Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Русские народные сказочники

Русские народные сказочники - это рассказчики сказок, мастера-исполнители, владеющие сказочным репертуаром, хранители русской старины, носители исторической памяти народа.

Автор данной статьи собрал и обработал материал о русских сказочниках, об особенностях их творчества.

Русские сказочники - особая почетная профессия на Руси

Русские народные сказочники - рассказчики сказок, мастера-исполнители, владеющие сказочным репертуаром, хранители русской старины, носители исторической памяти народа. Каждый из них имел свою исполнительскую манеру, обладал индивидуальными способностями.

Целью моей статьи было показать, что русские сказочники - богато одарённые поэтические натуры с особой творческой изобразительностью и индивидуальными особенностями.

Рассказывая традиционную сказку, сказочники обычно не передавали ее механически, а либо сознательно, либо невольно вносили в нее что-то новое (в зависимости от степени одаренности, своих взглядов на жизнь, приноравливаясь к запросам аудитории). Поэтому мастерство сказителя по праву считалось профессией, представителей которой все уважали, так как они приносили людям радость: без них жизнь была бы скучной, однообразной.

Отражение личного опыта сказочника на исполнении сказки

Я заметил, что подлинный знаток-сказитель располагает не только собственным более или менее постоянным и определенным репертуаром, но и собственным стилем и языком. Согласен с критиком Астаховой А. М. в том, что, во-первых, сказка хранит глубокие следы личного опыта и личных переживаний рассказчика (его бывалость, занятие тем или иным ремеслом) и оказывает глубокое влияние на текст рассказываемых им сказок, во-вторых, от личного вкуса сказителей зависит выбор материала, в третьих, сказочник перенимает то, что так или иначе близко и дорого ему, волнует его фантазию и западает в душу.

Значит, творчество сказочника заключается в новом освещении событий, в манере пользования художественными деталями, в манере словесной и звуковой игры, в умении связать сюжетную схему с близкими и волнующими фактами, с теми или иными направлениями в развитии общества.

Каждый сказитель обычно начинает свой рассказ забавными присказками, небылицами, типа: <<В некотором царстве, в некотором государстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и построил чудо-дворец>> или <<Это не сказка, а присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей>> и т. п. Он использует такие традиционные обороты речи, как:

<<Конец - делу венец>>;

<<Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец>>;

<<Вот и сказка вся, дальше сказывать нельзя>>;

<<Вот тебе сказка, а мне кринка масла>>.

Что такое <<сказочная обрядность>> или <<сказочный канон>>

Эти и другие характерные для сказки черты принято называть <<сказочной обрядностью>>, или <<сказочным каноном>>.

Народная сказка - произведение не случайного происхождения, не мимолетная фантазия какого-нибудь рассказчика, она сложилась в среде профессиональных сказочников, в специальной школе, где в течение нескольких столетий вырабатывалась сказочная поэтика, переходила от учителя к ученику, тщательно оберегавшему полученное наследство.

Кто становился сказочником

Так кто же становился сказочником?

Я предположил, если сказку рассказывали в семье, на посиделках и вечорках, на домашних работах, то, вероятно, сказочником был одаренный член семьи.

Но нередко можно было услышать сказку на мельнице, где часто мельник являлся выдающимся рассказчиком сказок. Значит, сказочником мог быть рабочий человек. Представьте себе: собирается народ на мельницу, очередь выстраивается большая, все скучают. Большой удачей считалось встретить здесь мастера сказывать. Его пропускали без очереди, денег за помол не брали: его плата - интересный рассказ. Человек, хорошо рассказывающий сказки - источник светлых, бодрых настроений, которых так жаждет каждый человек.

Однако знатоками сказки являлись и владельцы <<постоялых дворов>>, и ямщики, и балагуры-артельщики, а также сказки рассказывались и разносились разного рода странствующими сельскими ремесленниками: катанщиками, пимокатами, портными, а также солдатами.

Но чаще всего рассказывание сказки не было связано с каким-нибудь определенным занятием. Настоящий сказитель - поистине <<вольный художник>>, он человек без определенной профессии и занятий. Вернее, его профессия - рассказывать сказки.

Сказочники весьма различны и по своим способностям, манере держаться и говорить. Я их разделил на такие группы (условно, конечно):

Группы сказочников

Знают десятки текстов.

Знают 2-3 сказки, используют для домашнего употребления.

Выступают как художники - артисты, любящие и умеющие чувствовать и покорять аудиторию.

Рассказывают просто, не думая о средствах воздействия на слушателей.

Прирождённые мастера, настоящие специалисты.

Случайно стали сказителями.

Способности сказочников перевоплощаться

Хочу обратить Ваше внимание на то, что сказителям приходится при сказывании демонстрировать свои актерские способности: нужно уметь <<перевоплотиться>> в хитрую лису, глупого медведя, жадную и злую мачеху, жестокого Кощея, милую и добрую Аленушку. Рассказчик при исполнении народного произведения использует элементы диалога. Именно диалог и его артистическое исполнение помогают передать особенности характеров персонажей. Кроме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Широко используются в сказках гиперболы, сравнения, звукоподражания и другие средства художественной образности.

