшего народ к борьбе за лучшую жизнь.

Сергей Есенин интересовался творчеством своих предшественников. Глубоко уважал поэт Глеба Успенского, в произведениях которого видел всю горькую правду о жизни простого русского народа. Успенский изобразил эту жизнь безо всяких прикрас, такой, какою она и была.

После реформы 1861 года устои деревенской жизни стали разрушаться. Крестьяне, получившие свободу, не знали, что им с этой свободой делать. На самом деле свобода оказалась мнимой. Огромные выкупные платежи была в состоянии выплатить лишь ничтожная часть всего русского крестьянства. Очень ясно об этой ситуации говорил Лев Толстой, который всегда был на стороне русского крестьянства, сопереживал его участи. В своих произведениях писатель тревожился за судьбу народа. Отношение Толстого к земле, природе, взгляды на город и деревню близки и понятны Есенину.

Высокую оценку Есенин давал произведениям В. Г. Короленко. С творчеством Горького было сложнее. Есенин считал, что Горький писал о разложении крестьянства.

Знакомясь с литературой прошлого, Есенин всё чаще задумывался о будущем. Постепенно в его сознании происходят серьёзные изменения. В эту пору, уже приобретя некоторую известность и среди поэтов, и среди читателей, начинают складываться новые взгляды Есенина на жизнь. Всё чаще размышляет поэт о городе и деревне. В раннем творчестве Есенин не противопоставлял так резко деревню и город, но всё же уже тогда его волновало наступление города на деревню, в стихотворениях появились тревожные нотки.

Февральская революция и деревня

Февральские события придают стихотворениям Есенина новый эмоциональный настрой. Поэт начинает верить, что жизнь крестьян станет лучше. С этими переменами он связывает и свою дальнейшую судьбу, судьбу русского поэта. Об этом говорит стихотворение «Разбуди меня завтра рано»:

Разбуди меня завтра рано,

О моя терпеливая мать!

Я пойду за дорожным курганом

Дорого гостя встречать.

Я сегодня увидел в пуще

След широких колёс на лугу.

Треплет ветер под облачной кущей

Золотую его дугу.

На рассвете он завтра промчится,

Шапку-месяц пригнув под кустом,

И игриво взмахнёт кобылица

Над равниною красным хвостом.

Разбуди меня завтра рано,

Засвети в нашей горнице свет.

Говорят, что я скоро стану

Знаменитый русский поэт.

Из этого стихотворения видно, что на революцию поэт возлагает большие надежды. В нём живёт вера в то, что жизнь народа станет лучше и что в его собственной жизни наступят большие перемены. Поэтому Есенин стремится показать всю силу, мощь и красоту революции. Усиливается социальная направленность в творчестве Есенина. Исторические события, которые с невероятной скоростью развивались в стране, находили своё непосредственное отражение в стихотворениях поэта:

О Русь, взмахни крылами,

Поставь иную крепь!

С иными именами

Встаёт иная степь.

Серьёзные переживания вызывают у поэта проблемы крестьянства, проблемы русской деревни. Ведь русский мужик так и не получил своей долгожданной земли. Поэтому Сергей Есенин начинает касаться социальных процессов, происходящих в крестьянской среде:

Тучи – как озёра,

Месяц – рыжий гусь.

Пляшет перед взором

Буйственная Русь.

Дрогнул лес зелёный,

Закипел родник.

Здравствуй, обновлённый

Отчарь мой, мужик!

Поэту дорога, близка именно эта обновлённая, грозная, буйственная мужицкая Русь.

В стихотворениях отчётливо слышны раскаты мятежного мужицкого набата:

Слышен волховский звон

И Буслаев разгул,

Закружились под гул

Волга, Каспий и Дон.

Такой теперь предстаёт перед взором поэта Русская земля, вчера ещё печальный, «покойный уголок», «родина кроткая», «сторона ковыльной пущи». Весь мир для поэта окрашен в светлые, радужные тона. Русский пахарь, русский крестьянин, ещё совсем недавно такой земной и мирный, превращается в отважного, гордого духом богатыря-великана Отчаря, который держит на своих плечах «нецелованный мир».

