Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Русский пряник. Возрождение традиций пряничного искусства поморов Мурмана и Архангельска на Кольской земле

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать»

А. Б. Салтыков

Всякий знает, как нелегко было изобрести космическую ракету, самолёт, телевизор, телефон, радио. А трудно ли было изобрести хлеб или пряник? А между тем изобретение хлеба было одним из самых замечательных открытий человечества. Люди научились выращивать колосья, потом их стали растирать между камнями в муку. Потом кто-то догадался, что эту муку можно смочить водой и испечь лепёшки на углях костра. Это был первый хлеб. Хлеб с таким трудом доставался людям, что его считали священным. Из первого зерна, собранного в поле, выпеченный хлеб обязательно посвящали богам. И этим богам приносили в подарок самое вкусное, что у них было - хлеб и мёд. Вот и пряник, как можно догадаться, придумали в глубокой древности.

Мир природы и мир человеческий тесно переплетены в народном искусстве. Как невозможна жизнь человека без природы, так невозможна культура без народного искусства. Ныне в России началось истинное возрождение интереса к истории народа, его культурным традициям, к тем сторонам жизни русского человека, которые, казалось, канули в прошлое. Растёт внимание к хранителям народного искусства: учёные и просто энтузиасты выявляют в русских сёлах, деревнях и даже городах тех, кто хранит в своей памяти сказки и предания, песни и обряды тех, кто бережно относится к ремеслу своих предков.

Участвуя в школьных фольклорных праздниках, на уроках музыки, изобразительного искусства и чтения, знакомясь с историей своего народа, его обычаями, мы узнавали, что традиция фигурной выпечки живёт с древнейших времён. К каждому празднику предполагались выпечные изделия. Так, на праздник Весны пекли блины-солнца. Фигурки коров, лошадей, рыб и лесных зверей выпекали перед Рождеством, чтобы скот преумножался, а зверь не переводился. Жаворонков из теста выпекали к Христианскому празднику Сретения Господня, а печенья из ржаного теста к «зимнему коловороту».

Мы заинтересовались этим видом народного творчества, так как оно имеет глубокие корни и традиции на Русском Севере – на берегах Северной Двины в Архангельской области и поморских сёлах Варзуга и Умба Мурманской области. В рамках занятий кружка изодеятельности «Родничок», который проводится в системе интегрированного курса «Ступени восхождения», мы начали изучать историю этого народного промысла, чтобы с учётом наших региональных особенностей, применить наши знания и умения для практического применения в жизни нашей школы и своей семьи.

История пряника

Вероятно, самое древнее упоминание о прянике мы встречаем в мифах Древней Греции. Там рассказывается, как жители Афин приносили каждый месяц в храм, охраняемый змеёй, медовую лепёшку – иначе сказать, вид пряника. И если змея съедала его, это считалось хорошим знаком. Большой популярностью пряники пользовались и в Древнем Риме. В день Нового года и в другие праздники на театральных представлениях народу раздавались большие медовые лепёшки. Из легенд мы узнали, что на берегу Балтийского моря, на острове Рюген (Германия), в храме древних славян стояла статуя Бога, куда ему приносили в подарок огромный «круглый медовый пирог высотою почти в человеческий рост» - так написано в древних хрониках.

В летописях, написанных в Древней Руси ещё 900 лет назад, рассказывается, как пекли «хлебы с мёдом и маком». Это и были, наверное, первые русские пряники. Переход от обрядового печения к прянику происходил на протяжении нескольких столетий. На Руси первые пряники, называвшимися тогда «медовым хлебом», появились ещё около IX века, они представляли собой смесь ржаной муки с мёдом и ягодным соком. Позже в «медовый хлеб» стали добавлять местные травы и коренья, а в XII- XIII в. в. когда на Руси начали появляться экзотические пряности, привезённые из Индии и Ближнего Востока, пряник получил своё название и практически оформился в то лакомство, которое известно нам. Слово «пряник» происходит от слова «пряный» (от древнерусского «пъпърянъ») как прилагательное от слова пъпъръ – перец. В пряники стали добавлять анис, гвоздику, померанец, имбирь. Русские пряники – явление общенациональное, вряд ли есть ещё искусство до такой степени связанное с народной жизнью и бытом. В XVII- XIX веках пряничное дело было распространённым народным промыслом. В каждой местности выпекали свои пряники по традиционным рецептам, а секреты изготовления передавались из поколения в поколение. Мастеров, которые занимались пряничным производством, называли «прянишниками». Отсюда и произошла известная фамилия Прянишников.

