Культура  ->  Музыка  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Русские народные музыкальные инструменты в оркестре

Русские народные музыкальные инструменты представляют собой самобытное явление в мировой музыкальной культуре. В своем развитии они неразрывно связаны с духовной жизнью, практической деятельностью, бытовым укладом, эстетическими и нравственными устоями русского народа, они выражают богатство его внутреннего мира, неиссякаемый оптимизм, ум, глубину чувств, особые специфические черты нации.

Испокон веков русский народ стремился выразить в музыке свои мысли, чаяния, душевные переживания. Эти чувства нашли свое отражение не только в песенном, но и в инструментальном искусстве. Многие поколения неизвестных мастеров-самоучек создавали и совершенствовали музыкальные инструменты, в которых отразились эстетические и этические представления народа, его мироощущение.

Создание оркестра русских инструментов относили к истокам новой области музыкального творчества – народно-инструментальной музыки письменной традиции. Более ста лет назад в музыкальной практике впервые был создан национальный, по составу инструментов, русский оркестр. Его большое просветительское значение в том, что сегодня русский оркестр является важным средством активного приобщения к музыке широких слоев народа. Особенно важна роль русского народного оркестра в современной музыкальной культуре.

Предпосылки русского оркестра

Русские музыкальные инструменты обладают большими техническими и художественными возможностями. На них можно исполнить различные произведения: простые, нехитрые попевки, наигрыши, танцы, а также сложные оригинальные музыкальные сочинения. До наших дней дошли многочисленные свидетельства большого разнообразия русского музыкального инструментария. Это струнные щипковые, смычковые, духовые, ударные инструменты. С изменением социальных условий, жизненного уклада менялись и музыкальные инструменты. Некоторые широко распространялись по всей стране, некоторые только в определенной местности.

Об истории возникновения и создания русских народных музыкальных инструментов – домры и балалайки – точных сведений нет. Существует предположение, что предком русской домры являлся восточный инструмент танбур. На Русь его завезли купцы, которые торговали с этими народами в IX-X веках. Самое раннее упоминание о домре встречается в древнерусской письменности «Повесть временных лет» в 1068 году. К этому времени относятся и описания народных гуляний, в центре которых бродячие музыканты – скоморохи. Они играли на гуслях, гудках, сурнах, волынках, трубах, бубнах и домрах. Веселые, шуточные представления скоморохов не только развлекали народ, но и высмеивали жадность, ханжество, по-своему выражали протест против угнетения народа. За это скоморохи подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и светской власти. Летом 1654 года по велению патриарха Никона пять доверху груженых телег с музыкальными инструментами были вывезены за Москву-реку и там публично сожжены. Домра, благодаря искусству скоморохов, стала популярной среди народа, она проникла в самые отдаленные глухие селения, но не сохранила своей изначальной формы.

Постоянные гонения на домру стали причиной превращения ее в другой музыкальный инструмент. Был изменен кузов, его стали делать разной формы – отвальной, круглой, треугольной. Изготавливался инструмент из разных материалов: дерево, кора, тыква, а играли на нем не медиатором, а пальцами. Этот инструмент с треугольным кузовом получил название балалайки. Первоначально он назывался брунькой, балабайкой, балабойкой.

Наряду с этим существует предположение, что балалайка имеет татарское происхождение. Эта версия основывается на том, что татарское слово «балалар», в переводе означающее «дети», близко по своему звучанию слову «балалайка». Однако, в письменных источниках того времени не обнаружилось музыкального инструмента, по названию похожего на балалайку, поэтому большинство авторов рассматривают ее как инструмент русского происхождения.

Первое упоминание о балалайке на Руси относится к 1715 году. Ее ввел в шуточный оркестр Петр I, но особую роль она играла в жизни простого народа. Смастерить балалайку можно было из любых подручных средств, даже из тыквы. Об этом пишет Н. В. Гоголь в повести «Мертвые души»: «Круглое, широкое, как молдаванские тыквы, называемые горлянками, из которых делают на Руси балалайки, красу и потеху ухватливого двадцатилетнего парня».