Совершенно очевидно, что именно в это время творчество Есенина приобретает особый смысл. В результате долгих душевных исканий Есенин находит тот путь, по которому он должен идти в жизни. Поэт начинает ещё более остро ощущать свою принадлежность к крестьянскому народу, чувствовать себя сыном крестьянской России. И поэтому считает своим долгом передать в стихотворениях все мысли, чувства, стремления крестьянства. Есенин считает, что такова его доля – доля певца русских деревень.

Октябрь с «крестьянским уклоном»

Эта революция была принята поэтом с радостью и восторгом. Но понимал он её со своим «крестьянским уклоном»:

Сойди, явись нам, красный конь!

Впрягись в земли оглобли.

Первыми послеоктябрьскими произведениями, отражающими события, были «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица». В поэме «Инония» поэт изобразил новую революционную веру, которая полностью соответствовала убеждениям автора:

Новый на кобыле

Едет к миру Спас.

Наша вера – в силе.

Наша правда – в нас!

Дни Октября стали для Есенина незабываемыми, он был рад переменам, которые произошли в деревне:

Небо – как колокол,

Месяц – язык,

Мать моя – родина,

Я большевик.

На самом деле Есенин не был большевиком, он не вступал в партию, таким образом поэт выразил отношение к произошедшим в стране переменам.

Не был Есенин и певцом пролетариата, он по-прежнему был поэтом крестьянства. По-прежнему русская деревня жила в сердце поэта, по-прежнему он переживал за её судьбу. По-прежнему эта тема занимала одно из главных мест в его творчестве. А иначе не могло и быть: привязанность Есенина к русской деревне невозможно было бы вырвать из его горячего, любящего сердца.

Естественно, что Октябрьская революция внесла некоторые изменения в творчество Есенина. Ему было не так-то просто осознать произошедшее. В своих произведениях он пытается коснуться самых важных для русской деревни вопросов. В этот период своей жизни поэт находился ещё и в сложных политических исканиях. Это тоже повлияло на произведения Есенина, который пытался найти место крестьян в революции пролетариата.

Город и деревня.

Вопрос о городе и деревне именно в этот послеоктябрьский период начинает сильно волновать Есенина. Улучшение положения крестьян он увидел в креплении союза с рабочими, в соединении их интересов. Но вскоре многим надеждам и мечтам поэта вновь пришлось рухнуть. Не таким простым был этот период в истории России. Влияние города совсем иначе отразилось на деревне.

Иностранная интервенция, гражданская война, голод. Введённая правительством политика военного коммунизма выжимала все соки из деревни. Мечты Есенина о создании «мужицкого рая» таяли на глазах. Отчаяние посещало всё чаще:

Россия! Сердцу милый край!

Душа сжимается от боли.

Стихотворения Есенина начинают наполняться драматизмом, сильной взволнованностью. Особенно его тревожит то, что суровый город начинает разрушать вековые устои деревенской жизни. Всё сильнее и сильнее наступает город на беззащитную деревню. Есенин никак не мог смириться с тем, что русские традиции, к которым он с детства привык, без которых жить не мог, уходят в прошлое. Мучительные, тяжёлые мысли посещают поэта. Есенин начинает прощаться с русской деревней, пишет о равнодушном отношении к жизни:

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна берёзового ситца

Не заманит шляться босиком.

Поэт понимает, что возврата к прошлому не будет, что та русская деревня, которую он знал ребёнком, та, что жила в его сердце, осталась в этом прошлом навсегда. На смену ей шло что-то новое, что поэт принимать отказывался. Появляются такие стихотворения, как «Да! Теперь решено. Без возврата», «Я последний поэт деревни», «Сторона ль ты моя, сторона», наполненные тревогой, отчаяньем и грустью по уходящей «деревянной Руси»:

Я последний поэт деревни,

Скромен в песнях дощатый мост.

За прощальной стою обедней

Кадящих листвой берёз.

Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча,

И луны часы деревянные

Прохрипят мой двенадцатый час.