В России существовало 3 вида пряников, получивших своё название по технологии их производства: лепные, вырезные, печатные. Изучая историю пряников, мы исследовали традиции 2-х видов - лепных и вырезных, распространённых на Русском Севере. Лепные пряники - особый вид пряничного производства, они пришли к нам из древней языческой Руси. Их появление в виде ритуального хлеба, связано с представлениями древних славян о жертвоприношениях многочисленным богам. С принятием христианства кровавые жертвы животных заменились на их скульптурные изображения из глины, дерева, теста. Сегодня лепные пряники – это большая этнографическая редкость, сохранившаяся на территории Русского Севера под названием «козули».

Что означает слово «козули»? Одно из объяснений можно попробовать найти в том, что издавна в деревнях Архангельской области и поморских деревнях Кольского Севера, пекли на Рождество лепные фигурки животных из ржаного теста. Наиболее часто встречающимся было изображение козы – отсюда и пошло название «козули». Козуля – это не только угощение, но и талисман. Каждая фигурка имеет определённый смысл. Например: коза – символ изобилия и достатка в доме, корова символизирует хороший урожай и плодородие, олень приносит долголетие и счастье, тетёрка и птенцы означают пожелания материнства и здоровья детям, нерпа и тюлень символ успеха на промысле. При выборе фигурки учитывается, кому она предназначена, и что человеку лучше пожелать на данный момент. К подаренным козулям поморы относятся бережно, порой хранят их рядом с образами. Мы изготовили козули по старинному поморскому рецепту: испечённые из ржаной муки и соли, изделия несколько раз опускают в кипящую воду, отчего козуля становится более крепкой и гладкой. Фигурки имеют условные формы, у них отсутствуют второстепенные детали. Северные пряники – печенья «тетёры» имеют не менее древнюю историю, чем лепные «козули». Их до сих пор делают на Мезени и в Каргополе, в Варзуге, в Умбе. Эти неповторимые по технике лепки и форме пряники. Тоже выпекают из ржаного теста, раскатанного в виде тонких жгутиков, превращающихся в фигурки зверей или спиралевидные геометрические фигуры, близкие к солярным (солнечным) знакам. Их выпекают ко дню весеннего равноденствия, а т. к. их сворачивали из жгутов, а старинное местное название змеи «хазюля», и их стали называть «козули». Это одно из объяснений, почему эти северные пряники имеют такое название.

Силуэтные пряники появились сравнительно недавно, в 19 веке, и благодаря своим декоративным качествам, стали очень популярными, иначе их ещё называли «вырубными». Разнообразно было художественное решение: мягкий линейный рисунок, яркая расцветка глазурью и наклеенными кусочками сусального золота, оригинальное использование пуха и крашенных птичьих перьев. Но, пожалуй, самые замечательные силуэтные пряники под названием «козули» выпекают до сих пор в Архангельске. Представляя собой, своеобразный вид прикладного искусства народного творчества, козули поражают воображение лаконичностью форм и красотой рисунка. Первоначально они повторяли образы домашних животных (отсюда название), но с расширением этого промысла тематика персонажей была расширена. Долгое время выпечка пряников – козуль была в Архангельске семейным делом. Мужчины изготовляли из полосок кровельного железа специальные контурные формы для вырезания пряников, женщины готовили тесто. Учёным удалось установить давность изготовленных форм до 200 лет. Украшали, расписывали пряники всей семьёй. Благодаря этому, искусство передавалось в семье из поколения в поколение. Секреты ремесла и пряничные вырезные формы передавались строго по родне. Узоры выполнялись подкрашенной природными красителями глазурью. В 1913 году Архангельский пряник был официально выделен как вид народного творчества. У нас в школе есть ребята с семейными архангельскими корнями, им не понаслышке известен вкус козуль. Мы подумали, что можно придумать свои формы для этих северных пряников, тематически близкие нашему Кольскому краю. Ребятами были вначале созданы эскизы образов наиболее часто встречающихся животных и героев в саамском и поморском фольклорах. По эскизам мы вместе с родителями изготовили формы из жести консервных банок – это нерпа, олень, силуэт фигурки саама, медведь, чайка. Испекли по старинным поморским рецептам «вырубные» пряники, а в украшении использовали элементы узоров из саамского декоративно - прикладного искусства. Так у нас появилось своё направление в этом виде искусства. Изготовленные «вырезные» вкусные изделия мы использовали на школьных фольклорных праздниках «Зимние праздники на Русской земле», «Посиделки у друзей».

Пряники на Руси

Самыми красивыми пряниками на Руси считались печатные пряники. В них сочеталось мастерство резчиков пряничных досок и творчество пекарей – пряничников. В далёкую старину придумали так, чтобы на пряниках оставалась картинка. Для этого на дощечке мягкой породы (липа, тополь, осина) мастер вырезал изображение птиц, растений, зверей. Потом этот узор он углублял стамеской – делал выемки, чтобы в них помещалось пряничное тесто. Доски долго проваривались в масле, чтобы тесто потом не прилипало. После выпечки остаётся картинка, какую вырезал мастер на доске. Такая доска была ценностью и, когда к городу в Древней Руси приближался враг, жители прятали в тайниках самые дорогие для них вещи: металлическую посуду, кольца, бусы, золотые и серебряные монеты. Попадали в такие клады и пряничные доски. В Новгороде нашли при раскопках пряничную доску, которой 700 лет.

