Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Русский характер героев в произведениях П. В. Еремеева

Воспитание молодого поколения на примере героев произведений нашего земляка Петра Васильевича Еремеева.

Основатель единого Русского государства великий Московский князь Иван 3-й Великий создал печать, эмблемы которой составили основу Российского государственного герба. Кто же изображён на печати? Это Георгий-Победоносец. Георгий имел высокий военный чин, богатства. Был христианином. Римский император боролся с христианством. Он принуждал Георгия отречься от веры. Георгий отрёкся от военного чина, от богатства, но от веры не отрёкся. По преданию он был обезглавлен. Значит можно считать, что с самого начала русская символика использовала образ святого воина Георгия, всадник, поражающий копьём дракона, - символ победы христианства над дьяволом (неверные вере люди). Он как бы заклеймил бесчеловечное лицо любого зла и призвал православных соотечественников к трудной и беспощадной борьбе. Мы – православные. По натуре своей – коллективисты. Чтобы укрепить нас в этой борьбе, история показывает нам, что за нашими плечами – мужество предков, многовековой путь великой русской нации, одолевшей не одно историческое испытание. Россия, родина, русский характер – они не отделимы друг от друга. Одна из главных черт русского характера – совестливость. Прежде думай о людях, а потом о себе. Сделал подлость – совесть замучает. Потому, что живём мы по заповедям Христовым. Русский характер! Поди-ка, опиши его. Рассказывать о героических подвигах? Но их столько, что растеряешься, - какой из них описать.

Я хочу рассказать о героях произведений писателя Петра Васильевича Еремеева, нашего земляка. В 1930 году его родителей определили в ссылку. Сослали в гиблые места Причулымья. В 1935 году семью Еремеевых перевели в посёлок сплавщиков и шпалорезов Луговое. Этот посёлок Пётр Васильевич и считает своей родиной. Отец умер рано. У 38-летней Ксении Иосифовны Еремеевой осталось четверо малых сыновей. Пережито было много тяжёлого, которое забыть невозможно, как невозможно забыть горестные судьбы и тех, с кем близко свела в своё время судьба.

А в 1941 году жестокая, ещё небывалая беда навалилась на всю страну. Война! Она началась далеко от нас, но глубоко взволновала каждого советского человека.

Написано уже немало хороших книг о войне, о ратном подвиге советского народа, о его, удивившем мир мужестве и несгибаемой стойкости. Но весь мир знает также, что победили мы ещё и потому, что героический фронт был поддержан трудом советских людей на заводах, на колхозных полях. Однако же хороших книг о нашем тыле всё ещё мало. Потому, когда мне в руки попала «Пятая мата» Еремеева, я читала её с огромным интересом.

Мата – это связка из нескольких плотов. В плотах идёт по сибирской реке Чулыму так нужная для строящихся самолётов, а значит, для фронта – берёза и вот эта огромная мата села на мель и её стало замывать песком. Мату надо как можно скорее снять с мели – древесину ждут авиационные заводы. Но одним плотогонам разве это осилить?

Русский характер героев в произведениях П. В. Еремеева

Посёлок не велик и не многолюден: едва ли не все здоровые мужики на фронте, остались только их жёны да детишки. Ну, ещё старики. Живут впроголодь – откуда силе взяться?!

Среди героев повести нет выдающихся личностей, тем более, героических. Нет, все они – сплавщики Бекасов и Пайгин, председатель колхоза Рожков, учительница Олимпиада Степановна, Костя Кимяев, главный герой Тихон Романов – все они самые, что ни на есть простые люди. Но именно эти, вроде бы очень обыкновенные люди творят героические дела. Писатель передал всю накалённую атмосферу того теперь уже далёкого времени. Передал не только через людей, но, можно сказать, мелочи быта. Узнаются названия бывших и ныне существующих посёлков, но прежде – люди: их фамилии, имена, поступки, судьбы. Читая повесть, не скажешь, что всё, что происходит в ней, могло произойти где-то ещё. Нет, всё это происходит именно в Сибири, и именно на Чулыме. Всё, о чём пишет Еремеев - или «случилось» с ним самим, или же он лично это видел, пережил, перечувствовал. Написана повесть «своим Еремеевским», вернее нашим сибирским языком. То или другое, рассказанное автором зримо видишь и хорошо «слышишь». Читается повесть очень легко. Нет нужды в подробном разборе этого произведения. Читатель во всём разберётся сам.

Более подробно я остановлюсь на рассказе «Мальчишки». Мальчишки, чьё детство опалило войной.