Следует отметить, что в среде выдающихся сказителей представлены различные её слои. Самые замечательные сказочники Белозерского края - Илья Семенов, Парамон Богданов - нищие, жившие подаянием; Маремьяна Медведева - бедная крестьянка; Василий Богданов, Созонт Петрушечев - церковные сторожа, жившие за счет общества; знаменитая архангельская Кривополенова Марья Дмитриевна - нищенка. Нищий же и один из самых выдающихся вятских сказителей - Краев. Пермский Ломтев и Ерофей Плутанский - горькие бедняки. Известные лучшие сибирские сказители-сказочники - почти сплошь бедняки: Чима, Антон Чирошник, Винокурова, Скобелин, Аксаментов, а Евгений Сороковиков и воронежская Куприяниха - находились на грани между беднотой и середнячеством.

Социальный состав сказочников и плата за их труд

Из того, о чем я уже сказал, следует, что искусство сказки связано, главным образом, с различными кругами бедноты. И понятно почему.

Довольно трудно представить себе зажиточного крестьянина в роли сказителя-увеселителя на беседах или в артелях - настоящих <<лабораториях сказки>>. Они предпочитали отправлять туда своих работников. В среде верхушечного слоя крестьянства, по большей части, сказителями были женщины, проявлявшие свое мастерство в узком домашнем кругу.

Знатоков сказки знают и заслуженно любят. Есть целый ряд работ, где присутствие сказочника скрашивает тяжелый труд, как бы даже поднимает дух. На Русском Севере была традиция - брать исполнителя сказок, былин, песен в артель. Все работали, а сказитель рассказывал и пел. И за свою работу он получал равную со всеми плату. Там, где работают артелями, всегда процветает сказка. Этим в значительной степени объясняется полноценная и полнокровная жизнь сказок на Севере и в Сибири.

<<Женские>> сказки и сказки <<мужские>>

Сказки также можно условно разделить на <<женские>> и <<мужские>>. Очень интересны <<женские сказки>>: в них собиратели отмечают особенную задушевность, любовь, мягкость и нежность тона (<<Колобок>>, <<Алёнушка и братец Иванушка>>, <<Волк и семеро козлят>>).

Среди женщин-сказочниц известны, например, Кривополенова Марья Дмитриевна и Винокурова Наталия Осиповна.

В исполнении сказок Кривополеновой Марьей Дмитриевной (1843 - 1924) отражалось: <<обаяние ее личности, твердой, светлой и радостной, выкованной дивным севером>>. Поэтому так понятен возглас толпы, одинаковый во всех городах, где она выступала: <<Спасибо, бабушка!>> Так понятно желание тысяч человек пожать старую, сморщенную руку, всю жизнь горестно протягивавшуюся за подаянием, пожать с чувством любви и уважения к бабушке, как к образу нашего народа>>, - отмечала Астахова А. М.

А Винокурова Наталья Осиповна (1860 - 1930) на первый план выдвигает переживания героев, определяющие их поступки, Во всех её сказках проявляется мягкость, незлобивость, деликатность. Сказки её впервые записал М. К. Азадовский, который впоследствии основательно изучил творческую манеру сибирской сказочницы.

Ещё существуют <<мужские сказки>> - сказки, рассказанные мужчинами (дядьками, няньками, гувернерами). Это сказки о доблести, отваге, мужестве и чести русских витязей. Например, сказки <<Иван-царевич и Серый Волк>>, <<Финист-Ясный сокол>>.

Значение сказочников в распространении русского фольклора

Значение русских сказочников трудно переоценить. Они способствовали распространению русского фольклора.

Это, действительно, богато одарённые поэтические натуры с особой творческой изобразительностью и индивидуальными особенностями.

В заключение хочу сказать о том, что собранный мною материал позволил ближе познакомиться с русскими сказочниками, с особенностями их творчества, что и было целью моей работы. Считаю, что представленный на Ваш суд реферат может быть использован на уроках литературы или на уроках чтения в начальной школе.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В НАСТОЯЩЕЙ СТАТЬЕ

Артель - объединение крестьян для ведения коллективного хозяйства.

Балагурство - веселый разговор, с шутками.

Бурлак - рабочий в артели, который вдоль берега против течения тянет суда бечевой.

Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности.

Гуманность - действие, направленное на благо других.

Звукоподражание - приблизительное воспроизведение природного звучания напоминающими его звуками речи, а также слово, возникающее путем такого подражания.

Ирония - тонкая, скрытая насмешка.

Канон - правило, непреложное положение какого-нибудь направления, учения.

Катанщик - изготовитель меховых сапог, валенок.

Кринка - расширяющийся книзу удлиненный глиняный горшок для молока.

Мораль - нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность.

Периферия-часть чего-нибудь, удалённая от центра.

Пимокат - тоже - самое, что катанщик.

Псевдоним - вымышленное имя писателя, артиста.

Сказка - повествовательное, обычно народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях.

Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)