Внешний вид и красота пряника зависела целиком от этих форм. Сейчас деревянные пряничные формы хранятся в музеях и насчитываются их сотни. С пряниками было связано много обычаев и поверий. Старинные документы прямо указывают, в каких случаях, когда и кому их следовало дарить. Без пряников раньше не проходило ни одно событие – ни весёлое, ни печальное. Так, например, пряники дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось пиршество тем, что гостям давали по кусочку пряника, (назывался «разгоня»), после свадьбы молодые шли к родителям жены с пряником, а на него клали деньги и подарки. Отсюда пошло выражение «класть на пряник». По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении тяжёлых болезней, а пряники с изображением букв служили сладкой азбукой. Каждому событию соответствовал рисунок на пряничных досках; иногда пряничная доска была для отпечатка одного, двух, четырёх и даже сто двадцати пряников одновременно. Пряники были разных размеров от совсем маленьких до больших «в почесть», которые весили по несколько пудов и везли их на санях.

На Кольском и Архангельском Севере нет глубоких традиций печатного пряника. Но в ходе исследований, мы узнали, что в городах Мурманской области Кировске и Полярном используют традиции русского печатного пряника. Эти сладкие сувениры выпекают на хлебозаводах. Ребята, которые учились до нас в нашей школе, на кружке резьбы по дереву изготовили доски для печатных пряников. Эскизами для них стали образы животных нашего сурового края и сцены из жизни коренных народов Крайнего Севера. Когда доски были готовы, мы обратились к нашим городским пекарям с идеей о создании пряников с северными мотивами. Ведь если раньше малыши «изучали» сладкий пряничный алфавит, то, также играючи, маленькие северяне могли бы знакомиться с героями саамского эпоса и представителями фауны Крайнего Севера. Из интервью с начальником производства ООА «Колос» города Снежногорска, мы узнали, что площади и оборудование данного предприятия не позволят им заниматься пряничным производством, кроме того, необходимо иметь специальную «сертификацию» - поэтому сотрудничества у нас не получилось. А нашим ближайшим соседям хлебозаводу г. Полярного наша идея понравилась, нас пригласили на экскурсию: показали производство печатных и вырезных пряников, рассказали о том, что в 2000 году пряник «Праздничный сувенир» завоевал почётное звание «Лучший товар Мурманской области», был участником Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России». Технолог хлебозавода Шурмина Наталья Александровна заинтересовалась нашей работой – проектом создания серии вырезных пряников по мотивам архангельских «козуль» - « Герои поморского и саамского фольклора». Также мы предложили проект – серию печатных пряников с символикой Снежногорска и сюжетами из жизни коренных народов Севера.

Правда, на хлебозаводе нас предупредили, что воплощение проекта связано с определёнными сложностями – пряничные печатные доски делают на заказ, стоят они очень дорого. Но есть сейчас новые технологии, для печатных пряников делают формы из пластмассы с металлом. Стоит это всё больших денежных затрат и поэтому как только появится возможность, хлебозавод обязательно использует нашу идею и эскизы.

Ученики нашей школы сделали пряничную доску с гербом – символом нашей школы. У нас часто бывают гости, и нам хотелось бы, используя исконные традиции гостеприимства нашего народа, потчевать гостей нашим сладким сувениром.

С 60-х годов прошлого века традиции изготовления русского пряника активно начали возвращаться. Современные мастера открывают свои секреты и состязаются в мастерстве друг с другом на художественных выставках и фестивалях. Пряник стал сувениром, символом, лучшим подарком. Самые лучшие экземпляры пряничных досок, резных форм, самих пряников хранятся в музеях страны. Таким образом, мы видим, что история пряника – это история народа, его обычаев и традиций. Русский Север издавна славился ремёслами, здесь многие виды народного искусства достигли художественного совершенства. Поморские мастерицы говорят: «Крайне необходимо для нас, а более всего для потомков попытаться возродить северную школу пряничного дела – «козули», и совсем забытые уже «печатные» пряники». За последние 10 лет пряничный промысел расцвёл, и сейчас уже стоит вопрос о создании музея «северного хлеба».

Мы прикоснулись к истории русского пряника, и как же это обогатило нас духовно! Мы очень много узнали об обрядах, песнях, традициях, об искусстве резьбы по дереву и многом другом. А главное, изучение родной культуры побуждает понимать и уважать культуру других народов.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)