Справки  ->  Поиск людей  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Русская ветвь кумыкского тухума

В Дагестане особую общественную значимость имеют два понятия: «Джамаат» и «Тухум».

Джамаатом называют жителей одного населенного пункта. В селении сельский джамаат. В районе – джамаат района. В городе городской джамаат.

И еще, джамаатом в Дагестане называют собрание, где народ вместе обдумывает и решает свои проблемы.

«Уважаемый джамаат!» - так принято обращаться в Дагестане к собравшемуся народу.

Каждый джамаат, с древнейших времен, стремится отличиться среди своих соседей достойными делами.

Уважаемым считается джамаат, прославившийся трудолюбивыми, мужественными людьми и благородными тухумами.

Тухум у дагестанцев означает объединение близких и дальних родственников. Каждый человек, каждая семья относятся к какому-либо тухуму.

В Дагестане не спрашивают «Кто ты?», а в первую очередь интересуются «Чей ты сын (дочь)?», «Из какого тухума?», «Из какого аула?».

В каждом селении могут быть от нескольких до десятков тухумов и каждый из них имеет свое название.

Например, в Карабудахкенте до сегодняшнего дня сохраняются названия тухумов : «Алтын-чач», «Тюльку-тухум», «Харсамакайлар», «Гюржю-тухум», «Жухут-тайпа» и другие.

Независимо от названия каждый тухум обязан подчиняться выработанным веками единым традициям.

Это значит, что каждый человек должен слушаться главу своего тухума, советоваться со старшими по всем важным вопросам.

Члены тухума обязаны оказывать друг другу поддержку и в радости и в горе, предоставлять безвозмездную помощь, нести перед джамаатом ответственность за поведение своих сородичей.

Одной из важнейших традиций тухума является забота о больных, о престарелых, о семьях и детях, оставшихся без кормильца.

В связи с этой традицией и произошли события всколыхнувшие весь джамаат селения Карабудахкент 60 лет тому назад.

В 1948 г. сюда приехали ученые из Москвы.

А в 1950 г. один из них усыновил местного мальчика.

Если бы усыновление произошло внутри тухума, к которому принадлежал мальчик, это было бы воспринято как вполне естественное явление.

Уникальность состояла в том, что по воле провидения, тесно переплелись такие две разные судьбы, две жизни: русского ученого, выходца из христианской семьи потомственных дворян Федорова Якова Александровича, доцента исторического факультета Московского Государственного Университета имени М. В. Ломоносова, профессора и простого кумыкского мальчика из мусульманской семьи в безвестном в тот период, находящемуся на южной окраине России селении Карабудахкент Карабудахкентского района Дагестанской АССР.

Как же случилось, что джамаат села и тухум, к которому принадлежал мальчик, нарушив вековые адаты (неписаные законы), установленные предками, дали согласие на соединение двух совершенно чужих людей: иной национальности, иной веры, иного менталитета, иного интеллекта?!

Какими достойными делами и поступками заслужил благоволение джамаата приезжий ученый?

Как сформировалась в Карабудахкенте целая династия кумыков с русской фамилией?

Ответы на эти вопросы по крупицам были собраны из различных источников о жизни и деятельности отца и сына Федоровых, по воспоминаниям информантов, лично знавших семью Гусейновых и профессора Федорова Я. А.

Три года (1948-1950гг. ) работали в Карабудахкенте экспедиции ученых из Москвы. Основная цель – изучение истории села, материальной культуры, обычаев и традиций кумыков.

Руководителем первой группы ученых был этнолог Я. А. Федоров. Очень простой, с открытым взглядом, он легко находил общий язык с людьми. Присущее дагестанцам гостеприимство также было доброй основой для налаживания контактов с местным населением. Единственным барьером был языковый, но и он вскоре был преодолен.

Вот здесь и начинается судьбоносная интрига.

У Якова Александровича в Москве оставалась больная мать и он часто наведывался на почту, чтобы отправить письмо или телеграмму.

Работником почты в то время был Гусейнов Акай. Сам, рано потерявший родителей, он сочувственно относился к тревоге «оруса» (русского) за своих близких.

