Культура  ->  Изобразительные искусства  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Русские женщины на полотнах А. Г Венецианова и в произведениях Н. А. Некрасова

Русские женщины Они поистине достойны быть воспетыми художником и поэтом.

Восхищение русскими женщинами-крестьянками передают полотна А. Г Венецианова. У Венецианова они выносливы, ловки, трудолюбивы. Его картины не звали к борьбе, но он показал, как прекрасны лицом и сердцем «рабы», и в этом его заслуга. В своих картинах Венецианов показывает крестьянок, носителей лучших черт национального характера, в их труде, в самом важном и благородном занятии, основе процветания страны. Он не унижает героев своим состраданием, а только показывает их нелёгкую жизнь. В русской крестьянке Венецианова столько достоинства и естественной красоты, сколько и у богатых людей.

Нередко он изображал женщин-крестьянок в народной одежде, но чувствуется, что все это люди, привыкшие к нелёгкому физическому труду и поэтому крестьянки – самый любимый народный образ для художника.

На картине «На пашне» – крестьянка ведет своих лошадей без малейшего усилия, движения её подчёркнуто спокойны и величавы. Какие -то отзвуки классического понимания красоты есть в этой фигуре. Алексей Гаврилович Венецианов изображал крестьянок в работе или с орудиями труда: серпом, цепами, которыми мололи хлеб, мешалками, граблями, этим он хотел показать, что это самый трудолюбивый народ. Крестьянки вошли в живопись, не протестуя против бесправия. Но мы видим, что их не за что унижать, угнетать и презирать, их следует любить и уважать. На картине «На пашне. Весна» молодая крестьянка одета празднично, а не по-рабочему, потому что она хозяйка этой пашни, этого ясного и голубого неба, своей земли Женщины из народа на картинах Венецианова умны, благородны, сильны, ловки. Крестьянка – ровня помещице: не робка, красива, «со спокойной важностью лица».

Подлинный шедевр – «Девушка в платке». На картине совсем еще девочка, очарование юности и красоты, спокойная прелесть цветения; легкий румянец округлого лица, шелковые волосы, алые губы, прозрачная глубина глаз Простой платок смотрится на ней драгоценным убором. И это девушке придает больше красоты и обаяния.

Женщины А. Г. Венецианова заставляют вспомнить «тип величавой славянки», позже воспетой Н. А. Некрасовым.

Женский вопрос был одним из наиболее острых политических вопросов русской жизни 60-70 годов прошлого века. В обществе и литературе активно обсуждалась проблема эмансипации, освобождения женщин. Но чаще всего шла речь о городских женщинах, представительницах господствующих сословий. Некрасов же в своих произведениях большое внимание уделял судьбе женщин-крестьянок. Это «Тройка», «В полном разгаре страда деревенская», «Орина – мать солдатская», «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз, Красный нос» и многие другие.

Сочувствие и понимание доли русской женщины не случайно появилась в творчестве Некрасова. С детства Некрасов видел, как его жестокий отец угнетал крестьян, обижал мать. Задумываясь в детстве о печальной судьбе матери, поэт научился сочувствовать всем бесправным, угнетенным женщинам.

Особенно горячие сочувствия вызвали в нем крепостные крестьянки.

В поэме «Мороз, Красный нос» Некрасов пишет, что на женщину русской земли легли все грозные доли. В этой поэме, созданной после отмены крепостного права, Некрасов назвал крестьянок «рабами», потому что трудились с утра позднего вечера и выполняли самую непосильную работу. Поэт написал:

Века протекали – все к счастью стремилось,

Все в мире по нескольку раз изменилось,

Одну только бог из них изменить забывал

Суровую долю крестьянки.

Этим он подчеркнул, что реформа не принесла подлинного освобождения.

И после смерти мужа Дарье стало еще тяжелее. Теперь все заботы и дела мужа легли на Дарьюшку. Но в тоже время Николай Алексеевич нам показал красоту и величавость Дарьи. Она имела свою неповторимость: была румяна стройна, высока, любая одежда ей шла к лицу, она была ловка ко всякой работе – это подлинный тип величавой славянки.

Образ Дарьи – образ женщины крепостной, умной, работящей, горячо любящей мужа и детей, задавленной непосильной, тяжелой работой – это типичный образ женщины-крестьянки того времени:

В ней ясно и крепко сознанье,

Что все их спасенье в труде,

И труд ей несет воздаянье:

Семейство не бьется в нужде.

Крестьянка Некрасова полна огромной внутренней силы. Её образом Некрасов сумел раскрыть таящиеся в народе богатырские силы и показать красоту народной души:

В игре её конный не словит,

В беде не – сробеет, – спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

В образе Дарьи автор показал нам всех женщин России. Мне кажется, что за мрачным колоритом поэмы «Мороз, Красный нос» мы видим, что поэт не утратил веру в светлое будущее народа. Горькая судьба прекрасной женщины-крестьянки – обвинение обществу насилия и угнетения, его приговор.

Венецианов всю свою жизнь старался показать прелесть и красоту русской женщины-крестьянки, а Некрасов, напротив, постарался показать жизнь женщины-крестьянки, с её горем и тяжкой долей. На картинах Венецианова я вижу красоту русской женщины, но не вижу сострадания художника к ним.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)