Во второй половине XVIII столетия балалайка постепенно исчезает из обихода. Ее заменила семиструнная гитара и «итальянская певунья» - так называли в России гармонь. Несовершенство грифа, кузова, слабое звучание, отсутствие механизмов для натягивания струн – все это являлось серьезными недостатками при игре на балалайке.

В таком виде балалайку увидел впервые замечательный музыкант и патриот русского народного инструментального искусства Василий Васильевич Андреев.

Развитие и формирование оркестров и ансамблей русских народных инструментов

Оркестры и ансамбли русских народных инструментов появились сравнительно недавно – немногим более ста лет тому назад. Различные виды ансамблей и оркестров русских народных инструментов возникли примерно в одно и то же время, и это было связано с явлениями общественной жизни. Вторая половина XIX века в России стала эпохой крушения старых устоев и рождения новой общественной формации. Народ потянулся к культуре, искусству, которые при крепостном праве ему были практически недоступны. Возникло и другое: многие представители русской культуры обратились к народу и его творчеству.

Реформатором русских народных инструментов и создателем первого Великорусского оркестра был Василий Васильевич Андреев.

В. В. Андреев родился в 1861 году в городе Бежецке Тверской губернии в семье потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии. Музыкальные способности проявились у мальчика рано. Не зная нотной грамоты он играл на двенадцати музыкальных инструментах. Но с большим азартом Андреев учился играть на балалайке у крестьянина Антипа, в руках которого он впервые и увидел этот инструмент. Всего за несколько дней Андреев не только скопировал иргу Антипа, но и превзошел его. Но и на этом не закончилось увлечение молодого барина простой русской балалайкой. Андреев решил, что балалайку необходимо усовершенствовать. Он заменил передвижные лады на постоянные, кузов сделал из твердых ценных пород дерева. Уже на усовершенствованной балалайке Андреев выступает с концертами и сразу же добивается успеха как балалаечник-виртуоз. Его приглашают в лучшие дома Петербурга, где бывают именитые композиторы. На одном из таких вечеров Петр Ильич Чайковский восторженно отозвался о балалайке: «Какая прелесть эти балалайки! Какой поразительный эффект они могут дать в оркестре. По тембру это незаменимый инструмент».

Мысли о создании русского оркестра зародились у Андреева во время заграничных путешествий по странам Европы. Он знакомился с музыкой национальных оркестров различных стран, которые состояли из мандолин, мандол, различного рода гитар. Музыкант сравнивал их звучание со звучанием русских народных инструментов.

Осенью 1887 года Андреев создал ансамбль балалаечников из восьми человек, получивший название «Кружок любителей игры на балалайках».

Первая концертная программа состояла из русских народных песен, обработанных самим В. В. Андреевым. Репетиции проходили часто и по нескольку часов в день. Музыкантам приходилось играть «по слуху» или «с рук» самого руководителя, так как они не знали нотной грамоты. Вскоре состоялись первые пробные выступления, которые показали большие художественные возможности, но также открыли некоторые недочеты.

20 марта 1888 года в переполненном концертном зале Петербургского Городского Кредитного общества состоялось первое выступление «Кружка любителей игры на балалайках». Эта дата вошла в историю как день рождения оркестра русских народных инструментов.

Андреева не удовлетворяло звучание однородного балалаечного состава, он решает расширить инструментальный состав. В 1897 году появляется группа духовых народных инструментов, вводится брелка, свирель, прямоугольные гусли и группа ударных инструментов. Расширяется и усовершенствуется домровая группа. Новый разнотембровый коллектив был назван «Великорусским оркестром», потому как в нем играли «великороссы» - народность, заселявшая середину России.

Расширение инструментального состава оркестра продолжалось на протяжении всей жизни Андреева. Удачным оказался эксперимент использования в оркестре деревянных ложек, ксилофона и клавишных гуслей. Другие эксперименты оказались менее удачными. Не прижился в оркестре старинный русский гудок, теноровая и контрабасовая домры.