Несмотря на тяжелое послевоенное время, согласно традициям гостеприимства, Акай пригласил ученого к себе домой.

Здесь, во время беседы, Яков Александрович узнал о беде постигшей эту семью: в 1941 г. в возрасте 32 года от болезни умерла их мать Гурият, а в 1944 г. от полученных на войне ран скончался вернувшийся домой отец Саид.

Выполняя тухумные обязательства, ответственность за судьбу осиротевших братьев, Акая, Забита и Гаджи, добровольно приняла на себя сестра их отца, Бажив.

У нее самой, потерявшей на войне мужа, было двое детей – Айнулгаят и Нуритдин.

Как позже вспоминал Яков Александрович, у него сердце заныло, когда увидел самого маленького в этой семье десятилетнего мальчика с черными смышлеными, но очень грустными глазами. Вероятно, именно тогда у Якова Александровича промелькнула мысль забрать Гаджи к себе в Москву, обучить и воспитать его и тем самым помочь этой семье.

Яков Александрович был приятно удивлен тем, что Гаджи довольно сносно говорит по - русски. Поэтому общение с его домочадцами прошло успешно.

Впоследствии профессор нередко прибегал к помощи мальчика при сборе информации по аулу. Так, Гаджи стал «толмачом» (переводчиком) ученого из Москвы.

Они вместе были на раскопках древних могильников, вместе изучали, все, что касалось материальной и духовной культуры кумыков, беседовали со старожилами.

В связи с этим произошел курьезный случай, о котором часто, смеясь от души, вспоминают в семьях Гусейновых и Федоровых.

Дом бабушки Асият считался одним из самых древних и Яков Александрович очень хотел посмотреть и сфотографировать этот дом. Бабушку Асият предупредили, что к ней наведается профессор из Москвы. Виданное ли дело, такой «большой человек» придет к ней домой, и бабушка Асият с большим усердием начала готовиться к приему гостя.

Она знала, что профессор знаком и уважает национальную кухню горцев и решила приготовить «халпаму» (галушки из кукурузной муки с томатно-чесночной приправой).

Когда профессор Федоров Я. А. осмотрел дом бабушки Асият, он восторженно заметил, что это настоящий клад для этнографа. Он сфотографировал общий вид дома, его арочные конструкции, стены с архитектурными украшениями, ворота над которыми в стену был вложен большой отесанный бутовый камень с арабскими письменами о том, кому принадлежит дом, когда он построен и благопожелания входящему. Затем вместе с Гаджи они измерили ширину, длину, высоту комнат, размеры окон, дверей, описали «очаг» (устройство для приготовления пищи и обогрева помещения), обстановку. Профессора интересовало все: и старинный медный котел, и потрепанный от времени узорчатый самотканый палас и деревянные ложки с половниками, плетеная из деревянных прутьев шумовка местного производства.

Он внимательно осматривал веретено, «чутку» (нижний, сшитый в виде сквозного мешочка платок, внутрь которого укладываются волосы, чтобы скрыть их от чужих глаз). Поверх этого «чутку», вне дома, женщина повязывает другой платок, сложенный треугольником, с перекидывающимися на плечо уголками.

Сначала бабушка Асият охотно беседовала с гостями, потом у нее заметно упало настроение. Причина стала ясна, когда она спросила у Гаджи по кумыкски: Ты говорил, что приведешь профессора. А это кто?

Гаджи ответил: Это и есть профессор. Бабушка Асият: Какой же он профессор? Он не осмотрел меня, даже не поинтересовался, почему столько времени меня мучают головные боли.

Гаджи: Бабушка Асият, честное слово это настоящий профессор, только не по головным болям, он совсем другой профессор

Бабушка Асият с усмешкой: Профессора по тряпкам и посуде что ли? И такое бывает?

Гаджи решил прикрыться авторитетным именем: Бабушка Асият, директор школы сказал, что у профессор светлая голова, он много знает. Посмотрит на старый палас и скажет, где и кто его соткал, по оружию угадает, место его производства и с кем воевали наши предки, по одежде отгадает из какого аула, какой национальности и чем занимается его обладатель

Этот словесный поединок прервал подошедший ученый. Его заинтересовал озабоченный вид бабушки Асият и Гаджи.