На тропу голубого поля

Скоро выйдет железный гость,

Злак овсяный, зарёю пролитый,

Соберёт его чёрная горсть.

Больно, грустно. С гибелью деревни Есенин видит и свою гибель как поэта, воспевавшего русскую деревню.

В 1920 году Есенин написал одно из самых ярких своих произведений на тему наступления города на деревню – «Сорокоуст». Это цикл стихотворений, в которых Есенин очень резко противопоставляет город и деревню. Резко и сурово говорит он о нашествии города – «железного гостя»:

Идёт, идёт он, страшный вестник,

Пятой громоздкой чащи ломит.

И всё сильней тоскуют песни

Под лягушиный писк в соломе.

О, электрический восход,

Ремней и труб глухая хватка,

Се изб древенчатый живот

Трясёт стальная лихорадка!

От этих строк веет холодом. Приход железного города поэт считает гибелью русской деревни. Он всеми силами защищает её.

Весь поэтический мир Есенина был создан картинами русской деревенской жизни, а город вдруг ворвался в этот мир. Он нарушил гармонию, существовавшую в душе поэта.

Невероятно точно описывает Есенин победу города над деревней в эпизоде, где железный поезд обгоняет красногривого жеребёнка:

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озёрных кроясь,

Железной ноздрёй храпя,

На лапах чугунных поезд?

А за ним

По большой траве,

Как на празднике отчаянных гонок,

Тонкие ноги закидывая к голове,

Скачет красногривый жеребёнок?

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Разве можно точнее и понятнее, чем Есенин, изобразить вымирание русской деревни?! И разве может кого-нибудь не тронуть за душу эта печальная картина? Так прекрасен и чист образ тонконогого жеребёнка, и так холоден и суров «стальной конь». Деревня и город.

Эти стихотворения не могут оставить читателя равнодушным, они будто обдают сердце кипятком и проникают глубоко в душу. Алая заря, чистое небо, свежий воздух – всего этого нет в городе. Это так актуально и в наше время. Угасание деревни идёт со стремительной быстротой.

Есенин не принимает непрошеного гостя, который железной поступью разрушает всё дорогое и милое для поэта:

Чёрт бы взял тебя, скверный гость!

Наша песня с тобой не сживётся.

Жаль, что в детстве тебя не пришлось

Утопить, как ведро в колодце.

Хорошо им стоять и смотреть,

Красить рты в жестяных поцелуях, -

Только мне, как псаломщику, петь

Над родимой страной аллилуйя.

Поэт обвиняет город во всех бедах, обрушившихся на деревню:

Оттого-то в сентябрьскую склень

На сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью ягод рябина.

Оттого-то вросла тужиль

В переборы тальянки звонкой.

И соломой пропахший мужик

Захлебнулся лихой самогонкой.

На такой печальной ноте заканчивает свой «Сорокоуст» Есенин. Такова правда. И как бы она ни была жестока, поэт всегда смотрел ей в глаза, он писал эту правду в своих стихах, а потом бросал её в лицо тем, кто отказывался в неё верить

Есенина разочаровало то, что русские крестьяне, которых он пытался защитить от нашествия жестокого города, всё-таки продолжали верить в помощь этого самого города. Поэт начинает чувствовать себя одиноким.

Деревня проиграла схватку с городом:

Город, город! ты в схватке жестокой

Окрестил нас как падаль и мразь.

Стынет поле в тоске волоокой,

Телеграфными столбами давясь.

Разные мысли посещали Есенина. Очень многое пережил он за это время. Поэт в смятении, в тревожных раздумьях.

Позднее творчество.

Некоторое время Есенин пробыл за границей. Всё это время он помнил о России, сильно тосковал. В это время Есенин мало писал, но нельзя сказать, что эта поездка не оказала никакого влияния на творчество поэта. У Есенина появилась возможность пересмотреть свои взгляды, разобраться с мыслями.