Ребята бок о бок работали со взрослыми. Называли их в ту пору ласково: «малая кадра»

Так вот ребят попросили грузить на паузок ружболванку, из неё делали на заводе в Новосибирске приклады к автоматам. Пообещали за работу хлеба по пятьсот грамм выписать и обед столовский. «В войну все солдаты. Значит, пойдём грузить», - соглашаются ребята. Грузят. И разула-то их война, и раздела. Терпят ребятишки, потому, что и старому, и малому – всем тяжело. «Для фронта грузим! Гитлеру капут!» – хватил оземь фуражкой Дениска, и первый пошёл к штабелю болванок. Полкило хлеба не валяется. Каждому хотелось принести домой кусок того желанного ржаного хлеба – вот он, сами заработали! А, впрочем, и без этого не раз грузили. То тарную дощечку, то клёпку для бочек, то лыжболванку. А сколько смородины, шиповника в фонд обороны сдали!

Многое понимали мальчишки военной поры. Потому и насторожились, разом всех коснулась тревога, когда заметили почтарку. Не любили её в посёлке – похоронки из военкомата она разносила. – Кому похоронка? Кому-у? -

Потрескивал потухающий костёр, всё так же порывисто хлестал по Чулыму холодный ветер, и над белесыми гребнями волн тоскливо кричали чайки. Вовка Коробкин навзрыд плакал за поленницей болванок. Никто его не утешал. Не умели этого мальчишки, а потом ему надо выплакаться.

На свои худенькие плечики принял Вовка это страшное горе, которое и взрослому-то тяжело вынести. И его друзья решают весь заработанный на погрузке хлеб отдать Вовке. Хоть чем-то помочь товарищу. Отчаянно весело складывали они свои краюшки хлеба на газету, для Вовки.

Только поскорее старались отвернуться от хлеба.

Вовка уже не плакал. Все самые горькие слёзы его были ещё впереди.

«Чего тут надумалиВон чтоЗначит хлеб весь мой» «Не возьму вашего». Вовка вытащил свою пайку и побежал.

Невозможно читать без волнения и одну из самых трагических повестей П. В. Еремеева «Последний выстрел». Она о фронтовике, вернувшемся домой и убившем родного отца. Убил он его не случайно, а сознательно, даже хладнокровно. Понял, что это самый справедливый для него приговор. Всякое приходилось видеть Степану Закутину на фронте и в прифронтовой полосе: и слёзы тех, кто хлебнул лиха в оккупации, и несчастных беженцев, смерть боевых друзей – всю ярь страшной войны, всё зло её увидел и остро пережил молодой солдат. То, что проделывал отец здесь, в тылу, он и представить не мог. Тот достал фиктивную справку, что освобождён от призыва на фронт. Издевался постоянно над женой. А в начале тридцатых годов нагло унижал и обирал голодных ссыльных, одного из них намеренно застрелил, и теперь, в войну, спекулировал картошкой и мукой, склонял женщин-солдаток к блуду, а то и насильничал. Свидетелем последнего и стал сын, когда отец начал приставать к женщине, что купила у него картошку. Та в ужасе закричала, прося помощи. И фронтовик пришёл грозным, неотвратимым возмездием

Повесть «Солдатка»Она посвящена автором самому дорогому человеку – своей матери. Этот образ – возвышенный, святой. Он относится к типу образов тех наших женщин – тружениц, которые самоотверженно работали в тылу и , потеряв мужей на кровавых полях войны, не пятнали их памяти, берегли фамильную честь, чтобы после не прятать глаза от своих детей.

Именно такой и была одна из главных героинь повести – Ксения Карпушева. Это по ней – вдове – равнялись другие женщины посёлка, что на устье Чулыма, с ней советовались в трудный час, к её слову прислушивались, ибо это слово выражало саму мудрость мирского общежительства. К ней приходили, как на исповедь.

Настал час исповедоваться перед этой женщиной и Александре Лучининой – солдатке, матери двух малых детей, рабочей шпалозавода, у которой муж пропал без вести на фронте. Вовсе не желая того, волей недоброго случая Александра изменила своему Матвею: голодная, первый раз в жизни опьяневшая, она согрешила с Ефимчиком, который, как и Закутин-отец, требовал за подвоз сена для голодной коровы её, Александры, падения. Сама виновата – сама и судит себя Александра! Судит без снисхождения, высшим судом. Как бы на себе чувствуешь не физические, а душевные страдания героев. И это, по-моему, очень важно для нас, читателей.

Не менее важное – оптимизм героев

При любом случае, если есть для этого повод, они шутят, веселятся, даже поют озорные частушки – в общем, остаются сами собой, не ломаются под тяжестью обстоятельств. Нам бы побольше сейчас этого оптимизма!

Читаешь и как бы вглядываешься в суровое лицо давних – давних годин. Можно в чём-то соглашаться с автором, в чём-то – нет. Но одно, несомненно: повести и рассказы Петра Васильевича Еремеева – памятник труженикам Причулымья.

И что особенно важно: описаны они их свидетелем, причём описаны беззлобно, с болью в сердце – так, как редко кому удавалось.

В его повестях описаны не только пережитые события, но и героизм терпимости православного человека, его духовная и нравственная высота, его извечное неприятие всякого зла и насилия.