Гаджи скрыл от гостя предмет разговора, отметив лишь, что бабушка жалуется на головные боли. Профессор достал из кармана таблетки, дал выпить бабушке Асият и объяснил, как распорядиться с ними дальше.

Избавление от боли резко повысило авторитет ученого в глазах бабушки Асият и она объявила, что отныне профессор является лучшим «кунаком» (побратимом). Она с удовольствием потчевала гостя не только «халпама», но и «чуду» (лепешки с начинкой), запивали все это «айраном» (напиток образующийся после переработки молока).

Когда профессор во время обеда вместе со всеми сел на пол у разостланной скатерти, бабушка Асият окончательно утвердилась в том, что это «свой человек».

Этот пример показывает, что Яков Александрович бережно относился и уважал местные обычаи, а это ответной теплотой отзывалось в душах окружающих его людей.

Его уже называли, переиначив имя по местному, «Якуб».

И одевался он, как все жители аула, выделяясь лишь высоким ростом.

Он не подыгрывал местным с целью вызвать их симпатии, а жил жизнью этих людей. И это было оценено по достоинству.

Им был собран богатый материал о жизни и быте кумыков.

От взгляда этнографа не ускользали ни свадебные, ни похоронно-поминальные обряды, ни праздники имянаречения.

новорожденному. Формы приветствия, содержание благопожеланий, методы воспитания в кумыкских семьях, традиции взаимопомощи и многое другое, составляющее ценности общественного и семейного быта кумыков, выработанные в течении тысячелетий, могли служить доброй основой в воспитании будущих поколений.

Не менее важным было и доказательство автохтонности местного населения, то есть того, что здесь люди проживали постоянно, начиная с каменного века, и не покидали этой территории.

Эта база данных была дополнена в ходе следующей экспедиции в 1949 году, в которой вместе с Федоровым Я. А. участвовали известные на всю страну ученые-историки: археолог К. Ф. Смирнов, этнограф Г. А. Сергеева, антрополог Н. Н. Миклашевская.

В 1950г. исследования продолжались в более расширенном составе. В них приняли участие Н. Ф. Смирнов, Р. М. Миклашевская, Н. Н. Пикуль, М. И. Марковин, А. Я. Федоров, Д. М. Атаев, Р. М. Мунчаев и другие. В итоге исследований были выявлены памятники мустьерского периода,а найденные кремниевые орудия труда и оружие доказывали, что данная территория была заселена со времен палеолита еще 40 тыс. лет назад. Подтверждением этому служили и катакомбные захоронения. Здесь прослеживались периоды неолита, энеолита, бронзового и железного веков, установления феодальных отношений.

Находки, сделанные в могильнике № 1, открытом Я. А. Федоровым на западной окраине села, коснулись и самого «толмача» Гаджи.

В отдельных захоронениях рядом с людскими костями были обнаружены черепа лисы и керамические кувшины, у которых ручки были похожи на очертания лапы лисы.

У ученого, который к этому времени уже достаточно знал о тухумном родстве карабудахкентцев, мелькнула догадка, что это вероятно семейные склепы «Тюльку-тухума» (Тухума-лисы). Лиса была тотемом этого рода и находки ее черепа не могли быть случайными.

Маленький Гаджи был представителем «Тюльку-тухума» и ему было очень интересно узнать, что его род достаточно древний, уходящий своими корнями в албано-сарматское время (II-IV вв. н. э. ).

После завершения работы экспедиции Федоров Я. А. , подружившийся с семьей Гусейновых и чувствующий себя достаточно близким для них человеком, обратился к старейшинам тухума Гусейновых с просьбой разрешить ему усыновить Гаджи и увезти с собой в Москву.

После жарких споров и размышлений старейшины дали свое согласие, но поставили условие, чтобы мальчик не изменял своей вере и продолжал делать «намаз» (мусульманский пятикратный молитвенный ритуал).

Они же согласились и с другим предложением Якова Александровича: дать мальчику свою фамилию, Федоров, сохранив его настоящее имя и отчество.