Гармоника была одним из любимых инструментов Андреева. Она не была включена в состав оркестра из-за несоответствия акустических свойств и «иноземного происхождения». В 1880 году тульский мастер Николай Иванович Белобородов создал хроматическую двухрядную гармонику. Она стала предшественницей музыкального инструмента баяна. Название свое баян получил в 1907 году в честь легендарного древнерусского певца – сказителя Бояна. В состав русского народного оркестра баян вводится в 1932 году и становится одним из его ведущих инструментов.

После событий революции 1917 года оркестр Андреева был переименован в «Первый Народный Великорусский оркестр». В начале ноября 1918 года оркестр выехал на гастроли. Ему предстояло участвовать в концертах перед красноармейцами Северного и Восточного фронтов. После одного из выступлений, дирижируя на морозе в концертном костюме, Василий Васильевич Андреев заболел. В тяжелом состоянии был отправлен в Петроград, где скончался в ночь на 26 декабря 1918 года. Выдающийся музыкант завещал оркестру все, что могло бы служить продолжением его трудов.

Творческий путь городского оркестра народных инструментов

Вот уже на протяжении 10 лет главный оркестр нашего города не перестает радовать своих слушателей.

Этот музыкальный коллектив был создан в 1994 году. Основой для создания муниципального оркестра стал ансамбль народных инструментов при заводе «Кузбассэлемент». В его состав входили преподаватели детских музыкальных школ города. С тех пор и по настоящее время оркестр возглавляет художественный руководитель и главный дирижер Денцель Виктор.

От руководителя зависит очень многое. Виктор Яковлевич сумел объединить вокруг себя любителей музыки. Высокое профессиональное мастерство, трудолюбие, преданность любимому делу способствовало быстрому творческому росту коллектива. Художественный руководитель является неутомимым пропагандистом народной музыки.

За заслуги в области культуры и многолетнюю плодотворную работу Денцелю Виктору Яковлевичу присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», а также он награжден Почетной грамотой Администрации Кемеровской области за большой личный вклад в развитие культуры Кузбасса.

В репертуар оркестра входят произведения русской и западноевропейской классики, народная музыка, старинные романсы и неаполитанские песни солистов-вокалистов в сопровождении оркестра, произведения современных авторов, а также оригинальная музыка, обработки и аранжировки музыкального руководителя коллектива, композитора и аранжировка Виктора Кузьмича Куратова.

Уникальный музыкант с детства, лишенный зрения, обладает феноменальной музыкальной памятью и абсолютным слухом. В десятилетнем возрасте он самоучкой освоил все приемы игры на баяне, а спустя два года написал свое первое музыкальное произведение «Праздничная увертюра». Будучи студентом музыкального училища Виктор Кузьмич поразил своим необыкновенным талантом сокурсников: не прикасаясь к инструменту выучил наизусть большое музыкальное произведение и исполнил его без единой ошибки, записал по памяти точный текст утерянной партитуры Глинки.

Виктор Кузьмич постоянно пополняет репертуар оркестра новыми интересными произведениями. Он по слуху записывает партитуру и все партии для оркестрантов, выполняет аранжировку текста произведений. Виктор Кузьмич Куратов сочиняет музыку. Его инструментальные пьесы, являющиеся необыкновенной изюминкой репертуара оркестра, говорят о таланте и высоком профессионализме композитора. Виктор Кузьмич награжден медалью «За особый вклад в развитие Кузбасса», он также лауреат специальной премии губернатора, лауреат международного конкурса имени Ивана Ивановича Маланина, отличник народного образования, а в 2004 году ему присвоено звание Заслуженный работник культуры России.

Первое выступление оркестра состоялось на авторском вечере самодеятельного композитора Михаила Степановича Хомченко. Затем началась продолжительная работа с вокальным квартетом, с детским образцовым хоровым коллективом, с хором русской песни, которым руководит заслуженный работник культуры Людмила Бурцева. В настоящее время оркестр работает в тесном контакте с группой джаз-вокала «Экспромт», образцово-танцевальным коллективом «Карусель».