Поэтому, вернувшись, Есенин совсем по-другому взглянул на обновлённую Советскую Русь. Осмыслив произошедшее, поэт вновь обрел веру в лучшее. Эти новые настроения составляют основу позднего творчества. Ю. Прокушев отметил изменения в мироощущении поэта: «Прежде всего это касается заглавной темы поэзии Есенина – темы деревни, судьбы русского крестьянства Тема эта ещё недавно принимала трагическую окраску Исчезают в творчестве поэта мотивы противопоставления города деревне. На смену приходит другое: всё более ясное понимание поэтом того, что ней единой Руси крестьянской, что в деревне есть Русь Советская и Русь уходящая».

Теперь в лирике Есенина уже нет такой грусти и отчаяния. Поэт отмечает и положительные стороны изменений, но видны и противоречивые мотивы. Молодое поколение быстро привыкло к нововведениям, а вот старшее поколение делало это с трудом и неохотно. Тема Руси уходящей и Руси Советской стала основной и определяющей темой в лирике позднего периода творчества поэта. В «Руси Советской»:

Вот вижу я:

Воскресные сельчане

У волости, как в церковь, собрались.

Корявыми, немытыми речами

Они свою обсуживают «жись».

И в «Руси уходящей»:

Мы многое ещё не сознаём,

Питомцы ленинской победы,

И песни новые

По-старому поём,

Как нас учили бабушки и деды.

Друзья! Друзья!

Какой раскол в стране,

Какая грусть в кипении весёлом!

Знать, оттого так хочется и мне,

Задрав штаны,

Бежать за комсомолом.

Я уходящих в грусти не виню,

Ну где же старикам

За юношами гнаться?

Они несжатой рожью на корню

Остались догнивать и осыпаться.

Есенин не винит ни тех, ни других. Он понимает, что так всё и должно происходить, так как быстрых перемен не бывает, всё приходит со временем. Понимает, что деревне необходимо время для того, чтобы перестроить свою жизнь, традиции, которые слагались веками. Несомненно, что Есенин всё ещё переживает, но и пытается принять новое, поэтому реагирует на перемены те так остро, как раньше. Можно увидеть и тревогу поэта: некоторая часть крестьянства неуверенно смотрит в будущее и тормозит процесс становления новой русской деревни.

Есенин принимал деревню такой, какой она была раньше, смог принять её такой, какой она стала, потому что любил её всем сердцем и никогда не терял с ней внутренней связи. Его всегда волновала судьба русской деревни.

Заключение.

Работая с литературой, перечитывая стихотворения поэта, я ещё больше убедилась в том, какую важную роль играла русская деревня в творчестве Сергея Есенина. Для меня стало совершенно очевидно, что не просто так его называют певцом земли русской, поэтом деревни. На всех этапах своего творчества поэт обращался к русской деревне, всегда искренне волновался за её судьбу.

Первые его стихотворения наполнены яркими красками деревенской природы, поэзией крестьянского быта. Они полны лёгкости, красоты. Когда читаешь ранние стихотворения Есенина, перед тобой встают чудесные картины русской жизни и восхитительной природы – детские и юношеские воспоминания поэта. Читаешь и понимаешь, как любил Есенин русскую деревню.

Тяжело переживал поэт годы волнений, но и в это время не терял связи с деревней. В годы революции он принял сторону крестьянства, надеялся на лучшее будущее деревенской Руси.

В произведениях послереволюционного периода на первый план выходит противопоставление города деревне. Влияние холодного каменного города на беззащитную деревню совсем не по душе поэту. Грусть и отчаяние становятся частыми гостями поэта. Стихотворения наполняются драматизмом и унынием. У поэта даже появляется равнодушное отношение к жизни.

В позднем периоде своего творчества Есенин пересматривает свои взгляды на деревню и Россию в целом. Поэт пытается принять новую деревню, в его стихотворениях появляются оптимистические настроения.

Жизнь поэта без деревни немыслима. Никакими силами невозможно было бы его разлучить с тем родным, дорогим миром, который он знал и любил с раннего детства.

Этот мир дорог и знаком мне. И рано утром, выходя из дома, я вижу вокруг есенинскую Русь, от которой невозможно оторвать глаза, и вспоминаю есенинские строки:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)