Так, Гусейнов Гаджи Саидович стал Федоровым Гаджи Саидовичем.

Пребывание в Москве благотворно отразилось на дальнейшей судьбе мальчика.

Он окончил школу № 2 в г. Жуковском. Поступил учиться на исторический факультет Московского Государственного университета им. М. В. Ломоносова. Он познакомился с кругом общения приемных родителей. Это была удивительная интеллигентная семья с богатым внутренним и духовным миром.

Вот некоторые штрихи из родословной Я. А. Федорова. Его отец Александр Александрович Федоров служил на флоте в чине капитана I ранга. Дважды совершал кругосветное путешествие.

Был членом IV Государственной Думы. В 1936 г. был репрессирован.

Бабушка со стороны матери Якова Александровича была сестрой П. А. Столыпина, а дед со стороны матери был двоюродным братом Софьи Перовской.

В близком родстве состояли также другие известные фамилии, как Офроммовы, Куршаковы. Представители семьи Федоровых были знакомы с Л. Н. Толстым, дружили с потомками семей А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского и других.

Так, история большой России через судьбу маленького горца непосредственно соприкоснулась с историей далекого дагестанского аула, стала ближе и родней.

И невольно возникает вопрос: не это ли лучший образец толерантности, благородства, высоты духа, человечности для нынешнего поколения.

Сам Гаджи Саидович с чувством глубокой благодарности вспоминает своего русского отца, которого по дагестански называл «Атам» (отец) и отмечает: «Тем, кем я стал, в том, что я состоялся, как человек и как ученый, я обязан Якову Александровичу Федорову, заменившему мне отца, ставшему моим настоящим жизненным другом и мудрым, терпеливым наставником».

В память об этих чудесных людях при рождении своего сына Гаджи Саидович дал ему имя русского деда Александра Александровича назвав – Аскендер.

Дочери дал имя русской бабушки Анны Петровны назвав ее – Аннаханум.

Своему внуку дал имя русского отца Якова Александровича назвав его-Якубом.

Сегодня в кумыкской семье Федоровых уже 16 человек.

1. Федоров Гаджи Саидович – глава семьи, продолжатель дела Якова Александровича, доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки РД, заслуженный работник высшей школы РФ, действительный член Международной академии информатизации. Опубликовал около 160 научных работ, в том числе 7 монографий, более 20 научно-исторических и учебных пособий.

2. Федорова Пайзат – его жена, ныне пенсионерка.

3. Федоров Аскендер Гаджиевич – старший сын, работал начальником РО ФСБ Карабудахкентского района, ныне начальник отдела службы безопасности ООО «Каспийгазпром».

4. Федоров Мурад Гаджиевич – младший сын, ведущий экономист ООО «Каспийгазпром», начальник отдела налоговых проверок.

5. Федорова Аннаханум Гаджиевна- дочь, доцент кафедры государства и права Сыктывкарского университета, работает над докторской диссертацией, продолжила линию деда, ученый этнограф.

6. Абукова-Федорова Гульбике Микаиловна - жена старшего сына, учительница русского языка и литературы гимназии с. Карабудахкент.

7. Федорова Патимазахра Алаутдиновна – жена младшего сына, учительница истории Карабудахкентской СШ № 1.

8. Федоров Якуб Аскендерович – внук, сотрудник УФСБ РФ по РД в г. Буйнакске.

9. Федоров Алим Аскендерович – внук, сотрудник УФСБ РФ по РД в г. Кизляре.

10. Федорова Наида Османовна – жена старшего внука Якуба, методист факультета иностранного языка и филолога Даг. педуниверситета.

11. Федорова Лейла Измитдиновна – жена младшего Алима, студентка Дагестанской Мед. Академии.

12. Федорова Земфира Мурадовна – внучка, ученица 10- класса гимназии с. Карабудахкент.

13. Федорова Барият Мурадовна - внучка, ученица 7 класса гимназии с. Карабудахкент.

14. Федоров Алибек Якубович – правнук, ученик 4 класса гимназии.

15. Федорова Пайзат Якубовна – правнучка.

16. Федорова Фарида Алимовна – правнучка.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)