Тесное и долгое сотрудничество с оркестром связывает солиста Музыкального театра Кузбасса, солиста губернаторского хора «Утро», лауреата международных конкурсов Константина Голубятникова. Этот известный певец выпускник музыкальной школы № 12 по классу баяна. Константин живет и работает в городе Кемерово, но во всех показательных выступлениях оркестра солист-вокалист принимает участие. Оркестр славится игрой талантливых солистов-инструменталистов: Сергея Денцеля, Светланы Ярославцевой, Натальи Громковой, Марины Ушаковой, Ольги Денцель.

Муниципальный оркестр народных инструментов объединил музыкантов городов Ленинска-Кузнецкого и Полысаева. За время существования оркестра в группе баянов работало много разных музыкантов, но неизменным концертмейстером является Анатолий Евгеньевич Долголюк. Группа отличается большой сыгранностью, тонкой нюансировкой, глубоким пониманием музыки и играет ведущую роль в оркестре.

Группу домр составляют музыканты, работающие на разных предприятиях нашего города, среди них люди разных специальностей и профессий. Концертмейстер в этой группе – Вера Афанасьевна Романова.

Группа балалаек в основном состоит из преподавателей музыкальной школы № 12, к ним присоединились бывшие выпускники школы.

Необычный колорит звучанию оркестра придают инструменты: труба, саксофон, флейта, итальянское цифровое «пианино» и большая ударная установка.

Оркестр принимал участие во многих городских, областных и региональных фестивалях и конкурсах. В 1997 году группа оркестра, под управлением В. Куратова, стала лауреатом IV международного фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения Ивана Маланина. Один из номеров этой программы был показан в программе ОРТ «Играй, гармонь!». В 1999 году оркестр стал лауреатом I премии в областном конкурсе, в 2002 году лауреат открытого конкурса в г. Междуреченске. Также оркестр неоднократно был приглашен на губернаторский прием для участия в концертных программах, выступал с концертами на предприятиях и в организациях города.

Оркестр народных инструментов стал центром музыкального искусства города. Коллектив имеет яркое творческое лицо, разнообразный самобытный репертуар и большую перспективу повышения своего исполнительского уровня.

В процессе работы мы узнали много интересного и познавательного.

Выдающийся русский музыкант В. В. Андреев сумел увидеть перспективу развития народных инструментов и предсказал им большое будущее. Его заслуги перед русской и мировой музыкальной культурой огромны. Он усовершенствовал и вывел на широкую концертную эстраду домру и балалайку: сформировал исполнительские традиции игры на народных инструментах; заложил основы репертуара для оркестров русских народных инструментов; разработал важнейшие педагогические принципы обучения игре на народных инструментах и использования каждого инструмента в оркестре; написал или содействовал написанию первых учебных пособий для игры на народных инструментах; сделал попытку придать организованный характер распространению народных инструментов.

Русский народный оркестр за столетний период прошел путь, на который «классическим» жанрам – симфоническому, оперному, камерно-инструментальному – потребовались столетия. Такая интенсивность позволила создать народно-оркестровые произведения, которые вплотную приближаются к лучшим образцам русского музыкального искусства. Росту русской народно-оркестровой культуры способствовало то, что произошло окончательное закрепление в инструментальном составе группы гармоник (баянов). Это позволило обогатить оркестровое звучание, сделать колорит балалаечной, домровой групп и гуслей еще более яркой.

Городской оркестр народных инструментов ведет большую работу по пропаганде исполнительства на народных инструментах. Хочется пожелать этому коллективу дальнейшего творческого роста и успехов во всех начинаниях.

Исходя из поставленной цели, нам удалось выяснить развитие и формирование оркестра народных инструментов, проследить творческий путь становления оркестра нашего города, познакомиться с руководителями и солистами этого коллектива. Наша работа по исследованию музыкального народного творчества не остановится. Было бы и дальше интересно изучать этот вид народного искусства.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)