В Сибири не было войны,

В её селеньях враг не рыскал,

Но сколько всё же белизны

В её кудрях от обелисков.

Совсем недавно мы получили письмо от Петра Васильевича Еремеева. Хотя оно адресовано учащимся школы № 2, думаю, оно адресовано всем нам.

«Дорогие ребята!

На дворе – весна.

60 лет назад, такой же вот солнечной весной радио Москвы объявило об окончании войны, о нашей Победе.

Как радовался народ, разгромивший германский фашизм, который открыто грозил порабощением и смертью всем славянам.

Радовались и молчановцы, внесшие немалый трудовой вклад в дело разгрома немецких захватчиков. 1418 дней длилась Великая Отечественная. На огневые поля сражений уходили тысячи и тысячи наших земляков. 2235 воинов из них пали смертью храбрых, не вернулись домой – дорого досталось советскому народу долгожданная Победа.

Теперь мы отмечаем её 60-летие.

Хочется, ребята, чтобы вы поняли, осознали значение, силу того патриотического порыва, с каким трудились в годы военного лихолетья ваши дедушки и бабушки. Часто, не доедая, они честно работали на заводах, на лесозаготовках и лесосплаве Чулыма, на колхозных полях. Лозунг: «Все силы на разгон врага» звучал в сердцах всех.

В годы войны дети Молчановского района, как могли, помогали старшим. Мне памятны добрые дела ребят нашей Луговской семилетней, а после Игрекоской средней школы. Осенью 1941 года мы сдали воинским госпиталям Томска 770 кг. шиповника, в 1942 году – 1600 кг. чёрной смородины и брусники. Наши ребята постоянно грузили не паузки и баржи пиленые на местном заводе ружейные и автоматные болванки, авиапланку, лыжные заготовки, тарную клёпку и другие изделия военного назначения. Школьники работали на полях Наргинского колхоза, убирали сено в Стреженском колхозе, собирали золу для подсобного хозяйства Усть-Чулымской сплавной конторы, разносили больным посёлков Лугового и Базы лекарства против лихорадки, не раз копали дождевых червей для рыбаков Игрековского колхоза «Память Кирова»

Сейчас, ребята, Россия переживает не лучшие времена.

Нам, пожилым ветеранам войны и труда, хочется надеется, что вырастите достойными гражданами нашей Родины, чьё величие складывалось в течение многих столетий. На всех крутых поворотах истории нашего государства народы страны и особенно русский народ свято оберегали свои священные рубежи и трудились ко благу общему. Не посрамите же величия славы своих предков. Будьте достойны их героических воинских и трудовых свершений. Старайтесь учиться, становитесь настоящими людьми – в этом залог славного будущего нашего дорогого Отечества.

Поздравляю вас, дорогие ребята, с праздником Великой Победы!

Автором изначально показана обоснованность и актуальность поставленной темы – деревня, с её известным терпением и трудолюбием, скромными мечтаниями о лучшей доле. И одно устремление – «не порвать бы корни, связывающие нас с матерью-родиной». Она сумела раскрыть, доказать искреннюю любовь сибиряков к Отечеству. Написан реферат просто и понятно. Катя отмечает чисто народный, ныне почти полузабытый, волнующий своей самобытностью и красотой язык писателя Еремеева. Сумела рассказать не только о событиях, но и о людях, сильных духом. Передала атмосферу того далёкого времени, достоверность, суровую правду жизни тыла. «Всё для фронта! Всё для победы!» Автору удалось показать, как своими действиями герои произведений П. Еремеева доказывают непроходящую ценность тогдашнего лозунга. Показала, что трудно складываются взаимоотношения между людьми, пусть даже и родными, доходящие до преступления («Выстрел»). Автор данной работы показала также глубокое понимание того, что тяжёлый крест несут женщины-солдатки в тылу, как Александра, которая «ради детей готова снести все муки, все боли» («Солдатка»). В своей работе она рассматривает, как дети – «малая кадра», наравне со взрослыми трудятся во имя Победы. Как в суровую военную пору проявляется суть русского характера.

Пикалова Екатерина сама хорошо знакома с произведениями П. Еремеева. Владея информацией, она сумела показать тружеников сибирского тыла такими, какие они были в жизни: терпеливцы и однолюбцы. Она логически правильно выстроила свою работу, от общего перешла к частному. Работа Кати насыщена интересной информацией, завершается краткими выводами.

В выполненной работе автор использовала разнообразные источники: научные публикации, документальные издания, методические рекомендации, книги, газеты, т. е. , те источники, которые глубоко рассматривают данный вопрос. Для пояснения текста автор воспользовалась иллюстрациями, которые помогают наглядно познакомиться с информацией, изложенной в тексте работы. Материал по изучению творчества писателей, наших земляков, помогает лучше узнать свой родной край.

Выполненная Пикаловой Екатериной поисково-исследовательская работа по данной теме, безусловно, заслуживает оценки «отлично».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)